Научная статья на тему 'Проблемы инфраструктурного обеспечения индустрии гостеприимства в муниципальных образованиях туристско-рекреационной специализации'

Проблемы инфраструктурного обеспечения индустрии гостеприимства в муниципальных образованиях туристско-рекреационной специализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
526
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ИНФРАСТРУКТУРА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / MUNICIPAL TERRITORY OF TOURISM & RECREATION / HOSPITALITY INDUSTRY / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранова Алла Юрьевна

Индустрия гостеприимства это межотраслевой комплекс, специализирующийся на обслуживании туристов. Местные органы власти курортов особое внимание уделяют развитию данного сектора экономики в целях привлечения как можно большего числа туристов, ставя в качестве первоочередной задачи создание соответствующей инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems providing hospitality industry with infrastructure in municipal areas of tourism and recreation

Hospitality industry is an inter-branch complex, which specializes in servicing tourists. Resort municipal authorities focus on this sector of economy, attracting more and more tourists. But it is the municipals infrastructure that should be best prepared to serve tourists.

Текст научной работы на тему «Проблемы инфраструктурного обеспечения индустрии гостеприимства в муниципальных образованиях туристско-рекреационной специализации»

Баранова А.Ю.

ПРОБЛЕМЫ

ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация

Индустрия гостеприимства - это межотраслевой комплекс, специализирующийся на обслуживании туристов. Местные органы власти курортов особое внимание уделяют развитию данного сектора экономики в целях привлечения как можно большего числа туристов, ставя в качестве первоочередной задачи создание соответствующей инфраструктуры.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, инфраструктура, муниципальное образование туристско-рекреационной специализации.

В течение длительного периода времени, вплоть до конца XX в., в российской практике не использовалось понятие «индустрия гостеприимства». Оно пришло к нам из-за рубежа, в частности из Соединенных Штатов Америки. В настоящее время понятия «индустрия гостеприимства» и «туристская индустрия» воспринимаются как идентичные. Поэтому, чтобы дать конкретное определение индустрии гостеприимства и обозначить

ее четкую роль в экономике региона, рассмотрим два наиболее типичных подхода к ее характеристике.

Авторы первого подхода считают, что индустрия гостеприимства объединяет туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний [2,3,12,14]. Авторы второго подхода [4,5,6,7] полагают, что индустрия гостеприимства сама является частью туризма и отвечает за размещение и питание туристов, она также включает в себя отрасли, деятельность которых связана с развлекательными мероприятиями. Организация разработки, продвижения и реализации туристского продукта, по их мнению, вместе с индустрией гостеприимства составляет туристскую индустрию.

На наш взгляд, под индустрией гостеприимства целесообразно понимать межотраслевой комплекс, специализирующийся на обслуживании приезжающих в данную местность людей и включающий совокупность средств размещения, общественного питания, объектов познавательного, развлекательного, делового, оздоровительного и спортивного назначения, а также организации по изготовлению туристского снаряжения и сувениров.

Рынок услуг индустрии гостеприимства имеет свою специфику:

1) ограниченная емкость размещения препятствует увеличению объема предложения услуг и получению дополнительных доходов при избыточном спросе;

2) наличие противоречия: в сезон даже при высоких ценах возникает конкуренция между потребителями услуг, т.е. не всегда высокая цена приводит к снижению спроса, но в то же время услуги индустрии гостеприимства не являются услугами первой необходимости, и рекреан-ты могут вообще отказаться от данных услуг. Кроме того, из-за низкой заполняемости в несезон организации индустрии гостеприимства завышают цены в сезон таким образом, чтобы использовать полученную прибыль в течение всего года;

3) увеличение требований со стороны туристов к качеству услуг, их соответствию существующим ценам; одним из главных инструментов, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения на рынке услуг индустрии гостеприимства, служит не только цена, но и качество;

4) преобладание свойства субституции, т.е. возможности замены дополнительно предлагаемых услуг на аналогичные в другом месте (услуги размещения, завтрак, услуги бытового характера);

5) потребление услуг индустрии гостеприимства происходит там, где они произведены, поэтому они несут в себе специфические свойства соответствующей местности;

6) сезонность влияет не только на приток отдыхающих, но и на занятость работников в индустрии гостеприимства. В частности, проявлением сезонности в ее организациях является неполная занятость в несезонный период, низкий удельный вес квалифицированного персонала в общей численности занятых в данной сферее, ограниченные возможности профессионального роста;

7) комплементарность (взаимодополнямость) услуг: отдыхающие тратят деньги не только непосредственно на лечение и отдых, но и на товары и услуги, предоставляемые другими отраслями (транспорт, сотовая связь, туризм, производство товаров широкого потребления). Поэтому расходы на услуги индустрии гостеприимства подразделяются на прямые и косвенные (приобретение других товаров и услуг при нахождении на курорте);

8) подразделение расходов отдыхающих по времени на:

- предшествующие затраты (покупка проездных билетов, соответствующей одежды и обуви для поездки, приобретение страховки, оплата туристской путевки);

- текущие затраты (расходы, осуществляемые на территории курорта);

- затраты будущего потребления (расходы, связанные с покупкой сувениров, спортивных снаряжений, приобретение литературы в период конференций).

С учетом нескольких типов расходов туристов, следует рассматривать и рынок услуг индустрии гостеприимства. Очень важным является территориальный аспект. Для экономики территорий, на которых предоставляются услуги, больше интересны затраты, предшествующие поездке на отдых, а для муниципальных образований, где преобладает туристско-рекреационная специализация, - затраты текущего и будущего потребления. Так, можно предположить, что чем больше денег турист потратит до поездки (приобретение путевок, билетов и т.д.), тем меньше - на отдыхе. Сократить предшествующие расходы можно за счет отказа от услуг турфирм, используя сеть бронирования номеров.

Рынок услуг индустрии гостеприимства не может функционировать в отрыве от рынка других товаров и услуг, поэтому существуют организации, участвующие в формировании его инфраструктуры:

- инвесторы, осуществляющие вложения в индустрию гостеприимства;

- информационные центры, распространяющие информацию об услугах индустрии гостеприимства;

- НИИ курортологии, способствующие разработке новых услуг;

- турфирмы и турагентства, являющиеся посредниками между потребителями и производителями услуг индустрии гостеприимства;

- поставщики прочих товаров и услуг - представители других рынков, косвенно способствующие формированию услуг индустрии гостеприимства (учреждения культуры, образования, поставщики офисного оборудования и т.п.);

- органы власти, создающие институциональную основу для развития рынка услуг индустрии гостеприимства.

Индустрия гостеприимства присутствует в каждом муниципальном образовании. Особенно важна ее роль в муниципальных образованиях туристско-рекреационной специализации или на курортах, собственные доходы бюджетов которых наполовину и более формируются за счет организаций отдыха и развлечений. В связи с этим местные органы власти проводят экономическую политику, способствующую притоку как можно большего числа туристов.

В муниципальных образованиях туристско-рекреационной специализации численность туристов за год превышает численность местного населения: в Сочи в 8 раз, в Туапсе, Анапе, Геленджике в 10-12 раз [9,10].

Рисунок 1

Численность туристов и местного населения на ведущих курортах Краснодарского края

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

Численность

местного

населения

~1----г

Сочи Геленджик

Численность туристов

Анапа

Туапсе

Поэтому при увеличении численности населения в период сезона степень нагрузки увеличивается не только у организаций индустрии гостеприимства, но и у всех остальных хозяйствующих субъектов муниципалитета, осуществляющих транспортные перевозки, уборку и озеленение территорий и т.д. В результате этого усугубляется и без того слабое состояние городской инфраструктуры. Проанализируем ситуацию на примере города-курорта Сочи, занимающего лидирующие позиции на Азово-Черноморском побережье по количеству туристов и рекреантов.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования города Сочи до 2020 г., федеральной целевой программой «Развитие города Сочи как горно-климатического курорта (2006-2014 гг)» и прочими краевыми целевыми программами, разработанными на основе концепции устойчивого развития туризма в регионе, управление предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства преследует цель превращения Большого Сочи в современный высокоэффективный санаторно-курортный и спортивно-туристский центр мирового уровня.

Основными задачами указанных программ, которые могут быть применимы и в отношении других туристско-рекреационных центров, являются:

- устранение сезонности загрузки санаторно-курортного комплекса муниципального образования посредством диверсификации туризма и активизации посещаемости курорта в зимний период;

- развитие зимних видов спорта;

- комплексное развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения внутренних и внешнеэкономических связей;

- строительство новых и реконструкция существующих инженерных коммуникаций;

- создание условий для развития агропромышленного комплекса в целях обеспечения продовольствием;

- создание условий для развития перерабатывающей промышленности, модернизации существующих промышленных предприятий, развития малого бизнеса, повышения эффективности функционирования строительного комплекса города;

- обеспечение устойчивого энергоснабжения города;

- подготовка и переподготовка квалифицированных кадров в области рекреации;

- рост выпуска конкурентоспособных товаров и услуг;

- решение ключевых социальных и экологических проблем;

- совершенствование нормативно-правовой базы, содействующей эффективному налогообложению организаций индустрии гостеприимства и привлечению инвестиций и т.д.

Выполнение поставленных задач позволит обеспечить темпы прироста валового продукта города Сочи на уровне не ниже 13% в год до 2014 г. и 6-7% в год до 2020 г., повысить организационно-технологический и сервисный уровень организаций индустрии гостеприимства, увеличить средние удельные расходы туристов в 1,5-2 раза, обеспечить ежегодный прирост иностранных туристов и т.д. [13].

Однако действующие федеральные, краевые и местные целевые программы обладают следующими основными недостатками:

- ставится задача развития прежде всего туристско-рекреационных комплексов, и только потом планируется улучшение общегородской инфраструктуры за счет эффективного функционирования индустрии гостеприимства;

- недостаточно проработаны вопросы решения экологических проблем, связанных с использованием рекреационных ресурсов;

- отсутствует стимулирование организаций индустрии гостеприимства к росту производительности и эффективности;

- не разработаны конкретные мероприятия по улучшению кадрового и инвестиционного обеспечения организаций индустрии гостеприимства;

- в указанных программах не нашла отражение взаимосвязь увеличения численности потребителей туристско-рекреационных услуг в сезон со снижением полезности и причинением неудобств туристами друг другу.

В силу природно-географических особенностей Азово-Черноморского побережья увеличение численности населения приходится на июнь-сентябрь. Поскольку, как уже отмечалось, туристы в период своего пребывания пользуются не только услугами, предоставляемыми рекреационными учреждениями и гостиничным бизнесом, но и организациями всей городской инфраструктуры, развитие курортов не может обойтись без строительства дорог, гостиничных и курортных комплексов, обустройства новых рекреационных территорий, создания парковой зоны и т.п. Рост объемов производства в результате предпринимательской деятельности организаций индустрии гостеприимства передается другим субъектам хозяйствования муниципального образования, в результате чего расширяется торговый оборот, увеличивается прибыль и, следовательно, растут налоговые отчисления.

Эффективность развития предпринимательской деятельности организаций индустрии гостеприимства традиционно определяется долей дохода в формировании муниципального (краевого) бюджета и наибольшей рентабельностью конкретной организации.

Таблица 1

Финансовые показатели основных отраслей и сфер деятельности экономики города-курорта Сочи в 2009 г.

Отрасли и сферы деятельности Прибыль (млн. руб.) Затраты (млн. руб.) Рентабельность (%)

Туристско-рекреационный комплекс 3 541,9 10 005,5 35,4

Торговля 2 567,4 8 362,8 30,7

Сфера услуг 2 394,4 7 954,7 30,1

Спортиндустрия 1 967,5 7 428,3 26,5

Строительство 6 086,1 23 498,4 25,9

Сельское хозяйство 637,7 5 643,71 11,3

Промышленность 282,9 3 984,87 7,1

Пищевая промышленность 479,3 4 564,9 10,5

Транспорт 365,5 1 807,0 20,0

Благоустройство города 50,2 375,4 13,3

Источники: Рассчеты автора на основании данных Городского отдела статистики г. Сочи.

Исходя из представленной информации, можно выделить развитие отраслей по следующим приоритетам:

- к приоритетам первого уровня относятся отрасли с показателем рентабельности более 25%: организации туристско-рекреационного комплекса, торговли, сферы услуги, спортиндустрии, строительства;

- к приоритетам второго уровня относятся отрасли с показателем рентабельности менее 25%: организации сельского хозяйства, промышленности, транспорта, благоустройства города.

Кроме вышеперечисленного существует ряд организаций жилищно-коммунального хозяйства, распределения электроэнергии, газа и воды, поддерживающих функционирование всего рынка услуг индустрии гостеприимства, рентабельность которых не более 9%.

С целью определения приоритетов развития предпринимательской деятельности на рынке услуг индустрии гостеприимства не следует ограничиваться лишь расчетами показателей рентабельности организаций. В силу специфики рассматриваемой сферы следует рассчитать коэффициент объема услуг на душу населения.

Для того чтобы увидеть, каким образом численность населения влияет на объем стоимостных услуг организаций города-курорта, проанализируем данные, приведенные в представленных ниже таблицах.

Таблица 2

Среднесписочная численность работников организаций города-курорта Сочи в 2009 г. (чел.) [10]

2009 г.

Отрасли и сферы 1-й 2-й 3-й 4-й

кв. кв. кв. кв.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1 380 1 422 1 420 1 417

Рыболовство, рыбоводство 142 140 139 138

Добыча полезных ископаемых 43 37 32 25

Обрабатывающие производства 3 913 3 885 3 909 3 847

ЖКХ, в том числе: 10 030 10 034 10 119 10 133

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4 646 4 631 4 626 4 652

- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 5 384 5 403 5 493 5 481

Строительство 15 383 14 478 14 677 14 798

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1 326 1 372 1 384 1 398

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гостиницы и рестораны 5 463 5 719 5 978 5 839

Транспорт и связь 7 554 7 554 7 554 7 554

Финансовая деятельность 1 533 1 524 1 518 1 525

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4 573 4 613 4 698 4 664

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 6 165 6 208 6 264 6 309

Образование 10 700 10 617 10 560 10 594

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 24 897 25 364 25 809 25 644

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что наибольшая численность работников из местного населения приходится не столько на индустрию гостеприимства, сколько на сферы и отрасли, поддерживающие ее функционирование: строительство, транспорт и связь, ЖКХ, образование, государственное управление, здравоохранение и т.п. Кроме того, можно заметить, что численность трудоустроенных не зависит от сезона, что нельзя сказать об их заработной плате.

Таблица 3

Фонд заработной платы организаций города-курорта Сочи в 2009 г. (тыс. руб.) [10]

Отрасли и сферы 2009 г.

1-й кв. 2-й кв. 3-йкв. 4-й кв.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 53 889 63 983 79 829 78 881

Рыболовство, рыбоводство 17 535 22 470 21 103 18 878

Добыча полезных ископаемых 3 054 2 554 1 997 3 222

Обрабатывающие производства 243 099 264 505 296 935 290 746

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 235 730 247 495 273 023 262 810

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 226 830 234 677 261 530 252 461

Строительство 1 013 511 1 059 082 1 277 413 1 383 752

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 60 149 73 926 91 785 85 278

Гостиницы и рестораны 226 925 274 983 361 922 285 824

Транспорт и связь 432 242 573 935 604 189 512 333

Финансовая деятельность 121 724 134 803 137 485 178 539

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 442 369 510 155 526 693 553 313

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 398 404 416 954 402 437 533 514

Образование 375 066 107 878 382 223 428 216

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 962 306 1 104 163 1 264 390 1 192 495

С учетом того, что пик сезонности в Сочи приходится на 2-3-й кварталы года, то в этот период наибольшее увеличение фонда заработной платы наблюдается в отраслях: сельского хозяйства, рыболовства, торговли, гостиничной и ресторанной, транспорта и связи, здравоохранения и предоставления социальных услуг. Далее проанализируем объемы производства указанных отраслей.

Таблица 4

Объемы стоимостных товаров и услуг основных отраслей города-курорта Сочи в 2009 г. (тыс.руб.) [10]

Отрасли 2009 г.

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства), в том числе 1-й кв. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв.

Добыча полезных ископаемых 12 074 15 219 15 219 15 219

Обрабатывающие производства 1 288 040 1 482 755 1 938 823 1 825 791

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1 291 442 1 378 983 1 389 068 1 181 716

Объем стоимостных услуг и оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства), в том числе:

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2 185 710 2 319 950 3 579 857 2 165 310

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 351 744 395 023 415 668 360 268

Рыболовство, рыбоводство 9 162 13 655 15 521 12 062

Строительство 921 734 711 236 795 966 815 789

Гостиницы и рестораны 65 359 95 758 106 524 58 878

Транспорт и связь 127 563 145 032 153 635 138 808

Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2 463 013 2 557 121 2 569 318 2 611 824

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 89 632 103 532 108 632 100 554

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 56 421 55 823 57 883 56 968

По всем представленным в таблице 4 отраслям, за исключением добычи полезных ископаемых, строительства, финансовых и прочих коммунальных, социальных, персональных услуг, наблюдается увеличение стоимостного объема товаров и оказываемых услуг в пик сезона. Но действительно ли этот рост во втором и третьем кварталах года способствует благосостоянию курорта? Для ответа на данный вопрос предположим, что N - численность потребителей, общий объем производства У может использоваться либо для частного потребления (в расчете X на одного потребителя), либо для общественного блага G. Предполагается, что объем производства представляет собой возрастающую вогнутую функцию от числа потребителей N в данном городе, тогда: У=/ N) = X xN + G [1]

Рисунок 2

Множество потребительских возможностей населения неизменной численности

Рисунок 3

Множество потребительских возможностей для населения изменяющейся численности

Если правительство выбирает значение G, чтобы максимизировать функцию полезности и (X, G), то это даст точку касания Е (рис. 2). По мере

увеличения N увеличиваются объем производства и максимальный уровень общественных благ, а максимальный уровень потребления в расчете на душу населения X уменьшается (рис. 3).

Полезность потребляемого блага для каждого из его пользователей зависит от численности потребителей. Но даже когда увеличиваются муниципальные расходы, с ростом численности пользователей граница несоперничества преодолевается и потребители постепенно начинают причинять друг другу неудобства.

Проанализируем влияние увеличения численности населения на объем потребления услуг в расчете на одного потребителя. Предположим, У0 - объем оказания услуг и выполнения работ в стоимостном измерении, который производится и потребляется местным населением, N0 - численность местного населения, Х0 - объем услуг или работ в стоимостном измерении, приходящийся на одного человека местного населения, рассчитываемый как У0^0.

При увеличении численности населения соответственно увеличивается объем оказываемых услуг организациями сферы ЖКХ, торговли, транспорта и т.д. Тогда У1 - это увеличенный объем услуг с учетом туристов, Х1 - объем услуг или работ в стоимостном измерении, приходящийся на одного человека с учетом туристов. В связи с вышеизложенным получается неравенство У1/ N1 ^ Х0.

Далее произведем расчеты в отношении отраслей, в которых объем стоимостных услуг значительно зависим от численности потребителей, и сравним показатели Х1 и Х0. В качестве У0 примем данные первого квартала, потому что этот период не пользуется спросом у туристов, N0 - численность местного населения города Сочи - 410 тыс. человек, N1 - численность посетивших город Сочи туристов в 2009 г. и местного населения - 5200 тыс. человек, У2 - годовой объем оказанных услуг.

Таблица 5

Расчет стоимостного объема оказанных услуг (выполненных работ, реализованных товаров) организаций города-курорта Сочи на одного потребителя в 2009 г.

Отрасли и виды деятельности V0 Х0 V2 Х1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1 291 442 3 150 5 159 209 992

Благоустройство города 178 713 436 408 667 79

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2 185 710 5 331 10 250 827 1 971

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 351 744 858 1 522 703 293

Рыболовство, рыбоводство 9 162 22 50 400 10

Гостиницы и рестораны 65 359 159 326 519 63

Транспорт и связь 127563 311 565 038 109

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 89 632 219 402 350 77

Графически показатели Х1 и Х0 представлены на рисунке 4, где с большим отрывом отстают производство и распределение электроэнергии, газа, воды, благоустройство города, торговля и сельское хозяйство.

6000 5000 4000 3000 2000 1000

Рисунок 4

Объем оказанных услуг на душу населения с учетом местного населения и туристов (руб.)

о ' нн о с« к о

X 3 ^ 8 ^ г О X н - о X

н н о X « н

и ^ м и л о и и

н « о - -с «

о о - л - к

X ГС а л л О 2 & £ л н и £ о со о X

о ^

л н о

с ^ И т - Й И РЭ

я

о и о ю

Рч

Л

а

ООО Х0

0

По данным Горстатотдела г. Сочи за 2009 г., удельный вес прибыльных организаций составил:

- в торговле - 75%;

- в рыболовстве - 100%;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 66%;

- гостиницы и рестораны - 56%;

- транспорт и связь - 78%;

- здравоохранение и предоставление социальных услуг - 60%.

С одной стороны, город-курорт Сочи - одна из динамично развивающихся территорий Краснодарского края, но, с другой стороны, низкая рентабельность отраслей, поддерживающих развитие индустрии гостеприимства, может привести к деградации анализируемой нами сферы.

Динамика развития энергетики в Сочи значительно отстает от развития экономики города в целом. Существует угроза, что в ближайшее время реальный сектор экономики ощутит дефицит электроэнергии. Следовательно, на устранение энергетических проблем должно быть направлено управленческое воздействие в виде реконструкции и строительства воздушных линий, подстанций и т.п.

Уровень газификации природным газом по г. Сочи составляет 45,5%, в том числе в городской черте и поселках городского типа - 51,2, в сельской местности - 10,7%. Процент износа электросетей по Сочинскому энергорайону составляет в среднем 58%, зданий, сооружений и оборудования - 53% [13].

Также необходимо выполнение ряда природоохранных мероприятий: строительство очистных сооружений сточных вод, объектов канализации, новых очистных сооружений и комплекса по утилизации биологических отходов, проведение берегоукрепительных работ, обеспечение воспроизводства минеральных ресурсов, озеленение города, разработка системы комплексного экологического мониторинга в целях обеспечения контроля за экологическим состоянием окружающей среды и т.п.

Таким образом, можно сделать выводы, что увеличение численности населения в пик сезона оказывает положительное влияние на сферы транспорта и связи, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Несмотря на рост объемов стоимостных услуг во 2-3-м кварталах, в целом менее рентабельными являются гостиницы и рестораны, организации здравоохранения, а также организации, обеспечивающие производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Поэтому органам власти нужно особое внимание уделять управлению организациями, обеспечивающими инфраструктурную поддержку индустрии гостеприимства, иначе даже массовое инвестирование объектов гостеприимства не приведет к желаемому эффекту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 832 с.

2. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 382 с.

3. Воронков Л.Н. Туризм, гостеприимство, сервис (словарь-справочник). - М., 2002. - С. 362.

4. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма / М.: Статистика, 2003. -С. 368.

5. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 671 с.

6. Линн Ван Дер Ваген. Гостиничный бизнес. Серия «Учебное пособие». Ростов н/Д: Феникс, 2001.

7. Лунева Е.В. Формирование российского рынка услуг индустрии гостеприимства: дисс... канд. экон. наук. - Майкоп, 2007. - С. 144.

8. Морозов М.А. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в туризме: дисс... докт. экон. наук. - СПб, 2006. - 345 с.

9. Первый «блин» Евгения Кудели // Новая газета Кубани. - Выпуск 6 (1612) от 31.01.2011. URL: http://ngkub.ru/index.php?a=article&id=1031.

10. Показатели муниципальных образований. URL: www.gks.ru.

11. Севастьянова С.А. Региональное планирование туризма и гостиничного хозяйства: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2008. - 256 с.

12. Скобкин С.С. Есть ли у нас индустрия гостеприимства? М.: Парад отелей, 2000. - № 4.

13. Стратегия развития города-курорта Сочи как горно-климатического курорта до 2020 г.

14. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1999. с. 300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.