УДК 332.135
Д.И. Дынник
старший преподаватель, кафедра «Управление и экономика таможенного дела», Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону
ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
D.I. Dynnik
Senior Lecturer,
Department of "Management and Economics of Customs", Rostov Branch of the Russian Customs Academy, Rostov-on-Don
E-mail: [email protected]
DIGITALIZATION OF THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM: PROBLEMS AND PROSPECTS
Аннотация. Цифровая трансформация является новым фактором развития экономических систем регионального уровня. Экономическое развитие и экономический рост теперь напрямую зависит от готовности принять и максимально эффективно использовать цифровые технологии. Отсутствие политической воли и возможностей внедрения цифровых технологий в экономику ведет к деградации всей экономической системы. В статье проведена оценка цифровой трансформации экономики, которая позволила сделать вывод о том, что в настоящее время южные регионы не занимают лидирующих позиций по рейтингам цифровизации. Ресурсы цифровой трансформации недостаточно эффективно применяются в сфере регионального управления. Главным направлением реализации государственной политики цифровизации регионов является создание единого и взаимоувязанного комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти регионов России и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона. В статье представлены результаты анализа государственной программы «Информационное общество» на примере Ростовской области. Дана критическая оценка эффективности программ и проектов, которые подразумевают цифро-визацию в системе управления и «цифровой прорыв».
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, управление, государственные органы, государственный институт, социально-экономическое развитие, государственные услуги, цифровое правительство, эффективность.
Abstract. Digital transformation is a new factor in the development of economic systems at the regional level. Economic development and economic growth is now directly dependent on the willingness to accept and make the most of digital technologies. The lack of political will and opportunities to introduce digital technologies into the economy leads to the degradation of the entire economic system. The article assesses the digital transformation of the economy, which led to the conclusion that at present the southern regions do not occupy a leading position in the digitalization ratings. The resources of digital transformation are not effectively used in the field of regional governance. The main direction of the implementation of the state policy of digitalization of the regions is the creation of a single and interconnected complex of state and municipal information systems that provide support for the activities of public authorities of the regions of Russia and local governments, as well as uniting them on the basis of a common information technology infrastructure of the region. The article presents the results of the analysis of the state program "Information Society" on the example of the Rostov region. A critical assessment of the effectiveness of programs and projects that involve digitalization in the management system and a "digital breakthrough" is given.
Key words: digital technologies, digitalization, management, state bodies, state institution, socioeconomic development, public services, digital government, efficiency.
В настоящее время мировое сообщество приступило к активному этапу глобализации — цифровой трансформации общества и социально-политических процессов, в первую очередь, под влиянием большого прироста трансграничных данных. Цифро-визация проникла во все сферы деятельности и является неотъемлемым элементом мирового сообщества. Она представляет собой повсеместное внедрение цифровых технологий во все сферы жизни человека, а именно: промышленность, экономика, социальная сферы, повседневная жизнь.
Правительство активно внедряет цифровые технологии в свою деятельность с целью повышения качества предоставления государственных услуг, а также совершенствует систему межведомственного взаимодействия по средством использования специальных цифровых систем. За последние годы в России реализованы ряд проектов, которые уже продемонстрировали свою эффективность на различных уровнях государственного управления. Однако, на сегодняшний день существуют неразрешенные проблемы, которые могут быть решены с помощью развития цифровых технологий. Несмотря на то, что циф-ровизация имеет мощное положительное влияние на общество и государство, существуют также и серьезные риски, которые возникают вследствие цифровизации, что делает весь процесс крайне противоречивым.
Проблемы цифровизации процессов исследуются довольно обширно. Здесь ведущие позиции принадлежат зарубежным авторам, таким как Д. Белл, Г. Бехманн, М. Кастельс, Д. Норт, Э. Тоффлер и многие другим. Среди отечественных разработок можно отметить работы И.Л. Бачило, Ю.А. Нисневича. Именно в исследованиях подобного рода освещаются глобальные вызовы информационного общества. Применение информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении в рамках цифрового правительства становится предметом исследования политической науки, здесь можно отметить диссертационные исследования Д.С. Ага-лина, П.В. Григорьева, Е.А. Кашиной, И.Ю. Никодимова и А.Н. Васениной. Особенности информационного пространства
и функционирования государственных институтов в рамках данного пространства исследуют Асташова Н.Д., Кодани-на А.Л. Вопросы цифровизации и развития информационно-коммуникационных технологий, а также проблем и рисков цифровизации исследуют Масланов Е.В., Душина С.А., Хватова Т.Ю., Николаен-ко Г.А. Однако, несмотря на значительную изученность отдельных вопросов цифрови-зации, проблема внедрения современных цифровых технологий на государственном уровне изложена незначительно, что представляет особый интерес.
Цифровизация как современное явление и одновременно повсеместная тенденция развития привлекает все большее внимание науки и общества. Все большее влияние данный процесс оказывает на государственные институты, экономическую систему, организацию повседневной жизни, социализацию личности и т.д. Практически все сферы деятельности общества подвержены ее влиянию [1]. Цифровиза-ция представляет собой повсеместное внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни [2]: промышленность, экономику, образование, культуру [3], обслуживание и т.п. Стремительность развития цифровизации объясняется в первую очередь высокой скоростью развития информационных технологий, микроэлектроники и коммуникаций в большинстве стран мира, что явилось важнейшей предпосылкой данного процесса. Однако, развитие информационных технологий не является единственной причиной развития цифро-визации. Среди других причин можно выделить следующие:
— торговая глобализация;
— рост урбанизации [4];
— рост численности населения [5];
— изменение потребительских предпочтений [6];
— развитие технологий в сельском хозяйстве;
— переход от продуктовой модели к сервисной и другие [7].
Таким образом, процесс цифровизации является объективным вызовом времени, обусловленным рядом факторов.
Благодаря развитию цифровых технологий инфраструктура получила отраже-
ние через цифровой образ. Посредством специальных приложений человек получил возможность в режиме online выбирать места, маршруты, решать срочные и важные вопросы, связанные как с его работой, так и с государственными структурами. Современные социальные сети и другие приложения позволяют оставлять отметки о своем присутствии в городском пространстве, позволяют оставлять свои метки. Посредством цифровых технологий человек не просто живет в городской среде, но активно использует всю инфраструктуру и уже самостоятельно формирует в своем сознании представление о цифровом городе [8].
В настоящее время накоплен достаточно богатый и успешный зарубежный опыт формирования цифрового правительства. Оцифрованные процессы, на примере зарубежных стран преобразуют государственные услуги посредством повышения качества обслуживания и в целом эффективности государственного сектора [9].
В условиях глобальной нестабильности многие государства, опираясь на потреб-
ности и предпочтения людей, трансформируют системы предоставления услуг посредством внедрения цифрового правительства, что подразумевает их перепроектирование за счет прорывных технологий и данных. При этом сами по себе технологии и данные не являются преобразующими [10]. Только их системное применение в процессах принятия решений, в том числе при формировании всеобъемлющих стратегий и программ реформирования государственного сектора, является предпосылкой повышения благосостояния общества. В ряде зарубежных стран оцифрован основной объем государственных услуг [11]. Примеры государственных услуг, перенесенных в цифровой вид представлена на рис. 1.
Осуществленные нововведения привели к сокращению расходов государственного сектора, привели к облегчению процесса взаимодействия населения, предприятий, и государственных органов. В некоторых странах отмечается ежегодные рост количества граждан, пользующихся услугами электронного правительства (рис. 2).
Рис. 1. Примеры государственных услуг, перенесенных в цифровой вид
Количество граждан использующих электронное правительство в Дании
Количество граждан использующих электронное правительство в Чили, Эстонии, Мексике, Колумбии
Количество граждан, отправляющих заполненные формы онлайн в Северной Европе, Эстонии, Нидерландах, Франции
Количество граждан, отправляющих заполненные формы онлайн в Мексике, Японии
50
П
10
88
Рис. 2. Страны с различным уровнем цифрового развития, в %
Чаще всего низкий уровень использования услуг, предлагаемых электронным правительством, объясняется наличием каких-либо недостатков инфраструктуры, или же недостаточным информационным обеспечением, из-за чего многие граждане не знаю о том, что можно пользоваться услугами электронного правительства и другое. По состоянию на 2020 год к государствам, в которых уровень цифровизации государственных органов наиболее развит, относятся Дания, Австралия, Республика Корея, Великобритания, Швеция, Финляндия, Сингапур, Новая Зеландия, Франция [12]. Большинство названных стран приняло стратегии цифровизации общества и для их реализации активно ис-
пользует прорывные технологии, такие как блокчейн, большие данные, интернет вещей, искусственный интеллект и прочие. Развитие и распространение технологий цифровой экономики формируют предпосылки для преобразований региональных экономических систем, заключающихся в смене представления о системе взаимодействия экономических субъектов и в кардинальном изменении траектории построения ценностных ориентиров для хозяйствующих субъектов [13]. Циф-ровизация является фундаментом всех социально-экономических преобразований в субъектах Федерации: в исследовании выделены ключевые этапы становления цифровой экономики в регионе (рис. 3).
Создание инфраструктуры цифровым технологиям
Формирование
цифрой компетенций
Использование цифровых технологий в повседневной жизни
Эффекты от инфровизации и формирования цифровой экономики
Социально-экономическое развитие региона
Рис. 3. Этапы становления цифровой экономики в регионе
При этом главным направлением реализации государственной политики циф-ровизации регионов является создание единого и взаимоувязанного комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти регионов России и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона.
Рассмотрим объем финансирования государственной программы Ростовской
области «Информационное общество» за 2019-2020 гг. (табл. 1).
Расходы на реализацию государственной программы в 2020 году увеличились на 94 368,9 тыс. рублей или на 31,6% по сравнению с объемом финансирования в 2019 году. Рост замечен также по статье на образование, подготовку, переподготовку, повышение квалификации на 62,5 тыс. рублей или на 31,7% по сравнению с отчетным периодом. Процент исполнения бюджета в 2020 году составил 99,8%, что на 1,6 процентных пункта больше по сравнению с прошлым годом.
Таблица 1
Информация о расходовании бюджетных средств министерством цифрового развития, информационных технологий и связи Ростовской области
Наименование показателей Утвержденные бюджетные назначения, в тыс. руб. Исполнено, в тыс. руб. Процент исполнения к плану
2019 год
Расходы бюджета, всего 298843,2 293418,3 98,2
Государственная программа Ростовской области «Информационное общество», в т.ч.: 297606,2 292 185,9 98,2
1) общегосударственные вопросы 134,9 134,9 100,0
2) связь и информатика в т.ч. 297471,3 292051,0 98,2
Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации 50 197,2 49521,5 98,7
Финансовое обеспечение государственного задания бюджетного учреждения 22099,9 22099,9 100,0
Иные мероприятия 225174,2 220429,6 97,9
Иные непрограммные расходы, в т.ч.: 1 237,0 1 232,4 99,6
образование, подготовка, переподготовка, повышение квалификации 197,0 192,4 97,7
общегосударственные вопросы 1040 1040 100
2020 год
Расходы бюджета, всего 393212,1 392574,0 99,8
Государственная программа Ростовской области «Информационное общество», в т.ч.: 391966,2 391329,6 99,8
1) общегосударственные вопросы 21,8 21,8 100,0
2) связь и информатика в т.ч. 391944,4 391 307,8 99,8
Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации 50872,7 50 613,0 99,5
Финансовое обеспечение государственного задания бюджетного учреждения 50 860,7 50 860,7 100,0
Субсидия на иные цели подведомственному учреждению 26 917,4 26 900,4 99,9
Иные мероприятия 263293,6 262933,7 99,9
Иные непрограммные расходы, в т.ч. 1 245,9 1244,4 99,9
образование, подготовка, переподготовка, повышение квалификации 259,5 258,0 99,4
Регионы с недостаточно развитой ИТ-инфраструктурой и низкими показателями использования ИТ тормозят формирование общей системы информационных, экономических и социальных связей, ос-
нованных на широкомасштабном использовании современных цифровых технологий. Поэтому, первоочередной является задача устранения цифрового неравенства (рис. 4).
01
Устранение цифрового неравенства
03
Создание технологических и инфраструктурных платформ
01
Формирование единых стандартов цифровизации государственных органов в регионах
02
Формирование системы подготовки профссиональных кадров для цифровой экономики
04
Формирование положительного инвестиционного климата и условий для равной конкуренции
Рис. 4. Направления развития цифровой трансформации государственных органов в субъектах РФ
Для того, чтобы успешно управлять цифровыми процессами, необходимо большое число специалистов в области информационных технологий, а также квалифицированных пользователей, работающих в цифровой среде. Важно увеличивать число актуальных направлений образовательных программ в сфере ИТ на уровне высшего образования для формирования необходимого комплекса профессиональных знаний и навыков [14]. Трансформация рынка труда должна опираться на требования цифровой экономики [15]. Необходимо обратить внимание на вопрос создания системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.
Развитие инфраструктурных объектов обеспечивает воспроизводство инновационных технологий необходимых для поддержки цифровой трансформации (создание в рамках региональной экономической системы специализированных структурных элементов: технопарков, индустриальных парков, бизнес-инкубаторов, инвестиционных фондов с ориентацией на поддержку только хозяйствующих
субъектов, занимающихся приоритетными цифровыми технологиями). Зачастую необходим синхронный переход к цифровым решениям сразу целой группы компаний, образующих кооперационные цепочки [16]. Для обеспечения такой синхронизации государство может либо организовать широкие консорциумы, объединяющие заинтересованные организации [17], либо директивно устанавливать требования по использованию определенных технологических решений [18].
Цифровизация государственных органов безусловно оказывает сильное влияние на современное общество в целом и предопределяет его дальнейшее развитие. В условиях внедрения цифровых технологий фактически видоизменяется процесс жизнедеятельности любого гражданина страны и процесс его взаимодействия с государственными институтами [19].
В табл. 2 представлен примерный организационный план интеграции региональной системы государственного управления в федеральную сеть.
Рассмотрим затратную часть проекта (табл. 3).
Таблица 2
Примерный организационный план
№ Мероприятие Ответственный Месяц
Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь Июль Авг.
1 Совершенствование межведомственного взаимодействия МЦ, МФ, МЦ РФ
1.1 Разработка ТЗ на интеграции программных средств ПРО в федеральную систему МЦ
1.2 Согласование ТЗ с федеральным уровнем МЦ, МЦ РФ
1.3 Обоснование закупки и выделение средств МФ
1.4 Заключение госконтракта с организацией (исполнителем) МЦ
1.5 Исполнение и прием результатов по контракту МЦ
1.6 Приобретение сервера для хранения ЭЦП МЦ
1.7 Разработка мобильного приложения СЭД Дело, АЦК Финансы МЦ, МФ
2 Корректировка финансового обеспечения мероприятий МФ, МЦ
2.1 Корректировка ГП «Информационное общество» МФ, МЦ
2.2 Корректировка ФП «Цифровая экономика» (в части участия Ростовской области) МФ, МЦ
3 Привлечение инвестиций 1Т-сферу МЭ, МЦ
4 Оценка результатов МЦ
МЦ — министерство цифрового развития РО;
МФ — минфин области;
МЭ — Минэкономразвития области;
МЦ РФ — министерство цифрового развития РФ.
Таблица 3
Затратная часть проекта
Наименование затрат Стоимость затрат, тыс. руб. Примечание
Привлечение специализированной организации для разработки технического задания по интеграции информационных систем федерального и регионального уровня 100,0 Единовременные затраты. Для подготовки ТЗ по интеграции информационных систем и баз данных необходимо точно разработать ТЗ и на основании его уже будет проводится обоснование закупки в соответствии с приказом минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567
Предварительная стоимость проекта по интеграции информационных систем и баз данных в единую 18 562,9 Единовременные затраты. Данная стоимость является предварительной на основании успешного опыта реализации подобного проекта в 2018 году в Белгородской области. Необходимо обратить внимание, что стоимость зависит от технического задания и может варьироваться. Это лишний раз подчеркивает важность первого пункта данной таблицы
Приобретение сервера для хранения ЭЦП сертификатов 16 500,0 Единовременные затраты. Средняя стоимость сервера составляет 300,0 тыс. рублей. Необходимо приобрести 55 серверов для МО. Следует отметить, что в муниципалитетах есть серверы, но они не приобретены специально для хранения БД сертификатов. Нам же нужно отдельный сервер для сертификатов ЭЦП как было реализовано в ФНС России. Стоимость неокончательна, так как приобретение основного средства будет осуществлять конкурентным способом через электронный аукцион и может сложиться экономия средств. Предельная стоимость не будет превышать 16 500,0 тыс. рублей
Привлечение специализированной организации для разработки технического задания по созданию мобильного приложения СЭД Дело, АЦК Финансы 100,0 Единовременные затраты. Для подготовки ТЗ по созданию мобильного приложения СЭД Дело и АЦК Финансы, на основании которой будет проводится обоснование закупки в соответствии с приказом минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567
Всего по проекту 35 262,9
Согласно табл. 4 после реализации проекта, то есть в конце 2022 года будет освобождено лимитов в размере 35 262,9 тыс. рублей (стоимость проекта) за счет того, что финансирование будет за счет государственной программы после внесения соответствующих изменений в нее. Бюджетный эффект будет получен в конце финансового года, но внести изменения в финансирование госпрограммы необходимо будет до конца второго квартала 2022 года.
В случае невнесения изменений в объем финансирования будет отмечен низкий
процент освоения бюджетных средств мин-цифры Ростовской области, что негативно повлияет на эффективность деятельности министерства в целом.
Цифровая трансформация — это внедрение современных цифровых технологий в бизнес-процессы социально-экономических систем всех уровней. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях.
Таблица 4
Изменение лимитов государственной программы после реализации проекта, в тыс. руб.
Наименование показателей Бюджетные ассигнования до рекомендаций Бюджетные ассигнования после реализации проекта Освобождение бюджетных лимитов
Государственная программа Ростовской области «Информационное общество», в т.ч.: 391966,2 356703,3 35 262,9
1) общегосударственные вопросы 21,8 21,8
2) связь и информатика в т.ч. 391944,4 356681,5 35 262,9
Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации 50872,7 50872,7 0,0
Финансовое обеспечение государственного задания бюджетного учреждения 50860,7 50860,7 0,0
Субсидия на иные цели подведомственному учреждению 26 917,4 26 917,4 0,0
Иные мероприятия 263293,6 228030,7 35 262,9
Иные непрограммные расходы, в т.ч. 1 245,9 1 245,9 0,0
образование, подготовка, переподготовка, повышение квалификации 259,5 259,5 0,0
Список литературы
1. Брюханова Н.В., Дынник Д.И. Стратегическое планирование: новые подходы и инструменты реализации (региональный аспект) // Стратегическое управление социально-экономическим развитием: новые вызовы — новые решения / Л.В. Балабанова, О.Н. Головинов, Т.Л. Иванова, В.А. Макеев, А.В. Половян, В.П. Полуянов, Е.В. Сардак, М.Р. Терованесов, В.Н. Тисунова, Н.В. Брюханова, И.Ю. Гайдай, М.П. Глызина, Д.И. Дынник, М.В. Зубрыкина, Е.А. Иванова, И.В. Иванова, В.В. Капыльцова, П.А. Климова, Н.А. Ковалева, А.З. Коробкин и др. — Донецк, 2019. — С. 77-83.
2. Брюханова Н.В. Проблема выбора специального налогового режима для субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляющих электронную торговлю // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2018. — Т. 4. — № 1. — С. 7-15.
3. Брюханова Н.В., Керопян МА. Диагностика и прогнозирование кадровых потребностей процессов социально-экономического развития региона // Известия высших учебных заведений.
Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2016. — № 1 (189). — С. 70-75.
4. Брюханова Н.В., Сергиенко Л.С. Формирование системы кадрового обеспечения процессов социально-экономического развития региона // Актуальная биотехнология. — 2013. — № 2 (5). — С. 56-60.
5. Брюханова Н.В. Прогнозирование потребности регионального рынка труда как инструмент ускоренного социально-экономического развития территории // Интеллектуальные ресурсы развития регионов России: научно-образовательный форум. — 2012. — С. 9-15.
6. Брюханова Н.В. Концептуально-методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого предпринимательства // Известия ЮФУ. Технические науки. — 2010. — № 4 (105). — С.117-124.
7. Григорьева Н.С., Колычева Ж.Я., Дынник Д.И. Цифровая трансформация системы управления туристским комплексом региона // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2021. — № 1 (128). — С. 40-44.
8. Григорьева Н.С. Необходимость и возможности устойчивого развития регионов// Труды международной научно-практической конференции «Транспорт-2015» / ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения». — 2015. — С. 72-73.
9. Григорьева Н.С. Качество образования и корпоративная культура вуза // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. — 2015. — № 1. — С. 42-45.
10. Исаева ЕА, Брюханова Н.В. Сглаживание диспропорций развития муниципальных образований посредством повышения их инвестиционной привлекательности // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 4-3. — С. 589-594.
11. Колычева Ж.Я., Григорьева Н.С. Мультипликативный эффект от предпринимательских воздействий в инфраструктурную сферу региона (на примере ростовской области) // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2016. — № 2 (69). — С. 28-32.
12. Киянова ЛД. Бюджетная политика государства: значение, виды и основные инструменты // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: цивилизаци-онный аспект. материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х ч. — М., 2021. — С. 296-300.
13. Киянова Л.Д. Особенности формирования региональной структуры // Актуальные вопросы и инновационные технологии в развитии географических наук: сборник трудов Всероссийской научной конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации / Южный федеральный университет, Институт наук о Земле. — 2020. — С. 311-314.
14. Кириченко ДА. Государственные программы Российской Федерации: сущность и основные направления реализации // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. — 2020. — С. 150-155.
15. Красноплахтич М.В. Роль стратегического сотрудничества в обеспечении устойчивого социально-экономического развития аграрных территорий // Никоновские чтения. — 2013. — № 18. — С. 383-387.
16. Сульженко СА, Мусаелян А.К., Джамурза-ев ЮД. Трансформация налогового администрирования в условиях цифровой экономики // Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Ростов н/Д, 2020. — С. 7-13.
17. Лобас Ю.Н., Ересько ЕА. Технологии и инструменты инновационного кадрового менеджмента // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2020. — № 2 (117). — С. 46-49.
18. Лобас ЮН. Статистика как база развития экономического потенциала общества // Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина. Материалы Второй Всероссийской национальной научно-практической конференции. — 2019. — С. 200-202.
19. Ярошенко С.Г., Красноплахтич М.В. Цифро-визация зерновых кластеров: тенденции и основные задачи // Цифровые технологии в экономике и промышленности (ЭКОПРОМ-2019): Сборник трудов национальной научно-практической конференции с международным участием / Под ред. А.В. Бабкина. — 2019. — С. 456-460.