Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА'

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ПЛАНОВО-РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД / LONG-TERM PERIOD / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА / ROLE OF THE STATE / PLANNED AND MARKET ECONOMV / AGROBUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казиханов А.М.

В статье рассматриваются различные аспекты формирования стратегии инновационного развития АПК на современном этапе. Усилия, направленные на модернизацию экономики, дают положительные результаты, но сталкиваются со слабым спросом на инновации. Сложились две тенденции: падение интереса к рискованным инвестициям и замораживание капитала в иностранных ценных бумагах. Необходим поиск новых концептуальных подходов к формированию стратегии АПК. Производство в АПК должно быть организовано таким образом, чтобы рационально использовать ограниченные ресурсы. Вместе с тем идет процесс расслоения товаропроизводителей, который ярко проявляется на современном этапе. В этих условиях рыночная экономика оказалась наиболее эффективной, что привело к формированию товарной стратегии. Последнюю следует отличать от политики предприятия. Стратегия носит более широкий и фундаментальный характер. Современная экономика порождает новые отношения, адекватные современному уровню развития производительных сил. Следует ускорить переход к социально ориентированной экономике. Для этого необходимы новая стратегия, ориентированная на долгосрочный период, отход от рыночного фундаментализма и переход к планируемой рыночной экономике. Нами предлагаются основные принципы такого перехода и решение трех основных проблем - «трех китах», лежащих в основе современной инновационной стратегии АПК. Определены первоочередные задачи, даны практические рекомендации для их ускоренного решения. Доказывается необходимость возрождения приоритетного развития крупного производства, способного финансировать внедрение в производство инноваций. Не менее важно в современных условиях развитие частногосударственного партнерства, которое в Республике Дагестан имеет свою историю и специфику. Акцентируется внимание на необходимости создания эффективной правовой базы частногосударственного партнерства и усиления роли государства в экономике. Предлагаются конкретные меры по усилению роли государства в экономике с учетом зарубежного опыта. Дана статистика соотношения доли техники и производимой продукции на предприятиях АПК, подтверждающая сохранение тенденции сокращения финансирования технической оснащенности АПК на уровне России и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agrobusiness innovation development problems of a region

The article discusses various aspects of the formation of the strategy of innovative development of the agricultural sector at the present stage. Efforts to modernize the economy have yielded positive results, but are hampered by weak demand for innovation. Two trends have been formed: the decline of interest in risky investments and the freezing of capital in foreign securities. It is necessary to search for new conceptual approaches to the development strategy of the agricultural sector. Production in agriculture should be organized in such a way as to make rational use of limited resources.However, the process of stratification producers is manifesting itself at the present stage. In these conditions, the market economy has proven to be most effective, which led to the formation of product strategy. The strategy should be distinguished from the policy company. The strategy is broader and more fundamental. Modern economy generates new relationships, adequate to the current level of development of productive forces. We need to accelerate the transition to a socially oriented economy, which requires a new strategy focused on long-term period and a shift away from market fundamentalism and the planned transition to a market economy. We suggest basic principles of this transition and the solution to three main problems - the "three pillars" underpinning modern innovation strategy of agrarian business. The article justifies the necessity of reviving priority development of large enterprises capable of financing the implementation of production innovations. Development of private-public partnership should not be underestimated as it has its own history and specifics in the Republic of Dagestan. Attention is focused on the need for an effective legal framework for private-public partnerships and the role of government in the economy. Specific measures are proposed to strengthen the role of the state in the economy, taking into account the use and foreign experience. The statistics is given on the ratio between machinery and manufactured products at the enterprises of agroindustrial complex, confirming that the trend of reducing funding for agrarian technical equipment in Russia and the region still holds.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА»

УДК 338.43:332 (470.67) А.М. Казиханов

Проблемы инновационного развития АПК региона

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; cool.kazikhanov@mail.ru

В статье рассматриваются различные аспекты формирования стратегии инновационного развития АПК на современном этапе. Усилия, направленные на модернизацию экономики, дают положительные результаты, но сталкиваются со слабым спросом на инновации. Сложились две тенденции: падение интереса к рискованным инвестициям и замораживание капитала в иностранных ценных бумагах. Необходим поиск новых концептуальных подходов к формированию стратегии АПК. Производство в АПК должно быть организовано таким образом, чтобы рационально использовать ограниченные ресурсы. Вместе с тем идет процесс расслоения товаропроизводителей, который ярко проявляется на современном этапе. В этих условиях рыночная экономика оказалась наиболее эффективной, что привело к формированию товарной стратегии. Последнюю следует отличать от политики предприятия. Стратегия носит более широкий и фундаментальный характер. Современная экономика порождает новые отношения, адекватные современному уровню развития производительных сил. Следует ускорить переход к социально ориентированной экономике. Для этого необходимы новая стратегия, ориентированная на долгосрочный период, отход от рыночного фундаментализма и переход к планируемой рыночной экономике.

Нами предлагаются основные принципы такого перехода и решение трех основных проблем - «трех китах», лежащих в основе современной инновационной стратегии АПК. Определены первоочередные задачи, даны практические рекомендации для их ускоренного решения. Доказывается необходимость возрождения приоритетного развития крупного производства, способного финансировать внедрение в производство инноваций. Не менее важно в современных условиях развитие частногосударственного партнерства, которое в Республике Дагестан имеет свою историю и специфику. Акцентируется внимание на необходимости создания эффективной правовой базы частногосударственного партнерства и усиления роли государства в экономике. Предлагаются конкретные меры по усилению роли государства в экономике с учетом зарубежного опыта. Дана статистика соотношения доли техники и производимой продукции на предприятиях АПК, подтверждающая сохранение тенденции сокращения финансирования технической оснащенности АПК на уровне России и региона.

Ключевые слова: регион, инновации, планово-рыночная экономика, долгосрочный период, роль государства.

Переход на инновационную экономику привел к изменениям экономических отношений как в экономике в целом, так и в отдельных ее направлениях. Появились ростки новых отношений. Возникла необходимость распознать, оценить и сделать выводы прогностического характера. Усилия, направленные на модернизацию российской экономики, уже дают положительные результаты, но на современном этапе экономика сталкивается со слабым спросом на инновации. Продолжающаяся тенденция роста экспорта энергоресурсов с его высокими прибылями не способствует тому, чтобы собственники капитала отказались от нее ради рискованных инвестиций в новые технологии. Имеет место и другая тенденция. Средства собственников энергоресурсов замораживаются в зарубежных ценных бумагах, лишая национальную экономику ресурсов для финансирования инновационного развития. Переломить ситуацию возможно и необхо-

димо, на наш взгляд, путем формирования новой стратегии развития реального сектора экономики.

Цель статьи - обоснование необходимости ускоренного перехода на новую стратегию инновационного развития АПК региона, ориентированного на долгосрочный период, и выработка новых подходов, адекватных такой стратегии с учетом особенностей региона.

Анализ развития рыночных отношений в регионе показывает, что на современном этапе необходим поиск новых концептуальных подходов к формированию стратегии развития аграрного сектора и АПК. Проблема аграрного сектора сегодня является не столько социальной проблемой общества, сколько экономической, которая ведет, в конечном счете, к снижению производительности труда в экономике реального сектора. Аграрная политика страны сегодня могла бы сделать некоторые шаги по поддержанию наметившегося роста в данном секторе экономике. Так, за 2000-2012 гг. затраты на 1 рубль сельскохозяйственной продукции в аграрных регионах страны сократились по разным оценкам примерно на 30 % [14]. Аналогичное положение и по расходам энергоресурсов. Сегодня предприятия аграрного сектора обладают самостоятельностью в организации производства и реализации. Но оно не свободно от рынка, от его жестких требований. Обладая самостоятельностью, предприятие берет на себя ответственность за результаты осуществляемой деятельности. Производство должно быть организовано таким образом, чтобы рационально использовать ограниченные природные ресурсы, не загрязнять окружающую среду, не нарушать правила безопасности производства и требования по защите здоровья его работников. Вместе с тем идет процесс расслоения товаропроизводителей, который является объективной реальностью, он закономерен. И эта закономерность выпукло проявляется на современном этапе. В ходе развития товарно-денежных отношений шло первоначальное накопление капитала, которое, по образному определению К. Маркса, вписано в историю человечества «пламенеющим языком огня и меча» [13]. Товарные отношения здесь пронизывают все сферы общественного хозяйства, а товар превращается, как писал К. Маркс, в его элементарную «клеточку». Прямые связи сменяются всеобщей опосредованной связью: «производство -обмен - потребление». При развитом товарном производстве товарами становятся не только продукты труда, но и факторы производства, в т. ч. и рабочая сила. Рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной. Производители и потребители товаров находят друг друга без всякого вмешательства извне, общаясь между собой на языке цен. Формируется товарная стратегия аграрного производства как единый процесс. Стратегия - совокупность взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления использования ресурсов и усилий предприятия по реализации его миссии.

В нашем подходе стратегия рассматривается как органическое единство целей и средств их реализации. Другой подход к определению понятия стратегии основан на синтезе стратегии, на базе отдельных стратегических решений. Связь стратегии с миссией здесь не подчеркивается, а основное внимание уделяется полноте и непротиворечивости системы решений.

Наконец, третий подход представлен различными комбинированными вариантами. В конечном итоге при любом подходе, реализованном с достаточной последовательностью, содержание стратегии должно быть одним и тем же. Отметим, что «стратегическими» последствиями могут быть весьма различные решения, касающиеся номенклатуры и объемов производства, отношений с поставщиками и потребителями, со-

циального развития, оплаты труда и других сфер деятельности аграрного предприятия. Принятие нестратегических оперативных решений без опоры на стратегические установки лишает оперативные решения обоснованности и последовательности.

Стратегию предприятия следует отличать от политики предприятия. Политика аграрного предприятия определяет провозглашаемые намерения организации. Она призвана ориентировать процесс принятия решений в нужном для стратегии направлении. Поэтому понятие «стратегия» носит более широкий и фундаментальный характер, чем понятие «политика». По содержанию стратегия предприятия должна охватывать решения в области структуры и объемов сельскохозяйственного производства, поведения хозяйств на аграрных рынках, стратегические аспекты функционирования в системе регионального АПК.

Товарную стратегию мы рассматриваем как совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество товарной продукции в отрасли, и способы поведения предприятия на аграрном рынке. Товарная стратегия включает в себя две большие группы решений: решения, касающиеся непосредственно самой товарной продукции, и решения, касающиеся действий предприятия по реализации этой продукции. При наличии определенных сдвигов в развитии АПК и роста отдельных отраслевых показателей доля импорта продовольствия до последнего времени продолжала оставаться высокой, что свидетельствовало о серьезных недостатках в функционировании АПК (доля импорта в 2005-2010 гг. составила 75-85 %) [14].

Располагая большими природными ресурсами, Россия все еще остается не обеспеченной собственным продовольствием. Высокий уровень импорта продовольствия обусловливает наличие проблемы продовольственной безопасности. Сказываются организационное несовершенство и недостаточная управляемость АПК. Для надежного повышения эффективности АПК необходимо устранить сырьевой приоритет отрасли и больше ориентировать предприятия на выпуск готовой, законченной продукции, объединить производство сырья и его переработку в единой организационной структуре не декларативно, а реально, проведя кардинальные организационные меры. Таким образом, формируется основная задача управления экономикой - устойчивое обеспечение потребностей общества собственной продовольственной продукцией [19]. Целесообразно начать в отдельном регионе с тем, чтобы его опыт использовать на других территориях. При этом можно использовать научные силы региона, их разработки и предложения по совершенствованию социально-экономической политики. Определенным потенциалом располагает, например, Республика Дагестан, в которой сосредоточены достаточные неиспользуемые площади и рабочая сила, опыт ведения хозяйства и научные силы, необходимые для организации дел на основе инновационного развития [7].

Другой не менее важной современной проблемой развития экономической системы на уровне социально-экономических отношений является изменение этих отношений, обусловленное современным развитием производственных сил. Между тем все основные направления экономической системы признают закономерную связь между изменениями в производительных силах и экономических отношениях. Разумеется, связь эта не жесткая. Современная экономика порождает новые отношения в точности адекватные уровню развития производительных сил. Здесь речь идет об агентских отношениях со свойственным им противоречием - между оппортунистическим поведением принципала и агентскими издержками.

Объективная логика экономического развития требует перехода к другим отношениям. Каким? В рамках принципал - агентских отношений практикуются бонусы.

Даже самое умелое их построение означает лишь частичное разрешение противоречия в рамках прежних отношений. К тому же решение о введении бонусных поощрений принимает сторона, обладающая экономической властью. Другая сторона в этом плане бесправна. Потому не все субъекты, обладающие экономической властью, принимают решения о бонусных поощрениях. Следовательно, встает задача перехода к иным отношениям, исключающим экономическую власть одних и зависимость других. Прежде всего напрашиваются отношения партнерства, когда добавочный доход, полученный от инновационной деятельности агентства, делится в определенных пропорциях теперь уже не между принципалом и агентом, а между партнерами. Количественное соотношение пропорций раздела дополнительного дохода является тогда результатом расчетов и переговоров между равноправными партнерами.

Если вчерашний агент включает и свои ресурсы, которые могут быть накоплены из заработной платы за определенный период, в реализацию предпринимательского проекта, то и отношения приобретают форму партнеров-совладельцев. Не увольнение разоблаченного инноватора, а преодоление архаичных для инновационной деятельности отношений наемного труда и переход к новым отношениям партнерства, или совладения, выгодны и оптимальны для сторон, участвующих в экономическом процессе. В рамках новых отношений происходит преодоление безвозмездного присвоения чужого неоплаченного труда на основе экономической власти одних и экономической зависимости других. Важно то, что происходит это на основе технического прогресса, высшего образования и квалификации, т. е. на переднем крае развития экономики. Модернизация экономики на основе инноваций способствует утверждению новых отношений соучастия в общественном производстве. Конечно, речь идет лишь о первых признаках заявления и утверждения принципиально новых отношений, которые лягут в основу нового социально-экономического устройства общества.

Трансформация экономики России продолжается, достигнуты значительные успехи. Позитивные перемены очевидны: ликвидирован дефицит товаров и услуг, формируется предпринимательский класс, исчезают иждивенчество и уравнительность в распределении доходов, четко обозначен прогресс в дисциплине труда. Функционируют институты рыночной экономики - коммерческие институты, основные виды рынков, биржи, антимонопольная служба и т. д. Вместе с тем следует признать, что отрицательные последствия рыночных преобразований все еще преобладают над успехами. Экономическое развитие России по основным показателям еще не достигло уровня 1991 г. Сохраняются энерго-сырьевая ориентация экономики, низкий уровень эффективности, слабое развитие инновационных технологий, отставание в науке, образовании и в качестве жизни. Требуются существенные изменения в модели экономического развития, корректировка рыночного механизма в направлении усиления социальной составляющей экономики. Необходимо ускорить переход к социальноориентированной экономике на основе национальной экономики. При этом основным критерием макроэкономической политики должны быть не только комбинативные показатели роста ВВП, но и качественные, отражаемые в развитии человеческого потенциала, технологии НТП и экологии. Необходимы стратегия, ориентированная на долгосрочный период, отход от рыночного фундаментализма и переход к планируемой рыночной экономике на основе:

1) опережающего развития реального сектора национальной экономики;

2) ориентации на развитие человеческого потенциала;

3) обеспечения трудовой и творческой мотивации.

Это создает предпосылки для эффективного действия механизмов рыночного саморегулирования в рамках индикативного планирования в стратегических отраслях национальной экономики на основе проведения активной промышленной и аграрной политики; снижения налогов и процентов по кредитам для отраслей реального сектора; участия работников в контроле и управлении на предприятиях всех форм собственности; формирования системы социальных и экологических нормативов; сокращения трансакционных издержек и занятости в посреднической деятельности.

В области развития стратегических отраслей национальной экономики на уровне регионов можно выделить три проблемы, требующие своего решения:

1. Развитие внутреннего рынка, например, за счет преимущественного развития традиционных отраслей региона. Это позволит достичь двух целей: развития местного производства и увеличение доходов, что повысит платежеспособный спрос на продукцию. Здесь же необходимы и меры по защите местного рынка.

2. Импортозамещение посредством освоения производства средств производства для аграрного сектора на базе местных предприятий машиностроения.

3. Инновационное развитие аграрного сектора национальной экономики.

Таким образом, сегодня можно говорить о «трех китах», лежащих в основе современной инновационной стратегии аграрного сектора национальной экономики и АПК в частности:

1) развитие товарной стратегии;

2) развитие и совершенствование отношений партнеров-совладельцев;

3) переход к стратегии планово-рыночной экономики.

В документах, регламентирующих инновационные стратегии АПК страны и регионов, рассматриваются лишь общие вопросы развития инноваций. Нет анализа финансирования и обновления технической базы за счет отечественной техники. Недостаточно разработана и система показателей инновационного развития регионов и отраслей, а инновации в АПК, например в регионах, вообще не представлены в статистике. Вместе с тем во многих регионах с развитым аграрным сектором наблюдается незначительный рост эффективности производства и производительности труда, который, естественно, является результатом внедрения инноваций. К этим регионам относится и Республика Дагестан, где затраты на 1 рубль продукции АПК сократились в среднем на 25 % [20]. Если учесть, что предприятия АПК в основной массе небольшие, то приобретение новых технических средств инновационной направленности возможно на базе развития отношений партнеров-совладельцев, что позволит увеличить и объемы инвестиций. Хотя здесь есть и свои проблемы: высокие кредитные ставки, низкая рентабельность и эффективность производства, которые являются результатом низких объемов инвестиций. Решение обеих проблем на современном этапе видится в развитии инновационного процесса на основе увеличения спроса и предложения на отечественные инновации, что требует создания системы институтов инновационного развития, которых еще нет. На решение этих проблем должна быть направлена стратегия инновационного развития.

При этом необходимо вначале определиться, на что ориентироваться: на производство средств производства в собственной стране или регионе или на импорт из других стран. Очевидно, что первый вариант должен быть приоритетным с помощью финансирования отечественных машиностроительных предприятий, которые в силу известных причин практически не загружены, т. е. речь идет о необходимости активизации импортозамещения. Также необходимо определить стратегический потенциал от-

раслей АПК, которые реально могут выйти и на мировой рынок. В Республике Дагестан этими отраслями могли бы быть виноградарство и виноделие, консервная промышленность и машиностроение для аграрного сектора экономики. Из этого вытекают первоочередные задачи, на решение которых должна быть направлена стратегия инновационного развития АПК, такие, как:

1. создание институтов инновационного развития;

2. повышение роли прикладных наук и исследований;

3. создание условий для стабильного роста рентабельности производства как основы роста потенциала спроса на инновации;

4. выработка мер по поддержке отраслей машиностроения региона, производящих средства производства для АПК.

Решение этих задач предполагает улучшение финансирования и усиление планирования инновационных процессов. Требуется выработка программы инновационного развития, которая субсидируется государством (до 50 % стоимости), программы производства отечественных средств производства для АПК, создание фонда финансирования инноваций в АПК и направление в него (в виде надбавки к цене) 1 % от розничной стоимости продукции. Для ускоренного перехода к принципам планомерности в рамках планово-рыночной экономики на уровне региона необходимо:

1. обеспечить субсидирование до 50 % стоимости передовых технологий;

2. определить перечень рекомендуемых к внедрению передовых технологий в базовых отраслях АПК, которые будут поддерживаться с помощью субсидий;

3. повысить эффективность инновационных процессов в АПК региона на основе роста потенциала спроса на отечественные инновации

Из сказанного следует, что для решения этих задач стратегия развития АПК должна быть ориентирована на развитие крупного производства, способного финансировать внедрение в производство инноваций.

Важное место в стратегии инновационного развития будет занимать развитие частно-государственного партнерства (ЧГП) на основе отношений партнеров-совладельцев, которые позволят полнее учесть особенности региона, такие, как природно-климатические различия, уровень инновационного развития АПК, степень развитости института инновационного развития, позиция руководства региона к проблемам инновации, отраслевая структура АПК и др., которые должны быть учтены при разработке стратегии инновационного развития.

ЧГП в Республике Дагестан имеет давнюю историю, с его использованием был построен канал Октябрьской революции в начале 30-х годов. Привлечение частных инвестиций на современном этапе стало необходимым инструментом для реализации запланированных приоритетных проектов. В настоящее время существует ряд проблем в развитии ЧГП в России: отсутствие стимулов развития ЧГП у местных органов власти, не определен статус ЧГП, недостатки федерального закона о концессионных соглашениях и других законодательных актов. Для начала необходимо обеспечить формирование законодательной базы ЧГП. Для этого необходимо:

1. определить полномочия органов местного самоуправления и дать возможность местным органам самостоятельно решать вопросы заключения соглашения о ЧГП;

2. придать соглашениям о ЧГП юридическую силу со всеми вытекающими последствиями;

3. определить права собственности на объекты соглашения о ЧГП.

И, наконец, о роли государства в экономике. Ограничение влияния государства в реальном секторе экономики привело к ряду негативных последствий. Спад производства в экономике в целом и в АПК в частности привел к резкому падению доли современных технологий и старению производственных фондов. Реальность такова, что промышленность и аграрный сектор экономики оказались в полной зависимости от импорта техники и технологий, сырьевая структура экономики еще больше усилилась. Резко упали инвестиции в реальный сектор, в то время как поток денег в оффшоры возрос. Ширится влияние иностранного капитала на сырьевые отрасли экономики. Общепризнанным фактором является неэффективно проведенная приватизация, одним из результатов которой является низкая эффективность работы предприятий всех форм собственности. На рынках так и не создана конкурентная среда. Растет имущественное расслоение в обществе. Все это обуславливает необходимость принятия кардинальных мер по изменению роли государства в экономике и сфере действия рыночных механизмов. Этими мерами, на наш взгляд, могли бы быть:

1. более широкое использование аренды государственного имущества, концессия

и др.;

2. национализация предприятий стратегических отраслей национальной экономики;

3. повышение оплаты труда до уровня, обеспечивающего расширенное воспроизводство рабочей силы, для уменьшения расслоения в обществе;

4. отказ от использования механизма рыночной экономики в стратегических, базовых отраслях экономики и перевод их в систему централизованного планирования;

5. использование опыта функционирования планово-рыночной экономики зарубежных стран (например, Франции).

Реализация этих мер привела бы к укрупнению предприятий, повышению их эффективности и формированию нового механизма сочетания планирования и рынка. Известно, что основу рыночной экономики составляет крупная промышленность. Такого мнения придерживаются такие известные экономисты, как А. Маршалл, Дж. Гэлбрейт и др. Однако последовавший процесс развития предприятий в ходе реформ и их негативные последствия очевидны. Этот процесс наиболее наглядно проявил себя в АПК республики, что в перерабатывающем секторе привело практически к свертыванию переработки плодового сырья в горной части территории республики. Если бы сохранили государственную собственность предприятий АПК и соответственно крупные предприятия, то легко было бы направить их деятельность на обеспечение интересов республики. На современном этапе в малых предприятиях АПК республики доля техники не превышает 5-6 % материальных активов, хотя они производят около 85 % продукции, но с большими затратами труда и низкой эффективностью. Сегодня степень внедрения инноваций в АПК России не превышает 4-6 % (в Европейских странах - 30-40 %) [7]. Объем государственных средств на научные и прикладные исследования после 1990 года сократился более чем в 3 раза [20]. Сохраняется тенденция сокращения финансирования технической оснащенности АПК на уровне России и регионов. Не менее важен для Республики Дагестан и другой аспект - пространственное размещение населения, что позволило бы остановить отток населения с гор на равнину. К этому следует добавить и то, что крупные предприятия имеют очевидные преимущества в осуществлении технического прогресса и его внедрении.

Литература

1. Боговиз А. Совершенствование государственного и рыночного регулирования АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2006. - № 6. - С. 7-9.

2. Бондаренко Л. Проблемы развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 12. - С. 24.

3. Вальтер О.Э., Манзен М.А. Оценка инвестиционных проектов в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 3. - С. 20

4. Гордеев А. Агропроизводство набирает темпы // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 2. - С. 22.

5. Дохолян С.В., Эмиргамзаев Д.Г. Стратегические направления устойчивого высокоэффективного аграрного производства // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2012. - № 3. - С. 120.

6. Казиханов А.М. инновационная экономика и общественная форма труда // Вестник ДГУ. - 2013. - Вып. 5. - С. 30-32.

7. Казиханов А.М. Формирование современной стратегии АПК // Региональные проблемы преобразования экономики. ДНЦ РАН ИСЭН. - 2011. - № 2. - С. 117-120.

8. Калмыков Ю. Регулирование экономики (опыт Франции) // Плановое хозяйство. - 1990. - № 9. - С. 102.

9. Камилова П.Д. Региональная аграрная политика: теория, методология, опыт. -М.: Экономика, 2007. - С. 244.

10. Круглов Н.А. Стратегия пропорционального развития регионального АПК // АПК: экономика, управление. - 2008. - № 3. - С. 20-25.

11. Круглов Н.А. Стратегия пропорционального развития регионального АПК // АПК: экономика, управление. - 2014. - № 4. - 15-17.

12. Куракин С.Г. О разработке концепции формирования региональной системы стратегического планирования в АПК. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 10. - С. 10-13.

13. Магомедов А.М., Бучаев А.Г. Повышение эффективности использования сельскохозяйственного потенциала региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 2. - С. 25.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 21. - С. 25-170.

15. Оглоблин Е., Санду И. Организационные основы инновационной деятельности в АПК // АПК: экономика, управление. - 2003. - № 1. - С. 26-31.

16. Пулатов З.Ф. Рациональное использование земли - основа устойчивого развития сельского хозяйства и решения продовольственной проблемы // Региональные проблемы преобразования экономики. ДНЦ РАН ИСЭН. - 2013. - № 2. - С. 155-162.

17. Сельское хозяйство Дагестана. Министерство сельского хозяйства Дагестана. -Махачкала, 2012.

18. Статистические материалы развития агропромышленного производства России. - М., 2013.

19. Шарипов Ш.И. Рыночная трансформация аграрного сектора Дагестана. - Махачкала: ООО «Планета - Сервис», 2007. - С. 180.

20. Юнусова П.С. Инновационное развитие АПК как инструмент мобилизации ресурсного потенциала // Региональные проблемы преобразования экономики. ДНЦ РАН ИСЭН. - 2013. - № 3. - С. 170-173.

Поступила в редакцию 25 июня 2015 г.

UDC 338.43:332 (470.67)

Agrobusiness innovation development problems of a region A.M. Kazikhanov

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; cool. kazikhanov@mail. ru

The article discusses various aspects of the formation of the strategy of innovative development of the agricultural sector at the present stage. Efforts to modernize the economy have yielded positive results, but are hampered by weak demand for innovation. Two trends have been formed: the decline of interest in risky investments and the freezing of capital in foreign securities. It is necessary to search for new conceptual approaches to the development strategy of the agricultural sector. Production in agriculture should be organized in such a way as to make rational use of limited resources.However, the process of stratification producers is manifesting itself at the present stage. In these conditions, the market economy has proven to be most effective, which led to the formation of product strategy. The strategy should be distinguished from the policy company. The strategy is broader and more fundamental. Modern economy generates new relationships, adequate to the current level of development of productive forces. We need to accelerate the transition to a socially oriented economy, which requires a new strategy focused on long-term period and a shift away from market fundamentalism and the planned transition to a market economy. We suggest basic principles of this transition and the solution to three main problems - the "three pillars" underpinning modern innovation strategy of agrarian business. The article justifies the necessity of reviving priority development of large enterprises capable of financing the implementation of production innovations. Development of private-public partnership should not be underestimated as it has its own history and specifics in the Republic of Dagestan. Attention is focused on the need for an effective legal framework for private-public partnerships and the role of government in the economy. Specific measures are proposed to strengthen the role of the state in the economy, taking into account the use and foreign experience. The statistics is given on the ratio between machinery and manufactured products at the enterprises of agroindustrial complex, confirming that the trend of reducing funding for agrarian technical equipment in Russia and the region still holds.

Keywords: region, innovations, long-term period, planned and market economv, role of the state, agrobusiness.

Received 25 June, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.