Научная статья на тему 'Влияние конфессионального фактора на положение христиан в Сирии'

Влияние конфессионального фактора на положение христиан в Сирии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
208
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЯ / SYRIA / АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СИРО-ЯКОВИТСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ANTIOCHIAN ORTHODOX CHURCH / АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ARMENIAN APOSTOLIC CHURCH / АССИРИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА / ASSYRIAN CHURCH OF THE EAST / РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ROMAN CATHOLIC CHURCH / МЕЖХРИСТИАНСКИЙ ДИАЛОГ / INTER-CHRISTIAN DIALOGUE / SYRIAN-JACOBITE CHURCH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Совгира Ярослав Валерьевич

Преследования христиан в Сирии стали очевидной реальностью в годы конфликта в этой стране (2011 н.в.). Однако при пристальном рассмотрении этого феномена обнаруживается, что положение разных церквей в составе пестрой христианской общины Сирии оказывается неоднородным. Виной тому внутренние причины, поскольку гонения извне осуществляются террористами без деления христиан на конфессии. В нашей статье мы пытаемся выделить основные факторы такого влияния. Для этого оцениваем количество христиан в каждой конфессии до войны и сейчас, рассматриваем предрасположенность общин к миграции, масштаб и географию исхода христиан. Важным фактором является и внешняя поддержка общин, информационная политика церквей и другие. Так, Антиохийский патриархат, будучи самой крупной общиной, оказался меньше других обеспечен внешней поддержкой, слабо представлен в информационном пространстве. Церкви дохалкидонской традиции пользуются материальной и медийной поддержкой многочисленных зарубежных диаспор. Армянская община имеет дополнительную поддержку со стороны Республики Армения. Церкви католической ветви составляют единое древо с крупнейшей христианской церковью в мире, имеющей многолетние традиции благотворительной работы, что ставит их в выигрышное положение. Подводя итог, считаем важным создание межконфессионального центра, который бы способствовал более равномерному восстановлению исторического конфессионального состава Сирии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of confessional factor on the position of Christians in Syria

The persecution of Christians in Syria became an obvious reality in the period of conflict in this country (2011 present). However, with a close examination of this phenomenon, one can find that the positions of different Churches in the mosaic Christian community of Syria is not homogeneous. We say about internal reasons, because external persecution by terrorists is carried out without confessional division. In our article, we try to identify the main factors of such influence. Thus, we estimate the number of Christians in each denomination before the war and now, we consider the predisposition of communities to migration, the scale and geography of the Christian exodus. An important factor is the external support of the communities, the informational policy of the Churches and so on. Thus, the Antiochian Patriarchate, being the largest community, was less than others provided with external support, it has lower representation in the informational space. The churches of the non-Chalcedonian tradition can use the material and media support from numerous foreign diasporas. The Armenian community has additional support from the Republic of Armenia. The churches of the Catholic branch form a one tree with the largest Christian Church in the world, which has experience of charitable work for many years. This factor puts them in a winning position. Summing up, we consider it important to create an inter-Christian center that would contribute to a rightful restoration of the historical confessional composition of Syria.

Текст научной работы на тему «Влияние конфессионального фактора на положение христиан в Сирии»

Совгира Ярослав Валерьевич

аспирант, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Адрес: 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1 E-mail: yaroslav74@hotmail.co.uk

Влияние конфессионального фактора на положение христиан в Сирии

Преследования христиан в Сирии стали очевидной реальностью в годы конфликта в этой стране (2011 - н.в.). Однако при пристальном рассмотрении этого феномена обнаруживается, что положение разных церквей в составе пестрой христианской общины Сирии оказывается неоднородным. Виной тому внутренние причины, поскольку гонения извне осуществляются террористами без деления христиан на конфессии. В нашей статье мы пытаемся выделить основные факторы такого влияния. Для этого оцениваем количество христиан в каждой конфессии до войны и сейчас, рассматриваем предрасположенность общин к миграции, масштаб и географию исхода христиан. Важным фактором является и внешняя поддержка общин, информационная политика церквей и другие. Так, Анти-охийский патриархат, будучи самой крупной общиной, оказался меньше других обеспечен внешней поддержкой, слабо представлен в информационном пространстве. Церкви дохалкидонской традиции пользуются материальной и медийной поддержкой многочисленных зарубежных диаспор. Армянская община имеет дополнительную поддержку со стороны Республики Армения. Церкви католической ветви составляют единое древо с крупнейшей христианской церковью в мире, имеющей многолетние традиции благотворительной работы, что ставит их в выигрышное положение. Подводя итог, считаем важным создание межконфессионального центра, который бы способствовал более равномерному восстановлению исторического конфессионального состава Сирии.

Ключевые слова: Сирия, Антиохийская православная церковь, Армянская апостольская церковь, Сиро-яковитская церковь, Ассирийская церковь Востока, Римско-католическая церковь, межхристианский диалог.

В сирийском конфликте христиане оказались одной из самых уязвимых этноконфессиональных групп. Священноначалие Русской Православной Церкви уже не первый год говорит о данной проблеме на самых разных площадках. Этому феномену была посвящена встреча Патриарха Московского и всея Руси и Папы Римского в феврале 2016 года. Гонения на христиан Сирии и Ирака были признаны геноцидом Государственным департаментом США в марте 2016 года.

Террористы не различают христиан по конфессиональному признаку. Однако на этот вопрос интересно посмотреть с точки зрения того, как принадлежность той или иной христианской церкви влияет на состояние общины: миграцию, внешнюю или внутреннюю поддержку, скорость ее восстановления после окончания войны. Мы приведем обзор основных факторов такого влияния, что поможет более четко представлять конфессиональную карту христианской общины Сирии и покажет наиболее сильные и слабые общины.

Христианство в Сирии, которое до войны составляло 7-10% населения (1,5-1,8 млн человек, иногда звучит цифра в 2 млн), представлено тремя основными традициями: православной, дохалкидонской и католической. Мы не берем в расчет общины протестантского толка из-за их малой численности. Следует иметь в виду, что многие сирийские, покинувшие Сирию христиане не регистрируются в статусе беженцев, поскольку это осложнит их возвращение на родину в будущем, поэтому по вопросам миграции мы приводим приблизительные цифры. Христианские лидеры Сирии с самого начала конфликта призывают свою паству не покидать родные земли. Непосредственно в Сирии вопросы религиозного имущества курирует государственное министерство вакуфов.

Православная община представлена Антиохийской православной церковью. Дохалкидонские общины наиболее ярко отличаются по национальному признаку. Это Сиро-яковитская церковь, Армянская апостольская церковь и Ассирийская церковь Востока. Католическая община наиболее многогранна за счет наличия униатских церквей: Сиро-католической, Армяно-католической, Мелькитской, а также Маронитской. После войны в Ираке в Сирию приехало некоторое количество членов Халдейской церкви. Кроме того, в Сирии имеются приходы, монастыри и организации в непосредственном ведении Римско-католической церкви.

Антиохийская православная церковь

До 2011 года в Сирии проживало около 500 тысяч православных верующих Антиохийской православной церкви. Их доля составляет порядка 25-30% от общего числа христиан в Сирии. По нашим оценкам, сегодня их количество колеблется в районе 300-400 тыс. человек.

Миграция чад Антиохийской православной церкви носит в основном внутренний характер. Это обусловлено невысоким уровнем развития зарубежных епархий и консервативностью клира и паствы. Большинство православных сирийцев нашли прибежище в Долине христиан в губернаторстве Хомс. Там проживает, в зависимости от сезона, 200-250 тыс. человек. Однако там они сталкиваются с ограничениями со стороны государственных служб, которые урезают поставки воды, пищи и энергоресурсов. Часть

православных сирийцев мигрировала в Ливан, поскольку там достаточно сильно присутствие Антиохийского патриархата.

Православная община часто остается вне поля зрения мировой общественности по причине слабости ее информационных ресурсов. Это иллюстрирует сравнение официальных лент Антиохийской православной и Сиро-яковитской церкви в социальной сети Facebook: Антиохийский патриархат представляет свои новости в основном на арабском языке, Си-ро-яковитский патриархат ведет подробную летопись патриаршего служения и многих других направлений на европейских языках.

Что касается внутренних источников поддержки Антиохийского патриархата, то он может рассчитывать лишь на влиятельных членов своей паствы в государственных структурах. Сейчас можно с осторожностью надеяться на некоторые улучшения в связи с назначением спикером парламента Сирии православного сирийца Хаммуда Сабаха в 2017 году.

Антиохийский патриархат не имеет значимых источников внешней помощи, однако пользуется некоторой финансовой поддержкой со стороны государств на своей пастырской территории в ближневосточных государствах, где имеется архиепархия Багдада, Кувейта и Аравийского полуострова. В Ираке, например, такая помощь выделяется при содействии христианского парламентария Юнадама Канны. В ОАЭ 18 января 2018 года Антиохийский патриарх освятил новый храм пророка Илии1. При этом следует иметь в виду, что в 2014 году Антиохийский патриархат прервал евхаристическое общение с Иерусалимским из-за посягательств последнего на территорию Катара. Этот вопрос не урегулирован до сих пор, в связи с чем Антиохийская церковь отказалась принимать участие в соборе предстоятелей поместных православных церквей на Крите в 2016 году.

Московский Патриархат оказывает поддержку Антиохийской православной церкви. В 2013 году Русская Православная Церковь направила Антио-хийскому патриархату в качестве помощи 1,3 млн долларов США, собранных верующими. При содействии Московского патриархата оказывается помощь патриаршей больнице «Аль-Хосн»2. Партия помощи была доставлена в феврале 2018 года российской Межрелигиозной рабочей группой, которая действует под эгидой президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями3.

Скорость восстановления православной общины Сирии невысока в связи с ограниченностью ресурсов. Патриарх Антиохийский Иоанн в интервью 12 февраля 2018 года привел данные о восстановлении храмов: «Три года назад мы восстановили три церкви. Сейчас восстанавливается древний монастырь в деревне Маалюля»4.

1 Русский приход в ОАЭ подарил икону сирийскому монастырю в освобожденной от террористов Маалюле [Электронный ресурс]. URL: https://mospat.ru/ru/2018/01/23/ news155861/ (дата обращения: 22.02.2018).

2 Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X [Электронный ресурс]. URL: https://mospat. ru/ru/2017/12/05/news154106/ (дата обращения: 22.02.2018).

3 Религиозные общины России провели беспрецедентную по масштабам гуманитарную акцию в Сирии [Электронный ресурс]. URL: https://mospat.ru/ru/2018/02/06/ news156268/ (дата обращения: 22.02.2018).

4 Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн Х: храмы в Сирии восстанавливаются, несмотря на войну [Электронный ресурс]. URL: https://mospat.ru/ru/2018/02/12/ news156580/ (дата обращения: 20.02.2018).

Общины католической традиции

По данным Католической церкви, в 2010 году в Сирии число мелькитов составляло 234 тыс. человек, сиро-католиков - 67 тыс., маронитов - 53 тыс., халдеев - 35 тыс., армяно-католиков - 26 тыс.5 Общая цифра - 389 тыс. человек.

Основными направлениями миграции католиков стали соседние с Сирией страны, в первую очередь Ливан и Иордания, где активно работают филиалы католических благотворительных организаций, например «Ка-ритас». Имея в виду общие масштабы бегства христиан из Сирии, можно предполагать, что сегодня там осталось 200-250 тыс. католиков с тенденцией к росту этой цифры в связи с возвращением христиан в Сирию.

Римско-католическая церковь располагает обширной сетью благотворительных фондов и организаций с филиалами по всему миру. Основные структуры, работающие на Ближнем Востоке: «Помощь церкви в нужде», «Каритас», «Рыцари Колумба», «Про Ориенте», «Дело Востока», «SOS христиане Востока». Многие из них имеют более чем столетнюю историю и налаженные каналы сбора средств. В силу ограниченности по времени мы не будем детально рассматривать их разностороннюю деятельность, которая к тому же была подробно исследована присутствующим здесь священником Павлом Анищиком6. Скажем только, что по линии указанных организаций в Сирии ежегодно реализуются гуманитарные, образовательные и информационные проекты на суммы в десятки миллионов долларов. Важно отметить, что указанные организации обеспечивают широкое информационное освещение своей деятельности в социальных сетях, привлекая таким образом немалое количество ресурсов. Из уст папы римского звучат публичные призывы жертвовать на нужды католических благотворительных структур, в том числе и для ближневосточных проектов. Общины католической традиции, будучи объединены материнской церковью, имеют возможность поддерживать друг друга и оперативно получать централизованную помощь.

Учитывая это, а также масштабы работы католических структур социальной направленности на Ближнем Востоке, можно прогнозировать быстрое восстановление нормальной жизни католических общин Сирии.

Христиане дохалкидонских церквей в Сирии

В Сирии проживало до конфликта порядка 170 тыс. яковитов и 40 тыс. членов Ассирийской церкви Востока, а также от 60 до 100 тысяч армян. Суммарный показатель - более 300 тыс. человек. Указанные церкви обладают источниками помощи в виде диаспор в благополучных странах за рубежом, что обеспечивает ей финансовую и информационную поддержку. Активная миграция яковитов и несториан в страны Запада началась еще

5 Statistic on Christians in the Middle East [Электронный ресурс]. URL: http://www.usccb. org/issues-and-action/human-life-and-dignity/globaMssues/middle-east/christians-in-the-middle-east/upload/statistics-on-catholics-in-the-middle-east.pdf (дата обращения: 10.09.2016).

6 Анищик Павел, иерей. Современные западноевропейские церковно-общественные и правительственные инициативы в области практической помощи преследуемым христианам Ближнего Востока. Дисс. ... магистра богословия. - М., 2016. - 323 с.

сто лет назад, в ходе турецкого геноцида в начале XX века. По состоянию на 2013 год в Германии насчитывалось 70 тыс. ориентальных христиан, в Швеции - 120 тыс., в США - 400 тыс.7 В России насчитывается около 70 тыс. ассирийцев. Развитость зарубежной диаспоры обусловила довольно высокие темпы миграции ориентальных христиан. За годы войны число членов Ориентальных церквей в Сирии сократилось приблизительно до 150 тыс. человек.

На примере Ассирийской церкви Востока можно видеть, как зарубежные епархии оказывают материнской церкви поддержку. В 2015-2017 гг. были поэтапно выкуплены у ИГИЛ более 200 ассирийцев, захваченных в плен на севере Сирии. По нашим данным, средства собирались силами епархий в разных странах.

Стоит отметить и такой немаловажный фактор поддержки ориентальных христиан, как информационная активность. Как мы упоминали ранее, у Сиро-яковитской церкви имеются развитые информационные ресурсы. Сиро-яковитский патриарх принимает весьма активное участие в международных мероприятиях по всему миру, где доводит проблемы своей церкви до разных кругов, в том числе до мусульманских. Так, 21 декабря 2017 года он принимал участие в форуме «2017 - Год исламской солидарности: Межрелигиозный и межкультурный диалог» в столице Азербайджана Баку.

Другим примером является Ассирийское международное информационное агентство - AINA, которое с 1995 года освещает на нескольких языках события на Ближнем Востоке, имеет электронную библиотеку ресурсов.

У армян имеется такой серьезный ресурс поддержки, как государство Армения, которое на регулярной основе поставляет гуманитарные грузы в Сирию. На местах помощь распределяется через армянские храмы и монастыри8. Армения получает финансовую помощь для размещения беженцев со стороны США9 и ЕС10. Свою роль сыграл информационный резонанс вокруг нападения боевиков на армянский Кесаб, к которому добавляется и общемировое освещение ситуации в Алеппо11 в 2013-2016 годах.

Однако для ориентальных христиан существуют и повышенные факторы риска. Учитывая, что к конфликту в Сирии непосредственное отношение имеет Турция, армянский вопрос становится особенно актуален. Говоря об ассирийцах, следует отметить фактор их национального самосознания: расценивая себя как древнейший народ, ассирийцы неизменно стремятся к автономизации, что значительно осложняет их взаимоотношения с дру-

7 BetBasoo, P. Brief History of Assyrians [Электронный ресурс]. URL: http://www.aina.org/ brief.html (дата обращения: 02.09.2016).

8 Part of Armenia humanitarian aid sent to Syria is transferred to Damascus (PHOTOS) [Электронный ресурс]. URL: https://news.am/eng/news/394720.html (дата обращения: 04.09.2017).

9 Армения будет получать помощь для беженцев из Сирии [Электронный ресурс]. URL: https://ru.armeniasputnik.am/world/20170725/8072157/armeniya-budet-poluchat-pomoshch-dlya-bezhencev-iz-sirii.html (дата обращения: 09.09.2017).

10 ЕС выделит Армении 3 млн евро для помощи сирийским беженцам [Электронный ресурс]. URL: https://armenpress.am/rus/news/895708/es-viydelit-armenii-3-mln-evro-dlya-pomoshchi-siriiyskim-bezhencam.html (дата обращения: 09.09.2017).

11 В Алеппо до войны проживала крупнейшая армянская община в Сирии.

гой стороной сирийского конфликта - курдами. Ассирийские новостные источники регулярно сообщают о притеснениях со стороны курдов на севере Сирии.

Эти вызовы замедляют восстановление общин дохалкидонских «национальных» церквей в Сирии. В то же время Сиро-яковитская церковь, используя все возможности для широкого освещения своих проблем, имеет шансы восстановиться быстрее.

Выводы

В заключение следует сказать, что в феврале 2018 года публике был представлен каталог разрушенных христианских объектов в Сирии, подготовленный совместно Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и католической организацией «Помощь церкви в нужде». Он содержит данные о 30 объектах всех основных христианских конфессий в Сирии12.

Подводя итог, отметим, что самой уязвимой христианской общиной Сирии оказалась Антиохийская православная церковь. Католики в Сирии находятся в наиболее устойчивом положении благодаря централизованной поддержке со стороны Ватикана и развитой структуре организаций социального служения. Христиане дохалкидонской традиции избрали для себя тактику широкого информационного освещения своего бедственного положения, что привлекает к их поддержке не только членов зарубежных диаспор, но и другие влиятельные силы в мировом истеблишменте. Армянская община, ко всему прочему, пользуется поддержкой целого государства - Республики Армения. Однако для армян и ассирийцев существуют повышенные факторы риска по линии Турции и сирийских курдов соответственно. К тому же среди общин Ориентальных церквей довольно высоки масштабы миграции.

Представляется, что в этих условиях было бы востребовано создание в Сирии межконфессионального гуманитарного центра, который мог бы не только представлять интересы христиан в диалоге с государством и обществом, но и распределять помощь пропорционально нуждам общин. Христианская община Сирии обладает хорошим потенциалом для создания такой структуры с учетом ее многовековых традиций межконфессионального взаимодействия.

В противном случае христианская община Сирии может столкнуться с серьезным дисбалансом в исторически сложившемся конфессиональном составе, который будет обусловлен несоизмеримыми темпами послевоенного восстановления общин.

12 Churches and Holy Places needing reconstruction in Syria. ACN Aid to the Church in Need International GmbH. Konigstein, 2018. - 50 p.

Литература

Анищик Павел, иерей. Современные западноевропейские церковно-общественные и правительственные инициативы в области практической помощи преследуемым христианам Ближнего Востока. Дис. ... магистра богословия. - М., 2016. - 323 с.

Арабский кризис и его международные последствия / под общ. ред. А.М. Васильева. Отв. ред. А.Д. Саватеев, Л.М. Исаев. - М.: ЛЕНАНД, 2014. - 256 с.

Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - М., 1997-2017. URL: https://mospat.ru/ru/ (дата обращения: 10.07.2017).

Родионов М.А., Сарабьев А.В. Марониты: традиции, история, политика. - М.: Институт востоковедения РАН, 2013. - 500 с.

Сарабьев А.В. Христиане Ближнего Востока: вчера, сегодня. завтра? / отв. ред. В.В. Попов / Группа стратегического видения «Россия - Исламский мир»; Ин-т востоковедения РАН. -М.: ИВ РАН, 2017. - 264 с.

Супрунчук И.П. Ближний Восток: современные миграционные процессы в условиях интенсивной террористической деятельности / И.П. Супрунчук // Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов. Сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции / Под редакцией В.С. Белозерова; Отв. за выпуск Соловьев И.А. - 2016. - С. 175-179.

Туфайли Ф. Проблема сирийских беженцев в Ливане: социальный, экономический, политический аспекты // Проблемы новой и новейшей истории зарубежных стран. Сборник научных трудов. - М., 2017. - С. 43-54.

Чаптыкова Т.И. Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования: дис. ... канд. соц. наук. - М., 1997.

Aboona, H. Assyrians, Kurds, and Ottomans: Intercommunal Relations on the Periphery of the Ottoman Empire. Cambria Press, 2008. - 325 p.

Annual report of the supreme knight / Knights of Columbia // 01.10.2017. Available at:

http://www.kofc.org/en/columbia/detail/annual-report-of-the-supreme-knight2017.html

(25.01.2018).

Assyrian International News Agency : official site. Available at: http://www.aina.org/ (18.02.2018).

Churches and Holy Places needing reconstruction in Syria. ACN Aid to the Church in Need International GmbH. Konigstein, 2018. - 50 p.

Our Work Worldwide. Annual Report 2015 // Caritas Germany International Department. 2016. - 44 p.

Statistic on Christians in the Middle East : USCCB. Available at: http://www.usccb.org/is-sues-and-action/human-life-and-dignity/global-issues/middle-east/christians-in-the-middle-east/upload/statistics-on-catholics-in-the-middle-east.pdf (10.09.2016).

Yaroslav Sovgira

Post-graduate student of Saints Cyril and Methodius Theological Institute of Post-Graduate and Doctoral Studies

Address: bldg. 1, 4/2 Pyatnitskaya St., 115035 Moscow, Russian Federation E-mail: yaroslav74@hotmail.co.uk

The influence of confessional factor on the position of Christians in Syria

The persecution of Christians in Syria became an obvious reality in the period of conflict in this country (2011 - present). However, with a close examination of this phenomenon, one can find that the positions of different Churches in the mosaic Christian community of Syria is not homogeneous. We say about internal reasons, because external persecution by terrorists is carried out without confessional division. In our article, we try to identify the main factors of such influence. Thus, we estimate the number of Christians in each denomination before the war and now, we consider the predisposition of communities to migration, the scale and geography of the Christian exodus. An important factor is the external support of the communities, the informational policy of the Churches and so on. Thus, the Antiochian Patriarchate, being the largest community, was less than others provided with external support, it has lower representation in the informational space. The churches of the non-Chalcedonian tradition can use the material and media support from numerous foreign diasporas. The Armenian community has additional support from the Republic of Armenia. The churches of the Catholic branch form a one tree with the largest Christian Church in the world, which has experience of charitable work for many years. This factor puts them in a winning position. Summing up, we consider it important to create an inter-Christian center that would contribute to a rightful restoration of the historical confessional composition of Syria.

Keywords: Syria, Antiochian Orthodox Church, Armenian Apostolic Church, Syrian-Jacobite Church, Assyrian Church of the East, Roman Catholic Church, inter-Christian dialogue.

References

Aboona, H. Assyrians, Kurds, and Ottomans: Intercommunal Relations on the Periphery of the Ottoman Empire. Cambria Press, 2008. - 325 p.

Anishhik Pavel, ierej. Sovremennye zapadnoevropejskie cerkovno-obshhestvennye i pravi-tel'stvennye iniciativy v oblasti prakticheskoj pomoshhi presleduemym hristianam Blizhnego Vostoka. Diss.. magistra bogoslovija. M., 2016. 323 p. (In Russ.)

Annual report of the supreme knight / Knights of Columbia // 01.10.2017. Available at:

http://www.kofc.org/en/columbia/detail/annual-report-of-the-supreme-knight2017.html

(25.01.2018).

Arabskij krizis i ego mezhdunarodnye posledstvija / pod obshh. red. A. M. Vasil'eva. Otv. red. A. D. Savateev, L. M. Isaev. - M.: LENAND, 2014. - 256 p. (In Russ.).

Assyrian International News Agency : official site. Available at: http://www.aina.org/ (18.02.2018).

Chaptykova T.I. Nacional'naja diaspora kak ob#ekt jetnosociologicheskogo issledovanija: dis. ... kand. soc. nauk. M., 1997. (In Russ.)

Churches and Holy Places needing reconstruction in Syria. ACN Aid to the Church in Need International GmbH. Konigstein, 2018. - 50 p.

Otdel vneshnih cerkovnyh svjazej Moskovskogo Patriarhata [Jelektronnyj resurs] : ofic. sajt. -M. : 1997-2017. Available at: https://mospat.ru/ru/ (10.07.2017) (In Russ.).

Our Work Worldwide. Annual Report 2015 // Caritas Germany International Department. 2016. - 44 p.

Rodionov M. A., Sarab'ev A. V. Maronity: tradicii, istorija, politika. - M.: Institut vostokovedenija RAN, 2013. - 500 p. (In Russ.).

Sarab'ev A. V. Hristiane Blizhnego Vostoka: vchera, segodnja... zavtra? / otv. red. V. V. Popov / Gruppa strategicheskogo videnija «Rossija - Islamskij mir»; In-t vostokovedenija RAN. -M.: IV RAN, 2017. - 264 p. (In Russ.).

Statistic on Christians in the Middle East : USCCB. Available at: http://www.usccb.org/is-sues-and-action/human-life-and-dignity/global-issues/middle-east/christians-in-the-middle-east/upload/statistics-on-catholics-in-the-middle-east.pdf (10.09.2016).

Suprunchuk, I.P. Blizhnij Vostok: sovremennye migracionnye processy v uslovijah intensivnoj terroristicheskoj dejatel'nosti / I.P. Suprunchuk // Migracionnye processy: problem adaptacii I integraci imigrantov. Sbornik materialov 3-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii / Pod redakciej V.S. Belozerova; Otv. za vypusk Solov'ev I.A. - 2016. - pp. 175-179. (In Russ.).

Tufajli, F. Problema sirijskih bezhencev v Livane: social'nyj, jekonomicheskij, politicheskij aspekty // Problemy novoj I novejshej istorii zarubezhnyh stran. Sbornik nauchnyh trudov. M., 2017. pp. 43-54. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.