Научная статья на тему 'Проблемы имплементации норм международного права по основным гарантиям прав ребёнка'

Проблемы имплементации норм международного права по основным гарантиям прав ребёнка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1188
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИИ ПРАВА / РЕБЁНОК / ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА / COMMISSIONER FOR CHILDREN’S RIGHTS / GUARANTEES OF RIGHTS / CHILD / IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константинова Аксана Викторовна

В статье проанализировано понятие имплементации норм международного права по основным гарантиям прав ребёнка. Рассмотрены система юридических гарантий прав ребёнка на уровне Российской Федерации, проведён анализ международного опыта. Выявлены проблемы, связанные с регулированием на уровне национального законодательства юридических гарантий осуществления прав ребёнка, предлагаются пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION THE INTERNATIONAL LAW RULES CONCERNING THE BASIC GUARANTEES OF CHILDREN’S RIGHTS

The notion of implementation the international legal rules concerning basic guarantees of children’s rights is analyzed in the article. The system of juridical guarantees of children’s rights at the level of the Russian Federation has been considered, the international experience in this field has been analyzed. The problems connected with regulation of legal guarantees of children’s rights implementation at the level of national legislation have been identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы имплементации норм международного права по основным гарантиям прав ребёнка»

Проблемы имплементации норм международного права по основным гарантиям прав ребёнка

А.В. Константинова, магистр, Оренбургский ГАУ

В современном международном праве сформировался целый комплекс международно-правовых документов, регулирующих различные аспекты обеспечения и защиты прав и свобод личности. К его основополагающим договорам присоединилось большинство государств. Однако присоединение к договорам является лишь первым практическим шагом. Требуются усилия для претворения норм международного права в жизнь, для применения содержащихся в нём норм на практике.

Суверенное равенство государств, их независимость в осуществлении внутренней и внешней политики обусловили то обстоятельство, что они, являясь создателями международно-правовых норм, выступают в то же время основными субъектами их имплементации. Под имплементацией норм международного права следует понимать фактическое внедрение (включение) общепризнанных принципов и норм международного права в национальную правовую систему, осуществляемое в форме трансформации, рецепции, инкорпорации, адаптации и отсылки к международно-правовым документам.

Подавляющее большинство международноправовых норм, содержащихся в международных документах, реализуется через национальный механизм имплементации. Однако имплементация норм международного права на национальном уровне — основной, но не единственный путь их реализации. В нормах международного права закреплены дополнительные международноправовые и организационные средства обеспечения имплементации на международном уровне, которые в своей совокупности составляют международный механизм имплементации норм международного права.

Президентом России в качестве одного из основных приоритетов демократизации и построения гражданского общества было выделено «безусловное соблюдение и выполнение взятых на себя международных обязательств, строгое следование требованиям Устава ООН и общепринятым нормам международного права».

Проблемы имплементации международноправовых норм основных прав и свобод человека и прав ребёнка в частности в национальное законодательство — тема, сегодня широко дискутируемая.

Особое место в процессе имплементации международно-правовых норм о правах ребёнка занимает процесс имплементации норм права по основным гарантиям прав ребенка.

Следует отметить, что под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод.

Центральное место в системе юридических гарантий прав детей занимает право на судебную защиту. Конституция РФ [1] (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Вышеуказанное право предусмотрено также Семейным кодексом РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в т.ч. при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Закон обязывает должностных лиц и граждан, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребёнка.

Ещё одной гарантией прав ребёнка является государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, составляемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» [2]. Доклад разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти РФ объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения.

Достижение целей, определённых в национальном плане, ежегодно отражается в государ-

ственном докладе о положении детей в РФ. Осуществление национального плана ведётся в нескольких направлениях: законодательство, охрана здоровья детей, социально-правовые гарантии детей-инвалидов, образование, государственная поддержка молодёжных и детских общественных объединений, защита трудовых прав несовершеннолетних, усиление гарантий прав детей в семейных отношениях, усиление защиты несовершеннолетних от преступных посягательств и др.

Значительный перечень гарантий предусмотрен Федеральным законом от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» [3].

Вместе с тем активизировалась законотворческая деятельность в субъектах РФ. Кроме многочисленных постановлений глав администраций краёв и областей, правительств республик о мерах по выполнению федеральных законов на местах разрабатываются и принимаются в пределах их компетенции законодательные акты, направленные на усиление социально-правовой защиты детей.

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт уполномоченного по правам ребёнка.

10 мая 2002 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию и план действий «Мир, пригодный для жизни детей», в котором в п. 34 говорится, что в каждом государстве, где ратифицирована эта конвенция, необходимо создавать на национальном, региональном уровне службы уполномоченных по правам ребёнка.

Инициатива создания подобной правозащитной организации на уровне Российской Федерации исходила от Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в РФ и Минздравсоцразвития в России [4]. В начале XXI в. проект по введению должностей уполномоченных по правам детей в регионах был реализован в других субъектах России. Со своей стороны региональные власти начали принимать соответствующие законы, которые регламентировали деятельность уполномоченных по правам ребёнка уже на уровне субъекта.

30 декабря 2009 г. указом Президента Российской Федерации Павел Астахов был назначен уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.

Основная задача института уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка — улучшение положения детей в России, обеспечение соблюдения прав и свобод ребёнка и восстановление нарушенных прав детей, в том числе путём осуществления независимого контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц в части соблюдения

ими прав и законных интересов несовершеннолетних.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка П.А. Астахов принимает активное участие в формировании государственной политики в интересах детей, укреплении правового статуса ребёнка в Российской Федерации, совершенствовании законодательных, организационно-правовых и материальных гарантий соблюдения прав детей, разработке системных предложений, направленных на максимально полную реализацию основных, базовых прав ребёнка в жизни общества.

Особое внимание уполномоченным РФ уделяется совершенствованию международноправовых механизмов защиты прав детей, рождённых в смешанных браках, детей, усыновляемых иностранными гражданами, а также детей — жертв торговли людьми, сексуальной эксплуатации и других преступлений, имеющих транснациональный характер, в т.ч. связанных с изготовлением и распространением детской порнографии в сети Интернет.

Уполномоченный РФ также регулярно выступает с предложениями по изменению российского законодательства. Ряд законодательных инициатив, разработанных при участии аппарата уполномоченного РФ, был принят Государственной Думой и подписан президентом. В частности, Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В Российской Федерации при отсутствии федерального законодательства на уровне субъектов Федерации порядок назначения и организационно-правовой статус региональных уполномоченных различен. Отметим, что в настоящее время уполномоченные по правам ребёнка учреждены в 78 субъектах РФ, а их деятельность осуществляется в нескольких формах: федеральной (парламентский статус), в структуре органов исполнительной власти, в структуре уполномоченного по правам человека, общественной.

В 2009 г. указом Президента РФ от 1 сентября дана рекомендация о создании подобных институтов в регионах. По сути, данный указ президента субъекты РФ восприняли как руководство к действию и процесс введения данной должности в регионах значительно активизировался.

Постановлением Законодательного собрания Оренбургской области 15 июня 2011 г. Ольга Григорьевна Ковыльская назначена на должность уполномоченного по правам ребёнка в

Оренбургской области, деятельность которого регулируется Законом Оренбургской области от 04.03.2011 № 4330/Ю17-ГУ-ОЗ «Об уполномоченном по правам ребёнка в Оренбургской области».

По мнению Астахова, служба уполномоченного по правам ребёнка в Оренбургской области была создана как дополнительная гарантия обеспечения государственной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних [5].

К недостаткам национального законодательства о правах ребёнка с точки зрения обеспечения соответствующими международными актами относятся несоответствие правовых установок и воплощения их содержания в жизнь в сфере защиты интересов ребёнка; неразработанность механизма доступности защиты ребёнком личных прав самостоятельно (разумеется, в случаях его достаточной физической и психологической зрелости); отсутствие государственного контроля за соблюдением личных прав ребёнка в семье.

Подытоживая сказанное, отмечу, что система юридических гарантий прав детей находится на стадии формирования. Благотворно на данную ситуацию повлияло бы внесение изменений в Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» в части установления непосредственных гарантий по каждому из основных прав детей — как, например, это осуществлено в Законе Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребёнка» от 7 января 2008 г. № ЗРУ-139.

Проведённый анализ позволяет говорить также о том, что в России ведётся достаточно активная работа по совершенствованию законодательства с целью его приведения в соответствие с положениями Конвенции о правах ребёнка. Положено начало созданию правовой базы по защите прав детей, основу которой составляет Конституция Российской Федерации. Вместе с тем в законодательстве не в полной мере отражён закреплённый в конвенции подход всесторонней защиты прав ребёнка. В частности, не получил чёткого юридического закрепления принцип наилучшего обеспечения интересов ребёнка. С учётом вышесказанного представляется возможным выделить следующие направления нормотворческой деятельности, требующие

дальнейшего регулирования: проблемы насилия и жестокого обращения в отношении детей, сексуальной и экономической эксплуатации; вопросы социального сиротства; охрана здоровья (в частности, защита детей от несчастных случаев и травм, право на экологическое здоровье); создание системы ювенальной юстиции и др.

Способствовать решению данных проблем, по нашему мнению, будут следующие предложения: ратификация дополнительных международноправовых актов о правах ребенка, таких, как факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25 мая 2000 г., а также Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений от 25 октября 2007 г., что негативно сказывается на правовой охране детей;

— создание единого нормативно-правового акта, регулирующего права ребёнка, по примеру Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка» от 25 октября 2000 г., в котором должны быть отражены права ребёнка по всем основным направлениям;

— введение в каждом субъекте РФ института уполномоченного по правам ребёнка;

— внесение изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в частности, закрепление в нём гарантий ребёнка на осуществление каждого из его прав, избегая декларативных формулировок.

При воплощении в практику указанных предложений, полагаем, повысится эффективность законодательства, регулирующего правовое положение несовершеннолетних, улучшится механизм защиты и реализации их прав.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Известия, 1993.

2. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 248 «О государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.04.2012. № 14. Ст. 1648.

3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.

4. Иригов И. Правовой статус ребёнка в международном и российском праве // Право и жизнь, 2010. № 1. С. 111.

5. Астахов П.А. Права ребёнка. М.: Эксмо (Новейший юридический справочник), 2010. С. 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.