Научная статья на тему 'Проблемы идентификации и классификации по ЕТН ВЭД ЕАЭС цепей для гусеничной техники'

Проблемы идентификации и классификации по ЕТН ВЭД ЕАЭС цепей для гусеничной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентификация / классификация / цепи ходовые / гусеницы для спецтехники / товарная номенклатура ЕАЭС / недостоверное декларирование / identification / classification / driving chains / caterpillars for special equipment / commodity nomenclature of the EAEU / false declaration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г.П. Марков, Н.В. Берлова

Статья посвящена исследованию проблем идентификации и классификации по ТН ВЭД ЕАЭС цепей для гусеничной техники. Проанализированы различные подходы к классификации по ТН ВЭД цепей ходовых, факты их недостоверного декларирования. Предложены рекомендации по решению проблем идентификации и классификации по ЕТН ВЭД ЕАЭС цепей ходовых для гусеничной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Identification and Classification of Chains for Caterpillar Vehicle According to the Uniform Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity of the EAEU

The article is devoted to the study of the problems of identification and classification of chains for caterpillar vehicle according to the FEACN of the EAEU. Various approaches to classification of driving chains according to the FEACN of the EAEU and facts of their false declaration are analyzed. Recommendations are proposed to solve the problems of identification and classification of driving chains for caterpillar vehicle according to the Uniform Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity of the EAEU.

Текст научной работы на тему «Проблемы идентификации и классификации по ЕТН ВЭД ЕАЭС цепей для гусеничной техники»

УДК 339.543

DOI 10.24412/cl-36450-2022-3-126-133

Г. П. МАРКОВ, Н. В. БЕРЛОВА

Проблемы идентификации и классификации по ЕТН ВЭД ЕАЭС цепей для гусеничной техники

Статья посвящена исследованию проблем идентификации и классификации по ТН ВЭД ЕАЭС цепей для гусеничной техники. Проанализированы различные подходы к классификации по ТН ВЭД цепей ходовых, факты их недостоверного декларирования. Предложены рекомендации по решению проблем идентификации и классификации по ЕТН ВЭД ЕАЭС цепей ходовых для гусеничной техники.

Ключевые слова: идентификация, классификация, цепи ходовые, гусеницы для спецтехники, товарная номенклатура ЕАЭС, недостоверное декларирование.

G. P. MARKOV, N. V. BERLOVA

Problems of Identification and Classification of Chains

for Caterpillar Vehicle According to the Uniform Commodity Nomenclature

of Foreign Economic Activity of the EAEU

The article is devoted to the study of the problems of identification and classification of chains for caterpillar vehicle according to the FEACN of the EAEU. Various approaches to classification of driving chains according to the FEACN of the EAEU and facts of their false declaration are analyzed. Recommendations are proposed to solve the problems of identification and classification of driving chains for caterpillar vehicle according to the Uniform Commodity Nomenclature of Foreign Economic Activity of the EAEU

Keywords: identification, classification, driving chains, caterpillars for special equipment, commodity nomenclature of the EAEU, false declaration.

В настоящее время при таможенном контроле ходовых цепей для гусеничной техники существует риск недостоверного декларирования классификационного кода и таможенной стоимости, который заключается в том, что цепи ходовые для спецтехники могут декларироваться в товарной позиции 7315 ТН ВЭД, как цепи шарнирные со ставкой таможенной пошлины 10 %, так и в товарной позиции 8431 ТН ВЭД, как части, предназначенные для товарных позиций 8425-8430, со ставкой таможенной пошлины 0 %. Существует неоднозначное мнение центра электронного декларирования Владивостокской таможни и Северо-западной таможни по вопросу классификации данного товара, что объясняется отсутствием единого нормативного документа о классификации цепей ходовых для спецтехники.

МАРКОВ Герман Павлович, студент факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

БЕРЛОВА Наталья Викторовна, канд. техн. наук, доцент, заведующая кафедрой товароведения и таможенной экспертизы Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Гусеницы и гусеничные цепи являются именно теми товарами, которые вызывают сложность декларирования и таможенного контроля не только у должностных лиц таможенных органов, но также у декларантов, вследствие того, что существуют разные подходы классификации. Все вышесказанное указывает на актуальность исследования.

Цель статьи заключается в исследовании проблем идентификации и классификации цепей ходовых для спецтехники и разработке рекомендаций по их решению.

В настоящее время в основном цепи ходовые для спецтехники импортируются на территорию РФ из Китая, Гонконга и Мексики. Крупнейшими производителями данных цепей являются Komatsu, Henglida Engineering Machinery CO. McLaren, Rubbertracks [6].

Для понимания сущности проблемы идентификации и классификации цепей ходовых необходимо четко разбираться в их устройстве.

На рис. 1 представлена ходовая часть гусеничной техники в общем виде.

Рис. 1. Устройство ходовой части гусеничной спецтехники: 1 - башмак; 2 - звездочки; 3 - звенья гусеницы; 4 - поддерживающие катки; 5 - переднее направляющее колесо;

6 - опорные катки; 7 - рама гусеничной тележки; 8 - пальцы и втулки

Основными компонентами, которые влияют на идентификацию и классификацию, являются башмаки (траки) и гусеничная цепь [7].

Следует более подробно остановиться на характеристиках башмаков и траков, так как именно наличие одного или другого позволяет классифицировать гусеничную цепь в товарной позиции 8431 ТН ВЭД. Башмак представляет собой стальную сложную конструкцию, выполненную методом проката полосы; трак - звено гусеничной ленты (гусеничной цепи) из стальной отливки, представляет собой фигурную пластину из стали (рисунки 2, 3) [5].

Стоит также отметить, что на гусеницы из стальных профилей могут быть установлены резиновые накладки для работы на твердых дорожных покрытиях, но данные приспособления не позволяют классифицировать гусеницы как резиновые.

Сама гусеничная цепь представлена на рис. 4, к ней крепятся башмаки и траки из стальных профилей болтами и гайками.

Виды гусеничных цепей в зависимости от их исполнения и наличия смазывающих веществ:

- герметизированная (сухая) гусеничная цепь, состоящая из гусеничных звеньев с подготовленными отверстиями;

- герметизированная, смазываемая смазкой гусеничная цепь;

- герметизированная, смазываемая маслом гусеничная цепь;

- гусеничная цепь увеличенного срока службы со специальным покрытием втулок [4].

Рис. 2. Башмак для гусеницы

Рис. 3. Трак для гусеницы

Рис. 4. Гусеничная цепь

Следует заметить, что вид гусеничной цепи влияет только на ее стоимость, но не на классификацию по ТН ВЭД. Основным классификационным признаком гусеницы является наличие башмаков или траков.

Перечень идентификационных и классификационных признаков цепей для гусеничной техники одинаков.

Первым признаком является материал изготовления гусениц. Они могут быть резиновыми, резино-металлическими, металлическими. В зависимости от материала могут классифицироваться в товарных позициях 4016 или 8431.

Вторым идентификационным и классификационным признаком является комплектность гусеницы. По наличию или отсутствию башмаков или траков она может быть классифицирована в товарной позиции 7315, если их нет, или в товарной позиции 8431, если они есть.

Третьим идентификационным и классификационным признаком является вид транспортного средства, для которого предназначена гусеница. В зависимости от этого гусеница может классифицироваться в товарных позициях 8431 или 8701.

По результатам анализа практики таможенного декларирования и таможенного контроля цепей ходовых для спецтехники за период 2020-2021 гг. таможенными органами проведено 22 корректировки кода по результатам документального контроля и 21 корректировка кода по результатам фактического контроля. Проблему идентификации и классификации гусениц для спецтехники можно продемонстрировать на примерах недостоверного декларирования, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Примеры недостоверного декларирования цепей ходовых для гусеничной техники

Заявленное описание в графе 31 ДТ Код товара в графе 33 ДТ, ставка таможенной пошлины Скорректированный код, ставка таможенной пошлины Сведения, повлиявшие на классификацию

1. Запасные части для дорожно-строительной техники, новые, вулканизированная резина 4016 99 910 9, 9 % 4016 99 970 8, 10 % Материал изготовления

2. Элементы гусеничного дви-жетеля, новые 8431 49 800 9, 0 % 7315 12 000 0, 10 % Отсутствие в конструкции башмаков или траков

3. Гусеничная цепь из черных металлов, используемая после сборки с башмаками в качестве гусеницы исключительно для гусеничного экскаватора 8431 49 800 9, 0 % 7315 12 000 0, 10 % Отсутствие в конструкции башмаков или траков

Следует отметить, что к описанию цепей ходовых для спецтехники предъявляются только общие требования к заполнению графы 31 ДТ, изложенные в решении КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций». Дополнительных сведений в описании этих товаров, которые бы позволили однозначно их классифицировать, в приложении 2 к данному решению нет [3].

В первом примере декларирования участник ВЭД заявляет гусеницы кодом металлонаполненой резины, однако по результатам проверки документов, представленных декларантом, было выявлено, что данные товары выполнены из вулканизированной резины, и при изготовлении данного материала металл не использовался.

В примере 2 участник ВЭД заявляет цепи гусеничные кодом 8431 49 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС, а по результатам фактического досмотра таможенными органами выявлено, что данный товар является некомплектной гусеницей и должен классифицироваться кодом 7315 12 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, как цепь шарнирная.

В примере 3 содержится описание декларируемых цепей ходовых без комплектующих траков и башмаков. Следовательно, заявленный код 8431 49 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС, который подразумевает под собой комплектные гусеницы, был скорректирован на 7315 12 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (цепи шарнирные).

В отношении классификации цепей ходовых для спецтехники имеется положительная и отрицательная судебная практика.

В табл. 2 представлен пример отрицательной судебной практики между обществом с ограниченной ответственностью и Екатеринбургской таможней в отношении товара «части стальные ходовой системы гусеничных машин фирмы Коша18и».

Таблица 2

Пример отрицательной судебной практики для таможенных органов по вопросам классификации цепей ходовых для спецтехники

Параметр Позиция сторон

истец (ООО «Компания ИмПарт») ответчик (Екатеринбургская таможня)

Наименование товара Части стальные ходовой системы гусеничных машин фирмы Коша18и исключительно для установки и использования на бульдозере или экскаваторе, изготовлены методом штамповки, сборки, артикул 195-32-00100/ ЦЪ260К1Ш39 гусеничная лента

Код ТН ВЭД ЕАЭС 8431 49 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС «Прочие части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425-8430» 7315 12 000 0 «Цепи и их части, из черных металлов: цепи шарнирные и их части; цепи прочие»

Обоснование кода ТН ВЭД Товары имеют уникальные каталожные номера и применяются исключительно в гусеничном движителе бульдозера Товар представлен к таможенному оформлению в некомплектном виде

Применение ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС 1, 2(а), 3(а) 1, 6

Ставка пошлины, % 0 % 10 %

Применение примечаний и пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС Подпункт ж) пункта 1 Примечания к Разделу XVI. В данный раздел не включаются части общего назначения, описанные в примечании 2 к разделу XV, из недрагоценного металла (раздел XV). Подпункт а) Примечания 2 к разделу XV. Во всей номенклатуре термин «части общего назначения» означает: изделия товарной позиции 7315 и аналогичные изделия из прочих недрагоценных металлов

Решение суда Суд полагает, что истец обоснованно классифицировал ввезенный им товар как прочие части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425-8430 в подсубпозиции 8431 49 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС. Решение по классификации товара таможней признано недействительным

В данном примере участник ВЭД классифицировал данный товар кодом 8431 ТН ВЭД со ставкой таможенной пошлиной 0 %. Екатеринбургская таможня посчитала данное решение неверным и приняла решение о классификации этого товара кодом 7315 ТН ВЭД со ставкой таможенной пошлины 10 %. В качестве обоснования своей позиции участник ВЭД сослался на текст примечания к разделам XV и XVI ТН ВЭД, из которого следует, что данные товары применяются исключительно для определенного вида спецтехники. Таможенный орган

утверждал, что товар представлен в некомплектном виде. По результатам рассмотрения суд принял обоснованным решение декларанта и таможня проиграла данное дело [1].

В табл. 3 представлен положительный пример судебной практики между ООО и Центральной электронной таможней в отношении товара «запасные части новые, изготовленные из стали методом литья, цепь гусеничная».

Спорные товары классифицированы такими же кодами, что и в первом примере, но в этом случае участник ВЭД в качестве обоснования ссылается на пояснения к товарной позиции 8431 ТН ВЭД, согласно которым цепь гусеничная должна классифицироваться исключительно для бульдозера. Таможенные органы в свое обоснование теперь приводят примечания к разделам XV и XVI ТН ВЭД, которые указывают на то, что данный товар являются готовым товаром - цепью шарнирной. В данном примере суд принял сторону таможни и принял недействительным решение декларанта [2].

При проведении исследования был осуществлен анализ практики контроля таможенной стоимости должностными лицами ЦЭД цепей ходовых для спецтехники, который выявил, что существует разница в стоимости между цепями ходовыми, произведенными специально для бульдозеров и для экскаваторов. Данная тенденция характерна для компаний, которые давно находятся на рынке спецтехники и зарекомендовали себя как качественные производители запчастей. Менее известные компании также закладывают разницу в стоимость цепей ходовых для бульдозеров и экскаваторов, но она ниже, чем у ведущих производителей. Кроме того, на рынке запчастей для спецтехники существуют компании, не учитывающие специфику работы бульдозеров и экскаваторов, и которые декларируют и продают так называемые универсальные цепи. Из этого можно сделать вывод, что такие производители используют одинаковый материал для изготовления ходовых цепей для спецтехники. Стоимость металлонаполненных гусениц выше, чем стоимость гусениц, изготовленных из обычной вулканизированной резины [3].

По результатам исследования можно выделить несколько проблем идентификации и классификации цепей ходовых для спецтехники и предложить рекомендации для их решения.

Первой проблемой является недостоверное декларирование «гусениц» из металлонаполненной и вулканизированной резины.

Рекомендацией по решению данной проблемы является дополнение приложения 2 к Решению КТС от 20.05.2010 № 257. Для кода 4016 99 910 9 ТН ВЭД со ставкой 9 %, которым классифицируются гусеницы из металлонаполненной резины, обязательно при заполнении графы 31 ДТ указание материала изготовления товара.

Второй проблемой выступает неверная классификация цепей ходовых для спецтехники кодом 8431 49 800 9 ТН ВЭД и ставкой 0 %, как части, предназначенные для использования исключительно или в основном с машинами товарных позиций 8425-8430, вместо кода 7315 12 000 0 ТН ВЭД со ставкой 10 %, как цепь шарнирная.

В качестве решения данной проблемы также предложено внести дополнение в приложение 2 к Решению КТС от 20.05.2010 № 257. Для кода 7315 12 000 0 ТН ВЭД должен быть указан материал изготовления данной цепи и комплектность. Для цепей кода 8431 ТН ВЭД участнику ВЭД необходимо указывать

комплектность декларируемого товара, а также вид транспорта, для которого он предназначен.

Таблица 3

Пример положительной судебной практики для таможенных органов по вопросам классификации цепей ходовых для спецтехники

Параметр Позиция сторон

истец (ООО «Алгол ДВ») ответчик (Центральная электронная таможня)

Наименование товара Запасные части новые, изготовленные из стали методом литья, токарной обработки, фрезеровки и высверливания отверстий и последующей сборки, предназначены для технического обслуживания дорожно-строительной техники, цепь гусеничная. Материал - сталь, литье, не снабжена скребками, ковшами и прочими приспособлениями, состоит из шарнирно-соединенных траков, предназначена для гусеницы дорожно-строительной техники, передвижение экскаваторов, бульдозеров без нее не возможны, производитель: Italtractor ITM SPA

Код ТН ВЭД ЕАЭС 8431 49 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС «Прочие части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425-8430» 7315 12 000 0 «Цепи и их части, из черных металлов: цепи шарнирные и их части; цепи прочие»

Обоснование кода ТН ВЭД Цепь гусеничная, передвижение экскаваторов, бульдозеров без нее не возможно Представленный товар является гусеничной лентой (цепью)

Применение ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС 1, 6 1, 6

Ставка пошлины, % 0 % 10 %

Применение примечаний и пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС Согласно Пояснениям к товарной позиции 8431 ТН ВЭД ЕАЭС при условии соблюдения общих положений, относящихся к классификации частей (общие положения к разделу XVI), в данную товарную позицию включаются части, предназначенные для использования исключительно или в основном с машинами товарных позиций 8425-8430 Подпункт ж) п. 1 примечания к разделу XVI: в данный раздел не включаются части общего назначения, описанные в примечании 2 к разделу XV, из недрагоценного металла (раздел XV). Подпункт а) Примечания 2 к разделу XV во всей номенклатуре термин «части общего назначения» означает: изделия товарной позиции 7315 и аналогичные изделия из прочих недрагоценных металлов

Решение суда Суд полагает, что истец необоснованно классифицировал ввезенный им товар как прочие части, предназначенные исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425-8430 в подсубпозиции 8431 49 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС. Решение по классификации товара таможней признано действительным

Для проведения фактического и документального контроля предлагается простой алгоритм идентификации и классификации цепей ходовых для спецтехники (рис. 5).

Рис. 5. Алгоритм действий таможенных органов при идентификации цепей ходовых для спецтехники

По данному алгоритму должностное лицо таможенного органа четко должно составить описание цепи как товара и указать наличие или отсутствие комплектующих башмаков или траков.

Третья проблема заключается в отсутствие единого мнения по классификации цепей ходовых для спецтехники в различных таможенных органах ФТС России.

Для решения проблемы наличия разногласий таможенных органов по классификации цепей ходовых для спецтехники, необходимо закрепить их классификацию законодательно. С этой целью целесообразно было бы ФТС России изучить мнение членов Евразийского экономического союза по классификации таких товаров и проработать вопрос об издании нормативного документа о классификации цепей ходовых для спецтехники.

Таким образом, по результатам исследования определены проблемы идентификации и классификации цепей ходовых для спецтехники, предложены рекомендации для их решения в части дополнения законодательной базы по декларированию и применение простых алгоритмов для осуществления документального и фактического таможенного контроля данных товаров.

Список литературы

1. Решение Арбитражного суда Свердловской области. Дело № А60-50111/2016. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 29.04.2022).

2. Решение Арбитражного суда города Москвы. Дело № А40-248274/20-93-1774 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact. ru (дата обращения: 29.04.2022).

3. Материалы статистики контроля таможенной стоимости таможенного поста ЦЭД г. Владивостока. 2019-2022 гг.

4. Все о гусеницах экскаватора. URL: https://uraldetalservice.ru (дата обращения: 29.04.2022).

5. Спецтехника и комплектующие. URL: http://katok-chtz.ru (дата обращения: 29.04.2022).

6. Таможенная статистика ВЭД. Онлайн БД импорта-экспорта России. URL: https://statimex.ru (дата обращения: 29.04.2022).

7. Ходовая часть гусеничных тракторов. URL: https://ustroistvo-avtomobilya. ru (дата обращения: 29.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.