УДК 338.025
Рожков Е.В. аспирант
кафедра экономики предприятий Уральский государственный экономический университет
Российская Федерация, г.Екатеринбург
ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация. Применение цифровых технологий в современном обществе повлияло на повседневную жизнь людей. Влияние стало настолько велико, что при ситуации, когда зарубежные страны объявили экономические санкции нашей стране и иностранные компании ушли с нашего рынка, их товары и технологии нечем стало заменить. Импортозамещение происходит медленными темпами и решение проблем требуется не только на региональном, но и на федеральном уровнях.
Ключевые слова: импортозамещение, рынок, экономические проблемы, технологии, цифровизация.
Rozhkov E. V. postgraduate student Department of Enterprise Economics Ural State Economic University Russian Federation, Yekaterinburg
PROBLEMS OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE DIGITAL
SOCIETY
Annotation. The use of digital technologies in modern society has affected people's daily lives. The influence has become so great that in a situation where foreign countries have announced economic sanctions to our country and foreign companies have left our market, there is nothing to replace their goods and technologies. Import substitution is taking place at a slow pace and problem solving is required not only at the regional, but also at the federal level.
Key words: import substitution, market, economic problems, technologies, digitalization.
В нашей стране, вопрос, связанный с внедрение инноваций в новые технологии периодически обсуждается не только учёными, но органами власти на всех уровнях. Сегодня это связано с введением очередных санкций в отношении России со стороны США, западных и ряда других стран. Введённые санкции в 2014 и 2022 годах подтолкнули российских производителей заниматься процессами импортозамещения [1].
Проводимые мероприятия по импортозамещению имеют цели, которые регулируются государством. И в первую очередь, они направлены на развитие и повышение конкурентоспособности. Мероприятия по импортозамещению акцентируют внимание на защиту отечественных производителей, в т.ч. в сфере 1Т-технологий [2].
Импортозамещение - организационно- и технико-экономическое явление, состоящее в возможности производства конкретных номенклатур конечной продукции и замещения импорта во внутреннем потреблении [3].
Экономика нашей страны уже подошла к этапу развития, когда экономический рост на основе технологической модернизации отраслей экономики и использования информационных и цифровых технологий приобретает приоритетное значение. Развитие экономики, информационные и цифровые технологии вызывают значительные изменения и требуют формирования новой концептуальной системы профессионального обучения отвечающей сложившимся условиям современных цифровых технологий [4].
Ещё одной проблемой для внедрения цифровых платформ является безопасность данных пользователей. Оборот данных является важным цифровым элементом и должен быть дополнен механизмами идентификации, защиты информации, оптимизации барьеров доступа на рынок, механизмами построения и эксплуатации инфраструктуры, правилами распределения рисков и ответственности в цепочке создания стоимости и потребления информационных продуктов [5].
В соответствии с Федеральным законодательством, направленного на поддержку 1Т-отрасли в нашей стране, меры поддержки касаются аккредитованных организаций, связанных с сопровождением отечественных решений в области информационных технологий [3].
Сегодняшний этап развития и внедрения платформ и сервисов цифровизации муниципальных услуг характеризуют как новую перспективно развивающуюся отрасль цифровой экономики [6].
Для решения многих проблем, связанных с социальным и экономическим неравенством муниципальных образований по доступности к интернет-трафику и покрытия сотовой связи, в т.ч. по доступности использования платформ, например, в Пермском крае в 2021 году, между руководством региона и ПАО «МегаФон» было подписано Положение, предусматривающее совместную реализацию проектов по развитию цифровых сервисов и телеком-инфраструктуры в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Положение также предусматривает цикл мероприятий, направленных на рост скорости доступа пользователей к электронным государственным ресурсам и муниципальным услугам.
Учитывая, что сегодня 1Т-компании, расположенные на территории Пермского края получают много преимуществ и от Федерального
Правительства (отсрочка у сотрудников от службы в армии) и от региональных органов власти (нулевые налоги на землю, на которых расположены объекты недвижимости 1Т-компании, минимальные проценты по кредитам и т.д.), вполне могут разрабатывать импортозамещающую цифровую продукцию в как в военной области, так и для использования в обществе.
Использованные источники:
1. Шевцова Е.С. Антироссийские санкции: причины и последствия // Научные записки ОрелГИЭТ. 2022. № 1(41). С. 33-37.
2. Екатериничев А.Л., Наташкина Е.А., Сидоренко В.И. Перспективы импортозамещения в сфере программного обеспечения // Безопасность: информация, техника, управление. Сборник статей по материалам международной научной конференции. ГНИИ «Нацразвитие». Санкт-Петербург, 30 апреля 2021 года. С. 10-13.
3. Берсенев В.Е., Павликова А.В. Импорт и экспорт программного обеспечения как явление информатизации общества // Материалы 4 -й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ОГУ. Орёл, 20 июня 2020 года. С. 21-26.
4. Лукин В.В., Лукин Д.В., Чупахина Я.В. Образование и экономика - пути взаимодействия // CHRONOS. 2020. № 3(42). С. 19-24.
5. Болобонова М.О., Хрупалов В.А. Правовое регулирование оборота данных в деятельности цифровых платформ: спорные вопросы теории и практики // Бизнес, менеджмент и право. 2020. № 2(46). С. 42-46.
6. Шмыгова А.А., Лысенко А.А., Шеметова Н.К. Развитие суперсервисов в условиях цифровизации государственных услуг // Молодёжь и наука. 2020. № 9. С. 54.