Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ОТЦОВСТВО / ДЕТСТВО / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ИНСТИТУТ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедева М.Л.

В статье рассмотрен один из актуальных для современного российского права вопросов содержания институтов «материнство», «отцовство», «детство» и «родительство». Особый акцент сделан в отношении подинститута родительства - право и обязанность воспитания. Материал исследования представлен непосредственно через анализ теоретических наработок по данным семейным правоотношениям и имеющей место судебной практике. Выделены признаки, виды родительских отношений, их субъектный состав, раскрыты вопросы воспитания в семье, проблемы регламентации родительских правоотношений и названы направления их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE INSTITUTE OF PARENTAL RELATIONSHIP

The article examines one of the topical for modern Russian law issues of the content of the institutions of «motherhood», «fatherhood», «childhood» and «parenting». Special emphasis is placed on the sub-institute of parenting - the right and duty of upbringing. The material of the research is presented directly through the analysis of theoretical developments on the data of family legal relations and the existing judicial practice. The features, types of parental relationships, their subject composition are highlighted, the issues of upbringing in the family, the problems of regulation of parental relationships are revealed, and the directions of their improvement are named.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ М.Л. Лебедева, канд. полит. наук, доцент

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-4-107-112

Аннотация. В статье рассмотрен один из актуальных для современного российского права вопросов содержания институтов «материнство», «отцовство», «детство» и «родительство». Особый акцент сделан в отношении подинститута родительства -право и обязанность воспитания. Материал исследования представлен непосредственно через анализ теоретических наработок по данным семейным правоотношениям и имеющей место судебной практике. Выделены признаки, виды родительских отношений, их субъектный состав, раскрыты вопросы воспитания в семье, проблемы регламентации родительских правоотношений и названы направления их совершенствования.

Ключевые слова: материнство, отцовство, детство, семья, родительское правоотношение, воспитание, институт права.

На этапе трансформации основных институтов отечественной юридической науки актуальным представляется обращение к вопросам семейной государственной политики. Одним из таких институтов является институт родительских правоотношений, то есть совокупность элементов семейно-правовых отношений, субъектным составом которых выступают родители и дети, наделенные определенными правами и обязанностями [9]. Непосредственно внимание автора обращено к содержанию прав и обязанностей родителей по вопросам воспитания и права ребенка на воспитание в семье. Своевременность обращения к вопросу исследования вызвано отсутствием доктринальных исследований специфики родительских правоотношений, а также наличием в российском законодательстве пробелов и новых явлений, неурегулированных нормами права.

Родительские права и обязанности выступают основополагающей составляющей содержания института родительства. Автор выделяет один из элементов родительских правоотношений, а именно, право и обязанность на воспитание в семье. Каковы составляющие этого права и обязанности со стороны родителей и что означает для ребенка право жить и воспитываться в семье?

В качестве предмета исследования выступает подинститут воспитания в рамках совокупности элементов системы родительских правоотношений.

Автор поставил перед собой цель углубить содержание института родительства.

Для достижения поставленной цели и предмета исследования автору представляется необходимым решить следующие задачи:

1) выявить содержание и признаки родительских правоотношений;

2) уточнить субъектный состав института родительства;

3) проанализировать право и обязанность родителей на воспитание ребенка;

4) обозначить пути совершенствования нормативного регулирования семейных правоотношений.

Согласно нормам российского законодательства за родителями закреплено равное право в вопросах заботы и воспитания ребенка [1, 3-6, 14, 15]. Забота о здоровье ребенка, о его физическом и психическом развитии, выбор способов воспитания, исключающих пренебрежительное, жестокое, грубое и унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей [8] - таково содержание обязанностей по воспитанию ребенка. Родительские права предоставляются гражданам Российской Федерации при со-

блюдении условия соблюдения прав и свобод иных лиц, имеющих отношение к вопросам семьи и детства

Выделение признаков родительского правоотношения позволяет конкретизировать содержание понятия родительского правоотношения.

Один из признаков родительского правоотношения - это совокупность отношений между родителями и детьми. По мнению автора, в юридической науке понятие родительства раскрыто через характеристику предмета семейного права, а также через юридические факты, влекущие возникновение отношений между родителями и детьми.

Содержание родительского правоотношения составляют родительские права и юридические обязанности. Причем родительские права, составляющие содержание правоотношений, одновременно являются и их обязанностями. Субъективные права и обязанности родителей и детей изменяются в течение всего периода их существования. Семейный кодекс РФ закрепляет юридическое равенство родителей при осуществлении родительских прав [14]. И в тоже время, можно выделить такой признак родительства как односторонний характер отношений, поскольку ребенок наделен только правами, а родитель имеет и права, и обязанности по отношению к ребенку. В тоже время, в законодательстве зарубежных стран можно найти нормативное закрепление обязанностей детей. Например, в Испании, Италии, Австрии -обязанность уважать своих родителей, в Болгарии - обязанность помогать родителям [10]. В Германии ребенок «обязан посильным образом и в соответствии с его общественным положением помогать родителям в домашнем хозяйстве и в их делах» [2].

Родительское правоотношение имеет особый субъектный состав - родители и дети. Можно выделить следующие категории родителей: родители, заключившие официальный брак; родители, не состоящие в браке между собой; родители, которые проживают отдельно от ребенка; родители, лишенные родительских прав; родители, ограниченные судом в родитель-

ских правах; родители несовершеннолетнего супруга; несовершеннолетние родители, состоящие в браке; родители несовершеннолетних родителей; родители-усыновители; приемные родители; суррогатная мать. Что касается детей, второй стороны родительских правоотношений выделяют несовершеннолетних и совершеннолетних детей; родных и усыновленных детей; детей, оставшихся без попечения родителей; детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации [17].

Важный признак родительских отношений - строгая индивидуализация их участников, их незаменимость в данных отношениях с другими лицами. Родительские права и обязанности, права несовершеннолетних детей неразрывно связаны с личностью их обладателя, это касается и алиментных обязательств родителей и детей [14].

Родительские правоотношения имеют срочный характер, то есть с момента рождения ребенка до достижения им возраста 18 лет или приобретения ребенком полной дееспособности.

Российское законодательство предусматривает особые меры защиты прав и интересов детей (под интересами детей принято понимать их надлежащее семейное воспитание, а под защитой - охрану), ответственность родителей за ненадлежащее осуществление своих прав и неисполнение обязанностей (семейно-правовая, гражданская, административная и уголовная виды ответственности) [11].

Виды родительских правоотношений можно классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию (личные неимущественные и имущественные отношения);

2) по субъектному составу (отношения между родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, другими членами семьи, приемными родителями и приемными детьми, приемными родителями и органами опеки и попечительства, опекунами (попечителями) и подопечными детьми;

3) по характеру защиты субъективных прав (относительные семейные правоотношения с абсолютным характером защи-

ты - например, родители, могут обратиться за защитой в суд в случае, если имеет место препятствие в выборе метода воспитания их детей; абсолютные семейные правоотношения с признаками относительных семейных правоотношений; относительные семейные правоотношения, не обладающие абсолютным характером защиты, например, алиментные отношения между любыми членами семьи) [10].

По книге «О правах и обязанностях семейственных» (1832 г.) родители обязаны были заботиться об устройстве детей сообразно их сословному состоянию (ст. 174 ч. 1.т.Х), воспитывать их в соответствии с «видами правительства» (ст.173) [12]. Незаконнорожденные дети могли претендовать лишь на заботу о них до совершеннолетия, но сословного статуса отца не получали (ст.133,136 и др.). В 30-е гг. XX века никакого понуждения к надлежащему воспитанию своих детей не предпринималось. В 1930 г. Верховный Суд РСФСР констатировал, что отсутствие родительской заботы о детях успешно компенсируется организацией детских садов, яслей и других учреждений [12]. Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик 1968 г. воспитание детей считали важнейшим вопросом в жизни семьи, решение которого относилось к личным правам супругов (ч.3 ст.11) [12].

Принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права [13]. Конвенция о правах ребенка (ст.18) провозглашает, что родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей [4].

В Конституции РФ (ч.2 ст.38) закреплена норма, согласно которой забота о детях, их воспитание является равным правом и обязанностью родителей [6]. Эта норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством (гл.12, 13, 16 СК РФ) [14]. Родитель наделяется законом родительскими правами на тот период времени, когда ребенок нуждается в воспитании и заботе, обеспечении его интересов и заботе.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) содержит ряд статей, предусматривающих административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних (ст. 5.35; 6.10; 20.22 КоАП РФ) [7]. Предусмотрена также уголовная ответственность родителя или иного лица, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего (ч.2 ст.150,156 УК РФ) [16].

Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка является образование. В соответствии с Конституцией РФ (ч.4 ст.43) родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования [6]. Эта конституционная норма подтверждается семейным законодательством (п.2 ст.63 СК РФ) [14]. Родители обязаны развивать личность, таланты, умственные и физические способности ребенка; воспитывать уважение к правам человека и основным свободам; воспитывать уважение к языку, ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и пр.

Так, например, по гражданскому законодательству ФРГ, при решении вопросов о получении ребенком образования и профессии родители принимают во внимание склонности и профессиональную пригодность ребенка. Помещение ребенка на принудительное лечение допустимо только с разрешения суда по семейным делам [2].

Избранная форма обучения должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту. Родители самостоятельно выбирают образовательное учреждение и формы обучения детей (в образовательном учреждении - очной, очно-заочной, заочной форме; в форме семейного образования; самообразования; экстерната), учитывая при этом мнение ребенка [13].

Особого внимания заслуживает проблема воспитания и обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения. Органы управления образованием, с согласия родителей, должны

обеспечить обучение этих детей на дому, компенсируя имеющие место затраты.

Родители несут ответственность за воспитание детей в период обучения. В случае совершения детьми преступления небольшой или средней тяжести на родителей может быть возложена обязанность по воспитательному воздействию на детей в качестве принудительной меры (ст.90, 91 УК РФ) [16]. Данная мера выражается в передаче несовершеннолетнего под надзор родителей.

С родительским правом и обязанностью на воспитание ребенка коррелируется с правом ребенка жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ) [14]. Это право подразумевает, в первую очередь, право знать своих родителей (ст.7 Конвенции о правах ребенка подчеркивает, что ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей и право на их заботу) [4]. До настоящего времени остается дискуссионным вопрос о соответствии праву ребенка знать своих родителей, тайну усыновления, тайну биологического происхождения ребенка при применении методов искусственного оплодотворения.

Кроме того, ребенок имеет право на совместное проживание с родителями (за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка), а также право на заботу со стороны родителей, право на обеспечение интересов ребенка, его всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства. Заботой о ребенке считается всемерная поддержка и оказание ему всех видов помощи: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т.п.

В Гражданском уложении Германии в §1626 по этому поводу сказано: «Родители обязаны и вправе заботится о несовершеннолетнем ребенке (родительская забота). Родительская забота включает заботу о ребенке (забота о личности) и заботу об имуществе ребенка (забота об имуществе). При уходе и воспитании родители учитывают возрастающую способность и возрастающую потребность ребенка к самостоятельным действиям с осознанием его ответственности. Они обсуждают с ребен-

ком, насколько это целесообразно в соответствии с уровнем его развития, вопросы родительской заботы и стремятся к взаимному согласию. Для блага ребенка, как правило, необходимо общение с обоими родителями. Родительская забота включает представительство ребенка. Родители представляют ребенка совместно; если в отношении ребенка должно быть совершено волеизъявление, достаточно его совершить в отношении одного из родителей. Дети имеют право на свободное от насилия воспитание. Недопустимы телесные наказания, психические травмы и иные меры, посягающие на достоинство ребенка» [2].

Автору представляется необходимым в русле дальнейшего совершенствования нормативного регулирования исследуемых институтов семейного права выделить следующие направления решения обозначенных выше проблем.

Первое направление - дать законодательное закрепление следующих понятий: «родительское правоотношение», «отцовство», «забота», «ответственное родитель-ство», «родительская опека». Внести соответственно поправки в УК РФ, КоАП РФ, если говорить о понятии «отцовство», поскольку о матери есть трактовки и смягчение наказания как таковое, но вот в случае с отцом, на иждивении которого находится ребенок, ничего не сказано в названных кодифицированных актах. Так же, например, содержание понятия «родительская опека». Автор полагает, что в случае, если в браке у родителей есть ребенок, по отношению к одному из родителей, не являющийся родным, возможно установление такого института как «родительская опека». Особенно, в том случае, если родного родителя не стало физически. Второй родитель, не являющийся родным ребенку, но к которому ребенок привык, проживая в семье, оказывает заботу и должное воспитание, а также содержание оставшемуся фактически одному ребенку.

Второе направление - детализировать содержание закрепленного Семейным Кодексом РФ права ребенка жить и воспитываться в семье. Ответить на вопросы: что включено в содержание такого права, и в

первую очередь, право ребенка знать сво- Четвертое направление - совершен-

их родителей, или ребенок такое право не ствование нормативного регулирования должен иметь, и решение принимают ро- одного из методов вспомогательных ре-дители, ответственные за ребенка, его вос- продуктивных технологий, а именно, ме-питание и судьбу? тода суррогатного материнства в России.

Третье направление - закрепление в Необходимо детализировать содержание правовых нормах российского законода- договора, закрепить данную форму в тельства обязанностей ребенка, ведь до Гражданском кодексе РФ, уточнить и настоящего времени они определяются обеспечить гражданско-правовую ответ-нормами морали, и не закреплены в нор- ственность в случае негативных для сто-мативных правовых актах. Опять же, ни- рон правовых последствий, создать меха-кто не отрицает положение, закрепленное низм защиты интересов ребенка, сурро-в семейном законодательстве, что совер- гатной матери и генетических родителей. шеннолетние трудоспособные дети долж- Реализация предлагаемых направлений

ны содержать своих нетрудоспособных и позволит наполнить совокупность семей-нуждающихся родителей (алиментные ных правоотношений качественно новым обязательства детей). Однако, исходя из содержанием, а соответственно, в каче-содержания понятия «ребенок», здесь воз- ственно эффективной форме поддержи-никает коллизия. вать институты семейного права.

Библиографический список

1. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.), подписана Россией 31.01.1992 г. // Дипломатический вестник. - 1992. - №6. - С. 10.

2. Гражданское уложение Германии. Deutsches Burgerliches Gesetzbuch mit Ein-fuhrungsgestz: Ввод. закон к Гражд. Уложению; Пер. с нем.; Науч. редакторы -А.Л. Маковский и др. М.: Волтерс Клувер, 2004. Кн.4. Семейное право. - С. 334-484.

3. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 г.). Текст Декларации официально не был опубликован// Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.un.org/ru/documents/ decl_conv/ declarations/childdec.shtml - (дата обращения 07.05.2021 г.).

4. Конвенция «О правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.), вступила в силу для СССР 15.09.1990 г. // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

5. Конвенция СНГ «О правах и основных сводах человека» (заключена в Минске 26.05.1995 г.) // Российская газета. №120. 23.06.1995.

6. Конституция Российской Федерации (с изм. от 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (с изм. 01.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч.1), ст.1.

8. Лебедева М.Л. К вопросу о родительской ответственности в РФ // Международная научно-практическая конференция «Проблемы комплексного обустройства техноприрод-ных систем», 16-18 апреля 2013 г. Москва Часть VII «Экономические и социально-философские проблемы природообустройства территорий». - М.: ФГБОУ ВПО МГУП, 2013. - С. 107-120.

9. Лебедева М.Л. Политико-правовая природа родительского правоотношения // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы комплексного обустройства техноприродных систем», 16-18 апреля 2013 г. Москва. Часть VII «Экономические и социально-философские проблемы природообустройства территорий». - М.: ФГБОУ ВПО МГУП, 2013. С. 120-128.

10. Лебедева М.Л. Семейное право. Курс лекций. - М.: МГУП, 2013. - 202 с.

11. Лебедева М.Л. Правоведение. Курс лекций. Изд.2-е переаб. и дополненное. - М.: ФГБОУ ВПО МГУП, 2011. - С. 148-149.

12. Полянский П.Л. Формирование семейного права как отрасли в России (постановка проблемы) // Вестник Моск.ун-та. Сер. 11, право. - 2010. - №2. - С. 3-33.

13. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. - М.: Норма: Инфра-М, 2010. - 719 с.

14. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. №223-Ф3 (ред. 02.07.2021 г.) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011. №49 (часть 1). Ст. 741.

15. Справочно-правовая система «Гарант». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ - (дата обращения 07.05.2021).

16. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изм. от 08.04.2021) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.

17. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. 11.06.2021 г.) // Собрание законодательства РФ,05.12.2011. №49 (часть V). Ст. 7056.

PROBLEMS OF THE INSTITUTE OF PARENTAL RELATIONSHIP

M.L. Lebedeva, Candidate of Political Sciences, Associate Professor

Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy

(Russia, Moscow)

Abstract. The article examines one of the topical for modern Russian law issues of the content of the institutions of «motherhood», «fatherhood», «childhood» and «parenting». Special emphasis is placed on the sub-institute of parenting - the right and duty of upbringing. The material of the research is presented directly through the analysis of theoretical developments on the data offamily legal relations and the existing judicial practice. The features, types of parental relationships, their subject composition are highlighted, the issues of upbringing in the family, the problems of regulation of parental relationships are revealed, and the directions of their improvement are named.

Keywords: motherhood, fatherhood, childhood, family, parental relationship, upbringing, the institution of law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.