13. Diewert W. E. The early history of price index research, in: W. E. Diewert and A. O. Nakamura (eds), 1993. Essays in index number theory. Vol. 1. North-Holland, Amsterdam.
14. Divisia, F. L'indice mone^ taire et la theorie de la monnaie // Revue d_ Economie Politique, 1925. №39. 842-861, 980-1008 Р. 1121-1151
15. Reinsdorf M. B. Divisia index and the representative consumer problem // F.D.I.C., Washington, DC 20429, 1998.
16. Richter M. K. Invariance axioms and economic indexes // Econometrica, 1966. № 34. P. 739-755.
17. Vogt A. The natural index and the Divisia index on the straight line as well as the Divisia index on the exponential line // Communications in Statistics - Part A: Theory and Methods, 1986. №15. P. 3567-3582.
УДК 621.01 (07)
ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО» В ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИИ
В.А.Жеребцов1
Забайкальский институт железнодорожного транспорта, 672040, г. Чита, ул. Магистральная, 11.
Внедрение бережливого производства невозможно без системных преобразований, в том числе и в учете на предприятии. Предложено внедрение нового вида учета - бережливого, представлены отличия от традиционных видов учета, этапы внедрения учета, использование новых показателей деятельности предприятия. Обозначены причины, влияющие на качество учетного процесса. Ил. 1. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: показатели; процесс; система; бережливый учет; бережливое производство.
PROBLEMS AND METODS TO INTRODUCE THE SYSTEM "LEAN PRODUCTION" IN THE ORGANIZATION OF THE ACCOUNTING PROCESS AT THE ENTERPRISE V.A. Zherebtsov
Trans-Baikal Institute of Railway Transport, 11, Magistralnaya St., Chita, 672040.
The introduction of lean production is impossible without system transformations, including the changes in accounting at an enterprise. It is proposed to introduce a new type of accounting - a lean accounting. The differences from traditional forms of accounting, stages of accounting implementation, the use of new indicators of enterprise activity are presented. The factors influencing the quality of the accounting process are shown. 1 figure. 3 sources.
Key words: indicators; process; system; lean accounting; lean production.
Системы учета, применяемые на отечественных предприятиях, не имеют достаточной адаптивности к изменению рыночных ситуаций, т.е. не обладают нужной оперативностью и доступностью предоставления информации для менеджмента. Для адаптивности предприятию нужна информированность или осведомленность о показателях процессов и их изменении, как внутри процессов, так и при взаимодействии с внешним окружением (покупателями, поставщиками и т.д.). Принятие эффективных управленческих решений на основе точной и оперативной информации в реальном режиме времени является важнейшим фактором конкурентоспособности предприятия.
Внедрение на предприятиях системы менеджмента качества на основе стандартов ИСО моделей TQM меняет определение традиционного понятия качества не только как качества продукции или услуги, а также использование и определение понятия качества для целей управления процессами, системой, информацией и учетом.
Применение на предприятиях модели бережливого производства невозможно без изменения системы
управления предприятием. Не последнюю роль в этом преобразовании имеет производственный и управленческий учет. Возможные варианты преобразований учета:
-создание нового отдельного управленческого бережливого учета и изменение системы управленческой и финансовой отчетности по принципам концепции "Бережливое производство";
-ведение учета на базе существующего финансового учета с введением дополнений на принципах бережливости.
В любом случае наиболее важным при этом переходе будет использование процессного подхода и встраивание контроля во все бизнес-процессы через ведение бережливого учета. Чем оперативнее и доступнее для менеджмента информация, тем выше гибкость и адаптивные способности системы. Возможность передачи и осмысления информации в режиме реального времени от источников данных - средств и ресурсов, вовлеченных в процесс, дает возможность обеспечить ответную реакцию на возможные изменения внешней и внутренней среды. Для «бережливого» предприятия такая возможность является критичной.
1Жеребцов Вячеслав Александрович, аспирант, тел.: 89144720072, e-mail: [email protected] Zherebtsov Vyacheslav, Postgraduate, tel.: 89144720072, e-mail: [email protected]
Именно недостаток информации о процессах и потребностях не позволяет предприятиям следовать путем сокращения издержек и повышения эффективности. В связи с этим целью бережливого учета будет являться предоставление любой полезной информации о состоянии бизнес-процессов организации, необходимой для их постоянного совершенствования.
Процесс организации бережливого учета непосредственно связан с этапами внедрения системы бережливого производства. Так, на начальном этапе необходимо выделение бизнес-процессов, в том числе процессов менеджмента качества в соответствии с потоками создания ценности. В целях систематизации и автоматизации учета, каждому потоку, производственному процессу целесообразно присвоить идентификационные номера для сбора информации по действиям, добавляющим и не добавляющим ценности. Введение классификации потерь, мониторинг полученной информации, внедрение новых показателей работы, системы документооборота, разработка системы кодирования (материалов, продукции, услуг) и создание базы данных позволит предприятию построить новую модель учета для управления бережливым предприятием, создать единую платформу баз данных финансового и бережливого учета. Одним из вариантов является внедрение систем ERP на базе SAP, которая обеспечивает [1]:
- автоматизацию и интеграцию производства с другими ключевыми бизнес- процессами, как следствие, сокращение потерь и сроков выполнения заказа;
- совместное использование всеми подразделениями общих данных и информации о производстве в рамках предприятия для обеспечения единого достоверного видения процессов;
- ускорение получения комплексной отчетности о производственных операциях и финансовой информации для анализа влияния изменений на финансовые результаты по каждому продукту, процессу, как по всему предприятию, так и по любому подразделению;
- получение доступа к информации в режиме реального времени для предупредительного реагирования и смягчения воздействия отклонений в рыночной конъюнктуре.
В качестве основных задач учета можно назвать:
Предоставление информации
1. Оценка запасов, потерь, основных показателей деятельности и т.д.
2.Разработка и предоставление внутренней отчетности по бережливому производству.
3.Предоставление данных об отклонениях в процессе.
Анализ
1.Анализ производственных потоков и эффективности процессов.
Планирование
1.Планирование производительности, эффективности оборудования и т.д.
2.Планирование, совместное с заказчиками и поставщиками потребностей пополнения запасов и формирование сквозных графиков поставок.
3.Составление контрольных планов для определения точек измерений и показателей, необходимых для анализа производственных процессов.
Координация
1.Координация деятельности различных процессов предприятия в области качества.
2.Оптимизия структуры управления.
Контроль
Причинно-следственная диаграмма К. Исикавы факторов, влияющих на качество учетной информации
1.Управление аудитом качества для организации проверок и осмотров, как внешних, так и внутренних (фиксация отклонений, оценка риска и контрольных показателей).
2. Самооценка и оценивание показателей.
Новая система учета обеспечивает:
-прозрачность и упрощение системы финансовой
отчетности таким образом, чтобы она стала полезным инструментом для тех, кто не имеет специального финансового образования;
-проведение измерений не только на конечной стадии выпуска продукции, но что важнее - на стадии планирования и разработки,
- не локальное, а системное влияние на управление.
Основным требованием к учетной информации должна стать ее полезность для принятия решений различными группами пользователей. Полезность информации должна быть связана с характеристиками: своевременности, достоверности, доступности, уместности и т.д. Факторы, влияющие на качество учетной информации, представлены на рисунке.
Актуальность появления системы бережливого управленческого учета вызвана следующими причинами:
- смещением акцента в достижении требуемого качества продукции с контроля выполненных работ на анализ будущей деятельности;
- увеличением скорости реакции на изменение требований рынка и повышение гибкости управления предприятием;
- усложнением координации систем управления предприятием и управления качеством, преобразования системы управленческой и финансовой отчетности.
Возможны следующие ошибки при внедрении учета:
- неправильное распределение ролей между сотрудниками, ответственными за внедрение учета;
- нереалистичные цели и сроки;
- отсутствие механизма получения точной и своевременной информации;
- фальсификация данных (страх, боязнь изменений);
- отсутствие в компании единой нормативной базы и операционных определений;
- отсутствие четких стратегических целей и задач по внедрению учета:
- неправильное определение показателей.
Основные отличия ведения бережливого учета от
традиционных видов учета заключаются в следующем:
1. Затраты предприятия
Система бережливого производства предъявляет новые требования к системе учета затрат, так как ориентирована на повышение конкурентоспособности предприятия не за счет увеличения объемов производства, что означает организацию и планирование производства продукции по принципу «выталкивания», а за счет:
• повышения качества продукции,
• уменьшения количества как внутренних, так и внешних ресурсов, используемых предприятием при производстве и реализации продукции, сокращения времени производственного цикла производства и поставки продукции (сокращения времени с момента заказа до производства и поставки готовой продукции потребителю).
Применение различных методик распределения расходов в бухгалтерском (пропорционально прямой заработной плате, машино- и человеко-часам и т.д.) и управленческом (метод АВС) деле приводит к излишней сложности, не влияет на сами расходы и причины их возникновения. Менеджмент не может управлять распределенными затратами, а управляет только базой для их распределения. В бережливом учете построение по потокам создания ценности позволяет уйти от баз распределения и дает возможность более эффективного контроля всех видов ресурсов и исключения отходов и потерь.
Значительное внимание в концепции бережливого производства уделено понятию, выявлению и устранению потерь (в традиционном учете данная категория рассматривается в части учета дефектов, брака, затрат на несоответствие). Выделяют семь основных видов потерь [2]:
1.Потери из-за перепроизводства.
2.Ожидание.
3.Потери, связанные с транспортировкой.
4.Потери из-за лишних этапов обработки.
5 Запасы.
6.Потери из-за ненужных перемещений.
7.Дефекты.
Выявляя, контролируя и впоследствии устраняя потери с помощью инструментов бережливого производства (5С, «стандартизированная работа», канбан, JIT), предприятие сможет выйти на новый уровень развития производства.
2. Запасы предприятия
В бережливом учете запасы материалов, готовой продукции, незавершенного производства рассматриваются как потери. Осуществление деятельности предприятия на минимальном уровне запасов и без складов (концепция «Точно вовремя») приводит к изменению учета оборотных средств. Так, возможно использование объединенного счета для учета материалов и незавершенного производства. При этом использование обособленного счета для контроля за складскими запасами теряет свою актуальность.
3. Показатели деятельности предприятия
Замена догмы «делай побольше и подешевле» на
«максимизацию ценности и ликвидацию потерь», уход от показателей массового производства, нацеленных на увеличение объема, продукции, запасов.
Например, такой показатель, как коэффициент загрузки оборудования, должен быть заменен показателем незапланированного времени простоя. Применение коэффициента загрузки оборудования заставляет рабочих использовать оборудование, даже если производства продукции не требуется, что создает потери перепроизводства. Незапланированное время простоев должно быть равно нулю.
Ориентироваться нужно не на показатели прошедших периодов и их сравнение с отчетными, а на показатели, связанные с запросами и потребностями потребителя на данный момент времени. Всемирно известный гуру качества Э.Деминг в одном из пунктов к американскому менеджменту писал: «Исключите количественные цели, плакаты и призывы повышать производительность. Вместо этого представьте сведенья о менеджменте, о том, как он помогает сотрудникам улучшать показатели. Исключите нормы выработки, «дневные» задания. Нормы должны определять качество, а не количество. Лучше займитесь переделками, ошибками и дефектами и сконцентрируйтесь на том, чтобы помочь людям выполнять их работу лучше». [3] Особое внимание Э.Деминг также уделяет учету и контролю за вариациями в системе.
В связи с этим необходимы показатели, которые будут являться мерами и эталонами для ведения бизнеса, нацеленные на будущее, помогающие ведению непрерывного совершенствования системы, процессов и построению нового бережливого предприятия. При этом приоритет должен быть отдан показателям качества и обеспечен переход с показателей, ориентированных на результат (например: месячные, квартальные, годовые объемы продаж, затрат, произведенной продукции), на показатели, ориентированные на процесс (качественные показатели, направленные на совершенствование), такие как:
Макропоказатели - комплексные показатели, используемые для мониторинга состояния системы и процессов производства при внедрении бережливого производства:
1.Способность производить с первого раза ^ТТ). 2.Общая эффективность оборудования (ОЕЕ). З.Время от поставки до поставки. Микропоказатели - предназначены для мониторинга результативности отдельных действий по улучшению состояния процессов, которые в совокупности
составляют процесс внедрения оптимального производства:
1. Производительность труда.
2. Площадь, занятая производством.
3. Расстояние, проходимое продукцией в процессе производства.
4. Время на изменения.
5. Объем незавершенного производства ^Р).
6. Время производственного цикла (МСТ).
7. Время простоя (элемент ОЕЕ).
Бережливые показатели учета также должны быть
заложены в мотивации персонала для придания импульса на проводимые изменения. Желательно провести анкетирование (обсудить с коллективом работников целесообразность введения каждого из показателей).
Далее предлагаются вопросы, ответы на которые окажут помощь в выборе показателей:
1.Соотвествует ли показатель цели Вашей деятельности и связан ли с результатом Вашей работы?
2.Способствует ли показатель совершенствованию Вашей деятельности и повышению качества?
3.Если ли связь показателя с потребителем Вашей продукции?
4.Понятен ли смысл использования показателя для работников предприятия?
5.Поддается ли показатель статистической обработке?
6.Какие факторы влияют на изменение показателя и как можно на них воздействовать?
7.Возможна ли проверка правильности данных показателя?
8.Каких целей Вы хотите достичь при использовании данного показателя?
Замена традиционных показателей на «бережливые» должна производиться постепенно, после тщательного анализа и подтверждения их практической ценности.
Библиографический список
1. Электронный ресурс: www.sap.com 3. Деминг Э. Выход их кризиса. Новая парадигма управле-
2. Питеркин С. В., Оладов Н. А., Исаев Д. В. Точно вовремя ния людьми, системами и процессами. М.: Альпина Бизнес для России. Практика применения ERP-систем 2-е.изд. М.: Букс, 2007.
Альпина Паблишер, 2003.
УДК 332.145
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КРУПНОМАСШТАБНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
А.Б.Коган1
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 630008, Новосибирск, ул. Ленинградская, 113.
Статья посвящена проблеме увязки подходов к оценке эффективности крупномасштабных инвестиционных проектов (КИП) на уровне национальной экономики (глобальная оценка) и на уровне субъекта, реализующего такой проект (локальная оценка). Для оценки эффективности на этих двух уровнях автор предлагает показатель, име-
1 Коган Антон Борисович, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики и менеджмента, докторант Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, тел.: 89537778354, e-mail: [email protected] Kogan Anton, Candidate of Economics, Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics and Management, Competitor for a Doctor's Degree of the Institute of Economics and Organization of Industrial Engineering SB RAS, tel.: 89537778354, e-mail: [email protected]