Научная статья на тему 'Проблемы и возможности инвестиционного развития предпринимательства в туристической отрасли Магаданской области'

Проблемы и возможности инвестиционного развития предпринимательства в туристической отрасли Магаданской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Резвая Анна Дмитриевна

Ключевой проблемой исследования является проблема развития туристической отрасли в Магаданской области. Основными факторами инвестиционной привлекательности туристической отрасли региона являются функционирование особой экономической зоны, наличие значительного природного потенциала и уникального культурно-исторического наследия, функционирование горнолыжной базы, географическая близость со странами АТР. Цель. Показать специфику развития индустрии туризма в исследуемом регионе и раскрыть основные факторы, препятствующие развитию предпринимательства в данном секторе. Материалы. Развитию предпринимательства в сфере регионального туризма способствует политика государственных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности региона. Правительством Магаданской области ежегодно формируется каталог инвестиционных проектов. В каталоге 2014 г. представлены два основных инвестиционных проекта строительство горнолыжного спортивно-туристического комплекса в микрорайоне Солнечный и морского туристического клуба в г. Магадане. К основным мероприятиям по повышению инвестиционной привлекательности регионального туризма отнесены создание туристического портала, организация телевизионных передач на российских и зарубежных каналах, создание условий для развития «промышленного туризма» на предприятиях горнодобывающего комплекса, разработка стратегии развития туризма и реализация региональных программ по привлечению инвестиций в сферу въездного туризма. Результаты. Раскрыты основные факторы и условия развития индустрии туризма Магаданской области. Представлены основные показатели деятельности туристической отрасли в динамике с 2000-го по 2012 г., которые свидетельствуют о развитии выездного туризма с ежегодным ростом туристических фирм и реализованных ими населению туристических путевок. К основным проблемам развития туристической отрасли на инвестиционной основе отнесены неразвитость туристической инфраструктуры, отсутствие развернутой системы статистического учета деятельности туристических предприятий, высокая цена регионального туристического продукта, преобладание выездного туризма, недостаточное финансирование предпринимательской деятельности в туризме на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges and Opportunities of Investment in the Development of Tourism Industry in the Magadan Region

The study is devoted to researching the development of the Magadan Region’s tourist industry. The attractiveness of investment into tourism in the region is due to the presence of special economic zones, as well as the region’s significant natural potential, unique cultural and historical heritage, the operation of ski resorts, and its proximity to the Asia-Pacific countries. Aim. The study aims to demonstrate the tourism industry’s specific features and analyze the major factors that hinder the development of entrepreneurship in the region. Materials. This study examines local authority policies to promote the development of entrepreneurship within the regional tourism industry and boosts the region’s attractiveness to investment. The Magadan Region Government publishes an annual catalog of investment opportunities. It presents two major investment projects: construction of a ski resort Solnechnyi and a marine tourism club in the city of Magadan. The main measures taken to increase the region’s investment attractiveness are creating a tourism portal, creating new TV programs offered on both domestic and international channels, fostering “industrial tourism” in the mining complex, developing a strategy for tourism advancement, and implementing regional programs to attract investments in inbound tourism. Results. The author outlines the main factors and conditions of the tourism industry’s development in the Magadan Region. The main indicators of tourism development dynamics from 2000 to 2012 are presented. These indicate that the development of outbound tourism can be attributed to the annual growth of travel companies and of the number of tours sold. The tourism industry’s main problems in terms of development on the basis of investments allocations are (1) insufficient tourism infrastructure, (2) lack of a comprehensive system of statistics on tourism enterprises, (3) high prices for regional tourism products, (4) outbound tourism’s predominance, and (5) insufficient funding of tourism entrepreneurship at both federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Проблемы и возможности инвестиционного развития предпринимательства в туристической отрасли Магаданской области»

Проблемы и возможности инвестиционного развития предпринимательства в туристической отрасли Магаданской области

Challenges and Opportunities of Investment in the Development of Tourism Industry in the Magadan Region

УДК 338.48

Резвая Анна Дмитриевна

заместитель директора по учебной и научной работе Магаданского института экономики — филиала Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук 685000, г Магадан, Новая ул., д. 27

Rezvaya Anna Dmitrievna

Magadan Institute of Economics Branch of St. Petersburg University of Management and Economics

Novaya Str. 27, Magadan, Russian Federation, 685000

Ключевой проблемой исследования является проблема развития туристической отрасли в Магаданской области. Основными факторами инвестиционной привлекательности туристической отрасли региона являются функционирование особой экономической зоны, наличие значительного природного потенциала и уникального культурно-исторического наследия, функционирование горнолыжной базы, географическая близость со странами АТР.

Цель. Показать специфику развития индустрии туризма в исследуемом регионе и раскрыть основные факторы, препятствующие развитию предпринимательства в данном секторе.

Материалы. Развитию предпринимательства в сфере регионального туризма способствует политика государственных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности региона. Правительством Магаданской области ежегодно формируется каталог инвестиционных проектов. В каталоге 2014 г. представлены два основных инвестиционных проекта — строительство горнолыжного спортивно-туристического комплекса в микрорайоне Солнечный и морского туристического клуба в г. Магадане. К основным мероприятиям по повышению инвестиционной привлекательности регионального туризма отнесены создание туристического портала, организация телевизионных передач на российских и зарубежных каналах, создание условий для развития «промышленного туризма» на предприятиях горнодобывающего комплекса, разработка стратегии развития туризма и реализация региональных программ по привлечению инвестиций в сферу въездного туризма.

Результаты. Раскрыты основные факторы и условия развития индустрии туризма Магаданской области. Представлены основные показатели деятельности туристической отрасли в динамике с 2000-го по 2012 г., которые свидетельствуют о развитии выездного туризма с ежегодным ростом туристических фирм и реализованных ими населению туристических путевок. К основным проблемам развития туристической отрасли на инвестиционной основе отнесены неразвитость туристической инфраструктуры, отсутствие развернутой системы статистического учета деятельности туристических предприятий, высокая цена регионального туристического продукта, преобладание выездного туризма, недостаточное финансирование предпринима-

тельской деятельности в туризме на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: туризм, инвестиции, предпринимательство, инфраструктура, особая экономическая зона, регион

The study is devoted to researching the development of the Magadan Region's tourist industry. The attractiveness of investment into tourism in the region is due to the presence of special economic zones, as well as the region's significant natural potential, unique cultural and historical heritage, the operation of ski resorts, and its proximity to the Asia-Pacific countries.

Aim. The study aims to demonstrate the tourism industry's specific features and analyze the major factors that hinder the development of entrepreneurship in the region.

Materials. This study examines local authority policies to promote the development of entrepreneurship within the regional tourism industry and boosts the region's attractiveness to investment. The Magadan Region Government publishes an annual catalog of investment opportunities. It presents two major investment projects: construction of a ski resort Solnechnyi and a marine tourism club in the city of Magadan. The main measures taken to increase the region's investment attractiveness are creating a tourism portal, creating new TV programs offered on both domestic and international channels, fostering "industrial tourism" in the mining complex, developing a strategy for tourism advancement, and implementing regional programs to attract investments in inbound tourism.

Results. The author outlines the main factors and conditions of the tourism industry's development in the Magadan Region. The main indicators of tourism development dynamics from 2000 to 2012 are presented. These indicate that the development of outbound tourism can be attributed to the annual growth of travel companies and of the number of tours sold. The tourism industry's main problems in terms of development on the basis of investments allocations are (1) insufficient tourism infrastructure, (2) lack of a comprehensive system of statistics on tourism enterprises, (3) high prices for regional tourism products, (4) outbound tourism's predominance, and (5) insufficient funding of tourism entrepreneurship at both federal and regional levels.

Keywords: tourism, investment, business, infrastructure, special economic zone, the region

Инвестиции рассматриваются как важнейший фактор развития экономики и основной рычаг управления развитием предпринимательской деятельности в туристической отрасли страны и отдельных ее регионах. От объемов и структуры инвестиций зависят темпы развития отрасли и финансово-экономические показатели ее работы, качественные характеристики объектов туристской инфраструктуры и предприятий, пропускная способность и вместимость туристских объектов, структурная пропорциональность развития

m

0

1 О

ш о.

0

1

О ^

0

о;

s ^

с со s

1 0. ш

о

о о

о о со

<

о

Таблица 1

Основные показатели деятельности туристической отрасли Магаданской области

Показатели 2000 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Число туристских фирм, ед. 7 12 14 12

Средняя численность работников, чел. 29 49 63 54

Число реализованных населению туристских путевок, ед. 704 2258 3157 3408

Стоимость реализованных населению туристских путевок, млн руб. 4,7 188,3 243,5 298,3

отрасли на основе сочетания различных предприятии сферы индустрии туризма — гостиниц, транспорта сетей питания, связи [1, с. 40].

Органы государственной власти реализуют меры по повышению инвестиционной привлекательности и созданию благоприятных условий для развития сферы туризма, участвуют в реализации прямого финансирования объектов туристической инфраструктуры. Для отдельных туристических предприятий инвестиции представляют собой финансовые вложения на определенный срок в создание или расширение предпринимательской деятельности, при этом вкладываться могут как собственные, так и заемные средства [2, с. 15].

На данном этапе развитие предпринимательской деятельности в туристической отрасли Магаданской области осуществляется в специфических северных условиях и имеет свои особенности.

Во-первых, становление туризма происходит на труднодоступной и удаленной от центральных частей страны территории. В регионе отсутствует железнодорожное сообщение, пассажирооборот осуществляется авиатранспортом, грузооборот — морским путем или авиаперевозкой. На территории не развита автодорожная сеть, дороги с твердым покрытием расположены в основном возле областного центра — города Магадана и поселков области. К большинству туристических мест летом проезд осуществляется только авиа- или водным транспортом с использованием малых судов, а в холодный период времени по «зимнику» — специальной дороге, созданной путем расчистки снега и формирования дорожного полотна тяжелой техникой.

Во-вторых, необходимость соблюдения экологического баланса в развитии регионального туризма требует контроля со стороны организаций, специализирующихся на охране природы.

В-третьих, суровые природно-климатические условия определяют сезонный характер туристических услуг.

В-четвертых, на территории области существуют национальные села аборигенов Севера, ведущих традиционный образ жизни, что требует разработки политики вовлечения коренных малочисленных народов в развитие регионального туризма [3, с. 69].

Вместе с тем территория области обладает значительным туристско-реакреационным потенциалом и перспективна для развития различных направлений туризма, в том числе экскурсионного, познавательного, экологического, спортивного, экстремального, горнолыжного, лечебно-оздоровительного, промышленного, рыболовного, охотничьего и других видов.

В 2012 г. на территории Магаданской области осуществляли свою деятельность 12 туристических фирм, при этом организацией въездного туризма занимались шесть организаций (ОАО «ДВС-ТУР Магадан», ООО «Кулу», ОАО «Магтур» и др.), специализирующихся на рыболовных и охотничьих турах, экологическом

туризме, дайвинге, речных сплавах, морских прогулках, посещении минеральных горячих источников, исторических мест [4].

С 2000-го по 2012 г. количество проданных путевок увеличилось в 4 раза. В 2012 г. туристические фирмы реализовали населению туристических путевок на сумму 298 млн руб. (табл. 1). Динамика изменения индексов физического объема туристических услуг в сопоставимых ценах показывает, что за период с 2011 -го по 2013 г. отмечается ежегодный рост объемов оказываемых услуг в денежном выражении. В 2013 г. индекс составил 125%. Пиковое значение индекса приходится на 2010 г., при этом он составил 172%.

В 2012 г. в структуре реализованных населению туристских путевок наибольшую долю составили туристические путевки, предоставленные гражданам России по зарубежным странам (92%), что свидетельствует о развитии в регионе в основном выездного туризма [5, с. 129].

К основным проблемам развития предпринимательской деятельности в туристической отрасли на инвестиционной основе можно отнести следующие:

• неразвитость туристической инфраструктуры, физический и моральный износ объектов туризма, недостаточный уровень развития сфер сервиса, в том числе придорожного;

• отсутствие комплексной рекламно-коммуникаци-онной политики, направленной на продвижение регионального туристического продукта;

• отсутствие развернутой системы учета статистической информации, позволяющей оценить состояние и динамику развития туристической отрасли;

• несоответствие туристических услуг и гостиничного обслуживания международным стандартам;

• недостаточная квалификация персонала, отсутствие развитой системы переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма;

• высокая цена туристического продукта на национальном и международном рынках связана со значительной долей транспортных расходов;

• развитие в основном выездного туризма, его преобладание над въездным;

• отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей въездной и выездной туризм в Магаданской области;

• недостаточное финансирование развития предпринимательской деятельности в туристической отрасли на федеральном и региональном уровнях.

В качестве основных возможностей и факторов инвестиционной привлекательности туристической отрасли в Магаданской области следует отнести:

• перспективы расширения преференций особой экономической зоны (ОЭЗ) Магаданской области по налогам и таможенным сборам и упрощение административной процедуры для предпринимателей сферы услуг, в том числе туристической отрасли;

• значительный природный и экологический потенциал региона с неповторимым ландшафтом, богатым

растительным и животным миром. В области 56 достопримечательных объектов природы, среди которых 42 объекта являются особо охраняемыми природными территориями, шесть — особо охраняемые памятники природы, семь объектов не охраняются государством и одна курортная зона;

• функционирование горнолыжной базы города Магадана с лыжной школой и подготовленными спусками, возможности для развития экстремального горнолыжного туризма;

• уникальное культурно-историческое наследие Магаданской области, связанное с периодом сталинских репрессий, историей создания Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛАГа) и системой трудовых лагерей Вакханка, Днепровский, Каньон, Северный, Бутыгычаг и пересыльной тюрьмы Серпантинка, женской тюрьмы Сылыасбтах. В области возведены исторические скульптурные памятники, в том числе «Маска Скорби», «Узел Памяти», памятник жертвам ГУЛАГа на месте бывшей пересыльной тюрьмы Серпантинка, памятник «Узникам Колымы» на Аркагалинском перевале, памятники Ю. Билибину, Э. Берзину, памятник и музей Вадима Козина;

• подготовка бакалавров высшего профессионального образования по направлению «Туризм» в Магаданском институте экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики. Кроме того, Северо-Восточный государственный университет осуществляет подготовку бакалавров в области иностранных языков;

• близость со странами Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) создает основу для сотрудничества путем создания совместных предприятий и участия в формировании региональной туристской инфраструктуры и определяет возможности привлечения иностранных туристов из Японии, Китая, Южной Кореи.

Развитию предпринимательства в сфере туризма Магаданской области также способствует политика государственных региональных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности отрасли.

С 2013 г. на территории области проходит процедура внедрения стандарта деятельности государственных органов исполнительной власти субъекта РФ, целью которого является формирование благоприятного инвестиционного климата. При губернаторе Магаданской области создан Совет по улучшению инвестиционного климата. Разработана нормативно-правовая база осуществления инвестиционной деятельности, в том числе принят закон Магаданской области от № 1681-ОЗ «Об инвестиционной политике в Магаданской области». Постановлением Правительства Магаданской области была утверждена инвестиционная стратегия Магаданской области на период до 2025 г.

В регионе реализуется областная целевая программа «Развитие физической культуры, спорта и туризма в Магаданской области на 2010-2015 гг.» (далее — Программа), утвержденная постановлением Администрации Магаданской области № 643-па от 10 декабря 2009 г. Плановый объем финансирования из областного бюджета мероприятий Программы по состоянию на 26 ноября 2012 г. составлял 266 083 000 руб., в том числе по подпрограмме «Развитие туризма» (далее — Подпрограмма) исполнение составило 736 000 руб. (99,8%) при плане 737 000 руб. В рамках Подпрограммы были профинансированы следующие мероприятия:

• организация, подготовка и издание рекламных бу- ^ клетов, путеводителей и других видов печатной про- =п дукции, содержащих справочно-информационный х материал о состоянии и развитии туризма в Ма- ш гаданской области (334 000 руб.); х

• организация автомобильного пробега (272 000 ^ руб.); |

• изготовление брошюры «Туристическая привлекательность в Магаданской области» (35 500 руб.); ^

• изготовление бланочной продукции «Инвести- к ционные проекты. Магаданская область (94 000 =Ц руб.) [6]. < Региональные органы государственной власти еже- ^

годно формируют каталог инвестиционных проектов. ^ В каталоге 2014 г. представлены два инвестиционных ^ проекта по развитию туризма: 2

• строительство горнолыжного спортивно-туристического комплекса в микрорайоне Солнечный, целью которого является развитие спортивной и туристической инфраструктуры региона, создающей условия для развития зимних видов активного отдыха (потребность в инвестициях составляет 1687 млн руб.);

• строительство морского туристического клуба в городе Магадане в районе Приморской ул., что создаст условия для развития яхтенного туризма как нового направления внутреннего и въездного туризма и использования рекреационного потенциала Охотского моря (потребность в инвестициях составляет 119 млн руб.).

По итогам совещания губернатора Магаданской области с туристическими компаниями региона, которое состоялось в сентябре 2014 г., принято решение о создании рабочей группы для выработки концепции развития въездного туризма в Магаданской области. Данная концепция станет основой развития туристической отрасли и позволит поддерживать наиболее перспективные инвестиционные проекты путем включения в областную и федеральные программы.

Развитию предпринимательства в туристической отрасли на инвестиционной основе способствует не только деятельность государственных органов власти. Туристические предприятия также должны активно участвовать в разработке эффективных инвестиционных проектов, проведения информационно-рекламной работы по продвижения данных проектов, поиску зарубежных партнеров и инвесторов. Важным источником инвестирования в развитие туристической отрасли также можно считать деятельность населения по использованию личных средств, собственности и интеллектуального потенциала в форме безвозмездного вклада в поддержку культуры и традиционных форм туризма [7, с. 138].

Для развития предпринимательства в сфере туризма на территории Магаданской области и повышения инвестиционной привлекательности туристической отрасли можно предложить ряд мероприятий:

• создание благоприятного инвестиционного климата для широкого вовлечения российских и зарубежных предпринимателей, занимающихся туризмом на основе проведения льготной налоговой и кредитной политики, разработки системы государственных гарантий финансово-кредитным учреждениям, обеспечения незыблемости прав собственности [8, с. 62];

• проведение научно-практических семинаров в образовательных и научно-исследовательских учреждениях по проблеме повышения инвестиционной привлекательности туристической отрасли региона и развитию туристического предпринимательства;

^ • оказание туристическим фирмам информационной ^ поддержки по продвижению туристических услуг х путем создания единого туристического портала; ш • организация телевизионных передач на региональ-^ ных и российских каналах, на зарубежных каналах х (Ривв^пТ^еЮиШе);

2 • организация публикации статей в российских и ^ зарубежных газетах и журналах;

^ • формирование электронного каталога инвестици-к онных проектов в области туризма с размещением ^ в сети Интернет;

^ • создание условий для развития промышленного го туризма на предприятиях горнодобывающего ^ комплекса, который предполагает ознакомление ^ с технологическими процессами добычи золота и

3 других цветных металлов;

• разработка стратегии развития туристической отрасли Магаданской области;

• разработка и реализация региональных программ развития въездного туризма,направленных на развитие туристической инфраструктуры;

• формирование имиджа города Магадана и региона в целом как туристического центра Северо-Востока России.

Все предложенные мероприятия послужат формированию на территории области конкурентной туристической отрасли и развитию предпринимательской деятельности, что, в конечном итоге, позволит удовлетворить потребности туристов в получении качественных услуг, создать дополнительные рабочие места и увеличить инвестиционную привлекательность региона и сферы туризма.

Литература

1. Плотникова Н. К., Здоров С. А. Роль инвестиций в повышении эффективности использования рекреационных ресурсов в сельском гостиничном бизнесе и туризме // Научный вестник МГИИТ. 2014. № 4 (30). С. 39-49.

2. Тен С. Б. Инвестиции как фактор развития регионального туризма // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 91. С. 1558-1573.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Спицына М. А. Туристическая отрасль региона: SWOT-анализ развития туристического комплекса Магаданской области // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 1. С. 69-75.

4. На Колыме разработают концепцию развития въездного туризма // Портал Правительства Магаданской области. [Магадан, 2014]: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.magadan.ru/ru/government/News/ 2014/ 09/17/1410975486452.Мт!. (Дата обращения: 29.11.2014).

5. Статистический ежегодник. Магаданская область. 2013: Стат. сб. / Магаданстат. Магадан: Изд-во Магаданстата, 2013. 275 с.

6. Реализация ОЦП «Развитие физической культуры, спорта и туризма в Магаданской области на 2010-2015 гг.» по состоянию на 26 ноября 2012 г. // Портал Правительства Магаданской области. [Магадан, 2014]: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.magadan.ru/ru/oiv/2-44-21/ navigation/programmi-i-proecti/OCP/2012.html?pageNum=4. (Дата обращения: 29.11.2014).

7. Кривуля М. А. Механизм стимулирования инвестиционной деятельности в сфере туризма // Вестник СевероВосточного государственного университета. 2011. № 15. С. 135-139.

8. Горностаева Л. А. Привлечение иностранных инвестиций в индустрию туризма // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8. С. 60-63.

References

1. Plotnikova N. K., Zdorov S. A. Rol' investitsiy v povyshenii ef-fektivnosti ispol'zovaniya rekreatsionnykh resursov v sel'skom gostinichnom biznesa i turizme [The role of investment in more efficient use of rural recreational resources for hotel and tourism]. Nauchnyy vestnik MGIIT [Scientific Bulletin of Moscow State Institute for Tourism Industry n.a. Yuri Senkevich], 2014, no. 4 (30), pp. 39-49.

2. Ten S. B. Investitsii kak faktor razvitiya regional'nogo tu-rizma [Investment as a factor in the development of regional tourism]. Politematicheskiy setevoy elektronnyy zhur-nal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic Network Electronic Journal of the Kuban State Agrarian University], 2013, no. 91 (07), pp. 1558-1573. Available at: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/04.pdf.

3. Spitsyna M. A. Turisticheskaya otrasl' regiona: SWOT-analiz razvitiya turisticheskogo kompleksa Magadanskoy oblasti [Tourist sector of the region: SWOT-analysis of the development of a tourist complex of the Magadan region]. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii, 2011, no. 1, pp. 69-75.

4. The concept of incoming tourism will be developed on Kolyma. Portal of the Government of the Magadan region. 2014. Available at: http://www.magadan.ru/ru/government/ News/2014/09/17/1410975486452.html. Accessed November 29, 2014. (in Russ.).

5. Statisticheskiy ezhegodnik. Magadanskaya oblast'. 2013: statis-ticheskiy sbornik [Statistical yearbook. Magadan region. 2013: Statistical book]. Magadan, Magadanstat Publ., 2013. 275 p.

6. Implementation of the regional target program "Development of physical culture, sports and tourism in the Magadan region for 2010-2015" as of November 26, 2012. Portal of the Government of the Magadan region. 2014. Available at: http:// www.magadan.ru/ru/oiv/2-44-21/navigation/programmi-i-pr-oecti/0CP/2012.html?pageNum=4. Accessed November 29, 2014. (in Russ.).

7. Krivulya M. A. Mekhanizm stimulirovaniya investitsionnoy deyatel'nosti v sfere turizma [Mechanism to stimulate investment in tourism]. Vestnik Severo-Vostochnogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Northeastern State University], 2011, no. 15, pp. 135-139.

8. Gornostaeva L. A. Privlechenie inostrannykh investitsiy v in-dustriyu turizma [Attracting foreign investment in the tourism industry]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 2011, no. 8, pp. 60-63.

В следующем номере

Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление»

ознакомиться с публикацией:

Добрынина Л. А. Мировой экономический кризис и период глобальной экономической депрессии

Добрынин Леонид Александрович — доцент Санкт-Петербургского государственного экономического

университета, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.