Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки кадров для фармацевтического бизнеса Псковской области'

Совершенствование подготовки кадров для фармацевтического бизнеса Псковской области Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
372
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОВИЗОР / ФАРМАЦИЯ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / PHARMACEUTICAL MARKET / PHARMACEUTICAL BUSINESS / EDUCATION / PROVISOR / PHARMACY / PHARMACEUTICAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Марков Сергей Михайлович, Маркова Анна Сергеевна, Нуштакина Татьяна Павловна

В статье приводятся данные о динамике развития фармацевтического рынка, на основании которых делается вывод о необходимости совершенствования подготовки кадров на региональном уровне в рамках концепции непрерывного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Марков Сергей Михайлович, Маркова Анна Сергеевна, Нуштакина Татьяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVERMENTOFPERSONNELTRAININGFORPHARMACEUTICAL BUSINESS OF THE PSKOV REGION

The article is devoted to the problems of regional pharmaceutical market and its dynamics of development. It is also justified that personnel training for pharmaceutical market of the Pskov region should be improved in terms of life-time learning concept.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки кадров для фармацевтического бизнеса Псковской области»

УДК 338.22.01(470.25)

С. М. Марков, А. С. Маркова, Т. П. Нуштакина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье приводятся данные о динамике развития фармацевтического рынка, на основании которых делается вывод о необходимости совершенствования подготовки кадров на региональном уровне в рамках концепции непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармацевтический бизнес, образование, провизор, фармация, фармацевтический менеджмент.

Фармацевтический бизнес в современных условиях превращается из поддерживающей структуры социальной сферы в полноценный и весьма динамично развивающийся сектор предпринимательства. Об этом свидетельствуют статистические данные о динамике его развития за последние годы (табл. 1).

Согласно данным, представленным в табл. 1, фармрынок России является динамично развивающимся рынком, год за годом наращивающим свои объёмы, за исключением падения в 2009 г., которое было обусловлено мировым финансовым кризисом. Фармацевтический рынок России входит в десятку крупнейших фармрынков мира, где по итогам 2011 г. прочно занимает 8-е место (самый большой рынок в США, розничные продажи лекарственных препаратов составляют 232 млрд. долл.).

В 2011 г. в российских аптеках появилось более 340 новых торговых наименований лекарственных препаратов, большинство из которых произведено зарубежными компаниями, российские компании вывели на рынок 101 торговое наименование.

Динамика объемов фармацевтичес

Важную роль на современном конкурентном рынке играют дистрибьюторы, концентрация которых продолжает расти. Доля ведущих дистрибьюторов, входящих в тройку лидеров составила 46% оборота ГЛС в 2011 г. [3].

Общее число аптек также продолжает расти. По данным Росстата количество аптек, аптечных магазинов, аптечных киосков и пунктов на конец 2010 г. составило 47330 ед. (без учёта данных по Санкт-Петербургу) [2].

Коммерческий сегмент составляет более 70% объёма фармрынка России. Розничные продажи фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров ежегодно возрастают. Так, по итогам 2010 г. розничная продажа фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров в целом по Российской Федерации составила 560392 млн. руб., что на 7% больше уровня предыдущего года [2]. Потребление лекарственных препаратов на одного человека в 2011 г. по данным DSM Group составило 133 долл.

Ёмкость коммерческого рынка готовых лекарственных средств (ГЛС) в 2011 г. составила 468 млрд. руб. в ценах конечного потре-

Таблица 1 го рынка России в 2004-2011 гг. [3]

Сегмент фармрынка Объем в ценах конечного потребителя, млрд. долл.

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Коммерческий (коммерческий рынок ГЛС +коммерческий сектор парафармацевтики) 5,8 6,9 8,4 10,5 13,6 12,9 17,2 20,4

Государственный, в т. ч.: 0,7 2,1 3,9 3,8 4,8 4,2 4,7 7,7

Программа ДЛО - 1,4 2,4 2,0 2,7 2,4 2,7 2,9

Реализация через ЛПУ 0,7 0,7 1,5 1,8 2,1 1,8 2,0 4,8

Итого 6,5 9,0 12,3 14,3 18,4 17,1 21,9 28,1

бления или 354 млрд. руб. в ценах закупки аптек, т. е. в среднем наценка аптек составляет около 32%. Можно сделать вывод о том, что современный аптечный бизнес превращается в развитую рыночную структуру, существование которой невозможно без оптимального сочетания всех видов ресурсов, основным из которых являются трудовые ресурсы.

Специфика деятельности предполагает наличие у сотрудников фармацевтических предприятий специального образования и соответствующей квалификации. В соответствии с п. 8.2. Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80 (в ред. от 18.04.2007), руководство аптечной организацией осуществляет провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

В настоящее время многие ведущие вузы страны осуществляют подготовку специалистов по направлению «Фармация».

Согласно ФГОС по направлению подготовки 060301 «Фармация» (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 38), область профессиональной деятельности данных специалистов включает: практическую фармацию и фармацевтическую науку, занимающуюся целенаправленным развитием и применением технологий, средств и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение всей системы обращения лекарственных средств и других товаров фармацевтического ассортимента. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: сфера обращения лекарственных средств, включая разработку, научные исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в обращении лекарственных средств и лекарственных препаратов, иммунобиологиче-

ских лекарственных средств, наркотических лекарственных средств, психотропных веществ, а также других товаров фармацевтического ассортимента.

Специалист по направлению подготовки (специальности) 060301 «Фармация» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственная; реализация лекарственных средств и других фармацевтических товаров; организационноуправленческая; контрольно-разрешительная; научно-исследовательская и информационно-просветительская; оказание первой доврачебной помощи.

Срок обучения составляет 5 лет, трудоемкость - 300 зачетных единиц. В результате освоения данной программы выпускник должен овладеть восьмью общекультурными компетенциями и пятьюдесятью профессиональными. По окончании обучения наряду с квалификацией «специалист» выпускнику присваивается специальное звание провизора.

Данные по выпуску специалистов последних лет свидетельствуют о всё большей популярности данного направления профессиональной подготовки (табл. 2).

На основании данных табл. 2 очевидно, что даже в абсолютном выражении количество выпускников-специалистов с высшим образованием в области фармации в 2010 г. больше, чем со средним профессиональным. Востребованность программ ВПО будет расти и дальше, поскольку подготовка специалистов для разработки и производства фармацевтической продукции в соответствии с международными стандартами является одной из основных задач «Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 г.»

Псковская область по потреблению лекарственных средств на душу населения не уступает среднему значению по СЗФО. Так, в 2010 г. розничные продажи фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров на душу населения в Псковской области составили 3050 руб. (по СЗФО — 3263 руб.) [2]. Данный факт должен подкрепляться соответствующим развитием торгово-сбытовых фармацевтических сетей, требующих высококвалифицированных специалистов, как в сфере торговли, так и в сфере управ-

Таблица 2

Подготовка кадров для сферы «Здравоохранение» в России (тыс. чел.) [2]

Показатель 2005 г. 2009 г. 2010 г.

Выпущено специалистов с высшим профессиональным образованием - всего 28,3 33,1 33,5

в том числе по специальности «Фармация» 3,5 5,0 5,5

в % к общему числу специалистов с высшим образованием 12,4 15,1 16,4

Выпущено специалистов со средним профессиональным образованием - всего 57,1 64,1 63,3

в том числе по специальности «Фармация» 4,6 5,2 5,4

в % к общему числу специалистов со средним профессиональным образованием 8,1 8,1 8,5

ления. По данным на 2010 г. потребность в кадрах составляла: провизоров — 66 чел., фармацевтов — 116 чел. Данный дефицит во многом обусловлен неразвитой базой подготовки специалистов на региональном уровне.

В Псковской области получить среднее профессиональное образование в области фармации можно в ГОУ СПО «Псковское медицинское училище» (060108 «Фармация»), а вузов, осуществляющих подготовку специалистов с высшим фармацевтическим образованием нет. Занять данную нишу в настоящее время вполне способен Псковский государственный университет.

Программой стратегического развития Псковского государственного университета определено 8 приоритетных направлений развития фундаментальных и прикладных научных исследований и связанных с ними новых образовательных программ. В качестве развития научной, образовательной и инновационной деятельности в ПсковГУ по направлению «Окружающая среда и здоровье человека» предусматриваются новые образовательные программы: биофизические технологии в медицине, медицинская информатика, лечебное дело. На наш взгляд, целесообразно включить в этот перечень направление подготовки «Фармация».

Помимо базового фармацевтического образования руководителей, важнейшую роль в обеспечении нормального функционирования фармрынка играют профессиональные качества управленческого характера. Современный фармацевтический рынок требует от руководителей его субъектов овладения новыми гибкими методами управления. Мировой опыт показывает, что в конкурент-

ной борьбе побеждают динамичные компании, ориентированные на удовлетворение потребностей своих клиентов [1].

Для эффективного управления аптечными организациями в условиях конкуренции необходимы знания в области управления, которых у провизоров, прошедших специализированную подготовку, недостаточно.

Формированию теоретических знаний и практических навыков в области эффективного управления бизнес-процессами, человеческими ресурсами, финансами и маркетингом фармацевтических предприятий может способствовать получение дополнительного образования в области менеджмента.

Концепция непрерывного профессионального образования предусматривает повышение профессионального уровня по программам послевузовского образовании, второго высшего образования и параллельного обучения. Для фармацевтического бизнеса актуальными являются все вышеназванные направления.

На базе Псковского государственного университета в настоящее время имеются возможности для организации обучения менеджменту в сфере фармацевтического бизнеса по программам, указанным в табл. 3.

Реализация предлагаемых программ комплексного и непрерывного обучения позволит значительно повысить кадровый потенциал фармацевтического бизнеса региона и может стать толчком для его дальнейшего развития, причём, не только в сфере торговли, но и организации фармацевтического производства.

Таблица 3

Программы дополнительного образования в сфере менеджмента фармацевтического бизнеса

Программа подготовки Вид подготовки Требования к базовому образованию

Бакалавриат по направлению «Менеджмент» (профиль «Фармацевтический менеджмент») параллельное образование провизор (на момент защиты ВКР)

второе высшее образование провизор

МВА — Фармацевтический менеджмент Профессиональная послевузовская подготовка высшее

Литература

1. Глембоцкая Г. Т. В лабиринтах фармацевтического менеджмента. М. : Литтерра, 2007. 256 с.

2. Здравоохранение в России. 2011 : стат.сб. / Росстат. М., 2011. 326 с.

3. Фармацевтический рынок России. Аналитические отчеты // Маркетинговое агентство DSM Group. URL: http://www.dsm.ru/analytics.

S. M. Markov, A. S. Markova, T. P. Nushtakina

IMPROVERMENTOFPERSONNELTRAININGFORPHARMACEUTICAL BUSINESS OF THE PSKOV REGION

The article is devoted to the problems of regional pharmaceutical market and its dynamics of development. It is also justified that personnel training for pharmaceutical market of the Pskov region should be improved in terms of life-time learning concept.

Key words: pharmaceutical market, pharmaceutical business, education, provisor, pharmacy, Pharmaceutical Management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.