Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котенева Д.В.

В статье рассматриваются проблемы и тенденции управления жилищно-коммунального комплекса на региональном уровне. Выявлены основные тенденции и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в Белгородской области. Предлагаются возможные пути решения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котенева Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND TRENDS OF MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN THE BELGOROD REGION

The article examines the problems and trends in the management of the housing and communal services at the regional level. The main tendencies and problems of housing and communal services in the Belgorod region are revealed. Possible ways of solving existing problems are suggested.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

экономической теории и практике. Материалы VIII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор Л.Ю.Руди. Новосибирский государственный университет экономики и управления.-2016.- С.138-150. V.Сомов, В.А. Проблемы доступности жилья в Нидерландах / Сомов В.А., Т.А.Тропникова // Электронный научный журнал. 2016. № 6(9). С.383-386. [Электронный ресурс]// Режим доступа: URL: http://co2b.ru/docs/enj.2016.06.pdf (дата обращения 31.03.1V) 8.Руди, Л.Ю. Аренда жилья как способ повышения его доступности /Л.Ю.Руди, Т.А.Тропникова//В сборнике: Инвестиции, строительство и недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики. Материалы Пятой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. под редакцией Т.Ю. Овсянниковой. Издательство: Томский государственный архитектурно-строительный университет. 2015.С.166-170.

УДК 64

Котенева Д.В. студент магистратуры l курс, Институт Управления Научный руководитель: Ферару Г.С., д.э.н. Белгородский государственный национальный исследовательский

университет(НИУ БелГУ) Россия, г. Белгород ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация: В статье рассматриваются проблемы и тенденции управления жилищно-коммунального комплекса на региональном уровне. Выявлены основные тенденции и проблемы жилищно-коммунального хозяйства в Белгородской области. Предлагаются возможные пути решения существующих проблем.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальные услуги, реформирование, тенденция.

Koteneva D. V. magistrate

1 st year, Institute of management Supervisor: Doctor of Economics Feraru G.S.

Belgorod State National Research University

Russia, Belgorod

PROBLEMS AND TRENDS OF MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN THE BELGOROD REGION. Abstract: The article examines the problems and trends in the management of the housing and communal services at the regional level. The main tendencies

and problems of housing and communal services in the Belgorod region are revealed. Possible ways of solving existing problems are suggested.

Keywords: housing and communal services, utilities, reform, trend.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее социально значимых систем экономики страны. О том насколько данная тема актуальна можно судить по усиленной законотворческой деятельности правительства РФ в данной сфере, повышенному интересу средств массовой информации к теме управления и реформирования ЖКХ и многочисленным акциям населения, направленным против роста коммунальных тарифов.

Будучи достаточно сложной, неравномерно развитой системой, ЖКХ представляет собой достаточно сложный для управления объект.

В рамках данной статьи предполагается рассмотреть причины такого состояния отрасли и меры, необходимые для изменения ситуации.

Основная проблема жилищно-коммунального хозяйства на федеральной и региональном уровнях, в частности в Белгородской области, на данный момент хорошо известна - это изношенность инфраструктуры, долги у предприятий отрасли и очевидная деградация коммунального хозяйства.

Инвесторы, которые не охотно вкладываются в жилищно-коммунальное хозяйство, поставщики услуг, потребители, регуляторы взаимно не доверяют друг другу из-за скопившихся проблем, вследствие накопившейся долговой нагрузки. Из 348 организаций, работающих в региональной системе ЖКХ, 77 находятся на различных стадиях банкротства. Их долги перед бюджетами всех уровней превышают 700 миллионов рублей. 50 управляющих организаций (всего их 180) задолжали поставщикам ресурсов более 500 млн рублей.

Необходимо отметить, что просроченная задолженность потребителей перед поставщиками электроэнергии в Белгородской области за 2016 год выросла на 40 млн. рублей. Возможно, это связано с недовольством потребителей к повышению тарифов на коммунальные услуги, с 1 июля 2016 года тарифы снова повысились. Это неудивительно, поскольку тарифы на услуги ЖКХ с каждым годом повышаются, а доходы населения и платёжеспособность граждан остается прежней. Населению трудно находиться в условиях непрерывного роста «коммунального налога». В таблице 1 представлены тарифы на коммунальные услуги.

Таблица 1. Тарифы на коммунальные услуги в РФ

Коммунальная услуга Тепловая энергия Электрическая энергия (для населения, проживающего в домах, оборудованных газовыми плитами) Новый тариф 1857,12 руб./Гкал 3,78 руб./кВт.ч (в пределах соцнормы); 4,47 руб./кВт.ч (сверх соцнормы) Предыдущий тариф 1733,93 руб./Гкал 3,48 руб./кВт.ч (в пределах соцнормы); 4,16 руб./кВт.ч (сверх соцнормы)

Электрическая энергия (для населения. 2,65 руб./кВт.ч (в 2,43 руб./кВт.ч (в

проживающего в домах, оборудованных электрическими плитами) пределах соцнормы); 3,13 руб./кВт.ч (сверх соцнормы) пределах соцнормы); 2,90 руб./кВт.ч (сверх соцнормы)

Холодное водоснабжение 22,48 руб./м3 20,08 руб./мз

Горячее водоснабжение 107,18 руб./мз 99,31 руб./мз

Водоотведение 18,20 руб./мз 16,33 руб./мз

Газоснабжение 6,98 руб./мз 6,64 руб./мз

Стоимость кубометра газа для населения выросла на 7,5%, тарифы на электроэнергию в пределах социальной нормы — на 8,6%, на электроэнергию сверх нормы потребления — на 7,5%, теплоснабжение — на 8,7%, водоснабжение и водоотведение — на 11,7%.

Администрация Белгородской области ссылается на то что, повышение связано с ростом цен по статьям затрат формирующих себестоимость коммунальных ресурсов, определенных Правительством РФ в прогнозе социально-экономического развития страны.

Ещё одна из немаловажных проблем - это сбор и утилизация мусора.

Одна из главных экологических проблем - стихийные свалки. По экспертным оценкам, около 30% отходов мусоровывозящие компании не проводят в отчетности. Это приводит к увеличению несанкционированных свалок. Сбор и утилизация мусора остается одной из главных проблем, решать которую администрация Белгородской области начала в 2014 году.

Все перечисленные проблемы являются сдерживающим фактором устойчивого социально-экономического развития региона.

Жилищно - коммунальное хозяйство Белгородской области является сложным многофункциональным многоотраслевым производственно-технологическим комплексом, имеющим как экономическую, так и социальную значимость.

Жилищно- коммунальный комплекс Белгородской области имеет ряд проблем. Они связаны с плохим финансовым положением, отсутствием стимула для внедрения инноваций, неразвитость конкурентных отношений. Все это приводит к неэффективной работе предприятий и несоответствием качества и стоимости предоставляемых услуг.

Из плана социально - экономического развития Белгородской области до 2030 года можно выделить цели и задачи развития ЖКХ Белгородской области.

Целью развития ЖКХ является:

создание условий для безопасного и комфортного проживания граждан,

обеспечение качества и надежности предоставления жилищно -коммунальных услуг,

повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития сферы жилищно - коммунального хозяйства на базе современных технологий.

По подведённым итогам 2014 года в РФ, согласно данным социологических исследований, работой жилищно - коммунальных служб довольны 32% взрослого населения крупных и средних российских городов (таблица 2).

Судя по данным опроса, можно констатировать то факт, что работа в жилищно-коммунальном сервисе не стоит на месте, и качество оказываемых услуг управляющими организациями постепенно растет.

Таблица 2 - Социологический опрос по результатам работы служб

ЖКХ

Доля тех, кто полностью или в основном доволен 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Состоянием дома, в котором проживает семья (внешний вид, коммуникации, состояние подъездов, лифтового хозяйства и т.п.) 59% 61% 62%

Благоустройством своего города 67% 66% 70%

Работой жилищно-коммунальных служб - сроками, качеством обслуживания жилья 36% 39% 42%

По моему мнению, для решения обозначенных проблем, стоит сосредоточить внимание на региональном уровне на мероприятиях по созданию конкурентной среды на рынке услуг. Эти действия приведут к повышению качества жилищно-коммунальных услуг.

На основе рассмотренных проблем и перспектив развития жилищно -коммунального хозяйства Белгородской области предлагается внедрять экономичные механизмы для улучшения качества услуг, совершенствовать тарифную политику, тем самым повышая платежеспособность населения, поддерживать инициативу граждан, внедрять прибор учета в системах теплоснабжения, позволит получить ясную картину потерь и наладить правильный учет.

В целях стабильного сбалансированного развития отрасли ЖКХ следует переходить от использования механизма так называемых «тарифных качелей» на долгосрочное тарифное регулирование.

Так же, на каждый объект жилищного фонда должен быть составлен план управления, содержащий перечень работ и мероприятий, которые необходимо выполнить, в т.ч. по договорам подряда, с указанием их объема, стоимости, сроков и способов исполнения.

Наличие четкого пообъектного плана позволит собственнику или лицу, представляющему его интересы, осуществлять контроль за управлением своим фондом и в итоге влиять на конечный показатель - качество ЖЭУ.

В процессе реформирования отрасли существует ряд положительных тенденций. Так в последние годы был принят ряд нормативных актов (а также поправок к ним), касающихся двух основных направлений:

- долгосрочное тарифное регулирование;

- инвестиции в модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Были приняты следующие нормативные документы: - Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 30 декабря 2013 г.); - Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1220 «О некоторых вопросах регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (вступило в силу 07 января 2014 г.).

Федеральный закон № 185-ФЗ является основным документом, регулирующим порядок Разработки и утверждения региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры. Федеральный закон № 185-ФЗ определяет основные направления финансирования средств Фонда для целей модернизации коммунального хозяйства, требования к участникам программ, структуру программы порядок подачи заявки на финансирование. Региональная программа модернизации коммунальной инфраструктуры направлена на повышение надежности и эффективности эксплуатации соответствующей системы коммунальной инфраструктуры (объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов).

Наряду с этим необходимо искать пути решения и многих других проблем: подготовки лиц, имеющих намерение управлять своим многоквартирным домом самостоятельно (это возможно осуществить посредством восстановления системы профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров).

В целом без качественной и четко выстроенной системы управления жилищным фондом, наличия соответствующей нормативно-правовой базы, отвечающей интересам всех сторон, представленных на рынке жилищно-коммунальных услуг, вопросы резерва качества услуг будут занимать центральное место при выборе способов управления жилищным фондом.

Использованные источники:

1.Жилищно-коммунальным комплексом / Д. А. Гайнанов, Т. А. Герасимов // Вестн. ЧелГУ. - 2010. - № 2. - С.70-75.

2.Кузнецов И. А. Особенности муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством // Вестн. ТГУ. - 2007. - № 3. - С.101-104.

3.Кузнецов И. А. Теория и методология экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе муниципального образования : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Кузнецов И.А. - Тамбов, 2007. - 45 с.

4.Кузнецова Г. Г. Жилищно-коммунальное хозяйство как объект общественного управления / Г. Г. Кузнецова, Е. Ю. Федотовская // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2012. - № 8. - С. 85-88.

5.Проваленова Н. В. Тенденции развития и проблемы реализации жилищно-коммунальной реформы на муниципальном уровне // Вестн. НГИЭИ. - 2011. - № 2 (3). - С. 158-167.

6.Тихоновскова С. А. Роль государственного и муниципального управления в решении экономических проблем жилищно-коммунального комплекса // Альм. соврем. науки и образования. - Тамбов : Грамота, 2010. - № 5. - С. 174-181.

7.Черняк В. З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика : учеб. пособие / В. З. Черняк. - 2-е изд., перераб. - М. : КНОРУС, 2010 [т. е. 2009]. - 391

УДК 332.37

Красницкая Т.А. студент магистратуры 2 курс, факультет «Инженерно-строительный институт»

Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина Научный руководитель: Суворова С.П., профессор, доктор наук ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ Аннотация: В статье проанализированы виды земельного контроля, существующие в нашей стране, выделены основные функции государственного земельного контроля, а также определены перспективы развития данного вида контроля во взаимосвязи с действующей государственной политикой в области использования земельных ресурсов.

Ключевые слова: Управление, эффективность, землепользование, земельный контроль, земельный фонд UDC 332.37

Krasnitskaya T. A.

student

2 course, faculty "EngineeringInstitute" Orel state agrarian University named after N. V. Parahina

Supervisor: Suvorova S. P. Professor, doctor of sciences STATE LAND CONTROL: PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

IN THE AREA RATIONAL AND EFFICIENT LAND USE Abstract: The article analyzes the types of land control that exist in our country, the basic functions of the state land control, and also identified the prospects of development of this type of control in conjunction with a valid state policy in the field of land use.

Keywords: Management, efficiency, land use, land control, land Fund Земельный контроль - вид надзора за состоянием и использованием земельного фонда, предусматривающий выявление нарушений в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.