Научная статья на тему 'Управление обновлением продукции на предприятиях камнеобрабатывающего производства'

Управление обновлением продукции на предприятиях камнеобрабатывающего производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОБНОВЛЕНИЕ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАМНЕПРОДУКЦИИ. ОБНОВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. ЗАДАЧИ РУКОВОДСТВА ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ПРОДУКЦИЮ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА. ОСНОВНЫЕ ЗАТРАТЫ НА РАЗРАБОТКУ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ ПРОИЗВОДСТВА И ОСВОЕНИЕ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА НОВОЙ КАМНЕПРОДУКЦИИ. СБАЛАНСИРОВАНИЕ ПОСТОЯННЫХ И ПЕРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТАВА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПРЕДПРИЯТИЙ КАМНЕОБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпов Д. В.

Рассмотрена проблема необходимости перехода на новую продукцию или проблема обновления технологии и оборудования камнеобрабатывающих предприятий. Определены задачи руководства камнеобрабатывающих предприятий на разработку новой камнепродукции и технологии производства и задачи, составляющие основное содержание экономического анализа ее выпуска, а также представлен расчет основных затрат на разработку, технологическую подготовку производства и освоение серийного производства новой камнепродукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление обновлением продукции на предприятиях камнеобрабатывающего производства»

УДК 622:65 Д.В. Латыпов

УПРАВЛЕНИЕ ОБНОВЛЕНИЕМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КАМНЕОБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА

Рассмотрена проблема необходимости перехода на новую продукцию или проблема обновления технологии и оборудования камнеобрабатывающих предприятий. Определены задачи руководства камнеобрабатывающих предприятий на разработку новой камне-продукции и технологии производства и задачи, составляющие основное содержание экономического анализа ее выпуска, а также представлен расчет основных затрат на разработку, технологическую подготовку производства и освоение серийного производства новой камнепродукции.

Ключевые слова: Обновление выпускаемой предприятием камнепродукции. Обновление технологии производства и оборудования предприятия. Задачи руководства при разработке новой продукцию и технологии производства. Основные затраты на разработку, технологическую подготовку производства и освоение серийного производства новой камнепродукции. Сбалансирование постоянных и переменных затрат для изменения состава основных фондов предприятий камнеобрабатывающего производства.

ЖЭследствие непрерывного разви-

-Ш.9 тия научно-технического прогресса происходит совершенствование технологии производства и совершенствование технических характеристик и качества выпускаемой продукции во всех отраслях промышленности.

Поэтому на каждом камнеобрабатывающем предприятии периодически возникает проблема необходимости перехода на новую продукцию или проблема обновления технологии и оборудования предприятия.

Таким образом, необходимо различать два вида обновления:

- обновление выпускаемой предприятием камнепродукции;

- обновление технологии производства и оборудования предприятия.

В данной статье следует дать необходимую ориентацию о значимости этих проблем и направлениях их решения руководству предприятий камнеобрабатывающего производства.

В современных условиях хозяйствования камнеобрабатывающие предприятия, как правило, самостоятельно разрабатывают новую продукцию (кам-неизделия) и технологию производства (изготовления), то при этом руководству необходимо решать ряд общих задач:

- определить уровень технических характеристик и качества новой камне-продукции (камнеизделия) и осуществить ее разработку;

- определить размеры рынка для новой камнепродукции;

- определить затраты времени на разработку и освоение производства новой камнепродукции;

- определить объем выпуска новой камнепродукции;

- определить постоянные затраты предприятия и переменные затраты на одно камнеизделие, предполагаемую цену и размер ожидаемой прибыли;

- выполнить оценку экономической эффективности разработки, производст-

ва и эксплуатации новой камнепродук-ции;

- принять решение о целесообразности или нецелесообразности разработки и производства новой камнепродукции (по результатам указанного анализа).

Таким образом, подготовка и принятие решений по новой камнепродукции на предприятии занимает ряд последовательных этапов.

Необходимо также отметить, что для руководства предприятия основным содержанием экономического анализа выпуска новой камнепродукции является решение следующих задач:

- прогноз издержек предприятия на приобретение сырья, материалов, комплектующих, электроэнергии, топлива, воды, затрат на замену имеющегося и приобретение нового оборудования, переоборудование производственных площадей, подготовку и переквалификацию кадров;

- прогнозирование спроса на новую камнепродукцию, в том числе оцениваются его сезонные колебания;

- оценка продолжительности сбыта продукции после ее изготовления, показателей периодичности приобретения (заказов);

- определение объема необходимых инвестиций на приобретение и оснащение производства основными производственными фондами и оборотными средствами на разработку, распределение по торговой сети и сбыт;

- проведение оценки прибыльности производства и реализации продукции, определение периода покрытия первоначальных расходов, эффективности капитальных вложений и уровень риска;

- разработка плана обеспечения финансирования разработки, производства и реализации новой камнепродукции, в котором определяется объем собственных финансовых средств (на организацию

разработки и подготовки производства новой продукции) и другие источники финансирования (банковские кредиты, лизинговое приобретение необходимого оборудования или выпуск акций и т.п.).

При изготовлении пробной партии нового камнеизделия разрабатывается план пробного маркетинга по реализации нового товара. Целью пробного маркетинга является прогноз возможностей реализации новой камнепродукции, проверка ее качества по отзывам потребителей (заказчиков) по функциональному назначению.

Следует отметить, что разработка, производство и реализация новой кам-непродукции является для предприятия достаточно трудной проблемой, решение которой требует больших материальных, финансовых и трудовых затрат, занимает большое про продолжительности время.

Одним из наиболее распространенных вариантов обновления выпускаемой камнеобрабатывающим предприятием продукции, является выпуск новой продукции в условиях самофинансирования этих мероприятий. При этом необходимые для обновления продукции финансовые ресурсы предприятие использует из фонда накопления, который создается путем отчислений в него части прибыли, получаемой от произведенной и реализованной продукции.

Таким образом, основные затраты камнеобрабатывающего предприятия на разработку, технологическую подготовку производства и освоение серийного производства новой камнепродукции будут следующие:

Стоимость разработки новой продукции и технологии ее изготовления, разрабатываемой предприятием Сно;

Стоимость приобретения необходимого оборудования Соб;

Стоимость разработки, производства необходимой оснастки производства и инструмента (компьютерных информационных технологий) Сосн.;

Стоимость монтажа и наладки оборудования СмН;

Стоимость технологической подготовки Стп производства (документации, разработки системы контроля, нормирования, учета и т.п.);

Стоимость незавершенного производства Снп;

Стоимость производственных запасов Сз;

Затраты на ликвидацию старого оборудования без учета (минус) стоимости материалов от разработки Слик.

Затраты на ликвидацию старого оборудования без учета (минус) стоимости материалов от разработки Слик.

В момент освоения производства новой камнепродукции предприятию потребуются дополнительные затраты: переменные затраты З^он и постоянные затраты Пон.

Таким образом, суммарные затраты камнеобрабатывающего предприятия на обновление Собн продукции будут определяться зависимостью:

Собн Сно + Соб + Сосн + Смн + Стп + +Сз

+Снп+ Спик + З^он + Пон (1)

Однако, как указывалось выше, необходимые для обновления продукции финансовые ресурсы используются предприятием из фонда накопления, формируемого из прибыли Р, удельный вес которого в прибыли составляет величину цн и фонд накопления формируется в течение Т лет. Следовательно, можно определить требуемую для обновления продукции сумму Собн:

Прибыль предприятия Р= QC(ЦC - З1с) - Пос (2)

Собн = Цн РТ = Цн т [QC(ЦC - З1) - Пос]

Тогда на основе зависимостей (1) и (3) получаем

Цн т [QC(ЦC - З1с) - Пос] = Сно + Соб + +Сосн + Смн + Стп + Сз + Снп + Спик +

+ З1 НQНосв + Пон (4)

Определим требование к удельному весу Цн отчислений в фонд накопления для обновления камнепродукции предприятия

Цн = (З1н Косвн + Пон + Соб + Смн +

+Стп + Сз + Снп + Сликв) /

дадс - З1с) - Пос] т (5)

где З1н - переменные затраты на единицу новой продукции в период освоения; Пон - постоянные затраты предприятия при производстве новой продукции; QН0Cв - объем производства в период освоения; Цс - цена одного изделия старой продукции; З1с - переменные затраты на единицу старой продукции; Qc - объем выпуска старой продукции; Пос - постоянные затраты предприятия при производстве старой продукции.

Следует отметить, что при этом удельный вес отчислений Цн находится в интервале 0 < цн < 1.

В случае если цн > 1, то это означает, что прибыли недостаточно для создания необходимых собственных финансовых средств для производства новой камне-продукции, следовательно, за период Т невозможно обеспечить необходимый объем накоплений на предприятии.

Таким образом, переход к производству новой продукции является одним их наиболее трудных периодов в деятельности предприятий камнеобрабатывающего производства, особенно в том случае, когда этот период становится вынужденным и предприятие к нему заблаговременно не подготовилось. Более благоприятная ситуация возникает тогда, когда руководство предприятия готовится к переходу на производство новой камнепродукции и детально подго-

тавливает этот переход, проводя все необходимые для этого мероприятия.

На предприятиях камнеобрабатывающего производства отмечается значительное физическое и моральное старение оборудования, что приводит к невозможности обеспечить необходимое качество продукции для основных потребителей. Решение этой проблемы при недостатке инвестиций должно проводиться путем частичного обновления некоторой части имеющихся производственных фондов.

В практике функционирования предприятий изменение состава оборудования приводит к значительным изменениям капиталоемкости производства при переходе на современное, более дорогое оборудование с большой степенью автоматизации операций технологического процесса камнеобработки, что вызывает значительный рост постоянных затрат.

При этом необходимо использовать метод сбалансирования части имеющегося с поставкой наиболее необходимого нового современного оборудования.

Общий подход к сбалансированию оборудования при ограничениях финансовых средств изложен в работе [4].

Ряд положений этой работы может быть распространен и на условия частичного обновления фондов предприятий камнеобрабатывающего производства. Прежде всего, руководству предприятия необходимо решить ряд организационно-управлен-ческих и финансово-экономических задач и разработать план обновления производства. В указанном плане должны содержаться следующие разделы:

- корректировка номенклатуры выпускаемой продукции, выбор и обоснование новых видов продукции, по которым ожидается спрос в течение нескольких 3-5 лет, для производства ко-

торого может быть использована часть имеющегося на предприятии оборудования;

- обоснование состава мероприятий по обеспечению необходимого качества новых видов продукции;

- определение состава необходимого нового оборудования, финансовых средств для его закупки или возможностей получения этого оборудования по лизингу;

- определение состава имеющегося оборудования для обработки (изготовления) новых видов продукции, а также требуемой для этого его частичной модернизации;

- определение сырья, материалов, комплектующих для производства новой продукции, возможных поставщиков, условий поставки;

- оценка длительности производственного цикла для изготовления новой продукции, объема производственных запасов и незапланированного производства;

- определение объема финансовых средств, необходимых для создания требуемого объема оборотных фондов для производства новой продукции;

- определение переменных и постоянных затрат при производстве новых видов продукции;

- определение критического (безубыточного) объема производства и объема, позволяющего получить определенный размер прибыли, обеспечивающий эффективное производство и возможности окупить расходы на производство новой продукции;

- определение структуры вспомогательного производства, обеспечивающего функционирование основного производства новой продукции (транспортировка, складское обслуживание и.т.д.).

Следует также отметить, что руководству камнеобрабатывающего пред-

приятия необходимо знать, что существенное изменение состава основных фондов производства обусловлено увеличением постоянных затрат на изготавливаемую продукцию, что должно компенсироваться соответствующим уменьшением переменных затрат. При этом нежелательное влияние одного фактора компенсируется целенаправленным изменением другого.

Кроме того, в современных нестабильных и динамичных условиях рыночной экономики, проблема повышения прибыльности камнепродукции, требует от руководства предприятий камнеобрабатывающего производства решения задачи уменьшения перемен-

1. Денисов А.Ю., Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.

2. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. - М.: ЭК-МОС, 1998.

ных затрат на одно камнеизделие при сохранении уровня качества. Значительное снижение затрат может быть получено при существенном уменьшении материалоемкости, энергоемкости производства данной камнепродукции и повышении производительности труда.

Поэтому на современном этапе руководству предприятий камнеобрабатывающего производства необходимо рассмотреть задачу взаимного соответствия постоянных и переменных затрат при изменении состава основных фондов производства, при котором обеспечивается требуемая норма прибыльности производства и реализации рассматриваемой продукции.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Рузавин Г.И., Мартынов В.Г. Курс рыночной экономики. - М., ЮНИТИ, 1995.

4. Томпсон А., Формби Дж. Экономика фирмы. Пер. с англ. Под ред. проф. Ю.В. Шлейова. -М.: БИНОМ, 1998. ШЗШ

— Коротко об авторе ----------------------------------------------------------------------

Латыпов Д.В. - кандидат экономических наук, зам. проректора по научноисследовательской и инновационной деятельности по НИРС, ст. преподаватель кафедры ЭИС, dvlatypov@msmu.ru

Московский государственный горный университет,

Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.