Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК'

ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
769
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ПРАВА / SOURCES OF LAW / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО / PRIVATE INTERNATIONAL LAW / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ / INTERNATIONAL TREATIES AND AGREEMENTS / СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ / JUDICIAL PRECEDENT / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / INTERNATIONAL SHIPPING / ТРАНСПОРТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TRANSPORT LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эртель Анатолий Григорьевич

В статье исследуется понятие источника права применительно к российскому транспортному законодательству. Автором проанализирован действующий порядок и новые актуальные проблемы правового регулирования международных перевозок. В статье рассмотрена проблема разработки и принятия единого Транспортного кодекса Российской Федерации и его возможного влияния на дальнейшее правовое регулирование сферы транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND IMPROVEMENT OF SOURCES OF LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL TRANSPORT

The article explores the concept of source of law in relation to the Russian transport legislation. The authors analyzed the current procedure and new topical problems of legal regulation of international traffic. In the article the problem of development and adoption of an integrated transport Code of the Russian Federation and its possible influence on further legal regulation of transport.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК»

ДИНОРШОЕВ АЗИЗ МУСОЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета Таджикского национального университета. Таджикистан, Душанбе (dazi@mail.ru) DINORSHOEV, AZIZ M. - PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional Law at the Tajik National University. The Republic of Tajikistan, Dushanbe.

УДК 346.7:656

ЭРТЕЛЬ А. Г.

ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Ключевые слова: источники права, международное частное право, международные договоры и соглашения, судебный прецедент, международные перевозки, транспортное законодательство

В статье исследуется понятие источника права применительно к российскому транспортному законодательству. Автором проанализирован действующий порядок и новые актуальные проблемы правового регулирования международных перевозок. В статье рассмотрена проблема разработки и принятия единого Транспортного кодекса Российской Федерации и его возможного влияния на дальнейшее правовое регулирование сферы транспорта.

ERTEL, A.G.

PROBLEMS AND IMPROVEMENT OF SOURCES OF LEGAL REGULATION

OF INTERNATIONAL TRANSPORT

Keywords: sources of law, private international law, international treaties and agreements, judicial precedent, international shipping, transport legislation

The article explores the concept of source of law in relation to the Russian transport legislation. The authors analyzed the current procedure and new topical problems of legal regulation of international traffic. In the article the problem of development and adoption of an integrated transport Code of the Russian Federation and its possible influence on further legal regulation of transport.

Под источниками принято понимать внешние формы права: «В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином «источники права» [1].

Вместе с тем, в данной сфере есть определенные нюансы. Так, по мнению С.С. Алексеева, под источником, в юридическом смысле, понимается «объективированный в документальном виде акт правотворчества», который одновременно является «формой юридически официального бытия, существования» соответствующих юридических норм. В.С. Афанасьев полагает, что под источником принято понимать «форму выражения государственной воли, направленной на формирование, изменение права определенного содержания».

Как правило, в юридической науке, когда говорят об источниках права, имеют в виду формы, в которых выражена та или иная правовая норма. При этом источники международного частного права имеют определенную специфику. В области международного частного права очень большое значение придается тем правовым нормам и правилам, которые предусмотрены в различных международных договорах и соглашениях [2].

В указанном контексте, можно сделать вывод, что источники права - нормы, регулирующие, в том числе международные отношения, реализуемые на внутригосударственном уровне.

Основных видов источников в международном частном праве четыре:

- международные договоры;

- внутреннее законодательство;

- судебная и арбитражная практика;

- обычаи.

По мнению М.М. Богуславского: «под международными договорами понимаются соглашения, заключенные между государствами. Могут быть проведены различные классификации международных договоров. К ним относится деление договоров на многосторонние и двусторонние, универсальные и региональные, самоисполняемые и несамоисполняемые». Участниками многосторонних договоров могут быть несколько государств.

Правовое регулирование перевозок в международном сообщении посредством норм международных договоров носит отраслевой характер, т.е. зависит от применяемого вида транспорта. Как отмечалось, перевозки в международном сообщении осуществляются на основе договора перевозки, который оформляется посредством выдачи соответствующего транспортного документа:

- для морских перевозок - коносамент;

- для железнодорожных - железнодорожная накладная;

- для автомобильных - автотранспортная накладная;

- для воздушных - авиатранспортная накладная;

- для смешанных перевозок - документ смешанной перевозки.

При коллизионно-правовом методе регулирования международных перевозок наиболее распространенными формулами прикрепления являются:

- закон места отправки товара;

- закон места причинения ущерба;

- личный закон перевозчика;

- право страны транзита;

- закон дороги следования [3].

Внутреннее законодательство - это один из основных источников международного частного права в России.

Давая характеристику внутреннего законодательства, как источника международного частного права, необходимо обратить внимание на то, что в России и в других странах СНГ (за исключением Азербайджана и Грузии), в отличие, например, от Австрии, Венгрии, Польши, Турции, Швейцарии, Эстонии, Словении и других стран, не принимался специальный закон по вопросам международного частного права. Здесь имеется ряд законодательных актов, содержащих нормы в этой области. Число таких норм в последние годы растет.

Под судебными прецедентом обычно понимается ранее вынесенное решение суда, обоснование которого признается обязательным при рассмотрении судами той же или низших инстанций последующих дел аналогичного характера. В свою очередь, под прецедентным правом понимается совокупность норм, сформулированных в решениях судов. Такая система действует в большинстве стран так называемой англо-американской системы права (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, США и Канада). Поэтому в государствах этой системы, в которых международное частное право понимается как коллизионное, судебные прецеденты рассматриваются в качестве основного источника международного частного права.

В международном праве, иногда именуемом как международное публичное право, под обычаем понимается сложившееся на практике правило поведения, за которым признается юридическая сила. Наряду с этим традиционным видом обычаев в международном праве в качестве обычая стали признаваться правила, зафиксированные первоначально либо в международных договорах, либо в таких внеправовых актах, как резолюции международных совещаний и организаций. Такие международные обычаи рассматриваются в качестве обычаев и в международном частном праве [2].

Одной из характерных особенностей правового регулирования в области международных перевозок является то, что основная часть вопросов разрешается в международных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров.

В процессе организации деятельности, функционирования международного транспорта во взаимоотношениях стран, заключивших соответствующую конвенцию, нормы транспортных конвенций подлежат обязательному применению.

Основой правового регулирования международных автомобильных перевозок, по мнению заместителя руководителя Юридического управления АСМАП А.В. Аксенова являются:

- международные конвенции и соглашения, двусторонние межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении;

- нормы внутреннего национального законодательства (федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы, распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти);

- нормативные правовые акты субъектов РФ [4].

Транспортные конвенции принимаются применительно к отдельным видам транспорта или охватывают деятельность всех или нескольких видов транспорта и осуществляются в соответствии с правилами международных соглашений.

К числу таких конвенций можно отнести такие соглашения как Конвенция о дорожном движении 1968 г. (вступила в силу в 1977 г.), Европейское соглашение 1971 г., дополняющее Конвенцию о дорожном движении, Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г., Соглашение о международных перевозках скоропортящихся продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок 1970 г., Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) 1957 г.[5]

Необходимо отметить, что приведен далеко не полный перечень документов, регулирующих различные аспекты международных автомобильных перевозок и дорожного движения.

Двусторонние соглашения о международном автомобильном сообщении регулируют различные аспекты международных перевозок, так они определяют:

- порядок пересечения границы;

- разрешительную систему для международных перевозок;

- порядок осуществления перевозок грузов и пассажиров;

- взаимное освобождение от дорожных налогов и сборов, а также от налогов на перевозки и владение автотранспортными средствами;

- запрещение осуществления внутренних перевозок иностранным транспортом (каботаж);

- вопросы транзита и перевозок в третьи страны и из этих стран;

- страхование гражданской ответственности;

- положения, касающиеся таможенных, пограничных, санитарных и других правил;

- порядок перевозок опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;

- обязанности перевозчиков по соблюдению внутреннего законодательства

стран;

- участниц соглашения по вопросам, не регулируемым двусторонним соглашением и другие аспекты.

Перечисленные положения трактуются в различных соглашениях по-разному, а в некоторых вообще не отражаются.

Наиболее важным элементом указанных двусторонних соглашений является разрешительная система.

Каждая страна внутренним законодательством устанавливает правила въезда, выезда или проезда транзитом через ее территорию иностранных автотранспортных средств, выполняющих международные перевозки грузов и пассажиров.

Одним из основных требований, применяемых почти каждой страной, является необходимость получения от компетентных органов страны разрешения на въезд на ее территорию или проезд транзитом иностранного транспортного средства. Порядок получения этих разрешений оговаривается обычно в двусторонних соглашениях, заключаемых между государствами на уровне правительств.

В настоящее время Минтранс РФ на основе подписанных межправительственных соглашений ежегодно согласовывает со странами контингент выдаваемых сторонами разрешений для международных перевозчиков. Это позволяет, ограничивая количество разрешений, регулировать важный для экономики страны рынок международных автомобильных перевозок, защищать интересы российских перевозчиков. Если перевозки осуществляются между странами, не заключившими между собой двусторонних соглашений, разрешения могут выдаваться в разовом порядке при обращении к компетентным органам или эти органы могут в одностороннем порядке устанавливать контингент разрешений для перевозчиков другой страны [6].

Нормативно-правовая база, регламентирующая Российское законодательство в области международных автомобильных сообщений (перевозках) представлена следующими документами:

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;

- Федеральный закон от 8 августа 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;

- Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2009 г. № 909 «О внесении на ратификацию Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа»;

- Постановление Правительства РФ от 16 октября 2001 г. № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»;

- Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1272 «О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок»;

- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ ГТК России от 18 мая 1994 г. № 206 (ред. от 22.01.2014) «Об утверждении Положения о порядке применения Конвенции МДП»;

- Приказ Минтранса России от 17 апреля 2007 г. № 44 «Об утверждении Порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов»;

- Приказ Минтранса России от 13 октября 1999 г. № 76 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации»;

- Приказ Минтранса России от 23 октября 2006 г. № 127 «О мерах по реализации Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств»;

- Распоряжение Минтранса РФ от 19 декабря 2002 г. № ОС-1117-р «О мерах по реализации распоряжения Минтранса России от 15.10.2002 № ИС-920-р "О подготовке к проведению эксперимента по пропуску транспортных средств, следующих в международном сообщении, с использованием упрощенной процедуры оформления специальных разрешений", (с изменениями в соответствии с Распоряжением Минтранса РФ от 23 июля 2003 г. № ИС-637-р)»;

- Приказ ГТК России от 18 декабря 2003 г. № 1467 (ред. от 25.03.2011) «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом».

Итак, Российская Федерация, являющаяся правопреемником Советского Союза, унаследовала пять самостоятельных законов, регулирующих деятельность пяти основных видов транспорта. На автомобильном и железнодорожном транспорте эти законы носят название «устава», а в воздушном, внутреннем водном и морском - «кодекса».

Хотелось бы отметить, что условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное [7].

Например, в Гражданском кодексе Российской Федерации перевозкам пассажиров и грузов посвящена всего одна глава (40 ГК РФ), состоящая из 17 статей. Более того, основные положения главы 40 ГК РФ фактически не имеют прямой силы и носят отсылочный характер. А отсылка делается как раз к положениям уставов и кодексов различных видов транспорта.

Проведя исследование представленной нормативно-правовой базы Российской Федерации, регламентирующей международные автомобильные перевозки, учитывая развитие международных политических, торгово-экономических отношений, а также этапы модернизации, реформы проводимые государством, возникает закономерный вопрос. Нельзя ли объединить все представленные нормативно-правовые акты в области транспортного законодательства в единый федеральный законодательный акт?

Доктор юридических наук, профессор В.С. Белых, рассмотрев в своем учебно-практическом пособии ситуацию, сложившуюся в области транспорта [8], на основе сравнительного анализа действующего транспортного законодательства Российской Федерации, зарубежных стран, в том числе стран СНГ, предложил свое видение концепции единого Транспортного кодекса. В частности, он показал, что в большинстве стран транспортное законодательство строится по схеме: общий кодифицированный акт (Гражданский и/или Торговый кодекс -специальные транспортные законы).

Почти во всех странах, законодательство которых было изучено, единого транспортного кодекса не существовало. В свою очередь, в ходе работы над концепцией и структурой единого Транспортного кодекса России члены рабочей группы не смогли обнаружить прообраз единого кодифицированного акта Германии о транспорте.

На постсоветском пространстве единственным государством, в котором предпринята попытка разработки проекта Транспортного кодекса, является Республика Казахстан.

В целом же, планы принятия единого Транспортного кодекса вызывают дискуссии в профессиональном сообществе. Его разработка вызывает серьезные возражения, особенно тех ученых (главным образом цивилистов [8]) и практических работников, которые считают возможным кодифицировать законодательство лишь при наличии признаков самостоятельной отрасли законодательства и права. Между тем, как известно, транспортное право не

является самостоятельной отраслью права; оно - составная часть права предпринимательского.

Нужно учитывать и то обстоятельство, что с принятием единого Транспортного кодекса Российской Федерации неизбежно последует отмена действующих транспортных кодексов и уставов, ряда федеральных законов. Также потребуется внесение изменений в Гражданский кодекс РФ (часть вторая), в Бюджетный, Налоговый, Земельный, Таможенный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др. Иначе говоря, в этом случае предстоит огромная работа по приведению в соответствие актов действующего законодательства.

Литература и источники

1. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, - С.1.

2. Богуславский М.М. Международное частное право. Элементарный курс. 5-е изд. М., 2005. - С.226.

3. Кривенъкий А.И. Международное частное право. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Дашков и Ко, 2014. - С.132.

4. Официальный сайт журнала: http://www.map.asmap.ru/.

5. Гасанов К.К., Шмаков В.Н., Стерлигов А.В., Ивашин Д.И. Международное частное право. Курс лекций: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - С. 184.

6. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -С.116.

7. Гражданский Кодекс Российской Федерации Ч. II: федер. Закон от 26.01.1996 г. №14-ФЗ: принят Гос. Думой РФ 22 декабря 1995 г.: ред. 21.07.2014 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №5. - Ст. 410.

8. Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных стран, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ): учеб.-практ. пособие / отв. ред. В.А. Бублик. - М.: Проспект, 2009. - С.150.

ЭРТЕЛЬ АНАТОЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления филиала Адыгейского государственного университета в городе Белореченске. Россия, Белореченск (age1955@yandex.ru).

ERTEL, ANATOLIY G. - PhD in Law, PhD in Economics, Assistant Professor of economics and management of the branch of Adyghe State University in Belorechensk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.