Проблемы инновационного преподавания гуманитарных дисциплин в вузе
Алексеенко Ольга Ивановна,
кандидат исторических наук, доцент, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, [email protected]
Даниленко Татьяна Валентиновна,
кандидат философских наук, доцент, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, [email protected]
В статье актуализируется проблематика внедрения инноваций в процесс преподавания гуманитарных дисциплин в вузе. Авторы рассматривают данную проблему на основе выявления имеющихся прогрессивных перспектив инноваций методологического характера, а также выявления проблем в использовании инновационных методов преподавания данных дисциплин в вузе. В связи с этим целью статьи стало выявление проблем, связанных с инновационным преподаванием гуманитарных дисциплин в вузе. Задачи: 1) определить тенденции методологических трансформаций в образовании; 2) дать краткую сравнительную характеристику российского образования в периоды существования знаниево-просветительской и инновационной образовательных парадигм; 3) раскрыть положительные и отрицательные стороны внедрения инновационных методов преподавания гуманитарных дисциплин в вузе - истории, философии, социологии; 4) обосновать функции гуманитарного знания для современного специалиста; 5) показать значимость совокупного использования традиционных и инновационных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин. Методы: теоретического анализа, сравнительного анализа, синтез-вычленения структур. Результаты. Авторы раскрывают культу-рообразующий и образовательный потенциал гуманитарных дисциплин в процессе обучения в вузе и значение его сохранности, что предопределяет внимательное отношение к выбору методологии преподавания дисциплин данной направленности. В статье раскрыты прогрессивные тенденции и перспективы внедрения в процесс преподавания инновационных технологий, а также показана эскалационная значимость сохранения ряда аспектов традиционной методологии. Ключевые слова: преподавание гуманитарных дисциплин, студенты вуза, инновационные и традиционные методы, проблемы и перспективы, образовательная парадигма, специфика процесса обучения.
о
Е
£
СП
0
(Ч 1Л
01 г
Тенденции достаточно динамичных инновационных трансформаций в сфере образования предопределяют на сегодняшний день постоянный пересмотр дидактико-методологических оснований преподавания различных дисциплин в вузе. Европеизация российского образования, которая однажды уже имела место в эпоху правления Петра I, обусловила резкий «слом» традиционной образовательной модели с перспективами достижения лучшего будущего, несмотря на то, что российское государство осуществляло достаточно мощное воспитание высокообразованных кадров в профессиональных областях любой направленности.
В свое время М.В. Ломоносов, как и сам Петр I, испытывали беспокойство по поводу повсеместного вхождения европейских языков и европейской культуры в различные сферы жизнедеятельности общества и государства, пытаясь взять от иностранных государств все только полезное для России, предотвратив повсеместное «засилье» европейскими образцами (быта, образования, культуры, языка и др.). Для этого российскими учеными прикладывалось много усилий, чтобы сохранить самобытность российского менталитета, помножив его на европейскую полезность. Удержание специфики национальных традиций на протяжении многих лет сделало Россию сильной и могучей державой.
Конечно же, страна не миновала ряда кризисных ситуаций, связанных, например, и с высшим образованием (в свое время к началу 90-х годов прошлого столетия государство испытало кризис своеобразной «затоваренности» кадрами с высшим образованием, предопределив тем самым снижение его качества). Тем не менее, российская система образования считалась одной из самых лучших в мире. Высокий качественный уровень отечественного образования обусловливала и гуманитарная составляющая, которая на сегодняшний день имеет ряд проблематичных ситуаций, связанных с концепций дидактико-методологической инноватизации образовательной сферы.
Вхождение государства в Болонский процесс и интеграция в европейскую систему образования предвосхитила в российских высших учебных заведениях форсированную реализацию в отечественной образовательной системе моделей западного образца, что привело и к глобальным трансформациям методологических принципов и механизмов преподавания, к которым, с одной
стороны, не все образовательные учреждения были готовы, а, с другой, ряд учебных дисциплин не могли всецело адаптировать в структуре своего предмета инновационные методологические подходы. Особенно данная проблематика актуализировалась вокруг дисциплин гуманитарного характера, которые в некоторых аспектах приобрели прогрессивные тенденции преподавания, а в некоторых испытали достаточно серьезные затруднения [5].
Так, например, структурирование и освоение учебного материала методами блочно-модульной технологии явилось достаточно перспективным в плане своеобразного погружения в тематические сферы изучаемого материала, что явилось и удобным для последующего оценивания знаний обучающихся.
Однако, как зачастую показывает практика, сокращение сроков овладения гуманитарным знанием не позволяет добиться полноценного освоения дисциплины даже и в том случае, когда на самостоятельную работу студентов отводится достаточно объемное количество часов [7].
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблематики определила цель статьи, заключающуюся в анализе проблем инновационного преподавания гуманитарных дисциплин в вузе.
Данная проблематика широко дискутируется в современной научной литературе. Так, теоретические аспекты внедрения инноваций в процесс преподавания гуманитарных дисциплин и характеризующие их проблемы рассмотрены в исследованиях Т. П. Заборских, Е. В. Шабашовой и др. [7].
Проблемы и перспективы инноваций в преподавании гуманитарных наук исследуются в трудах В. Афанасьева, А. Ю. Галушкиной и др. [3].
Методологические проблемы инновационной деятельности, характеризующие специфику отдельных дисциплин (философии, истории, социологии и др.) освещены в трудах Е. Е. Елькиной, О. Д. Гараниной, О. И. Алексеенко, Т. В. Даниленко и др. [1; 2; 4; 6].
Феномен инновационности в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе имеет неоднозначное толкование. Так, если, например, при обучении математическим наукам при выполнении учебных заданий обучающиеся достигают одного и того же правильного ответа (хотя и затрачивают на поиск решения неодинаковое количество времени), то при освоении гуманитарных дисциплин одинаковые ответы, как правило, возможны редко в связи с тем, что специфика данных предметов предполагает специфические методы овладения знанием от выражения высказывания до глубокого анализа материала, в которых присутствует проявление индивидуального отношения студентов к учебному предмету. Это отношение или собственный взгляд на частные вопросы гуманитарной науки может быть уникальным: положительным, отрицательным, оцененным спецификой личного мышления и рассуждений.
Таким образом, сделать одинаковыми условия единых критериев оценки качества совершенно не
представляется объективным, с позиций, например, философии, истории или литературы, поскольку в, казалось бы, одинаковых условиях одинаковый ответ гуманитариев практически невозможен.
Особую нишу проблем, связанных с внедрением инноваций в технологию преподавания гуманитарных дисциплин, занимает вопрос о роли педагога в учебном процессе.
Известно, что прежняя знаниево-просветительская парадигма, предлагала в основном знания уже в готовом виде, однако специфика гуманитарных дисциплин никогда не обходилась без передачи собственного опыта, уникальности взгляда педагога на имеющиеся детали учебного материала, особенного профессионального мнения, наиболее ценного во всех проявлениях ди-дактико-методологического аспекта. Это в который раз подтверждает тот тезис, что преподаватель не является простым транслятором содержания учебных и учебно-методических материалов дисциплины, а позиционируется как оригинальный интерпретатор знания, которое необходимо усвоить студентам [9].
Однако необходимо отметить, что постоянное обращение к уникальной интерпретации иной раз может приводить к возникающим искажениям в понимании гуманитарного знания (особенно исторического, историко-географического характера и т.п.), в связи с чем методологический синтез традиции и инноваций необходимо рассматривать как достаточно прогрессивное сочетание.
Исходя из данной точки зрения, можно рассматривать предметы гуманитарной направленности как источник развития инновационного мышления, на формировании которого сосредоточены все внедряемые сегодня в образовательный процесс вузов инновации. Это обусловливается плюралистическим характером формулируемых суждений (например, философия, психология и т.п.), способностями к продуктивному стратегическому анализу (социологические науки, экономическая география и пр.), поиску частных доказательств (история, география и т.д.). Специфика инновационных методологических подходов в этом русле отражает значимую долю оригинальности продуцирования знания [8].
Необходимо также отметить, что многие ученые, работающие в сфере методологии преподавания гуманитарных дисциплин, поддерживают субъект-субъектную парадигму, подразумевающую взаимодействие обучающихся и педагогов в системе отношений «человек-человек». Доказательность позиции такого мнения основывается на психологической компоненте процесса преподавания гуманитарных дисциплин в вузе, которые зачастую воспринимаются как не особо нужные. Тем не менее, психологический фактор, выраженный посредством формирования должной мотивации к изучению гуманитарных дисциплин, не сможет иметь определяющего значения без конкретно поставленных при освоении дисциплин задач, которые студенты не в состоянии самостоятельно
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
сформулировать при работе с электронными ресурсами, основанными на применении гипертекстовых технологий.
Несомненно, что субъект-субъектная парадигма, экстраполированная на личностно-ориентированный подход и соответствующие технологии обучения должна инновационно совершенствоваться и продуцировать новые формы коммуникации и взаимодействия преподавателя и обучающихся. Но все же, широко используемый в настоящее время индивидуальный обучающий вектор, при котором студенты используют свою собственную учебную траекторию, приводит, к сожалению, к недостаточно освоенным знаниям, являющимся важнейшим механизмом формирования культуры личности будущего профессионала, его отношения к истории своего народа, к процессам, происходящим в обществе.
Познаваемые посредством реализации инновационных (цифровизация образовательной среды, m-learning-технологии и пр.) технологий способы синтеза нового знания, конечно же, определяют высокую степень самостоятельности обучения, становящейся одной из значимо-факторных составляющих успешного гуманитарного образования. Тем не менее, эта успешность во-многом определяется и передачей опыта анализа точек зрения и концепций, влияющих на формирование собственных убеждений.
Говоря о проблемах инноватизации в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в вузе, необходимо также уделить внимание и принципам инновационной методологии (принцип стандартизации, интерактивности, адаптивности и др.), в рамках реализации которых принцип обратной связи бывает затруднен и не до конца понятен и освоен. В этой связи, как упоминал в свое время Л. Витгенштейн, все же «единственной остающейся для философов областью является философия языка», что предопределяет для инноваций хорошее знание традиций [9].
Таким образом, остается актуальным формирование базовой основы гуманитарного знания в контексте профессионального образования в современных условиях, максимальный учет специфики учебных предметов, методика преподавания которых должна всецело учитывать различные уровни усложнения материала, в рамках которого формулирование основных задач будет предопределять учебную мотивацию студентов. «Живой» язык гуманитарных многих дисциплин оказывает прямое воздействие на психологические аспекты обучения студентов, закладывающих перспективы дальнейшего самообучения и самосовершенствования. Творческий характер педагогического процесса, умело включающий инновации при необходимом сохранении традиций преподавания, дела-"о ет гуманитарные дисциплины особым интерактив-!з ным полем учебной деятельности, отвечающим о перспективным тенденциям инноватизации.
О
(Ч
■л Литература
1. Алексеенко, О. И., Даниленко, Т. В., Кирий, Е. В. Проблемы обучения и воспитания студентов в современном вузе // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 3. С.3-5.
2. Алексеенко, О. И., Даниленко, Т. В. Методика интерактивного обучения в преподавании гуманитарных дисциплин // В сборнике Социально-гуманитарный вестник Всероссийский сборник научных трудов. - Краснодар, 2017. - С. 67-74.
3. Галушкина, А. Ю. Инновационные процессы в гуманитарных науках: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / А. Ю. Галушкина // Международный студенческий научный вестник. - 2018. -№ 2. - Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18093
4. Гаранина, О. Д. От обучения к творчеству: роль философии в образовательном процессе / О. Д. Гаранина // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - № 4 - С. 1924.
5. Елизова, Е. А. Смыслы гуманитарного образования в условиях инноватики / Е. А. Елизова // Молодой ученый. - 2010. - №4. - С. 326-329.
6. Елькина, Е. Е. Методологические проблемы инновационной деятельности / Е. Е. Елькина // Библиосфера. - 2018. - № 4. - С. 10-14.
7. Заборских, Т. П. Теоретические аспекты внедрения инновационных технологий и проблемы их применения при преподавании гуманитарных дисциплин в творческом вузе / Т. П. Заборских, Е В. Шабашова // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2016. - № 3. - С. 250-212.
8. Комолова, Э. В. Инновационные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин / Э. В. Комолова, М. А. Ишутина // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2014. - № 1. - С. 467470.
9. Сиволап, Т. Е. Проблемы внедрения инновационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин / Т. Е. Сиволап // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2013. - № 1. - С. 408-413.
Problems of innovative teaching of humanitarian disciplines in
the university Alekseenko O.I., Danilenko T.V.
Russian Economic University G.V. Plekhanova The article focuses on the problems of introducing innovations in the process of teaching humanities in high school. The author examines this problem on the basis of identifying existing progressive prospects of innovation of a methodological nature, as well as identifying problems in the use of innovative methods of teaching these disciplines at the university. In this regard, the goal was to identify the problems associated with the innovative teaching of the humanities at the university. Objectives: 1) to identify trends in methodological transformations in education; 2) to give a brief comparative description of the Russian education in the periods of the existence of knowledge-educational and innovative educational paradigms; 3) to reveal the positive and negative aspects of the introduction of innovative methods of teaching humanities in high school - History, Philosophy, Sociology; 4) to justify the functions of humanitarian knowledge for the modern specialist; 5) to show the importance of the cumulative use of traditional and innovative technologies in the teaching of the humanities. Methods: theoretical analysis, com-
parative analysis, synthesis and isolation of structures. Results. The author reveals the cultural and educational potential of the humanities in the process of teaching at the university and the importance of its preservation, which predetermines a careful attitude to the choice of methodology for teaching disciplines of a given orientation. The article reveals progressive trends and prospects for introducing innovative technologies into the teaching process, and also shows the escalation significance of preserving a number of aspects of the traditional methodology.
Keywords: teaching humanities, university students, innovative and traditional methods, problems and prospects, educational paradigm, the specifics of the learning process.
References
1. Alekseenko, O. I., Danilenko, T. V., Kiriy, E. V. Problems of
training and education of students in a modern university // Modern pedagogical education. - 2018. - № 3. P.3-5.
2. Alekseenko, O. I., Danilenko, T. V. Methods of interactive learning in teaching humanities // In the collection Social-Humanitarian Gazette All-Russian Collection of Scientific Works. - Krasnodar, 2017. - p. 67-74.
3. Galushkina, A. Yu. Innovative processes in the humanities: problems and prospects [Electronic resource] / A. Yu. Galushkina // International Student Scientific Journal. - 2018. -№ 2. - Access mode: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18093
4. Garanina, O. D. From training to creativity: the role of philosophy
in the educational process / O. D. Garanina // International Journal of Experimental Education. - 2018. - № 4 - p. 19-24.
5. Elizova, E. A. Meanings of humanitarian education in terms of
innovation / E. A. Elizova // Young Scientist. - 2010. - №4. - p. 326-329.
6. Elkina, E.E. Methodological problems of innovation / E.E. Elkina
// Bibliosphere. - 2018. - № 4. - p. 10-14.
7. Zaborsky, T.P. Theoretical aspects of the introduction of innovative technologies and the problems of their application in teaching humanities in a creative university / T.P. Zaborsky, E. V. Shabashova // Bulletin of Moscow University of Finance and Law. - 2016. - № 3. - p. 250-212.
8. Komolova, E. V. Innovative technologies in the teaching of humanitarian disciplines / E. V. Komolova, M. A. Ishutina // Problems of ensuring security in the aftermath of emergency situations. - 2014. - № 1. - p. 467-470.
9. Sivolap, TE. Problems of introducing innovative technologies in
the process of teaching humanities / T. E. Sivolap // Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture. -2013. - № 1. - p. 408-413.
o
o
00
■o
m
S
m
X
X
o
m
n
m
b
A
-i
O
-i
S
£
m
O
X
O
m
O
01
■o
A
u
o
m
A
X
s
m
7