Научная статья на тему 'Проблемы и сложности как побуждающий к развитию мотив'

Проблемы и сложности как побуждающий к развитию мотив Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ботанический сад / менеджмент / МГУ / рекреационная нагрузка / организация работы с посетителями / botanical garden / management / MSU / recreational impacts / operating with visitors

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раппопорт А.В., Романова Е.С.

В статье анализируется 3-х летний опыт перехода на новый режим работы Ботанического сада МГУ. После 70 лет закрытого для свободного посещения режима работы, с июня 2020 г. сад открыл часть территории для самостоятельного осмотра. В статье описаны возникшие в связи с этим сложности и приведены решения, которые помогли коллективу Сада принять эти изменения и позволили избежать серьезного ущерба для коллекций. Время показало, что период привыкания для коллектива составил около 2-х лет, но в результате был решен целый комплекс проблем и у Сада появились новые возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges and difficulties as a motivating factor for development

The article analyzes the 3-year experience of switching to a new mode of operation of the Botanical Garden of Moscow State University. After 70 years of closed to the public mode of operation, since June 2020, the garden opened part of the territory for visitors. The article describes the difficulties that were arisen in this regard and provides solutions that helped the Garden team to accept these changes and avoid serious damage to the collections. Time has shown that the habituation period was about 2 years, during which it was very difficult, but as a result, a whole complex of problems was solved and new opportunities for Garden were find.

Текст научной работы на тему «Проблемы и сложности как побуждающий к развитию мотив»

УДК 57.026

Проблемы и сложности как побуждающий к развитию мотив

Раппопорт А.В., Романова Е.С.

НОЦ-Ботанический сад МГУ, Москва, Россия arapp@mail.ru, esromanova77@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется 3-х летний опыт перехода на новый режим работы Ботанического сада МГУ. После 70 лет закрытого для свободного посещения режима работы, с июня 2020 г. сад открыл часть территории для самостоятельного осмотра. В статье описаны возникшие в связи с этим сложности и приведены решения, которые помогли коллективу Сада принять эти изменения и позволили избежать серьезного ущерба для коллекций. Время показало, что период привыкания для коллектива составил около 2-х лет, но в результате был решен целый комплекс проблем и у Сада появились новые возможности.

Ключевые слова: ботанический сад, менеджмент, МГУ, рекреационная нагрузка, организация работы с посетителями

Challenges and difficulties as a motivating factor for development

Rappoport A.V., Romanova E.S. MSU Botanical garden, Moscow, Russia arapp@mail.ru, esromanova77@mail.ru

Summary. The article analyzes the 3-year experience of switching to a new mode of operation of the Botanical Garden of Moscow State University. After 70 years of closed to the public mode of operation, since June 2020, the garden opened part of the territory for visitors. The article describes the difficulties that were arisen in this regard and provides solutions that helped the Garden team to accept these changes and avoid serious damage to the collections. Time has shown that the habituation period was about 2 years, during which it was very difficult, but as a result, a whole complex of problems was solved and new opportunities for Garden were find.

Keywords: botanical garden, management, MSU, recreational impacts, operating with visitors

Как правило, хорошие времена у нас ассоциируются со стабильностью, которая располагает к среднесрочному и, по возможности, долгосрочному планированию, что, в свою очередь есть залог планомерного и стабильного развития. Практически любая стройка в ботаническом саду и любое благоустройство связаны с посадкой растений, соответственно, при планировании необходимо учитывать время жизни высаживаемых растений. Более того, часто бывает, что именно срок жизни растений в экспозициях является главным фактором, который принимается во внимание при перепланировке и проведении работ по благоустройству. При закладке коллекций и экспозиций горизонт планирования составляет от 5-10 лет для травянистых растений до 100 и более лет для древесных культур. При развитии инфраструктуры ботанического сада - мы должны смотреть минимум на 10 лет вперед, а при капитальном строительстве - на 50-100 лет. Это связано, в первую очередь с теми огромными затратами и неудобствами, которые несет любая стройка, а также с необходимостью привыкания к новому, что тоже может быть фактором дискомфорта. В качестве примера можно привести проект входной группы, которую мы планировали построить в 2018-2019 гг. В течение 10 лет, с 2008 по 2018 гг. число экскурсантов Сада (Сад можно было посетить только с экскурсиями) росло примерно на 15-20% в год. В начале этого периода количество посетителей было 3000 человек, а к 2018 г. - почти 20000 человек. При разработке проекта входа, мы рассчитывали на продолжение тенденции и рост на 10-15% в год. И планировали, что те павильоны, которые мы установим, будут служить примерно 20-25 лет. Однако, жизнь непредсказуема, и в 2022 г. у нас через этот вход прошло 100000 человек. И оказалось, что никакого «запаса прочности» в части размера помещений и проходимости у нас нет. И, если Сад продолжит развиваться теми же темпами, то в период наиболее высокой посещаемости (с середины мая до середины июня) посетителям будет тесно, и надо будет искать новые решения.

Опыт работы Ботанического сада МГУ в последние 3 года показал, что сложности, возникающие на, казалось бы, ровном и прямом путик светлому будущему могут быть источниками новых поворотов и перехода на качественно новый уровень работы.

Обычно главы коммерческих компаний имеют за плечами опыт академий МВА, но среди более чем 110 ботанических садов России лишь в единицах работают руководители, обладающие

профессиональными навыками в сфере управления и бизнес-администрирования. К тому же ботанические сады в России принадлежат ВУЗам или Академии Наук и далеки от коммерческих компаний, поэтому эти навыки могут быть лишь очень ограниченно использованы на практике. В ботанических садах приходится самостоятельно искать рецепты, учитывая все наши реалии: зарплаты ниже рыночной и дефицит профессиональных кадров, работа внутри сложной бюрократической бюджетной структуры, необходимость тратить значительные усилия и время на поддержание коллекций, а не только на обслуживание экспозиций.

В Ботаническом саду МГУ в последние 10 лет основными внебюджетными источниками дохода являлись дополнительное образование, экскурсионное обслуживание и работа магазина растений. Каждое из этих направлений давало примерно одинаковый вклад в общую копилку Сада, примерно по 1,5-2 млн. рублей чистой прибыли. И при этом структура годового дохода была устроена так, что примерно 50% дохода от реализации растений и экскурсионной деятельности приходилась на период с 20 апреля по 20 июня, то есть за 2 месяца мы получали половину годового дохода по направлению реализация и экскурсии. В условиях пандемии 2020 года были закрыты не только экскурсии, но и садовый магазин. К середине июня стало очевидно, что мы лишаемся, как минимум, 30% годового бюджета, а, возможно, и гораздо больше, если не разрешат проводить экскурсии и очные занятия до конца сезона. При этом надо было заканчивать строительство входной группы, начатой в 2019 г, финансирование которой шло только за счет привлеченных Садом средств, да и вся текущая хозяйственная жизнь Сада требовала денег.

В этих условиях мы приняли решение с 29 июня открыть часть территории Сада для самостоятельных прогулок. Впервые за 70 лет существования Сада в него стало возможно войти без экскурсии.

Открытие Сада, которое было в тот момент мерой скорее вынужденной, чем долгожданной, позволило обеспечить финансированием все обязательные работы в Саду, но, вместе с тем вызвало большие волнения и напряжение в коллективе. Был нарушен главный принцип работы Сада с посетителями - никаких самостоятельных прогулок за билеты. До 2020 г. у нас самостоятельно и исключительно в рабочее время могли проходить только сотрудники, студенты и выпускники МГУ, которых было относительно немного. А теперь любой желающий 7 дней в неделю с 10 утра до вечера мог прийти и ходить среди коллекционных растений. Это было непривычно и раздражало многих сотрудников. При этом единства внутри коллектива не было, усугубляло ситуацию то, что открытыми для посещения стали 3 участка: декоративных растений, Средней полосы России и показа приемов декоративного оформления. Альпинарий, дендрарий и плодовый сад остались закрытыми и доступными для посещения только в составе экскурсионных групп, соответственно сотрудники этих отделов не понимали возмущения коллег, работающих на открывшихся для посещения участках. Сложная ситуация продолжалась полтора сезона: вторую половину 2020 г. и весь 2021 г. За это время благодаря полученным от входной платы средствам удалось не только обеспечить все хозяйственные заявки отделов Сада, но и привлечь около 15 новых сотрудников (садовников), что составляет примерно 30% от общего количества сотрудников, постоянно работающих на участках. Такой массовый и единовременный приток «новой крови» позволил значительно увеличить объем работы, который удается выполнить, естественно, всё равно сделать всё невозможно, но прогресс налицо, к тому же новые сотрудники не застали времена, когда Сад был закрыт, поэтому нормально относились к наличию посетителей. В результате в 2022 г. ситуация в коллективе выровнялась, и уже новые заботы стали нас волновать.

Вполне подтвердилась та цикличность, про которую нам на встречах рассказывал психолог Михаил Зотов: стабильная ситуация - назревшая проблема - расконсервация стабильной ситуации -брожение, поиск новой формулы - тонкая настройка новой системы - консервация.

Среди других проблем, вызванных открытием Сада, и приведших к положительным изменениям в жизни Сада надо отметить:

• Контроль посетителей за санитарным состоянием территории. Мы стали получать письменные жалобы на кучи веток, грунта, песка на наших участках. В принципе, это рабочие моменты, и мы на них раньше не обращали внимания. Куча земли вполне могла лежать месяц и даже два в ожидании свободных рук и времени куратора. Теперь это недопустимо, быстро получим жалобу. То же самое с состоянием туалетов, это одно из ключевых мест Сада с точки зрения посетителей, и за их состоянием необходимо постоянно следить.

• Весной есть небольшая пауза 12-15 дней между цветением первоцветов и началом цветения сирени. Обычно эта пауза заполнялась цветением видов и сортов родов миндаль, абрикос, яблоня на альпинарии и в дендрарии, куда в этот момент шли экскурсионные группы, и

посетители были безмерно счастливы в этих «розовых облаках». На открытых для самостоятельного осмотра участках у нас не были высажены сорта родов вишня, миндаль и сакура. Кроме того, практически не было посадок тюльпанов. Результатом недовольства посетителей стала разработка небольшой экспозиции с сакурами (в широком смысле этого термина). Мы нашли места, которые никак не были вовлечены в оборот и уже высадили несколько саженцев. Мы также начали поиски тюльпанов и нашли коллег из Никитского ботанического сада и ФИЦ Субтропический научный центр РАН, которые занимаются селекцией тюльпанов и получили луковицы ряда новинок на испытание в условиях Москвы.

• В 2021 г. посетители протоптали тропинку на берег пруда, на небольшую бетонную плотину. В результате мы сделали новую террасу на берегу пруда - Мыс доброй надежды, одно из самых живописных и уютных мест в Саду.

• В связи с увеличением числа экскурсантов и расширения круга сотрудников, которые вовлечены в экскурсионную деятельность, еще до пандемии возникла необходимость проконсультироваться с профессиональным психологом. Главным вопросом было: как строить общение с посетителями, уменьшить число конфликтных ситуаций, правильно отвечать на вопросы и недовольства. За три двухчасовые встречи удалось проговорить самые распространенные конфликтные ситуации, понять мотивации разных групп посетителей. Интересно, что следствием этих встреч стала также большая стабильность и сплочение коллектива экскурсоводов, хотя такая задача изначально не ставилась. Видимо, поняв, как правильно вести себя с посетителями и приобретая уверенность в себе, сотрудники стали относиться спокойнее и терпимее, в том числе и друг другу.

Еще несколько выводов, которые мы смогли сделать по результатам 3-х сезонов работы в новом режиме:

• Интерес к экскурсиям не упал, даже к тем, которые проходят по территориям, открытым для свободного посещения.

• Всегда найдутся посетители, которые останутся недовольны (ценой билета, коллекциями, чистотой, едой и т.п.).

• Посетители всегда хотят большего, они не осмотрели открытые территории, а уже ругаются, что есть закрытые.

• Инфраструктура Сада должна быть приспособлена именно к самостоятельному посещению. Должна быть навигация, удобные подходы к наиболее эффектным растениям и этикетки у цветущих и высокодекоративных растений, ограждения там, где нельзя проходить.

• Необходимо расширять штат сотрудников, непосредственно не работающих с растениями. Это удивляет наших кураторов, но при дефиците садовников и агрономов мы ищем кассиров, администраторов, дежурных по саду. Это расход денег на зарплату, но он окупается лояльностью посетителей, которые будут еще и еще возвращаться к нам.

• Нужна слаженная работа с соцсетями и СМИ. После закрытия радио «Эхо Москвы» мы лишились очень важной для нас рекламы. Была попытка сделать рекламу на мониторах в метро, но оказалось, что практически невозможно регулировать сроки ее ротации, и первый же наш ролик про цветущую сирень был показан почти за неделю до начала цветения сирени. В результате мы от этой идеи отказались.

• Надо быть готовыми к быстрому реагированию на новое поведение посетителей. Оперативно организовывать проходы к внезапно зацветшим растениям и одновременно защищать их.

• Надо оперативно убирать мусор. И, главное - не создавать условий для накопления мусора. Любые емкости: пустые кашпо, тачки, ведра, тележки становятся стихийными мусорными ведрами. Там мгновенно появляется фантик или стаканчик, а через час ведро уже полное и вороны растаскивают мусор по территории. Но если нет точки, удобной для «кристаллизации мусора», то в Саду практически чисто.

Сейчас перед нами стоят следующие вызовы в связи с открытием Сада, с которыми нам еще предстоит разобраться или поменять к ним свое отношение:

• Решить проблему общения посетителей с сотрудниками, которые не хотят общаться. Традиционно в ботанические сады идут люди, которым комфортнее с растениями, чем с людьми. К тому же люди за много лет привыкли быть не на виду, когда никто не отвлекает от работы и не задает вопросов что и зачем они делают у себя на участке. А посетители, со своей стороны, хотят использовать возможность пообщаться со специалистами и узнать почему «у них так не растет».

• Вести мониторинг рекреационной нагрузки на экосистему ботанического сада и не допускать «перевыпаса» посетителей. Если ориентироваться на общепринятые нормы рекреационной нагрузки, рекомендуемые для парков [1], то мы вполне вписываемся в рекомендованные цифры посетителей, но, конечно, очень многое зависит от организации дорожно-тропиночной сети, ограничителей, размещения растений и поведения посетителей, насколько они сходят с дорожек и вытаптывают почву.

Пандемия позволила решить еще ряд проблем, которые давно стояли перед Садом, но которые никак не удавалось сдвинуть:

• Была организована он-лайн продажа билетов, что снизило нагрузку на кассиров и решило проблемы с очередями.

• Сделана он-лайн запись на экскурсии, что позволило решить проблему слишком больших групп. Теперь мы можем оперативно регулировать количество мест в экскурсионных группах в зависимости от количества экскурсоводов и желающих посетить экскурсии.

• С ноября 2020 г. стали проводить конференции в смешанном формате: кто-то находится в аудитории, а кто-то подключается по видеосвязи. Это позволило расширить охват аудитории, сделало информацию и участие в конференциях более доступным и практически бесплатным.

• Еще одним большим шагом вперед, который мы сделали благодаря пандемии, стало развитие дистанционного образования. Мы всегда всем говорили, что являемся сторонниками только очного образования, и это, правда, так. Но при этом добраться до нас могли только москвичи, да и то не всегда. Дистанционные технологии и ZOOM, которые нам пришлось освоить в 2020 г., чтобы не сорвать курс программы дополнительного образования «Школа садовников», открыли новые возможности. Как результат - у нас в 2021-2022 гг. была организована целая серия курсов по садоводству, огородничеству, цветочным культурам, на которых учились люди со всей страны.

• У нас сформировалась библиотека вебинаров (около 100 занятий), которые мы продаем и имеем небольшой, но регулярный доход, что особенно важно зимой, когда Сад не имеет дохода от посетителей.

Подводя итог, хочется отметить, что ботанические сады при должном подходе должны стать региональными антикризисными центрами [2]. Мы сейчас видим, что в 2022-2023 гг. посещаемость мероприятий в ботанических садах в Москве и Санкт-Петербурге не только не падает, но даже растет! И это очень важно, поскольку очевидно, что в ближайшие годы рассчитывать на увеличение бюджетного финансирования не приходится и что основным источником средств на развитие будут деньги, полученные от посетителей, покупателей и слушателей. Уникальная способность растений снимать стресс сослужит хорошую службу обществу и ботаническим садам в ближайшие годы.

В заключение предлагаем несколько принципов, которым мы следуем при решении возникающих перед Садом проблем:

• Иметь внятный план того, что хотим сделать.

• Иметь команду, с которой это можно сделать.

• Очень хорошо представлять себе сильные стороны своего Сада и своих сотрудников.

• Иметь представление о том, кто может помочь с решением технических вопросов.

• Если цель имеет финансовую составляющую (а это очень часто именно так), то самое главное - иметь понимание, кому можно продать полученный результат. Можно сделать какой угодно замечательный продукт, но если его некому продать, то результата не будет.

И, если мы прошли эти 5 шагов, то почти всегда оказывается, что стоявшая перед нами задача позволила Саду выйти на новый уровень!

Есть поговорка «Неудача - это такая удача, смысл которой ты пока не понял». Её надо вспоминать почаще, поскольку проблем и вызовов будет еще не мало, и нам предстоит регулярно ломать голову в поисках «свежих» решений, если мы хотим сохранить наши сады.

Список литературы:

1. Теодоронский В.С. Садово-парковое строительство и хозяйство: учебник. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 288 с.

2. Кузеванов В.Я., Малёв А.В., Григорьева В.М., Штатнова А.В., Шамсутдинов А.Ф., Энхтуяа Л., Очгэрэл Н. Антикризисная роль зооботанических и ботанических садов в условиях современных угроз и вызовов. // Методология предотвращения угроз в XXI веке: сборник научных трудов. Иркутск: Издательство ИГУ, 2022. С. 432-440.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.