Научная статья на тему 'Проблемы и задачи совершенствования управления камнеобрабатывающими предприятиями на современном этапе'

Проблемы и задачи совершенствования управления камнеобрабатывающими предприятиями на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКАЯ СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ОПЕРАТИВНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / МАРКЕТИНГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАМНЕОБРАБАТЫВАЮЩИМ ПРОИЗВОДСТВОМ / ИЗМЕНЕНИЯ ПРИНЦИПОВ / МЕТОДОВ И СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ (КОРПОРАТИВНЫХ) ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ И ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ХОЛДИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / АССОЦИАЦИИ. FLEXIBLE SYSTEM EKONO-MICHESKOGO OPERATIONS OF BUSINESS / FORMATION OF INTEGRATED (BARKS-PORATIVNYH) OF ASSOCIATIONS OF THE ENTERPRISES / ASSOCIATIONS ССЫЛКИ / ADMINISTRATIVE IT IS INFORMATION-ANALITI-CHESKAJA SYSTEM / BOOK KEEPING AND JUSTICES-LENCHESKY THE ACCOUNT / EFFICIENCY AND OBOSNO-VANNOST ADMINISTRATIVE DECISIONS / MARK-TINGOVAJA THE MANAGEMENT CONCEPT KAMNEOBRA-BATYVAJUSHCHIM MANUFACTURE / CHANGES OF PRINCIPLES / METHODS AND STRUCTURE UPRAVLE-NIJA / GO-RIZONTALNYE AND THE VERTICAL HOLDING COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпов Д. В.

Показано несоответствие практики и технологии управления, неприспособленность организационной структуры многих камнеобрабатывающих предприятий для работы в динамичных и критических условиях рынка вызывают объективную необходимость, как их внутренней перестройки, так и механизма взаимодействия с внешней средой. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is shown the discrepancy of practice and technology of management, unpracticality of organizational structure of many stone-working enterprises for work in dynamical and critical conditions of the market cause objective necessity, both their internal reorganization, and the mechanism of interaction with an environment

Текст научной работы на тему «Проблемы и задачи совершенствования управления камнеобрабатывающими предприятиями на современном этапе»

УДК 65

Д.В. Латыпов

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДА ЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАМНЕОБРАБА ТЫВАЮЩИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Показано несоответствие практики и технологии управления, неприспособленность организационной структуры многих камнеобрабатывающих предприятий для работы в динамичных и критических условиях рынка вызывают объективную необходимость, как их внутренней перестройки, так и механизма взаимодействия с внешней средой. Ключевые слова: гибкая система экономического управления предприятием, управленческая информационно-аналитическая система, бухгалтерский учет и управленческий учет, оперативность и обоснованность управленческих решений, маркетинговая концепция управления камнеобрабатывающим производством, изменения принципов, методов и структуры управления, формирование интегрированных (корпоративных) объединений предприятий, горизонтальные и вертикальные холдинговые компании, ассоциации.

D. V. Latipov

PROBLEMS AND TASKS OF PERFECTION OF MANAGEMENT STONEPROCESS-ING ENTERPRISES ON THE MODERN STAGE

It is shown the discrepancy of practice and technology of management, unpracticality of organizational structure of many stone-working enterprises for work in dynamical and critical conditions of the market cause objective necessity, both their internal reorganization, and the mechanism of interaction with an environment.

Key words: flexible system ekono-micheskogo operations of business, administrative it is infor-mation-analiti-cheskaja system, book keeping and justices-lenchesky the account, efficiency and ob-osno-vannost administrative decisions, mark-tingovaja the management concept kamneobra-batyvajushchim manufacture, changes of principles, methods and structure upravle-nija, formation of integrated (barks-porativnyh) of associations of the enterprises, go-rizontalnye and the vertical holding companies, associations.

ЖЭ современных условиях хозяй-.^Вствования в камнеобрабатывающем производстве функционирует большое количество предприятий в

основном средней и малой мощности. Следует также отметить несоответствие производственных мощностей и технического уровня (оборудования и технологии) камнеобрабатывающих предприятий современному уровню и потребностям, невысокое качество и конкурентоспособность выпускаемой камнепродукции не только на мировом, но и внутреннем рынке.

В отрасли действуют предприятия не только различной мощности, но и разных форм собственности. Удельный вес негосударственных предприятий составляет 96,7 % в общем числе предприятий. Следует отметить, что для большинства предприятий камнеобрабатывающего производства были разработаны и сохраняются модели акционерного общества открытого типа (ОАО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Однако медленно внедряется в практику камнеобрабатывающих предприятий новый вид управления - корпоративное управление с использованием

организационно-управлен-ческих структур более высокого порядка, объединяющих отдельные предприятия в компании и способствующих их устойчивому экономическому росту. Пока фрагментарно отмечается создание холдинговых компаний по добыче и обработке природного камня: «МКК-

Холдинг», «Гранул» (Центральный регион России), «Коелга-Мрамор» (Челябинская область), «Возрождение» (Се-веро-Запад-ный регион России) и др.

Недостаточный охват камнеобрабатывающих предприятий корпоративным управлением приводит к недопустимому росту трансакционных издержек, так как каждое предприятие вынуждено своими силами решать вопросы снабжения, сбыта, транспортирования, товародвижения. Следует также отметить, что в настоящее время еще на многих камнеобрабатывающих предприятиях руководители не уделяют должного внимания маркетинговой деятельности: не налажена работа по исследованию рынка сбыта продукции, изучению спроса на продукцию, взаимодействие с потребителями.

В целом современное состояние дел по внедрению маркетинга в процесс функционирования камнеобрабатывающих

предприятий, даже особенно крупных, можно охарактеризовать как неудовлетворительное.

Чтобы в создавшихся условиях рынка реализация камнепродукции была стабильной, радикально должна измениться подсистема управления реализацией готовой продукции на камнеобрабатывающем предприятии, обеспечивая равномерность производства даже при неритмичном спросе.

Уровень и качество управления камнеобрабатывающим предприятием могут быть измерены способностью руководства (менеджеров) принимать наиболее рацио-

нальные решения, организовать их выполнение в необходимые сроки, а результативность работы управленческого персонала должна определяться путем сопоставления затрат с выручкой от реализации продукции, то есть прибылью, экономическим эффектом использования производственных фондов предприятия.

Менеджмент в каждой из его функций и процедур предусматривает использование разнообразных специфических способов, приемов и методов, которые обеспечивают выполнение непосредственно функций управления, обоснование и принятие управленческих решений.

Однако в настоящее время уровень экономического управления непосредственно на предприятиях камнеобрабатывающего производства не соответствует современным требованиям рыночных отношений по оперативности и обоснованности принимаемых решений. Прежде всего, такое положение обусловлено тем, что большинство сотрудников аппарата управления предприятий еще не достаточно владеют основами современного менеджмента, а система экономического образования медленно осуществляет их переподготовку.

Следует также отметить, недостаточное методическое и информационное обеспечение деятельности камнеобрабатывающих предприятий, что существенно снижает эффективность бизнеса, препятствует оперативному и своевременному принятию оптимальных управленческих решений, увеличивает предпринимательский риск.

В настоящее время руководители камнеобрабатывающих предприятий не оснащены для квалифицированного управления в рыночных условиях инструментарием: методами, моделями, необходимой документацией по технологии управления для решения наиболее важных типичных задач.

Анализ хозяйственного механизма камнеобрабатывающих предприятий в современных условиях рынка показывает, что на экономическую эффективность производства, его безубыточность, прибыльность решающее влияние оказывают переменные и постоянные затраты на единицу камне-продукции, постоянные затраты предприятия, объем производства и реализации продукции, цена и спрос.

Поэтому для эффективного управления камнеобрабатывающим производством на каждом предприятии должно быть организовано проведение анализа, надежных и объективных оценок всех видов затрат, их обязательное разделение на переменные и постоянные затраты, отнесенные на каждый вид камнепродукции.

Однако применяемая на камнеобрабатывающих предприятиях и в корпоративных компаниях система учета и отчетности, основанная на бухгалтерской системе учета, не соответствует динамичным рыночным условиям, а необходимый для экономического управления управленческий учет не сформирован.

Таким образом, в условиях рынка бухгалтерский учет и управленческий (финансовый) учет - это не одно и тоже. Поэтому эффективность управления предприятиями камнеобрабатывающего производства существенно зависит от того, как на предприятиях ведется учет и анализ затрат при подготовке и принятии управленческих решений.

Так как в современных динамичных и критических условиях рынка часто происходит внезапное изменение затрат, спроса и предложения, каждое такое изменение должно сопровождаться оперативной оценкой его влияния на экономическую эффективность производства данной кам-непродукции.

В соответствии с произошедшими изменениями, появлением несбалансированности соотношений затрат, цены и объема

выпуска продукции руководством предприятия должны приниматься решения о необходимых корректировках в соотношениях этих главных экономических переменных, а также о необходимых изменениях доли основного и оборотного капитала, используемого для каждой номенклатуры выпускаемой камнепродукции.

Поэтому в современных условиях хозяйствования систематический контроль переменных и постоянных затрат, оценка прибыли (или убытка) от изготовленной и реализованной продукции каждой номенклатуры необходимы руководству для обоснованной и оперативной подготовки решений по экономическому управлению производственной и коммерческой деятельностью камнеобрабатывающего предприятия

Таким образом, все указанные выше недостатки в управлении, а также высокая динамичность и критические ситуации современных рыночных условий оказывают сильное влияние на хозяйственную деятельность камнеобрабатывающего предприятия и требуют, прежде всего, совершенствования существующей системы и методов управления, системы экономического анализа и приводят к необходимости построения гибкой системы экономического управления предприятием.

Система гибкого экономического управления камнеобрабатывающим предприятием имеет свои особенности и принципы построения, требует внедрения на предприятии управленческой информационно-аналитической системы и управленческого (финансового) учета, современных методов и моделей экономической эффективности, контроля и диагностики функционирования предприятия, которые позволят повысить оперативность и обоснованность принимаемых руководством решений по управлению производственной и финансовой деятельностью.

Кроме того, в структуре управления предприятием должны быть также организованы соответствующие подразделения по сбору и обработке информации необходимой руководству для решения задач экономического управления.

В настоящее время важнейшей проблемой решения экономических задач является разработка инструментария и технологии экономического управления камнеобрабатывающими предприятиями, которая должна быть освоена в достаточно короткие сроки основной массой персонала управления камнеобрабатывающего производства.

В условиях сложной и динамичной рыночной среды руководители предприятий должны быть уверено, что цели и товарный ассортимент предприятий постоянно сохраняют актуальность для конкретного рынка природного камня или периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки. Поэтому руководители предприятий должны полагаться на маркетинг как на основное комплексное средство наблюдения за рынком и приспособления к происходящим на нем изменениям.

Следовательно, на всех предприятиях камнеобрабатывающего производства в структурах управления должны функционировать подразделения (службы или отделы) маркетинга.

Практическая методика, подготовленная подразделением маркетинга, позволит руководству предприятия принимать экономически обоснованные решения по выбору рыночного сегмента, позиционированию своей продукции, формированию конкурентной и ценовой политики.

По современным представлениям менеджмента, маркетинговая концепция управления предполагает не только установление плановых объемов производства на основе потребностей рынка на конкретную камнепродукцию в течение года, но и

изменение принципов, методов и структуры управления камнеобрабатывающего предприятия.

В современных динамичных и критических условиях рыночной экономики нужны более крупные и стабильные объекты хозяйствования, что определяет необходимость совершенствования производственных и управленческих структур предприятий камнеобрабатывающего производства.

Поэтому в настоящее время особую актуальность для камнеобрабатывающего производства имеют вопросы теории и практики использования организационных структур более высокого порядка, которые объединяют отдельные предприятия в корпоративные структуры (компании) и способствуют их устойчивому экономическому росту.

Следовательно, что не удается осуществить отдельному камнеобрабатывающему предприятию как хозяйственноэкономическому и юридическому субъекту, может быть реализовано объединением предприятий благодаря координации их совместных действий, централизации руководства, концентрации имеющихся финансовых средств и их направления на необходимые предприятиям виды обеспечения.

Целесообразность создания корпоративных объединений в камне-

обрабатывающем производстве обусловлена двумя основными факторами: снижением уровня трансакционных затрат, приходящихся на единицу камне-продукции; положительным влиянием эффекта масштаба выпуска продукции (уменьшением себестоимости продукции) при укрупнении производства.

Следует отметить, что выбор тактики организационного развития в существенной степени зависит от общей целевой стратегии деятельности камнеобрабаты-

вающего предприятия в современных условиях хозяйствования.

Поэтому в зависимости от поставленных целей и задач предприятия камнеобрабатывающего производства могут объединяться в корпоративные структуры ассоциации (на основе принципа кооперации) или холдинговые компании (на основе принципа концентрации капитала).

Формирование холдинговых компаний на рынке природного камня возможно по двум направлениям: горизонтальные холдинги - объединение однотипных предприятий камнеобрабатывающего производства, выпускающих аналогичную продукцию; вертикальные холдинги - объединение предприятий по технологической цепочке: камнедобывающих, камнеобрабатывающих и реализующих конечную кам-непродукцию.

Для предприятий камнеобрабатывающего производства привлекательной формой интеграции на современном этапе рыночной экономики должно стать создание ассоциативных структур, основанных на развитии внутренних договорных отношений. Такие организационные формы могут рассматриваться как наиболее быстрый и

1. Эйрих В.И. Управление производством природных строительных материалов. - М.: Издательский дом «Руда и металлы», 2001.

2. Федорин В.Ю. Маркетинг природного камня. Научно-методические разработки. - М., «ВИНИТИ», 2001.

дешевый способ апробации возможностей эффективной совместной деятельности и позволяют предприятиям сохранить свою экономическую самостоятельность, но при этом скоординировать производственнофинансовую, сбытовую, инновационную деятельность предприятий.

Таким образом, в современных условиях хозяйствования основные задачи совершенствования управления на камнеобрабатывающих предприятиях следующие:

посторенние гибкой системы управления, обеспечивающей оперативность и обоснованность принимаемых руководством решений по управлению производственной и финансовой деятельностью предприятия;

маркетинговая концепция управления камнеобрабатывающим производством и изменение принципов, методов и структуры управления предприятием, организации работы;

формирование организационных структур более высокого порядка, объединяющих отдельные предприятия в корпоративные структуры (компании) и способствующих их устойчивому экономическому росту

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Стивенсон Вильям Дж. Управление производством. Пер. с англ. Под ред. проф. Ю.В. Шленова. - М.: БИНОМ, 1999.

4. Смирнов Э.А. Основы теории организации. -М.; ЮНИТИ, 1998. ЕШ

— Коротко об авторе ---------------------------------------------------------------------

Латыпов Д.В. - зам. проректора по научно-исследовательской и инновационной деятельности по НИРС, ст. преподаватель кафедры ЭИС, dvlatypov@msmu.ru Московский государственный горный университет,

Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

б9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.