Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
устойчивое развитие / въездной туризм / предприятия индустрии гостеприимства / экологическое развитие / sustainable development / tourism / hospitality business enterprises / green development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко К.К.

В статье представлены основные проблемы, связанные с деятельностью предприятий туристского бизнеса в условиях устойчивого развития въездного туризма. Рассмотрены модели ведения бизнеса в рамках экологического, экономического и социального направлений устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND TRENDS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INCOMING TOURISM IN THE REGION

The article presents the main problems related to the activities of enterprises in the tourism business in terms of sustainable development of tourism. The business model in terms of environmental, economic and social dimensions of sustainable development is suggested.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ»

The scientific heritage No 8 (8),2017

современных условиях. ОЭЗ обладают специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ряд налоговых льгот и таможенных преференций, гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре, а также устанавливает льготные ставки на аренду и выкуп земельных участков. При этом для резидентов ОЭЗ дополнительно могут применяться другие меры поддержки, например, по линии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Фонда развития промышленности. Режим свободной таможенной зоны позволяет компаниям - резидентам на выгодных условиях экспортировать произведенную в ОЭЗ продукцию, что означает возможность выхода на новые рынки.

С правовой точки зрения режим особой экономической зоны соответствует международной практике, а также обязательствам Российской Федерации в рамках ВТО и Евроазиатского экономического сообщества.

Особые экономические зоны имеют огромное влияние на социально-экономическое положение регионов. Однако, как показывает практика, в России экономические зоны создаются в наиболее экономически и социально благоприятных регионах.

По последним данным, в настоящее время в Российской Федерации создано 20 особых экономических зон: девять промышленно-производственные, пять технологических, пять туристических и одна логистическая [2]. Попытки решения проблем правового регулирования ОЭЗ в России являются актуальными и в наши дни. На сегодняшний день все ОЭЗ в России создаются инициативой государства, и, соответственно, на государственной земле и на бюджетные деньги.

_19

Такой подход ведет к существованию необоснованно сложной, недоступной и расплывчатой системе администрирования зон данного типа.

Таким образом развитие ОЭЗ обеспечивает в дополнение к прямой экономической выгоде государства, обусловленной расширением торговли, увеличением экспорта и привлечением инвесторов, так же повышение занятости среди населения, стимулирование инновационного развития в стране и выход на международный рынок. Но для эффективного развития данной формы экономической деятельности необходимо учитывать ошибки прошлого, перспективы на будущее и опыт тех, кто прошел этот путь до нас. Нельзя забывать, что у экономико-политического климата России своя специфика и слепо перенимать западный опыт, не адаптируя его к нашим экономическим особенностям, губительно. Конечно, инвестиции в технико-внедренческие проекты окупаются не сразу. Государству следует осторожно внедрять и терпеливо отлаживать данный экономический механизм, и через определенный промежуток времени, особые экономические зоны принесут свои плоды.

Список литературы

1. Special Economic Zones Progress, Emerging Challenges and Future Directions/Thomas Farole, Gokhan Akinci/ World Bank, 2014-10с.

2. Особая экономическая зона - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 05.12.2016).

3. Россия, особые экономические зоны-[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www. http://www.russez.ru (дата обращения 08.12.2016).

Левченко К.К.

Сочинский Государственный Университет г. Сочи, Российская Федерация

аспирант

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В

РЕГИОНЕ

PROBLEMS AND TRENDS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INCOMING TOURISM IN THE

REGION

Levchenko K.K.

Sochi State University Russia, Sochi Postgraduate student

АННОТАЦИЯ

В статье представлены основные проблемы, связанные с деятельностью предприятий туристского бизнеса в условиях устойчивого развития въездного туризма. Рассмотрены модели ведения бизнеса в рамках экологического, экономического и социального направлений устойчивого развития. ABSTRACT

The article presents the main problems related to the activities of enterprises in the tourism business in terms of sustainable development of tourism. The business model in terms of environmental, economic and social dimensions of sustainable development is suggested.

Ключевые слова: устойчивое развитие, въездной туризм, предприятия индустрии гостеприимства, экологическое развитие.

20 The scientific heritage No 8 (8),2017

Keywords: sustainable development, tourism, hospitality business enterprises, green development.

Стратегия устойчивого развития непосредственно связана с концепцией Джона Элкингтона «Tripple bottom line» или «3BL», что в переводе означает «тройная основная линия», которая основана на трех фундаментах - человек, планета, польза и предприятие строится на трех важнейших показателях - социальных, экологических и экономических. Концепция 3BL связана с Корпоративной социальной ответственностью, однако отличается тем, что вторая несет в себе только экологическое значение.

Концепция 3BL включает:

- достижение неиспользованного потенциала рынка - туристские предприятия могут найти финансово выгодные ниши, которые были упущены, когда деньги являлись наиважнейшим фактором;

- развитие экологического туризма;

- развитие методов и инструментов помощи миссии неправительственных организаций (сбор средств, поиск заинтересованных лиц, повышение осведомленности работы организаций среди жителей и др.);

- поиск и обеспечение товаров и услуг финансово-выгодных, приносящих пользу населению принимающей территории и финансовой среде;

- приспосабливание к новым секторам деятельности: туристские предприятия должны проектировать финансово, социально, экологически -выгодную деятельность в условиях нарастающей конкуренции в этих секторах. На международном рынке таким примером являются организация так называемой «честной» торговли, которые требуют соответствующих этических мер от поставщиков. Таким образом, туристскими предприятиями будут выполняться TBL - модели [2, c.12].

Стратегия устойчивого развития не является и не представляет никаких политических движений; также не является воплощением отрешения от современной жизни человека и возвращения его к натуральной среде жизни. Однако стратегия является источником прибыли в будущем, что само по себе естественно, так как в интересы предприятий не входит поощрение вложений без обратной выгоды. По нашему мнению, устойчивому развитию въездного туризма следует опираться на так называемой «честной» торговле - производители в странах с развивающейся экономикой, которые борются против низких рыночных цен, должны избегать зависимости от посредников, действующих в своих интересах.

Для устойчивого развития въездного туризма предстоит решить ряд задач, связанные с укорененным подходом к ведению бизнеса. Многие предприятия сферы туризма являются небольшими, и их развитие на рынке может сопутствовать привлечению клиентов с помощью продвижения социально ответственного бизнеса, поддержанием здорового образа жизни, сотрудничеством с отечественными заповедными зонами с целью повышения сознания защиты окружающей среды у клиен-

тов всей возрастной категории и т.д.

Исходя их практики использования политики устойчивого развития, туристские предприятия могут предпринять ряд следующих мер:

- внедрение программ «eco-friendly», экологической ответственности, что дает возможность гостям уменьшить использование экологически вредных веществ при помощи размещения в каждом номере небольших буклетов с просьбой. В устойчивом развитии также используют программы по рассадке деревьев для повышения экологической ответственности отеля и клиентов. Примером может служить сеть отелей «Accor», которые используют программу устойчивого развития с 1994 года;

- создание программ дарения, помощи молодым людям, инвалидам, программы по улучшению здоровья. Примером являются отели «Fair-mont Hotels & Resort», начавших использование таких программ с 1990 года. В отелях функционируют эко - номера, в которых мебель сделана из переработанных материалов, используются деревянные инсталляции, во всех номерах используются энергосберегающие лампочки, бережное использование воды, солнечные источники энергии. Суть таких номеров основана на использовании гибридных инструментов в них;

- сотрудничество с неправительственными организациями для поддержания малообеспеченных слоев населения, детских домов, больниц и т.д. Социальный уровень ответственности повышает имидж компании, тем самым привлекает клиентов. Сеть отелей «Marriott» организовывает ярмарки дарения одежды, перечисляет денежные средства на помощь сиротам, инвалидам, малоимущим семьям, организовывает вечера-аукционы, средства от которых идут на помощь, часто использует сознание клиента для мгновенной реакции на социальное неравенство.

Парадокс стратегии устойчивого развития заключается в управлении предприятием, например гостиничного бизнеса, таким образом, когда клиенты рассматривают отель как конечную точку пребывания на территории туристской специализации. Путем экологической и социальной ответственности руководство отеля создает дополнение к марке и общему имиджу, что впоследствии влияет на спрос, а затем и на прибыль.

Управление экологической ответственностью устойчивого развития гостиничных предприятий концентрирует внимание в трех областях: энергия, вода, отходы. Международная практика отелей показывает использование воду для полива растительной территории, применение солнечной энергии, проведение презентации в виде фуршетов о социальной ответственности отеля, использование устойчивых цен, внедрение эффективного оборудования и альтернативных форм сервисного поколения, во избежание будущих ценовых колебаний в сервисных затратах. Такого рода подход особенно важен в местах с ненадежной инфраструктурой,

The scientific heritage No 8 (8),2017

где гости могут быть подвержены прекращении подачи электроэнергии или низкого качества воды [2, c.7].

Также гостиничные предприятия могут включить в состав бренда и фирменного определения термин устойчивого развития. Инициатива устойчивого развития обычно демонстрируются в рекламных материалах и годовых отчетах (публично опубликованных). Возможно повторное использование брендов для привлечения молодого поколения, которые являются более сознательными клиентами в экологическом и в социальном отношении. На эффективность стратегии устойчивого развития мало воздействует потребительский уровень выбора - большинство гостей все еще выбирают жилье, исходя из местоположения, удобств, цен и репутации бренда. Большая заинтересованность возникает на рынках программ корпоративного сектора путешествия, особенно касающиеся так называемых «зеленых» встреч [3, с.78].

Таким образом, подытоживая исследования научных основ управления бизнесом в сфере въездного туризма можно сделать следующие выводы:

Индустрия гостеприимства принимающей территории на сегодняшний день является перспективной отраслью, ее значение возрастает с каждым днём. В отечественной индустрии гостеприимства происходят значительные изменения. Изучение мирового опыта и знание специфических особенностей и состояния гостиничного хозяйства в его взаимодействии с туристскими потоками позволяют конкретно предоставить направленность и пути внедрения стандартов в практике ведения туристского бизнеса:

- развитие и модернизация инфраструктуры управления требует, прежде всего, наличия управленческого потенциала, который невозможен без соответствующей базы профессиональных кадров,

_21

нехватка которых накладывает отпечаток на уровень сервиса в этой области;

- развитие сети малых предприятий;

- определить параметры, объемы и этапы затрат для выравнивания туристско-рекреационного комплекса с мировыми тенденциями, в частности внедрение в индустрию гостеприимства новых технологий;

- формирования рынка услуг гостеприимства и туризма.

Гостиничный бизнес занимает основное место в международном въездном туризме и проблемы гостиничного хозяйства являются основными для экономического анализа туризма. На сегодняшний день гостиничный бизнес является быстроразви-вающимся сектором предпринимательства, и находится в стадии динамического роста.

Для развития отечественного гостиничного бизнеса следует учитывать внутреннюю управленческую политику, как например управление трудовыми ресурсами является очень важным элементом в туристско-гостиничном бизнесе. Чтобы укрепить рыночные позиции в конкурентной борьбе, предприятия гостиничного бизнеса должны постоянно совершенствовать способы предоставления услуг, выискивать резервы для повышения производительности, повышать качество и культуру обслуживания.

Список литературы

1. John E. Cannibals with Forks: Economic Prosperity, Social Equity and Environmental Protection// Capstone. London, 1997.

2. Hervé H. Sustainable Hospitality: Sustainable Development in the Hotel Industry// Cornell Industry Perspectives. 2008. № 2.

3. Статистика туризма: учебник / под ред. А.Ю. Александровой. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 464 с.

Михайлова Л.И.

доктор экономических наук, профессор, Сумской национальный аграрный университет (Украина), заведующая кафедрой менеджмента внешнеэкономической деятельности и евроинтеграции

Нехай B.B.

кандидат экономических наук, доцент, Запорожский национальный университет (Украина), исполняющая обязанности заведующего кафедрой финансов, менеджмента и банковского дела экономико-

гуманитарного факультета в г. Мелитополь

ПРИМЕНЕНИЕ КОНСОЛИДИРОВАННОГО МАРКЕТИНГА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

УКРАИНЫ

APPLICATION FOR CONSOLIDATED MARKETING SOLVE THE PROBLEMS PRODUCT SALES

OF AGRICULTURAL ENGINEERING

Mikhailova L.I.

Doctor of Economics, professor, Sumy National Agrarian University, Head of International Management

and European Integration;

Nekhay V. V.

Ph.D., associate professor, Zaporizhzhya National University, acting Head of the Department of Finance, Management and Banking Economics and the Faculty of Humanities in Melitopol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.