Мурашева Л.Е., начальникупр-я культуры г. Вогодонска
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
Сельская культура сталкивается со значительно большим числом проблем, нежели культура городская. Деградация сферы культуры в сельских поселениях является одной из главных причин старения сельского населения и прекращения существования значительного количества сел и деревень. Тем не менее, на сегодняшний день около 27 % россиян продолжают проживать в сельской местности. Ощущение бесперспективности является преобладающим как у сельчан, так и у местных властей. Это отмечают все, кто так или иначе сталкивается с проблемами, в том числе культурными, современного сельского поселения - села, деревни, хутора...
Сравним в социологическом ключе некоторые культурные ресурсы горожан и селян и их удовлетворенность ассортиментом и качеством предоставляемых культурных благ (продуктов и услуг). По данным мониторинга Левада-центра в 2005 г. 85 % селян не имело доступа в Интернет (в среднем по России 75 %), 3 % (по России 6 %) могли воспользоваться им на работе и всего 1 % -дома (по России 5 %), а 11 % практически ничего не знают о существовании такой сети (табл. 1).
Таблица 1.
Есть ли у Вас или у кого-либо из членов Вашей семьи доступ к сети Интернет? Если есть, то дома или на работе?1
Тип поселения
Варианты ответов Всего Москва боль- сред- ма- села
по и С- шие ние лые
Рос- Петер- города горо- горо-
сии бург да да
Нет 75 52 62 82 76 85
Только дома 5 11 11 5 2 1
Только на работе 6 17 10 5 5 3
И дома, и на работе 2 7 5 1 1 0
Практически ничего 11 13 11 7 14 11
не знаю о существо-
вании такой сети
1 Вестник общественного мнения. 2005. № 5. С. 92.
Приведем и другие данные. Только 15 % сельских библиотек телефонизированы, а доступ в Интернет имеет всего 1 % сельских библиотек. В то же время именно сельское население является наиболее активными читателями (24 % всей библиотечной публики). Основную долю контингента библиотечного читателя составляют представители малоимущих слоев населения, преимущественно жители малых городов и сел (54 %)1. В то же время наибольшая доля россиян, не читающих книг, проживает в сельской местности (35 %) (табл. 2).
Таблица 2
Поселенческая структура групп активных и рядовых читателей и не читающих книги (в % от численности групп по столбцу)2
Тип поселения В сред- Актив- Рядовые Не читаю-
нем ные читатели читатели щие книг
Москва, С-Петербург 11 19 10 6
Большие города 17 16 20 13
Средние города 20 18 26 14
Малые города 27 23 26 31
Села 26 24 19 35
С 1998 по 2003 гг. число сельских библиотек сократилось с 38 726 до 37 653, библиотечный фонд в среднем на одну сельскую библиотеку снизился с 9 585 экземпляров до 9 396. За этот период число пользователей в среднем на одну библиотеку в сельской местности увеличилось с 525 до 531 чел., несколько возрос такой показатель, как число посещений библиотеки одним пользователем (с 9,1 до 9,6)3.
Таковы данные о состоянии сельской библиотечной сети в целом по России. В ряде регионов ситуация выглядит еще более тревожной, и, по мнению самих библиотекарей, «если новый за-
1 Стельмах В. Кому нужны библиотеки в современной России? // Вестник общественного мнения. 2005. № 5. С. 33, 31.
2 См.: Дубин Б., Зоркая Н. Книги в сегодняшней России: выпуск, распространение, чтение // Вестник общественного мнения. 2005. № 5. С. 47.
3 См.: Культура России: Аналитический справочник. М., 2004. С. 18, 19, 20.
кон о самоуправлении только закрепит тенденции последнего времени, то все неизбежно закончится культурной катастрофой в стране» 1. Для столь пессимистических и категорических выводов есть весьма веские основания. К примеру, в Новгородской области, с начала 1990-х годов число библиотек сократилось на 99 единиц, а библиотечных пунктов - на 631 единицу. Основными причинами сокращения библиотечной сети стали: значительное уменьшение сельского населения (с 264 тыс. чел. в 1977 г. до 2002,9 тыс. чел. в 2003 г.), сокращение числа населенных пунктов (1977 г. - 302 сельских совета, 1982 г. - 280 сельских советов, 2002 г. - 3792 деревни, или в среднем около 11 деревень на одну библиотеку). В ряде случаев зона деятельности библиотеки достигает 55 км и даже 70 км.
Естественной воспринимается тенденция снижения традиционных количественных показателей деятельности сельских библиотек. Так, за 30 лет (1973-2003 гг.) в библиотеки стало ежегодно приходить на 34,4 тыс. чел. меньше, а книговыдача уменьшилась на 88,5 тыс. экз. Сокращение числа читателей связано со старением населения, отъездом молодежи из сельской местности, низкой рождаемостью, с отсутствием новой литературы.
Большинство сельских библиотек Новгородской области в 2001-2003 гг. не финансировались из местного (сельского) бюджета, примерно каждая десятая библиотека расположена в аварийном или требующем капитального ремонта помещении, каждая третья - в холодном помещении. Не имеют телефонной связи 86 % библиотек. Только каждая третья библиотека имеет читальный зал. Обеспеченность техническими средствами позволяет назвать сельские библиотеки просто нищими - лишь 1 библиотека имеет копировальную технику, ни у одной нет в наличии компьютера. В октябре 2003 г. заработная плата сельских библиотекарей в зависимости от разряда составляла от 1037 до 2319 руб.
Определенное представление об изменениях в потреблении культурных благ в сельской местности можно составить по данным лонгитюдного исследования, проведенного Институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН в 1975, 1986, 1993 и 1999 гг. Анализ показывает,
1 Петрова Л.А. В каком состоянии перейдут сельские библиотеки под крыло местных властей? // Библиотечная столица. 2005. № 4. С. 3.
что примерно в два раза уменьшилось число селян, посещавших библиотеки, клубы и дома культуры в качестве зрителя (табл. 3).
Таблица 3
Динамика пользования культурно-спортивными учреждениями, (% к числу ответивших сельских работников)1
Учреждение 1975 1986 1993 1999
Библиотека 32 35 23 17
Театр, цирк* 25 43 30 17
Клуб, дом культуры как зритель 66 77 38 38
Клуб, дом культуры для занятий 8 4 5 3
Стадион, зал для занятий 3 4 5 5
Церковь, молельный дом Нет данных 14 12
*В том числе при выезде в другие населенные пункты
Несмотря на невысокие культурные запросы селян, данные социологического исследования, проведенного в Свердловской области, показывают, что жители села в меньшей степени удовлетворены культурным обслуживанием (табл. 4).
Таблица 4.
Удовлетворены ли Вы культурным обслуживанием по типам _поселений?» (в % к числу опрошенных)_
Тип поселения Варианты ответов
Нет Не очень Да
Крупный город 15 67 18
Средний город 18 62 20
Малый город 19 66 15
Село, ПГТ 24 52 24
В то же время именно жители села и малых городов высказали наименьшие претензии к работникам культурной сферы и выразили наибольшую признательность к ним. Наибольшее недовольство сельчан вызывает ограниченность выбора культурных занятий и мероприятий.
1 См.: Артемов В.А. Село 90-х годов: тенденции повседневной деятельности сельского населения // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 69.
2 См.: Культурные запросы населения и оптимизация деятельности управления деятельностью учреждений культуры. М., 2005. С. 53.
Получены интересные результаты относительно размера домашней библиотеки. Если доля тех, кто не имеет домашней библиотеки, обратно пропорциональна масштабу поселения, то относительно размера домашней библиотеки такой зависимости не наблюдается. Так, для крупного города это 383 книги, для среднего - 341, малого - 286, а для села - 378 (!) (см. табл. 5).
Таблица 5.
Размер домашней библиотеки (по типу поселения, %)
Размеры ПГТ, Малый Средний Круп-
библиотеки село город город ный го-
род
до 100 книг 35 42 34 34
200-500 книг 28 34 41 35
500-1000 книг 13 9 13 13
более 1000 книг 9 2 5 9
библиотеки 15 13 7 10
не имею
Крайне редко сельские жители Свердловской области посещают кинотеатры -11 % опрошенных очень редко, 12 % - реже 1 раза в месяц, 8 % - не реже раза в месяц и 3 % - 3-4 раза в месяц, что заметно уступает жителям более крупных населенных пунктов (см. табл. 6).
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы посещаете кинотеатр?»1
Типы поселения Варианты ответов
Очень Реже Не реже 3-4 раза
редко 1 раза в 1 раза в в месяц
месяц месяц
Крупный город 62 17 17 4
Средний город 84 6 7 3
Малый город 77 6 4 13
ПГТ, село 77 12 8 3
1 См.: Культурные запросы населения и оптимизация деятельности управления деятельностью учреждений культуры. М., 2005. С. 92.
Что касается посещения театра, то его посещают 38 % опрошенных селян, что на 7 % больше, нежели жители малых городов Свердловской области и намного меньше этого показателя в крупных и средних городах (см. табл. 7).
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос Как часто Вы посещаете театр?
Тип поселения Варианты ответов
Практи- Реже 1 раза Не менее Несколько
чески не в год 1-2 раз раз в год
бываю в год
Крупный город 26 23 24 27
Средний город 46 21 20 13
Малый город 69 14 13 4
ПГТ, село 62 20 9 9
Для понимания и определения перспектив культурного развития территорий важное значение имеет мнение населения относительно учреждений культуры и досуга, например, о том, что необходимо достроить или открыть впервые в данном конкретном поселении. Выяснилось, что население всех типов поселений отметило потребность в развитии культурно-спортивных и досу-говых центров, поддерживая тем самым общую ориентацию на многофукциональность учреждений культуры. Жители села и малых городов высказали пожелания относительно развития сети музыкальных и художественных школ. Кроме того, сельчане чаще, чем жители иных типов поселений высказались за возрождение национальных народных традиций.
Главными культурными институтами в сельской местности являются библиотеки, клубы и дома культуры. Находясь в бедственном положении, в ходе начавшейся муниципальной реформы они могут прекратить свое существование. Эксперты, занимающиеся данной проблемой, констатируют «наличие громоздкой сети слабых культурно-досуговых учреждений, функционирующих в режиме консервации при недостатке кадровых, материальных и финансовых ресурсов для развития. И эта сеть в скором
времени переходит «под юрисдикцию» волостей, находящихся сегодня в еще более плачевном состоянии» 1.
Президент РФ уже в качестве реализации идей своего Послания Федеральному собранию на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству 30 мая 2007 г. поставил задачу укомплектовать библиотеки, в том числе сельские и школьные, передовыми информационными системами и единым программным обеспечением, а также отметил важность того, чтобы в этой подотрасли культуры работали современные специалисты, которые могли бы обеспечить превращение обычных хранилищ книг в информационно-аналитические и досуговые центры.
Показателен в этом отношении опыт Республики Чувашии, в которой осуществляется программа создания модельных сельских библиотек. Программой предусмотрено постепенное обеспечение всех сельских библиотек республики установленным минимальным стандартом, позволяющим оперативно переформатировать библиотеки в информационно-аналитические центры, открывающие возможности доступа к мировым информационным ресурсам.
Согласно ст. 50 Закона РФ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сельские библиотеки, переданные на уровень сельского поселения, фактически отделяются от централизованной библиотечной системы, означающее для них прекращение централизованного обеспечения литературой, а также методической, консультационной и иной помощи. Министерство культуры Челябинской области в Аналитической записке «О подготовке органов управления культурой к реализации положений ФЭ-131» отмечает, что «сброс организации библиотечного обслуживания на бюджеты сельских поселений, в которых нет средств, означает закрытие многих библиотек и ухудшение библиотечного обслуживания населения. В современных условиях сельские библиотеки, не имея компьютера, а порой и просто телефона, они не могут выполнять в полной мере функции информационного центра для населения, стать связующим звеном для органов местного самоуправления и местного сообщества». К сожалению, это могут
1 См., напр.: Бояркова Г. Выбрать цель и не потерять ее при выборе средств // magazine.60 parallel.org.
сказать не только челябинцы. Явление это, надо полагать, повсеместное.
Бедные ресурсы сельской культуры - это не единственное их отличие от городской культуры: «Для сельской культуры характерно удержание социальной целостности персональных сред, а для городской культуры такими же механизмом является удержание инперсональных сред» 1. Это означает, что на уровне сельских поселений более востребованной становится не художественная, как в городах, а социальная модель культуры. Одновременно это дает шанс для преобразования существующей сети клубных учреждений в «культурные сети». Для этого необходимо произвести концептуальную замену клубов, которые в советское время выполняли преимущественно идеологическую функцию, а также всевозможными методами, в том числе и финансовыми, стимулировать инициативу «снизу».
В Псковской области в качестве выхода из «состояния конструктивного отчаяния» было принято решение о проведении на уровне сельских поселений эксперимента принятия на основе культуры управленческого решения «снизу вверх». «... На этом уровне, естественно, нужно начинать с наличия и степени использования местных культурных, природных, рекреационных и . человеческих ресурсов. Подходы к изменению ситуации просты: максимально использовать возможности культуры влиять на какое-то улучшение жизни селян (не будем говорить о качестве жизни) и попытаться адаптировать европейский и российский опыт выхода из кризиса путем возвращения утраченного местного знания о собственном опыте хозяйствования на этой же земле», - отмечает Г.Бояркова 2. Проведение эксперимента не предполагает следования единой модели оптимизации клубной сети. Так как инициатива должна идти «снизу вверх», то это должно привести к формированию различных, но адекватных данному поселению, стратегий развития клубов.
1 Высоковский А. Культура и город: исследования и программные разработки // 60 параллель. 2004. № 3.
2 Бояркова Г. Выбрать цель и не потерять ее при выборе средств //magazine.60 parallel.org.
Если эксперимент окажется успешным и получит широкое распространение, то это даст возможность уйти от традиционной модели существования местной культуры как ретранслятора ценностей и культурных форм, возникших на центральном уровне. Кроме того, создаваемые экспериментальные площадки призваны стать специализированными центрами культуры, в которых работают команды специалистов, нацеленные на выполнение функций смыслопорождения и культуротворчества.
Исходя из подобной концепции экспериментальных площадок, главную цель реформ на уровне сельских поселений можно попытаться сформулировать как «создание условий для стимулирования и институализации социально-культурной активности населения. Здесь закладывается еще одна функция культуры -стимулирование развития гражданского общества. На селе человек максимально приближен к решению проблем местного самоуправления. В сегодняшнем состоянии (местного самоуправления), культура может сыграть очень своевременную роль аниматора. Именно в этом видится возможность кардинального сдвига в региональной культурной политике. По мнению ряда экспертов в сфере сельской культуры, стимулирование социально-культурной активности населения является тем звеном, потянув за которое, можно решить множество социально-экономических и политических проблем, начиная с развития местного самоуправления и заканчивая повышением конкурентоспособности российских территорий и России в целом.
Анализ целей, задач и технологий реализации и критериев эффективности ряда целевых программ, направленных на развитие культурно-досуговой деятельности на селе, показывает, что большинство из них формируются и реализуются по старинке, то есть без использования социокультурных технологий. В Пензенской области запланировано создание социокультурных центров в сельской местности. Основной целью их создания является «обеспечение максимально благоприятных условий жизни населению, и, что особенно важно - создание привлекательных условий жизни на селе молодежи»1. Но сам текст цитируемого документа свидетельствует о пресловутом количественном подходе в
1 Культура села. Вып. 3. Культура как фактор социального развития села. М.,2004. С.92.
оценке проделанной работы - столько-то выделено средств, столько-то проведено культурных мероприятий, на столько-то выросло число читателей сельских библиотек. Стиль, язык, идеология подобных документов резко контрастируют с материалами, выходящими под эгидой Института культурной политики, или публикациями в журналах «60 параллель», «Экология культуры» (оба издаются в Архангельске).
Заметную роль в сохранении сельских поселений, развитии сельской экономики и культуры мог бы сыграть культурный туризм. Неслучайно исследователи отмечают стабилизирующую функцию сельского туризма. Для его развития необходима разнообразная помощь со стороны региональных и сельских властей в сохранении природного и культурного наследия сельских территорий. Но вот к каким выводам приходит О.Г.Севан - исследователь данной проблемы: «. Для многих российских территорий развитие туризма оказывается сегодня преждевременным, что обусловлено слабой инженерной инфраструктурой городов и сельских районов: отсутствием гостиниц, объектов питания и досуга, а также неподготовленностью населения к работе в этой сфере культуры и бизнеса, отсутствием квалифицированных управленческих кадров, слабой информированностью о наличии наследия или культурным программ»1. Картина, прямо скажем, типичная.
Развитие сельского туризма сдерживается также неотработанной законодательной базой. Так, федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» (1996) не предусматривает отчислений от прибыли туристических фирм на культурные объекты и памятники истории. А сельские администрации не имеют возможности влиять на процессы формирования и осуществления туристической деятельности на своей территории, равно как и получать соответствующую прибыль от использования туроператорами сельской инфраструктуры и объектов местной культуры.
Для развития сельского туризма необходимы: 2
1 Севан О.Г. Туризм как ресурс развития региональных и местных сообществ // Управленческое консультирование. 2005. № 3. С. 150.
2 Там же. С. 159.
- разработка государственной межотраслевой программы развития культурного и сельского туризма;
- внесение изменений в федеральный закон о туристической деятельности, которые предусматривали бы отчисления от прибыли туроператоров на реставрацию и поддержание объектов культуры и памятников истории села;
- создание электронных карт культурных ресурсов сельских территорий. Здесь заметим, что важным фактором развития сельского туризма, как показывает опыт стран «второй волны», осваивающих этот сектор, является политическое решение о поддержке развития сельского туризма со стороны государства, принятое уже на начальном этапе его становления.
Пока сельский туризм в России не рассматривается в качестве ресурса развития сельских территорий и сельской культуры. Эта болезнь близорукости носит массовый характер.
В заключение заметим, что только инновационные подходы, применение социокультурных технологий, творческое использование мирового опыта возрождения сельских поселений, обращение к отечественному опыту может обеспечить и простимулировать выход сельской культуры из глубокого кризиса.