Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕГИОН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Н.С.

Развитие предпринимательских бизнес-структур как на федеральном, так и на региональном уровнях обусловлено макроэкономическими тенденциями, вызванными пандемией, - замедлением экономического развития, сокращением спроса потребителей, высокими институциональными барьерами ведения бизнеса. На федеральном уровне в начале года принято решение о переносе сроков уплаты налогов в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы, страховых взносов во внебюджетные фонды, а также снижение тарифа с 30 до 15%. Правительством Ростовской области были приняты соответствующие меры поддержки по региональным налогам. В сложившихся условиях развитие бизнеса, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства, детерминировано скоростью адаптации предпринимательства к изменяющимся условиям внешней среды. Цифровизация предпринимательского сектора поспособствует адаптации бизнеса к настоящим реалиям и снизит риски повторного простоя в период локдауна в апреле-мае 2020 года. Тема является актуальной по настоящее время. В рамках национального проекта «Цифровая экономика» до 2024 года реализуется пять региональных проектов по цифровым технологиям, цифровому государственному управлению, кадрам для цифровой экономики, информационной инфраструктуре. Правительством Российской Федерации пересмотрены ориентиры масштабной цифровизационной трансформации. Теперь особую роль играют цифровые системы, направленные на оказание услуг в дистанционном формате. В Ростовской области создан реестр компаний, осуществляющих трансформацию в регионе при реализации проекта «Цифровой регион». В статье рассмотрена институциональная инфраструктура цифровой трансформации бизнес-структур Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорьева Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE OF ENTREPRENEURSHIP IN THE ROSTOV REGION UNDER CONDITIONS OF INSTABILITY

The development of entrepreneurial business structures at both the federal and regional levels is due to macroeconomic trends caused by the pandemic - a slowdown in economic development, a decrease in consumer demand, and high institutional barriers to doing business. At the federal level, at the beginning of the year, it was decided to postpone the payment of taxes to the budgets of the corresponding levels of the budget system, insurance contributions to extra-budgetary funds, as well as to reduce the tariff from 30% to 15%. The government of the Rostov region has taken appropriate measures to support regional taxes. In the current conditions, the development of business, especially small and medium-sized businesses, is determined by the speed of adaptation of entrepreneurship to the changing conditions of the external environment. The digitalization of the business sector will contribute to the adaptation of the business to the present realities and will reduce the risks of repeated downtime during the lockdown period in April-May 2020. Within the framework of the national project «Digital Economy» until 2024, five regional projects are being implemented on digital technologies, digital public administration, human resources for the digital economy, and information infrastructure. The Government of the Russian Federation has revised the guidelines for a large-scale digitalization transformation. Now digital systems play a special role, aimed at providing services in a remote format. In the Rostov region, a register of companies has been created that are transforming the region during the implementation of the Digital Region project. The article examines the institutional infrastructure of digital transformation of business structures in the Rostov region.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

УДК 332.135

Н.С. Григорьева,

кандидат экономических наук, доцент, Южный университет (ИУБИП), г. Ростов-на-Дону

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

N.S. Grigorieva,

PhD in Economic Sciences, Associate Professor, Southern University (IUBIP), Rostov-on-Don E-mail: iubip502@yandex.ru

INSTITUTIONAL INFRASTRUCTURE OF ENTREPRENEURSHIP IN THE ROSTOV REGION UNDER CONDITIONS OF INSTABILITY

Аннотация. Развитие предпринимательских бизнес-структур как на федеральном, так и на региональном уровнях обусловлено макроэкономическими тенденциями, вызванными пандемией, — замедлением экономического развития, сокращением спроса потребителей, высокими институциональными барьерами ведения бизнеса. На федеральном уровне в начале года принято решение о переносе сроков уплаты налогов в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы, страховых взносов во внебюджетные фонды, а также снижение тарифа с 30 до 15%. Правительством Ростовской области были приняты соответствующие меры поддержки по региональным налогам. В сложившихся условиях развитие бизнеса, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства, детерминировано скоростью адаптации предпринимательства к изменяющимся условиям внешней среды. Цифровизация предпринимательского сектора поспособствует адаптации бизнеса к настоящим реалиям и снизит риски повторного простоя в период локдауна в апреле-мае 2020 года. Тема является актуальной по настоящее время. В рамках национального проекта «Цифровая экономика» до 2024 года реализуется пять региональных проектов по цифровым технологиям, цифровому государственному управлению, кадрам для цифровой экономики, информационной инфраструктуре. Правительством Российской Федерации пересмотрены ориентиры масштабной цифровизационной трансформации. Теперь особую роль играют цифровые системы, направленные на оказание услуг в дистанционном формате. В Ростовской области создан реестр компаний, осуществляющих трансформацию в регионе при реализации проекта «Цифровой регион». В статье рассмотрена институциональная инфраструктура цифровой трансформации бизнес-структур Ростовской области.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, регион, предпринимательство, инфраструктура.

Abstract. The development of entrepreneurial business structures at both the federal and regional levels is due to macroeconomic trends caused by the pandemic — a slowdown in economic development, a decrease in consumer demand, and high institutional barriers to doing business. At the federal level, at the beginning of the year, it was decided to postpone the payment of taxes to the budgets of the corresponding levels of the budget system, insurance contributions to extra-budgetary funds, as well as to reduce the tariff from 30% to 15%. The government of the Rostov region has taken appropriate measures to support regional taxes. In the current conditions, the development of business, especially small and medium-sized businesses, is determined by the speed of adaptation of entrepreneurship to the changing conditions of the external environment. The digitalization of the business sector will contribute to the adaptation of the business to the present realities and will reduce the risks of repeated downtime during the lockdown period in April-May 2020. Within the framework of the national project «Digital Economy» until 2024, five regional projects are being implemented on digital technologies, digital public administration, human resources for the digital economy, and information infrastructure. The Government of the Russian Federation has revised the guidelines for a large-scale digitalization transformation. Now digital systems play a special role, aimed at providing services in a remote format. In the Rostov region, a register of companies has been

created that are transforming the region during the implementation of the Digital Region project. The article examines the institutional infrastructure of digital transformation of business structures in the Rostov region.

Key words: digital economy, digital transformation, region, entrepreneurship, infrastructure.

В данной статье представлены результаты исследования по оценке потенциала цифровизации предпринимательства в Ростовской области. Регион обладает высоким научно-производственным потенциалом, выгодным экономико-географическим положением, высокой обеспеченностью трудовыми ресурсами и развитой транспортной инфраструктурой. В разрезе федеральных округов ЮФО демонстрирует среднероссийскую динамику по соотношению зарегистрированных (19,8 тыс.) в 2019 году и ликвидированных (48,6 тыс.) организаций. При этом в Ростовской области один из самых высоких в ЮФО индексов прибыльности организаций — 69% [1].

В Ростовской области и Краснодарском крае наибольшее количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки, что указывает на высокий инновационный потенциал экономики региона (табл. 1) [2].

Инновационную деятельность в Ростовской области регулируют Областной закон № 591 от 28.11.2006 «Об инновационной деятельности в Ростовской области» и инновационные федеральные и региональные программы. В 2019 году принята подпрограмма «Инновационное развитие Ростовской области» в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019-2030 годы.

Организации, выполняющие научные разработки

Субъект РФ

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

2015

234

56

20

45

98

2016

256

10

66

20

47

87

2017

337

12

106

25

53

100

2018

306

10

105

24

46

86

2019

302

10

100

24

44

89

Таблица 1

9

6

6

6

6

6

Инновационная инфраструктура Ростовской области представлена следующими блоками.

1. Образование: инновационно-ориентированные региональные высшие учебные заведения. Некоммерческие инновационно-технологические центры: Некоммерческое партнерство «Инновационно-технологический центр «ИнТехДон» (г. Новочеркасск) [3], Некоммерческое партнерство «Южный лазерный инновационно-технологический центр» (г. Таганрог); центры коллективного пользования (при высших учебных заведениях), обеспечивающие доступ к высокотехнологичному, современному обору-

дованию для разработки опытных образцов и мелкосерийного производства новой продукции (14 на базе ЮФУ, 3 на базе ДГТУ, 2 — ЮРГПУ, 1 — РостГМУ) [4]; центры молодежного инновационного творчества. Промышленный коворкинг «Гараж», представляющий собой региональную площадку по созданию высокотехнологичных продуктов на базе Донского государственного технического университета. Ресурсы коворкинга позволяют создавать и развивать проекты в высокотехнологичных сферах экономики. Концептуальная идея проекта — обеспечить предпринимателям истудентам доступ к дорогостоящему высокотех-

нологичному оборудованию, а также к многочисленным смежным ресурсам в режиме «одного окна» (маркетинг, патентная служба, метрология и сертификация и др.). Коворкинг проводит инженерное консультирование; оказывает услуги по бизнес-сопровождению; помогает в разработке прототипа; изготавливает детали и макеты высокотехнологичного оборудования [5].

2. Региональные институты поддержки:

— АНО «Агентство инноваций Ростовской области» — создана для стимулирования инновационной активности и создания благоприятных условий для инновационного развития хозяйствующих субъектов в Ростовской области;

— Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства (РРАПП), оказывающее предпринимателям услуги по финансовой поддержке и нефинансовой поддержке (консультационной, образовательной, имущественной);

— Центр поддержки предпринимательства «Бизнес-Экосистема» (АНО «РРАПП»), оказывает консультационные услуги начинающим предпринимателям [6];

— ОАО «Региональная корпорация развития», основная задача которой комплексное управление и сопровождение индустриальных парков;

— Представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Ростовской области.

3. Инкубаторы и научно-производственные центры:

— ^-инкубатор «Южный И'-парк»;

— «Фонд «Медиапарк южный регион — ДГТУ»;

— Научно-производственный центр космических и оптикоэлектрон-ных технологий «Вертикаль» на базе ОАО «Научно-производственное предприятие космического приборостроения «Квант»;

— ООО «Технологическая инжиниринговая компания ПОЛИТЕХ» (г. Новочеркасск);

— «Южно-Российский инжиниринговый центр машиностроения, автоматизации и энергоресурсосбережения» ЮРГТУ (НПИ)» (г. Новочеркасск);

— ООО НТЦ «Развитие» (г. Новочеркасск);

— «Агропромышленный инновационно-консультационный комплекс» при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Донской государственный аграрный университет» (Октябрьский район).

Несмотря на высокий инновационный потенциал региона, инновационное развитие Ростовской области сдерживается наличием ряда организационных барьеров, среди которых [7]:

1) низкая инновационная восприимчивость предприятий, высокая степень износа основного капитала и как следствие медленная обновля-емость и конкурентоспособность модельного ряда;

2) недостаточно развитые инженерно-транспортная инфраструктура и уровень сопровождения кластерных проектов;

3) неразвитые кооперационные связи и механизм субконтрактации с низкой долей комплектующих, производимых внешними поставщиками [8];

4) институциональные и финансовые ограничения в сфере экспортного контроля и валютно-финансовая нестабильность, что препятствует приобретению зарубежного производственного оборудования, материалов и технологий;

5) низкая интенсивность научно-иссле-

довательской деятельности по отдельным направлениям развития кластеров;

6) низкая эффективность процесса ком-

мерциализации технологий.

Важным направлением повышения инновационности регионального разви-

тия выступает кластерная политика как инструмент конкурентоспособного регионального развития. Кластерная организация территории является эффективным инструментом на современном этапе развития. Организация региональной экономики по кластерному типу способствует максимальному использованию региональных конкурентных преимуществ, что в дальнейшем обеспечивает устойчивый экономический рост.

Ростовская область является одним из наиболее экономически устойчивых регионов России с высоким производственным, научно-техническим, инновационным, кадровым, инфраструктурным потенциалом. На долю региона приходится 80 % инновационной продукции всего округа.

Ростовская область входит в рейтинг наиболее инновационно развитых регионов России. Научно-исследовательский потенциал региона представлен рядом ведущих образовательных, конструкторских и научно-исследовательских организаций — Южным федеральным университетом, Южным научным центром Российской академии наук, ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» [8], ЮРГПУ, ДГТУ, ГОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет», ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет», ГБОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации [9]. Ведущие вузы региона выступают технической составляющей инновационного развития.

На региональном уровне вузы и научные организации проводят фундаментальные и прикладные исследования в рамках приоритетных направлений экономического развития: «наноматериалы, нано-технологии, устройства и системы на их основе; биотехнологии, технологии живых систем; экологическая безопасность; информационные и телекоммуникационные технологии, устройства и системы; морская, авиационная и ракетно-космическая техника, радиотехника, автоматика, управление. Действует связанная с вузами сеть малых и средних иннова-

ционных компаний, обеспечивающих коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. Только предприятиями «инновационного пояса» [10] ЮФУ ежегодно производится наукоемкая продукция на сумму более 2,5 млрд рублей» [11].

В современных условиях экономических ограничений, вызванных пандемией, трансформируется механизм реализации инновационного потенциала предпринимательства [12]. Цифровизация бизнеса выступает инструментом адаптации предпринимательства к ухудшающейся экономической конъюнктуре:

— сокращению потребления оффлайн сервисов;

— снижению общего спроса и связанных с этим убытков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— остановке большинства бизнесов и соответствующему снижению доходов их участников;

— сокращению персонала;

— налоговой задолженности в бюджет, задолженности по оплате арендных и коммунальных платежей, обслуживанию обязательств перед банками и лизинговыми компаниями;

— нарушению договорных обязательств и штрафам;

— росту стоимости или ограничению по объемам импортного сырья и оборудования;

— неплатежам по госзакупкам и отказом налоговой возвращать ранее переплаченные налоги.

Цифровизация предпринимательской деятельности предполагает следующие стратегии адаптации бизнеса:

— переход большей части малого и среднего бизнеса на работу онлайн с помощью бизнес-процессов, использование СИМ-системы, сервисов «1С» и Skype, со сменой форматов администрирования и продаж через интернет;

— перепрофилирование бизнеса;

— закрытие нерентабельных направлений и развитие новых перспективных направлений с учетом «вирусных» реалий [13].

На федеральном и региональном уровнях реализуются следующие направления поддержки:

— отсрочка по всем налогам и кредитам, за исключением НДС, на ближайшие шесть месяцев;

— обеспечение устойчивого кредитования реального сектора, включая предоставление госгарантий и субсидирование (ЦБ РФ) [14];

— введение моратория на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов и штрафов сроком на шесть месяцев [15];

— снижение с 30 до 15% размера страховых взносов для наиболее пострадавших предприятий;

— отсрочка по выплатам за аренду государственного имущества.

На региональном уровне Правительство Ростовской области утвердило план по обеспечению социальной стабильности и устойчивого развития экономики в условиях распространения пандемии. Первоочередные мероприятия для социальной стабильности включают:

— снижение ставок по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства при объекте налогообложения «доходы» и до 5% при объекте налогообложения «доходы минус расходы»;

— запуск региональными институтами развития бизнеса новых льготных продуктов;

— выдача займов под льготный процент на пополнение оборотных средств для предприятий, производителей средств индивидуальной защиты и дезинфицирующих средств;

— для бизнес-инкубаторов аренда составит один рубль на срок до шести месяцев;

— введение моратория на уплату арендных платежей субъектами малого и среднего предпринимательства — арендаторами государственного и муниципального имущества [16].

Важной тенденцией в бизнесе выступает тенденция поглощения: онлайн-серви-сы только укрепят свои позиции за время карантинов, будут поглощать те офлайны, в которых еще будет запас ценности. При

оперативном переводе в онлайн каждый представитель малого бизнеса сможет получить такие преимущества, как:

— развитие новой предпринимательской вертикали;

— сохранение штата, а значит и минимизация последствий экономического кризиса;

— повышение лояльности клиентов.

Положительный экономический эффект в существующих условиях -экспортные поставки. У товаров, произведенных в России, снижается долларовая себестоимость, растет процент экспорта.

Таким образом, Ростовская область обладает высоким инновационным образовательным, кадровым и техническим потенциалом, способствующим формированию инновационных компаний и территориально-производственных кластеров. Инновационная инфраструктура поддержки предпринимательства представлена широкой сетью институтов развития и поддержки: фондами поддержки малого предпринимательства, кредитными кооперативами, агентствами поддержки малого и среднего предпринимательства, информационно-консалтинговыми центрами, бизнес-инкубаторами, лизинговыми компаниями, общественными объединениями предпринимателей, центром субконтрактации, центром поддержки экспорта, региональным центром инновационного развития. Тем не менее реализация инновационного потенциала предпринимательства сдерживается рядом факторов: низким спросом на инновации, низкой инновационной восприимчивостью предприятий, высокой степенью износа основного капитала и низкой конкурентоспособностью модельного ряда; недостаточной развитостью транспортной и инженерной инфраструктуры и т.д.

Кроме того, в современных условиях экономических ограничений, вызванных пандемией, трансформируется механизм реализации инновационного потенциала предпринимательства. Цифровизация бизнеса выступает инструментом адаптации предпринимательства к ухудшающейся экономической конъюнктуре, поскольку происходит сокращение потребления офлайн-сервисов, снижает-

ся спрос и растут убытки. Цифровиза-ция предпринимательской деятельности предполагает стратегии адаптации бизнеса: переход большей части малого и среднего бизнеса на работу онлайн с помощью бизнес-процессов, использование СИМ-системы, сервисов «1С» и Skype, со сменой форматов администрирования и продаж через интернет; перепрофилирование бизнеса; закрытие нерентабельных направлений и развитие новых перспективных направлений с учетом «вирусных» реалий.

Список литературы

1. Брюханова Н.В. Прогнозирование потребности регионального рынка труда как инструмент ускоренного социально-экономического развития территории // Интеллектуальные ресурсы развития регионов России: Научно-образовательный форум. — 2012. — С. 9-15.

2. Брюханова Н.В. Проблема выбора специального налогового режима для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих электронную торговлю // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2018. — Т. 4. — № 1. - С. 7-15.

3. Брюханова Н.В., Дынник Д.И. Социально-экономическое положение монопрофильного муниципального образования // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2018. — Т. 4. — № 1. — С. 16-21.

4. Брюханова Н.В., Дынник Д.И. Стратегическое планирование: новые подходы и инструменты реализации (региональный аспект)// Стратегическое управление социально-экономическим развитием: новые вызовы — новые решения / Л.В. Балабанова, О.Н. Головинов, Т.Л. Иванова, В.А. Макеев, А.В. Половян, В.П. Полуянов, Е.В. Сар-дак, М.Р. Терованесов, В.Н. Тисунова, Н.В. Брюханова, И.Ю. Гайдай, М.П. Глызина, Д.И. Дынник, М.В. Зубрыкина, Е.А. Иванова, И.В. Иванова, В.В. Капыльцова, П.А. Климова, Н.А. Ковалева, А.З. Коробкин и др. — Донецк, 2019. — С. 77-83.

5. Григорьева Н.С., Дынник Д.И. Маркетинговое сопровождение в проектном управлении: применение в бизнесе и государственном секторе // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2020. — № 6 (121). — С. 11-15.

6. Grigoreva N.S. Taxation and employment: considering relationships and factors of efficiency // International academic conference on educational & Social innovations AC-ESI-2018. conference proceedings. — 2018. — С. 318-322.

7. Grigoreva N.S., Kolycheva ZhYa., Ushakov D.S. Budgetary administration and macroeconomic systems social effectiveness // Advanced Science Letters. — 2018. — V. 24. — № 9. — P. 63116313.

8. Дынник Д.И., Брюханова Н.В., Русакова Н.В. Оценка эффективности бюджетных расходов в программно-целевом управлении региональным развитием // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2020. — № 1 (116). — С.29-35.

9. Дынник Д.И. формирование оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти при проектном подходе управления // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2018. — Т. 4. — № 1. — С. 32-42.

10. Дынник Д.И. Сравнительный анализ моделей социально-экономического развития региона // Ученые записки Института управления, бизнеса и права. Серия: Экономика. — 2014. — № 4. — С.235-243.

11. Дынник Д.И., Белозубов И.Н. Место стратегического контроля и аудита в системе управления организацией // Ученые записки Института управления, бизнеса и права. Серия: Экономика. — 2014. — № 4. — С. 355-370.

12. Dynnik D.I., Grigorieva N.S., Galoyan Ya.E. Improving project management of socioeconomic development of the region with the use of soft computing // Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2020. — V. 1095. — P. 214-220.

13. Курилова Л.М., Дынник Д.И. Проблемы оценки эффективности налоговой политики региона (на примере Ростовской области) // Ученые записки Института управления, бизнеса и права. Серия: Экономика. — 2017. — № 5. — С. 264-279.

14. Киянова ЛД. Особенности формирования региональной структуры // Актуальные вопросы и инновационные технологии в развитии географических наук. Сборник трудов Всероссийской научной конференции. — 2020. — С. 311314.

15. Киянова Л.Д. Внедрение логистических технологий управления в практику деятельности

российских предприятий // Теоретические и практические аспекты трансформации налоговой системы России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — 2018. — С.164-168.

16. Шевердина И.В. Анализ зарубежного опыта правового обеспечения государственного регулирования криптовалют // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2019. — Т. 5. — № 1. — С. 212-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.