Научная статья на тему 'Исследование реализации концепции устойчивого развития в сфере труда и занятости в России'

Исследование реализации концепции устойчивого развития в сфере труда и занятости в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
657
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ДОСТОЙНЫЙ ТРУД / ЗАНЯТОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / NEET-МОЛОДЕЖЬ / ECONOMIC RESILIENCE / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS / DECENT WORK / EMPLOYMENT / LABOR MARKET / UNEMPLOYMENT / NEET YOUTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лясковская Елена Александровна

Концепция устойчивого развития это парадигма сбалансированного, самоподдерживающегося развития, путем взаимосвязанного достижения экологических, социальных и экономических целей. Хотя достижение целей устойчивого развития актуально для России в рамках проводимых в стране реформ и международного сотрудничества, практических исследований достижения отдельных целей концепции практически отсутствуют. Это в полной мере относится к восьмой цели устойчивого развития, различные аспекты рынка труда и безработицы. В статье предпринята попытка ликвидировать обозначенный пробел. В статье проведен ретроспективный анализ концепции устойчивого развития, выявлены предпосылки и причины ее появления, взаимосвязь между понятиями устойчивость и устойчивое развитие. Рассмотрена эволюция концепции через призму главных работ, международных событий, программных документов и принимаемых мировым сообществом решений. Выявлено изменение отношения к целям, показателям и индикаторам устойчивого развития. Рассмотрены проблемы измерения устойчивого развития, изменение основ концепции и обеспечивающих их достижение целей. Рассмотрена роль труда и занятости как основ достижения всех целей устойчивого развития. Проведен комплексный анализ реализации в России восьмой цели устойчивого категории «достойного труда», включая оценку ее качественных и количественных характеристик. Проведен сравнительный анализ и контент-анализ реализации целей в области труда и занятости на законодательном и исполнительном уровнях в государственной политике РФ, указах президента, национальных проектах и государственных программах. Проведен статистический анализ показателей, по которым осуществляется мониторинг реализации цели «достойный труд» в РФ и сравнительный анализ уровня безработицы в РФ и развитых странах. Проведен динамический и корреляционно-регрессионный анализ структуры безработицы, неформальной занятости в несельскохозяйственных секторах, структуры NEET молодежи и гендерных различий в оплате труда в различных секторах РФ. Выявлены и статистически подтверждены тенденции, характеризующие гендерное равенство и равноправие на российском рынке труда. Доказано, что ситуация на российском рынке труда и занятости, обусловленная неравномерным пространственным и региональным развитием, а также гендерными факторами, в ближайшем будущем может стать дестабилизатором национальной социально-экономической системы и представлять угрозу для достижения всех целей устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лясковская Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH INTO THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN LABOR AND EMPLOYMENT IN RUSSIA

The concept of sustainable development is a paradigm of balanced, self-sustaining development through the interconnected achievement of environmental, social and economic goals. Although the achievement of the sustainable development goals remains pertinent for Russia in the framework of the country's reforms and international cooperation, there are almost no practical studies on the achievement of individual goals of the concept. This fully applies to the eighth goal of sustainable development, which includes the aspects of labor market and unemployment. The article attempts to fill this gap. The article provides a retrospective analysis of the concept of sustainable development, identifies the prerequisites and reasons for its appearance, the relationship between the concepts of sustainability and sustainable development. The evolution of the concept is considered through the prism of basic research papers, international events, program documents and decisions made by the world community. The change in attitude to the goals, indicators and metrics of the sustainable development is revealed. The problems of measuring the sustainable development, change of the bases for the concept and goals that ensure their achievement are considered. The role of labor and employment are considered as the bases for achieving all the goals of the sustainable development. A comprehensive analysis of the implementation of the eighth sustainable goal in Russia, which is a "decent work" category, including an assessment of its qualitative and quantitative characteristics, has been carried out. A comparative analysis and content analysis of the implementation of the goals in the field of labor and employment are carried out at the legislative and executive levels, such as in the state policy of the Russian Federation, presidential decrees, national projects and state programs. A statistical analysis of the indicators, according to which the implementation of the “decent work” goal is monitored in the Russian Federation, and a comparative analysis of the unemployment rate in the Russian Federation and developed countries have been carried out. A dynamic and correlation-regression analyses of the structure of unemployment, informal employment in non-agricultural sectors, the structure of NEET youth and gender differences in wages in various sectors of the Russian Federation have been carried out. The trends characterizing the gender equality and equality of rights in the Russian labor market have been identified and statistically confirmed. Finally, it has been proved that in the near future the situation on the Russian labor and employment market may become a destabilizer of the national socio-economic system due to uneven spatial and regional development, as well as gender factors, and may pose a threat to achieving all the goals of the sustainable development.

Текст научной работы на тему «Исследование реализации концепции устойчивого развития в сфере труда и занятости в России»

УДК 332.21, 332.142.6 йО!: 10.14529/ет200208

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ

Е.А. Лясковская

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Концепция устойчивого развития - это парадигма сбалансированного, самоподдерживающегося развития, путем взаимосвязанного достижения экологических, социальных и экономических целей. Хотя достижение целей устойчивого развития актуально для России в рамках проводимых в стране реформ и международного сотрудничества, практических исследований достижения отдельных целей концепции практически отсутствуют. Это в полной мере относится к восьмой цели устойчивого развития, различные аспекты рынка труда и безработицы. В статье предпринята попытка ликвидировать обозначенный пробел.

В статье проведен ретроспективный анализ концепции устойчивого развития, выявлены предпосылки и причины ее появления, взаимосвязь между понятиями устойчивость и устойчивое развитие. Рассмотрена эволюция концепции через призму главных работ, международных событий, программных документов и принимаемых мировым сообществом решений. Выявлено изменение отношения к целям, показателям и индикаторам устойчивого развития. Рассмотрены проблемы измерения устойчивого развития, изменение основ концепции и обеспечивающих их достижение целей. Рассмотрена роль труда и занятости как основ достижения всех целей устойчивого развития.

Проведен комплексный анализ реализации в России восьмой цели устойчивого - категории «достойного труда», включая оценку ее качественных и количественных характеристик. Проведен сравнительный анализ и контент-анализ реализации целей в области труда и занятости на законодательном и исполнительном уровнях - в государственной политике РФ, указах президента, национальных проектах и государственных программах.

Проведен статистический анализ показателей, по которым осуществляется мониторинг реализации цели «достойный труд» в РФ и сравнительный анализ уровня безработицы в РФ и развитых странах. Проведен динамический и корреляционно-регрессионный анализ структуры безработицы, неформальной занятости в несельскохозяйственных секторах, структуры №!ЕТ молодежи и гендерных различий в оплате труда в различных секторах РФ. Выявлены и статистически подтверждены тенденции, характеризующие гендерное равенство и равноправие на российском рынке труда.

Доказано, что ситуация на российском рынке труда и занятости, обусловленная неравномерным пространственным и региональным развитием, а также гендерными факторами, в ближайшем будущем может стать дестабилизатором национальной социально-экономической системы и представлять угрозу для достижения всех целей устойчивого развития.

Ключевые слова: экономическая устойчивость, устойчивое развитие, концепция устойчивого развития, цели устойчивого развития, достойный труд, занятость, рынок труда, безработица, №ЕЕТмолодежь.

Понятие устойчивости и развития как характеристики социально-экономических систем. Экономическое развитие как характеристика социально-экономических систем различных уровней - это многоплановый и многоцелевой процесс, включающий изменение их количественных, качественных и структурных характеристик, а также формирование новых целей и способов их достижения. Согласно системному подходу, понятия устойчивости и развития являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Понятие устойчивости является атрибутивной характеристикой, поэтому дать для него однозначное определение невозможно, оно будет меняться в зависимости от объекта приложения.

Устойчивость - это относительное поня-

тие, устойчивая в определенных условиях система будет неустойчивой в других. Устойчивость не является синонимом неизменности, она характеризует возможность реализации функций и достижения целей в условиях постоянных изменений. Меняясь, система продолжает свое существование. Необходимо разделять устойчивость как состояние и устойчивое развитие как процесс от концепции устойчивого развития, которая на протяжении последних 30 лет выступает новой парадигмой управления развитием (рис. 1).

Устойчивость - это способность сохранять себя при изменениях внешних и внутренних факторов, способность существовать. Устойчивое развитие - это прогрессивное изменение системы достаточными темпами, без кризисов и застоев. По

Социальные, экономические и экологические диспропорции

Социально-экономическое развитие стран

Международное развитие

Устойчивое развитие

социально-экономических

систем

Концепция устойчивого развития в управлении экономикой

Рис. 1. Эволюция понятий устойчивости социально-экономических систем

смыслу оно противоположно как деградации, застойному состоянию, балансированию на грани сохранения и разрушения (выживания), так и неустойчивому развитию - прогрессивному изменению, связанному с периодически повторяющимися кризисами [27-30].

Концепция устойчивого развития - ответ на глобальные цивилизационные вызовы. Концепция устойчивого развития - это своеобразный ответ на острые глобальные противоречия, возникшие в мире как в самоорганизующейся системе, которые требуют совместного решения на международном уровне. Концепция устойчивого развития - это парадигма сбалансированного и самоподдерживающегося развития, осуществляемого путем взаимосвязанного достижения экологических, социальных и экономических целей. Устойчивое развитие отражает такую модель развития общества, при которой удовлетворяются жизненные основные потребности не только нынешнего, но и последующих поколений [20, 28, 29].

Понятие «устойчивое развитие» как научная концепция (от англ. sustainable development) вошло в обиход с момента опубликования в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию, возглавляемой премьер-министром Норвегии Гро Харлем Брундтланд, доклада «Наше общее будущее» [20] (табл. 1).

Возникновению концепции устойчивого развития предшествовали серьезные исследования состояния окружающей среды, в результате которых было выяснено, что «человечество живет в условиях нарастающего экологического кризиса, превращающегося в кризис всей цивилизации, который может привести к ее гибели». Кризис был следствием нарушения равновесия в экологических системах, нарушений во взаимоотношениях общества и природы, а также следствием противоречий между потребительским отношением человека к окружающей среде и возможностью природы к самовосстановлению.

Известно, что в экономике постоянно «развиваются две противоположные тенденции: глобальный валовой доход растет, а глобальное богатство (или ресурсы жизнеобеспечения) уменьшаются». «Все системы Земли стремительно движутся к своим биофизическим пределам; при этом имеются свидетельства того, что эти пределы уже близко, а в некоторых случаях даже превышены». Подчеркнём, историки утверждают, что в истории Земли уже были случаи гибели человеческих цивилизаций. «Ярким тому примером являются сведения, связанные с исчезновением высокоразвитой цивилизации Атлантиды». Среди предполагаемых причин ее гибели ученые называют как природные, так и техногенные и социальные факторы [13, 27, 28, 29, 32, 34].

К проблеме экономико-экологических диспропорций к концу ХХ века добавилась проблема социально-экономических диспропорций - как между уровнем развития отдельных стран, так и внутри этих стран - между уровнями благосостояния и возможностями реализации человеческого потенциала. «Человечество переживает решающий момент своей истории. Мы сталкиваемся с проблемой увековечения диспропорций... как между странами, так и в рамках отдельных стран, обостряющимися проблемами нищеты, голода, ухудшения здоровья населения и неграмотности и с продолжающимся ухудшением состояния экосистем, от которых зависит наше благосостояние» [9-12, 20, 24, 34].

В сложившейся ситуации «без преодоления монополии какой-либо одной школы или парадигмы экономической теории, особенно монополии неолиберального мейнстрима, оказавшегося несостоятельным с точки зрения следования межпоко-ленческому принципу устойчивого развития» было невозможно найти выход из сложившегося глобального социально-экономико-экологического кризиса» [1-3, 8, 21]. «Ограниченность рамок

микро- и макроэкономической теории, важной и необходимой для решения практических конъюнктурных задач, не позволяла справиться с социальными и экологическими издержками прежней модели развития во имя будущих поколений...». Возможным направлением решения выступили развивающиеся в рамках новой социально-экономической парадигмы экономика счастья, со-циоэкономика, интегрированная экономика, духовно-нравственная и институциональная экономика взаимодействующие с экономикой устойчивого развития для решения первоочередных циви-лизационных проблем [21, 29, 32].

Эволюция концепции устойчивого развития: от декларативной концепции к программным документам управления мировым сообществом. В течение нескольких десятилетий международная концепция устойчивого развития (УР) носила в большей степени декларативный, а не практический характер. Как известно, основы международного развития были заложены после окончания Второй мировой войны с целью «уменьшения масштабов нищеты, сокращения неравенства и повышения уровня жизни в мире» 33-м президентом США Г. Трумэном [3, 4] Предпосылки к появлению новой международной концепции экономического роста и общественного развития, направленной на уменьшение социальных, экономических и экологических дисбалансов, появились на Западе лишь в 70-80-е годы ХХ века. Ключевые этапы в эволюции концепции устойчивого развития, включая лежащие в ее основе принятые мировым сообществом документы, содержащиеся в них главные выводы, основные достигнутые результаты в области УР и изменения отношения к роли индикаторов устойчивого развития представлены в табл. 1 [1-6, 14-16, 20, 23, 24, 26, 34, 41, 42].

В 1987 году уполномоченная ООН Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланд) отреагировала на растущее признание того, что экономическая система оказывает сильное негативное воздействие на глобальную экосистему. Комиссия провозгласила важность развития, которое «распространяется на возможности для удовлетворения стремлений к лучшей жизни для всех». При этом она подчеркнула, что развитие должно происходить «в рамках экологических границ» с учетом так называемых «средств экологической среды». Комиссия Брун-дтланд призвала к устойчивому развитию, «которое отвечает потребностям настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений, удовлетворять свои собственные потребности». «Брунтландский процесс» 1986-1992 гг. дал старт новому типу роста - эколого-экономического и подвел черту под эпохой современного экономического роста, господствовавшему в течение двухсотлетнего периода «естественного формирования

мирового рынка под воздействием свободной игры рыночных сил» [20, 34].

Дальнейший план действий в области устойчивого развития под названием «Повестка дня на XXI век» был разработан в 1992 году на саммите Земли в Рио (Всемирной встрече на высшем уровне по окружающей среде и развитию). Следующий этап работы над Целями устойчивого развития связан с разработкой «Целей развития тысячелетия» (ЦРТ). Они были приняты Генеральной Ассамблей ООН в 2000 году и содержали призыв ко всем странам «интегрировать принципы устойчивого развития в национальные политики и программы». ЦРТ подчеркивали важность развития человека, но не затрагивали непосредственно вопрос о том, как растущее население планеты с растущими потребностями в ресурсах будет использовать ограниченные ресурсы планеты [1-4, 7-12, 14, 16, 20, 22, 24, 34, 41, 42].

В ЦРТ 2015 год был установлен в качестве расчетного года, поэтому принявшие «Цели развития тысячелетия» страны осознавали необходимость разработки новой повестки дня с 2015 года. Эта инициатива была предложена в 2012 году на Конференции ООН по устойчивому развитию, где было принято решение о создании рабочей группы для разработки нового комплекса Целей устойчивого развития (ЦУР). Результатом работы стал итоговый документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятый 193 государствами на Генеральной Ассамблее ООН в 2015 году. Документ содержит 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач для будущего международного сотрудничества, направленные на обеспечение долгосрочного устойчивого баланса между экономическими, социальными и экологическими направления развития. Эти цели заменили собой ЦРТ и были введены в действие с 1 января 2016 года. Предполагалось, что достижение целей и задач УР будет контролироваться и отслеживаться при помощи набора глобальных показателей.

Проведенный анализ программных документов в области устойчивого развития, разработанных мировым сообществом, показал, что в течение четырех десятилетии с 1987 по 2016 годы концепция устойчивого развития, несмотря на первоначальный декларативный характер сумела сместить фокус мирового сообщества на комплекс экологических и связанных с ними социальных проблем», а также привела к формированию новой модели развития цивилизации, пришедшей на замену старой, основанную на «антропоцентризме» [21, 29, 32]. Прежде всего, это было связано с разработкой системы измерения - с созданием целей, задач, показателей и индикаторов в области устойчивости развития.

Проблемы измерения устойчивого развития: мировой и национальный аспекты. Акту-

00 ■р»

Ключевые этапы в эволюции концепции устойчивого

Таблица 1

развития

1972

1982

1987

1992

2002

2012

2015

(D

S

od

X

о а

(D

Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (UN)

Женевская конференция ООН (UN)

Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (WCF.T»

Рио-де Жанейрская конференция ООН (UN)

Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (UN)

Рио-де Жанейрская конференция ООН по устойчивому развитию - «Рио +

Генеральная Ассамблея ООН в Нью-Йорке (UN)

Резолюции ООН «Повестка дня на период до 2030 года: Преобразование нашего мира»

« a

S й

и о

<ц о S

к % s?! !

Декларация ООН «По окружающей человека среды»

Принята

«Всемирная хартии

природы»(WCD -World Charter for Nature)_

Доклад «Наше

общее

будущее»

комиссии

Брутланд

Декларация конференция ООН «По окружающей среде и развитию»

Йоханнесбургск а я декларация по устойчивому развитию

ка

целей

устойчивого развития на основе целей тысячелетия

Л

H

о

ю о

л L-

а о «

к й « о H H

s о s

н m

о s 00

о л

ч H о а

<а л

и « ч ю о

о «

и

о

О

Работа

«Пределы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

роста» в

которой

исследовано

влияние

численности

мирового

населения,

индустриализац

ия, загрязнения

окружающей

среды,

производства

продовольствия ж истощения

ресурсов на

экономический

рост_

провозглашает пять

сохранительных принципов «которыми следует

руководствоватьс

я и оценивать все действия

человека,

влияющие на

природу»

Введено понятие

«устойчивого

развития», когда

«удовлетворение

потребностей

настоящих

поколений не

подрывает

способность

удовлетворять

потребности

будущих

поколений»

Принята «Повестка дня на XXI век». В заимо действия между людьми и

государствами

должны

обеспечивать

«...защиту

глобальной

системы

окружающей

среды и

развития»

Определены пять

приоритетных

направлений: в

области

устойчивого

развития,

включающие

водоснабжение,

энергетику,

здравоохранения,

сельское

хозяйство и

сохранение

биоразнообразия

Приняты принципы политики зеленой экономики и перспективные решения в области энергетики, продовольственно й безопасность, океанов и городов

Разработаны 17

целей и 169 задач,

которые носят

«комплексный и

неделимый

характер»,

обеспечивая

сбалансированност

ь всех компонент

устойчивого

развития:

экономической,

социальной и

экологической

К ra

S л

° q

ч|

я

ч

¡o ^ Р О

¿i u а Ci) я О X

0

г

s

я fi) s

г

ф

1

£ s г

ф i

Окончание табл. 1

1972 1982 1987 1992 2002 2012 2015

Экономика Экосистемы и Многосторонност Неограниченны Обоснованы Определены Необходимость

должна организмы, а ь и й необходимость направления оптимального

«находиться в также наземные, взаимозависимост экономический совместных для работы в области использования

g равновесии с морские и ь стран в поисках рост борьбы с устойчивого ограниченных

g основными атмосферные пути устойчивого невозможен. «загрязнением развития, ресурсов,

РЭ 00 od экологическим ресурсы, развития, вопросы Обоснована окружающей включающие экологичных -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я » ч о и системами используемые окружающей необходимость среды и устойчивый образ природо-, энерго-,

О 11 « о й W « S a =ь ¡3 о поддержки». человеком, среды были перехода к растущей жизни и и материало-

должны включены в «экологической нищетой масс» и образование; сберегающих

«управляться для политическую экономике» и несовместимость рационализацию технологий,

и н 1 & £ g о аз достижения и повестку дня «экономике УРи государственных сохранения

поддержания устойчивого потребительских закупок; стабильности

оптимальной развития» установок экологически социальных,

щ ю устойчивой современного безопасное жилье культурных

о « продуктивности» общества. и строительство;) систем,

устойчивый, в том числе экологический, ТТ -1ЛТЮЛ Г биологических, физических и природных систем.

Осознание, что количественная информация и Постоянно последовательное создание набора

Я ° О О S индикаторы будут играть важную роль в устойчивом индикаторов устойчивого развития, исследование

g « s я s н S F s ин ^ CQ S развитии переменных влияющих на них, статистические показатели

«Индикаторы должнршщшывать, создаем ли мы более устойчивый

мир»

&

о §

№ О

S

ГТ1

ь

s ф

S а с 2

а ®

о "о

л Ф о- б)

13 с

Ф (о

Эб>

ТЗ С

^ с

Qj »> §

С I

<•> -5 б) ф

Ï 3 5 -с

Э g

о с

0 ^ a о

1 3

00 сл

"О -С

о С

О 0)

о о

С №

с о

альным сегодня для всех стран, принявших «вызов устойчивости», является измерение этого процесса, определение как страна или регион «продвигаются к устойчивому развитию». Измерения являются необходимым элементом управления устойчивым развитием. Недостаточная проработка или недооценка важности показателей могут привести к ошибочным оценкам степени достижения цели и, следовательно, подорвать доверие, как к целям устойчивого развития, так и к самой концепции. Как видно из табл. 1, уже с 1972 года пришло осознание, что количественная информация и индикаторы будут играть важную роль в устойчивом развитии, но обсуждение было только начальным. Только через 20 лет, после Саммита Земли 1992 года началось обсуждение индикаторов, которые должны показывать, «создаем ли мы более устойчивый мир». И, следуя этой тенденции, академическая среда также начала выпускать документы, в которых обсуждались различные показатели, переменные и структуры, необходимые для измерения устойчивого развития.

Система показателей для реализации концепции устойчивого развития - это не просто создание новой социальной, экономической и экологической статистики, а прежде всего, новая методология пространственно-временных сравнений разноразмерных показателей.

Как было описано выше, для отслеживания эволюции УР в национальном масштабе в 2015 году ООН и Группа Всемирного банка официально представили 17 целей и 169 задач [34]. Первоначально УР включало три компоненты - социальную, экологическую и экономическую. С развитием концепций зеленой экономики и инклюзивного развития они были расширены и дополнены еще девятью компонентами (рис. 2).

Таким образом, можно говорить уже о девяти

основах устойчивого развития - социальное равенство, защита окружающей среды, экономическая добавленная стоимость, экологические инновации, ресурсная эффективность, круговая (циклическая экономика), низкое содержание углерода, равенство (равноправие) и правильное управление и партнерство.

Если сгруппировать 17 ЦУР по «основам», обеспечивающим их выполнение (табл. 2), то можно получить представление о главных мировых проблемах, требующих решения. В аналитических целях мы объединили направления «экономическая добавленная стоимость» и «экологические инновации», а также «ресурсную эффективность» и «круговую/циклическую экономику», так как входящие в их состав цели являются пересекающимися и дополняющими друг друга [34].

Как ми видим, основные мировые проблемы лежат в области социального равенства и экологии, их устранению посвящены семь целей УР. Как обеспечить достижение этих целей и что лежит в их основе? Современная цивилизация - это социо-эколого-экономическая система, элементы которой тесно взаимосвязаны между собой. Если посмотреть на структуру целей устойчивого развития, то становится очевидным, что их достижение невозможно без использования системного и междисциплинарного подходов. Между факторами, обеспечивающими выполнение целей устойчивого развития, как и между самими целями, можно проследить как явные, так и скрытые корреляции [1, 3]. Основой, обеспечивающей выполнение всех целей устойчивого развития, являются труд и занятости.

Достойный труд и занятость - как основа достижения устойчивого развития. Цель устойчивого развития «достойные труд и экономический рост» является предпосылкой для достиже-

Правильное управление и партнерство

Равенство (равноправие)

социальное равенство

Защита окружающе: среды

Круговая (циклическая) экономика

Экологические инновации

Низкое содержание углерода

Ресурсная эффективность

Эко

бо1

номическая бавленная стоимость

Рис. 2. Современные направления концепции устойчивого развития

ния других ЦУР. В то же время само понятие «достойный труд» включает аспекты гендерного равенства и равноправия.

Обеспечение полной и продуктивной занятости и достойной работы для всех, создание качественных рабочих мест и безопасных условий труда при одновременном сокращении бедности являются обязательными элементами устойчивого экономического роста в стране. Производительная занятость зависит от качества человеческого капитала, доступа к технологиям и инновациям, нормативно-правовой базы и макроэкономической стабильности. Это относится к «любой занятости» (включая самозанятость), которая «обеспечивает достаточный доход, позволяющий работнику и его / ее семье / членам семьи получить материальный уровень жизни за чертой бедности» [35]. Для достижения высоких уровней экономической производительности большое значение имеют условия труда. Высокая занятость не должна быть достигнута за счет ухудшения условий труда, «ставя под угрозу человеческие и трудовые права работников». Достойный труд должен быть достижимым и доступным для всех. Термин «достойный труд» первоначально использовался Международной организацией труда (МОТ), чтобы подчеркнуть, что количество (уровень занятости) не должно достигаться отдельно от его качества. Это характеризует возможность «получить продуктивную работу в условиях свободы, равенства, безопасности и достоинства». МОТ были определены четыре составляющие «достойного труда»: содействие занятости, гарантия прав на работе, расширение социальной защиты и содействие социальному диалогу. Сегодня «достойный труд» стал «общей всемирной целью, принятой крупными

региональными объединениями, глобальными организациями и включенной во многие декларации прав человека и стратегии развития» [1, 30-33, 35].

Как доказал нобелевский лауреат А.А. Сен «бедность порождается не ограниченностью каких-то ресурсов, но неадекватностью их использования. Безработица - одна из форм бедности: безработный, как и бедный, зависит от бескорыстной благосклонности других куда больше, чем от собственных усилий» [38]. Чтобы искоренить бедность, занятость считается лучшим оружием. Поэтому создание новых и лучших рабочих мест является одной из главных целей в каждой стране. К сожалению, занятость не всегда обеспечивает удовлетворительный уровень жизни, особенно в неразвитых и развивающихся странах. Работа важна не только как «средство обеспечения дохода на еду, жилье, одежду, образование и здравоохранение, она также дает возможность получить знания и навыки, социальные связи и интегрироваться в сообщество» [1].

Реализация цели устойчивого развития в России «Достойный труд»: нормативно-правовой аспект. Проблемы достижения целей устойчивого развития актуальны для России как в рамках международной повестки, так и в рамках проводимых в стране реформ по модернизации экономики и построению демократического общества. Россия активно участвовала в принятой в 2015 году Генеральной Ассамблее ООН Резолюции «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [17-19, 34]. В стране создана Межведомственная рабочая группа при Администрации Президента РФ по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития,

Таблица 2

Цели и основы трансформировавшейся концепции устойчивого развития

№ Основы устойчивого развития Цели устойчивого развития

1 Социальное равенство Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах Ликвидация голода. Хорошее здоровье и благополучие Качественное образование

2 Защита окружающей среды Сохранение морских экосистем Сохранение экосистем суши Чистая вода и санитария

3 Экономическая добавленная стоимость и экологические инновации Достойный труд и экономический рост Индустриализация, инновации и инфраструктура

4 Ресурсная эффективность и круговая экономика Ответственное потребление и производство Устойчивые города и населенные пункты

5 Низкое содержание углерода Недорогостоящая и чистая энергия Борьба с изменением климата

6 Равенство (равноправие) Уменьшение неравенства Гендерное равенство

7 Правильное управление и партнерство Мир, правосудие и эффективные институты Партнерство в интересах устойчивого развития

которая занимается координацией деятельности различных ведомств в области ЦУР. Ответственным за разработку национального набора показателей ЦУР и предоставление статистической информации по показателям ЦУР в международные организации является Росстат [32, 33, 37, 39,40].

К сожалению, подходы к реализации КУР на национальном уровне, адаптированные с учетом страновых особенностей, в России не разработаны. Кроме того, программные документы, направленные на реализацию Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году, в России так и не приняты. Экспертами Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации был подготовлен ряд документов, посвященных отдельным вопросам реализации ЦУР ООН. Среди них аналитические доклады «Цели устойчивого развития ООН и Россия» (2016), «Экологические приоритеты для России» (2017 г.), «Человек и инновации» (2018 г.). В марте 2019 года Аналитический центр при Правительстве России начал работу над Добровольным национальным обзором достижения целей устойчивого развития ООН, который будет представлен на Политическом форуме по устойчивому развитию ООН в 2020 году [17-19, 36].

Для исследования реализации ЦУР в области труда и занятости в РФ на законодательном уровне мы проанализировали проводимую в стране социально-экономическую политику, включая указы президента и постановления правительства, национальные проекты и государственные программы [25]. Результаты проведенного анализа представлены на рис. 3. В РФ на законодательном уровне вопросы труда и занятости являются частично проработанными. Так, необходима разработка национальной стратегии молодежной занятости и документов, обеспечивающих контроль над ситуацией с соблюдением трудовых прав на национальном уровне.

Выводы

Концепция устойчивого развития или сбалансированного развития возникла как ответ мирового сообщества на экономико-экологические и социально-экономические диспропорции, вылившиеся в глобальный кризис. За 25 лет своего существования она сместила фокус мирового сообщества на комплекс экологических и связанных с ними социальных проблем, а также привела к формированию новой модели развития цивилизации как единой социо-экономико-экологической системы. В основе современной концепции устойчивого развития лежат восемь основ - социальное равенство, защита окружающей среды, экономическая добавленная стоимость, экологические инновации, ресурсная эффективность, круговая (циклическая экономика), низкое содержание углерода, равенство (равноправие) и правильное управление и партнерство. Каждый из них связан с достиже-

нием определенных целей и задач, измеряемых с помощь системы показателей, в основе которых лежит новая методология пространственно-временных сравнений.

Управление устойчивым развитием невозможно без системы показателей, поэтому количественная информация и индикаторы играют в нем важную роль. Разработанные ООН и Группой Всемирного Банка 17 целей и 169 задач устойчивого развития оставляют государствам право самостоятельной разработки национальной системы показателей и программных документов, учитывающих страновые особенности. В РФ они к настоящему времени не созданы, как и национальные подходы к реализации концепции.

Достижение целей устойчивого развития невозможно без использования системного и междисциплинарного подходов. Между факторами, обеспечивающими выполнение целей, и между самими целями существуют тесные взаимосвязи. Труд и занятость являются основами, обеспечивающими выполнение всех целей устойчивого развития. Для достижения устойчивого развития категории «достойный труд», входящие в состав восьмой цели устойчивого развития, должна быть в числе главных приоритетов социально-экономической политики государства. В РФ на законодательном уровне вопросы труда и занятости являются частично проработанными. Так, необходима разработка национальной стратегии молодежной занятости и документов, обеспечивающих контроль над ситуацией с соблюдением трудовых прав на национальном уровне. Для исследования достижения целей устойчивого развития в области труда и занятости на исполнительном уровне необходимо проведение ретроспективного и перспективного анализа российского рынка труда.

Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011.

Литература

1. Frey D.F., & MacNaughton G. A Human Rights Lens on Full Employment and Decent Work in the 2030 Sustainable Development Agenda. SAGE Open, 6(2), 215824401664958. DOI: 10.1177/ 2158244016649580

2. Hák T., Janousková S., & Moldan B. Sustainable Development Goals: A need for relevant indicators. Ecological Indicators, 60, 565-573. DOI: 10.1016/j.ecolind.2015.08.003

3. Moran D.D., Wackernagel M. & Boutaud A. Measuring sustainable development - Nation by nation. Ecological Economics, 64(3), 470-474. DOI: 10.1016/j.ecolecon. 2007.08.017

4. Moyer J.D., & Hedden S. Are we on the right path to achieve the sustainable development goals? World Development, 127, 104749. DOI: 10.1016/j.worlddev. 2019.104 749

Концепция устойчивого развития

Наращивание экономического роста, улучшение благосостояния и защита планеты, решению проблем в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, борьбе с изменением климата и защита окружающей среды.

17 целей и 169 показателей в восьми направлениях развития

Экономическая добавленная стоимость Социальное равенство Защита окружающей среды Ресурсная эффективность и круговая экономика Низкое содержание углерода Экологические инновации Правильное управление и партнерство Равенство (равноправие)

8 - мая цель, связанная с категорией «труд»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех

Отражение в социально-экономической политике РФ вопросов труда и занятости

Увеличение производительности труда (ПТ) на новой технологической, управленческой и кадровой основе. Удвоение объема «несырьевого, неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов. Рост ПТ на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год. Вовлечение в реализацию мероприятий по повышению ПТ не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики. Сокращение нормативно-правовых и

административных ограничений, препятствующих росту ПТ, замещение устаревших и непроизводительных рабочих мест. Формирование системы методической и организационной поддержки повышения ПТ на предприятиях. Формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда.

Национальные проекты / государственные программы РФ в области труда и занятости

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы , Производительность труда и поддержка занятости , Международная кооперация и экспорт /Экономическое развитие и инновационная экономика, Научно-технологическое развитие РФ, Развитие науки и технологий, Развитие оборонно-промышленного комплекса, Развитие фармацевтической и медицинской промышленности, Развитие авиационной промышленности, Развитие атомного энергопромышленного комплекса, Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности, Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений

Задачи РФ по достижению целей устойчивого развития в области труда и занятости

1. ...добиться повышения производительности в экономике ..

2. .. развитие политики, которая способствует .. созданию достойных рабочих мест...

3. ... повышать глобальную эффективность использования ресурсов ...

4. ... обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех женщин и мужчин, в том числе молодых людей и инвалидов, и равную оплату за труд

5. ... существенно сократить долю молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков

6. .... разработать глобальную стратегию обеспечения занятости молодежи и осуществить Глобальный пакт о рабочих местах Международной организации труда

7. ... защищать трудовые права и содействовать обеспечению надежных и безопасных условий работы для всех трудящихся.

Рис. 3. Реализация в РФ Целей устойчивого развития ООН в области труда и занятости

на законодательном уровне

5. The World Bank. - https://doi.org/10.1596/ 978-1-4648-0669-8.

6. UN Sustainable Development Solutions Network (SDSN) (c. a.) Official web-site.

7. UNESCO Institute for Statistics. (2020). UNESCO UIS. 2018. http://uis.unesco.org/

8. WHO/UNICEF. (2018). JMP. 2018. -https://washdata. org/data.

9. World Bank (2015). Global monitoring report 2015/2016: Development goals in an era of demographic change.

10. World Bank (2017). Atlas of sustainable development goals 2017: From world development indicators. Washington, DC.

11. World Bank. - https://openknowledge. worldbank.org/handle/10986/26306. World Bank. (2018).

12. World development indicators. 2018. -http://databank.worldbank.org.

13. Акимова, Т.А., Мосейкин, Ю.Н. Экономика устойчивого развития: учеб. пособие. - М.: Экономика, 2009.

14. Всемирная хартии природы. -https://www.un. org/ru/documents/ecl_conv/convention s/charter_for_nature.shtml

15. Говорова Н. Безработица в ЕС: региональный аспект // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2018. - № 3.

16. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. - https://www.un.org/ru/documents/ declconv/declarations/declarathenv.shtml

17. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год. Краткая версия / под ред. С.Н. Бобылева и Л.М. Григорьева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. - 44 с.

18. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2017 год «Экологические приоритеты для России»/ под ред. С.Н. Бобылева и Л.М. Григорьева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2017.

19. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 «Человек и инновации» / под ред. С.Н. Бобылева и Л.М. Григорьева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2017.

20. Доклад ООН «Наше общее будущее». -https://www. un. org/ru/ga/ pdf/brundtland.pdf

21. Долматова, С.А. Проблемы актуализации концепции «Устойчивого развития»: политэконо-мический императив //ПСЭ. - 2015. - № 3 (55).

22. EUROSTAT. - https://ec.europa.eu/eurostat/ home?

23. Зудина А.А. Не работают и не учатся: молодежь NEET на рынке труда в России // Мир

России. Социология. Этнология. - 2019. - № 1.

24. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. - https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml

25. http://www.kremlin.ru/

26. Коротаев А.В., Хохлова А.А., Цирель С.В. Безработица как предиктор социально-политической дестабилизации в странах Западной и Восточной Европы // Экономическая социология. - 2018. - № 2.

27. Лосев В.О. О понятии «устойчивое развитие»: программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. - Женева: Центр «За наше общее будущее», 1993.

28. Львов Д. С. Экономика развития. - М.: Экзамен, 2002. - 512 с.

29. Лясковская Е.А. Управление устойчивым развитием в терминах инклюзивного роста и зеленой экономики // Вопросы управления. - 2017. -№ 4 (47). - С. 134-143.

30. Лясковская Е.А. Экономико-статистическое исследование потенциала, устойчивости и процессов развития: предприятие, отрасль, регион: монография. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007.

31. Ляшок В.Ю. Гибкость заработных плат в России: что показывают микроданные? // Экономическая политика. - 2019. - № 4.

32. Мочалова Л.А. Концепция устойчивого развития и переход к новой социально-экономической парадигме // Journal of New Economy. -2013. - № 2.

33. Новоченко Д.В., Малова Д.В. Устойчивое развитие региона // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. - 2013. - № 4 (58).

34. Официальный сайт организации объединенных наций. - https://www.un.org/ru/

35. Официальный сайт международной организации труда. - https://www.ilo.org/

36. ЕМИСС. - https://fedstat.ru/indicator/58708

37. Сахаров А.Г., Колмар О.И. Перспективы реализации Целей устойчивого развития ООН в России // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2019. - № 1.

38. Сен А.К. Свобода, единогласие и права // Вехи экономической мысли. Том 4. Экономика благосостояния и общественный выбор / под общ. ред. А.П. Заостровцева. - СПб.: Экономическая школа. - 2004.

39. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Консультант Плюс.

40. Устойчивое развитие Россия. -http://www.gks.ru/free_doc/new_site/m-sotrudn/CUR/cur main.htm

41. Цели развития тысячелетия. https://www.un. org/ru/youthink/mdg. shtml

42. «Цели устойчивого развития ООН и Россия» (2016). - https://roscongress.org/materials/tseli-ustoychivogo-razvitiya-oon-i-rossiya

Лясковская Елена Александровна, д.э.н., профессор кафедры «Прикладная экономика», ЮжноУральский государственный университет (г. Челябинск), е!еп_1еа@таП.ги

RESEARCH INTO THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN LABOR AND EMPLOYMENT IN RUSSIA

E.A. Lyaskovskaya

The concept of sustainable development is a paradigm of balanced, self-sustaining development through the interconnected achievement of environmental, social and economic goals. Although the achievement of the sustainable development goals remains pertinent for Russia in the framework of the country's reforms and international cooperation, there are almost no practical studies on the achievement of individual goals of the concept. This fully applies to the eighth goal of sustainable development, which includes the aspects of labor market and unemployment. The article attempts to fill this gap.

The article provides a retrospective analysis of the concept of sustainable development, identifies the prerequisites and reasons for its appearance, the relationship between the concepts of sustainability and sustainable development. The evolution of the concept is considered through the prism of basic research papers, international events, program documents and decisions made by the world community. The change in attitude to the goals, indicators and metrics of the sustainable development is revealed. The problems of measuring the sustainable development, change of the bases for the concept and goals that ensure their achievement are considered. The role of labor and employment are considered as the bases for achieving all the goals of the sustainable development.

A comprehensive analysis of the implementation of the eighth sustainable goal in Russia, which is a "decent work" category, including an assessment of its qualitative and quantitative characteristics, has been carried out. A comparative analysis and content analysis of the implementation of the goals in the field of labor and employment are carried out at the legislative and executive levels, such as in the state policy of the Russian Federation, presidential decrees, national projects and state programs.

A statistical analysis of the indicators, according to which the implementation of the "decent work" goal is monitored in the Russian Federation, and a comparative analysis of the unemployment rate in the Russian Federation and developed countries have been carried out. A dynamic and correlation-regression analyses of the structure of unemployment, informal employment in non-agricultural sectors, the structure of NEET youth and gender differences in wages in various sectors of the Russian Federation have been carried out. The trends characterizing the gender equality and equality of rights in the Russian labor market have been identified and statistically confirmed.

Finally, it has been proved that in the near future the situation on the Russian labor and employment market may become a destabilizer of the national socio-economic system due to uneven spatial and regional development, as well as gender factors, and may pose a threat to achieving all the goals of the sustainable development.

Keywords: economic resilience, sustainable development, concept of sustainable development, sustainable development goals, decent work, employment, labor market, unemployment, NEET youth.

This article was supported by the Government of the Russian Federation (Act No. 211 as of March 16, 2013), Agreement No. 02.A03.21.0011.

Поступила в редакцию 10 апреля 2020 г

DOI: 10.14529/em200208

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

References

1. Frey D.F., & MacNaughton G. A Human Rights Lens on Full Employment and Decent Work in the 2030 Sustainable Development Agenda. SAGE Open, 6(2), 215824401664958. DOI: 10.1177/2158244016649580

2. Hak T., Janouskova S., & Moldan B. Sustainable Development Goals: A need for relevant indicators. Ecological Indicators, 60, 565-573. DOI: 10.1016/j.ecolind.2015.08.003

3. Moran D.D., Wackernagel M. & Boutaud A. Measuring sustainable development - Nation by nation. Ecological Economics, 64(3), 470-474. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2007.08.017

4. Moyer J.D., & Hedden S. Are we on the right path to achieve the sustainable development goals? World Development, 127, 104749. DOI: 10.1016/j.worlddev.2019.104749

5. The World Bank. - https://doi.org/10.1596/978-1-4648-0669-8.

6. UN Sustainable Development Solutions Network (SDSN) (c. a.) Official web-site.

7. UNESCO Institute for Statistics. (2020). UNESCO UIS. 2018. http://uis.unesco.org/

8. WHO/UNICEF. (2018). JMP. 2018. Available at: https://washdata.org/data.

9. World Bank (2015). Global monitoring report 2015/2016: Development goals in an era of demographic change.

10. World Bank (2017). Atlas of sustainable development goals 2017: From world development indicators. Washington, DC.

11. World Bank. Available at: https://openknowledge. worldbank.org/handle/10986/26306. World Bank. (2018).

12. World development indicators. 2018. Available at: http://databank.worldbank.org.

13. Akimova T.A., Moseykin Yu.N. Ekonomika ustoychivogo razvitiya [Economics of Sustainable Development]. Moscow, 2009.

14. Vsemirnaya khartii prirody [World Charter for Nature]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/ecl_conv/conventions/charter_for_nature.shtml

15. Govorova N.V. [Unemployment in the EU: Regional Aspect]. Nauchno-analiticheskiy vestnik Instituta Evropy RAN [Scientific and Analytical Bulletin of the Institute of Europe, RAS], 2018, no. 3. (in Russ.)

16. Deklaratsiya Konferentsii Organizatsii Ob"edinennykh Natsiy po problemam okruzhayushchey cheloveka sredy [Declaration of the United Nations Conference on the Human Environment]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml

17. Bobylev S.N., Grigor'ev L.M. (Eds.) Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiyskoy Federatsii za 2016 god. Kratkaya versiya [The 2016 Report on Human Development in the Russian Federation. Short version]. Analytical Center for the Government of the Russian Federation. Moscow, 2016. 44 p.

18. Bobylev S.N., Grigor'ev L.M. (Eds.) Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiyskoy Federatsii za 2017 god «Ekologicheskie prioritety dlya Rossii» [The 2017 Report on Human Development in the Russian Federation entitled "Environmental Priorities for Russia"]. Moscow, 2017.

19. Bobylev S.N., Grigor'ev L.M. (Eds.) Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiyskoy Federatsii za 2018 «Chelovek i innovatsii» [The 2018 Report on Human Development in the Russian Federation entitled "Man and Innovation"]. Moscow, 2017.

20. Doklad OON «Nashe obshchee budushchee» [Report of the UN entitled "Our Common Future"]. Available at: https://www.un.org/ru/ga/ pdf/brundtland.pdf

21. Dolmatova S.A. [Problems of Updating the Concept of Sustainable Development: Political and Economic Imperative]. PSE, 2015, no. 3(55).

22. EUROSTAT. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/home?

23. Zudina A.A. [The NEET Youth in the Russian Labor Market]. Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya [Universe of Russia. Sociology. Ethnology], 2019, no. 1. (in Russ.)

24. Yokhannesburgskaya deklaratsiya po ustoychivomu razvitiyu [Johannesburg Declaration on Sustainable Development]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml

25. Available at: http://www.kremlin.ru/

26. Korotaev A.V., Khokhlova A.A., Tsirel' S.V. [Unemployment as a Predictor of Socio-Political Destabi-lization in Western and Eastern Europe]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic Sociology], 2018, no. 2. (in Russ.)

27. Losev V.O. O ponyatii «ustoychivoe razvitie»: programma deystviy. Povestka dnya na XXI vek i drugie dokumenty konferentsii v Rio-de-Zhaneyro v populyarnom izlozhenii [On the Concept of Sustainable Development: Action Program. Agenda for the 21st Century and Other Documents of the Rio de Janeiro Conference in a Popular Presentation]. Zheneva, 1993.

28. L'vov D.S. Ekonomika razvitiya [Development Economics]. Moscow, 2002. 512 p.

29. Lyaskovskaya E.A. [Management of Sustainable Development in Terms of Inclusive Growth and Green Economy]. Voprosy upravleniya [Management Issues], 2017, no. 4 (47), pp. 134-143. (in Russ.)

30. Lyaskovskaya E.A. Ekonomiko-statisticheskoe issledovanie potentsiala, ustoychivosti i protsessov razvitiya: predpriyatie, otrasl', region [Economic and Statistical Study of Potential, Sustainability and Development Processes: Enterprise, Industry, Region]. Chelyabinsk, 2007.

31. Lyashok V.Yu. [Wage Flexibility in Russia: Empirical Evidence from Microdata Analysis]. Ekonomicheskayapolitika [Economic Policy], 2019, no. 4. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Mochalova L.A. [The Concept of Sustainable Development and the Transition to a New SocioEconomic Paradigm]. Journal of New Economy, 2013, no. 2. (in Russ.)

33. Novochenko D.V., Malova D.V. [Region's Sustainable Development]. VestnikREA im. G.V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2013, no. 4 (58). (in Russ.)

34. Ofitsial'nyy sayt organizatsii ob"edinennykh natsiy. Available at: https://www.un.org/ru/

35. Ofitsial'nyy sayt mezhdunarodnoy organizatsii truda. Available at: https://www.ilo.org/

36. EMISS. Available at: https://fedstat.ru/indicator/58708

37. Sakharov A.G., Kolmar O.I. [Prospects of Implementation of the UN SDG in Russia]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovanie, nauka, novaya ekonomika [International Organisations Research Journal], 2019, no. 1. (in Russ.)

38. Sen A.K. Svoboda, edinoglasie i prava [Freedom, Unanimity and Rights]. Vekhi ekonomicheskoy mysli. Tom 4. Ekonomika blagosostoyaniya i obshchestvennyy vybor [Milestones of Economic Thought. Volume 4. Welfare Economics and Public Choice]. St. Petersburg, 2004.

39. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 01.04.1996 g. № 440 «O kontseptsii perekhoda Rossiyskoy Federatsii k ustoychivomu razvitiyu» [Decree by the President of the Russian Federation as of 1 April 1996, No. 440 "On the Concept of the Transition of the Russian Federation to Sustainable Development"]. Available at: Konsul'tant Plyus.

40. Ustoychivoe razvitie Rossiya [Sustainable Development]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/m-sotrudn/CUR/cur_main. htm

41. Tseli razvitiya tysyacheletiya [Millennium Development Goals]. Available at: https://www.un.org/ru/ youthink/mdg. shtml

42. Tseli ustoychivogo razvitiya OON i Rossiya [Sustainable Development Goals of the UN and Russia], 2016. Available at: https://roscongress.org/materials/tseli-ustoychivogo-razvitiya-oon-i-rossiya

Elena. A. Lyaskovskaya, Doctor of Sciences (Economics), Professor of the Department of Applied Economics, South Ural State University, Chelyabinsk, elen_lea@mail.ru

Received April 10, 2020

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Лясковская, Е.А. Исследование реализации концепции устойчивого развития в сфере труда и занятости в России / Е.А. Лясковская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2020. - Т. 14, № 2. - С. 81-93. DOI: 10.14529/ет200208

Lyaskovskaya E.A. Research into the Implementation of the Concept of Sustainable Development in Labor and Employment in Russia. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2020, vol. 14, no. 2, pp. 81-93. (in Russ.). DOI: 10.14529/em200208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.