ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Е.М. Бухвальд
О.Б. Иванов
УДК .332 .146; 338 . 26
Проблемы импортозамещения в стратегиях развития российских регионов
Принятие Федерального закона от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» активизировало работу над документами стратегического планирования, разрабатываемыми и реализуемыми на уровне субъектов Российской Федерации . Эти документы в настоящее время не просто актуализируются, но и методически совершенствуются с учетом тех требований, которые указанный закон предъявляет к практике социально-экономического стратегирования на региональном уровне. Одновременно на содержание этих документов существенное влияние оказывают те новые приоритеты экономического развития, которые сложились в стране в последнее время . К числу таких приоритетов следует отнести стратегический акцент на импортозамещении, на сужении зависимости страны от импорта широкого круга продукции, которая экономически эффективно может быть поставлена отечественными производителями Проблема импортозамещения в силу ее сложности и масштабности действенно решаема именно методами стратегического планирования, в том числе путем включения соответствующих установок в стратегии развития российских регионов
Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегии социально-экономического развития регионов, импортозаме-щение, государственное регулирование и поддержка
Импортозамещение: временный маневр или стратегический ориентир?
Тезис относительно необходимости так называемого импортозамещения в последние годы остается одним из наиболее часто декларируемых ориентиров экономической политики для современной России . Идея важности импортозамещения постоянно повторяется не только на разных уровнях государственного управления, но также поддерживается и развивается экспертами, учеными и представителями делового сообщества . Множество публикаций иллюстрирует внимание к проблеме импортозамещения со стороны научного сообщества, хотя большинство таких публикаций касается не глубинного макроэкономического смысла этого процесса, а преимущественно акцентирует внимание на практических деталях его осуществления в конкретных
© Бухвальд Е . М . , Иванов О. Б . , 2017
отраслях экономики, особенно в сфере АПК . При очевидности достаточно общей идеологической нагрузки, которая вкладывается в понятие «им-портозамещение» (сокращение зависимости от импорта в плане обеспечения национальной военно-политической и экономической безопасности), многие аспекты этой экономической концепции остаются неопределенными, допускающими различные толкования и, следовательно, разные перспективы и практическое подходы с точки зрения осуществления на практике государственного экономического регулирования [7] . Дискутируются и сам смысл, и исходные причины, и возможные рамки и сроки такого импортозамещения, равно как и целесообразность его отражения в документах стратегического планирования . Однако безальтернативность значимых шагов российской экономики в этом направлении также вполне очевидна, как и та существенная роль, которую могут сыграть в решении данной задачи инициатива и практические действия на уровне субъектов Российской Федерации .
Неслучайно вопросы импортозамещения нашли отражение в последних документах по вопросам национальной безопасности . Так, в новой редакции Стратегии национальной безопасности [15] отмечается необходимость осуществления «рационального импортозамещения, снижения критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции». Однако такая формулировка, при ясности генерального ориентира экономической политики, все же ставит больше вопросов, чем дает ответов Так, неясно, какое именно импортозамещение является «рациональным»; кто и по каким критериям должен это определять . Неясно и то, какая именно зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции является «критической» и как это можно на практике определить, в том числе по отношению к отдельным видам технологий и продукции
В принятой в мае 2017 года Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [16] указывается на такую задачу по обеспечению экономической безопасности, как преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники Соответственно, к числу важнейших индикаторов экономической безопасности документ относит долю машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта; долю импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров Однако и здесь сохраняются определенные неясности . Так, без достаточной конкретизации используется тезис о «критической зависимости»; перечень индикаторов экономической безопасности, в том числе по параметрам импортной зависимости российской экономики, приводится в Стратегии без каких бы
то ни было количественных значений . Это ограничивает включение круга вопросов импортозамещения в политику национальной безопасности [8] .
Определение круга факторов «критической зависимости» и их количественных параметров относится, скорее, к компетенции специалистов по отдельным отраслям экономики Однако попытки аргументации таких критических значений, как критерии «рационального импортозамещения» по различным отраслям экономики, сегментам рынка, уже предпринимались нашими учеными и экспертами [18] . Работа в этом направлении должна постоянно продолжаться, так как меняются, и довольно резко, внешние факторы развития российской экономики, ее собственные потребности и возможности их удовлетворения за счет внутренних ресурсов и отечественных технологий Вне постоянного мониторинга таких количественных значений «порогов» экономической безопасности по уровню импортной зависимости экономики включение ее требований в стратегические документы любого уровня управления представляется достаточно проблематичным
В идеальной модели открытой рыночной экономики «рациональность» импортозамещения определяется самим рынком на базе сравнительных издержек производства соответствующих видов продукции в различных странах В этом случае для «политики импортозамещения» в той или иной стране просто нет объективных предпосылок Однако современная система мирохозяйственных связей на деле далека от такой модели; постоянно дают о себе знать рецидивы политики протекционизма, закрытия рынков, агрессивной защиты интересов национальных производителей Помимо этого, внешнеэкономические связи России оказались под давлением санк-ционных факторов В этих условиях говорить о возможности оперировать чисто экономическими критериями «рационального» импортозамещения, тем более достигаемого под влиянием рыночных механизмов саморегулирования, абсолютно неприемлемо
Однако было бы неправомерно впадать и в иную крайность . Так, в последнее время акценты в постановке данной проблемы несколько изменились Речь часто идет уже не о снижении импортной зависимости российской экономики до критических, приемлемых порогов, а о простой формуле: «если товар импортный, его надо обязательно заменить отечественным» Такие, подчас упрощенные представления о политике импор-тозамещения, характерны именно для регионального уровня реализации ее долговременного стратегирования Однако очевидно, что политика им-портозамещения имеет некие объективные пределы . Если эти пределы «снять», то логическим завершением процесса импортозамещения выступает полная автаркия, что никак не совместимо с представлениями о современной глобальной экономике Как отмечают эксперты, в мире нет ни одной страны, которая благодаря экономической закрытости достигла серьезных экономических успехов [2; 6] В более ранние исторические
периоды отдельные фрагменты более или менее последовательной политики импортозамещения, которая была продиктована не столько соображениями экономической эффективности, сколько политической необходимостью, можно отметить в СССР в 1930-х годах, в Китае в период 1949—1978 годов, в Тайване в 1953—1957 годах, в Таиланде с 1971 по 1980-е годы, в Японии в 1950-х годах.
Наиболее одиозные в современном мире примеры добровольного или вынужденного изоляционизма — КНДР и Иран, опыт которых, однако, едва ли может составить убедительный пример для повторения . Если в экономической теории и практике управления мы не будем учитывать объективные пределы импортозамещения, то уподобимся пресловутому закону «опережающего роста I подразделения», который бесконечно повторялся в марксистской политэкономии социализма, хотя очевидно, что и здесь декларируемый тренд экономического развития имеет объективные пределы Надо иметь в виду, что импортозамещение может трактоваться и как общее снижение роли внешнеторгового оборота в экономическом развитии страны, что в целом противоречит трендам развития российской экономики за последние четверть века . С начала 1990-х годов Россия все сильнее втягивалась в орбиту международной торговли . Если в 1991 году отношение экспорта к ВВП составляло 13,3%, то в 2000 году этот показатель достиг 44% и в дальнейшем держался на уровне 30—35%, хотя в силу колебаний валютного курса рубля этот показатель является достаточно условным [13]. Однако надо признать, что во многом такой тренд встраивания России в глобальные мирохозяйственные связи носил стихийный, вынужденный и далеко не всегда позитивный характер На начальном, во многом деструктивном этапе российских экономических реформ в стране фактически были ликвидированы многие отрасли обрабатывающей, химической, фармацевтической, легкой и иной промышленности
В результате экономика страны погрузилась в трясину глубокой импортной зависимости, например, по станкостроению (свыше 90%), радиоэлектронике (80—90%), медицинской промышленности и фармацевтике (70—80%), легкой промышленности (70—90%). Даже базовые для экспорта и формирования доходов бюджетной системы страны топливно-добы-вающие отрасли в своей технической базе оказались в высокой импортной зависимости Так, по традиционным месторождениям нефти и газа доля импортного оборудования по освоению и добыче ресурсов составляет не менее 20%; по трудноизвлекаемым залежам — почти 50%, по сжиженному природному газу — 80% и по добыче на шельфе — более 80% [3; 13]. Поскольку эта отрасль еще длительное время будет оставаться главной «питательной средой» для российской экономики, ее бюджетной системы, именно здесь проблемы импортозамещения в наибольшей мере перетекают в задачи по обеспечению экономической безопасности страны
Нельзя сказать, что проблема импортозамещения длительное время вообще оставалась без внимания в документах стратегического видения проблем российской экономики . Так, в известной «Концепции—2020» отмечалось, что «отставание гражданских высоко- и среднетехнологич-ных отраслей (электроники, гражданского авиастроения, автомобилестроения и других) не только лишает российскую промышленность перспективы прорыва на мировых рынках и эффективного импортозамещения, но и создает в долгосрочной перспективе угрозу утраты имеющихся заделов в оборонном производстве» [9] . Но эти тезисы, как и многое иное в «Концепции—2020», оказались весьма декларативными .
Вот почему резкий акцент на стратегии импортозамещения во многом напоминает русскую пословицу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» Необходимость импортозамещения как системной экономической стратегии встала особенно остро во многом по причине снижения цен на сырьевые ресурсы, резкого падения курса российского рубля по отношению к мировым валютам, применения в отношении России экономических санкций, прекращения трансфера многих принципиально важных для страны технологий и последующего блокирования доступа российских хозяйствующих субъектов к кредитам на международных финансовых рынках Двукратное падение курса рубля предопределило экономическую недоступность многих видов продукции и технологий для российских инвесторов, а санкции — административную недоступность . Недавний пример с завозом турбин «Сименс» в Крым показывает, что ситуация здесь по-прежнему остается в очень жестких рамках. Это поставило Россию в ситуацию, когда со всей очевидностью встал вопрос о необходимости мобилизации всех имеющихся внутренних ресурсных, организационных, интеллектуальных и иных возможностей для поддержки национальной экономики «на плаву» и предотвращения ее коллапса Можно считать, что на первом рубеже эта проблема была решена . Однако радикальные сдвиги в решении проблемы импортозамещения требовали и требуют глубоких, долговременно рассчитанных преобразований стратегического характера Как отмечал Д А Медведев, «импортозамещение — это не лозунг дня, не краткосрочная задача, а часть нашей долгосрочной стратегии» [10]
Тогда возникает вопрос: насколько правомерно и «на какую глубину» тренд импортозамещения должен быть отражен в стратегических планах по развитию российской экономики, особенно учитывая, что во многом определяющие этот тренд факторы внешнего порядка могут достаточно внезапно измениться, причем как в лучшую, так и в худшую сторону? Предметом дискуссий остается и вопрос о том, можно ли курс на импортозамещение считать безусловным благом для российской экономики, чуть ли не единственным условием ее подъема и модернизации на инновационной основе Если это так, то невольно задаешься вопросом:
почему этот курс именно как система практических действий сформировался только в 2014—2015 годах, а не ранее? Скорее всего, до изменения курса рубля основная масса попыток импортозамещения была бы элементарно неконкурентна и практически осуществима лишь при масштабной государственной поддержке. В конце 2014 года была утверждена программа импортозамещения в сельском хозяйстве (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1948-р). В марте 2015 года Министерством промышленности и торговли Российской Федерации были утверждены планы мероприятий по импортозамещению в различных отраслях промышленности . С 2014 года по всем отраслям экономики России реализуется более 800 проектов в отраслевых планах импортозамещения До 2020 года предстоит осуществить еще 900 проектов .
Для перехода к реальному стратегированию импортозамещения, в том числе и в рамках стратегического планирования на уровне субъектов Федерации, необходимо не только учитывать объективно существующие пределы такой политики, но и внутреннюю неоднородность самого процесса импортозамещения . Анализ научной литературы по данному вопросу показывает, что в основном вырисовывается три основных компонента импортозамещения, а именно: «стратегическое» импортозамещение, «санк-ционное», или вынужденное, импортозамещение и «конкурентоспособное» импортозамещение
«Стратегическое» импортозамещение в наименьшей степени связано с «игрой» внешних факторов и имеет своей целью добиться полной независимости страны от внешних поставок при формировании ее военно-оборонного потенциала, а также производственно-технологического потенциала развития таких ключевых отраслей экономики, как нефте- и газодобыча, электроника, самолетостроение и прочие Такое импортозамещение не имеет ограничений по времени или иным обстоятельствам и подлежит полномасштабному стратегированию на всех уровнях управления
«Санкционное» или вынужденное, импортозамещение также может и должно стратегироваться, однако с пониманием того, что экономике страны не следует втягиваться в ситуацию полного изоляционизма . Напротив, при изменении внешнеэкономических факторов в благоприятную сторону, учитывая интересы отечественных производителей, все же следует стремиться максимально использовать все выгоды и преимущества международного разделения труда В этом смысле стратегирование санкционного импортозамещения безусловно должно иметь сценарный характер
Вариантом вынужденного импортозамещения можно считать ситуацию, когда никаких формальных ограничений на поставки импортной техники или иной продукции в Россию нет, но этот импорт становится практически недоступным (конкурентно неприемлемым) для потенциальных потребителей вследствие общего удорожания импорта из-за падения
валютного курса рубля . Удорожание импортных составляющих ставит в сложное положение те производства, чей продукт формально финали-зируется в Российской Федерации, но на деле на 50% и более зависит от поставок импортных комплектующих, сырья и других товаров (автомобильная, фармацевтическая промышленность) . Политика в отношении подобного импортозамещения должна быть очень гибкой и исходить из того, что не всякое импортозамещение экономически рационально и что 100%-но вытеснить импорт мы все равно никогда не сможем
Наконец, «конкурентное» импортозамещение вообще не связано с необходимостью преодолеть негативное воздействие каких-либо факторов влияния извне, а просто диктуется необходимостью удержания национальной экономики на передовом рубеже технологического прогресса в современном мире Основой курса на импортозамещение в данном случае выступает не искусственное «выдавливание» импорта, например, за счет высоких импортных тарифов, квотирования импорта или искусственного занижения курса национальной валюты В основе курса на конкурентное импортозамещение акцент делается на глубоких структурных изменениях в экономике (и в производстве, и в экспорте продукции) на основе модернизации производственного потенциала, использования всех факторов роста конкурентоспособности национальной продукции, а при более благоприятных условиях — и за счет использования факторов международного разделения труда В этом смысле логическим продолжением курса на конкурентное импортозамещение является существенное расширение экспортного потенциала страны, поскольку только выход продукции на внешние рынки является убедительным свидетельством того, что задача подобного импортозамещения получила прочную экономическую и технологическую базу. Как отмечается в Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2030 года, импортозамещение не отождествляется с навязыванием отечественных товаров низкого качества и по более высокой цене, да еще когда их производители требуют от бюджета дополнительной финансовой помощи . Целевая модель импортозаме-щения — это стимулирование производства товаров и услуг, конкурентоспособных в условиях открытого рынка . Иными словами, как отмечено в данной стратегии, необходимо стимулировать экспорто ориентированное импортозамещение
Разумеется, между тремя сегментами политики импортозамещения нет жесткого «водораздела» В основе стратегического импортозамеще-ния также должны лежать самые современные технологические разработки, иначе задача поддержания паритета сил окажется нерешаемой . Да и в санкционном импортозамещении не следует опускаться до замещения временно не поступающей импортной продукции технически примитивными субститутами [12]. Даже в сфере производства продуктов питания нужно учитывать объективные условия и возможности страны и не
пытаться делать заведомо нецелесообразное (опыт выращивания кукурузы за Полярным кругом мы уже получили) Таким образом, импортозамеще-ние — это не «аварийный» вариант внешнеторгового регулирования экономическими или внеэкономическими мерами; это, прежде всего, курс на глубокую структурную перестройку национальной экономики, на повышение ее конкурентоспособности как на внутренних, так и на внешних рынках, на расширение экспортного потенциала
Очевидно, что как устойчивый тренд развития импортозамещение в большинстве случаев возможно, только если оно экономически выгодно потребителям . Заказчикам продукции для государственных нужд, государственным корпорациям и компаниям с преобладающим государственным участием государство может просто запретить приобретение импортной продукции, хотя неизбежно связанное с этим снижение конкурентности соответствующих рынков может привести к существенным дополнительным расходам из бюджетов всех уровней Во всех остальных случаях государство может действовать либо за счет импортных ограничений (высокие импортные пошлины, квоты и прочее), либо иным образом стимулируя потребление продукции отечественного производства
Кроме того, следует учитывать, что импортозамещение — это длительный, многоэтапный процесс, в котором наличествуют «продуктовая» и «технологическая» компоненты Продуктовая компонента — это замещение поступающей по импорту конечной продукции с использованием той производственно-технологической базы, которая реально имеется в экономике. По объективным причинам этот процесс наиболее быстро продвигается в сельском хозяйстве и АПК в целом . Так, министр сельского хозяйства Российской Федерации А Н Ткачев заявил, что за последние три года страна сократила импорт продовольствия из разных стран в 2,5 раза и может полностью заместить импортное продовольствие в течение пяти—семи лет [14]. Более длительные сроки необходимы для существенного продвижения в импортозамещении промышленными товарами массового спроса и иной промышленной продукции
Но именно на этом этапе продуктовое импортозамещение «упирается» в технологическое Ни для кого не секрет, что последние 20 лет технический прогресс в российской экономике в преимущественной мере происходил за счет импорта технологий и оборудования Многие отечественные разработки (за исключением ряда отраслей ВПК) просто не имели возможности материализоваться из-за обвала целых отраслей промышленности и ранее соответствовавшего им комплекса проектно-конструкторских структур, опытных производств и базы массового выпуска высокотехнологичной продукции Именно этот сегмент импортозамещения имеет принципиальное значение и в силу его особой долговременности должен быть запущен без всякого промедления Прежде всего необходимо выйти на режим расширенного воспроизводства производственного потенциала
страны за счет отечественных технологий и оборудования, а уже потом будем радоваться, что полностью обеспечили себя отечественными яблоками и помидорами
Импортозамещение: что могут сделать субъекты Российской Федерации?
Как бы мы ни трактовали импортозамещение и его «рациональные» рамки или критические пределы зависимости от импорта по той или иной его составляющей, очевидно, что курс импортозамещения не существует как некая обособленная стратегия действий вне общего курса на модернизацию российской экономики и ее регионального звена, повышение их конкурентоспособности . В подавляющем большинстве случаев невозможно сформировать и успешно реализовать импортозамещение как некую обособленную стратегию, как самостоятельный план действий Импортозамещение всегда связано с развитием, и оно практически невозможно или крайне затруднено при отсутствии активной и результативной промышленной, инновационной и инвестиционной политики на всех уровнях управления [11]
Однако есть ли вообще основания говорить о весомой роли субъектов Российской Федерации в решении задач импортозамещения, тем более на уровне отражения этой задачи в региональных документах стратегического планирования? Действительно, ключевые рычаги регулирования внешнеэкономических связей (таможенные пошлины, внешнеторговые квоты, валютный курс рубля и прочее) находятся в пределах полномочий федерального центра, как и основной круг налоговых инструментов экономического регулирования, в частности — стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности, без чего все надежды на стратегическое конкурентное импортозамещение неизбежно окажутся иллюзорными . Более того, в практическом решении задач импортозамещения регионы закономерно ориентируются на федеральные программные документы, иначе мы неизбежно столкнулись бы с ситуацией, при которой каждый регион пытался бы на полукустарной основе производить на месте всю палитру продукции, поступающей в регион из-за рубежа
Формулу эффективного импортозамещения можно свести к трем «И»: институты, инвестиции, инновации Интегратором этих трех «И» в современных условиях нужно считать стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также их разработки в области региональной промышленной, инвестиционной и инновационной политики В этом плане несомненным позитивом следует считать то, что вопросы импортозамещения рассматриваются субъектами Федерации в тесной взаимосвязи с решением задач промышленного развития региона (включая агропромышленный комплекс), с привлечением в экономику регионов необходимого объема инвестиций, а также с созданием специализированных институтов промышленно-инновационного развития
Действительно, в обновленных в последние два—три года стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (как в уже одобренных, так и находящихся в завершающей стадии согласования с Минэкономразвития России) существенно усилен акцент на решении проблем импортозамещения . Так, в стратегии Иркутской области на период до 2030 года отмечено, что в области реализуется закон об отдельных вопросах промышленной политики, действует план по развитию импортозамещения, ориентированный на удовлетворение потребностей промышленности не только Иркутской области, но и соседних субъектов Российской Федерации . Цель импортозамещения, как отмечено в этом документе, — снижение зависимости от зарубежных технологий и импорта продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса, машиностроения, нефтегазохимической и фармацевтической промышленности Для наращивания импортозамещающего потенциала, создания условий для модернизации действующих производств и поиска новых рынков сбыта в регионе ведется работа по обеспечению комплексного развития промышленности на базе кластерного подхода . Это включает в себя формирование и развитие региональных кластерных образований для локации производств на кооперационной основе, интеграции научных исследований и разработок, активное развитие технопарков, промышленных парков, бизнес-инкубаторов
В Стратегии Самарской области до 2030 года вопросам импортозамеще-ния дается еще более широкая трактовка в увязке с общими задачами макроэкономической стратегии региона В документе отмечается, что в связи с реализацией курса на импортозамещение необходимо решить две основные задачи: определение приоритетов по импортозамещению и обеспечение понятных правил работы бизнеса на долгосрочный период Данные задачи будут решаться в рамках реализации программных документов федерального и регионального уровня Решение вопроса импортозамещения позволит экономике области стать менее уязвимой к колебаниям рыночной конъюктуры Важная роль в решении задач импортозамещения будет отводиться консолидации власти и бизнеса для выпуска конкурентоспособной продукции и локализации производственных мощностей В сфере промышленности в связи с развитием импортозамещающих производств на первом горизонте планирования ожидается снижение зависимости предприятий Самарской области от импортного оборудования, комплектующих, материалов
В Волгоградской области приняты и действуют такие документы, как Концепция импортозамещения на 2015—2017 годы и План мероприятий по содействию импортозамещению на 2016—2020 годы (утверждены Постановлением Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2015 года №527-п) . Наибольший интерес в этих документах, на наш взгляд, представляет не перечень предприятий-лидеров импортозамещения и не
список видов продукции, которую они могли бы поставить взамен импортной . Наиболее важно указание на те трудности, которые объективно возникают на пути импортозамещения, и возможные варианты их преодоления, в том числе за счет целенаправленных действий самого субъекта Федерации Сюда можно отнести решение кадровых проблем развития импортозамещающих производств (создание образовательными организациями региона структурных подразделений, обеспечивающих целевую практическую подготовку обучающихся на базе предприятий и организаций; создание отраслевого регионального центра подготовки кадров (образовательного кластера); развитие финансово-инвестиционной базы им-портозамещения (содействие организациям при участии в конкурсах на получение льготных кредитов под проектное финансирование за счет займов Фонда развития промышленности Российской Федерации); развитие научной базы импортозамещения (создание благоприятных условий для стимулирования научных разработок в рамках системы «инновационный маркетинг — научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки — производство»)
В Оренбургской области также активно реализуется программа импор-тозамещения . Основной механизм программы достаточно прост: предприятие может рассчитывать на меры федеральной и региональной поддержки в прямой форме (софинансирование отдельных видов затрат по организации производства импортозамещающей продукции) и в косвенной форме (налоговые льготы) в том случае, если предприятие (инвестор) готово осуществить проект, который направлен на конкурентное по цене и качеству замещение импортной продукции
В Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года большое внимание уделяется механизмам стимулирования спроса на импортозамещающую продукцию Основными мерами такого стимулирования являются:
♦ стимулирование спроса на импортозамещающую продукцию посредством государственных закупок, а также закупок для нужд организаций, находящихся в региональной или муниципальной собственности;
♦ содействие, включая софинансирование, обследованию конкурентоспособности продукции и эффективности сбытовых структур с получением независимых заключений; введение обязательности таких обследований для каждой организации, претендующей на получение мер поддержки Администрации края;
♦ административное и информационное содействие производителям конкурентоспособной продукции в заключении договоров с розничными сетями и оптовыми организациями;
♦ субсидирование расходов производителей по продвижению продукции, в том числе расходов на международную сертификацию товаров (работ, услуг);
♦ софинансирование проектов совершенствования продукции, имеющих целью выход на новые рынки; содействие кооперации отраслевых производителей в финансировании расходов по выходу на новые рынки, а также по выпуску инновационной продукции
Очень важно, что в региональных стратегиях выделяется социальный аспект импортозамещения Он связан с тем, что в сфере потребления из-за высокой степени импортной зависимости отдельные жизненно важные элементы либо оказываются недоступными для значительной части населения, либо отсутствуют вовсе В частности, это относится к фармацевтической продукции и к ряду видов оборудования и расходных материалов для медицинского обслуживания населения
Исследование показывает, что в стратегиях российских регионов так или иначе обозначен практически весь спектр механизмов развития и поддержки импортозамещающих производств, реализуемых как за счет полномочий и ресурсов самих субъектов Российской Федерации, так и во взаимодействии с федеральным центром, его институтами развития Реально стратегический характер этой политики регионов подтверждается тесной увязкой решения задач импортозамещения с активизацией инвестиционной и инновационной деятельности, с формированием более благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, а также с расширением экспортного потенциала экономики каждого из регионов страны Тем не менее в отражении задач импортозамещения в стратегиях социально-экономического развития российских регионов еще есть некие «белые пятна»
Прежде всего обращает на себя внимание то, что в действующих и готовящихся стратегиях субъектов Российской Федерации недостаточно обращается внимание на расширение практики межрегиональных взаимодействий в решении вопросов организации производства импортозамещающей продукции По-видимому, такой смысловой акцент должен быть сделан в стратегиях развития макрорегионов, подготовка которых также предусмотрена федеральным законом о стратегическом планировании Заметно отсутствие должного внимания к использованию в региональной политике импортозамещения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), а также тех институтов экономической, промышленной и инвестиционной политики субъектов Федерации, которые во многом опираются именно на практику ГЧП .
Необходимо более четко и последовательно осуществлять импортозамещающий вектор в деятельности многообразных региональных институтов развития (региональные особые экономические зоны, индустриальные и промышленные парки, технопарки и прочее) Многообразие видов таких институтов развития ведет к тому, что существенные различия между ними не всегда просматриваются Представляется целесообразным выделить один из типов таких институтов специально для создания
импортозамещающих производств на внутреннем рынке и расширения экспортного потенциала экономики региона
Еще одним институтом, во многом нацеленным именно на задачи им-портозамещения, является система специальных инвестиционных контрактов (СПИК) [1; 5] . СПИК введены в российскую практику хозяйствования Федеральным законом от 31 декабря 2014 года №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». От имени Российской Федерации оператором по заключению СПИК выступает Фонд развития промышленности . СПИК — это особое соглашение между инвестором и Российской Федерацией или ее субъектом, в котором фиксируются обязательства сторон по данному контракту Инвестор обязуется освоить производство промышленной продукции с определенными качественными параметрами и в предусмотренный срок, а Российская Федерация или ее субъект — гарантировать стабильность налоговых условий и предоставление иных мер стимулирования и поддержки проекта Речь идет также о не ухудшении налоговых условий в течение всего срока действия СПИК и возможности снижения до 0% федеральной и региональной части ставки налога на прибыль, а также об ускоренной амортизации основных средств производства Срок действия СПИК равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс пять лет, но всего не более 10 лет. Отличительной особенностью СПИК, в частности, по сравнению с другими видами ГЧП является то, что инвестор не получает от государства бюджетные инвестиции или некое имущество как долю участия публичного партнера в проекте ГЧП
Возможность изначального задания инвестору определенных качественных параметров его производственной деятельности существенно отличает СПИК от той формы партнерских отношений, которая характеризует, например, федеральные ОЭЗ, где набор приходящих инвесторов носит практически случайный характер, а параметры производимой ими продукции жесткому регулированию не подлежат В практике СПИК, помимо определенного минимального объема инвестиций, акцент делается на высоком техническом уровене производства, инновационности и конкурентоспособности той продукции, которая будет производиться по результату осуществления проекта, на способности этой продукции реально решать задачи импортозамещения . «Вознаграждением» за достижение этих параметров производства является ускоренная и упрощенная процедура получения статуса российского производителя, необходимого для участия в поставках товаров для государственных и муниципальных нужд, причем на внеконкурсной основе Для этого объем инвестиций по проекту СПИК должен превысить 3 млрд рублей, а страной происхождения товара должна быть Россия, то есть должно быть экспертное подтверждение российского происхождения промышленной продукции По мнению экспертов, в перспективе до 30% продукции в рамках госзаказа может закупаться на внеконкурсной основе в рамках специальных инвестиционных контрактов
Однако следует признать, что пока сфера применения практики СПИК в рамках политики импортозамещения на уровне субъектов Российской Федерации остается весьма ограниченной, хотя законодательством выделена особая форма «регионального СПИК» . Причин здесь несколько. Лишь немногие регионы разработали свою нормативно-правовую базу по использованию такого инструмента политики импортозаме-щения, как СПИК, а если такая база уже существует, в ней нет полной согласованности с нормами федерального законодательства С учетом специфических требований импортозамещения как одного из приоритетных направлений СПИК целесообразно ввести более гибкое, даже адресное определение типов и мер государственной поддержки проектов на базе СПИК с учетом целей и принимаемых обязательств конкретного инвестора Это также касается индивидуального подхода к проектам, предусматривающим модернизацию производства на существующих площадях, коренную реконструкцию производства или строительство новых объектов
Целесообразно нормативно-правовое закрепление основного круга целевых показателей инвестиционной и производственной деятельности частного партнера, включаемых в СПИК Необходимо усилить экономическую ответственность сторон СПИК за исполнение закрепленных в нем обязательств Это требует определения меры ответственности инвестора, а также порядка расчета соответствующих штрафных санкций Соответственно, должен быть определен порядок расчета суммы штрафов, выплачиваемых инвестору в случае нарушения обязательств со стороны органов государственного управления
Наконец, следует иметь в виду, что действия в направлении импорто-замещения, в том числе с использованием практики СПИК, должны содержать в себе стимулирующие рычаги не только в отношении частных инвесторов, но и в отношении тех регионов, где эта политика практически осуществляется Льготируя проекты СПИК и иные проекты импорто-замещения, регионы, во всяком случае на временном рубеже, теряют часть своих бюджетных доходов, что крайне проблематично в условиях нынешней тяжелой ситуации в сфере субфедеральных бюджетов. Учитывая, что в своей основной направленности импортозамещение является приоритетом не регионального, а общегосударственного характера, федеральный центр должен финансово поддерживать усилия регионов в этом направлении Например, это возможно через создание в федеральном бюджете дополнительного блока дотаций, возмещающего регионам те недополученные бюджетные доходы, которые были связаны с поддержкой на местах тех или иных проектов импортозамещения Таким дотациям должны соответствовать конкретные обязательства, при невыполнении которых указанные дотации подлежали бы возвращению в федеральный бюджет
Литература
1 . Алиев Д.К. Специальные инвестиционные контракты как форма го-
сударственно-частного партнерства // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика . 2016 . №6 . С. 124-133 .
2 . Антонов Г.В., Иванов С.И., Филиппова Е.В. Импортозамещение и локали-
зация производства как одно из приоритетных направлений развития российской экономики / Г. В . Антонов, С . И . Иванов, Е . В . Филиппова // Экономика и предпринимательство. 2017. №2-1(79-1) . С. 776-779.
3 . Бирюков П.А. Импортозамещение в России: направления и устойчи-
вость // Вестник Финансового университета . 2016 . Т. 20 . №5 . С . 45-57.
4 . Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Экономическая безопасность России и стра-
тегия ее пространственного развития / Е. М . Бухвальд, О. Б. Иванов / ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика 2017 №3 С 7-22
5 . Гереев Р.А. Специальный инвестиционный контракт и его значение для
промышленного развития Российской Федерации // Инновационное развитие экономики . 2016 . №4 (34) . С . 39-43.
6 . Грабчак Е.П., Медведева Е . А. , Голованов К . П . Импортозамещение —
драйвер развития или вынужденная мера // Энергетическая политика . 2016 . №3 . С . 74-85. 7. Ершов П.А. Импортозамещение и политика импортозамещения: теоретический подход к определению понятий // Вестник ИЭ РАН . 2017. №2 С 147-157
8 . Игнатович М.В. Импортозамещение как фактор экономической безо-
пасности государства // Новая наука: стратегии и векторы развития 2016. №11 . C 204-206.
9 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года . Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р
10 Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики . 2016 . №10 . С. 5-30 .
11 . Мезенцева Е.В. Импортозамещение как фактор развития производствен-
ного потенциала региона // Известия Юго-Западного государственного ун-та 2016 №3(66) С 102-111
12 . Николаев М.А. Импортозамещение в контексте модернизации россий-
ской экономики В сб : Факторы развития экономики России М , 2016 С. 208-212.
13 . Похилько Л.А., Колесникова М.В. // Импортозамещение и конкуренто-
способность на мировом рынке в современных условиях В сб : Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий М , 2016 Т 2 №1 С 245-250
14 Ткачев: полное импортозамещение произойдет в России через 5-7 лет // Gareta . ru . 2017. 5 июля [Электронный ресурс], URL: https://
gazeta . ru/business/news/2017/07/05/n_10264976. shtml.
15 . Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс], URL: http://rg . ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok. html (дата обращения: 25 июля 2017 года) .
16 . Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208
«О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс], URL: http://consultant . ru/ cons/rtfcache/LAW216629_20170419_171 .rtf (дата обращения: 25 июля 2017 года)
17. Федеральный закон от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс], URL: http://consultant . ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 25 июля 2017 года) . 18 . Чернова О.А., Климук В.В. Рациональное импортозамещение в промышленности как инструментарий оценки // Вестник Томского государственного ун-та . Экономика . 2017. №38 . С . 43—52 .
References
1 . Aliev D . K . Special'nye investicionnye kontrakty kak forma gosudarstvenno-
chastnogo partnyostva [Special investment contracts as a form of public-private partnership] // ETAP: Ehkonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2016 . No . 6, pp. 124—133 (in Russian) .
2 . Antonov G.V. , Ivanov S . I. , Filippova E .V. Importozameshchenie i lokalizaciya
proizvodstva kak odno iz prioritetnyh napravlenij razvitiya rossijskoj ekonomiki [Import substitution and the localization of production as one of the priority directions of Russian economy development] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 2017. No. 2—1(79—1), pp. 776—779 (in Russian) .
3 . Biryukov P. A. Importozameshchenie v Rossii: napravleniya i ustojchivost' [Import
substitution in Russia: Trends and stability] // Vestnik Finansovogo universiteta [Vestnik of the Financial University], 2016, vol. 20. No. 5, pp.45— 57 (in Russian)
4 . Buhval'd E . M . , Ivanov O . B . Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii i strategiya
eyo prostranstvennogo razvitiya [Economic security of Russia and the strategy of spatial development] // ETAP: Ekonomicheskaja Teorija, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2017. No . 3, pp . 7—22 (in Russian)
5 . Gereev R.A. Special'nyj investicionnyj kontrakt i ego znachenie dlya
promyshlennogo razvitiya Rossijskoj Federacii [Special investment contract and its importance for the industrial development of the Russian Federation] // Innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Innovative development of the economy], 2016 . No . 4(34), pp. 39-43 (in Russian) .
6 . Grabchak E. P. , Medvedeva E.A. , Golovanov K. P. Importozameshchenie — drajver razvitiya ili vynuzhdennaya mera [Import substitution — the driver of development or a necessary measure] // Energeticheskaya politika [Energy policy], 2016 . No. 3, pp. 74-85 (in Russian).
7. Ershov P. A. Importozameshchenie i politika importozameshcheniya: teoreticheskij podhod k opredeleniyu ponyatij [Import substitution and the import substitution policy: a theoretical approach to the definition] // Vestnik IE RAN [Vestnik of the Institute of Economics, RAS], 2017. No . 2, pp . 147-157 (in Russian) .
8 . Ignatovich M .V. Importozameshchenie kak faktor ehkonomicheskoj bezopasno-sti gosudarstva [Import substitution as a factor of economic security of the state] // Novaya nauka: Strategii i vektory razvitiya [New Science: Strategies and Vectors of the Development], 2016 . No. 11, pp. 204-206 (in Russian) .
9. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 g. №1662-r [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020. Approved by the Decree of the RF Government of November 17, 2008 . No. 1662-R], (in Russian)
10 . Medvedev D.A. Social'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii: obretenie novoj
dinamiki [Socio-economic development of Russia: finding new dynamics] // Voprosy ekonomiki [Problems of economics], 2016. No. 10, pp. 5-30 (in Russian)
11 . Mezentseva E .V. Importozameshchenie kak faktor razvitiya proizvodstvennogo
potenciala regiona [Import substitution as a factor of the productive potential development of the region] // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo uni-versiteta [The News of the South West State University], 2016 . No . 3 (66), pp. 102-111 (in Russian).
12 . Nikolaev M.A. Importozameshchenie v kontekste modernizacii rossijskoj
ehkonomiki [Import Substitution in the context of the modernization of the Russian economy], V sb . : Faktory razvitiya ehkonomiki Rossii [Collection of works: Development Factors of the Russian economy], M . , 2016, pp. 208-212 (in Russian)
13 . Pohil'ko L . A. , Kolesnikova M .V. Importozameshchenie i konkurentosposobnost'
na mirovom rynke v sovremennyh usloviyah [Import substitution and competitiveness in the world market in modern conditions], V sb : Sovremennye tendencii razvitiya i perspektivy vnedreniya innovatsionnyh tekhnologij [Collection of works: Modern Tendencies of Development and Prospects of Implementation of Innovative Technologies], Moscow, 2016 . Vol. 2, pp. 245-250 (in Russian) .
14 . Tkachev: polnoe importozameshchenie proizojdet v Rossii cherez 5-7 let [Tkachev:
Full Import Substitution will Occur in Russia in 5-7 years] // Gareta . ru, July 5, 2017. Available at: https:/gazeta.ru/business/news/2017/07/05/n_10264976. shtml (accessed 25 July 2017; in Russian) .
15 . Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrja 2015 g. №683 «O Strategii
nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [The Decree of the RF President of December 31, 2015 . No . 683 "On the Strategy of national security of the Russian Federation"], Available at: http:/rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok . html (accessed July 25, 2017; in Russian) .
16 . Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 13 maya 2017 g. №208 «O Strategii
ehkonomiche-skoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [The Decree of the RF President of May 13, 2017. 2017. No . 208 "On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period till 2030"], Available at: http:/consultant. ru/cons/rtfcache/LAW216629_20170419_171 . rtf (accessed July 25, 2017; in Russian) 17. Federal'nyj zakon ot 28 ijunja 2014 g. No.172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal law of June 28, 2014. No . 172-FZ "On the strategic planning in the Russian Federation"], Available at: http:/consultant . ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (accessed July 25, 2017; in Russian) . 18 . Chernova O.A. , Klimuk V.V. Racional'noe importozameshchenie v promysh-lennosti kak instrumentarij ocenki [Rational import substitution in industry as the tool of assessment] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Herald of Tomsk state University. Economy], 2017. No . 38, pp . 43—52 (in Russian) .