ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
(научно-практическая конференция "Государственно-частное партнёрство в инновационных системах")
Перспективы экономического развития России на обозримый период руководством страны, экономическим и бизнес сообществом всё в большей степени ассоциируются с необходимостью создания условий для формирования инновационно-ориентированной модели экономики. В последнее время эта тема стала даже более приоритетной и обсуждаемой в средствах массовой информации, в научных и деловых кругах, чем проблемы "энергетической сверхдержавы" и " промышленной политики". В российском обществе постепенно укрепляется понимание того, что инновации для нас уже стали вопросом стратегического выживания в условиях глобализирующейся мировой экономики.
В процессе смены экономической формации в 90-е гг. в стране происходило, по сути, саморазрушение инновационной системы. В результате Россия по некоторым направлениям научно-технического прогресса отстаёт от мировых лидеров на два-три инновационных поколения.
Трансформация экономики России, помимо бессистемной приватизации, характеризовалась резким открытием внутреннего рынка для импортной продукции, существенным снижением финансирования НИОКР, ориентацией на использование иностранных инновационных решений и продуктов, а также отсутствием стратегии инновационного развития национальной экономики. В результате смены экономической формации у новых собственников не оказалось стимулов к внедрению инноваций не только в обрабатывающих отраслях промышленности, но
и в нефтегазовой сфере, являющейся столпом отечественной экономики. По сути, в современной России сложилась "инновационно-отторгающая" модель экономики, характерная для последнего периода существования СССР, которая дополнительно усугубляется существенным снижением научно-технического потенциала страны. Например, количество конструкторских бюро, по сравнению с советским периодом, сократилось в 4,6 раза, а НИИ в 8 раз. Среди множества факторов, тормозящих формирование инновационной модели экономического роста, следует выделить: отсутствие законодательного обеспечения и эффективной системы экономических регуляторов, ориентирующих субъекты хозяйственной деятельности на создание и использование инновационной продукции и технологических решений, высокую изношенность промышленного оборудования, устаревшую технологическую структуру, недостаток собственных финансовых ресурсов предприятий при ограниченных возможностях получения "длинных денег" в отечественной банковской системе. К этому перечню можно добавить наличие низкого спроса на инновационные решения и продукты, недостаток квалифицированных кадров новой формации, низкую инновационную активность большинства субъектов рыночных отношений на микро- и мезоуровне.
Прогнозы роста экономики страны в 2006-2010 гг. предполагают преодоление тенденции к ухудшению показателей инновационного развития. По оценкам МЭРТ ожидается, что доля инновационной продукции в общем объёме продаж вырастет с 4,4% в 2005 г. до 15% в 2010 г.
Известно, что бизнес, основанный на инновациях, чрезвычайно дорог и имеет высокие риски. Без поддержки государства в различных формах, о чём свидетельствует опыт ведущих стран, становление инновационно-ориентированной модели
экономики невозможно. Руководство РФ понимает это и уже предприняло ряд шагов направленных на значительное увеличение финансирования инновационных программ и проектов (создание Российской корпорации нанотехнологий, Российской венчурной компании и ряд других направлений). Однако, для того, чтобы деньги и идеи пошли навстречу друг другу, основой новой экономики должен стать механизм частно-государственного партнёрства. В целях достижения его эффективной работы следует определить направления, где партнёрские отношения государства и бизнеса особенно важны, а подчас и незаменимы.
Важность обсуждения широкого спектра проблем развития инновационной политики в России во многом предопределило тематику научно-практической конференции «Государственно-частное партнёрство в инновационных системах», которую 22-23 мая 2007 г. Институт экономики РАН провел совместно с Вольным Экономическим Обществом России и Лигой содействия оборонным предприятиям.
В работе конференции приняли участие более 130 представителей делового сообщества, научные сотрудники, работники высшей школы, а также представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Москвы. В ходе конференции проходила работа пленарного заседания и круглых столов. Для обсуждения было предложено 10 тематических направлений: инновационный вектор промышленной политики России -реальное состояние и перспективы развития; сотрудничество государства и бизнеса как ключевое направление в стратегии перевода экономики на инновационный путь развития; государственно-частное партнёрство в сфере коммерциализации разработок и технологий; взаимодействие бизнеса и ОПК как фактор инновационного развития национальной экономики.
В ходе конференции были проанализированы возможные шаги по нейтрализации препятствий и рисков на пути развёртывания государственно-частных партнёрств в России. Рассмотрены причины возникающих проблем в решении поставленной Президентом РФ задачи перевода экономики на инновационный путь развития. Заслушаны представители организаций, имеющих опыт налаживания эффективных схем партнёрства с целью доведения до коммерческого продукта, готового к введению в экономический оборот, в том числе с привлечением иностранных инвестиций. Рассмотрена практика взаимодействия инновационных центров РАН с предпринимательским сектором.
В приветственном выступлении бывший Премьер-министр РФ, а ныне Президент Национальной Технологической Палаты России И. С. Силаев, дал общую оценку экономического положения страны, акцентировав при этом внимание на проблемах отечественного машиностроения. Автор предложил разработку пятого национального проекта - «Развитие машиностроения России»".
Ведущий пленарного заседания директор Института экономики РАН чл.-корр. РАН Р. С. Гринберг осветил различные точки зрения учёных экономистов на текущую экономическую ситуацию в России вообще и пути решения самых острых вопросов в частности. Проведя анализ этих точек зрения, Р.С.Гринберг отметил, что пока в России отсутствуют основные условия для экономики инновационного типа. Вместе с тем, особенностью России, в отличие от других больших развивающихся экономик (страны БРИК), является наличие доставшегося в наследство от советского периода достаточно масштабного, но недостаточно эффективного национального научного потенциала и наукоёмкого сектора промышленности, которые не могут эффективно использоваться по
причине общей экономической деградации. Это говорит о необходимости проведения в стране инновационной политики лишь как одного из структурных приоритетов, направленного на сохранение и дальнейшее развитие такого потенциала для полномасштабного перехода к экономике инновационного типа.
Однако, формирование инновационной экономики, как особого типа экономического роста, связано с преодолением ряда негативных факторов, которые для современной России принимают фундаментальный характер. Поэтому страна, скорее всего, должна пройти через традиционную промышленную политику, в результате которой должно быть обеспечено восстановление диверсифицированного промышленного потенциала на современной технологической основе. Основное содержание такой политики - создание условий для ускоренного качественного и количественного восстановления и развития обрабатывающих секторов национальной экономики, прежде всего отечественного машиностроения и наукоёмкой промышленности.
Директор ИМЭМО РАН академик А.А. Дынкин сфокусировал своё выступление на анализе опыта государственно-частного партнёрства в инновационной сфере ведущих промышленно развитых стран мира, преимущественно в сфере военных технологий. При этом он подчеркнул, что присущие инновационным системам составляющие в России имеются, за исключением инновационной биржи. Для того, чтобы российская инновационная система эффективно заработала, необходимо
лишь «сломать институциональный барьер между государственным и предпринимательским секторами». А. А. Дынкин также отметил, что в России наиболее развито государственно-частное партнёрство в военно-технической сфере, что, впрочем, характерно для многих развитых
стран. Однако, учитывая позитивный опыт развитых стран, в России ещё предстоит наладить систему обмена технологиями двойного использования между военным и гражданским секторами экономики.
Директор венчурного фонда ОАО «Альянс Росно. Управление активами» М.В. Шеховцов отметил высокую рыночную привлекательность инновационного потенциала России. По приведённым в его выступлении данным Россия всё ещё занимает второе место в мире после США по численности персонала, занятого в НИОКР, - 1 млн. человек (в США -1млн.100тыс.). Рост рынка информационных технологий в нашей стране в 2006 г. составил 200%. Для сравнения в США-5%, Западной Европе - 4%, Японии - 1%. Высокий интеллектуальный потенциал России оценили многие мировые лидеры технологического рынка, которые открыли здесь свои исследовательские отделы и инженерные центры. Это такие компании как Samsung, Xerox, Intel, IBM, SUN, Boeing, Airbus, Microsoft.
Председатель научного центра РАН в Черноголовке академик С.М. Алдошин подчеркнул, что развитие инновационной системы в России сдерживает отсутствие закона "О передаче технологий", который хотя и разработан, однако до сих пор не принят. Российское законодательство не способствует коммерциализации технологий, разработанных в РАН, а её институты не заинтересованы в продаже лицензий. Кроме того, С.М. Алдошин отметил, что идея наукоградов практически исчерпала себя. Сам по себе статус наукограда ничего не даёт с точки зрения развития инновационного бизнеса. Гораздо эффективнее, в этом смысле, технологические парки. Тем не менее, с принятием в марте нынешнего года новой редакции Устава, Российская академия наук получает право создавать негосударственные структуры, необходимые для трансферта технологий.
Независимый член Совета директоров АФК «Система» профессор Н.В. Михайлов рассказал о современном форсайте как способе снижения рисков. Докладчик отметил, что для бизнеса важна не только прибыльность, но и степень риска от вложения капитала. Здесь существует три проблемы: высокая сложность управляемых объектов; материальное производство становится уже не основным (основное -знания); всё в большей степени проявляют себя явления сетевой экономики, появляются "виртульные предприятия".
Вице- президент Лиги содействия оборонным предприятиям, научный руководитель некоммерческой организации «Группа реализации проектов «Информ-Экспертиза» В.А. Рубанов в своём выступлении отметил, что в государственной политике ряда развитых стран были реализованы разработки американского экономиста Й. Шумпетера. Он статистически проверил и развил основные идеи теории циклов Н. Кондратьева, доказавшего существенную связь экономических циклов с инновациями. Инновационная политика стала системообразующим фактором в макроэкономике и геополитике. Инновационная организация деятельности в противовес спонтанным новшествам перевела мир на качественно новую, "постиндустриальную' ступень развития. Вместе с тем В.А. Рубанов предостерёг от излишнего увлечения распространившегося в последнее время в России положения о том, что прорыв в распространении высоких технологий и реализации инновационной политики в целом может быть осуществлён силами малых предприятий. (Сторонники данной концепции в качестве главного аргумента приводят тот факт, что подавляющая часть продукции фирмы Microsoft производится работающими с ней мелкими фирмами). Докладчик отметил, что на 1 долл. продукции собственно Microsoft приходится 3 долл. продукции связанных с ней
мелких фирм. Однако, этих 3 долл. не было бы, если бы не возможности и потенциал головного генератора идей - компании Microsoft. Для прогресса нужны крупные предприятия. Мелкий бизнес данной проблемы решить не в состоянии, его роль всегда вспомогательная.
Выступающие говорили о наиболее характерных особенностях в деятельности по коммерциализации инноваций, недостаточном финансировании на ранних стадиях развития инновационных компаний и недостатке квалифицированных инновационных менеджеров. По мнению участников конференции, государство должно обращать внимание и на такие аспекты, как слабая защита миноритарных акционеров, неопределённость статуса бизнес-ангелов в органах государственной власти и в общественном сознании - как участника (игрока) экономического процесса по созданию инновационного продукта.
В ходе обсуждения проблем инновационной деятельности предприятиями и компаниями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) участниками конференции отмечалось, что Россия обладает многими видами современного оружия, не уступающего мировым аналогам. Продукция ОПК продаётся в 61 страну. В 2006 г. экспорт вооружений и военной техники достиг 6,5 млрд. долл., а в 2007 г., как ожидается, он может превысить 7 млрд. долл. Текущий портфель экспортных заказов растёт и достиг 28 млрд. долл. Всё это позволяет России быть в четвёрке крупнейших мировых экспортёров военной техники.
Однако эти достижения не должны скрывать накопившиеся в ОПК серьёзные проблемы. Необходимо техническое перевооружение предприятий обороннопромышленного комплекса (износ основных фондов - 70%), сохранение и развитие критических технологий, часть которых утеряна, требуют решения проблемы банкротства организаций ОПК, сохранения и
улучшения кадрового потенциала. Угрожающая ситуация и с качеством продукции отдельных производств. Показатель технической новизны продукции в ОПК в два раза отстаёт от ЕС, США. Кроме того, отмечали выступавшие, сегодня и в гражданской продукции, и в продукции государственного оборонного заказа доля иностранной компонентной базы (электронная начинка изделий) составляет от 60 до 70%. По сути, речь идёт уже о технологической, информационной безопасности России, электронная промышленность которой находится в глубоком структурном и технологическом кризисе.
Сами оборонные предприятия без помощи государства с процессом модернизации самостоятельно не справятся: по экспертным оценкам на цели технологического перевооружения ОПК необходимо около140 млрд. руб. в год. Сейчас же на эти цели тратится в пять раз меньше.
В то же время организации ОПК должны стать более восприимчивыми к условиям рынка, нужны профессиональные менеджеры. Требуется качественно изменить структуру производства, взяв за основу конкурентоспособную и востребованную рынком гражданскую продукцию и продукцию двойного назначения. В ОПК необходимо создание специальных структур, выполняющих роль коммерческих
посредников, в том числе, по обеспечению интересов государства в лице государственных заказчиков при введении в хозяйственный оборот результатов хозяйственной деятельности, полученных за счёт средств федерального бюджета. Выступавшие отмечали, что не формальная, а реализуемая на основе государственно-частного партнёрства инновационная политика способна обеспечить преодоление кризисных явлений в ОПК, обеспечить его структурную перестройку и расширить рынок оружия за счёт конкурентоспособной продукции.
В заключительном слове заместитель директора Института экономики РАН д.э.н., С.Н. Сильвестров отметил, что в целях активизации инновационной деятельности в России сегодня необходимо сосредоточить главные усилия на создании соответствующей нормативно-правовой базы. Это способствовало бы эффективному использованию дополнительных стимулов для развёртывания частно - государственного партнёрства и привлечения инвестиций в научно-технологический процесс.
В. Губарев, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН