Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 14 (369). История. Вып. 64. С. 74-77.
УДК 316.7
ББК 63.3(2)6
Е. П. Ермачкова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ СЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 1919-1929 ГОДАХ (НА ПРИМЕРЕ ПРИИШИМЬЯ)
Исследованы особенности становления советской сельской культуры в сибирской провинции в период начала строительства советского государства, когда происходили значительные изменения в социальном составе не только городского, но и сельского населения региона, началось постепенное сближение в культурном и общественном развитии представителей различных сословий, формирование «нового советского человека». С помощью государства, окружных и районных властей, на средства, собранные самим населением, начались изменения в культурной жизни приишимцев. Приводится анализ архивных документов, ранее не известных исследователям, что позволяет проследить положительные и отрицательные последствия введения советской культуры среди сибирских крестьян.
Ключевые слова: Приишимье; сельская культура; библиотека; клуб.
Переживаемый современной Россией длительный противоречивый процесс перехода к рыночной экономике, гражданскому обществу и правовому государству сопровождается глубокими качественными изменениями всех сфер социально-экономической, общественно-политической, духовно-нравственной жизни и деятельности российского социума. Огромные трудности переживают жители сельских регионов, где ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов, учреждений культуры и образования.
Актуальность данного исследования заключается в изучении позитивного опыта и прогрессивных традиций предшествующих поколений подвижников сельской культуры и использовании его на практике. В этой связи представляет известный научный познавательный и воспитательный интерес исторический опыт просвещения западносибирской деревни в эпоху строительства советского государства, когда происходили значительные изменения в социальном составе не только городского, но и сельского населения региона, началось постепенное сближение в культурном и общественном развитии представителей различных сословий, формирование «нового советского человека». Социально-демографические факторы, связанные с массовым переселением в Сибирь в ходе Первой мировой и Гражданской войн, революций 1917 г., переход страны от капиталистического к социалистическому пути развития, требовали изменения подхода к образованию, культурному уровню местных жителей, вовлечению каждого гражданина молодого государства в политическую жизнь общества.
Многолетняя практика человечества выработала и сформировала основные понятия, принципы и содержание культуры. Следование высокой городской моде неизменно считалось признаком культурности, а тот, кто не понимал этого и не умел придерживаться ее норм в своем поведении, считался некультурным, «деревенщиной». На самом деле слово «культура» означает сферу и способ более высокого и достойного поведения, приобщение к значимым духовным достижениям человечества, понимание художественных творений или знание научных истин и положений, воспитанность и корректность в поведении, моральную ответственность. Через приобщение к этой сфере человек может освоить более достойный образ бытия и стиль жизни.
Сельская культура носит ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Известный специалист по социологии культуры Л. Н. Коган предлагает различать понятия «сельское население» (в него входят все проживающие в сельской местности) и «крестьяне» (только те из проживающих в селе, кто занят сельскохозяйственным трудом). Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти только о крестьянах1.
Принято считать, что в дореволюционный период сложился определенный образ западносибирского крестьянина, в зависимости от места проживания обладающего теми или иными качествами. С установлением советской власти начались коренные преобразования не только всего российского общества, но и формирование
1 Коган Л. Н. Социология культуры. С. 45.
совершенно нового, идеологически настроенного человека, обладающего строго ограниченным мировоззрением и миропониманием. Для быстрейшего стирания границ между горожанами и селянами предлагалось повысить культурный уровень последних, «вырвать их из дремучей темноты невежества», приобщить к достижениям мировой культуры, основам марксизма-ленинизма. На VIII съезде РКП (б) в 1919 г. перед партией и народом была поставлена задача - внедрить новую систему народного образования, превратить школу в орудие коммунистического преобразования общества. Созданный в 1919 г. отдел народного образования Ишимского уездного исполкома Тюменской губернии решил начать всестороннюю борьбу с неграмотностью как с пережитком прошлого. Перепись населения 1920 г. показала, что неграмотных в городе и уезде в возрасте 14-50 лет насчитывалось около 150000 человек.
Просвещением жителей помимо различного уровня школ и ликвидационных пунктов (ликпун-ктов) занимались и в учреждениях культуры. В начале зимы 1919 г. на территориях, освобожденных от колчаковских войск, по рекомендации губернских, уездных и волостных властей стали открываться культурные учреждения для крестьян. Так, в первых числах декабря 1919 г. был образован культурно-просветительский кружок в Викулово. После ежедневных репетиций 25 сельских артистов и их помощников поставили и провели два платных спектакля: «Как кур во щи» Мясницкого и «Канцелярские слухи», собрав за месяц 1400 рублей1. Аналогичные кружки появились и в других селах: Бутырском, Гагарьевском, Голышманово, Ильинском, Истошинском, Каменском, Казанке, Карасульском, Красноярском, Смирновском, Сорокинском. Через приобщение селян к современной советской культуре молодежь старалась создать негативное отношение к дореволюционному образу жизни, зажиточному слою крестьянства, институту Церкви, равнодушному отношению к политике партии и правительства, и, наоборот, стимулировать интерес к происходящим в стране положительным изменениям, создать уверенность в реальности построения «светлого будущего». Медленно и не всегда добровольно происходило внедрение в сознание при-ишимцев праздничной культуры с ее аскетичными атрибутами, митингами, запретом православных традиций и антиалкогольной пропагандой.
Благодаря директивам центральных и местных властей к 1920 г. в Приишимье действовало
46 Народных дома и клуба, 38 из них располагались в сельской местности (1 клуб являлся национальным - латышским). В уезде постоянно росла сеть библиотек и изб-читален. Уездный отдел народного образования старался снабжать все 122 читальни газетами и новой литературой, только в 1920 г. туда поступило около 30000 книг, рассчитанных преимущественно на детей и малограмотных крестьян. Для развития творчества, организации наглядной и доступной агитационной и пропагандистской работы открылись 62 театра. Особой популярностью стали пользоваться в Ишиме постановки показательного театра имени Луначарского и местного театрального кружка; по выходным и праздникам горожане и жители близлежащих сел собирались послушать оркестр и хор. К сожалению, городскую музыкальную школу, рассчитанную на 200 мест, из-за отсутствия своего здания пришлось вскоре закрыть.
Несмотря на резкое снижение доверия к советской власти и всем ее начинаниям в ходе знаменитого крестьянского (Ишимского) мятежа начала 1921 г., охватившего почти всю Западную Сибирь, к концу года по Ишимскому уезду действовали 52 Народных дома, 64 библиотеки, 25 клубов и 324 избы-читальни. Так как пользы от них, по мнению властей, оказалось мало, принимается решение - количественное сокращение учреждений культуры и качественное их улучшение. По данным на 1922 г., в Ишимском уезде осталось 14 изб-читален2, но уже к началу 1923 г. их число увеличилось до 18, в Ишиме действовали рабочий клуб, центральная городская и детская библиотеки3.
С установлением политики нэпа формированием окружного бюджета и отчислением средств на нужды образования появилась возможность возобновить работу сельских библиотек. В 1924 г. по округу насчитывалось 37 изб-читален, к концу года планировалось открыть еще пять - в Новой Ильинке Петуховского района, Ново-Алексан-дровке Ильинского района, Боковом Абатского района, Бутырино Частоозерского района, Пъян-ковой Армизонского района; постепенно добавляя в 1925-1926 и 1926-1927 гг. по 4 новых учреждения культуры4.
По данным на 1923 г. особой популярностью у читателей детской районной библиотеки в Иши-ме пользовались детские книги (за год выдано 15464), беллетристика (7453), книги по географии (1085), истории (958), точным наукам (878)
1 Государственное бюджетное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Ишиме (ГБУТО ГА в г. Ишиме). Ф. 1. Оп. 1. Д. 27. Л. 29.
2 ГБУТО ГА в г. Ишиме. Ф. 12. Оп. 1. Д. 189. Л. 10 об.
3 ГБУТО ГА в г. Ишиме. Ф. 2. Оп. 1. Д. 252. Л. 8.
4 ГБУТО ГА в г. Ишиме. Ф. 12. Оп. 1. Д. 193. Л. 45 об.
76
Е. П. Ермачкова
и совсем никого не интересовала литература по религии, сельскому хозяйству, прикладным зна-ниям1. Сотрудники библиотеки проводили для своих читателей беседы и лекции, праздники, тематические вечера, экскурсии, во внеучебное время школьники собирались на заседание кружка «Содействия библиотечному делу». К 1930 г. количество изб-читален достигло 862.
На рубеже 20-30-х гг. Ишимские окружные власти наравне с ликвидацией неграмотности, организацией библиотек и школ считали необходимым наладить систему сельских домов культуры, «которые, будут обслуживать членов колхозов, профсоюзов, потребкооперации, красноармейцев и бедняцко-середняцкие массы деревни. При каждом районном доме культуры планировалась библиотека с детским отделением и передвижным фондом, колхозный университет, различного рода курсы, культурно-бытовые учреждения, кино и радиопередвижки, инструктора кино-радио дела и т. д. Кроме этого, в целях расширения территории обслуживания предполагалось создавать участковые клубы и читальни в форме отде-лений3. Руководить полит-просветучреждениями должны были советы изб-читален или красных уголков, которым предписывалось в июле 1930 г. провести «очищение библиотек от чуждой литературы», всесторонне помочь в организации трансляционных районных узлов (радио). При каждом клубе округа предполагалось открыть стационарное кино, а в г. Ишиме - агентство Со-вкино, в результате чего значительно снизились бы расходы, цены на билеты и прокат.
Например, Викуловский районный Дом культуры, переделанный из церкви, имел зрительный зал, сцену, фойе. Особой популярностью среди викуловских крестьян начала 30-х гг. пользовался театральный кружок, для которого приобрели специальные принадлежности: 12 декораций, 13 костюмов, 7 париков, 15 бутафорских предметов и другое театральное имущество. Для занятий спортивного и музыкального кружков райком выделил средства на приобретение двух комплектов шахмат, бильярда, турника, венской гармони и баяна с настоящим футляром4.
Одним из достижений науки и техники, призванным не только развивать кругозор и удовлетворять эстетические потребности населения, но и оказывать идеологическое воспитание, с конца 20-х гг. становится кино. В июне 1929 г. руковод-
1 ГБУТО ГА в г. Ишиме. Ф. 12. Оп. 1. Д. 195. Л. 261-263.
2 Очерки истории партийной организации Тюменской области. С. 111.
3 См.: В бой за культуру!... С. 5-6.
4 ГБУТО ГА в г. Ишиме. Ф. 395. Оп. 1. Д. 1. Л. 12.
ство Сладковского района отмечало достижения и недостатки культурной работы. К первым отнесли 5 изб-читален, 2 клуба, 33 школы в 22 сельсоветах с 64 населенными пунктами. Но в отчете за первое полугодие 1929 г. отмечали: «Нет кино. Придавая кино в условиях Сладковского района доминирующее значение во всей культурно-массовой работе, райисполком просит воздействовать на Урал-базу в скорейшей заброске кинопередвижки»5.
В этот период под контролем Потребительского общества Ишимского округа начала создаваться сеть кинопередвижек: если в сентябре 1928 г. в населенных пунктах имелось 11 аппаратов, то к 1 июля 1929 г. их количество выросло до 25. Осенью 1929 г. получило такую передвижку и Сладковское многолавочное потребительское общество, выиграв ее по конкурсу хлебозаготовок. Народ желал смотреть полюбившиеся фильмы как можно чаще, наизусть заучивал веселые и грустные песни, с удовольствием вспоминали смешные фразы.
В предвоенный период в Приишимье почти закончилась борьба с неграмотностью, действовала сеть профессиональных учебных заведений, на селе появились семилетние школы, в которых велась активная комсомольская и пионерская работа, все больше сельских детей посещало спортивные, художественные и политические кружки. С помощью государства, окружных и районных властей, на средства, собранные самим населением, начались положительные изменения в культурной жизни приишимцев. С каждым годом росло количество библиотек и клубов, все больше селян и горожан выписывало периодические издания, посещало киносеансы и спектакли, тем самым включаясь в социальную и политическую жизнь государства. В то же время плотный неформальный контроль за поведением каждого члена локальной общности становится формализован, из села удаляются те, кто не смог или не захотел перестроиться в угоду новым властям. Постепенно формируется дух сплоченной общины, ключевые вопросы, в т. ч. связанные с образованием и просвещением, подвергаются коллективному обсуждению. В потоке информационного обмена ведущую роль продолжали выполнять местные слухи, по-своему интерпретируя исторические и общегосударственные события. Ограниченный культурный выбор, недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности горожан (посещение театров, музеев, художественных выставок) на долгие десятилетия не позволили сформировать у сельчан, особенно молодежи, развитый культурный вкус, разносторонние потребности.
5 ГБУТО ГА в г. Ишиме. Ф. 127. Оп. 1. Д. 398. Л. 1.
Список литературы
1. В бой за культуру! Решения 2-го Ишимского окружного партсовещания по народному образованию. - Ишим: Изд. Культпропа Ишимского О. К. ВКП (б) и Окроно, 1930. - 46 с.
2. Коган, Л. Н. Социология культуры: учеб. пособие / Л. Н. Коган. - Екатеринбург: УрГУ, 1992. -120 с.
3. Очерки истории партийной организации Тюменской области. - Свердловск: Сред.-Урал. книж. изд-во, 1965. - 347 с.
Сведения об авторе
Ермачкова Елена Петровна - кандидат исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин филиала Тюменского государственного университета в г. Заводо-уковске.
е. ermachkova@mail.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 14 (369). History. Issue 64. P. 74-77.
SPECIFICS OF THE FORMATION OF THE SOVIET RURAL CULTURE IN 1919-1929 (APPLIED TO TRANS-ISHIM REGION)
E. P. Ermachkova
Candidate of Historical Sciences, Head of the Department of Humanities and Natural Sciences of the Branch of VPO "Tyumen State University " in Zavodoukovsk, Russia. e.ermachkova@mail.ru
The article deals with specific features of the formation of the Soviet rural culture in the Siberian province at the beginning of the construction of the Soviet state, when there were considerable changes in social composition of both urban and rural people of the region, when a gradual rapprochement in cultural and social development of representatives of various estates and the formation of "the new Soviet person" began. The state, district and regional authorities, as well as funds raised by the population, encouraged changes in cultural life of Trans-Ishim Region settlers. The analysis deals with previously unknown archival documents, which allows tracking positive and negative consequences of the introduction of the Soviet culture to Siberian peasants.
Keywords: Trans-Ishim Region; rural culture; library; club.
References
1. V boj za kul'turu! Reshenija 2-go Ishimskogo okruzhnogo partsoveshhanija po narodnomu obrazovan-iju [In the battle for the culture! Decisions of the 2nd District of Ishim partsoveschaniya on public education]. Ishim, Kul'tpropa Ishimskogo O. K. VKP (b) i Okrono Publ., 1930. 46 p. (In Russ.).
2. Kogan L. N. Sociologija kul'tury [Sociology of culture], Uchebnoe posobie. Ekaterinburg, South Ural St. Univ. Publ., 1992. 120 p. (In Russ.).
3. Ocherki istoriipartijnoj organizacii Tjumenskoj oblasti [Studies in the History of the Party organization of the Tyumen region]. Sverdlovsk, Sredne-Ural'skoe knizhnoe Publ., 1965. 347 p. (In Russ.).