Научная статья на тему 'Экскурсия или квест?'

Экскурсия или квест? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ботанический сад / экскурсии / школьники / квест / botanical garden / excursions / schoolchildren / quest

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврова Т.В., Романова Е.С.

На основе опыта научно-просветительской работы проведено сравнение традиционного метода работы со школьниками в ботанических садахэкскурсии с современным интерактивным методом, так называемым «квестом» (quest – поиск). Подробно разобраны их преимущества и недостатки, предложены решения по выбору оптимальной формы работы c разными группами школьников. Экскурсия как форма поддержки экологического образования подходит для старших школьников, биологических кружков, студентов и научно-просветительской деятельности (для взрослых, семей с детьми). Квест, как метод, вполне актуален и применим для работы со школьниками младшего и среднего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврова Т.В., Романова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Excursion or quest?

Basing on the experience of our scientific and educational work, a comparison of the traditional method of activities for schoolchildren in the botanical gardens – excursions with a modern interactive method – the quest is made. Their advantages and disadvantages are discussed in detail, solutions are proposed for choosing the optimal form of work with different groups of schoolchildren. The excursion as a form of support for environmental education is suitable for senior schoolchildren, biological study groups, students and scientific and educational activities (for adults, families with children). The quest as a method is quite relevant and applicable for working with schoolchildren of younger and middle age.

Текст научной работы на тему «Экскурсия или квест?»

УДК 58.006 + 371.233.4

Экскурсия или квест?

Лаврова Т.В.[1], Романова Е.С. [2]

Ботанический сад Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,

Москва, Россия [1] lavrovamgu@mail.ru, [2] esromanova77@mail.ru

На основе опыта научно-просветительской работы проведено сравнение традиционного метода работы со школьниками в ботанических садах - экскурсии с современным интерактивным методом, так называемым «квестом» (quest - поиск). Подробно разобраны их преимущества и недостатки, предложены решения по выбору оптимальной формы работы c разными группами школьников. Экскурсия как форма поддержки экологического образования подходит для старших школьников, биологических кружков, студентов и научно-просветительской деятельности (для взрослых, семей с детьми). Квест, как метод, вполне актуален и применим для работы со школьниками младшего и среднего возраста.

Ключевые слова: ботанический сад, экскурсии, школьники, квест.

Excursion or quest?

Lavrova T.V. [1], Romanova E.S. [2] Botanical Garden of the M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia [1] lavrovamgu@mail.ru, [2] esromanova77@mail.ru

Basing on the experience of our scientific and educational work, a comparison of the traditional method of activities for schoolchildren in the botanical gardens - excursions with a modern interactive method - the quest is made. Their advantages and disadvantages are discussed in detail, solutions are proposed for choosing the optimal form of work with different groups of schoolchildren. The excursion as a form of support for environmental education is suitable for senior schoolchildren, biological study groups, students and scientific and educational activities (for adults, families with children). The quest as a method is quite relevant and applicable for working with schoolchildren of younger and middle age.

Keywords: botanical garden, excursions, schoolchildren, quest.

Экскурсии для школьников являются традиционным, базовым направлением работы экскурсионного бюро Ботанического сада МГУ [2, 4]. Они проводятся с 1967 года - момента образования экскурсионного бюро в Саду на Воробьевых горах. Долгие годы (до начала работы с индивидуальными посетителями по расписанию в 2008 г.) школьники и студенты были нашей основной аудиторией. Для них был разработан часовой маршрут обзорной экскурсии, включавший часть дендрария, альпинарий и очень кратко коллекции декоративных растений [3]. Поскольку ранее в школьной программе больше времени уделялось ботанике, главной темой экскурсий было ботанико-географическое направление, что соответствовало расположению коллекций Сада по географическому принципу. В альпинарии школьники изучали растения 7 экспозиций-горок из 8 (Западной и Восточной Европы, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Северной Америки). В дендрарии - участки лесов Европы, Дальнего Востока, Северной Америки, гибридов и садовых форм. Участки систематики растений и полезных (пищевых) растений также были активно включены в экскурсионный процесс для изучения семейств растений согласно школьной программе, в том числе и на примере пищевых культур (сорта капусты, картофель, подсолнечник и др.) на экскурсии по систематике растений.

Если говорить о числе видов, то в альпинарии обычно демонстрируется порядка 70-80 видов, по 12-14 видов на каждую горку, в дендрарии - 5-6 древесно-кустарниковых пород на каждую остановку (около 5). Таким образом, на экскурсии можно показать около 100 различных видов, как типичных, так и редких для флоры определенного региона [1].

Экскурсии воспринимались детьми как путешествие по различным областям умеренной зоны, за счет постоянного движения по Саду, дети не успевали заскучать и с интересом ожидали смены экспозиции и появления новых видов.

Не покидая Москвы, дети могли прогуляться по лесным экосистемам (коллекции дендрария сочетают географический принцип с ландшафтно-пейзажной планировкой), побывать в горах -ландшафты альпинария с массивными гранитными, часто необработанными глыбами, привезенными

из природы, производят большое впечатление на детское воображение. Часто это бывало основное впечатление, вынесенное детьми, особенно младшего возраста, из посещения Ботанического сада.

В качестве интерактивного отдыха осенью экскурсовод позволял собирать растительный материал (шишки, орехи, каштаны, осенние листья) там, где это не наносило вреда коллекциям. Весной экскурсия является источником положительных эмоций от общения с возрождающейся природой, молодой зеленой травой, массово цветущими растениями, как древесными, так и травянистыми. Очень любят дети и водоемы Сада с цветущими кувшинками, одно время в них содержались красноухие черепахи и золотые рыбки, которые помимо белок и птиц, составляли животный мир Ботанического сада.

Поведение детей во время экскурсии всегда было более активным и оживленным, чем при посещении закрытых экспозиций музеев или школьных занятий, однако восприятие было очень живым, и впечатление от экскурсии однозначно положительным.

Однако, в последние годы экскурсоводу становится все труднее работать со школьными группами. Современным школьникам, свободно пользующимся электронными гаджетами, интернетом, вероятно, требуются другие, новые формы дополнительного обучения.

Такую тенденцию отмечают и родители, и учителя, поэтому, заказывая экскурсию, они часто просят провести квест, а не просто водить детей по ботаническому саду.

Квест - мобильная, захватывающая игра, поиск - позволяет детям активно участвовать в процессе изучения, буквально «гоняться» за ответами на вопросы, за знаниями и вполне согласуется с их развитием. Однако на этом пути возникают следующие проблемы:

1) выбор растения для включения в квест. Растения быстро сменяют друг друга в цветении и может случится, что растение, включенное в квест уже отцвело, а рядом распустилось другое, мимо которого нельзя пройти.

2) Цветущие растения всегда вызывают вопросы и оказываются в фокусе внимания экскурсантов. Дети часто спрашивают название растения, даже, если оно бывает достаточно сложным, например, калькой с латыни и трудно запоминаемым.

3) По опыту особое внимание детей вызывает то, что не видно, не заметно с первого взгляда, то, на что внимание обращает экскурсовод - например, поникающие цветки у купены, находящиеся под листьями цветки копытня, не заметные среди листьев цветки кирказона. То, что можно потрогать без вреда для растения - стебли шалфея клейкого, морщинистую кору бархата и гладкую - черемухи Маака (если они растут близко к дорожке). Таким образом, за рамками квеста остается очень много интересного для детей, приходящих в Сад.

Поэтому квест, как метод, безусловно, хорош, но подходит не для всех. Помимо учеников младшего и среднего возраста, для которых, в основном, и проводятся квесты, на экскурсии в Ботанический сад приходят и старшие школьники, и среди них важная для нас аудитория -биологические и медицинские классы, а также различные биологические кружки. Этим ребятам нужна серьезная экскурсия, материал которой нельзя уложить в узкие рамки квеста. Если при прохождении 1-1,5 часового квеста, дети знакомятся от силы с 10-20 видами, то во время экскурсии вдумчивые мотивированные заинтересованные школьники получают информацию по разным отделам ботаники на основе не менее 100 видов различного географического распространения и систематической принадлежности [5].

Таблица 1. Распределение числа экскурсий для школьников по классам

Год Класс -6 -8 -11 10-11 биологические Биологические кружки

2019 Число экскурсий 5 2 7 1

2018 Число экскурсий 5 6 3

В таблице 1 приведено распределение числа экскурсий в Ботаническом саду для школьников по классам, включая и биологические кружки. Девятые классы рассматриваем в группе старшей школы среди 10-11 классов, поскольку, как правило, они уже профессионально ориентированы. В таблице 2 сгруппировано число экскурсий для начальной, средней и старшей школы (включая биологические кружки).

Из таблицы 2 видно, что число групп по классам распределяется приблизительно одинаково среди учеников младшей и средней школы. Число учеников старшей школы (здесь 9-11 классы) и учеников, посещающих биологические кружки, меньше, но вполне значимо, учитывая, что это будущие биологи, медики, ветеринары.

Таблица 2. Число экскурсий для школьников начальной, средней и старшей школы

Год Начальная школа 1-4 классы Средняя школа 5-8 классы Старшая школа 9-11 классы + биологические кружки

2019 24 26 10

2018 24 23 16

Старшие школьники, нацеленные на поступление в ВУЗы биологической направленности, или ученики средней и старшей школы, посещающие различные биологические кружки не только хорошо слушают, но и задают интересные вопросы, и такая экскурсия проходит обычно с взаимным удовлетворением и интересом как для слушателей, так и для экскурсовода.

Экскурсия как форма взаимодействия с учениками и студентами, безусловно, остается в нашем арсенале образовательной (для старших школьников, для биологических кружков, студентов) и научно-просветительской деятельности (для взрослых, семей с детьми).

Квест как метод вполне подходит для работы со школьниками младшего и среднего возраста. Творческий подход к его составлению с учетом особенностей и возможностей коллекций позволит получить максимальный учебный и познавательный результат.

Апробация новых и совершенствование уже применяемых методов преподнесения экологических знаний способствует эффективности научно-просветительской деятельности ботанических садов, привлечению посетителей.

Список литературы

1. Ботанический сад МГУ (территория на Воробьёвых горах) / Бойко Г.А., Ванина Л.С., Варлыгина Т.И., Воронина Е.Ю., Гохман В.Е., Дегтярёва Г.В., Дацюк Е.И., Дворцова В.В., Дьяков М.Ю., Ефимов С.В., Захарова Е.А., Казарова С.Ю., Кирис Ю.Н., Киселёва К.В., Клюйков Е.В., Корбут В.В., Кочешкова Т.В., Купцов С.В., Лаврова Т.В., Матвеев И.В., Михайленко А.П., Немченко Э.П., Новиков В.С., Новикова М.А., Октябрёва Н.Б., Остроумова Т.А., Пименов М.Г., Раппопорт А.В., Романова Е.С., Смирнова Е.В., Терентьева Е.И., Украинская У.А., Успенская М.С., Филатова И.О., Шнер Ю.В. Турция: ПЕНТА, 2014. 64 с.

2. Ботанический сад Московского университета. 1706-2006. Первое научное ботаническое учреждение России / Андреева А.Е., Бойко Г.А., Варлыгина Т.И., Гохман В.Е., Дворцова В.В., Ефимов С.В., Капранова Н.Н., Киселёва К.В., Клюйков Е.В., Купцов С.В., Лаврова Т.В., Лазарева Н.С., Новиков В.С., Октябрёва Н.Б., Остроумова Т.А., Пименов М.Г., Паршин А.Ю. и др. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. 268 с.

3. Лаврова Т.В. Экскурсия в Ботанический сад Московского университета. М.: ABF, 2010. 67 с.

4. Лаврова Т.В., Романова Е.С. Обучение в Ботаническом саду МГУ - продолжение и развитие образовательных традиций в истории ботанических садов // Ботанические сады в современном мире: наука, образование, менеджмент. Материалы Первой Международной научно-практической конференции 22-26 июня 2016 г., Санкт-Петербург, 2016. С. 41-46.

5. Лаврова Т.В., Романова Е.С. Возможности Ботанического сада МГУ в поддержке эколого-ботанического образования в школах // Биология в школе, 2019. № 6. С. 47-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.