Научная статья на тему 'Инновационный потенциал Всемирной инициативы CDIO в формировании профессиональных компетентностей студентов вузов'

Инновационный потенциал Всемирной инициативы CDIO в формировании профессиональных компетентностей студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВСЕМИРНАЯ ИНИЦИАТИВА CDIO / СТАНДАРТЫ CDIO / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАТИЗАЦИЯ / КРИЗИСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СТУДЕНТ / ВУЗ / INNOVATION POTENTIAL / CDIO WORLD INITIATIVE / CDIO STANDARDS / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INNOVATION / CRISIS TRENDS / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / STUDENT / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храпов Сергей Александрович, Палаткина Галина Владимировна, Зайченко Елена Александровна

Вопросы становления профессиональных компетентностей студентов высших учебных заведений являются чрезвычайно актуальными, основным вектором их решения сегодня выбран инновационный подход. Мировые тенденции, протекающие в области высшего образования, формируют новые критерии оценки знаний, умений и навыков будущего дипломированного бакалавра или магистра, приоритетом становятся его компетенции в сфере создания, внедрения и использовании новейших интеллектуальных, материальных, социальных продуктов. Но, несмотря на многообразие инновационных технологий, методов обучения, активно применяемых в большинстве вузах РФ, данная проблема, по-прежнему остается острой. В статье определены основные кризисные тенденции инноватизации высшего образования РФ: несистемность, формальность, низкий уровень внедрения инноваций, фрагментарность, недостаточность ресурсной базы, недостаточность подготовки и мотивации педагогов. Авторами дан их системный анализ, а также раскрыт инновационный потенциал международной ассоциации университетов Всемирной инициативы CDIO значимой учебно методологической базы для становления профессиональных компетентностей студентов. Статья содержит характеристику стандартов CDIO, его профессионального и культурноисторического контекстов. Исследователями приводиться опыт Астраханского государственного университета по внедрению стандартов CDIO в образовательный процесс и студенческую жизнь. Авторами анализируется использование инновационных технологий в рамках преподавания философских дисциплин: проектов, командных игр, средств электронного обучения и ряда других, позволяющих не только разнообразить классический образовательный процесс, но и формирующих принципиально новый контекст обучения, построенный на «Субъект-субъектной парадигме» и мотивирующих студентов к активному участию, что является одним из ключевых условий становления профессиональных компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храпов Сергей Александрович, Палаткина Галина Владимировна, Зайченко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative potential of the world initiative CDIO in the formation of professional competence of University students

The issues of formation of professional competence of students of higher educational institutions are extremely relevant, the main vector of their solution today is an innovative approach. Global trends in the field of higher education form new criteria for assessing the knowledge, skills and abilities of the future bachelor's or master's degree, the priority is his competence in the field of creation, implementation and use of the latest intellectual, material, social products. But, despite the variety of innovative technologies, teaching methods, actively used in most universities of the Russian Federation, this problem still remains acute. The article defines the basic crisis tendencies of innovatisation of higher education of the Russian Federation: the unsystematic nature, the formality, the low level of innovation, fragmentation, lack of resource base, inadequate training and motivation of teachers. The authors give their system analysis and reveal the innovative potential of the international Association of universities the world initiative CDIO an important educational and methodological framework for the development of professional competence of students. The article contains characteristics of CDIO standards, its professional and cultural-historical contexts. The researchers cited the experience of Astrakhan state University in the implementation of CDIO standards in the educational process and student life. The authors analyze the use of innovative technologies in the teaching of philosophical disciplines: projects, team games, e-learning tools and a number of others, allowing not only to diversify the classical educational process, but also forming a fundamentally new learning context, built on the "Subject-subject paradigm" and motivating students to active participation, which is one of the key conditions for the formation of professional competence.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал Всемирной инициативы CDIO в формировании профессиональных компетентностей студентов вузов»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/59PDMN418.pdf

Статья поступила в редакцию 11.08.2018; опубликована 29.09.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Храпов С. А., Палаткина Г.В., Зайченко Е. А. Инновационный потенциал Всемирной инициативы CDIO в формировании профессиональных компетентностей студентов вузов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Khrapov S.A., Palatkina G.V., Zaichenko E.A. (2018). Innovative potential of the world initiative CDIO in the formation of professional competence of University students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/59PDMN418.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.35.07

Храпов Сергей Александрович

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия

Профессор кафедры «Философии» Доктор философских наук E-mail: khrapov.s.a.aspu@gmail.com

Палаткина Галина Владимировна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия Декан факультета «Педагогики и социальной работы» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: pal9@rambler.ru

Зайченко Елена Александровна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия Ассистент кафедры «Социальной педагогики и психологии» Магистр психолого-педагогического образования E-mail: e.a.zaichenkoaspu@gmail.com

Инновационный потенциал Всемирной инициативы CDIO в формировании профессиональных компетентностей студентов вузов

Аннотация. Вопросы становления профессиональных компетентностей студентов высших учебных заведений являются чрезвычайно актуальными, основным вектором их решения сегодня выбран инновационный подход. Мировые тенденции, протекающие в области высшего образования, формируют новые критерии оценки знаний, умений и навыков будущего дипломированного бакалавра или магистра, приоритетом становятся его компетенции в сфере создания, внедрения и использовании новейших интеллектуальных, материальных, социальных продуктов. Но, несмотря на многообразие инновационных технологий, методов обучения, активно применяемых в большинстве вузах РФ, данная проблема, по-прежнему остается острой. В статье определены основные кризисные тенденции инноватизации высшего образования РФ: несистемность, формальность, низкий уровень внедрения инноваций, фрагментарность, недостаточность ресурсной базы, недостаточность подготовки и мотивации педагогов. Авторами дан их системный анализ, а также раскрыт инновационный потенциал международной ассоциации университетов - Всемирной инициативы CDIO - значимой учебно-

https://mir-nauki.com

методологической базы для становления профессиональных компетентностей студентов. Статья содержит характеристику стандартов CDЮ, его профессионального и культурно-исторического контекстов. Исследователями приводиться опыт Астраханского государственного университета по внедрению стандартов CDЮ в образовательный процесс и студенческую жизнь. Авторами анализируется использование инновационных технологий в рамках преподавания философских дисциплин: проектов, командных игр, средств электронного обучения и ряда других, позволяющих не только разнообразить классический образовательный процесс, но и формирующих принципиально новый контекст обучения, построенный на «Субъект-субъектной парадигме» и мотивирующих студентов к активному участию, что является одним из ключевых условий становления профессиональных компетентностей.

Ключевые слова: инновационный потенциал; Всемирная инициатива CDЮ; стандарты CDЮ; инновационные технологии; инноватизация; кризисные тенденции; высшее образование; профессиональные компетентности; студент; вуз

На современном этапе развития российского общества необходимость в качественной, институциональной трансформации - инноватизации системы образования не вызывает сомнений. Совершенно очевидно, что данной цели без системной трансформации системы высшего образования добиться не удастся. Проблема инновационного образования является комплексной и для ее решения, необходимо учитывать организационные и методико-дидактические контексты. Обращение к идеям Всемирной инициативы CDЮ, позволяет получить организационные инструменты для становления новаторского пространства вуза, условий развития профессиональных компетентностей студентов. Опыт АГУ это подтверждает.

Стратегия инноватизации вузов сегодня в РФ стала «маркёром» их современности. Тысячи научных статей и административных отчетов заполнены «инновационными» категориями, по сути сводимыми к дефениции - «ииновационные технологии». При всем этом, по-прежнему однозначного подхода к концепту «инновационные технологии» так и нет, соответственно следует определиться с этимологией понятия. В обширной литературе, а также на многочисленных конференциях и круглых столах, звучат две основные его интерпретации: в первую очередь упоминается использования информационных технологий и электронных ресурсов [13]. Также довольно четко проявляется тенденция отстаивания необходимости введения активных методов обучения, направленных на активизацию всех субъектов учебного процесса. Из данных подходов становится ясно, что речь, в целом, идет о формальной модернизации средств и методов обучения, что на наш взгляд, не решает проблему в полной мере. Мы убеждены, что развитие инновационной системы вузов представляет собой комплексный процесс, сочетающий модернизацию его дидактического, методологической уровней с качественной смысловой, мировоззренческой переориентацией образования, изменением самих схем взаимодействия субъектов образовательного процесса и их отношения к объектам и целям обучения.

Актуальность, по сути, «соционтогенная» необходимость инновационных процессов в системе высшего образования обостряет вопрос о пути и способах его модернизации. Так Н.Д. Сорокина, анализируя теоретические подходы к проблеме инноватизации сферы образования, отметила, перспективные, на наш взгляд теории Н.В. Федорова, М.М. Благовещенской,

Страница 2 из 9

Введение

Проблемы инноватизации высшего образования в РФ

59PDMN418

https://mir-nauki.com

которые видят три типа инновационных трансформаций системы высшего образования: «1) радикальный, то есть полное реформирование процесса обучения; 2) комбинированный (совмещение новых методов и технологий с уже известными; 3) модифицированный, представляющий собой улучшение конкретных методик без их существенного изменения» [8,

При рассмотрении данных типов инноватизации образования сразу возникает вопрос: «Каким же путем пойти?». Мы полагаем, что следует избегать одностороннего решения. Нельзя полностью отказаться от огромного дидактического и методического опыта российского образования, в то же время, необходимо внедрение новых методологически и социально-экономически оправданных педагогических технологий, с учетом профессиональной направленности образования и реальных возможностей их овладения и использования всеми субъектами образовательного процесса. Как верно отмечает В.В. Краевский: «в профессиональном образовании идеологию «информативно-описательного преподавания» должна заменить идеология методологической направленности обучения, которая «призвана помочь студенту перейти от содержательно-отражательного получения научных знаний к конструктивно-деятельностному» [3]. Необходимо разрабатывать гибкий учебный материал, позволяющий улучшить адаптированность учащихся к обучению в высшей школе, при его составлении необходимо учитывать: степень сформированности знаний, умений обучающегося, его психологические черты, специфические характеристики учебной группы и особенности социально-культурного контекста обучения.

Характер проблемы становления инновационной образовательной системы вузов, непосредственно связан с социокультурной реальностью данных процессов. К сожалению, именно о нем, чаще всего забывают, погружаясь в многочисленные концептуально -дефинициарные и методологические дискурсы. Мы убеждены, что трансформация, обновление всех уровней сферы образования (административно-финансового, методологическо-дидактического, аксиологического, психолого-гуманистического, акмеологического и др.) невозможно без понимания того, как эти изменения будут соотносимы с ценностной матрицей общества, ценностным образом профессионала - выпускника вуза.

Инновационные процессы в системе образования идут очень трудно, и этому есть ряд причин (экономических, политических, профессиональных) мы остановимся на тех, которые зависимы от общественного сознания или же сопряжены ему. Во-первых, возникает вопрос о том, насколько четко в сознании российского общество представлены сущность, образы, цели и практики внедрения инновационных технологий в системе образования. Учитывая, что дискуссии об инновационном образовании ведутся уже около двадцати лет, а по поводу базовых его принципов (фактическое финансовое самообеспечение учреждений образования, ЕГЭ, замена специалитета западной системой бакалавр - магистр, утилитарная направленность на подготовку в первую очередь профессионала, а уже потом гармонично развитой личности и мн. др.) до сих пор не достигнут общественный консенсус - становится ясно, что этой определенности нет, а в ее отсутствии решаются старыми административными методами.

На наш взгляд, именно это неопределенность и обуславливает многие кризисные тенденции инноватизации высшего образования РФ: несистемность, формальность, низкий уровень внедрения инноваций, фрагментарность, недостаточность ресурсной базы, недостаточность подготовки и мотивации педагогов. Данные кризисные явление, конечно обусловлены проблемностью определения актора инновационных преобразований. Сегодня очевидно, что именно политическая элита, не все представители которой, к сожалению, глубоко разбираются в сути образования и его истинных ценностей - является основным актором формирования инновационной системы высшего образования.

с. 2].

https://mir-nauki.com

Реальность внедрения новаторских принципов и методов в систему высшего образования, наводит на мысль о некой модной, кризисной тенденции, характерной для сознания российского общества. Сверхценность новизны - есть установка, когда формальная новизна важнее качественной составляющей, причем эта установка свойственна, практически, для всех сфер общественной жизни. В результате происходит постоянная смена вещей, переезды на новое место жительства, наблюдается кризис и в личных отношениях, выражающийся в их недолговременности, неустойчивости. Все это приводит к психологическим нагрузкам на человека, эмоциональной опустошенности и отсутствию укорененности в бытии. То же самое, к сожалению, часто присуще и системе образования, когда инновации проводятся ради самих инноваций, так происходит универсализация метода тестирования, причем к философии и литературе, подходят с теми же мерками, что и к экономике, математике, сокращаются часы на фундаментальные дисциплины и «плодятся» спецкурсы с модной тематикой и т. п. Современный философ Л.В. Баева справедливо отметила, что: «Инноваторство ценно не в принципе, априорно и абсолютно, но только если оно отвечает определенным критериям, к ним по нашему мнению, прежде всего, следует отнести гуманизм, экологизм, мир и стабильность. Это не новые императивы, однако, не следует забывать, что их нарушение, тем более с качественным ускорением и внедрением новых технологии и метода, неизбежно будет губительно для человека, природы и общества» [1, с. 173].

Всемирная инициатива CDIO: инновационный потенциал в развитии профессиональных компетентностей студентов вузов

Рассмотренные нами выше проблемы инноватизации вузов в РФ буквально «взывают» к поиску ответов и инструментов для их нивелирования. Значимость активности и социализированности выпускника вуза в современном обществе предопределяет развитие умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода социально-экономических и других. Согласно современному подходу, инновационная система высшего образования призвана формировать у выпускников вузов целый ряд профессиональных и непрофессиональных компетентностей, к которым, например, по мнению О.С. Пономаревой, Т.В. Майоровой относятся следующие: «формирование у студентов умений целостного восприятия окружающего мира и ощущения единства с ним, а также целостного восприятия процесса и результата деятельности; овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий; овладение культурой системного подхода в деятельности и принципами ее организации, овладение принципами конструирования устойчивых систем» [6,

Всемирная инициатива CDIO представляет собой очень мощную организационную и методическую систему, значимыми характеристиками которой являются инновационность и потенциал постоянного развития. Первоначально, особый методологический импульс получили физико-математические и технические науки [10]. Сегодня ощущается необходимость применения технологий CDIO в решении проблем гуманитаризации образования и роста человеческого капитала студентов [5]. Для решения данных задач в Астраханском государственном университете проводится системная работа по применению технологий CDIO в образовательном процессе. В основе инновационной стратегии АГУ лежит идея классиков CDIO Э. Кроули, Д. Вислера о необходимости создания в вузе благоприятного пространства образования, в котором преподаются, усваиваются и применяются на практике технические знания и практические навыки [4].

7].

Учебный процесс в АГУ выстраивается на основе стандартов Всемирной инициативы CDЮ, одним из авторов которой является профессор Массачусетского технологического института Эдвард Кроули (США). Возникает вопрос, почему именно CDЮ и возможно использовать для активизации и универсализации инновационных тенденций в системе вузов? Лежащая в корне идеологии CDЮ «процессная лента» - «Задумка - Проектирование -Реализация - Управление» (CDЮ) выступает своеобразной «формулой», в которой зафиксирована вся необходимая информативная матрица этапов интеллектуально-проектной деятельности. Профессор А.М. Трещев очень точно отметил, что: «это и дает нам основание использовать философию CDЮ не только для совершенствования практики инженерного образования. CDЮ создаёт необходимый профессиональный контекст высшего образования, прописывает общую философию образовательных программ и учебных планов, новаторских методов, предусматривает использование активных форм обучения с целью включения студентов в решение практико-ориентированных заданий, предполагает развитие у профессорско-преподавательского состава педагогических компетенций и умений создавать продукты и системы, а также аудит и оценку программ и успеваемости студентов. В основе платформы Всемирной инициативы CDЮ лежат 12 стандартов, которые помогают всем субъектам образовательного процесса, выпускникам, а также внешним партнерам и поставщикам вузов сориентироваться относительно принципов, по которым будет осуществляться общественно-профессиональное признание и оценка образовательных программ учреждений профессионального образования и их выпускников» [11].

В качестве иллюстрации внедрения технологий CDЮ полагаем возможным привести следующие примеры инновационной работы, проводимой в Астраханском государственном университете в рамках преподавания философских дисциплин (таблица 1).

Таблица 1

Название инновационной технологии Форма работы (проект/ интерактивный метод обучения) Цель Участники Результат

Конференция «Ценности современного общества: философия, политика, культура» студенческий проект Формирование умения организации научной конференции; работа в команде ФС-51, магистранты, аспиранты Проведение научной конференции (40 участников), подготовка программы, сборника докладов

«Процессы делогизации в современном обществе: взгляд будущего журналиста» студенческий проект Формирование умения анализировать актуальные проблемы общества, аргументировано представлять собственную позицию по отношению к ним ЖР 11 12 студентов, 1 преподаватель Представление результатов работы над проектом в форме электронных презентаций и их оценка по критериям СБЮ

Эстетический идеал XXI века: фотовыставка студенческий проект Формирования умения теоретического обоснования эстетических суждений, работа в команде 12 студентов, гр. ВЛА41, ВЛА42, 1 преподаватель Философская выставка презентаций

"Астрахань прекрасная" студенческий проект Формирования умения теоретического обоснования эстетических суждений, работа в команде 25 студентов, гр. ПЕ11, 1 преподаватель Философская выставка презентаций

Название инновационной технологии Форма работы (проект/ интерактивный метод обучения) Цель Участники Результат

Интеллектуальная викторина «Выдающиеся мыслители прошлого» студенческий проект Формирование умения адаптироваться в многообразии философских школ, имен и концепций 20 студентов (группа РЛ-21), 1 преподаватель Проведение интеллектуальной викторины

«Глобальные экологические проблемы: историко-философский анализ» интерактивный метод обучения Формирование умений философски анализировать глобальные проблемы общества, аргументировано представлять собственную позицию по отношению к ним 25 студентов, два преподавателя ГГ31,32 Представление результатов работы над проектом в форме электронных презентаций и их оценка по критериям CDIO

Составление кроссвордов по сравнит. политологии, полит. философии, полит. этике интерактивный метод обучения Выработка навыков составления кроссворда, работа в команде Студенты ПЛ-41 в кол-ве 13 чел., 2 преподавателя Проверка знаний студентов в трех смежных дисциплинах

Противостояние добра и зла в истории культуры интерактивный метод обучения Формирование умения теоретического обоснования этических суждений, работа в команде 19 студентов гр. КП-41 студентов, преподаватель Дискуссия

Философские аспекты «кризиса доверия» в современной России интерактивный метод обучения Формирование умения критически анализировать политическую и социальную жизнь страны Студенты гр. ПЛ-21, преподаватель Полемика

"Разработка авторских тем УМК Философские проблемы конкретных дисциплин" интерактивный метод обучения Формирования умения разрабатывать учебно-методические комплексы; работа в команде 6 студентов ФС51, 1 преподаватель Проведение научно-методического семинара

Круглый стол «Аристотель и Коперник - развитие философии природы» интерактивный метод обучения Формирование умений, связанных с работой в команде, критическое осмысление философских теорий прошлого, применение теоретического анализа 22 студента, гр. МО-11, 1 преподаватель Проведение круглого стола

Проект «Философское осмысление современных конфликтов» с использованием технологий CDIO студенческий проект Формирование умения анализировать актуальные конфликты, аргументиро вано представлять собственную позицию по отношению к ним 12 студентов КО 21, 1 преподаватель Представление результатов работы над проектом в форме электронных презентаций и их оценка по критериям CDIO

Реализация данных инновационных методов не всегда проходила легко, но результат всегда оправдывал приложенные усилия - студенты работают более активно, поскольку технологии CDIO позволяет им почувствовать себя профессионалами уже сейчас.

Особое внимание в АГУ уделяется проблеме социального обучения, его среда ориентирована на создание условий для становления компетенций указанных в развиваемых

применением Стандарте 2: «Личностных навыков и компетенций: 1) инициативность и желание идти на риск; 2) настойчивость и гибкость; 3) творческое мышление; 4) критическое мышление; 5) знание о собственных личностных навыках, умениях и установках, 6) любознательность и непрерывное образование; 7) управление временем и ресурсами. К личностным ресурсам относятся здоровье и психологическое (когнитивное, аффективное) развитие» [9]. Учет аспектов социального образования, существенно повышает целостный уровень профессиональной компетентности учащихся, ведь известно, что социальные, коммуникативные, культурные и организационные компетенции играют огромную роль как в формировании профессиональной среды, команды для создания продукта, так и для выстраивания профессиональных связей, продвижение продукта на рынок и т. п. Известный специалист в области высшего образования, профессор А.М. Трещев, верно пишет, что: «сегодня успех производственных систем зависит от способности компаний создавать уникальные и трудновоспроизводимые ресурсы. Большая часть этих ресурсов относится к нематериальным активам, в числе которых развитие человеческих ресурсов» [12]. Актуальность данных проблем осознается и нашими зарубежными партнерами по CDЮ. Так в Техническом университете Дании большое внимание уделяется «Социальному обучению» как - процессу создания социального знания и навыков в процессе взаимодействия с другими людьми» [14]. Об инновационном потенциале CDЮ пишет и Кристина Эдстром, директор по развитию образования Института науки и технологий Сколково: «Сегодня коммуникация и диалог имеют решающее значение для всех процессов. Профессиональное сотрудничество -это нечто большее, чем просто возможность работать в рамках проекта. Это коммуникационная сеть, которая не имеет границ в глобализованном мире. Профессиональные решения возникают в социальном контексте, а коммуникативные навыки рассматриваются как контекстуальные компетенции, которые неотделимы от применения студентами знаний, овладения и реализации профессиональных ролей» [2].

В заключении, полагаем необходимым отметить, что наряду с методологическим, дидактическим, экономическим, технологическим, акмеологическим, социокультурным аспектами становления инновационного высшего образования, чрезвычайно важным является его ценностное и психологическое содержание, поскольку какие бы новые методы и технологии мы не использовали бы - все равно все субъекты образовательного процесса являются личностями, включенными в поле социальных интеракций и об этом забывать не стоит. Таким образом, реализация инновационного потенциала CDЮ позволяет выпускникам вузов адаптироваться к выбранной профессии, понять её сущность, историю, культуру, подготовить себя к условиям выбранной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева, Л.В. Традиции и инновации в современной науке и образовании [Текст] / Л.В. Баева // Инновационные технологии и методы в профессиональном образовании студентов университета: материалы научно-практической конференции (г. Астрахань, 30-31 марта 2009 г.) / гл. ред. проф. Г.П. Стефановой. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - С. 171-174.

2. Буданов, В.Г., Захарова, А.А., Минин, М.Г., Ризен, Ю.С., Эдстром, К. Инженерные реформы образования с CDIO: «Обучение инженеров кто может спроектировать» [Текст] / В.Г. Буданов, А.А. Захарова, М.Г. Минин, Ю.С. Ризен, К. Эдстром. - 2009. - № 2. - С. 29-34.

3. Краевский, В.В. Педагогика как наука и учебный предмет [Текст] / В.В. Краевский // Известия ВГПУ. - 2003. - № 1.

4. Кроули, Э., Малмгвист, Й., Остлунд, С., Бродо, Д. Переосмысление инженерного образования: подход CDIO [Текст] / Э. Кройли, Й. Малмгвист, С. Остлунд, Д. Бродо. Нью Йорк. Издательство: Springer. - 2007. - 286 с.

5. Лунев, А.П., Храпов, С.А. Управление социализацией студенчества как механизм роста человеческого капитала [Текст] / А.П. Лунев, С.А. Храпов // Вестник АГТУ. Сер: Экономика. - 2013. - №1. - С. 149-156.

6. Пономарева, О.С., Майорова, Т.В. Формирование готовности студентов технических вузов к профессиональной адаптации [Текст] / О.С. Пономарева, Т.В. Майорова // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. - 2014. - № 2 (46). - С. 82-87.

7. Пономарева, О.С. Менеджмент организации: к вопросу формирования ключевых компетенций [Текст] / О.С. Пономарева // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 481-483.

8. Сорокина, Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов [Текст] / Н.Д. Сорокина // Социологические исследования. - М.: Наука, 2005. - № 5. - С. 24-36.

9. Стандарты CDIO [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cdio.org, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. Стефанова, Г.П. Проектно-ориентированная технология обучения физике студентов университета на основе Всемирной инициативы CDIO [Текст] / Г.П. Стефанова // Физическое образование в ВУЗах. - 2012. - Т. 18. - № 4. - С. 9-18.

11. Трещёв, А.М., Сергеева, О.А. Всемирная инициатива CDIO как контекст профессионального образования [Текст] / А.М. Трещев, О.А. Сергеева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - С. 232-232.

12. Храпов, С.А. Кризисные тенденции общественного сознания современной России: монография [Текст] / С.А. Храпов. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 144 с.

13. Храпов, С.А. Инновационные процессы системы образования в контексте трансформации сознания российского общества [Текст] / С.А. Храпов // Философия образования. - Новосибирск: Издательство НИИ (УМЦ) ФО НГПУ,

- 2009. - № 3 - С. 10-15.

14. Янсен, Л. Строительство нового образования с использованием CDIO в Техническом университете Дании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cdio.org/files/document/file/alignment_of_student_expectation_andteache r_communication_of_cdio_building_a_new_education_using_cdio_.pdf, свободный.

- Загл. с экрана. - Яз. рус.

Khrapov Sergei Aleksandrovich

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: khrapov.s.a.aspu@gmail.com

Palatkina Galina Vladimirovna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: pal9@rambler.ru

Zaichenko Elena Alexandrovna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: e.a.zaichenkoaspu@gmail.com

Innovative potential of the world initiative CDIO in the formation of professional competence of University students

Abstract. The issues of formation of professional competence of students of higher educational institutions are extremely relevant, the main vector of their solution today is an innovative approach. Global trends in the field of higher education form new criteria for assessing the knowledge, skills and abilities of the future bachelor's or master's degree, the priority is his competence in the field of creation, implementation and use of the latest intellectual, material, social products. But, despite the variety of innovative technologies, teaching methods, actively used in most universities of the Russian Federation, this problem still remains acute. The article defines the basic crisis tendencies of innovatisation of higher education of the Russian Federation: the unsystematic nature, the formality, the low level of innovation, fragmentation, lack of resource base, inadequate training and motivation of teachers. The authors give their system analysis and reveal the innovative potential of the international Association of universities - the world initiative CDIO - an important educational and methodological framework for the development of professional competence of students. The article contains characteristics of CDIO standards, its professional and cultural-historical contexts. The researchers cited the experience of Astrakhan state University in the implementation of CDIO standards in the educational process and student life. The authors analyze the use of innovative technologies in the teaching of philosophical disciplines: projects, team games, e-learning tools and a number of others, allowing not only to diversify the classical educational process, but also forming a fundamentally new learning context, built on the "Subject-subject paradigm" and motivating students to active participation, which is one of the key conditions for the formation of professional competence.

Keywords: innovation potential; cdio world initiative; CDIO standards; innovative technologies; innovation; crisis trends; higher education; professional competence; student; university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.