Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / развитие / управление / устойчивое развитие / системная методология / права человека / системное мышление / инновационный потенциал / экспертиза / подготовка / region / development / management / sustainable development / systems methodology / human rights / systems thinking / innovative potential / expertise / training
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

Логвиненко В.П.

D.Ed., профессор, директор Академического института делового администрирования, вице-президент

Международной академии фундаментального образования и Международного консорциума фундаментального

образования

consortium@live.ru

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Ключевые слова: регион, развитие, управление, устойчивое развитие, системная методология, права человека, системное мышление, инновационный потенциал, экспертиза, подготовка.

Keywords: region, development, management, sustainable development, systems methodology, human rights, systems thinking, innovative potential, expertise, training.

Современные подходы к управлению на основе организации взаимодействия с экспертным сообществом и гражданским обществом неуклонно трансформируются, исходя из установки на цифровизацию и широкое использование он-лайн технологий.

При этом суть актуальных проблем, касающихся анализа и измерения наблюдаемых процессов и явлений, не меняется и не изменится, так как причиной их наличия является расчлененность целостных сложных систем на составляющие и применение неадекватных методологических подходов к анализу, что позволят произвольно трактовать объективные процессы, зачастую в угоду заинтересованных групп и с целью поддержания коррупционных схем.

Заявленная проблема, на наш взгляд, является одной из самых актуальных для создания научно-обоснованных предпосылок формирования устойчивой модели управляемого развития страной. Уже 30 лет на повестке дня стоит научно-практическая проблема применения адекватных методологических средств в социальной практике и управлении, однако до настоящего момента невостребованными остаются эффективные инструменты управления социальными системами и реализации междисциплинарных программных направлений. Нами неоднократно подчеркивалось, что совместная работа по проблеме, включая процесс обмена информацией, начинается с уточнения понятий. Тем не менее, несогласованным и одновременно чрезвычайно важным на сегодня для оптимизации управления остается понятие «устойчивое развитие».

Важно подчеркнуть, что впервые термин «устойчивого развития» появился в научном обороте в 1987 году после опубликования доклада Комиссии по окружающей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Норвегии Г.Х. Брутланд, придя на смену Концепции экономического роста1.

Попытки сформировать Концепцию устойчивого развития предпринимались с момента проведения Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), где была принята Повестка дня на XXI век и сделаны попытки наполнить концепцию устойчивого развития научным и практическим содержанием. Деятельность в этом направлении продолжается, однако, как и в прошлом столетии, в современном деловом и публичном лексиконе это понятие по-прежнему используется в нескольких значениях:

1. Акцентуация на процессуальной части понятия устойчивое развитие, когда отмечается устойчивость и направленность процесса развития (рост системы).

2. Под устойчивостью развития целый ряд исследователей, живущих под девизом "Цель оправдывает средства", понимает неизменность поставленной цели.

3. Третье толкование устойчивости связано со стабильностью, устойчивостью достигнутого результата. Характерным примером такой интерпретации являются общественные или государственные конструкции, построенные на

2

консервативных принципах .

Современные исследователи, например, Н.И. Калашник в своем исследовании «К вопросу о содержании понятия «устойчивое развитие» в международном и российском законодательстве» отмечает важность вопроса определения понятия «устойчивое развитие» как для науки, так и для практики, так как в последние годы оно широко используется в законодательстве и специальной литературе.3 Например, в Указе президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» ставится задача создания устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих сортировку

1 Брутланд Г.Х. Наше общее будущее. Доклад Комиссии ООН по окружающей среде и развитию, 1987. - М.: Прогресс, 1988. - С. 50.

2 http://old.ihst.ru/~biosphere/Mag_1/defini.htm

3 https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-soderzhanii-ponyatiya-ustoychivoe-razvitie-v-mezhdunarodnom-i-rossiyskom-zakono datelstve

отходов в объеме 100 процентов и т.д.; обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации1 и нет упоминания об устойчивом развитии как о системной характеристике процесса развития.

Следствием неопределенности и научной необоснованности понятия «устойчивое развитие», несмотря на его очевидную актуальность как на глобальном, так и на национальном уровнях, является отсутствие ожидаемых результатов на этом направлении.

На сайте гуманитарного портала отмечено: «В настоящее время принципы устойчивого развития содержат лишь концепцию, но не содержат конкретных решений или инструментов реализации для достижения устойчивого развития, что является сложной фундаментальной задачей. Важно отметить, что задачи УР не сведены в систему, не представлены в соответствии с иерархической моделью устройства человеческого сообщества, не отражают специфики проблем на глобальном и национальном уровнях, не имеют обоснования и системы измерений.

В последнее время важным аспектом в реализации концепции устойчивого развития, особенно в связи с тем, что она часто рассматривается как эволюционирующая, стало выявление измеряемых индикаторов для отражения экономических, социальных и экологических аспектов устойчивого развития общества, а также целостных характеристик такого развития. По инициативе нидерландских исследователей Гёрта ван де Керка (Geurt van de Kerk) и Артура Мануэля (Arthur Manuel) под эгидой Фонда устойчивого общества в 2006 году был разработан Индекс устойчивости общества»2. В соответствии с вышеупомянутой методикой вычисляются индексы благополучия человека (экологического и экономического), а по совокупности их значений - индекс устойчивости общества. Упомянутые попытки создания системы интегральных показателей, несомненно, важны для анализа и сравнения показателей развития, однако для оценки устойчивости развития в системном понимании этого недостаточно. Аналитики отмечают, что на сегодняшний день отсутствуют обоснованные количественные критерии, позволяющие измерять степень устойчивости развития государств, отдельных регионов и территорий3. Более того, по мнению аналитиков, многие из популярных

„4

рейтингов являются инструментами идеологической пропаганды .

Особенностью стратегической политики России является то, что на данном этапе цели устойчивого развития включены во внутреннюю политику России через национальные программы. «В настоящее время меры, направленные на достижение целей устойчивого развития (ЦУР) в Российской Федерации, интегрированы в национальные проекты и другие стратегические и программные документы, в том числе в доктрины, государственные программы, концепции. Эти документы по своему содержанию обобщают все цели устойчивого развития» - отмечено в спецвыпуске Российской газеты5.

Таким образом, как уже было отмечено в публикации «Научно-технологическое обеспечение национальных программ и проектов: практика и социальный ресурс общества», теоретико-методологическая необоснованность Концепции и программ УР перенесена на уровень национальных программ, обеспеченных финансовыми и иными ресур-сами6. В публикации уже отмечена и проблема теоретико-методологического обоснования разработки индикаторов для оценки и анализа социальных изменений вследствие реализации национальных программ. При этом автор считает важным учесть теоретические достижения экономических и социологических наук, выявивших целый ряд важных индикаторов состояния развития социума, например, демографических, текучести кадров и др., используемых, например, в практике реализации планов социального развития и территориального планирования. Учитывая, что Россия является социальным государством, все социальные деформации (исключение, радикализация, увеличение уровня беспризорности, смертности, демографического спада и др.) необходимо рассматривать в качестве индикаторов (признаков) неустойчивости социальной системы государства.

Можно согласиться с позицией авторов, понимающих под устойчивым развитием региона «его способность сохранять и развивать необходимые параметры качества жизни»7. Однако вопрос о перечне этих и других параметров сбалансированного развития региона и выхода его в режим устойчивого развития остается неразрешенным, а инициативы по формированию такой модели на теоретико-методологическом и научно-практическом уровне - актуальными.

На сегодняшний день Индекс устойчивого развития территорий рассчитывался как интегральный показатель на основе 31 статистического показателя по экономике, экологии и социальной отрасли. При этом исследователями отмечается проблема низкого качества оценок и недостаток данных муниципалитетов, а также неадекватного освещения программ городского развития8.

Отметим, что переход к рыночной экономике и построение федеративного государства предполагал, что каждый регион-субъект Федерации становится самостоятельной экономической подсистемой, реализующей региональную социально-экономическую политику, а отношения с федеральными регулирующими системами, другими регио-

1 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 - с.2

2 https://gtmarket.ru/ratings/sustainable-society-index

3 Устойчивое развитие: Методология и методики измерения: учеб. Пособие / С.Н. Бобылев, Н.В. Зубаревич, С.В. Соловьева, Ю.С. Власов; под ред. С.Н. Бобылева. — М.: Экономика, 2011. - 358 с.

4 Качество и успешность государственных политик и управления. - М.: Научн. эксперт, 2012. - С. 80.

5 Стоять на своем. Цели устойчивого развития включены во внутреннюю политику России. - https://rg.ru/2020/09/20/celi-ustojchivogo-razvitiia-vkliucheny-vo-vnutrenniuiu-politiku-rossii.html

6 Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 2. Ч. 2 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2018. - С. 209-211. - https://atmos-sfera.ru/ncfe/node/415

7 Балобанов А.Е. Кому и зачем нужно местное самоуправление: тезисы к пониманию. - https://www.researchgate.net/publica tion/274956235_KOMU_I_ZACEM_NUZNO_MESTNOE_SAMOUPRAVLENIE_tezisy_k_ponimaniu

8 Устойчивому развитию городов не хватает данных - https://www.kommersant.ru/doc/3201440

нами и внешним миром будут иметь преимущественно экономическую основу. В данной модели наличие системы показателей и индикаторов оценки уровня развития региона является необходимой предпосылкой к управляемому процессу достижения устойчивости развития регионов и страны в целом. Однако при формировании подхода к разделению полномочий между федеральным уровнем власти и управлением в регионе, включая местное самоуправление, нарушается принцип иерархического соответствия, сопряженный с появлением качественно новых эмерджентных свойств системы на более высоком иерархическом уровне1.

В ходе пленарного заседания «Как обеспечить устойчивое развитие в эпоху неустойчивости» в рамках мероприятий онлайн-этапа форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: реальность 2020 и повестка десятилетия» председатель Счетной палаты России Алексей Кудрин отметил актуальность проблемы, отраженной в данной публикации, следующим образом: «Мы отмечаем недостаточную вовлеченность в активное исполнение некоторых целей, слабую координацию министерств и ведомств между собой по достижению этих целей. Например, 25% показателей Целей устойчивого развития у нас просто не распределены даже по министерствам и ведомствам»2. Ключевой задачей онлайн-этапа стала синхронизация подходов различных уровней власти, экспертного сообщества и бизнеса к работе над достижением Целей устойчивого развития ООН (ЦУР), их гармоничной интеграции с Национальными целями и проектами.

Заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Татьяна Радчен-ко при этом подчеркнула необходимость повышения качества и прозрачности системы управления. «При работе с органами власти хочется четко понимать, кто за что отвечает. Но, как показала работа Аналитического центра и Счетной палаты над Добровольным национальным обзором, «серые пятна» в управлении достижениями в реализации ЦУР в России пока есть»3.

Обратим внимание на то, что постановка вопроса разработки системы показателей, позволяющей оценивать социальные преобразования в стране, может быть озвучена как от лица государства, так и гражданского общества. Во втором случае речь может идти о реализации гражданами своих прав на достойную жизнь через социально-экономическую деятельность. Отметим, что данное утверждение корреспондирует с новым направлением деятельности ООН в рамках Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года, которое подчеркивает, что права человека играют важную роль в обеспечении устойчивого развития. Цели развития тысячелетия (ЦРТ) служили проводником некоторых экономических и социальных прав, но оставляли без внимания другие важные вопросы в области прав человека. В противоположность этому новая амбициозная всеобщая программа в области развития в полной мере содержит принципы и стандарты прав человека4. Проблематика прав человека, на наш взгляд, также нуждается во внимании системных экспертов и междисциплинарного коллектива теоретиков, что отмечено в нашей программе «Глобальная общественная безопасность: теория и практика»5.

В дополнение к вышесказанному отметим, что особенностью современного этапа развития является усиление неравенства возможностей участия в процессах, относящихся к проектированию жизни общества и его устойчивому развитию, в том числе на региональном уровне. Это противоречит принципам построения и функционирования гражданского общества, однако, как показал анализ, ведущие организации страны, ориентированные на решение стратегических задач по поручению руководства страны, не ставят перед собой задачу анализа последствий проводимой ими политики внедрения новых информационных технологий, повсеместной цифровизации, отдаляющего человека от возможности управлять своей жизнью из-за ошибок методологов и непонимания последствий своих деяний.

Отметим, что на теоретическим уровне возможность человека реализовать свои способности, свой интеллектуальный потенциал и иметь доступ к выбору положения в сфере труда, благосостояния, социальной защищённости относится к правам человека второго поколения, касающихся социально-экономических условий жизни человека. Эти условия должны обеспечить возможность человеку быть свободным от страха и нужды, реализовать свои экономические, социальные и культурные права, в первую очередь в местах рождения и постоянного проживания.

Реализация прав второго поколения предполагает определённое вмешательство государства для нормативного определения характера взаимодействия в системе «государство - общество - гражданин», для создания специальных социальных программ, системы гарантий, механизмов защиты индивида и продукции его творчества, в том числе интеллектуальной собственности. Важно при этом учесть опыт развития потребительских обществ взаимного страхования и соинвестирования региональных (муниципальных) уровней с целью привлечения недостающего заёмного капитала для решения программ развития.

Приведенный анализ свидетельствует, что выход страны на качественно новый цивилизационный уровень невозможен только на основе реализуемых национальных программ и проектов. Значительные резервы роста кроются и в оптимизации управления с учётом человеческого потенциала регионов с ориентацией на их устойчивое развитие. Однако для использования данных резервов важно исходить из наличия подготовленных кадров, профессионального наполнения понятий, используемых в социально-экономической практике, применения модельных разработок и системного анализа спектра взглядов и подходов для выработки оптимальной, учета закономерностей развития систем в

1 Малюта А. Гиперкомплексные динамические системы. - Львов, 1989. - 120 с.

^Завершился онлайн-этап Форума стратегов 2020-2021. - https://ac.gov.ru/news/page/zaversilsa-onlajn-etap-foruma-strategov-2020-2021-26756

3 Там же.

4 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. - https://unctad.org/sys tem/files/official-document/ares70d1_ru.pdf

5 https://infoperson.ru/aktualno-obsuzhdaem/globalnaya-obshhestvennaya-bezopasnost-teoriya-i-praktika

зоне кризиса и возможностей их контроля и регулирования, в первую очередь сложных иерархических систем, какими и являются все социально-экономические системы.

Таким образом, необходимо отметить важность исследований по проблеме измерений, выработке индикаторов оценки уровня развития региона и прогнозирования его устойчивого (сбалансированного) развития. Однако, как уже отмечалось, данная задача может быть решена только на основе адекватной методологии системного анализа и проектирования.

Под устойчивым развитием нами понимается следующее определение на основе теории Гиперкомплексных динамических систем А.Н. Малюты: «УР это - управляемое нахождение в фазе роста R-процесса без задержки на стационаре и минуя зону Z»1.

Понимание проблематики, связанной с необходимостью оптимизации управления на уровне регионов и снятия противоречий в системе управления на региональном и федеральном уровнях, позволяет в очередной раз (начиная с 2000 года) рекомендовать использовать системную методологию инвариантного моделирования для обоснования, объяснения и проверки адекватности применения многих из известных свойств организационных систем. Несмотря на то, что эти теоретические положения до сих пор входят в организационную науку на уровне общеизвестных, они остаются никак не обосновываемыми эмпирическими фактами. Используя систему инвариантов, в качестве которых выбраны «системные закономерности, можно получать достаточно полные и, что главное, - равноценные по полноте, описания разных систем на основе Теории гиперкомплексных динамических систем (ГДС). Отсюда открывается прекрасная возможность сопоставления, сравнения, выбора и оптимизации вариантов организации создаваемой системы, «проигрывания» (иначе говоря, моделирования) свойств ещё не существующей системы, оценки её эффективности по сравнению с существующими подобными организационными системами.

Более того, указанный метод способен выступать в качестве аппарата системологии. Как подчеркивает автор инвариантного моделирования профессор А.Н. Малюта, появление принципиально нового научного направления — инвариантного моделирования, целью которого являются изучение, разработка и применение наиболее общих закономерностей и принципов моделирования сложных многокачественных объектов вне зависимости от их природы (инвариантность по качеству), связано с появлением на практике противоречий не разрешимых в пределах существующих методологических и теоретических положений.

Достоинством инвариантного моделирования как инструмента анализа систем является также предоставляемый им путь выхода за пределы чисто математических описаний, включение элементов наглядности. При этом не теряется возможность сохранить реальные значения характеристик конкретного объекта, сочетая дискретность его описания с возможностью представления в терминах непрерывности с последующим переходом к использованию классических методов математического анализа.

Помимо использования возможностей отмеченного системного междисциплинарного подхода (ИМ) целесообразно также перейти к гиперкомплексной статистике, которая играет такую же роль, которую выполняет обычная математика в естественных науках.

Учитывая актуальность направляющего положения Указа Президента РФ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», которое гласит: «Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой», считаем актуальным рекомендовать подготовку системных методологов и экспертов по направлениям, например, в системе повышения квалификации (ИПК). На сегодняшний день качественная реальная междисциплинарная подготовка должна включать освоение системных методов третьего поколения, которые по своей сути и являются междисциплинарными методами. Такая подготовка позволит создать концептуально-понятийное единство участников учебного процесса, а впоследствии использовать эти знания для повышения эффективности совместной деятельности и достижения социально значимых для страны и ее регионов и конкретного человека результатов.

1 Логвиненко В.П. Теоретико-методологические и практические аспекты устойчивого развития регионов. - https://cyberle ninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-i-prakticheskie-aspekty-ustoychivogo-razvitiya-regionov/viewer

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.