Научная статья на тему 'Проблемы информационного обеспечения регионального и муниципального стратегического управления'

Проблемы информационного обеспечения регионального и муниципального стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональное и муниципальное управление / стратегическое планирование / информационное обеспечение / цифровая экономика / regional and municipal management / strategic planning / information support / digital economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Сергеевич Новоселов, Александр Васильевич Фалеев

Региональный и муниципальный уровни управления отличаются недостаточной подготовленностью к переходу к новым параметрам информационного обеспечения на основе цифровой экономики, отставанием в развитии информационной инфраструктуры, противоречиями между законодательной основой и финансово-экономическим положением регионов и муниципальных образований в сложившейся системе управления, недостаточной результативностью и эффективностью информационного обеспечения процессов управления. Цель исследования состоит в обосновании необходимых изменений в системе информационного обеспечения регионального и муниципального управления, обеспечивающей разработку стратегических планово-прогнозных документов и их реализацию в условиях цифровой экономики. На основе стратегий в области цифровой трансформации сфер госуправления проанализированы тенденции внедрения информационных технологий в деятельность организаций государственного и муниципального сектора, выявлены существующие на сегодняшний день проблемы цифровой трансформации с учетом фактора диверсификации региональной экономики. Сформулированы предложения по повышению эффективности информационного обеспечения регионального и муниципального управления, а также обозначены направления для дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александр Сергеевич Новоселов, Александр Васильевич Фалеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Information Support of Regional and Municipal Strategic Management

The regional and municipal levels of government are characterized by insufficient preparedness for the transition to new forms of information support based on the digital economy, a lag in the development of information infrastructure, contradictions between the legislative framework and the financial and economic situation of regions and municipalities in the current management system, insufficient effectiveness and efficiency of information support management processes. The purpose of the study is to justify the necessary changes in the information support system of regional and municipal government, which ensures the development of strategic planning and forecast documents and their implementation in the digital economy. Based on the analysis of strategic planning documents in the field of digital transformation of public administration, trends in the introduction of information technologies in the activities of public and private sector organizations have been identified, and the current problems of digital transformation have been identified, taking into account the factor of diversification of the regional economy. Proposals have been formulated to improve the efficiency of information support for regional and municipal government, as well as directions for further research.

Текст научной работы на тему «Проблемы информационного обеспечения регионального и муниципального стратегического управления»

Научная статья

УДК 332.14 JEL M15, R 58

DOI 10.25205/2542-0429-2023-23-3-100-114

Проблемы информационного обеспечения регионального и муниципального стратегического управления

Александр Сергеевич Новоселов1 Александр Васильевич Фалеев2

'Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН Новосибирск, Россия 2Новосибирский государственный технический университет Новосибирск, Россия

1asnov@ieie.nsc.ru,https://orcid.org/0000-0001-7484-3527 2office-kg@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8321-4968

Аннотация

Региональный и муниципальный уровни управления отличаются недостаточной подготовленностью к переходу к новым параметрам информационного обеспечения на основе цифровой экономики, отставанием в развитии информационной инфраструктуры, противоречиями между законодательной основой и финансово-экономическим положением регионов и муниципальных образований в сложившейся системе управления, недостаточной результативностью и эффективностью информационного обеспечения процессов управления. Цель исследования состоит в обосновании необходимых изменений в системе информационного обеспечения регионального и муниципального управления, обеспечивающей разработку стратегических планово-прогнозных документов и их реализацию в условиях цифровой экономики. На основе стратегий в области цифровой трансформации сфер госуправления проанализированы тенденции внедрения информационных технологий в деятельность организаций государственного и муниципального сектора, выявлены существующие на сегодняшний день проблемы цифровой трансформации с учетом фактора диверсификации региональной экономики. Сформулированы предложения по повышению эффективности информационного обеспечения регионального и муниципального управления, а также обозначены направления для дальнейших исследований.

Ключевые слова

региональное и муниципальное управление, стратегическое планирование, информационное обеспечение, цифровая экономика

Источник финансирования

Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект № 121040100283-2 «Региональное и муниципальное стратегическое планирование и управление в контексте модернизации государственной региональной политики и развития цифровой экономики».

© Новоселов А. С., Фалеев А. В., 2023

Для цитирования

Новоселов А. С., Фалеев А. В. Проблемы информационного обеспечения регионального и муниципального стратегического управления // Мир экономики и управления. 2023. Т. 23, № 3. С. 100— 114. DOI 10.25205/2542-0429-2023-23-3-100-114

Problems of Information Support of Regional and Municipal Strategic Management

Alexander S. Novoselov1, Alexander V. Faleev2

'Institute of Economics and Industrial Engineering of SB RAS, Novosibirsk, Russian Federation 2Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation

'asnov@ieie.nsc.ru, https://orcid.org/0000-0001-7484-3527 2office-kg@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8321-4968

Abstract

The regional and municipal levels of government are characterized by insufficient preparedness for the transition to new forms of information support based on the digital economy, a lag in the development of information infrastructure, contradictions between the legislative framework and the financial and economic situation of regions and municipalities in the current management system, insufficient effectiveness and efficiency of information support management processes. The purpose of the study is to justify the necessary changes in the information support system of regional and municipal government, which ensures the development of strategic planning and forecast documents and their implementation in the digital economy. Based on the analysis of strategic planning documents in the field of digital transformation of public administration, trends in the introduction of information technologies in the activities of public and private sector organizations have been identified, and the current problems of digital transformation have been identified, taking into account the factor of diversification of the regional economy. Proposals have been formulated to improve the efficiency of information support for regional and municipal government, as well as directions for further research. Keywords

regional and municipal management, strategic planning, information support, digital economy

Funding

The research was carried out with the plan of research work of IEIE SB RAS, project «Regional and municipal strategic planning and management in the face of upgrading public regional policy and digital economy development», № 121040100283-2.

For citation

Novoselov A. S., Faleev A. V. Problems of Information Support of Regional and Municipal Strategic Management. World of Economics and Management, 2023, vol. 23, no. 3, pp. 100-114. (in Russ.) DOI 10.25205/2542-0429-2023-23-3-100-114

Введение

Необходимость усиления роли стратегического планирования и управления в решении экономических и социальных задач развития регионов страны с учетом новых трендов цифровой экономики обусловливается ужесточением внешнеэкономических и внешнеполитических антироссийских санкций [1; 2]. Чем выше уровень развития системы государственного и муниципального планирования

и управления, основанной на широком использовании современных информационных технологий, тем в большей степени обеспечивается баланс интересов взаимодействующих структур, тем крепче социальная стабильность общества и более благоприятные условия для роста региональной экономики. В свете мировых событий последних лет, таких как глобальная пандемия, рост сферы информационных услуг в системе мирового хозяйствования, возникновение новых информационных инструментов, цифровая трансформация становится одной из приоритетных задач стратегического управления [3; 4].

Решение задачи информационного обеспечения регионального и муниципального управления в контексте цифровой трансформации на национальном и региональном уровне требует разработки и реализации соответствующих стратегий. Некоторые из них уже внедрены и предоставляют возможность изучить их применимость, другие представляют собой теоретические разработки с дифференцированными исходными данными [5; 6]. В связи с этим представляет интерес рассмотрение глобальных трендов цифровой трансформации экономики и социальной среды, проведение анализа российских национальных и региональных стратегий цифровизации сфер управления, изучение российского и зарубежного опыта внедрения цифровых технологий государственного управления [7-9].

В ходе исследования были проанализированы документы стратегического планирования в области цифровой трансформации сфер госуправления, обозначены тенденции внедрения цифровых технологий в деятельность организаций государственного и частного сектора, выявлены существующие на сегодняшний день проблемы информационного обеспечения с учетом фактора диверсификации региональной экономики.

Инновации в сфере информационного обеспечения процессов управления в настоящее время понимаются как один из важнейших источников роста социально-экономического благополучия. Во многих странах предпринимаются попытки ввести цифровые сервисы и увеличить их количество в сфере управления и взаимодействия граждан с органами власти. Сфера государственного регулирования не является исключением, так как предполагается, что цифровизация информационного обеспечения управленческих процессов позволит сократить расходы на содержание всего аппарата и направить денежные средства на другие нужды, а также повысить эффективность деятельности органов государственного и муниципального управления [10-12]. В научных исследованиях отмечается, что цифровые технологии уменьшают как субъективизм и опасность манипулирования информацией при оценке эффективности реализации государственной политики, так и временное противоречие между окончанием отчетного периода и появлением необходимой информации, что положительно сказывается на осуществлении концепции управления по результатам [13; 14].

С развитием информационных систем в экономике в анализ планово-управленческой деятельности включаются информационные потоки, связанные с товарообменными и финансово-кредитными операциями между субъектами экономики региона, а также с оказанием различных информационных услуг. Параллельно с этими исследованиями активно развивается направление системного подхода к информационному обеспечению управления экономикой региона. В рамках

этого направления наибольшее распространение получил системно-структурный подход, который предполагает анализ товарных, финансовых и информационных потоков в региональной экономике на основе различных модификаций моделей материально-финансовых балансов и матриц взаимодействия экономических субъектов - предприятий сферы производства, торговли, финансово-кредитной сферы, домашних хозяйств, региональных органов управления и др. В ходе анализа проблем информационного обеспечения региональная система рассматривается как часть современной системы управления, что обусловливает открытость системы. В то же время экономика региона и муниципального образования представляется как множество взаимосвязанных подсистем [15].

В связи с этим цель исследования состоит в обосновании необходимых изменений в системе информационного обеспечения регионального и муниципального управления, обеспечивающей разработку планово-прогнозных документов и их реализацию в условиях цифровой экономики. Задачи исследования включают анализ влияния различных аспектов цифровой экономики на процессы стратегического планирования и управления в регионах, обобщение теоретических подходов к цифровизации стратегирования территорий, определение основных проблем внедрения цифровых инструментов в процессы управления экономикой, анализ и обобщение предлагаемых мер по решению проблем цифровизации социально-экономической сферы.

В целях повышения эффективности принимаемых управленческих решений регионального и муниципального уровня необходима адаптация информационного обеспечения к современным условиям. Выявление факторов и условий устойчивого социально-экономического развития региона или муниципального образования, находящегося во взаимодействии как с другими муниципальными образованиями, так и с региональными и федеральными органами управления, требует применения аналитического инструментария оценки информации, обеспечивающего:

- системность представления взаимосвязей и процессов функционирования всех звеньев региональной и муниципальной экономики;

- сбалансированность потребностей экономических субъектов региона, муниципальных образований и возможностей их удовлетворения;

- научно обоснованные оценки последствий управляющих воздействий;

- возможности проведения многовариантных сценарных расчетов траекторий экономического и социального развития, в том числе по сценариям различных уровней власти (федеральный, региональный) с различными горизонтами планирования;

- повышение результативности информационно-управленческого инструментария и оперативности его применения в условиях непредвиденного изменения внешних факторов.

Анализ современных проблем информационного обеспечения регионального и муниципального управления в контексте цифровизации экономики и общества

К числу проблем, препятствующих развитию эффективной информационной системы регионального и муниципального управления, как правило, относят широко известные и лежащие на поверхности проблемы, а именно: неразвитую информационно-коммуникационную инфраструктуру, недостаток финансовых ресурсов, нехватку высококвалифицированных кадров, неполноценность системы местного самоуправления. В то же самое время умалчиваются глубинные, фундаментальные проблемы, на которых необходимо сконцентрировать особое внимание, такие как приоритет отраслевого подхода в государственном управлении и нерешенность проблемы межведомственного взаимодействия и сочетания отраслевых и территориальных интересов, препятствующей комплексному использованию информационных ресурсов в управлении регионом.

Анализ полномочий и функций управления исполнительных органов государственной власти еще раз подтверждает преобладание отраслевых принципов в практике информационного обеспечения процессов социально-экономического развития региона. На стадии анализа полномочий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, проведенного в рамках исследования, не удалось выявить явные признаки, свидетельствующие о том, что действующая система управления нацелена на комплексное, рациональное и эффективное использование информационных ресурсов. Многие проблемы экономического и социального развития регионов вызваны недостаточной полнотой учета всей социально-экономической информации в управлении, слабостью информационной инфраструктуры территориального планирования и управления, отсутствием специальных аналитических органов, обеспечивающих институциональную систему управления социально-экономическим развитием региона.

Нерешенность перечисленных проблем приводит к существенному снижению эффективности системы управления социально-экономическим развитием региона, которое проявляется:

- в недооценке пространственного фактора и территориальных особенностей при чисто отраслевом подходе к реализации социально-экономической политики без учета фактора удаленности и транспортной доступности из-за недостаточно полной и достоверной информации о реальных процессах в экономике и социальной сфере;

- в недооценке значимости социально-экономической информации в территориальном разрезе, отсутствии необходимого набора показателей муниципальной статистики для целей управления;

- в недостаточно эффективном использовании современных методов анализа и обработки информации цифровых технологий в региональном и муниципальном управлении.

В настоящее время состояние социально-экономической информации о регионах характеризуется разрозненностью программных систем, форм хранения данных и самих данных. Сбор и обработка этих данных требует больших затрат, но полученный результат не удовлетворяет возросшим требованиям пользовате-

лей. В связи с этим необходимо ускоренное развитие систем социально-экономической информации, используемых для регионального управления, которые нуждаются в модернизации в соответствии с современными возможностями и требованиями цифровой экономики.

В сфере управления пространственным развитием в разрезе муниципальных образований недостает некоторых ключевых звеньев, таких как система информационного обеспечения процессов управления по вопросам экономического и социального развития подведомственной территории, основанной на использовании современных цифровых технологий. Можно утверждать, что в системе управления отсутствует реальная пространственно-определенная информация об экономическом и социальном положении дел в каждом конкретном поселении, муниципальном образовании, о финансовом положении хозяйствующих субъектов, о пространственной структуре расселения, территориальной доступности социальных и коммунальных услуг, их качестве и условиях их оказания. На муниципальном уровне отсутствует информация об объеме и структуре налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории. В таких условиях существенно затрудняется использование современных цифровых технологий в принятии управленческих решений на региональном и муниципальном уровне. Не владея полной и достоверной информацией о собираемых на территории налогах и сборах, муниципалитеты не имеют и стимулов для увеличения налоговой базы территории, а потому не имеют и заинтересованности влиять на эти процессы.

Одной из основных проблем управления на региональном уровне является отсутствие четкой системы информационного обеспечения институтов государственного управления и регулирования. Поэтому главной задачей в сфере управления экономикой региона на современном этапе становится объединение имеющихся отдельных элементов в единую систему управления при широком использовании современных информационных технологий. Отсутствие целостной информационной системы управления экономикой региона приводит ко многим негативным последствиям, связанным с нарушением нормального воспроизводства трудовых, материальных и финансовых ресурсов в регионе и не позволяет обеспечить комплексное социально-экономическое развитие региона.

Исследование показало, что необходима структуризация функций и институциональных элементов управления региональной и муниципальной экономикой на основе использования современных цифровых технологий, включающих методы анализа процессов социально-экономического развития региона, прогнозирование социально-экономических процессов в регионах различного типа, информационное обеспечение и систему показателей для комплексного исследования социально-экономических процессов региона.

В связи с этим основные управленческие функции, которые могут быть возложены на органы региональной власти в сфере информационного обеспечения, должны включать:

- функции по формированию информационных систем в разрезе муниципальных образований и конкретных поселений по всем вопросам управления развитием территорий, по подготовке материалов сравнительного анализа пространственного развития в сферах экономики и качества жизни;

- функции заказчика разработки системы информационного обеспечения и мониторинга документов стратегического планирования этих территорий;

- функции координатора информационного взаимодействия органов государственной власти, подведомственных им автономных организаций и органов местного самоуправления по вопросам создания условий и стимулирования реализации инфраструктурных проектов, проектов экономического и социального развития для достижения целей и реализации задач, определенных в стратегических документах территориального планирования;

- функции разработчика механизмов стимулирования использования региональных и муниципальных информационных систем для развития экономических связей хозяйствующих субъектов, крупных и мелких хозяйств, предпринимателей в целях укрепления экономики, формирования территориальных кластеров и хозяйственных комплексов.

В структуру предлагаемой информационной системы управления целесообразно включить совокупность целевых показателей уровня и качества жизни, доступности и условий предоставления государственных и муниципальных услуг (степени благоустройства общественных зданий и сооружений, степени их износа), условий ведения бизнеса; информацию о собранных налогах и сборах, включая налоги и сборы от вертикально интегрированных организаций, имеющих обособленные подразделения на территории муниципальных образований; а также информацию о государственном и муниципальном имуществе с полной их характеристикой и оценкой остаточной стоимости, земельном фонде (кадастровой оценки земли) на электронных носителях в действующей географической информационной системе. При этом следует учитывать, что возложить затраты по информационному обеспечению на муниципальные органы власти при современной системе формирования и распределения налоговых и неналоговых доходов нереально, у муниципалитетов нет таких средств, а задачи по формированию информационных систем практически одинаковые у всех муниципальных образований.

В целях формирования информационной системы стратегических планово-прогнозных документов, обеспечивающих единство и взаимосвязь между различными уровнями управления, для городских муниципальных округов необходимы: мониторинг стратегических документов развития территорий в соответствии с основными показателями развития современного города, отражающими конкурентные преимущества города, ориентированные на развитие комфортной среды жизнедеятельности горожан; составление инфраструктурных паспортов территорий города, содержащих необходимую информацию для мониторинга внутренних пропорций развития территорий и комплексного развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; формирование и мониторинг пространственных схем развития и размещения основных отраслей городского хозяйства и производства; создание институциональных условий для вовлечения жителей и экспертных сообществ в формирование показателей перспективных планов и проектов развития отдельных территорий в области градостроительства, реновации промышленных, рекреационных зон города.

Также целесообразно создание информационно-правовых институциональных условий эффективного управления пространственным развитием, включаю-

щих информацию о приоритетных направлениях поддержки развития основных и вспомогательных видов деятельности, мощностей инженерной и социальной инфраструктуры в каждом из районов, а также о приоритетных формах поддержки для разных направлений развития, процедуры согласования по вопросам государственной поддержки инвестиционного развития отраслевых министерств и органов территориального управления на основе межведомственного обмена информационными ресурсами, механизмы конкурсного отбора исполнителей инвестиционных проектов на основе объективного анализа и обработки достоверной информации.

Реализация предлагаемых мер невозможна без цифровизации информационно-управленческих процессов, позволяющих сократить расходы на содержание аппарата и повысить эффективность регионального и муниципального управления. В регионах России в настоящее время осуществляется программа развития цифровой экономики, которая должна быть реализована до 2025 года, в рамках этой программы утверждена Стратегия развития информационного общества до 2030 года. Также государство берет на себя ответственность за внедрение процессов цифровизации управления на уровне муниципальных образований.

Учитывая все вышесказанное, при осуществлении процессов стратегического планирования следует опираться в первую очередь на развитие информационных инноваций, а также на современные тенденции повсеместной цифровизации всех сфер жизнедеятельности, что будет способствовать сокращению межрегиональной социально-экономической дифференциации, а также повышению их экономической связанности. Внедряемые новые технологии и модернизация систем управления информационного обеспечения должны способствовать устранению цифровой отсталости регионов России, а также стать основой устойчивого территориального развития [16-18].

Разработка и реализация региональных стратегий цифровой трансформации государственного и муниципального управления

По поручению Президента и Правительства РФ регионами были разработаны стратегии в области цифровой трансформации. В Новосибирской области была утверждена Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления области, основной целью которой является совершенствование государственного управления, а также создание условий для ускоренного развития информационного обеспечения процессов управления экономикой и социальной сферой региона. Согласно данной Стратегии, с учетом особенностей развития Новосибирской области были выделены несколько основных направлений цифровой трансформации, включающих государственное управление, социальную сферу, образование и науку, транспорт и логистику, здравоохранение, развитие городской среды, сельское хозяйство.

Несмотря на устойчивый тренд в развитии цифровизации экономики и управления в Новосибирской области, существовавший до 2020 года, с началом мировой пандемии часть новосибирских цифровых организаций прекратили свое существование, поскольку на смену местным организациям, оказывающих услу-

ги онлайн, пришли глобальные и национальные цифровые лидеры и монополии, взявшие на себя функционал по внедрению и обслуживанию цифровых технологий. Вместе с тем в целом в Новосибирской области в последние годы затраты на внедрение и использование цифровых технологий в экономике и управлении значительно выросли. Данный показатель является новым и приводится в составе статистических данных последние три года. Но уже сейчас можно судить о положительной динамике по внедрению цифровых технологий в деятельности организаций на территории области, а значит, можно сделать вывод, что в Новосибирской области предпринимаются эффективные действия по цифровой трансформации экономики и управления. При анализе данных о затратах на внедрение цифровых технологий в мировых ценах также заметен рост данного показателя, но он уже не так значителен, что связано в первую очередь с наметившимся мировым и российским экономическим кризисом, явившимся следствием глобальной пандемии.

Следует также отметить, что в настоящее время темпы экономического роста замедлились во всем мире, при этом на первое место в темпах развития выходят глобальные интернет-монополии, для которых почти отсутствуют препятствия для захвата рынков. Также очевидным является то, что темпы роста спроса на цифровые сервисы и технологии в экономике и управлении значительно выросли за последние два года, и вполне вероятно данная тенденция будет продолжаться в ближайшее время.

Большая часть регионов России в настоящее время характеризуется неравномерностью развития цифровизации экономики и управления, а также высоким уровнем нереализованного экономического потенциала. Кроме того, существует достаточно высокий уровень межрегиональной дифференциации, при которой одни регионы являются явными лидерами по уровню развития социально-экономической и информационной среды, а другие - в значительной степени отстающими, с гораздо более низким уровнем информационной инфраструктуры. Регионы-лидеры являются своеобразными флагманами внедряемых информационных технологий и, анализируя их опыт, следует делать выводы о готовности технологий к внедрению в остальных регионах. Вследствие этого процессы цифровой трансформации на территории всей России, вероятно, будут тормозиться такими явными проблемами, как несоответствие кадрового потенциала в регионах современным цифровым требованиям, недостаточная обеспеченность необходимым компьютерным и техническим оборудованием, недостаточное финансовое обеспечение для внедрения новых информационных технологий. При этом все регионы, тем не менее, обязаны выполнять всеобщие требования по цифровой трансформации управления.

В этой ситуации представляется целесообразной стратегия гармонизации уровней развития регионов в сфере цифровизации экономики и управления, включающей такие мероприятия, как цифровая трансформация предприятий и организаций, внедрение инновационного оборудования и цифровых технологий в сфере управления, обеспечение своевременного повышения квалификации сотрудников для работы на основе цифровых технологий и инновационного оборудования.

Цифровизация регионального и муниципального управления предполагает последовательное проведение различных организационных мероприятий и тех-

нологических изменений, что связано с издержками, спрогнозировать которые достаточно сложно. Кроме того, барьерами на пути становления цифрового госуправления могут стать отсутствие соответствующих профессиональных компетенций у государственных и муниципальных служащих, несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточная координация усилий различных отраслевых ведомств и подразделений при внедрении инноваций. Развитие малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для внедрения новых эффективных цифровых технологий, которые способствуют росту экономики регионов и муниципальных образований. При этом задача регионального и муниципального управления сводится к ликвидации административных барьеров и созданию благоприятных условий для развития информационных технологий в регионах.

Поскольку определяющее значение в процессе цифровых трансформаций приобретают исследования и разработки, требуется создание системы управления исследованиями в области цифровой экономики, обеспечивающей координацию усилий заинтересованных сторон - представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний, высших учебных заведений и научных организаций. При этом необходимо учитывать, что одним из основных отличий цифровой экономики от традиционной является то, что в процессе ее функционирования более высокими темпами растет доля интеллектуальной собственности в создании новой стоимости. Нематериальные активы, такие как теоретические знания, научно-технические разработки и, прежде всего, инновации, становятся определяющим фактором развития производства и сферы услуг. В новых условиях ключом к конкурентному превосходству во всех регионах и муниципалитетах становится лидерство по выпуску наукоемкой продукции и контроль над потоками информации.

В мировой практике на данный момент не сложилось какой-либо единой системы и методики оценки эффективности работы органов власти регионального и муниципального уровня, учитывающей степень внедрения информационных технологий в управлении, качество предоставляемых информационных услуг, а также особенности развития конкретного региона. В связи с этим комплексный подход к критериям анализа даст возможность проводить оценку по тем параметрам, которые изначально не предполагают количественного измерения, не имеют единиц измерения и не охвачены мониторингом, но приобретают важное значение при их комплексном соотнесении с другими метрическими данными. В настоящее время проводится разработка различных моделей систем оценки эффективности цифровых технологий управления на национальном, региональном и муниципальном уровне [19; 20].

Формирование новой модели управления экономикой региона и соответствующей информационной среды для целей стратегического планирования должно иметь ориентацию на определенную перспективу развития и отвечать следующим условиям: обобщение и анализ информации о текущем положении в регионе, а также объективная оценка имеющихся ресурсов; формирование единого информационного обеспечения разработки сценария экономического и социального развития региона; возможность коррективы показатели сценария развития региона, а также отслеживать влияние этих корректировок на развитие в целом

и на каждую сферу экономики в отдельности на основе достоверной информации; выявление приоритетных направлений социально-экономического развития и постановка основных целей развития на долгосрочную перспективу.

В целях повышения доверия местного сообщества к региональным институтам управления необходимо создание системы своевременного информирования населения региона о деятельности государственных и муниципальных институтов, позволяющей им влиять на принимаемые общественно значимые решения. Для обеспечения открытости деятельности институтов управления необходимо, во-первых, принять законодательство о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных институтов управления, закрепляющее принцип раскрытия любой информации, кроме конфиденциальной, по запросам населения либо через общедоступные информационные системы, а также законодательно урегулировать вопрос закрытия информации; во-вторых, разработать и внедрить удобные для пользователей порталы региональных и муниципальных органов управления, содержащие необходимую информацию для бизнеса и населения, в-третьих, создать действенные каналы влияния регионального сообщества на принимаемые решения через публичные обсуждения и консультации на ранних стадиях принятия решения, общественные экспертизы социально значимых решений. При этом должны быть разработаны нормативно-правовые акты, регламентирующие требования к информационному обеспечению организации публичных обсуждений и консультаций, а также методические материалы и рекомендации по их реализации.

Заключение

Модернизация системы информационного обеспечения регионального и муниципального управления должна носить поэтапный характер и предполагать постоянную замену неэффективных элементов системы. На первом этапе необходимо обеспечить выполнение следующих задач:

- исходя из приоритетов экономического и социального развития региона, обосновать полномочия, конкретные права, обязанности и функции институциональных структур информационной системы регионального и муниципального управления;

- организовать систему мониторинга региональных и муниципальных планово-прогнозных разработок и нормативных документов, обеспечивающих высокую надежность и качество управления;

- усовершенствовать организационную структуру информационного обеспечения в соответствии с кругом решаемых задач, повысить его эффективность, упразднив многозвенность и нерациональные затраты;

- разработать научно обоснованные регуляторы, обеспечивающие создание экономической заинтересованности в сфере информационного взаимодействия региональных и муниципальных органов управления с бизнес-структурами, расположенными на территории;

- сформировать необходимую информационную базу региональной и муниципальной статистики, которая бы давала возможность исследовать региональные

социально-экономические пропорции воспроизводства и инструменты управленческого воздействия с целью их изменения в нужном направлении;

- создать необходимую информационную инфраструктуру для перехода к эффективной системе управления с широким использованием новых цифровых технологий и искусственного интеллекта.

Необходима организация создания и поддержания в рабочем состоянии полноценных баз данных об объектах государственной и муниципальной собственности, объектах общественной инфраструктуры, общественных финансов на единых методологических принципах, позволяющих обмениваться информацией в удобной форме. Механизмом реализации данной работы может быть целевая программа по проведению инвентаризации общественной собственности и созданию единой информационно-аналитической системы по объектам государственной и муниципальной собственности. Не менее важно обеспечить открытый доступ к информации обо всех подготовленных для строительства, сданных в аренду земельных участках, наличии и стоимости подключения к инженерной инфраструктуре, а также сданных в аренду объектах недвижимости.

Список литературы

1. Аганбегян А. Г. О мерах по смягчению социально-экономических последствий от санкций, принятых «недружественными» странами против России в 2022 г. // Ноономика и ноообщество. Альманах трудов ИНИР им. С. Ю. Витте. 2022. Т. 1. № 2. С. 36-56.

2. Лихачева А. Б. О стратегических эффектах односторонних санкций: российский опыт // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 52-66.

3. Алихани С. Меры по нейтрализации последствий санкций против России на федеральном и региональном уровнях // Федерализм. 2022. Т. 27. № 1 (105). С. 150-161.

4. Балабин О. И. Экономические санкции западных стран в отношении Российской Федерации как стимул развития отечественного производства // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 2. С. 18-24.

5. Бахтизин А. Р., Ильин Н. И., Качан М. В. Развитие системы стратегического управления в условиях цифровизации // Экономические стратегии. 2022. Т. 24. № 1 (181). С. 20-33.

6. Рожков Е. Перспективы цифровизации в России // Общество и экономика. 2021. № 7. С. 17-27.

7. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / Под ред. Е. Г. Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021. 184 с.

8. Цифровизация в государственном управлении, общественной жизни и правовой сфере / Архипова М. Ю., Розанова Е. В., Сиротин В. П., Соловьев А. А., Нарциссова С. Ю. М., 2022. 238 с.

9. Плотников В. А., Маслюк А. В. Перспективы цифровизации процессов государственного управления // Управленческое консультирование. 2022. № 3 (159). С. 87-94.

10. Журов Ю. В. Инструменты повышения качества информационного обеспечения управления в условиях цифровизации // Вестник Российского экономического ун-та им. Г. В. Плеханова. 2022. Т. 19. № 2 (122). С. 82-92.

11. Большаков С. Н. Реформы государственного управления и государственной службы: выбор приоритетов стратегического планирования и цифровизации (опыт стран Северной Европы) // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Теория и практика управления. 2022. № 1 (35). С. 9-25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Calvino F. et. al. A Taxonomy of Digital Intensive Sectors. OECD Science, Technology and Industry Working Papers. Paris, 2018. 48 p.

13. Управление социально-экономическим развитием регионов Сибири / Под ред. А. С. Новосёлова, В. Е. Селиверстова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2020. 420 с.

14. Добролюбова Е. И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 4. С. 70-93.

15. Региональное и муниципальное управление: проблемы теории и практики / Под ред. А. С. Новосёлова, В. Е. Селиверстова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2022. 424 с.

16. Берендеева А. Б., Елизарова А. А. Цифровизация управления: региональный и муниципальный уровни // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2022. № 3 (71). С. 6-17.

17. Миролюбова Т. В., Радионова М. В. Роль сектора ИКТ и факторы цифровой трансформации региональной экономики в контексте государственного управления // Вестник Пермского ун-та. 2020. Т. 15. № 2. С. 253-270.

18. Еремеев С. Г. Стратегическое планирование в реализации концепции Smartcity // Власть. 2021. № 2. С. 53-61.

19. Урасова А. А. Условия цифровизации экономики как основа управления развитием пространственно-отраслевой структуры региона // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Т. 234. № 2. С. 87-106.

20. Глезман Л. В., Урасова А. А. Методологические аспекты формирования механизма управления развитием пространственно-отраслевой структуры региона в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. 2022. Т. 12. № 1. С. 479-500.

References

1. Aganbegyan A. G. On measures to mitigate the socio-economic consequences of sanctions adopted by "unfriendly" countries against Russia in 2022 // Noonom-ics and nooobschestvo. Almanac of Proceedings of INIR named after S.Yu. Witte. 2022. Vol. 1. No. 2. S. 36-56.

2. Likhacheva A. B. On the strategic effects of unilateral sanctions: Russian experience // Financial magazine. 2021. T. 13. No. 4. S. 52-66.

3. Alikhani S. Measures to neutralize the consequences of sanctions against Russia at the federal and regional levels // Federalism. 2022. T. 27. No. 1 (105). S. 150-161.

4. Balabin O. I. Economic sanctions of Western countries against the Russian Federation as a stimulus for the development of domestic production // Bulletin of the Russian Customs Academy. 2021. No. 2. S. 18-24.

5. Bakhtizin A. R., Ilyin N. I., Kachan M. V. Development of a strategic management system in the context of digitalization // Economic strategies. 2022. V 24. No. 1 (181). P. 20-33.

6. Rozhkov E. Prospects for digitalization in Russia // Society and Economics. 2021. No. 7. P. 17 - 27.

7. Digital Transformation Strategy: Write to Execute, Ed. E. G. Potapova, P. M. Po-teeva, M. S. Shklyaruk. M.: RANEPA, 2021. 184 p.

8. Digitalization in public administration, public life and the legal sphere / Arkhipova M. Yu., Rozanova E. V., Sirotin V. P., Soloviev A. A., Narcissova S. Yu. Moscow, 2022. 238 p.

9. Plotnikov V. A., Maslyuk A. V. Prospects for digitalization of public administration processes // Administrative Consulting. 2022. No. 3 (159). S. 87-94.

10. Zhurov Yu. V. Tools for improving the quality of management information support in the context of digitalization // Bulletin of the Russian Economic University named after G.V Plekhanov. 2022. T. 19. No. 2 (122). S. 82-92.

11. Bolshakov S. N. Reforms of public administration and public service: the choice of priorities for strategic planning and digitalization (the experience of the countries of northern Europe) // Bulletin of the Komi Republican Academy of Public Administration and Management. Theory and practice of management. 2022. No. 1 (35). P. 9-25.

12. Calvino F. et. al. A Taxonomy of Digital Intensive Sectors. OECD Science, Technology and Industry Working Papers. Paris, 2018. 48 p.

13. Management of socio-economic development of Siberian regions / ed. A. S. No-voselov, V.E. Seliverstov. Novosibirsk: IEIE SB RAS, 2020. 420 p.

14. Dobrolyubova E. I. Public administration based on results in the era of digital transformation: a review of foreign experience and prospects for Russia // Issues of state and municipal management. 2018. No. 4. S. 70-93.

15. Regional and municipal management: problems of theory and practice / ed. A. S. Novoselov, V. E. Seliverstov. Novosibirsk: IEIE SB RAS, 2022. 424 p.

16. Berendeeva A. B., Elizarova A. A. Digitalization of management: regional and municipal levels // Modern science-intensive technologies. Regional application. 2022. No. 3 (71). S. 6-17.

17. Mirolubova T. V., Radionova M. V. The role of the ICT sector and factors of digital transformation of the regional economy in the context of public administration // Bulletin of the Perm University. 2020. Volume 15. No. 2. S. 253-270.

18. Eremeev S. G. Strategic planning in the implementation of the Smart city concept // Power. 2021. No. 2. S. 53-61.

19. Urasova A. A. Conditions for the digitalization of the economy as a basis for managing the development of the spatial and sectoral structure of the region // Scientific Works of the Free Economic Society of Russia. 2022. T. 234. No. 2. S. 87-106.

20. Glezman L. V., Urasova A. A. Methodological aspects of the formation of the mechanism for managing the development of the spatial and sectoral structure of the region in the conditions of digitalization of the economy // Issues of innovative economics. 2022. T. 12. No. 1. S. 479-500.

Информация об авторах

Александр Сергеевич Новоселов, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом Института экономики и организации промышленного производства СО РАН SPIN-код: 1184-9500 Scopus Author ID: 56501642200 WoS Researcher ID: L-7818-2015

Александр Васильевич Фалеев, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической информатики Новосибирского государственного технического университета SPIN-код: 771754

WoS Researcher ID: AAE-5071-2021

Information about the Authors

Alexander S. Novoselov, Doctor of Economics, Professor, Head of Department at the Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation) SPIN-code: 1184-9500 Scopus Author ID: 56501642200 WoS Researcher ID: L-7818-2015

Alexander V. Faleev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Informatics, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russian Federation) SPIN-code: 771754 WoS Researcher ID: AAE-5071-2021

Статья поступила в редакцию 03.07.2023; одобрена после рецензирования 20.08.2023; принята к публикации 20.08.2023

The article was submitted 03.07.2023; approved after reviewing 20.08.2023; accepted for publication 20.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.