И в завершение нашей классификации, по направленности на различные объекты в системе предупредительного воздействия на преступность военнослужащих выделим: «традиционное» предупреждение, направленное на возможных преступников среди военнослужащих и виктимологическое предупреждение, направленное на потенциальных жертв преступлений, совершаемых военнослужащими.
Резюмируя изложенное, следует констатировать следующее:
Система предупредительного воздействия на преступность военнослужащих относится к системе специального предупреждения преступности и представляет собой сложную многофункциональную и многоуровневую систему предупредительного воздействия на процессы детерминации и причинности воинской преступности, затрагивающую важнейшую сферу общественно-значимой деятельности - военную службу, касающуюся специфической социальной группы - военнослужащих, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступления.
SYSTEM OF PRECAUTIONARY MEASURES OF STRUGGLE WITH CRIMINALITY OF MILITARY MEN (MILITARY CRIMINALITY)
S. A. Sokolov
The basic elements of criminality of military men from the positions of criminological system researches - a modern complex phenomenon of the army reality are considered in the work, the general characteristics of the given negative socio-legal phenomenon is given, the most effective measures (in the author's view) of the prevention and preventive treatment are suggested.
УДК 347.799.62
С. В. Асеев, к. ш. п., профессор, ВГАВТ.
603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова 5 а.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА
В статье рассматриваются особенности правового регулирования международных перевозок, определяющие международное транспортное право как систему правовых норм международного публичного права, международных договоров и объектов в области транспортной деятельности, а также норм внутригосударственного права.
В международном разделении труда транспорту принадлежит особая роль как регулятору международной торговли - от функционирования транспорта зависят возможности, эффективность, качество и развитие внешнеэкономических связей .
Внешнеэкономические связи (ВЭС) как совокупность направлений, методов и средств торгово-экономического сотрудничества разных стран включают в себя несколько основных форм - внешнюю торговлю (внешнеторговые операции), международное производственное сотрудничество, экономическое и техническое содействие. Все эти формы ВЭС невозможно осуществить без надежно функционирующих транспортных систем.
1 Экономика и организация внешнеторговых перевозок / Под ред. К.В. Холопова. - М., 2000. - С. 25.
Транспортное обеспечение - неотъемлемая составляющая часть внешней торговли. Транспортные операции (перевозки внешнеторговых грузов) начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки. Затраты на перевозку продукции (товара) и связанные с ней внешнеторговые транспортные операции входят в цену товара существенной составляющей. Недостаточный уровень транспортного обеспечения внешней торговли может оказать негативное воздействие на результаты внешнедоговорной (контрактной) работы. Неправильно рассчитанная транспортная составляющая в контрактной цене товара приводит иногда к неэффективности реализации внешнеторговой сделки, а неверный выбор видов транспорта, маршрутов следования и перевозчика - к порче (повреждению) и несвоевременности доставки товара к месту назначения.
В процессе внешнеэкономической деятельности (ВЭД) продавцы и покупатели, посредники между ними, транспортные организации, таможенные и другие службы вступают в сложные отношения, зависящие структурно от многообразных экономических факторов, особенностей международных и национальных правовых норм, конъюнктурных процессов на товарных и транспортных рынках. В постоянно меняющейся ситуации на первый план выходят поиск рациональных путей транспортного обслуживания, выбор направлений перевозок и способов транспортирования товаров, проведение квалифицированной договорно-правовой работы с перевозчиками, операторами, транспортными посредниками и страховщиками'. Это предопределяет необходимость постоянного и глубокого изучения всеми участниками внешнеторговой деятельности (ВТД) вопросов оптимизации транспорта внешней торговли и экспорта транспортных услуг, в том числе и современными методами транспортной логистики, главной задачей которой является создание необходимых условий для рационального распределения грузов по видам транспорта, организации их перевозки, перегрузки и складского хранения, что позволяло бы с минимальными издержками доставлять товары в требуемом количестве и необходимого качества в заданный пункт назначения в обусловленные сроки. При этом рационализация управления системой международного товародвижения (СМТ) достигается взаимоувязкой материальных и информационных потоков.
Указанная система включает в себя как магистральный, так и внутригосударственный транспорт, складское хозяйство, материально-техническую, информационную и правовую базу деятельности транспортных, перегрузочных (стивидорных), экспедиторских и лизинговых компаний, агентских и брокерских организаций, операторов смешанного (мультимодального) сообщения, субъектов транспортного страхования и ряд других элементов. Составной частью системы международного товародвижения является подсистема международной перевозки (внешнеторговой перевозки, внешнеторговых транспортных операций).
Под международной перевозкой понимается2 перевозка грузов и пассажиров между пунктами различных государств, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями (транспортными конвенциями), единообразно определяющими условия таких перевозок. Поскольку каждый вид транспорта специфичен, сложно создать единую транспортную правовую базу. Поэтому международные транспортные конвенции и соглашения разработаны, в основном, для каждого вида транспорта в отдельности. Конвенции обычно содержат унифицированные нормы, регламентирующие:
требования к составу и содержанию перевозочной документации; порядок приема грузов к перевозке и выдачи их в пунктах назначения; ответственность перевозчиков; процедуры претензионно-исковых операций
1 Холопов К.В. Указ. соч. - С. 26.
2 Богуславский М.М. Международное частное право. - М., 2006. - С. 301.
При отсутствии в соглашениях единых материально-правовых норм национального права в соответствии с коллизионными нормами транспортных конвенций или внутреннего законодательства.
Главной особенностью правового регулирования транспортных правоотношений1 при международных перевозках является необходимость применения норм как международного и внутригосударственного публичного, так и международного частного права. Нормы международного публичного права регулируют отношения между государствами по вопросам их прав и обязанностей, связанным с их допуском на транспортные рынки, использованию «транспортных коридоров» и коммуникаций, организации межгосударственных сообщений, а нормы национального административного, таможенного и транспортного права - безопасную работу транспортных средств, паспортно-визовый контроль, таможенные процедуры, правила эксплуатации подвижного состава, организацию и режимы работы перевозчиков и экспедиторов и др. Нормы международного частного права регулируют договорные и внедоговорные отношения между участниками транспортных операций при перевозке, перегрузках, экспедировании, страховании, агентировании и других работах и услугах, связанных с международными перевозками. Очевидно, что все указанное входит в предмет международного транспортного права.
Известно следующее определение международного транспортного права2: «Международное транспортное право как отрасль международного частного права представляет собой комплекс правовых-норм, содержащихся в национальном законодательстве, международных договорах и обычаях и регулирующих обязательственные отношения при перевозке грузов, пассажиров и багажа в международном сообщении. Предметом международного транспортного права выступают транспортные обязательства, осложненные иностранным элементом».
Вместе с тем, в соответствии с общепризнанным принципом систематизации международных договоров по объекту правового регулирования транспортные конвенции и соглашения разделены на семь групп3:
1) соглашения об общих принципах деятельности отдельных видов транспорта (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., Женевские конвенции о правовых режимах морских пространств 1958 г., Конвенция о дорожном движении 1968 г. и др.);
2) соглашения об организации международного сообщения (двусторонние межправительственные соглашения о торговле и перевозках, соглашения о международном железнодорожном и автомобильном сообщении и т. п.);
3) конвенции и соглашения, устанавливающие порядок регулирования обязательственных отношений (Гаагско-Висбийские правила 1968 г., Соглашение о международном грузовом сообщении 1998 г., Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. и др.);
4) соглашения о тарифах на перевозки;
5) соглашения, содержащие нормы, разработанные дня содействия перевозкам и облегчения их (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г., соглашение между Россией и республикой Беларусь и др.);
6) соглашения, регламентирующие специфические аспекты транспортной деятельности (Конвенция о кодексе поведения линейных конференций 1974 г., Международная конвенция об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем вредных и опасных веществ 1996 г., Йорк-Антверпенские правила об общей аварии 1994 г. и т. д.);
1 Асеев С.В. Транспортные правоотношения // Вестник ВГАВТ. - Н. Новгород, 2002. - С. 26-27.
2 Ерпылева Н.Ю. Международное транспортное право: современные проблемы //Транспортное право, 2003. -№ 1.-С. 15.
3 Холопов К.В. Указ. соч. С. 185-189.
7) соглашения правоохранительного порядка (Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения 1993 г., Международная конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. и т. п.).
Нетрудно заметить, что в приведенном (далеко не полном) перечне источников правового регулирования международных перевозок значительное место занимают нормативные правовые акты публично-правового характера.
Указанное свидетельствует о более сложной юридической конструкции понятия и предмета международного транспортного права по сравнению с приведенным ранее определением. Это нашло отражение и в уже процитированной работе1: «Международное транспортное право представляет собой комплекс различных по правовой природе нормативных актов, направленных на то, чтобы покрыть и взаимно увязать все аспекты отношений, связанных с международными перевозками грузов, между их субъектами, а также заинтересованными институтами и лицами». На наш взгляд, это определение тоже не в полной мере раскрывает понятие международного транспортного права.
Принимая во внимание, что предметом международного транспортного права выступают не только транспортные обязательства, «осложненные иностранным элементом», но и многообразные комплексы отношений публично-правового характера, регулируемых как нормами национального, так и международного публичного права, представляется возможным использование следующего определения: «Международное транспортное право - это система правовых норм международного публичного права, международных договоров и обычаев в области транспортной деятельности, международного частного и других отраслей внутригосударственного права, а также транспортного законодательства, регулирующих обязательственные и иные отношения, связанные с международной транспортной деятельностью».
SOME QUESTIONS OF THE INTERNATIONAL TRANSPORT LAW S, V. Aseev
Peculiarities of the legal regulation of the international transportations, defining the international transport law as a system of legal norms of the international public law, the international contracts and objects in the field of transport activity, and also norms of the internal law are considered in the article.
УДК 347.83
О. Ю. Гусева, старший преподаватель, ВГАВТ.
603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ И ИНТЕРНЕТ-СМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
В статье рассмотрены Новеллы в правовом регулировании отношений в сфере участия организаций СМИ в информационном обеспечении выборов.
1 Холопов К.В. Указ. соч. С. 184.