Научная статья на тему 'Проблемы инновационного развития современного фармацевтического производства в условиях мирового финансового кризиса'

Проблемы инновационного развития современного фармацевтического производства в условиях мирового финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / PHARMACEUTICAL PRODUCTION / QUALITY OF LIFE / PHARMACEUTICAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Йованович М.

В статье рассматриваются проблемы инновационного развития современного фармацевтического производства в условиях мирового финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF INNOVATION DEVELOPMENT OF MODERN PHARMACEUTICAL PRODUCTION IN THE GLOBAL FINANCIAL CRISIS

This article discusses the challenges of innovation development of modern pharmaceutical production in the global financial crisis.

Текст научной работы на тему «Проблемы инновационного развития современного фармацевтического производства в условиях мирового финансового кризиса»

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Йованович М., аспирант кафедры менеджмента ВЗФЭИ

В статье рассматриваются проблемы инновационного развития современного фармацевтического производства в условиях мирового финансового кризиса.

Ключевые слова: фармацевтическое производство, качество жизни, лекарственные средства.

THE PROBLEMS OF INNOVATION DEVELOPMENT OF MODERN PHARMACEUTICAL PRODUCTION IN THE GLOBAL FINANCIAL CRISIS

Yovanovich M., The post-graduate student, Management chair, VZFEI This article discusses the challenges of innovation development of modern pharmaceutical production in the global financial crisis. Keywords: pharmaceutical production, quality of life, pharmaceutical products.

Введение

Важнейшая стратегическая задача Российского государства - повышение качества жизни населения, оцениваемого, в частности, по комплексу таких параметров, как продолжительность жизни и состояние здоровья населения, рост благосостояния, уровень свобод, безопасность жизнедеятельности, здоровый образ жизни.

Обеспечение населения лекарственными средствами (ЛС) является важнейшей составной частью политики государства и одним из показателей состояния здравоохранения в стране. Достижение поставленной цели во многом зависит от устойчивого развития фармацевтической отрасли на основе национальной лекарственной политики (НЛП).

Под (национальной лекарственной политики)НЛП понимают, прежде всего, курс государства, направленный на комплексное решение проблем фармацевтического сектора, охватывающий исследования в области лекарств, их производство, распределение и увязывающий эти направления с реальными нуждами охраны здоровья населения.

В настоящее время рынок лекарственных средств является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российского рынка. Период с 2000 г. по настоящее время характеризуется устойчивым и непрерывным ростом. В 2008. г. российский фармацевтический рынок вырос на 8,2% в сравнении с 2007 г. и составил 303,2 млрд. руб. К числу основных причин такого роста можно отнести введение Программы дополнительно лекарственно обеспечение (ДЛО), увеличение реальных располагаемых доходов населения, рост заболеваемости по основным классам болезней, изменение структуры потребления лекарств в сторону более дорогих препаратов.

Российское лекарственное обеспечение сегодня претерпевает трудности, характерные для государств с экономикой переходного типа: нерациональное использование лекарств, их неудовлетворительное качество, ограниченная доступность для многих потребителей в связи с высокой стоимостью при устойчивом росте заболеваемости по многим классам болезней. Как и вся система российского здравоохранения, российская система лекарственного обеспечения функционирует в условиях недостаточного бюджетного финансирования.

Для своевременной и эффективной ответной реакции фармацевтических предприятия на турбулентный характер наукоёмкой среды необходимо стратегическое предвидение и новейший арсенал управленческих инструментов обусловленных тем, что классические школы управления не способны объяснить существование феноменов бизнеса XXI века.

Успешность реализации инновационных проектов (ИП) на фармацевтическом предприятии зависит не только от качества самого предлагаемого новшества, но и от умения руководства правильно организовать инновационный процесс.

В условиях рыночной экономике инновации представляют собой сильное оружие в конкурентской борьбе.

В экономической литературе можно встретить различные толкования понятия «инновации», «инновационный менеджмент». Дословно, инновации определяются как современные достижения науки и техники, воплощение в новые технологии, продукты, средства коммуникации, новые методы технического и организационного управления, новые виды услуг. Менеджмент, представляя собой совокупность действий и процедур, направленных на обеспечение эффективного и рационального труда.

Все глобальные перемены грядущих столетий, обеспечение экономического роста качества жизни населения связаны с инновационной деятельностью, которая является ведущим фактором развития человечества.

Высокая эффективность национальной экономики невозможна без современного решения проблем активизации инновационной деятельности. Последние десятилетие для России стали годами непрекраща-ющегося экономического роста, увеличения доходов предприятий, развития банковской сферы, возрастающих темпов инвестиций в основной капитал, развития высокотехнологической отрасли и в бурным развитием фармацевтического рынка.

Стабилизация и закрепление достигнутых темпов экономического роста России возможны только при условии качественного совершенствования общественного производства, перехода к развитию на основе инновационных фактора в реальный сектор экономике и в том числе и фармацевтическую отрасль. Внедрение системы инновационного менеджмента в фармацевтическое производство имеют особенно важную роль.

Основным фактором устойчивого экономического роста сегодня считается конкурентоспособность в свою очередь, она опирается на инновационную активность бизнеса.

Только полная реализация потенциала устойчивого развития позволит российской экономике обеспечить устойчиво высокие темпы экономического роста - достаточные, чтобы пройти через локальный кризис мировой конъюнктуры 2010-2013.гг

Анализ состояния российского фармацевтического рынка в условиях мирового финансового кризиса

Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.

I Коммерческий сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи готовых лекарственных средств (ГЛС) и парафармацевтики без учёта продаж по Программе дополнительному лекарственному обеспечению (ДЛО);

II Государственный сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи готовых лекарственных средств (ГЛС) по программе ДЛО, а также реализацию через лечебно - профилактические учреждения (ЛПУ).

На рис. 1. представлена динамика объёма коммерческого рынка ГЛС России с февраля 2008. г. по февраль 2009. г.

По данным розничного аудита DSM Group, «в феврале 2009. г. коммерческий рынок ГЛС вырос на 13,3% по сравнению с январем 2009. года, ёмкость рынка составила 18,6 млрд. руб. (с НДС). В долларовом выражении рынок вырос на 3%, с 505 до 519 млн. дол. Рублевый рост рынка обусловлен сезонным фактором. В 2008. году в феврале рынок вырос на 10% относительно января 2008. года.

Объём коммерческого рынка ГЛС РФ в ценах закупки аптек в феврале 2009. г. вырос относительно аналогичного периода 2008. года 30,5% в рублевом выражении и упал на 11% в долларовом выражении. Такая динамика обусловлена ростом курса доллара по отношению к рублю.

За январь - февраль 2009. года объём аптечного рынка ГЛС увеличился на 29%. Высокие темпы роста сохраняются с прошлого года. Но меняется причина: если раньше рынок рос в упаковках, то за два месяца 2009. года к аналогичному периоду 2008. года произошло снижение на-

Рис. 1. Коммерческий рынок ГЛС России в феврале 2008. г. - феврале 2009. г.

туральных объёмов продаж на 2%. Главным фактором прироста коммерческого сегмента остаётся инфляция цен на лекарственные средства: уже с начала года цены выросли на 5,4%».

В натуральном выражении рынок в феврале составил 334 млн. упаковок, что на 10% выше, чем в январе 2009. года, чем в феврале 2008. Года. Таким образом, натуральное потребление ГЛС (готовых лекарственных средств) в коммерческом секторе падает. Это может быть одним из признаков влияния кризиса на аптечный рынок в России.

Средневзвешенная стоимость упаковки ГЛС (готовых лекарственных средств) на коммерческом рынке России в феврале 2009. г. выросла по сравнению с прошлым месяцем на 3,2% и составила 55,71 руб. (в долларах цена упала - с $1,66 до $1,56). Рост средневзвешенной цены упаковки ГЛС (готовых лекарственных средств) в феврале 2009. г. относительно февраля 2008. г. составил 31,7% в рублевом выражении1.

Инфраструктура фармацевтического рынка Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2009) состоит из нескольких сегментов (по количеству организаций), см. рис.: 2.

I Розничный, это:

аптеки - 30.406, в т.ч. аптечные сети - 1.617 (имеющие более 5 аптек);

аптечные пункты - 37.006;

аптечные киоски - 2.071;

аптечные магазины - 622.

II Оптовый, это 2.995 истрибьюторских организаций;

Ш Производители:

иностранные - 1.037 осуществляют поставки в Российскую Федерацию;

отечественные - 420;

IV Госпитальный сегмент, это 62.691 лицензия лечебно-профилактических учреждений, выданных на 142.842 объекта как амбулаторного, так и стационарного типа, как имеющих аптеки (3.520), так и не имеющих аптек.

В то же время по количеству выданных лицензий фармацевтический рынок представлен: 16.767 - аптеками; 16.058 - аптечными пункта-

Рис. 2. Структура фармацевтического рынка РФ

1 Данные: DSM Group «Фармацевтический рынок России» Выпуск: Март 2009. г., стр. 7

2 См. Доклад: Н. В. Юргель и Е. А. Тельнова, «Состояние фармацевтического рынка РФ и воздействие на него мирового финансового и экономического кризиса». Источник: http://www.remedium.ru/

ции. В тоже время по данным аналитических компаний (DSM Group, «Фармэксперт») средняя стоимость упаковки за октябрь выросла на 4,9%, средняя стоимость упаковки зарубежных средств для ДЛО за 2008 год составила 909 рублей, то российских 60 рублей. При этом стоимость упаковки зарубежного препарата в ДЛО выросла на 34 процента в 2008 году по сравнению с предыдущим годом.

В 2008 г. каждый россиянин потратил на лекарства из собственных средств 1670 руб. (или 67 долл.).

Если в 2005-2007 гг. индекс потребительских цен на лекарства по данным Росстата находился в пределах 2-4%, то по прогнозу 2008 г годовая инфляция на лекарства должна составить 10%.

Индекс потребительских цен на лекарства в октябре 2008 г. к декабрю 2007 г. составил 7,4%.

Предложения

Разработка стратеги инновационного развития фармацевтической отрасли предполагает составление прогноза эволюции рынка лекарственных средств на длительную перспективу.

На рисунке 3. Представлена динамика прогноза развития фармацевтического рынка до 2015. года.

Для выхода из возникающих кризисных ситуаций, необходимо разработать программу антикризисных мер, которая должна включать в себя:

Совершенствование законодательной и нормативной базы и её гармонизация с аналогичными актами мирового сообщества с учётом присоединения России к ВТО;

Развитие активных форм промышленной политики, совершенствование системы государственных закупок и заказов;

Повышение конкурентоспособности Российских (отечественных) фармацевтических предприятий с упором на экспортное развитие наукоёмких производств;

Обеспечение ускоренного роста производства на основе достижений научно-технического прогресса и интеграции в мировое хозяйство;

Система справедливого вознаграждения за фармацевтические инновации (чтобы обеспечить сохранение российской фармацевтической отраслью конкурентоспособности по отношению импортной).

Разработать Программу под названием: «Доступ, Инновации, Мобилизация и Безопасность» с целью создать условия, при которых фармацевтической отрасли в России оказывалась бы более эффективная поддержка, а также обрести новый дух сотрудничества между этой отраслью и сторонами, заинтересованными в результатах её деятельности. Доступ подразумевает необходимость продолжить работу, направленную на ускорение процессов регистрации новых лекарственных средств и решения вопроса о возмещении их стоимости. Инновации -это усилия по созданию мощной научной базы в России. Мобилизация - объединение сил фарминдустрии и основных заинтересованных сторон с целью найти оптимальные способы решения проблем стареющего населения. Безопасность относится к необходимости усилить надежность и прозрачность канала поставки лекарственных средств и решение стратегической задачи по биобезопасности страны.

500

450

400

350

300

250

200

150

100

50

0

■ Объем российского вармацевигоеского рынка, млрд. руб.

Рис. 3. Прогноз развития фармацевтического рынка России.

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group

3 Количественные показатели представлены на основании данных, полученных от управления лицензирования и правового обеспечения Росздравнадзора.

4 Источник «Фармэксперт»

5 Стандарт GMP («Good Manufacturing Practice», Надлежащая производственная практика)

ми; 1.348 - аптечными киосками; 58 - аптечными магазинами; 2.120 -аптечными складами3.

Общее количество фармацевтических организаций в период с 1998 по 2008 гг. сократилось на 30%, при этом количество складов сократилось в 2,3 раза, количество аптек увеличилось на 30%, при этом мелкорозничная сеть сократилась в 2 раза4.

Результатом доминирования на рынке импортных, ЛС является современное состояние российской фармацевтической продукции. Российская фармацевтическая промышленность представлена460 промышленными предприятиями, из которых 63 предприятия - государственной формы собственности. Средняя рентабельность фармацевтической отрасли - около 17%, степень износа основных фондов - 60%, загрузка производственных мощностей - 78%. Только 10% отечественных предприятий полностью перешли на стандарты GMP5, на 40% предприятий действует система обеспечения качества, отдельные производственные участки работают по GMP. Российские предприятия находятся практически в полной сырьевой зависимости от импорта.

Однако в 2008 г. предпринимались значительные усилия по нормализации работы отечественной промышленности. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разработана «Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 г.», среди главных её целей — импортозамещение. Документ предполагает, что к 2020 году доля продукции и отечественного производства на внутреннем рынке вырастет с 20 процентов в 2007 году до 50 процентов, количество инновационных препаратов увеличится до 60 процентов.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что финансовый кризис пока не оказал существенного влияния на работу фармацевтического рынка, и доступность ЛС для пациентов не ухудшилась.

В конце 2008. г. опубликован список примерно из 300 системообразующих предприятий, которым будет оказана поддержка на Федеральном уровне, 11 из них фармацевтические предприятия. Для поддержки системообразующих предприятий Правительство России предполагает выделить 92 млрд. руб., а также на 200 млрд. США госгарантий.

Однако кризисные явления начинают постепенно проявляться на фармацевтическом рынке определенная обеспокоенность. Так, в Красноярском крае, по данным РБК, на ОАО «Красфарма» получили уведомления о сокращении более 1100 специалистов.

Одним из основных признаков кризисных проявлений является повышение цен на лекарства. По данным аналитического агентства DSM Group, мониторинг на фармацевтическом рынке, проведенный по всей цепочке от аптеки до производителя, показал, что ситуация очень неоднородная и колебания в цене очень значительные (от 1-1,5% до 1819%) и т.д. В период с января по сентябрь 2008 г., т.е. за 9 месяцев 2008 г., произошло увеличение розничных цен на ЛС в среднем на 3,6-4%: октябрь 2008 г. - в среднем на 5-7%; ноябрь 2008 г. - в среднем на 11,6%; декабрь 2008 г. - в среднем на 11%.

Подтверждаются данные мониторинга в регионах - имеет место повышение цен на сезонные ЛС из ОТС-группы, на препараты из программы ОНЛС, закупаемые на уровне субъектов Российской Федера-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.