Баранова А.Ю.
ПРОБЛЕМЫ
ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Индустрия гостеприимства - это межотраслевой комплекс, специализирующийся на обслуживании туристов. Местные органы власти курортов особое внимание уделяют развитию данного сектора экономики в целях привлечения как можно большего числа туристов, ставя в качестве первоочередной задачи создание соответствующей инфраструктуры.
Ключевые слова: индустрия гостеприимства, инфраструктура, муниципальное образование туристско-рекреационной специализации.
В течение длительного периода времени, вплоть до конца XX в., в российской практике не использовалось понятие «индустрия гостеприимства». Оно пришло к нам из-за рубежа, в частности из Соединенных Штатов Америки. В настоящее время понятия «индустрия гостеприимства» и «туристская индустрия» воспринимаются как идентичные. Поэтому, чтобы дать конкретное определение индустрии гостеприимства и обозначить
ее четкую роль в экономике региона, рассмотрим два наиболее типичных подхода к ее характеристике.
Авторы первого подхода считают, что индустрия гостеприимства объединяет туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний [2,3,12,14]. Авторы второго подхода [4,5,6,7] полагают, что индустрия гостеприимства сама является частью туризма и отвечает за размещение и питание туристов, она также включает в себя отрасли, деятельность которых связана с развлекательными мероприятиями. Организация разработки, продвижения и реализации туристского продукта, по их мнению, вместе с индустрией гостеприимства составляет туристскую индустрию.
На наш взгляд, под индустрией гостеприимства целесообразно понимать межотраслевой комплекс, специализирующийся на обслуживании приезжающих в данную местность людей и включающий совокупность средств размещения, общественного питания, объектов познавательного, развлекательного, делового, оздоровительного и спортивного назначения, а также организации по изготовлению туристского снаряжения и сувениров.
Рынок услуг индустрии гостеприимства имеет свою специфику:
1) ограниченная емкость размещения препятствует увеличению объема предложения услуг и получению дополнительных доходов при избыточном спросе;
2) наличие противоречия: в сезон даже при высоких ценах возникает конкуренция между потребителями услуг, т.е. не всегда высокая цена приводит к снижению спроса, но в то же время услуги индустрии гостеприимства не являются услугами первой необходимости, и рекреан-ты могут вообще отказаться от данных услуг. Кроме того, из-за низкой заполняемости в несезон организации индустрии гостеприимства завышают цены в сезон таким образом, чтобы использовать полученную прибыль в течение всего года;
3) увеличение требований со стороны туристов к качеству услуг, их соответствию существующим ценам; одним из главных инструментов, обеспечивающим взаимодействие спроса и предложения на рынке услуг индустрии гостеприимства, служит не только цена, но и качество;
4) преобладание свойства субституции, т.е. возможности замены дополнительно предлагаемых услуг на аналогичные в другом месте (услуги размещения, завтрак, услуги бытового характера);
5) потребление услуг индустрии гостеприимства происходит там, где они произведены, поэтому они несут в себе специфические свойства соответствующей местности;
6) сезонность влияет не только на приток отдыхающих, но и на занятость работников в индустрии гостеприимства. В частности, проявлением сезонности в ее организациях является неполная занятость в несезонный период, низкий удельный вес квалифицированного персонала в общей численности занятых в данной сферее, ограниченные возможности профессионального роста;
7) комплементарность (взаимодополнямость) услуг: отдыхающие тратят деньги не только непосредственно на лечение и отдых, но и на товары и услуги, предоставляемые другими отраслями (транспорт, сотовая связь, туризм, производство товаров широкого потребления). Поэтому расходы на услуги индустрии гостеприимства подразделяются на прямые и косвенные (приобретение других товаров и услуг при нахождении на курорте);
8) подразделение расходов отдыхающих по времени на:
- предшествующие затраты (покупка проездных билетов, соответствующей одежды и обуви для поездки, приобретение страховки, оплата туристской путевки);
- текущие затраты (расходы, осуществляемые на территории курорта);
- затраты будущего потребления (расходы, связанные с покупкой сувениров, спортивных снаряжений, приобретение литературы в период конференций).
С учетом нескольких типов расходов туристов, следует рассматривать и рынок услуг индустрии гостеприимства. Очень важным является территориальный аспект. Для экономики территорий, на которых предоставляются услуги, больше интересны затраты, предшествующие поездке на отдых, а для муниципальных образований, где преобладает туристско-рекреационная специализация, - затраты текущего и будущего потребления. Так, можно предположить, что чем больше денег турист потратит до поездки (приобретение путевок, билетов и т.д.), тем меньше - на отдыхе. Сократить предшествующие расходы можно за счет отказа от услуг турфирм, используя сеть бронирования номеров.
Рынок услуг индустрии гостеприимства не может функционировать в отрыве от рынка других товаров и услуг, поэтому существуют организации, участвующие в формировании его инфраструктуры:
- инвесторы, осуществляющие вложения в индустрию гостеприимства;
- информационные центры, распространяющие информацию об услугах индустрии гостеприимства;
- НИИ курортологии, способствующие разработке новых услуг;
- турфирмы и турагентства, являющиеся посредниками между потребителями и производителями услуг индустрии гостеприимства;
- поставщики прочих товаров и услуг - представители других рынков, косвенно способствующие формированию услуг индустрии гостеприимства (учреждения культуры, образования, поставщики офисного оборудования и т.п.);
- органы власти, создающие институциональную основу для развития рынка услуг индустрии гостеприимства.
Индустрия гостеприимства присутствует в каждом муниципальном образовании. Особенно важна ее роль в муниципальных образованиях туристско-рекреационной специализации или на курортах, собственные доходы бюджетов которых наполовину и более формируются за счет организаций отдыха и развлечений. В связи с этим местные органы власти проводят экономическую политику, способствующую притоку как можно большего числа туристов.
В муниципальных образованиях туристско-рекреационной специализации численность туристов за год превышает численность местного населения: в Сочи в 8 раз, в Туапсе, Анапе, Геленджике в 10-12 раз [9,10].
Рисунок 1
Численность туристов и местного населения на ведущих курортах Краснодарского края
3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0
□
Численность
местного
населения
~1----г
Сочи Геленджик
Численность туристов
Анапа
Туапсе
Поэтому при увеличении численности населения в период сезона степень нагрузки увеличивается не только у организаций индустрии гостеприимства, но и у всех остальных хозяйствующих субъектов муниципалитета, осуществляющих транспортные перевозки, уборку и озеленение территорий и т.д. В результате этого усугубляется и без того слабое состояние городской инфраструктуры. Проанализируем ситуацию на примере города-курорта Сочи, занимающего лидирующие позиции на Азово-Черноморском побережье по количеству туристов и рекреантов.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования города Сочи до 2020 г., федеральной целевой программой «Развитие города Сочи как горно-климатического курорта (2006-2014 гг)» и прочими краевыми целевыми программами, разработанными на основе концепции устойчивого развития туризма в регионе, управление предпринимательскими структурами индустрии гостеприимства преследует цель превращения Большого Сочи в современный высокоэффективный санаторно-курортный и спортивно-туристский центр мирового уровня.
Основными задачами указанных программ, которые могут быть применимы и в отношении других туристско-рекреационных центров, являются:
- устранение сезонности загрузки санаторно-курортного комплекса муниципального образования посредством диверсификации туризма и активизации посещаемости курорта в зимний период;
- развитие зимних видов спорта;
- комплексное развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения внутренних и внешнеэкономических связей;
- строительство новых и реконструкция существующих инженерных коммуникаций;
- создание условий для развития агропромышленного комплекса в целях обеспечения продовольствием;
- создание условий для развития перерабатывающей промышленности, модернизации существующих промышленных предприятий, развития малого бизнеса, повышения эффективности функционирования строительного комплекса города;
- обеспечение устойчивого энергоснабжения города;
- подготовка и переподготовка квалифицированных кадров в области рекреации;
- рост выпуска конкурентоспособных товаров и услуг;
- решение ключевых социальных и экологических проблем;
- совершенствование нормативно-правовой базы, содействующей эффективному налогообложению организаций индустрии гостеприимства и привлечению инвестиций и т.д.
Выполнение поставленных задач позволит обеспечить темпы прироста валового продукта города Сочи на уровне не ниже 13% в год до 2014 г. и 6-7% в год до 2020 г., повысить организационно-технологический и сервисный уровень организаций индустрии гостеприимства, увеличить средние удельные расходы туристов в 1,5-2 раза, обеспечить ежегодный прирост иностранных туристов и т.д. [13].
Однако действующие федеральные, краевые и местные целевые программы обладают следующими основными недостатками:
- ставится задача развития прежде всего туристско-рекреационных комплексов, и только потом планируется улучшение общегородской инфраструктуры за счет эффективного функционирования индустрии гостеприимства;
- недостаточно проработаны вопросы решения экологических проблем, связанных с использованием рекреационных ресурсов;
- отсутствует стимулирование организаций индустрии гостеприимства к росту производительности и эффективности;
- не разработаны конкретные мероприятия по улучшению кадрового и инвестиционного обеспечения организаций индустрии гостеприимства;
- в указанных программах не нашла отражение взаимосвязь увеличения численности потребителей туристско-рекреационных услуг в сезон со снижением полезности и причинением неудобств туристами друг другу.
В силу природно-географических особенностей Азово-Черноморского побережья увеличение численности населения приходится на июнь-сентябрь. Поскольку, как уже отмечалось, туристы в период своего пребывания пользуются не только услугами, предоставляемыми рекреационными учреждениями и гостиничным бизнесом, но и организациями всей городской инфраструктуры, развитие курортов не может обойтись без строительства дорог, гостиничных и курортных комплексов, обустройства новых рекреационных территорий, создания парковой зоны и т.п. Рост объемов производства в результате предпринимательской деятельности организаций индустрии гостеприимства передается другим субъектам хозяйствования муниципального образования, в результате чего расширяется торговый оборот, увеличивается прибыль и, следовательно, растут налоговые отчисления.
Эффективность развития предпринимательской деятельности организаций индустрии гостеприимства традиционно определяется долей дохода в формировании муниципального (краевого) бюджета и наибольшей рентабельностью конкретной организации.
Таблица 1
Финансовые показатели основных отраслей и сфер деятельности экономики города-курорта Сочи в 2009 г.
Отрасли и сферы деятельности Прибыль (млн. руб.) Затраты (млн. руб.) Рентабельность (%)
Туристско-рекреационный комплекс 3 541,9 10 005,5 35,4
Торговля 2 567,4 8 362,8 30,7
Сфера услуг 2 394,4 7 954,7 30,1
Спортиндустрия 1 967,5 7 428,3 26,5
Строительство 6 086,1 23 498,4 25,9
Сельское хозяйство 637,7 5 643,71 11,3
Промышленность 282,9 3 984,87 7,1
Пищевая промышленность 479,3 4 564,9 10,5
Транспорт 365,5 1 807,0 20,0
Благоустройство города 50,2 375,4 13,3
Источники: Рассчеты автора на основании данных Городского отдела статистики г. Сочи.
Исходя из представленной информации, можно выделить развитие отраслей по следующим приоритетам:
- к приоритетам первого уровня относятся отрасли с показателем рентабельности более 25%: организации туристско-рекреационного комплекса, торговли, сферы услуги, спортиндустрии, строительства;
- к приоритетам второго уровня относятся отрасли с показателем рентабельности менее 25%: организации сельского хозяйства, промышленности, транспорта, благоустройства города.
Кроме вышеперечисленного существует ряд организаций жилищно-коммунального хозяйства, распределения электроэнергии, газа и воды, поддерживающих функционирование всего рынка услуг индустрии гостеприимства, рентабельность которых не более 9%.
С целью определения приоритетов развития предпринимательской деятельности на рынке услуг индустрии гостеприимства не следует ограничиваться лишь расчетами показателей рентабельности организаций. В силу специфики рассматриваемой сферы следует рассчитать коэффициент объема услуг на душу населения.
Для того чтобы увидеть, каким образом численность населения влияет на объем стоимостных услуг организаций города-курорта, проанализируем данные, приведенные в представленных ниже таблицах.
Таблица 2
Среднесписочная численность работников организаций города-курорта Сочи в 2009 г. (чел.) [10]
2009 г.
Отрасли и сферы 1-й 2-й 3-й 4-й
кв. кв. кв. кв.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1 380 1 422 1 420 1 417
Рыболовство, рыбоводство 142 140 139 138
Добыча полезных ископаемых 43 37 32 25
Обрабатывающие производства 3 913 3 885 3 909 3 847
ЖКХ, в том числе: 10 030 10 034 10 119 10 133
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4 646 4 631 4 626 4 652
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 5 384 5 403 5 493 5 481
Строительство 15 383 14 478 14 677 14 798
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1 326 1 372 1 384 1 398
Гостиницы и рестораны 5 463 5 719 5 978 5 839
Транспорт и связь 7 554 7 554 7 554 7 554
Финансовая деятельность 1 533 1 524 1 518 1 525
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 4 573 4 613 4 698 4 664
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 6 165 6 208 6 264 6 309
Образование 10 700 10 617 10 560 10 594
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 24 897 25 364 25 809 25 644
Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что наибольшая численность работников из местного населения приходится не столько на индустрию гостеприимства, сколько на сферы и отрасли, поддерживающие ее функционирование: строительство, транспорт и связь, ЖКХ, образование, государственное управление, здравоохранение и т.п. Кроме того, можно заметить, что численность трудоустроенных не зависит от сезона, что нельзя сказать об их заработной плате.
Таблица 3
Фонд заработной платы организаций города-курорта Сочи в 2009 г. (тыс. руб.) [10]
Отрасли и сферы 2009 г.
1-й кв. 2-й кв. 3-йкв. 4-й кв.
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 53 889 63 983 79 829 78 881
Рыболовство, рыбоводство 17 535 22 470 21 103 18 878
Добыча полезных ископаемых 3 054 2 554 1 997 3 222
Обрабатывающие производства 243 099 264 505 296 935 290 746
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 235 730 247 495 273 023 262 810
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 226 830 234 677 261 530 252 461
Строительство 1 013 511 1 059 082 1 277 413 1 383 752
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 60 149 73 926 91 785 85 278
Гостиницы и рестораны 226 925 274 983 361 922 285 824
Транспорт и связь 432 242 573 935 604 189 512 333
Финансовая деятельность 121 724 134 803 137 485 178 539
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 442 369 510 155 526 693 553 313
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 398 404 416 954 402 437 533 514
Образование 375 066 107 878 382 223 428 216
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 962 306 1 104 163 1 264 390 1 192 495
С учетом того, что пик сезонности в Сочи приходится на 2-3-й кварталы года, то в этот период наибольшее увеличение фонда заработной платы наблюдается в отраслях: сельского хозяйства, рыболовства, торговли, гостиничной и ресторанной, транспорта и связи, здравоохранения и предоставления социальных услуг. Далее проанализируем объемы производства указанных отраслей.
Таблица 4
Объемы стоимостных товаров и услуг основных отраслей города-курорта Сочи в 2009 г. (тыс.руб.) [10]
Отрасли 2009 г.
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства), в том числе 1-й кв. 2-й кв. 3-й кв. 4-й кв.
Добыча полезных ископаемых 12 074 15 219 15 219 15 219
Обрабатывающие производства 1 288 040 1 482 755 1 938 823 1 825 791
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1 291 442 1 378 983 1 389 068 1 181 716
Объем стоимостных услуг и оборот розничной торговли (без субъектов малого предпринимательства), в том числе:
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2 185 710 2 319 950 3 579 857 2 165 310
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 351 744 395 023 415 668 360 268
Рыболовство, рыбоводство 9 162 13 655 15 521 12 062
Строительство 921 734 711 236 795 966 815 789
Гостиницы и рестораны 65 359 95 758 106 524 58 878
Транспорт и связь 127 563 145 032 153 635 138 808
Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2 463 013 2 557 121 2 569 318 2 611 824
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 89 632 103 532 108 632 100 554
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 56 421 55 823 57 883 56 968
По всем представленным в таблице 4 отраслям, за исключением добычи полезных ископаемых, строительства, финансовых и прочих коммунальных, социальных, персональных услуг, наблюдается увеличение стоимостного объема товаров и оказываемых услуг в пик сезона. Но действительно ли этот рост во втором и третьем кварталах года способствует благосостоянию курорта? Для ответа на данный вопрос предположим, что N - численность потребителей, общий объем производства У может использоваться либо для частного потребления (в расчете X на одного потребителя), либо для общественного блага G. Предполагается, что объем производства представляет собой возрастающую вогнутую функцию от числа потребителей N в данном городе, тогда: У=/ N) = X xN + G [1]
Рисунок 2
Множество потребительских возможностей населения неизменной численности
Рисунок 3
Множество потребительских возможностей для населения изменяющейся численности
Если правительство выбирает значение G, чтобы максимизировать функцию полезности и (X, G), то это даст точку касания Е (рис. 2). По мере
увеличения N увеличиваются объем производства и максимальный уровень общественных благ, а максимальный уровень потребления в расчете на душу населения X уменьшается (рис. 3).
Полезность потребляемого блага для каждого из его пользователей зависит от численности потребителей. Но даже когда увеличиваются муниципальные расходы, с ростом численности пользователей граница несоперничества преодолевается и потребители постепенно начинают причинять друг другу неудобства.
Проанализируем влияние увеличения численности населения на объем потребления услуг в расчете на одного потребителя. Предположим, У0 - объем оказания услуг и выполнения работ в стоимостном измерении, который производится и потребляется местным населением, N0 - численность местного населения, Х0 - объем услуг или работ в стоимостном измерении, приходящийся на одного человека местного населения, рассчитываемый как У0^0.
При увеличении численности населения соответственно увеличивается объем оказываемых услуг организациями сферы ЖКХ, торговли, транспорта и т.д. Тогда У1 - это увеличенный объем услуг с учетом туристов, Х1 - объем услуг или работ в стоимостном измерении, приходящийся на одного человека с учетом туристов. В связи с вышеизложенным получается неравенство У1/ N1 ^ Х0.
Далее произведем расчеты в отношении отраслей, в которых объем стоимостных услуг значительно зависим от численности потребителей, и сравним показатели Х1 и Х0. В качестве У0 примем данные первого квартала, потому что этот период не пользуется спросом у туристов, N0 - численность местного населения города Сочи - 410 тыс. человек, N1 - численность посетивших город Сочи туристов в 2009 г. и местного населения - 5200 тыс. человек, У2 - годовой объем оказанных услуг.
Таблица 5
Расчет стоимостного объема оказанных услуг (выполненных работ, реализованных товаров) организаций города-курорта Сочи на одного потребителя в 2009 г.
Отрасли и виды деятельности V0 Х0 V2 Х1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1 291 442 3 150 5 159 209 992
Благоустройство города 178 713 436 408 667 79
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2 185 710 5 331 10 250 827 1 971
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 351 744 858 1 522 703 293
Рыболовство, рыбоводство 9 162 22 50 400 10
Гостиницы и рестораны 65 359 159 326 519 63
Транспорт и связь 127563 311 565 038 109
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 89 632 219 402 350 77
Графически показатели Х1 и Х0 представлены на рисунке 4, где с большим отрывом отстают производство и распределение электроэнергии, газа, воды, благоустройство города, торговля и сельское хозяйство.
6000 5000 4000 3000 2000 1000
Рисунок 4
Объем оказанных услуг на душу населения с учетом местного населения и туристов (руб.)
о ' нн о с« к о
X 3 ^ 8 ^ г О X н - о X
н н о X « н
и ^ м и л о и и
н « о - -с «
о о - л - к
X ГС а л л О 2 & £ л н и £ о со о X
о ^
л н о
с ^ И т - Й И РЭ
я
о и о ю
Рч
Л
а
ООО Х0
0
По данным Горстатотдела г. Сочи за 2009 г., удельный вес прибыльных организаций составил:
- в торговле - 75%;
- в рыболовстве - 100%;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 66%;
- гостиницы и рестораны - 56%;
- транспорт и связь - 78%;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг - 60%.
С одной стороны, город-курорт Сочи - одна из динамично развивающихся территорий Краснодарского края, но, с другой стороны, низкая рентабельность отраслей, поддерживающих развитие индустрии гостеприимства, может привести к деградации анализируемой нами сферы.
Динамика развития энергетики в Сочи значительно отстает от развития экономики города в целом. Существует угроза, что в ближайшее время реальный сектор экономики ощутит дефицит электроэнергии. Следовательно, на устранение энергетических проблем должно быть направлено управленческое воздействие в виде реконструкции и строительства воздушных линий, подстанций и т.п.
Уровень газификации природным газом по г. Сочи составляет 45,5%, в том числе в городской черте и поселках городского типа - 51,2, в сельской местности - 10,7%. Процент износа электросетей по Сочинскому энергорайону составляет в среднем 58%, зданий, сооружений и оборудования - 53% [13].
Также необходимо выполнение ряда природоохранных мероприятий: строительство очистных сооружений сточных вод, объектов канализации, новых очистных сооружений и комплекса по утилизации биологических отходов, проведение берегоукрепительных работ, обеспечение воспроизводства минеральных ресурсов, озеленение города, разработка системы комплексного экологического мониторинга в целях обеспечения контроля за экологическим состоянием окружающей среды и т.п.
Таким образом, можно сделать выводы, что увеличение численности населения в пик сезона оказывает положительное влияние на сферы транспорта и связи, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Несмотря на рост объемов стоимостных услуг во 2-3-м кварталах, в целом менее рентабельными являются гостиницы и рестораны, организации здравоохранения, а также организации, обеспечивающие производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Поэтому органам власти нужно особое внимание уделять управлению организациями, обеспечивающими инфраструктурную поддержку индустрии гостеприимства, иначе даже массовое инвестирование объектов гостеприимства не приведет к желаемому эффекту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 832 с.
2. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 382 с.
3. Воронков Л.Н. Туризм, гостеприимство, сервис (словарь-справочник). - М., 2002. - С. 362.
4. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма / М.: Статистика, 2003. -С. 368.
5. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 671 с.
6. Линн Ван Дер Ваген. Гостиничный бизнес. Серия «Учебное пособие». Ростов н/Д: Феникс, 2001.
7. Лунева Е.В. Формирование российского рынка услуг индустрии гостеприимства: дисс... канд. экон. наук. - Майкоп, 2007. - С. 144.
8. Морозов М.А. Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в туризме: дисс... докт. экон. наук. - СПб, 2006. - 345 с.
9. Первый «блин» Евгения Кудели // Новая газета Кубани. - Выпуск 6 (1612) от 31.01.2011. URL: http://ngkub.ru/index.php?a=article&id=1031.
10. Показатели муниципальных образований. URL: www.gks.ru.
11. Севастьянова С.А. Региональное планирование туризма и гостиничного хозяйства: Учебное пособие. М.: Кнорус, 2008. - 256 с.
12. Скобкин С.С. Есть ли у нас индустрия гостеприимства? М.: Парад отелей, 2000. - № 4.
13. Стратегия развития города-курорта Сочи как горно-климатического курорта до 2020 г.
14. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1999. с. 300.