Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
639
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ СИСТЕМЫ / РИСКИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горохова Ксения Валерьевна

В статье рассмотрены современные проблемы и тенденции таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также вытекающие из них и существующие в рамках системы риски. Особое внимание уделено полной классификации рисков, которая представлена на двух уровнях: общие системные риски и специфические риски системы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, и выделению в ней приоритетов, что в свою очередь способствует эффективному управлению, достижению поставленных целей и повышению экономического потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горохова Ксения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND RISKS SYSTEM OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

This article considers current problems and trends in the customs and tariff regulation of foreign economic activity, as well as the risks arising from them and existing within the system. Particular attention is paid to the complete classification of risks, which is presented at two levels: general systemic risks and specific risks of the system of customs and tariff regulation of foreign economic activity, and the allocation of priorities in it, which contributes to effective customs and tariff management, achievement of goals and increase in economic potential

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 339.543

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Горохова Ксения Валерьевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования, канд. экон. наук, e-mail: ksunest@inbox.ru

В статье рассмотрены современные проблемы и тенденции таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также вытекающие из них и существующие в рамках системы риски. Особое внимание уделено полной классификации рисков, которая представлена на двух уровнях: общие системные риски и специфические риски системы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, и выделению в ней приоритетов, что в свою очередь способствует эффективному управлению, достижению поставленных целей и повышению экономического потенциала

Ключевые слова: риски системы; риски таможенного регулирования; проблемы таможенного регулирования; таможенное регулирование; внешнеэкономическая деятельность

PROBLEMS AND RISKS SYSTEM OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

Gorokhova Ksenia V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Customs Revenue and Tariff Regulation, Candidate of Economic Sciences, e-mail: ksunest@inbox.ru

This article considers current problems and trends in the customs and tariff regulation of foreign economic activity, as well as the risks arising from them and existing within the system. Particular attention is paid to the complete classification of risks, which is presented at two levels: general systemic risks and specific risks of the system of customs and tariff regulation of foreign economic activity, and the allocation of priorities in it, which contributes to effective customs and tariff management, achievement of goals and increase in economic potential

Keywords: system risks; risks of customs regulation; problems of customs regulation; customs regulation; foreign economic activity

Для цитирования: Горохова К.В. Проблемы и риски системы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 2 (82). С. 18-23.

Международные экономические отношения развиваются в рамках противоречащих друг другу направлений регионализации и глобализации. Актуальным процессом, объединяющим все экономические процессы, выступает на текущем этапе развития интеграция. И не только процессы, но и страны подвергаются повсеместной интеграции, в рамках которой создаются новые международные объединения или, наоборот, происходит повсеместное ограничение экономических отношений со списком неблагоприятных стран. Очевидным становится как внешнеполитические отношения переходят во внешнеторговые отношения.

Таможенно - тарифное регулирование - это главный инструмент государственного регулирования внешнеторговой деятельности, сочетающий в себе защиту политических и экономических интересов страны, баланс между ними, помогающий достичь роста национального производства, защиты

отечественных производителей на внешнем рынке, а также укрепления существующих или вновь создаваемых международных связей [1].

Развитие таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности позволяет говорить о нем как о системе с многочисленными задачами, функциями, набором элементов (таможенного тарифа, пошлин, классификаторов номенклатуры, таможенной стоимости и правил ее определения, а также ее оценки, таможенных процедур, тарифных льгот и тарифных квот), а также последовательностями в рамках существующих процессов (порядок и методология таможенного обложения, определение разновидностей и уровня таможенных пошлин, предоставление таможенных преференций и другие). Функционирование любой системы сопряжено с определенными проблемами и постоянно обновляющимися рисками, которые несут в себе большие угрозы. Если мы рассматриваем механизм государственного регулирования, то любые риски могут

нанести значительный ущерб обществу и повлечь за собой непреодолимые потери. В связи с этим важно разобраться в современных рисках системы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности и в возможностях их управления.

Система таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности выполняет приоритетные задачи, в том числе развитие внешней торговли ЕАЭС за счет принципа альтернативности и принципа актуализации, использование мер, защищающих национальные интересы стран-участниц с точки зрения активизации процессов региональной интеграции [2, 3].

Требования к внешнеторговой политике ЕАЭС постоянно растут, уточняются, особое внимание уделяется с одной стороны последовательности и обоснованности, а с другой - гибкости и сбалансированности. Тем не менее, у системы остается достаточно большое количество проблем. Так, основная задача поддержания национального производства встречается с приоритетом фискальной функции, что мешает диверсификации продукции, стимулирующему и регулирующему воздействию инструментов таможенно-тарифного регулирования на эффективное развитие [4].

В этой связи наиболее существенными проблемами системы таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС можно назвать проблемы, вытекающие из несогласованности задач системы:

- отсутствие инновационных составляющих Единого таможенного тарифа ЕАЭС и слабая степень дифференциации и эскалации ставок таможенных тарифов;

- зависимость системы тарифных преференций от международных оценок стран [5];

- отсутствие регулярной актуализации перечня преференциальных стран.

Одними из главных преград для развития инновационной составляющей Единого таможенного тарифа ЕАЭС в условиях перехода к инновационно-ориентированному экономическому росту выступают требования к объективности и обоснованности имеющейся тарифной защиты. В данном вопросе актуальным направлением решения является соответствие Единого таможенного тарифа ЕАЭС потребностям производства и выбранным направлениям экономической политики у государств - членов ЕАЭС [6].

Также стоит выделить слабую степень дифференциации и эскалации ставок таможенного тарифа, что свидетельствует о неэффективной реализации протекционистской и стимулирующей функций инструментами системы таможенно-тарифного регулирования. Одним из решений проблемы можно было бы считать увеличение числа ставок в Едином таможенном тарифе ЕАЭС.

С принципом эскалации вопрос более сложный, поскольку на территории государств - членов ЕАЭС для многих видов продукции нет необходимых инструментов, технологий для организации полного

цикла производства, что не позволяет создавать полуфабрикаты или готовую продукцию. Тем самым, повышение уровня эскалации приносит ущерб внутреннему производству.

Еще одной проблемой, выделенной выше, является неэффективное использование Единой системы преференций ЕАЭС. Здесь также не наблюдается различие ставок, что приводит к их нецелесообразности, особенно учитывая особенности страновых оценок при определении перечней стран. Как вариант решения возможна детализация льготных схем, опирающаяся на особенности и потребности отечественных товаров, состоящих в льготном списке.

Что касается проблемы, связанной с перечнем преференциальных стран - изменение списка происходит крайне редко, в то время, как финансовое положение стран может измениться в кратчайшие сроки, тем самым поспособствовав их выходу из списка наименее развитых или развивающихся стран. А последующее предоставление преференций странам, в которых произошли подобные финансовые изменения, несет в себе угрозы для экономики стран - участниц ЕАЭС, может привести к нарушению баланса во внешнеторговом обороте.

Описанные выше сложности входят только в один блок проблем, вызванных несогласованностью задач, тем не менее, у таможенно-тарифного регулирования существует и множество других важных проблем, которые затрагивают многие ученые в своих исследованиях [7, 8]. Также у любой системы в ходе деятельности появляется много различных внутренних проблем, присущих ей как таковой. Не стоит забывать и про проблемы, связанные с информатизацией деятельности, переходом многих процессов таможенно-тарифной системы на электронные основы [9], проявляющиеся практически ежедневно. В рамках данной статьи представляется интересным найти унифицированные пути решения для всех блоков существующих проблем системы таможенно-тарифного регулирования и связанных с ними рисками.

Рассматривая риски в таможенном деле, их зачастую определяют как возникновение вероятности нарушения законодательства в области внешнеэкономической деятельности. В настоящее время существует необходимость в разработке такой системы управления рисками таможенно-тарифного регулирования, которая позволит исключить не только все потенциальные источники нарушения законодательства в области внешнеэкономической деятельности, но и риски функционирующей системы.

Автором предлагается для системного рассмотрения проблем и связанных с ними рисков разделить последние на общие системные и специфические, присущие системе таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Для решения поставленной задачи автор предлагает следующую классификацию рисков:

I. Общие системные риски:

1. По характеру протекания:

- статистические;

- динамические.

В данном случае для таможенного регулирования здесь будет подразумеваться скорость развития проблем, связанных с тем или иным риском.

2. По уровню детализации:

- модульные (риск одного логически выделенного, изолированного элемента);

- интегрированные (риск взаимодействия различных модулей системы);

- системные (риск устойчивости, надежности, безопасности, производительности).

В идеальной отвечающей всем современным требованиям системе предполагается разделение всех процессов на модули, для более детального при необходимости анализа компонентов и стабильности системы. В системе таможенно-тарифного регулирования между всеми элементами существует сильная зависимость, которая зачастую не позволяет рассматривать их раздельно, только интегрированно, тем не менее, для устранения проблем необходимо разделять элементы системы и присущие им условия и ограничения.

3. По степени автоматизации:

- ручные;

- автоматизированные.

Процесс автоматизации охватывает все больше областей. В данном вопросе стоит помнить, что риски могут быть не только в ручных процессах, как это принято считать, но и в автоматизированных, причем в этом случае сложно найти ответственных и виновных, а иногда такая вовремя не обнаруженная проблема автоматизации может привести к существенным рискам и глобальным последствиям для таможенно-тарифного регулирования.

4. По принципам работы:

- позитивные сценарии;

- негативные сценарии.

В большинстве процессов сотрудники таможенных органов подразумевают правильный и логичный исход в рамках существующих процессов и их результатов. Тем не менее, особенно при работе с людьми, стоит рассматривать различные варианты развития процессов, в том числе не стоит забывать о неумышленных ошибках, использовании некорректных данных, неверных операций.

5. По исполнителям:

- новые пользователи (например, появление новых сотрудников, пользующихся системой или новых участников ВЭД);

- опытные пользователи.

В данном случае особое внимание стоит уделять новым пользователям, которые неумышленно могут совершить много ошибок, особенно если это сотрудники таможенных органов и у них есть много прав и доступов.

6. По периодичности возникновения:

- постоянные;

- временные.

Постоянные риски учитываются при оперативной деятельности, но новые процессы всегда вносят свои коррективы и возможные риски в систему таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

7. По территории возникновения:

- общероссийские;

- региональные.

При рассмотрении рисков системы таможенно-тарифного регулирования территория действия тех или иных компонентов системы достаточно важна, мы должны делить риски между уровнями Федеральной таможенной службы, Региональными таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами.

8. По наличию ограничений на сроки:

- ограниченные;

- бессрочные.

Классификация схожа с классификацией по периодичности возникновения, но в данном случае нам важно разделать по времени риски и соответственно определять их приоритетность решения в ближайшее время или возможность откладывания.

9. По экономическому эффекту:

- наличие финансовых или материальных потерь;

- временные потери (например, простой транспорта);

- без экономического эффекта.

В современном мире наибольшие риски связаны с финансовыми/материальными потерями, в связи с этим, безусловно, данная классификация очень важна. Она позволяет экономить время за счет сокращения количества последующих судебных процессов, которые обычно наступают при наличии финансовых или материальных потерь.

10. По нормативно-правовому регулированию:

- не соответствуют законодательному уровню;

- не соответствуют нормативному уровню;

- не соответствуют методическому уровню.

Вся деятельность таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности строится на нормативно-правовом регулировании, исполнении обязательств и условий. Проверка данных на соответствие существующим законодательным актам является неотъемлемой частью системы. Выше в статье уже говорилось о рисках нарушения законодательства, чтобы четче их разграничивать и назначать приоритетность, по мнению автора, их стоит разделить на соответствующие группы.

11. По статистическим данным и информации пользователей:

- статистические данные (например, устаревание данных, ошибки в данных);

- информация (например, сокрытие информации, фальсификация, утрата документов);

- права доступа (например, доступ к информации неограниченного числа лиц, отсутствие доступа к необходимой информации должностных лиц).

Информация, ее хранение и использование -важная проблема для внутреннего и внешнего рынков. В классификации приведены основные проблемы данного вопроса.

II. Специфические риски системы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности:

Как уже писали ранее про данный раздел, ему будет присуще повторение некоторых рисков, присущих разным темам. Если рассматривать управление рисками системно, то от повторного рассмотрения возможно уйти, что сократит временные затраты на анализ.

1. По таможенному тарифу:

- определение кода товара, страны происхождения;

- предоставление квот.

Достаточно много рисков связаны с неверным определением кода товара по причине недостаточной информации о товаре или сложностей в интерпретации товаров согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), что оказывает отрицательное влияние на последующую таможенную статистику.

Риск неверного определения страны происхождения и несоблюдение правил применения преференциального режима также наносят большой вред функционалу системы таможенно-тарифного регулирования: нарушения в протекционистской и фискальной функциях.

2. По таможенным процедурам:

- определение таможенной процедуры;

- соблюдение заявленной таможенной процедуры (запретов и ограничений).

Многообразие таможенных процедур позволяет пользователям совершать большое количество операций на наиболее выгодных условиях, но существует много проблем при выборе процедур, соблюдении всех условий.

3. По тарифным льготам и преференциям:

- условия применения льгот и преференций;

- определение страны происхождения товаров;

- ограничения таможенно-тарифного регулирования;

- идентификация продавца или покупателя и его резидентства.

Правильный выбор льгот и систем преференций очень важен для внешнеторговой деятельности, ее развития и для правильного определения политики государства и Союза в отношении тех или иных стран. Существует много условий применения льгот и преференций и все из них включают в себя также большое количество рисков, связанных с ошибками, неправильным определением, несоблюдением условий.

4. По таможенной стоимости:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- метод определения таможенной стоимости (например, риски при ошибочном определении неверного метода);

- условия использования метода;

- определение таможенной стоимости (например, риск указания нерыночной цены в договоре купли-продажи);

- логистика и базисные условия поставки;

- корректировка таможенной стоимости (например, риск непредоставления корректировки в срок).

Правильное определение таможенной стоимости представляет собой важный аспект контроля таможенными органами и затраты в данном случае оправдывают себя, поскольку неверное определение несет за собой целую последовательность других рисков.

5. По действию с товарами:

- определение кода товара (например, запреты и ограничения к категориям товаров);

- неправомерные действия (например, незаконное перемещение, сокрытие, нарушения права интеллектуальной собственности, незаконное перемещение культурных ценностей);

- предоставление товаров таможенному органу (например, риск несвоевременного предоставления).

Движение товара - неотъемлемая часть системы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Наибольшее распространение получают риски недостоверной классификации по кодам ТН ВЭД, а также риски несоблюдения соответствующих требований к товару: лицензирования, сертификации, ограничения ввоза по квотам.

Можно сделать вывод, что в деятельности таможенных органов существует большое количество рисков, но даже система, в которую будет включена наиболее полная и своевременная классификация, все равно не будет совершенной из-за постоянно появляющихся рисков. Также теряется эффективность проверки из-за использования принципа выборочности, использование которого обусловлено ограниченным временем на проверку и в целом невозможностью проверки операции на все существующие риски.

С точки зрения автора для минимизации количества упущенных важных рисков их все стоит поделить по приоритетности на:

1. Критические.

2. Требующие обязательного решения.

3. Требующие устранения не в первую очередь.

Данное разделение рисков, с учетом

последующего добавления автоматизации, позволит оперативно выделить все существующие критические проблемы, которые в дальнейшем могут помешать функционированию системы, а не только те, углубленный анализ которых был выбран как основной при проверке операции.

поправлять. Можно создать целую сеть решения проблем для данных групп обобщенных рисков, которая позволит нанести наименьший вред системе таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельностипри появлении таких рисков.

Риски, требующие обязательного решения, проверяются по мере поступления или 1-2 раза в месяц на предмет угроз, что позволяет избегать их проникновения в группу критических, и тем самым обеспечить налаженную работу всего таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Риски, требующие устранения не в первую очередь, будут проверяться при появлении времени для их исправления. Их наличие не требует срочного решения. Но о них также не стоит забывать и хотя бы раз в квартал проверять, находить время для их устранения.

Таблица 1

Разделение общих системных рисков таможенно-тарифного регулирования по приоритетности

Критические риски Требующие обязательного решения риски Требующие устранения не в первую очередь риски

- динамические риски; - системные риски; - риски в автоматизированных процессах; - постоянно существующие риски; - риски финансовых/ материальных или временных денежных потерь; - риски несоответствия законодательному и нормативному уровням. - интегрированные риски; - риски ручной обработки процессов; - риски негативных сценариев; - риски появления новых сотрудников и участников ВЭД - риски переменного характера; - риски ограничения во времени процессов; - общероссийские риски; - риск несоответствия методическому уровню; - риски ошибок в статистических данных, устаревания информации; - риск сокрытия информации, фальсификации; - риск доступа к информации неограниченного количества лиц. - статистические риски; - модульные риски; - позитивные сценарии; - риски в действиях опытных пользователей; - региональные риски; - риски бессрочных операций; - риски без экономического эффекта; - риск утраты документов; - риск отсутствия доступа к необходимой информации.

Таблица 2 Разделение специфических рисков системы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности по приоритетности

Критические риски Требующие обязательного решения риски Требующие устранения не в первую очередь риски

- предоставление квот; - заявление таможенной процедуры; - законодательные ограничения в системе таможенно-тарифного регулирования; - неправомерные действия с товарами. - определение кода товара, страны происхождения; - определение таможенной процедуры; - определение льгот и преференций; - идентификация продавца/покупателя и его резидентства; - выбор метода определения таможенной стоимости и ее подсчет; - логистика и базисные условия поставки; - корректировка таможенной стоимости; - предоставление товаров таможенному органу. - специфические риски, не влияющие на основной функционал и выполнение задач таможенно-тарифного регулирования, в том числе, например, риски, отвечающие за эффективность принимаемых решений.

Рассмотрим общие системные риски таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности (табл. 1).

Далее рассмотрим разделение по приоритетности специфических рисков системы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности (табл. 2).

Данная классификация является представлением обобщенной идеи автора, поэтому для каждого конкретного организационного-функционального уровня системы таможенно-тарифного регулирования и используемых процессов ее стоит адаптировать. Основная цель - это создание сети возможных рисков для последующего недопущения или ликвидации проблем.

Если следовать данной системе, то риски, входящие в критическую зону, стоит постоянно, непрерывно проверять всеми возможными способами (автоматическими и ручными), а также

В целом данное разделение рисков можно связать с законом Парето, то есть 80 % рисков будет сосредоточено в 20 % функциональности проверяемой области. Все риски взаимосвязаны между собой так или иначе, соответственно, выделяя область наибольшего внимания и проверяя ее постоянно, мы частично решаем проблемы и риски других областей. Тем самым система эволюционирует и пропускает все меньше рисков.

Таким образом, в статье проанализированы основные проблемы системы таможенно-тарифного регулирования, связанные с ними риски. Для системного подхода к управлению рисками разработана полная классификация рисков.

Рассмотрение рисков во всех аспектах системы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности позволит избежать ошибок функционирования системы и достигать запланированных эффектов при применении мер таможенного регулирования.

Библиографический список:

1. Буваева Н.Э. Международное таможенное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.Э. Буваева, А.В. Зубач; под общ.ред. А.В. Зубача. 2-е изд., перераб. и доп. М: Издательство Юрайт, 2019. 298 с.

2. Крюкова Н.И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Н.И. Крюкова, Е.Н. Аре-стова. М: Издательство Юрайт, 2019. 221 с.

3. Покровская В.В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / В.В. Покровская. 2-е изд., перераб. и доп. М: Издательство Юрайт, 2019. 344 с.

4. Попова Л.И. Товароведение и экспертиза в таможенном деле: учеб.пособие для вузов / Л.И. Попова. 3-е изд. М: Издательство Юрайт, 2018. 227 с.

5. Гомон И.В., Красильников Д.В., Миначев С.М. Оценка отдельных элементов и основные проблемы таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №5-2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/otsenka-otdelnyh-elementov-i-osnovnye-problemy-tamozhenno-tarifnogo-regulirovaniya-v-ramkah-eaes (дата обращения: 26.04.2022).

6. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е.Ф. Прокушев, А.А. Костин; под ред. Е.Ф. Прокушева. 10-е изд., перераб. и доп. М: Издательство Юрайт, 2019. 450 с.

7. Сироткина А.В. Анализ проблем и перспектив развития таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС / А.В. Сироткина. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2021. № 24 (366). С. 138-141. URL: https://moluch.ru/archive/366/82390/ (дата обращения: 26.04.2022).

8. Гомон И.В., Выродова А.М., Козачек М.В. Влияние таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vliyanie-tamozhenno-tarifnogo-regulirovaniya-na-dinamiku-importa-rf (дата обращения: 26.04.2022).

9. Мильшина И.В., Овсянников С.А. Проблемы и перспективы административно-правового регулирования электронного декларирования в Евразийском Экономическом Союзе // Право и практика. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-i-perspektivy-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-elektronnogo-deklarirovaniya-v-evraziyskom-ekonomicheskom-soyuze (дата обращения: 26.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.