Научная статья на тему 'Проблемы и возможности формирования "умного города" на примере города Пермь'

Проблемы и возможности формирования "умного города" на примере города Пермь Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
201
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и возможности формирования "умного города" на примере города Пермь»

если КНР увеличит долю рынка в РФ, то позже европейским поставщикам будет крайне сложно вернуться в том объеме, в котором они присутствовали здесь до ухудшения отношений России и Запада.

Помимо всего, Россия и Китай хорошо дополняют друг друга. Так, у первой имеются существенные запасы энергоносителей, без которых китайская экономика не может существовать, а у Пекина достаточно финансовых ресурсов, необходимых для развития России.

Однако между россиянами и китайцами существует некоторое взаимное непонимание. Это связано, прежде всего, с существенными различиями в национальных культурах, а также с историческим прошлым. В памяти стран ещё свежи годы советско-китайской дружбы, которая закончилась разрывом в одночасье, в том числе, и в связи с нереалистичной оценкой советским руководством интересов, устремлений и возможностей китайских партнёров.

Чтобы повысить привлекательность России в экономических, научных и культурных кругах китайского общества рекомендуется осуществить конкретные и простые в реализации идеи:

1. Привлечение китайских инвестиций в инфраструктурное строительство России, особенно в строительство высокоскоростных железных дорог.

2. Ориентация российских проектов в области общественной дипломатии на интересы и ожидания китайской аудитории.

3. Объявление 2016-2017 годы перекрёстными годами образования, науки и инноваций.

4. Укрепление доверия в военно-техническом сотрудничестве, направленном на совместные НИОКР с привлечением китайских инвестиций.

5. Отмена туристических виз на въезд в Россию для китайских жителей и на краткосрочный въезд в Китай для российских граждан.

6. Координация усилий по обеспечению безопасности граждан Китая в России и созданию в Китае образа толерантной и дружелюбной России и т.п. Таким образом, следует сказать, что российско-китайские отношения имеют большие перспективы. Лидеры стран намерены продолжать активное сотрудничество, и в будущем возможно именно Китай станет ведущим экономическим и политическим партнером России.

Список литературы:

1. Федеральная служба государственной статистики -[Электронный ресурс] - http://www.gks.ru.

2. РИА Новости - [Электронный ресурс] -http://ria.ru/economy/20141011/1027909478.html#ixz z3IVCGJ77f (Дата обращения: 05.11.2014).

3. Портал внешнеэкономической информации -[Электронный ресурс] - http://www.ved.gov.ru/ exporteountries/cn/cn_ru_relatюns/cn_rus_pшjects/ (Дата обращения: 09.11.2014).

4. Вести Экономика - [Электронный ресурс] -http://www.vestifinance.ru/articles/48164 (Дата обращения: 09.11.2014).

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ «УМНОГО ГОРОДА»

НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ПЕРМЬ

Дюкалова Дарья Антоновна

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, студентка 5 курса специальности «Связи с общественностью», г.Пермь

Сегодня российские города переживают сложный процесс трансформации, правильного и научно обоснованного развития городского пространства: соблюдение принципа планомерности, разработка стратегического плана муниципального образования, оценка социальных, культурных и финансовых условий проживания в них граждан с проблемами научной разработки условий и методов превращения городов в живые, устойчивые, интеллектуальные территории. К «умным» городам за рубежом отнесены Арлингтон, Вирджиния - США, Новый Южный Уэльс - Австралия, Крит - Греция, Найроби - Кения, Рио - де - Жанейро - Бразилия и другие.

В данной работе представим результаты проведенных соотношений прогнозных и плановых официальных документов, принимаемых на уровне как субъекта государства, так и муниципального образования о социально -экономическом развитии с результатами научных исследований о потенциальных возможностях развития одного из крупнейших административных центров - города Перми. В работе «Пространственное развитие городских систем» Е.Л. Аношкина относит Пермский край к одной из крупнейших агломерационных образований России и поднимает вопрос о конкурентоспособности города, о сохранении этих преимуществ, о способности города мобилизовать экономические, трудовые, социальные и политические ресурсы «в рамках гармоничной структуры, четкой

стратегии экономического развития» [2,с.33]. Появились новые понятия: «умный город», «интеллектуальная территория», «устойчивое развитие». Под устойчивым развитием понимается достижение стратегического баланса между деятельностью человека и воспроизводящими возможностями биосферы, о чем пишет Е.А. Третьякова в статье «Проблемы устойчивого развития городов». Она акцентирует внимание на том, что устойчивое развитие государства возможно лишь при условии устойчивого развития его регионов и городов, необходимо добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности, в первую очередь в рамках структурных преобразований. Это позволит, по утверждению автора, обеспечить становление новой модели хозяйствования. [10, с.132 - 134]. Что делает города умными? Бил Хатчисон (Канада, Исполнительный директор центра развития «Умных городов») в статье «Насколько умен ваш «умный город» и почему это должно вас беспокоить?» пишет: «Умный город» - это «интеллектуальная территория», имеющая общую стратегию взаимодействия всех локальных игроков для ее разработки, согласования в рамках задач и в использовании технологий для выполнения этих задач [11]. Г.Ю. Ветров в документе «Экономические материалы по реализации проекта «экономическое развитие городов» отмечает, что

в современной действительности «самостоятельное развитие поселений стало невозможно, а поэтому необходим комплексный подход к собственному экономическому развитию, основанный на стратегическом планировании»

[3]. Как сохранить и развить городское поселение? Ниже в таблице приведен перечень задач и целей, которые сегодня решать должны российские города, не зависимо от их местонахождения.

Таблица 1

Соотношение задач и целей экономического развития города_

Задачи Цели

Развитие городской экономической базы. Укрепление налоговой базы города и совершенствование ее структуры. Рост и качественное улучшение показателей занятости населения города.

Укрепление финансового состояния города. Максимизация доходов. Сокращение неэффективных расходов.

Улучшение показателей качества жизни городского населения. Достаточное финансирование. Эффективное выполнение социальных программ

Четкое понимание целей и задач способствует разработке программных документов. В Перми 17.10.2013 был одобрен и постановлением администрации принят «Прогноз социально - экономического развития города Перми на 2014 год и период до 2016 года (далее «Про-

гноз») [6]. Он создан с учетом итогов социально - экономического развития Перми за 2012 год и 8 месяцев 2013. При разработке учитывались планы - прогнозы крупных и средних предприятий города Перми до 2016 года, ниже в таблице сведены основные разделы этого документа и те показатели, на которые удалось выйти в текущем периоде.

Таблица 2

Показатели •

Раздел Показатели

Уровень жизни населения Некоторый рост фонда оплаты труда, индексация трудовых пенсий.

Труд и занятость Сокращение индивидуальных предпринимателей из-за прироста налоговой нагрузки, снижение уровня безработицы.

Промышленность Умеренные темпы роста производства, неустойчивая конъюнктура внешнего рынка, стагнация динамики промышленного производства. Повышение конкурентоспособности отечественных производителей, рост импортозамещения.

Потребительский рынок Неустойчивая конъюнктура внешнего рынка. Снижение инфляционного давления. Укрупнение предприятий розничной торговли.

Финансы Экономику от сползания в рецессию удерживает потребительский сектор. Он компенсирует стагнационное развитие и снижение деловой активности организаций.

Инвестиции Наращивание частных инвестиций. Развитие малого бизнеса. Улучшение бизнес -среды.

Цены и тарифы Снижение индекса потребительских цен.

Демография Некоторый рост рождаемости, зависящий от ряда льгот (получение денежных выплат, получение земельного участка и др.

В 2010 году разработан документ «Стратегия социально- экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года». Это основной и самый объемный документ, в котором сформулировано и разрабатывается стратегическое направление - «Обеспечение базовых потребностей человека: здоровье, жилье, городская среда», дается оценка возможностей города, его ресурсов: природных, ресурсов территории и недвижимости, инфраструктурных, финансовых, трудовых, организационных, информационных. В краевом документе «Стратегия социально-экономического развития муниципального города Пермь до 2030 года» [7] перечисляются перспективные направления и приоритеты его развития, повышения уровня благосостояния жителей и создания прочных основ для его дальнейшего роста с учетом ресурсов города. В документе обозначены методы и инструменты управления социально - экономическим развитием города на ближайшие 20 лет. Главным двигателем развития и главным объектом называется человек: «Генератор идей - ЧЕЛОВЕК, а его интеллект - источник капитала. Человек - ключевой фактор развития, являющийся интеллектуальным ресурсом». Центрами развития новой экономики называются крупные города, места концентрации «человеческого потенциала»; благополучие города

связывается именно с качеством человеческого потенциала, а условием конкурентоспособности города является умение сохранять потенциал жителей [7,с.6]. Важной частью «Стратегии» явился раздел «Глобальные вызовы современности» (раздел 2), где отмечается: «Новая экономика - экономика, основанная на знаниях. Мир существует по законам новой экономики». Этот документ планирует развитие города Пермь и превращение его в умный город. При разработке стратегии развития края учитывались выводы и рекомендации ученых. Так, Е.Л.Аношкина в статье «Диспропорции развития много-центричного города Пермь» [1] перечисляет общие процессы и изменения в стране и крае в постсоветский период: изменение принципов организации экономики, механизмов управления городским развитием; изменение уклада жизни горожан, изменение схемы расселения на уровне регионов, городов и районов; то есть называет «рычаги», которые способны поднять экономику края и собственно Перми, благополучие его жителей.

Н.А. Толстоброва в статье «Теоретико - методологические аспекты планирования городскогоразвития: организации, инструменты» [8] отмечает «Процесс городской технологической трансформации носит прорывной

характер и целиком зависит от социокультурных и финансовых факторов. Огромные инвестиции необходимы для превращения городов и сельских районов в «умные», «живые», «устойчивые», «зеленые» города или «интеллектуальные территории». При отделении местного самоуправления от государственной власти муниципалитеты получают большую самостоятельность, право распоряжаться муниципальной собственностью и местными финансами, направлять свою деятельность « на улучшение жизни городского общества», а деятельность администрации и других представителей города должна быть нацелена на мобилизацию всех возможных городских ресурсов. По мнению российских ученых, наиболее успешны города с преимущественным участием местных правительств и частных структур. Пермь тоже можно отнести к этому типу городов. Определение термину «интеллектуальная территория» дал в конце 1990- х годов научно - исследовательский центр «Форум интеллектуальных территорий»: «Главное отличие «интеллектуальной территории» от других заключается в наличии общей стратегии и во взаимодействии всех локальных игроков». В разработке теории и практики планирования городского пространства Пермского края участвуют пермские ученые: Е.Л. Аношкина - статья «Диспропорции развития многоцентричного города Пермь» [1] А.А. Захарова, Е.Ю. Сухарева, О.А. Таскаева - «Новые модели принятия решений о социально - экономическом развитии города» [4] и другие. По мнению ученых, «планирование развития города - это планирование последовательности организации пространства, при планировании необходимо сохранить неповторимые особенности конкретного города; особенности уклада жизни горожан, расселения, принципов организации экономики, развития и совершенствования здравоохранения, просвещения, благоустройства. В Пермском крае отмечено истощение человеческого и трудового

потенциала, а это влияет на перспективы развития региона. При появлении возможности самостоятельно выбирать места для жизни люди стали уезжать из города. Делается вывод, что при стратегическом планировании Перми нельзя игнорировать социально - экономические аспекты, необходимо видеть и учитывать тенденции к созданию единого рынка труда, рынка земли и недвижимости с вовлечением факторов производства в общий коммерческий оборот. Необходим план развития городской экономики. Экономическое развитие города есть комплексный управляемый процесс изменений в городской экономике, направленный на улучшение жизни городского сообщества: развитие городской экономической базы (укрепление налоговой базы, улучшение показателей занятости населения); укрепление финансового состояния города (максимизация доходов, сокращение неэффективных расходов); улучшение качества жизни (достаточное финансирование, эффективное выполнение социальных программ). Объект экономического развития - городская экономика - это объекты прямого управления - муниципальные финансы, земля, недвижимость, имущество, находящееся в муниципальной собственности или переданное муниципалитету в управление, муниципальные предприятия, организации и учреждения, муниципальный жилой фонд; и объекты косвенного управления - хозяйственные предприятия и другие объекты, не являющиеся муниципальной собственностью, или не переданные муниципалитету в управление, но расположенные на территории муниципального образования. Для создания и развития «интеллектуальных территорий - «умных городов» - в каждом случае необходима своя технология, но во всех случаях необходима общая стратегия. Общая стратегия организации «умного города», разрабатываемая учеными, явилась для пермских органов власти руководством к действию.

Таблица 3

Структуры, способные возглавить работу по развитию «умных городов»:_

Организация Штат Задачи

Администрация Штат городской администрации Создание и исполнение стратегического плана, координация участия в стратегическом планировании местного сообщества.

Временная рабочая группа Эксперты из представителей администрации и специалисты Финансирование, контроль за работой группы, работа экспертов.

Сторонняя организация Университет, бизнес-ассоциация Создание, сопровождение, реализация стратегического плана по договору с администрацией.

Специализированная организация Агентство экономического развития Работа по стратегическому плану.

Пермский край можно назвать площадкой для создания партнерств между властью и частными компаниями. Вот несколько примеров:

13 декабря 2012 года опубликован и вступил в силу Законопроект Пермского края «О государственно - частном партнерстве», в результате:

1. В Перми разрабатывается проект создания технопарка с учетом опыта создания технопарков в других российских городах. Разработчики технопарка в Перми планируют создание комплексного центра, «в котором были бы сосредоточены все необходимые компоненты: научные организации, учреждения высшего профессионального образования и другие. Создание технопарка в Перми планируется осуществить с помощью и при участии государства: 1. Примеры создания технопарков. Открытие технопарка «Темп» стало возможным благодаря соглашению

краевого минпрома, мэрии Перми и Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), который стал площадкой для технопарка. Технопарк создан для предпринимателей, которые займутся технологическими инновациями и мелкосерийным производством. Технопарк специализируется на развитии технологических инноваций в сфере машиностроения, энергетики, нефтедобывающей промышленности. В 2015 году откроется технопарк по производству роботов -площадки для стартапов в сфере робототехники и электроники. 2.Примеры реконструирования системы. Компания ООО «Новогор - Прикамье» - коммунальный комплекс -действует на территории Пермского края и обеспечивает потребителей водой, электроэнергией, канализацией. По договору с городской администрацией все имущество водоканала было передано компании в аренду, а персонал

переведен из муниципального предприятия Пермводока-нал в ООО Новогор - Прикамье.

По словам губернатора Пермского края В. Басаргина, готовятся проекты по строительству новых автомобильных мостов через реки Кама и Чусовая. Мосты через Каму и Чусовую планируется построить на условиях государственно - частного партнерства, планируется на этих же основах реконструкция железнодорожного вокзала Пермь - 2. Как правило, объекты партнерства власти и бизнеса - это ЖКХ, строительство социально - значимых объектов и инновационных систем переработки мусора и улучшения экологии. Разрабатываются приоритетные проекты: здоровье, стратегия развития региона, система лесопользования, культурное развитие города и другие. Проведенный анализ сильных и слабых сторон территории Пермского муниципального образования позволил

выявить перспективные возможности и положительные тенденции, использование которых позволит добиться успехов. В программе «Третьего федерального форума «Умный город будущего» (13 - 14 ноября 2014 г.) [9] сказано, что модернизация ЖКХ, транспорта, градостроительства, социально - культурного пространства города рассматривается как «национальный приоритет с серьезным инвестиционным потенциалом». Задача эта для Перми непростая, и прежде всего потому, что не позволяет ускорить процесс развития и трансформации ряд факторных особенностей развития Перми в прошлом и в настоящем. Но у Перми есть немало и конкурентных преимуществ, которые, помогут городу добиться коренных перемен в повышении качества жизни.

Конкурентные преимущества Перми

Таблица 4

Факторные особенности развития Перми Конкурентные преимущества Перми.

1. До 2004 года Пермь была городом - миллионником за счет эвакуации жителей других городов во время ВОВ, завоза рабочей силы на пермские предприятия. Возникновение и развитие образованного местного общества.

2. В период 1999 - 2005 годов миграционный прирост в Перми имел отрицательные значения. Оформление пермской интеллектуальной и творческой элиты («Стратегия», стр.10 - 11).

3. До сих пор из Перми ежегодно уезжают около 7 тыс. человек, количество уезжающих может и дальше возрастать. Выгодное географическое положение (3.2.1).

4. Международная миграция характеризуется значительной долей выходцев из государств Закавказья и Средней Азии. Наличие стратегии территориального развития (3.2.2).

5.Несмотря на эти особенности, сейчас отмечается рост рождаемости при снижении смертности, но убыль населения продолжается. Опыт трансформации и высокий экономический потенциал ( 3.2.3)

6. Отмечается старение населения, неоднородность городского сообщества, а также - аморфная и раздробленная территориальная структура, низкое качество городской среды. Высокий образовательный, культурный и научный потенциал.

7. Слабое развитие предпринимательства: неустойчивость экономического развития (разделы 3.1.4 «Стратегии»), невысокий уровень развития малого бизнеса ( 3.1.5). Высокий уровень гражданской активности жителей города (3.2.5).

8. Дисбаланс системы образования и экономики город (3.1.6), недостаточная обеспеченность жильем (3.1.7), износ инженерно-технической инфраструктуры (3.1.8)низкий уровень благоустройства(3 1 9 Программы развития образования, городского строительства, благоустройства города и другие. Ниже - таблица приоритетных программ развития.

В документе «Стратегия социально - экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года» особое внимание уделяется приоритетным направлениям развития.

Таблица 5

Приоритетные направлений развития перми_

Направление Программа

Жилье: «Доступное и комфортное жилье», «Модернизация и капитальный ремонт многоквартирных домов»

Городская среда: «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Перми», «Развитие общественного транспорта», «Повышение энергоэффективности и ресурсосбережения».

Благоустройство: «Благоустройство территории города Перми», «Экологическая безопасность города», «Пермский трамвай», «Снеговые полигоны.

Наука и Культура: «Повышение инвестиционной привлекательности города», «Культурная столица Европы», «Развитие науки и инноваций», Создание центра инновационных технологий и продуктов».

Охрана здоровья жителей города: «Здоровый образ жизни - активное долголетие», «Охрана здоровья жителей города», «Повышение доступности медицинских услуг для населения»

Предстоит еще много сделать, но у Перми есть возможности стать «умным городом», в котором людям будет жить комфортно, удобно, интересно; в котором развиваются свои культурные традиции и жители имеют возможности для творческой самореализации. В этом нас убеждают темпы развития города, проекты дальнейших его преобразования.

Список литературы

1. Аношкина Е.Л. Диспропорции многоцентричного города Перми - Регионология: Научно - публицистический журнал. Пермь, 2011. — С. 40 - 48.

2. Аношкина Е.Л. Пространственное развитие городских систем. Пермь, 2013 — 33с.

3. Ветров Г.Ю. Методические материалы по реализации проекта Экономическое развитие городов. [Электронный ресурс]: Сборник Школа муниципального служащего.иКЬ: http://vasilievaa.narod.ru/mu/csipfo/msgr/doc/sbornik/ sb_p4.htm (дата обращения: 20.10.2014)

4. Захарова Е.Ю., Сухарева О.А., Таскаева О.А. Новые модели принятия решений о социально - экономическом развитии города //Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - №1.

5. Пилъман, И.С. Планирование и организация экономического развития городов. Методическин материалы по реализации проекта экономическое развитие городов. [Электронный ресурс]: Вестник женского движения, Воронеж 1999. Выпуск пятый. URL: http://owl.ru/win/books/budget/b06.htm (дата обращения: 15.10.2014)

6. Прогноз социально - экономического развития города Перми на 2014 год и период до 2016. [Электронный ресурс]: Администрация города Перми.

URL:

http://www.gorodperm.ru/upload/pages/7382/Prognoz _soc (дата обращения: 10.10.2014)

7. Стратегия социально - экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года. [Электронный ресурс]: Пермская городская дума. 2010 г. URL: http://duma.perm.ru/upload/pages/1833/Strateg.pdf (дата обращения: 10.10.2014)

8. Толстоброва Н.А., Осипова М.Ю. Теоретико-методологические аспекты планирования городского развития: организация, инструменты: сборник научных статей научно-практической конференции. Современный город: власть, управление, экономика 22 марта 2012 г. - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2012. - С. 294-307.

9. Третий Федеральный форум «Умный город будущего». Итоги 2014. [Электронный ресурс]: Умный город будущего. URL: http://smartcity.ria.ru/docs/about/itogi2014.html (дата обращения: 20.11.2014)

10. Третьякова Е. А. Проблемы устойчивого развития городов: сборник научных статей научно-практической конференции. Современный город: власть, управление, экономика 22 марта 2012 г. - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2012. — С. 132 - 134.

11. Хатчисон Б. Насколько умен ваш «умный город» и почему это должно вас беспокоить? [электронный ресурс]: BRICS business magazine. 2013-2014. №4. URL: http://issuu.com/mediacrat/docs/131122163747-05969b78 (дата обращения: 12.10.2014)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Ефремова Татьяна Викторовна

инженер ОАО «КуйбышевАзот», г.о.Тольятти, Щукина Алла Яковлевна д.э.н. профессор, Волжский университет имени В.Н.Татищева, г.о.Тольятти

Одним из подходов количественной оценки курса устойчивого развития городов является расчет экономического критерия в виде индекса антропогенной нагрузки на природу (индекс устойчивого развития). При наличии в городе большого числа выбрасываемых компонентов с разным уровнем токсичности, необходимо корректное использование данной информации, и наиболее приемлемым сравнительным методом их оценки является выражение выбросов в эквивалентных единицах массы с соответствующим расчетом эквивалентных цен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время проблема эффективного управления устойчивым развитием экономического сектора актуальна не только для России, но и для каждой городской системы как отдельного элемента единого целого.

Для определения антропогенной нагрузки на г.о.Тольятти необходимо решить следующие задачи:

- рассчитать базовые параметры устойчивого развития на основе статистических данных;

- пересчитать базовые параметры методом мощност-ного подхода в единых единицах;

- определить антропогенное давление на территорию г.о.Тольятти графическим и аналитическим методами;

- проанализировать эффективность использования первичных ресурсов и технологий г.о.Тольятти;

- сделать выводы на основании вышеизложенных исследований о современном состоянии городского округа.

В работе приведены результаты расчетов изменения основных эколого-экономических показателей г.о. Тольятти за прошедшие 50 лет его становления и развития как мощной строительной и энергетической базы.

Процесс формирования промышленного центра сопровождался бурным увеличением численности населения, которое с 1965 по 2014 год достигло величины около 719,1 тыс. человек (кривая 1).

На рисунке 1 приведены показатели роста Тольят-тинского промышленного узла [1] за период 1965-2014 годы с прогнозом развития до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.