Научная статья на тему 'Проблемы и условия формирования рынка медицинских услуг (Федеральный и региональные аспекты)'

Проблемы и условия формирования рынка медицинских услуг (Федеральный и региональные аспекты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виницкий Д. В.

The contemporary state of Russian health protection system is characterized by low competitiveness level what is determined by a number of factors. Competition on the market of paying medical services has local nature. Together with the programme of state guaranteed medical services the development of paying medicine and voluntary medical insurance is likely to contribute to the increasing of competitiveness in the sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and conditions of formation of medical services market (federal and regional aspects)

The contemporary state of Russian health protection system is characterized by low competitiveness level what is determined by a number of factors. Competition on the market of paying medical services has local nature. Together with the programme of state guaranteed medical services the development of paying medicine and voluntary medical insurance is likely to contribute to the increasing of competitiveness in the sphere.

Текст научной работы на тему «Проблемы и условия формирования рынка медицинских услуг (Федеральный и региональные аспекты)»

ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)

Д.В. Виницкий

Vinitsky D.V. Problems and conditions of formation of medical services market (federal and regional aspects). The contemporary state of Russian health protection system is characterized by low competitiveness level what is determined by a number of factors. Competition on the market of paying medical services has local nature. Together with the programme of state guaranteed medical services the development of paying medicine and voluntary medical insurance is likely to contribute to the increasing of competitiveness in the sphere.

Как известно, рыночная экономика не мыслится без таких понятий, как «конкуренция» и «конкурентоспособность». Признание мировым сообществом России страной с рыночной экономикой актуализирует проблему развития в нашей стране цивилизованного рынка медицинских услуг. Асимметрия рыночных отношений наиболее остро проявляется в сфере здравоохранения, предпринимательский ресурс которого остается до настоящего времени нереализованным.

Конкуренция - спусковой крючок рыночных отношений. В условиях предстоящих преобразований системы здравоохранения Российской Федерации крайне актуальной остается проблема поиска модели национальной системы здравоохранения, адекватной современным реалиям общества.

В связи с этим необходимо условно охарактеризовать сегодняшнее состояние отечественной системы здравоохранения с точки зрения объективной реальности, не позволяющей на данном этапе развития общества и государства реализовать желаемые принципы маркетинговых взаимоотношений в условиях формирующегося рынка медицинских услуг.

Основными факторами низкой, порою абсолютно отсутствующей конкурентоспособности в современной системе здравоохранении России являются:

1) революционный переход от административно-плановой системы социалистического здравоохранения к неуправляемому процессу становления маркетинговых отношений в условиях эволюционного формирования рынка медицинских услуг;

2) консервативная форма собственности медицинских учреждений, неопределенность становления и развития малого предприни-

мательства в существующей системе здравоохранения, несоответствующей действию классических экономических законов и условиям конкуренции и конкурентоспособности;

3) отсутствие современных менеджеров в системе общественного здоровья, способных грамотно решать организационно-технические и экономно-управленческие проблемы и задачи лечебного учреждения, функционирующего в новых экономических условиях развития общества и государства;

4) отсутствие в медицинских образовательных программах (как правило) курсов «Управление конкуренцией в здравоохранении»;

5) неоправданная осторожность реализации методов научного планирования (системного анализа, прогнозирования, оптимизации медицинской деятельности и пр.) в условиях формирования рынка медицинских услуг;

6) отсутствие политической воли в реализации обоснованных управленческих решений по доведению до логического внедрения в учреждениях здравоохранения современных механизмов, методов и форм постоянного повышения качества медицинской помощи.

Поэтому вопросы развития адекватной правовой и этической основы медицинского рынка, его современной инфраструктуры, надежных финансовых институтов функционирования требуют разрешения в сравнительно короткий период (3-5 лет). Также не вызывает сомнения необходимость создания эффективной системы обеспечения высокого качества медицинских услуг, малозатратных в материальном и временном отношении механизмов разрешения конфликтов и споров между субъектами рыночных отношений.

Масштабность поставленных задач определяет необходимость интеграции усилий государства, общества и личности с целью их разрешения. Важность подобной интеграции отчетливо осознают субъекты частной системы здравоохранения как наиболее активные участники медицинского рынка. Поэтому по их инициативе 26 мая 2001 г. на Первом Всероссийском Съезде врачей частной практики, проходившем в городе Самаре 26-27 мая 2001 г., была создана общественная организация «Первая общероссийская Ассоциация врачей частной практики», зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2001 г. В настоящее время региональные отделения Ассоциации созданы в 66 субъектах Российской Федерации. За два года своей деятельности Ассоциации удалось успешно реализовать организационный потенциал, направленный на превращение определенную де-юре частную систему здравоохранения в систему, существующую де-факто. По инициативе Ассоциации создан Союз частных клиник России, Федеральный совет по частной системе здравоохранения при Ассоциации и Союзе, Комиссия по развитию рынка услуг в сфере здравоохранения при Комитете ТПП РФ по вопросам социальной политики, некоммерческое партнерство «Федеральное общество взаимного некоммерческого страхования в здравоохранении». Указанные мероприятия организационного характера позволили с позиций системного подхода рассматривать проблемы и пути их разрешения в области реализации предпринимательского ресурса в здравоохранении.

Так, одним из программных направлений деятельности Комиссии по развитию рынка услуг в сфере здравоохранения является содействие развитию инфраструктуры рынка услуг в сфере здравоохранения. Данное направление деятельности Комиссия осуществляет в тесном взаимодействии с профильными комитетами ТПП РФ. Важность этого направления определяется необходимостью создания современной инфраструктуры рынка услуг в сфере здравоохранения, обеспечивающей конкурентоспособность медицинских, образовательных услуг, научно-исследовательских работ, организационных технологий в области здравоохранения. Необходимо решение наиболее острой проблемы

для субъектов частной системы здравоохранения, которая связана с неудовлетворительным обеспечением их собственными помещениями и современной медицинской техникой. Реализация данного направления создает дополнительные гарантии частной собственности в сфере здравоохранения.

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность рыночных отношений в здравоохранении в значительной степени возрастает при тесном взаимодействии субъектов рынка, предоставляющих медицинские, страховые и информационные услуги. При этом информационные услуги при развитых рыночных отношениях пользуются особым спросом. Надежными источниками информации о финансовом, экономическом положении и профессиональном уровне субъектов рынка медицинских и страховых услуг традиционно считаются объединения предпринимателей.

Конкуренция на рынке платных медицинских услуг пока носит локальный характер. Основная борьба за клиента разворачивается в рамках отдельного города, в лучшем случае региона. Именно поэтому реклама медицинских компаний имеет в основном локальный характер.

Если же компания планирует экспансию в регионы, и ее услуги не являются для данного региона уникальными, для занятия устойчивой позиции в конкурентной борьбе необходима серьезная рекламная поддержка. Большинство же частных медицинских учреждений не обладают большими рекламными бюджетами.

Выход сети за пределы региона, где работает головная клиника, пока является больше исключением, чем правилом, но все чаще появляется информация об амбициозных проектах менеджеров частных учреждений осваивать российские регионы в ближайшем будущем или спустя несколько лет.

Решение о развитии медицинской сети, как правило, принимается в случае, если независимая клиника успешно работала какое-то время на локальном уровне. Однако бывают и исключения: например, если сетевой принцип бизнеса был успешно реализован в другом сегменте услуг и одновременно существует неудовлетворенный спрос на определенный вид медицинских услуг.

Наряду с программой государственных гарантий оказания медицинских услуг населению Тамбовской области развивается частная медицина, и с ней появляется здоровая конкуренция за право обслуживания пациентов. Темпы роста коммерческих услуг вовсе не означают, что медицина превращается в платную. Любые платные услуги, оказываемые населению, лечебно-профилактическими учреждениями предлагаются сверх программы го-

сударственных гарантий бесплатной помощи.

Развитие платной медицины и добровольного медицинского страхования - дополнительные направления бюджетной медицины, способные не только вывести оказание медицинских услуг на принципиально иной, более высокий уровень, но и пополнить бюджет областного здравоохранения.

Поступила в редакцию 10.01.2007 г.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА КАДРОВ НА РУКОВОДЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ И РАБОТА С НИМ В СИСТЕМЕ БАНКА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ)

В.Е. Чугунов

Chugunov V.E. Forming of the staff reserve for higher posts and the work with it in the system of the Bank of Russia (taking Orel regional management as an example). The staff reserve forming is an integral part of personnel management politics realization mechanisms and one of the most important manpower technologies of personnel management in the Bank of Russia. The forming system of staff reserve for higher posts includes: searching candidates for higher posts, evaluation and analysis of their professional skills, creation of the “operative” and “strategical” staff reserve for replacement of posts. The work with staff reserve for higher posts includes theoretical training, trial fulfillment of future duties, probation activity at a higher post and in another structural subdivision and individual training.

В настоящее время Правительство РФ ставит одной из приоритетных задач подготовку грамотных руководящих кадров, обладающих всей совокупностью современных знаний и компетенций. Кадровый состав является основой и социальной составляющей любой организации, в том числе и Банка России, который реализует законы, задачи, служебные права и обязанности. Кадры, особенно руководящие, стоящие во главе территориальных управлений, его структурных подразделений, являются носителем корпоративной культуры, ее лицом, авторитетом.

Формирование кадрового резерва является неотъемлемой частью механизма реализации кадровой политики и одной из важных кадровых технологий управления персоналом в Банке России. Повышение профессионализма и эффективности банковских служащих требует новых подходов к формированию кадрового корпуса, особенно на руководящие должности. Создание кадрового ядра компетентных, эффективных банковских

работников, использование «человеческого ресурса» является одним из ключевых условий успешной деятельности Банка России в целом и территориального управления в частности.

Для достижения целей, реализации функций ФЗ № 86 от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и учитывая, что Банк России является мегорегулятором банковской системы, необходимость выявлять и успешно готовить к работе в высокой должности будущих руководителей является одним из существенных факторов эффективности работы всей системы Центрального банка РФ. Поэтому Банк России уделяет большое внимание подбору, отбору и подготовке резерва руководителей всех уровней, ориентируется на системный подход в данной работе, рассматривает управление этой системой, как одну из стратегически важных задач.

Термин «резерв» (от фр. reserver - сберегать, сохранять) означает 1) запас чего-либо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.