Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ АССИРИЙСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО МЕНЬШИНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ АРМЕНИИ'

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ АССИРИЙСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО МЕНЬШИНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ АРМЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССИРИЙЦЫ / АРМЕНИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / НАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евстратов Антон Г.

Հայաստանի ասորական էթնիկ փոքրամասնությունը աշխարհի ամենամեծ ասորական սփյուռքներից մեկն է։ Համահայկական համատեքստում այս համայնքի ինտեգրումը չափազանց հետաքրքիր օրինակ է այս հարցում պակաս հաջողակ մի շարք երկրների համար, այդ թվում՝ ամենաբարձր զարգացած երկրների համար։ Հայաստանի ասորիները ոչ միայն ունեն կրթության, սոցիալական նպաստների քաղաքական ներկայացուցչության բոլոր պայմանները, այլև պահպանում են իրենց կրոնական դավանանքը (Արևելքի ասորական եկեղեցի), լեզուն, սովորույթներն ու ավանդույթները, որոնք ոչ հարուստ Հայաստանի պայմաններում, որն ունի բազմաթիվ սոցիալական, տնտեսական քաղաքական դժվարություններ, կարող են ընկալվել որպես մի կողմից էթնիկ փոքրամասնության, մյուս կողմից՝ պետության իրական հաջողություն։The Assyrian ethnic minority of Armenia is one of the largest Assyrian diasporas in the world. The integration of this community into the pan-Armenian context is an extremely interesting example for a number of countries that are less successful in this matter, including the most highly developed ones. The Assyrians of Armenia not only have all the conditions for education, social benefits and political representation, but also retain their own religious denomination (Assyrian Church of the East), language, customs and traditions, which in the conditions of poor Armenia, which has many social, economic and political difficulties, can be perceived as a real success for the ethnic minority on the one hand and the state on the other.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTEGRATION OF THE ASSYRIAN ETHNIC MINORITY ON THE TERRITORY OF ARMENIA

The Assyrian ethnic minority of Armenia is one of the largest Assyrian diasporas in the world. The integration of this community into the pan-Armenian context is an extremely interesting example for a number of countries that are less successful in this matter, including the most highly developed ones. The Assyrians of Armenia not only have all the conditions for education, social benefits and political representation, but also retain their own religious denomination (Assyrian Church of the East), language, customs and traditions, which in the conditions of poor Armenia, which has many social, economic and political difficulties, can be perceived as a real success for the ethnic minority on the one hand and the state on the other.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ АССИРИЙСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО МЕНЬШИНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ АРМЕНИИ»

СОЦИОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ_

Проблемы интеграции ассирийского этнического меньшинства на территории Армении

Евстратов Антон Г.

к.и.н., преподаватель кафедры Всемирной истории и зарубежногорегионоведения

Российско-Армянский университет (Ереван, РА)

anton_nastoyashiy@mail.ru

УДК: 304(479.25); EDN: ББ2иКС

Ключевые слова: ассирийцы; Армения, меньшинство; идентификация; интеграция; нация

Problems of Integration of the Assyrian Ethnic Minority on the Territory of Armenia

Evstratov Anton G.

Ph.D., Lecturer at the Department of World History and Foreign Regional Studies

Russian-Armenian University (Yerevan, RA) anton_nastoyashiy@mail.ru

Annotation: The Assyrian ethnic minority of Armenia is one of the largest Assyrian diasporas in the world. The integration of this community into the pan-Armenian context is an extremely interesting example for a number of countries that are less successful in this matter, including the most highly developed ones. The Assyrians of Armenia not only have all the conditions for education, social benefits and political representation, but also retain their own religious denomination (Assyrian Church of the East), language, customs and traditions, which in the conditions of poor Armenia, which has many social, economic and political difficulties, can be perceived as a real success for the ethnic minority on the one hand and the state on the other.

Keywords: Assyrians; Armenia, minority; identification; integration; nation

Uunpl tpiilili ilin£|iiuihuuiinLpjiiiii liiiiiihq|iihuii hlnliiiuliiiiijli|iiih|ip siujiuiiiiiiiiiili

iniu|iiu&£iiLil

ЬЦитрштпЦ Uhmnh Q-.

щ.д.р., щштйпщушЬ k шpшшuшhйшйJшй шшршдш2рршйш]^й hhmшqnmnLpJnLййhp.fo

шйр^пй^. цшиш^пи Нти-^ш^ш^шй hшйш]uшp.шй (Ьркшй,

anton_nastoyashiy@mail.ru

Udфnфшqlp. -ицшишшЬЬ шиирш^шЬ tphhh фпррш^шиЬт^тЬр Ш2faшph^ шипрш^шЬ

ифщшрЬЬр^д tfhhh t: -^tohmj^^h hщtfщmhgиmnLtf ши hщtfшJhgh hhmhqpnitfp ^шфшдшЬд hhmщgpghР ор^Ьш^ t щи hшpgnLtf щш^ши hщ2nqщ^ ф 2ШРР hp^phhph hшtfшp, щщ p^nLtf ш^ЬЬшршр&р qшpqшgш& hphphhph hшtfшp: -иушитшЬЬ шиир^ЬЬрр n tfhmjh nLhhh ^ppmp^h, иид^ш^ш^шЬ ЬщшитЬЬрЬ к ршцшршЬшЬ hhphm^gnLg^nLp^h pnjnp щиц^шЬЬЬрр, шцк щшhщшfrnLtf hh hphhg ЬРПЬШЬШЬ ^ш^шЬшЬрр (Uphh]ph шиирш^шЬ hhhqhgh), ihqnLh, un^npmjphhph nL щ4щhqnLJphhpp, npnhp n hщpnLиm -ицшитшЬЬ щиц^шЬЬЬртк nph nLhh pщqtfщph4 иидЬш^ЦшЬ, тЬтЬишЬшЬ к ршцшршЬшЬ qd^pmpjnLhhhp, ^pnq hh ph^lUh ^щЬи hnq^hg tphhh фngpщtfщиЬnLpJщЬ, tijnLu hnqtffrg" щЬттр]шЬ Ьрш^шЬ hщ2nqnLpJnLk ^шЬqnLgшpшnbp, шилрЬЬЬр, -ицшитшЬ, фngpщtfщиhnLpJnLk Ьт_]Ьш^шЬшдтк hhmhqpnLtf, щqq

Введение

В настоящее время мир столкнулся с глобальной проблемой интеграции этнических меньшинств и сообществ. Часть таких меньшинств проживают на месте текущего пребывания традиционно - как, например, кавказские и поволжские этносы России, часть попала туда из-за этно-политических процессов недавнего, либо настоящего времени. Примером последних процессов можно назвать приток беженцев с Ближнего Востока и Африки в Европу и Северную Америку. В данном контексте любой позитивный опыт интеграции этноменьшинств можно считать если не необходимым, то крайне

полезным. Армения, традиционно воспринимаемая как моноэтничное государство, однако, имеет несколько десятков этнических меньшинств на своей территории, причем эти меньшинства полностью интегрированы в политическую, социальную, экономическую и культурную ткань армянского общества. Данной исследование в этом смысле - особенно актуально, т.к. оно направлено на осмысление самовосприятия и самоидентификации этнических меньшинств Армении, и как таковых, и как граждан РА. Для этого мы анализируем изучаем самоописание указанных меньшинств и их историческую память. Данная статья является

частью крупного исследовательского гранта и объектом своего исследования имеет ассирийскую общину Армении. Источниками данной публикации являются, прежде всего, интервью непосредственно с членами ассирийского землячества РА, а также публикации в СМИ, социальных сетях и иных ресурсах, связанных с данным этническим меньшинством.

Исследование

По общепринятой точке зрения, этническое (национальное) меньшинство - численно не превалирующая группа людей, обладающая этнической, языковой и религиозной особенностями, различающими ее от остального населения. Причем, члены данной общности, как правило, ориентированы на сохранение общей культуры, языка, а также разного рода традиций и обычаев. [4, с. 568]. Таким образом, можно отметить, что данный статус во многом определен именно коллективным желанием членом общины, а не иными характерными чертами, объективно отличающими его членов от окружения.

Более того, термин «этническое меньшинство» релевантен лишь тогда, когда в стране присутствует этническая доминанта - «титульная нация», превалирующая численно и организованная политически. В иных случаях любая национальная составляющая - часть общей этнической картины государства, области, автономии и т.д. (то есть некоего политического субъекта, без которого соответствующий дискурс также невозможен). Конкретный человек может быть членом того или иного этномень-шинства лишь при условии факта гражданства такого политического субъекта, либо долговременного проживания на его территории.

В современной Армении насчитывается 5 общин ассирийцев - в столице и в четырех селах поблизости. В ходе бесед с со светскими и религиозными активистами ассирийского меньшинства нами были установлены основные маркеры самоидентификации ассирийцев РА -национальные традиции и обычаи, в основном связанные с религией, язык, специфические антропологические черты. Примечательно, что специфический внешний вид характеризует, прежде всего, чистых ассирийцев, притом, что данном этническом сообществе РА есть немало членов смешанного происхождения. Смешение ассирийцев с армянами - вполне свободная и достаточно обыденная практика.

Ассирийцы РА в основном знают армянский язык - государственный язык республики, однако говорят на нем с особым, узнаваемым акцентом, прежде всего, потому, что он не является для них родным. Как правило, ассирийцы Армении учатся на русском языке в русских

школах и классах, а армянский осваивают в качестве иностранного. Зачастую имеют место и исключения - в случае отсутствия русскоговорящих учителей по тем или иным предметам, последние преподаются на армянском. Особенно это актуально для сельской местности с ее частой нехваткой необходимых педагогических кадров. Однако в целом среди ассирийцев РА очевидно стремление к русскому образованию и русскоязычию. Самовосприятие членов общины, таким образом, выражено следующим образом: прежде всего они считают себя ассирийцами, а уже затем - гражданами Армении. В качестве доказательства можно проследить последовательность изучения ими языков - сначала они учат ассирийский, затем часто - русский, и лишь после него, в школе - армянский. Эта последовательность идентификаций выражается в основном в мировоззренческой и культурной плоскости, не затрагивая, например, политику. Однако в 90-е гг. XX в. она имела и социальное преломление - тогда несколько тысяч ассирийцев уехали на постоянное место жительства в Россию.

Приведенную выше языковую расстановку подтверждает и перепись населения Республики Армения 2011 года, согласно которой 1126 ассирийцев свободно владели армянским, в то время, как 1193 человека называли своим главным языком русский. Крайне примечательным фактом является то, что тогда лишь 82 респондента назвали ассирийский язык своим главным языком общения [7, с. 278].

Анализ текстов ассирийцев РА в настоящее время несколько затруднен, т.к. газета «Ассирийские новости», на которую ранее ориентировалась армянская ассирийская община, выходившая на Украине, в настоящее время прекратила свою работу. Впрочем, передачи об ассирийцах нередко демонстрируются по армянским каналам - это в основном материалы образовательного и культурного характера, а также исторические передачи.

Говоря о маркерах идентичности и самоидентификации ассирийцев Армении, нельзя не сказать о религиозном факторе. Согласно информации предстоятеля Ассирийской церкви Востока Никодима Юханаева, большая часть ассирийцев РА принадлежит к несторианской АЦВ. В то же время жители села Димитров, составляющие количественно примерно 5% ассирийской общины, - прихожане Русской православной церкви. До начала 2000-х гг. в среде ассирийцев Армении царила своеобразная религиозная неопределенность - АЦВ не имела в РА священника, что заставляло многих членов общины обращаться в храмы РПЦ. В 2003 году в

Армению был направлен священник из Ирака, который восстановил в стране богослужения АЦВ (см. Приложение 1).

Надо отметить, что указанная информация не соответствует упомянутой выше переписи 2011 года, по которой 2556 ассирийцев назвали себя верующими. Из них 601 отнес себя к РПЦ, а 900 - к АЦВ. Еще 935 верующих ассирийцев назвали себя прихожанами Армянской апостольской церкви [7, с. 288].

Объясняется это несоответствие во-первых, устаревшими данными официальной переписи, а, во-вторых, крайне быстрым приобщением ассирийцев РА к обрядовой практике АЦВ. Кроме того, в основном члены общины -светские люди, которые не задумываются над конфессиональными различиями и не видят противоречий ассирийской и русской церквей, отмечая даже иногда их «близость». Именно такое мнение высказывали некоторые наши респонденты (см. Приложение 4).

При этом между Ассирийской церковью Востока и РПЦ в Армении налицо. После Туркманчайского договора 1928 года на территорию современной РА из Ирана стали переселяться ассирийские семьи. Условием для переселение российская администрация поставила принятие православного вероисповедания. Это привело к тому, что все ассирийцы Армении де-юре были православными до 1920 года. Вместе с тем, по словам представителей АЦВ, многие из них и тогда втайне считали себя прихожанами Ассирийской церкви, пытаясь переносить эту религиозную идентичность в социально-бытовую плоскость. К примеру, ассирийские храмы на территории Армении строились по образцу храмов АЦВ, и не были похожи на обычные православные церкви. Временами на ассирийском языке читались молитвы. Тем не менее, только в 1992 году ассирийцы Армении смогли своими глазами увидеть священника АЦВ. Это произошло в ходе визита в РА ассирийского епископа из Соединенных Штатов Америки.

После распада Советского Союза многие ассирийцы обратились к поискам корней и национальной идентичности, и этот дискурс распространился и на религию. В 2003 году в Армении появился святой отец из Ирака, и с тех пор представительство АЦВ в РА действует непрерывно. Вместе с тем православие осталось в среде ассирийцев. По словам отца Никодима Юханаева, они противостоят верующим ассирийского обряда на уровне общественного дискурса, отказываются от участия в мероприятиях АЦВ и встреч с ее священниками (см. Приложение 3).

С ААЦ, напротив, у Ассирийской церкви Востока нет определяющих проблем. Апостольская церковь в целом за наличие у ассирийцев Армении собственной конфессии. Когда последние не имели собственного священника, святые отцы ААЦ иногда крестили ассирийских детей и выполняли иные необходимые таинства, но на данный момент никакого вмешательства в дела ассирийской церкви они не допускают. Не фиксируется и случаев прозелитизма в среде ассирийцев со стороны Армянской апостольской церкви (см. Приложение 3).

По-разному различные источники говорят и о численности ассирийцев на территории РА. К примеру, перепись 2011 года называет чило лишь в 2769 человек. Организация наций и народов, не имеющих представительства, в свою очередь, насчитала в Армении не менее 7 тысяч ассирийцев. Это - данные 2019 года [2]. Справочник национальных меньшинств под редакцией проф. Гарника Асатряна и проф. Виктории Аракеловой и вовсе свидетельствует о 8 тысячах ассирийцев в РА. Данное издание вышло в 2002 году. Столь значительная разница объясняется большим количеством смешанных браков между ассирийцами и армянами, а также идентификацией ассирийцев РА по фамилиям. Как правило, это происходит предельно просто -если фамилия гражданина кончается на «эв» или «ов», то его официально записывают в ассирийцы, если на «ян» - то в армяне. Эта профанация привела к тому, что многие ассирийцы с армянскими фамилиями переписью отнесены к армянам, причем многие из этих людей даже не знают о данном факте. Чаще всего подобное явление имеет место с членами смешанных семей. Таким образом, на деле ассирийцев в Армении значительно больше, чем цифра, указанная в переписи 2011 года. Более того, некоторые наши респонденты утверждали, что и цифра в 8000, возможно, несколько занижает численность ассирийского этнического меньшинства республики (см. Приложение 3).

В Армении свободно преподается ассирийский язык - как в сельских школах, так и в Ереване. В столице РА преподавание ассирийского ведется в школе имени А.С. Пушкина.

Что касается учебных материалов, то с 1 по 3 классы для изучения ассирийского языка используются учебники Таисии Арсентьевны Якубовой - наиболее удачные издания в своем роде. Более того, они ежегодно переиздаются и обновляются, что финансируется правительством РА. С 4 по 12 классы учителя и ученики сталкиваются с некоторыми проблемами потому, что им приходится использовать зарубежные учебники с устаревшей методикой преподава-

ния. Преподаватели ассирийского языка Армении и местная ассирийская интеллигенция в целом вынашивают идею создания и публикации новых учебников для старшей и средней школы, однако этот вопрос сопряжен со множеством проблем, которые пока не решены.

Ассирийцы Армении изучают в школе и свою историю и литературу, однако по данным предметам учебных материалов нет, что диктует для преподавателей необходимость готовить специальные лекции.

Крайне интересны и визуальные символы, используемые ассирийским этническим меньшинством РА. В июле 2022 года в Апаранском скульптурном парке была представлена скульптура ламасу авторства Симона Якубова. Ламасу - дух-хранитель человека и жилища, герой множества мифов и легенд [6]. Данный персонаж был крайне популярен на Ближнем Востоке в Х-У11 вв. до н.э. (Новоассирийская эпоха). Это - языческий образ, однако и современные ассирийцы, христиане, считают его уникальным маркером своей национальной идентичности.

Кроме того, ассирийцы РА используют характерный флаг - золотой круг на белом фоне, от которого по углам четырехугольного пространства идут волны трех цветов, расширяющиеся по мере удаления от центра. Семантика данного флага следующая. Белый фон символизирует чистоту и благословенность Ассирии, диск по центру полотна - солнце, от которого расходятся лучи - стороны света. Звезда с четырьмя лучами, также изображенная на флаге, в свою очередь, - символ земли, а также языческого бога Шамаша. Что касается трех цветов, отходящих от солнца, то они -символы трех рек Ассирии - Евфрата, Тигра и Заба. Красный Тигр - символ смелости, славы и гордости, синий Евфрат - изобилия и богатства, белый Заб - радости, покоя и мира. Согласно другой интерпретации, разноцветные полосы представляют собой дороги, по которым рассеянные по всему миру в силу исторической несправедливости ассирийцы рано или поздно вернутся домой. Этот флаг используется всеми ассирийцами мира и, как и ламасу, основан на языческих архетипах периода могущества Ассирийской державы. Он был придуман в 1968 году Георгием Бит Атанусом на волне роста светского национализма в среде ассирийцев и не содержит в себе никакой христианской символики. Сейчас данный флаг используется некоторыми организациями и партиями либерального толка - к примеру, Демократической партией Бет-Нахрайн [1].

Христианские символы ассирийцев Армении - это, прежде всего, кресты. Как правило, это трехглавые кресты с аббревиатурой, обозначающей Яхве (Бога-Отца, «Я тот, кто есть»), Единобожие и Троицу. Семантика таких изображений также глубокая - снизу обозначается земля, по бокам - стороны света, а также 9 чинов ангелов и 9 степеней свещенства, а также венец сверху - символ Христа. Надо отметить, что в основном религиозная семантика Ассирийской церкви Востока сосредоточена на крестах - в ней нет икон и их почитания (см. Приложение 3).

Ассирийцы Армении имеют в основном высокий уровень образования - среди них значительный процент интеллигенции, включая заслуженных деятелей науки и культуры, артистов и т.д. По переписи 2011 года, 1035 ассирийцев РА имели среднее образование, а 230 - высшее [7, с.283].

Ассирийцы участвовали во всех войнах участвовали во всех крупных военных конфликтах РА новейшего времени, включая последнюю, 44-дневную, войну 2020 года. Полностью сохраняя культурное своеобразия общины, ассирийцы Армении целиком интегрированы в армянское общество, что можно проследить, как по значительному количеству смешанных браков, так и по иным вышеприведенным показателям. Более того, армянские ассирийцы вовлечены в политические процессы на территории РА, поддержав весенние митинги оппозиции.

Выводы

Ассирийское этническое меньшинство РА является примером либеральной интеграционной модели в отношении этнических меньшинств. Данная модель предусматривает отсутствие полного растворения общины в принимающем окружении при отказа от установления жестких общинных границ. Меньшинство и большинство, таким образом, взаимодействуют на основе гласного или негласного консенсуса в отношении основных политических и гражданских ценностей. Последний дает возможность указанным частям одного целого иметь общую конструкцию, внутри которой они способны выражать себя в необходимой и должной мере. В частности, ассирийцы Армении полностью сохраняют свою этническую идентичность, определяемую бытовыми, культурными, мировоззренческими и интро-пологическими признаками, которая, в свою очередь, не исключает принадлежность меньшинства к армянскому обществе и статус его членов как полноправных граждан республики. Ассирийцы Армении практически незамечены в межэтнических столкновениях и иных актах этнической напряженности, и практически полностью лишены какого-либо негатива к титульной, армянской, нации.

Приложения.

Приложение 1.

Интервью с отцом Никодимом Юханаевым (Ч.1. 12.03.2022.)

^ Каковы основные маркеры идентичности ассирийской общины Армении?

^ Ассирийцы Армении идентифицируются языком, национальными обычаями и традиции (связанными в основном с религией - праздники и т.д.), и внешним видом, антропологическими чертами, отличающими ассирийцев от армян и других этносов, населяющих РА. Последнее особенно актуально для членов общины чистого, не смешанного происхождения.

^ Есть ли у ассирийцев Армении собственная пресса, литература?

^ Ассирийцы России, Украины и общин Ближнего Востока имеют собственную печать, однако в Армении ее на данный момент, фактически, нет, что делает невозможным анализ текстов. Ранее ассирийцы Армении ориентировались на газету «Ассирийские новости», выходившую на Украине - основная часть ее материалов выходила на русском, но некоторые переводились и на ассирийский язык. В связи с ситуацией на Украине, сайт газеты заблокирован, и на данный момент своей прессы у ассирийцев РА нет.

^ Какие религиозные конфессии наиболее популярны среди ассирийцев РА?

^ Основная масса ассирийцев РА принадлежит к несторианской Ассирийской церкви Востока, и лишь ассирийское население Дмитрова (примерно 5% общины) относится к РПЦ. Некоторая неопределенность в религиозной сфере у ассирийцев Армении было до начала 2000-х гг., т.к. Ассирийская церковь востока не имела в РА своего священника, и многие ее прихожане еще с советских времен по сложившейся своеобразной традиции ходили в русские православные церкви. С 2003 года эта ситуация была исправлена, был прислан святой отец из Ирака, учеником которого является и действующий предстоятель Ассирийской церкви Востока в Армении.

Приложение 2.

Интервью с общественным активистом Лидией Гиваргизовой

^ Каковы основные маркеры самоидентификации для ассирийцев Армении как для этноса вообще и этнического меньшинства в РА в частности?

^ В Армении есть 5 общин, где проживают ассирийцы, - в четырёх сёлах и в Ереване. Но, я не смогу ответить за все общины. В целом, я не думаю, что самоидентификация действует на всех. Потому что каждый живёт своей жизнью и занят своими делами. Возможно есть и такие, которые хотели бы быть привязаны к другому человеку и восхищаться этим человеком. Обладать его качествами и чертами, которыми он сам бы хотел обладать. Что касается на счёт диаспоральной прессы и литературы, периодично ассирийцев Армении показывают по центральному общественному каналу. Показывают кто такие ассирийцы, откуда и в каком году появились на территории Армении. О том, какой у них быт, культура, язык, религия. В школах преподают ассирийский язык с 1 по 12 классы. В центре Еревана в школе имени Пушкина так же преподают ассирийский язык. Так же в центре Еревана по будням(кроме воскресенья) вещается радио на ассирийском языке(с 18-00 по 18-15).

^ Что происходит в религиозно-конфессиональной жизни сообщества - какая конфессия сейчас доминирует и есть ли какое-то конфессиональное противостояние между, ассирийцами, принадлежащими к РПЦ и непосредственно Ассирийской церковью Восток?

^ Разногласие в религии большое, так как в Советское время проповедовали Православную религию. Разные люди, разные понятия и разный подход к религии. Многие люди остались при своём мнении и продолжают до сих пор чтить Православную религию. Это идёт от того, что у нас не было священника, который бы мог показать какая должна быть религия ассирийцев. С 2001-го года по настоящее время в Армении есть ассирийский священнослужитель и он проповедует на ассирийском языке для всех ассирийцев Армении. В данный момент в Армении для ассирийцев доминирует одна конфессия - Ассирийская Церковь Востока.

^ Каковы маркеры самоописания и самоидентификации ассирийцев как граждан Армении?

^ Так как есть современные гаджеты, ассирийцы Армении самоописываются и не плохо проинформированы, что творится в Армении и во всем мире. Не отделяются, как отдельный народ, также многие ассирийские мужчины принимали участие во время войны 2020 года. Точное количество погибших и пропавших без вести пока не известно.

^ Насколько интегрированы ассирийцы в армянское общество?

^ Ассирийцы Армении активно интегрированы в армянское общество. Хорошо ладят друг

с другом. Браки смешанные и очень часты. Разницы не ставят, вот он(она) армянин(ка) или ассирийец(ка). Живут дружно и в согласии. Кухни схожи.

^ Каковы перспективы данного этнического меньшинства в РА?

^ Перспективы такие же как и любого гражданина РА. Все зависит от социально-экономической ситуации в стране. Отделять и отдельно об этническом меньшинство сказать, невозможно. Занимают должности в разных государственных структурах, есть заслуженные народные артисты, музыканты и т. п.

Приложение 3.

Интервью с отцом Никодимом Юханаевым (Ч. 2 - 27.06.2022.)

^ По каким учебникам учатся в ассирийских школах Армении?

^ С 1 по 3 класс учебники авторства Таисии Арсентьевна Якубова. С 2005 года наши школьники проходят ассирийский язык по этим учебникам. Они ежегодно обновляются, и правительство финансирует их переиздание. С 3 по 12 класс ученики занимаются по учебникам зарубежных авторов, но у них старая, несоответствующая современным особенностям преподавания ассирийского языка в Армении, методология. Мы думаем над изданием новых учебных материалов, но это займет много времени.

^ Речь об учебниках по ассирийского языка или есть также материалы по истории, литературе ассирийского народа?

^ В Койласаре и школе им. Пушкина в Ереване мы проходим только ассирийский язык и плюс с 6 класса - литературу и историю. Но мы должны укладываться в 3 часа, которые выделяются в неделю каждому классу. Специальных учебников по истории и литературе у нас нет - стараемся делать выжимки из разных книг. Остальные предметы, т.к. ассирийцы учатся в основном в русских школах, проходятся на русском. Проблемой является то, что учебники по ним вынуждены в основном закупать родители учеников, т.к. на это государственного финансирования нет.

^ При этом многие ассирийцы не владеют ассирийским языком...

^ Да, это связано с тем, что на более-менее серьезном уровне учить язык мы стали лишь в 1997 году (В Советском Союзе это началось с 1972 г.). До того были лишь факультативные часы, не было достаточного количества квалифицированных преподавателей. Кстати, сейчас тоже у нас есть эта проблема. В Армении

лучшее преподавание ассирийского языка сейчас в селе Двин. Мы проводим там экзамены с очень сложными билетами. Как раз в этом году были экзамены в 4-м и в 9-м классах, дети показали очень высокий уровень подготовки. Сейчас любой ученик , заканчивающий школу, свободно умеет читать, писать, сочинять на ассирийском языке и, конечно, правильно разговаривать, выражать мысли. А более старшее поколение в основном этого не может.

^ Почему столь велика разница в численности ассирийцев Армении у разных источников - если официальная перепись 2011 года говорит о 2769 ассирийцев, то некоторые более поздние оценки доводят эту цифру до 7-8 тысяч?

^ Дело в том, что у нас с армянами множество смешанных браков. В основном ассирийцев здесь определяют по фамилии. Если фамилия заканчивается на «ов», «ев», - то, дескать, ассирийцы, если на «ян» - уже армяне. И у нас много ассирийцев с армянскими фамилиями, и их считают армянами. Проблема в том, что такие ассирийцы часто не знают, что их официально считают армянами. Так часто бывает в смешанных браках - например, отец армянин, мать ассирийка, дети берут фамилию отца, да еще и говорят на армянском - и ЗАГС их считает армянами. И их мать тоже без ее ведома записывают в армяне. При этом и мать, и дети могут считать себя ассирийцами. И если учесть все эти случаи, возможно, цифра в 8 тысяч ассирийцев в Армении - еще и мала.

^ А сами такие дети кем себя считают?

^ И ассирийцами, и армянами.

^ Каковы демографические перспективы и динамика ассирийской общины Армении? На ваш взгляд, она увеличивается или уменьшается?

^ Я могу сказать, что увеличивается. В эти последние годы, слава Богу, стали рожать больше детей.

^ С чем это связано?

^ Точно не знаю, возможно, со льготами, которые дают сейчас в Армении многодетным семьям... Кроме того, многие ассирийцы -сельские жители, они рожают больше детей, чем в городе...

^ Что касается визуальной символики ассирийцев Армении. В основном символика ассирийцев- дохристианская. При этом ассирийцы - в основном христиане. Используете ли вы какие-то символы, связанные с христианством?

^ Хороший вопрос. Конечно, ассирийцы хотят быть причастными той великой, древнеассирийской, культуре, цивилизации.

отсюда и использование соответствующей символики. Это повод для гордости. Есть, конечно, и христианская, церковная, символика. В основном это кресты. У всех ассирийцев в домах есть кресты.

S Чем отличаются эти кресты?

S У нас много разновидностей крестов, но в основном - трехглавые кресты, с аббревиатурой, обозначающей бога Яхве («Я есть тот, кто есть»), Троицу и Единобожие... посередине. Они имеют глубокую семантику - внизу круглая земля, по сторонам - четыре стороны света, девять чинов ангельских, 9 степеней священства, корона - Христос и упомянутая аббревиатура. У нас нет крестов-распятий, икон и иконопочитания.

S Несмотря на то, что ассирийцы разбросаны по всему миру, в их среде действует сразу несколько партий (от левых до праволиберальных), а также ряд общественных движений. Представлены ли какие-то из них в Армении?

S Слава Богу, у нас политических организаций в Армении нет. Я очень рад этому, ведь там, где есть политические организации, там распри, разделение. У нас ассирийцы в политику не вовлечены, но есть общественные организации. Например Assyrian Universal Alliance (AUA) Но этот орган сейчас очень слабый. В свое время он являлся одним из главных ассирийских институтов, но на данный момент серьезно утратил влияние. Ранее он поднимал вопрос геноцида ассирийцев, занимался культурными и образовательными вопросами, платил стипендии студентам.

S Что касается геноцида ассирийцев -мы знаем, что они пережили его также, как и армяне... Как это события отражены в культуре или бытовой жизни?

S В Ереване, на перекрестки улиц Налбан-дяна и Московяна, есть памятник жертвам геноцида ассирийцев. Каждый год, 7 августа, мы собираемся там и чтим память наших мучеников. 7 августа - день памяти ассирийских мучеников всех геноцидов. 7 августа 1933 года в один день было сожжено 5 тысяч ассирийцев. Это случилось в селе Сумеле в Ираке. Это были люди, бежавшие от геноцида 1915 г. в Турции -они бежали в Ирак. Затем те, кто спаслись после нового геноцида, уже из Ирака бежали в Сирию. Все ассирийские организации, ассирийские интеллектуалы, политические и общественные деятели договорились о том, что именно 7 августа стало днем памяти ассирийских жертв. При этом 24 апреля мы чтим пямять жертв Геноцида в Османской империи и вместе с армянами - также поднимаемся на Цицирна-каберд, возлагаем цветы к мемориалу. В наших

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деревнях также проходят по этому поводу культурные мероприятия.

^ Какие связи есть между ассирийцами Армении и их соплеменниками из других стран?

^ Такого тесного общения нет - разве что индивидуальные контакты. Сейчас интернет дает в этом плане много возможностей. Люди общаются, заводят друзей, даже создают семьи. Вообще, во времена Советского Союза связи не было практически никакой, а затем, в особенности после развития интернета, процесс пошел. Есть еще специальные христианские туры из Ирака в Армению, и один день они дают туристам на посещение нашей общины, участие в наших литургиях, общение с нами. Кроме того, последние 20 лет - вплоть до пандемии корона-вируса, проводились общеассирийские спортивные состязания в Иране, в Урмии. Там участвовали ассирийцы из Ирана, Ирака, Сирии, Армении, Грузии, России, Украины. Основной идеей этих игр было укрепление взаимоотношений ассирийцев, их общение друг с другом.

^ Вы говорите, что ассирийцы - вне политики, но время от времени в местной, армянской политике они-таки засвечиваются. Вот, например, на недавних протестных акциях можно было видеть и ассирийцев.

^ У нас в армянском парламенте есть представитель с 2017 года. Здесь такая странная система избрания этих представителей, что по факту сами ассирийцы не могут решать, кто будет их представлять. Люди попадают туда по ротационной системе. Победившие на выборах партии «разбирают» депутатов от нацменьшинств по пропорциональной расстановке сил. Ранее дважды наш депутат принадлежал к партии власти. В этот раз у нас были представители обеих сторон, но в парламент в итоге прошел депутат от оппозиции. Но мы очень довольны этой девушкой, ее зовут Земфира Мирзоева - она поднимает многие важные вопросы. Среди нас много и тех, кто поддерживает ее оппозиционные политические взгляды. Ранее был Арсен Михайлов, он сейчас помощник премьер-министра, и это тоже очень хорошо.

^ Есть какая-то современная литература, журналистика, публицистика на ассирийском языке, либо в среде ассирийцев Армении?

^ Есть учительница ассирийского языка в Двине - она сочиняет стихи. Мы их используем на наших школьных праздниках. В основном они связаны с геноцидом, темой родины, традиций, бывает и лирика. Есть еще Соня Леонидовна Алексеева, ее произведения изданы за границей.

^ Есть ли какой-то антагонизм между Армянской апостольской церковью, Русской православной церковью и Ассирийской церковью Востока в Армении?

^ Ассирийцы, переселившись в пределы Российской империи из Ирана после Туркман-чайского договора, вынуждены были принять православие. Не православных не принимали. И, фактически с 1828 по 1920-й годы все ассирийцы Армении были православными. Однако многие из них все равно считали себя приверженцами Ассирийской церкви Востока - это можно увидеть на примере их храмов, которые не очень похожи на православные, иногда молитвы читались на ассирийском. Но лишь в 1992 году мы впервые увидели вживую священнослужителя АЦВ - тогда в Армению прибыл епископ из США. После развала СССР ассирийцев охватила волна патриотизма, пришло понимание необходимости обратиться к своим корням, и в 2003 году у нас появился свой священник - из Ирака. С тех пор Ассирийская церковь Востока в Армении действует. Однако у нас есть несколько ассирийцев - даже активистов, которые упорно позиционируют себя как православные. Я скажу так - они в душе больше русские, чем ассирийцы. Но их мало. И у нас есть неявное соперничество с РПЦ, я ни разу не встречался с православным священником, который окормляет паству Димитрова. Также и в Грузии есть священнослужитель, монах Грузинской православной церкви, который чинит нам некоторые неудобства. А с Армянской апостольской церковью у нас никогда не было проблем, они за то, чтобы у нас была своя церковь в Армении, за то, чтобы все ассирийцы Армении были прихожанами Ассирийской церкви Востока. Когда у нас не было священника, священники ААЦ приходили к нам, крестили детей, служили литургии на праздники, но сейчас они не делают этого, не стремятся перетянуть к себе паству. У нас с Армянской апостольской церковью хорошие отношения.

^ В какое подразделение АЦВ входит Армения?

^ Мы вместе с Россией входим в епархию Северного Ирана. Впрочем, возможно, Армению уже в этом году присоединят к иранской епархии.

Приложение 4

Интервью со скульптором Симоном Якубовым (20.06.2022 г.)

^ Насколько часто изображение ламасу используется именно ассирийцами в Арме-

нии? Оно ведь дохристианское, связанное с шумерским язычеством , как минимум 7 века до н.э. Как это воспринимается церковью и верующими ассирийцами?

S Ламассу или шеду - бесспорный и самый узнаваемый символ Ассирии и признан абсолютно всеми ассирийцами, верующими и неверующими. Церковь не принимает древних изображений, их никогда не встретишь в церкви. Но, вместе с тем, церковь никогда не высказывалась против этого символа. Напротив, это часть нашей истории и мы ею гордимся. Среди важных символов также флаг Ассирии - он принят как флаг всемирного Ассирийского сообщества в 60-ых годах. В основе флага лежит изображение звезды Ашура, символизирующее верховного бога древней Ассирии.

S Что касается религии - в Армении ассирийцы принадлежат к Ассирийской церкви Востока (несторианской) и Русской православной церкви. Каково соотношение между ними и к какой конфессии принадлежите лично вы?

S Ассирийцы Армении принадлежат к Ассирийской церкви Востока, что очень близко к Русской православной церкви. В частности, все церковные праздники совпадают по дате.

S Известно, что с 1980-х в Армении изучают ассирийский язык в школах, а также в ЕГУ на факультете востоковедения. Есть ли учебники ассирийского языка, которые печатаются здесь? И помимо языка, проходятся ли ассирийская история и культура? Есть ли по ним тоже учебники?

S Ассирийский язык изучают в школай сел Арзни и Верхний Двин, также в ереванской школе им. Пушкина. Есть учебники ассирийского языка.

S Есть ли сейчас какие-то газеты или журналы ассирийской диаспоры Армении?

S С печатными изданиями на ассирийском я не знаком, так ка не умею читать на ассирийском

Перечень использованной литературы

1. Bet-Nahrain Democratic Party's Declaration Archived 2012-02-06 at the Wayback Machine, Assyrian Times.com, 2006-08-26, accessed on 2007-02-19.

2. Assyria/Unpresented nations and people organization. UR: https://unpo.org/members/7859 (Дата обращения: 17.06.2022)

3. Асатрян Г., Аракелова В. Национальные меньшинства Армении. URL: https://kavkaz-uzel.eu/articles/30125/ (Дата обращения 14.06.2022)

4. Capotari F. Study on the Rights of Persons belonging to Ethnic, Religions and Linguistic Minorities, 1991.

5. Shultze I. Tapology of Ethnic minorities of Armenia // Iran and The Caucasus, 21(4) P.: 362-375, DOI:10.1163/1573384X-20170403.

6. Симпозиум скульпторов в Апаране способствует развитию арт-туризма в регионе . URL: https://ru. armeniasputnik.am/20220612/simpozium-skulptorov-v-aparane-sposobstvuet-razvitiyu-art-

turizma-v-regione-43069699.html (Дата обращения 4.05.2022)

7. Перепись населения Армении, 2011. URL: https://armstat.am/file/doc/99484893 .pdf (Дата обращения 20.07.2022)

Сдана/^шйййф[ f 11.08.2022 Рецензирована/0-рш^пиф1 f 25.08.2022 Принята/£йщьйф1 f 02.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.