Научная статья на тему 'Проблемы и развитие когнитивных методов в стратегическом управлении'

Проблемы и развитие когнитивных методов в стратегическом управлении Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
6
2
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / образовательная организация / когнитивная модель / граф / стратегия / решение / management / educational organization / cognitive model / graph / strategy / solution

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Сосковец Альберт Владимирович

Управление образовательной организацией в современном динамичном мире является нетривиальной задачей, учитывая жесткую конкуренцию, давление экономических факторов, высокие требования к подготовке студентов и сквозную цифровизацию. Очевидна необходимость использования новых моделей и подходов к выработке и обоснованию управленческих решений в стратегической перспективе. Одним из них является когнитивное моделирование, позволяющее установить сценарий развития событий при соответствующем текущей обстановке наборе взаимосвязанных факторов на основе построения графовой модели. Цель статьи заключается в рассмотрении проблем и перспектив развития когнитивных методов в стратегическом управлении образовательной организацией. Проанализированы возможности их применения в процессе формирования набора сценариев для моделирования тенденций развития проблемной ситуации на основе выбранных управляющих факторов. Обозначены этапы когнитивного моделирования в стратегическом управлении образовательной организацией. Рассмотрено импульсное моделирование потенциальных сценариев, в которых может пребывать образовательная организация под влиянием тех или иных возмущений внешней среды. Сформулированы требования к когнитивной модели, выполнение которых позволит повысить ее точность и эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Сосковец Альберт Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24158/spp.2024.2.7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Проблемы и развитие когнитивных методов в стратегическом управлении

Managing an educational organization as a complex system in the modern dynamic world is a non-trivial task, given the fierce competition in the educational space, the pressure of economic factors, high requirements for student training and end-to-end digitalization. This, in turn, predetermines the need to use new models and approaches to the development and justification of management decisions in a strategic perspective. One of these approaches is cognitive modeling, which allows us to establish a scenario for the development of events under a set of interrelated factors corresponding to the current situation. Cognitive modeling is an effective approach to studying the development of a situation based on the construction of a graph model. It makes it possible to study and predict the state of a certain object; its constituent elements are: self-development, modeling of external influences and purposeful development of the situation (controlled development). The cognitive model has the advantages of a simulation model, but is easier to develop. The purpose of the article is to consider the problems and opportunities for the development of cognitive methods in the strategic management of an educational organization. The study analyzed the possibilities of using cognitive methods in the process of forming a set of scenarios to model trends in the development of a problem situation based on selected control factors. The stages of cognitive modeling in the strategic management of an educational organization are also outlined. Particular attention is paid to impulse modeling of potential scenarios in which an educational organization may find itself under the influence of certain environmental disturbances. In addition, requirements for the cognitive model are formulated, the fulfillment of which will improve its accuracy and efficiency in the process of making strategic management decisions for an educational organization.

Текст научной работы на тему «Проблемы и развитие когнитивных методов в стратегическом управлении»

Научная статья УДК 004.81

https://doi.org/10.24158/spp.2024.2.7

Проблемы и развитие когнитивных методов в стратегическом управлении Альберт Владимирович Сосковец

Омский государственный технический университет, Омск, Россия, soskovets.albert@mail.ru

Аннотация. Управление образовательной организацией в современном динамичном мире является нетривиальной задачей, учитывая жесткую конкуренцию, давление экономических факторов, высокие требования к подготовке студентов и сквозную цифровизацию. Очевидна необходимость использования новых моделей и подходов к выработке и обоснованию управленческих решений в стратегической перспективе. Одним из них является когнитивное моделирование, позволяющее установить сценарий развития событий при соответствующем текущей обстановке наборе взаимосвязанных факторов на основе построения графовой модели. Цель статьи заключается в рассмотрении проблем и перспектив развития когнитивных методов в стратегическом управлении образовательной организацией. Проанализированы возможности их применения в процессе формирования набора сценариев для моделирования тенденций развития проблемной ситуации на основе выбранных управляющих факторов. Обозначены этапы когнитивного моделирования в стратегическом управлении образовательной организацией. Рассмотрено импульсное моделирование потенциальных сценариев, в которых может пребывать образовательная организация под влиянием тех или иных возмущений внешней среды. Сформулированы требования к когнитивной модели, выполнение которых позволит повысить ее точность и эффективность.

Ключевые слова: управление, образовательная организация, когнитивная модель, граф, стратегия, решение

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Сосковец А.В. Проблемы и развитие когнитивных методов в стратегическом управлении // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 2. С. 63-68. https://doi.org/10.24158/spp.2024.27.

Original article

Challenges and Development of Cognitive Methods in Strategic Management Albert V. Soskovets

Omsk State Technical University, Omsk, Russia, soskovets.albert@mail.ru

Abstract. Managing an educational organization as a complex system in the modern dynamic world is a nontrivial task, given the fierce competition in the educational space, the pressure of economic factors, high requirements for student training and end-to-end digitalization. This, in turn, predetermines the need to use new models and approaches to the development and justification of management decisions in a strategic perspective. One of these approaches is cognitive modeling, which allows us to establish a scenario for the development of events under a set of interrelated factors corresponding to the current situation. Cognitive modeling is an effective approach to studying the development of a situation based on the construction of a graph model. It makes it possible to study and predict the state of a certain object; its constituent elements are: self-development, modeling of external influences and purposeful development of the situation (controlled development). The cognitive model has the advantages of a simulation model, but is easier to develop. The purpose of the article is to consider the problems and opportunities for the development of cognitive methods in the strategic management of an educational organization. The study analyzed the possibilities of using cognitive methods in the process of forming a set of scenarios to model trends in the development of a problem situation based on selected control factors. The stages of cognitive modeling in the strategic management of an educational organization are also outlined. Particular attention is paid to impulse modeling of potential scenarios in which an educational organization may find itself under the influence of certain environmental disturbances. In addition, requirements for the cognitive model are formulated, the fulfillment of which will improve its accuracy and efficiency in the process of making strategic management decisions for an educational organization.

Keywords: management, educational organization, cognitive model, graph, strategy, solution

Funding: Independent work.

For citation: Soskovets, A.V. (2024) Challenges and Development of Cognitive Methods in Strategic Management. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (2), 63-68. Available from: doi:10.24158/spp.2024.2.7 (In Russian).

© Сосковец А.В., 2024

Введение. Современная образовательная организация определяется как сложная, динамичная система, способная к самоорганизации, которая функционирует в определенной пространственно-временной структуре. Она испытывает значительное влияние факторов, детерминированных на микро- и макроуровне вследствие мощного потока изменений (Туменова, 2022). При таких условиях жизненно важным для нее является определение и упорядочение специфических закономерностей развития среды, что позволит реализовывать обоснованные и эффективные меры стратегического управления.

Необходимо отметить, что стратегическое управление сбалансированным развитием образовательной организации с практической, методической и теоретической точек зрения является сложной, многоаспектной и одновременно слабо структурированной проблемой исследования. Указанное объясняется тем, что динамично развивающаяся система образовательной организации постоянно меняется как качественно, так и количественно, поэтому крайне сложно вовремя идентифицировать эти изменения, проанализировать и предупредить сопутствующие им угрозы, обосновать и внедрить предупредительные меры в практическую деятельность (Zheng, 2022). Очевидно, что в таких условиях руководители современных образовательных организаций сталкиваются с необходимостью структуризации проблем, которые характерны для образовательного пространства в условия глобализации и интеграции, задачами их четкой формализации и анализа. В большинстве случаев решение указанных вопросов требует значительных усилий по восприятию, накоплению информации и ее систематизации, созданию соответствующих моделей.

В данном контексте необходимо отметить, что современная наука характеризуется процессом интенсивных изменений устоявшихся парадигм, поиском новых взглядов на решение сложных управленческих задач. К ним в первую очередь относится создание и использование методологического и методического инструментария когнитивного моделирования для принятия управленческих решений.

Таким образом, возможности когнитивного моделирования для анализа ситуации и разработки наиболее эффективной стратегии управления образовательной организацией с использованием не только интуиции, но и упорядоченного, структурированного и верифицированного знания о внутренней и внешней среде, представляют собой актуальное направление научных исследований, что и предопределило выбор темы данной статьи.

Материалы и методы. Когнитивные процессы и перспективы их использования в практике управления рассмотрены в работах таких авторов, как С.А. Туменова (2022), С. Нараян (Narayan et al., 2021), В.В. Борисова (2023), А.В. Заграновская (2022).

Технологический аспект когнитивного моделирования, который проявляется при разработке информационно-аналитических систем поддержки принятия решений нашел свое отражение в публикациях В.В. Макрусева (Макрусев, Любкина, 2022), Дж. Кайпайнена (Kaipainen, Aarikka-Stenroos, 2022), Л.В. Фомченковой и В.П. Фомченкова (2021), М.А. Холодовой (Холодова и др., 2022) и др.

Однако неопределенность понимания когнитивности как свойства объекта, сложность рекомендуемых подходов к созданию и использованию когнитивных моделей, недостаточное изучение положительных и отрицательных последствий и условий их использования приводит к ограниченности практического применения данных подходов в стратегическом управлении.

Когнитивное моделирование в задачах обоснования перспективных управленческих решений - это исследование функционирования и развития системы, а также ее внутренней и внешней среды посредством построения моделей на основе когнитивной карты (Narayan et al., 2021). В этой модели она отражает представления (коллективные или индивидуальные) анализируемой ситуации, которая связана с функционированием и развитием системы (Макрусев, Любкина, 2022). Цель когнитивного моделирования заключается в формировании и уточнении гипотезы о функционировании системы, состоящей из отдельных элементов и подсистем, связанных между собой (Борисова, 2023).

По нашему мнению, одним из направлений практического использования когнитивных методов в процессе стратегического управления образовательной организацией является формирование набора сценариев для моделирования тенденций развития проблемной ситуации на основе выбранных управляющих факторов, которые создаются с учетом различных планов и прогнозов развития. Целесообразным представляется составление сценариев двух видов - моделирования тенденций саморазвития образовательной организации или управляемого развития проблемной ситуацией с учетом изменений характеристик ее внешней среды.

В сценариях саморазвития образовательной организации особое внимание следует уделить когнитивному контролю поведения профессорско-преподавательского состава. Его цель заключается в создании среды, которая будет поддерживать и облегчать как академическое, так и социально-эмоциональное обучение в учебном заведении. Для реализации эффективного когни-

тивного контроля и, как следствие, внедрения результативного стратегического управления образовательной организацией, педагогам необходимо иметь в своем распоряжении набор действий, состоящий из проактивных и реактивных тактик, которые можно применять в ответ на события в аудитории, поведение обучающихся или возбуждения, возникающие во внешней и внутренней среде вуза.

Проактивные действия могут включать такие стратегии, как отслеживание и поддержка вовлеченности обучающихся в учебную деятельность, например, за счет увлеченного стиля преподавания, а также создание позитивного климата в заведении и хороших отношений между учителем и учениками. Реактивные действия предполагают наличие стратегии реагирования на неожиданные события в образовательной среде или (проблемное) поведение учеников. Основной акцент на обучении учащихся и проактивные стратегии связаны с увеличением опыта преподавания, в то время как начинающие учителя часто сосредоточены на дисциплинарных вопросах и реактивных стратегиях.

Результаты и их обсуждение. Рассмотрим более подробно этапы когнитивного моделирования в стратегическом управлении образовательной организацией.

1 этап. Определение факторов, характеризующих окружающую среду, в которой находится образовательная организация. Например, суть проблемы управления образовательной организацией в части «Подготовка конкурентоспособных кадров» можно сформулировать в категориях таких факторов, как «Образовательная услуга», «Оплата образовательной услуги», «Доходы образовательной организации», «Демографическое состояние», «Количество студентов», «Расходы на организацию учебного процесса» и др.

2 этап. Установление взаимосвязей и взаимозависимостей между факторами, определение направления влияний между ними, например, «Количество абитуриентов» влияет на «Доходы образовательной организации».

3 этап. Проведение оценки характера влияния (отрицательный, положительный). Например, увеличение (уменьшение) значимости фактора «Количество студентов» увеличивает (уменьшает) показатель «Расходы на организацию учебного процесса»; а уменьшение (увеличение) воздействия фактора «Оплата образовательной услуги» уменьшает (увеличивает) «Доходы образовательной организации». На этом этапе строится когнитивная карта в виде ориентированного графа.

4 этап. Формализация степени и интенсивности влияния факторов друг на друга (сильно, слабо). На этом этапе создается когнитивная модель в виде функционального графа.

Пример когнитивной карты для образовательной организации, построенной согласно выделенным выше этапам, представлен на рис. 1.

Рисунок 1 - Когнитивная карта для образовательной организации Figure 1 - Cognitive Map for Educational Organization

Далее целесообразно провести импульсное моделирование потенциальных сценариев, в которых может пребывать образовательная организация под влиянием тех или иных возмущений

внешней среды. Импульс на когнитивной карте отображается в виде упорядоченной последовательности x¿(n), x¿(n + 1) в i вершинах графа (Han et al., 2022). При этом привязка ко времени отсутствует, в случае необходимости она может быть предоставлена в ходе интерпретации результатов проводимого эксперимента.

Для моделирования импульсных процессов используется следующая формула (Холодова и др., 2022):

x¿(n + 1) = xvi(n) + tf-lfijPjfa) + Qí(n),

где xi(n) - величина импульса в вершине i в предыдущий момент времени (такт моделирования) (n);

Xi(n + 1) - величина импульса в вершине i в будущем (n +1);

fij - коэффициент преобразования импульса, на начальных этапах моделирования считают fíj = 1;

Pj (ri) - значение импульса в вершинах, смежных с вершиной i;

Qi(n) - вектор возмущений и управляющих воздействий, входящих в вершину i в момент (n).

При включении в модель некоторого возмущения Qi(ri) формулируется вопрос «Что будет в момент времени (n + 1), если...?». Полученный набор реализаций импульсов преобразуется в «сценарий развития», на основании чего устанавливаются различные варианты протекания будущих ситуаций (Фомченкова, Фомченков, 2021). Каждая конкретная ситуация в импульсном моделировании определяется перечнем всех Qi значений Х на каждом такте моделирования. Для определения изменения параметров вершин используются следующие формулы (Kaipainen, Aarikka-Stenroos, 2022):

Х-п = Х-п+1 + AR-n-1 + Qn-1

Rn = An-1Q0 + An-1Qi + - + AQn-2 + IQn-i,

где

А - матрица отношений графа (когнитивной карты);

I - единичная матрица.

На основании полученных данных об изменении параметров вершин можно провести анализ влияний в когнитивной карте, который заключается в определении знака и силы косвенного и суммарного воздействия между любой парой факторов. Исследование взаимодействия концептов позволяет оценивать «распространение влияния» по изменяющей состояние когнитивной карте. Это в свою очередь дает возможность выявить структуру проблемы (системы), найти наиболее значимые факторы, ее определяющие, оценить действие факторов (концептов) друг на друга.

На рис. 2 представлен пример, демонстрирующий функциональную зависимость факторов между собой в когнитивной карте образовательной организации.

Рисунок 2 - Функциональный граф Figure 2 - Functional Graph

Чтобы когнитивная модель в процессе стратегического управления образовательной организацией давала хорошие результаты, была точной и эффективной, представляется целесообразным обозначить следующие обязательные требования к ней.

В модель должно быть включено улучшение производительности работы организации за счет обратной связи. При изучении особенностей и необходимости обновления стратегии ее улучшение должно рассматриваться только в случае отрицательной обратной связи. Если же обратная связь сигнализирует о положительном решении, то менеджерам следует учитывать выбранную стратегию для последующего использования.

Модель должна включать переходы от простых к сложным стратегиям. Очевидным является тот факт, что для получения эффекта менеджеры сначала используют простые решения, а затем переходят к более сложным. Рассматриваемый подход к моделированию должен быть построен аналогичным образом. Вначале он должен следовать простым однофункциональным стратегиям категоризации, а затем переходить к более сложным, двухфункциональным.

Модель должна использовать метакогнитивные механизмы. Например, необходимо определить, при каких условиях требуется переключение с однофункциональной стратегии на многофункциональную. Кроме того, метакогнитивные аспекты должны отражать предыдущие успехи в управлении. Так, в модели должно быть реализовано отслеживание того, какие подходы оказались полезными, а какие нет, или того, как часто та или иная стратегия оказывалась успешной в прошлом.

И в завершение исследования необходимо отметить, что при всех положительных моментах и перспективах использование методов когнитивного моделирования в стратегическом управлении образовательной организацией сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, главную роль в когнитивном моделировании продолжает играть эксперт или группа экспертов, что требует на практическом уровне определенного времени и ресурсов на соответствующий подбор профессионалов и подготовку кадрового состава участников этого процесса.

Во-вторых, целью привлечения когнитивных технологий является получение моделей равновесия как элементов динамической модели среды, а это требует наличия соответствующей методологии и использования современных информационно-коммуникативных технологий для обработки информационных потоков.

В-третьих, необходимо разрабатывать соответствующие адаптивные процедуры отладки параметров моделей с целью сопоставления прогнозов с ретроспективной статистикой (Загра-новская, 2022).

Заключение. Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Использование когнитивных методов в стратегическом управлении образовательной организацией имеет значительный потенциал и широкие перспективы, поскольку эти методы базируются на хорошо зарекомендовавшей себя теории когнитивной сложности, предполагающей принятие стратегических решений с точки зрения множества измерений, которые различаются, дифференцируются и интегрируются. Когнитивные методы позволяют смоделировать конкретные сценарии, что дает возможность воздействовать на определяющие факторы, исследовать возможные варианты возникновения кризисных ситуаций, находить пути и условия их разрешения.

Список источников:

Борисова В.В. О возможностях когнитивного моделирования в задачах стратегического управления // Инновации и инвестиции. 2023. № 4. С. 117-122.

Заграновская А.В. Автоматический поиск концептов когнитивной карты в области стратегического управления // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2022. Т. 19, № 4 (124). С. 165-176. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2022-4-165-176.

Макрусев В.В., Любкина Е.О. Методический инструментарий формирования терминосистем в области управления: потоковая и когнитивная модели // Экономический анализ: теория и практика. 2022. Т. 21, № 1 (520). С. 60-85. https://doi.Org/10.24891/ea.21.1.60.

Туменова С.А. Технологии когнитивного менеджмента в моделировании и управлении динамикой сложных социальных систем // Лидерство и менеджмент. 2022. Т. 9, № 4. С. 955-970. https://doi.Org/10.18334/lim.9.4.116369.

Фомченкова Л.В., Фомченков В.П. Применение когнитивного моделирования для обоснования выбора бизнес-модели экономической организации // Прикладная информатика. 2021. Т. 16, № 4 (94). С. 6-20. https://doi.org/10.37791/2687-0649-2021-16-4-6-20.

Холодова М.А., Подвесовский А.Г., Исаев Р.А. Нечеткая когнитивная модель стратегического управления агропро-довольственным рынком // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022. № 2 (42). С. 106-125. https://doi.org/10.21685/2227-8486-2022-2-8.

Han T., Ghobadian A., Yim A., Tao R., Thomas H. Competitive Categorization and Networks: Cognitive Strategic Groups // British Journal of Management. 2022. Vol. 34, iss. 4. Р. 1687-1713. https://doi.org/10.1111/1467-8551.12694.

Kaipainen J., Aarikka-Stenroos L. How to Renew Business Strategy to Achieve Sustainability and Circularity? A Process Model of Strategic Development in Incumbent Technology Companies // Business Strategy and the Environment. 2022. Vol. 31, iss. 5. Р. 1947-1963. https://doi.org/10.1002/bse.2992.

Narayan S., Sidhu J.S., Volberda H.W. From Attention to Action: The Influence of Cognitive and Ideological Diversity in Top Management Teams on Business Model Innovation // Journal of Management Studies. 2021. Vol. 58, iss. 8. Р. 2082-2110. https://doi.org/10.1111/joms.12668.

Zheng P. Supply Chain Operation Evaluation and Management Decision by Fuzzy Cognitive Map Model // Expert Systems. 2022. № e13022. Р. 1-13. https://doi.org/10.1111/exsy.13022.

References:

Borisova, V. V. (2023) On the Possibilities (of Cognitive Modeling in Problems of Strategic Management. Innovatsii i inves-titsii. (4), 117-122. (In Russian)

Fomchenkova, L. V. & Fomchenkov, V. P. (2021) Cognitive Modelling Application to Business Model Choice Justify of an Economic Organization. Journal of Applied Informatics. 16 (4 (94)), 6-20. Available from: doi:10.37791/2687-0649-2021-16-4-6-20. (In Russian)

Han, T., Ghobadian. A., Yim, A., Tao, R. & Thomas, H. (2022) Competitive Categorization and Networks: Cognitive Strategic Groups. British Journal of Management. 34 (4), 1687-1713. Available from: doi:10.1111/1467-8551.12694.

Kaipainen, J. & Aarikka-Stenroos, L. (2022) How to Renew Business Strategy to Achieve Sustainability and Circularity? A Process Model of Strategic Development in Incumbent Technology Companies. Business Strategy and the Environment. 31 (5), 1947-1963. Available from: doi:10.1002/bse.2992.

Kholodova, M. A., Podvesovskiy, A. G. & Isaev, R. A. (2022) Fuzzy Cognitive Model of Strategic Management of the Agri-Food Market. Models, Systems, Networks in Economics, Engineering, Nature and Society. (2 (42)), 106-125. Available from: doi:10.21685/2227-8486-2022-2-8. (In Russian)

Makrusev, V. V. & Lyubkina, E. O. (2022) Methodological Tools for the Formation of Terminosystems in the Field of Management: Flow and Cognitive Models. Economic Analysis: Theory and Practice. 21 (1 (520)), 60-85. Available from: doi:10.24891/ea.21.1.60. (In Russian)

Narayan, S., Sidhu, J. S. & Volberda, H. W. (2021) From Attention to Action: The Influence of Cognitive and Ideological Diversity in Top Management Teams on Business Model Innovation. Journal of Management Studies. 58 (8), 2082-2110. Available from: doi: 10.1111/joms.12668.

Tumenova, S. A. (2022) Cognitive Management Technologies in Modelling and Managing the Dynamics of Complex Social Systems. Leadership and Management. 9 (4), 955-970. Available from: doi:10.18334/lim.9.4.116369. (In Russian)

Zagranovskaia, A. V. (2022) Automated Search for Concepts of Cognitive Map in the Field of Strategic Management. Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanova. 19 (4 (124)), 165-176. Available from: doi:10.21686/2413-2829-2022-4-165-176. (In Russian)

Zheng, P. (2022) Supply Chain Operation Evaluation and Management Decision by Fuzzy Cognitive Map Model. Expert Systems. (e13022), 1-13. Available from: doi:10.1111/exsy.13022.

Информация об авторе А.В. Сосковец - старший преподаватель кафедры «Психология труда и организационная психология» Омского государственного технического университета, Омск, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1054780

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author A.V. Soskovets - Senior Lecturer, Department of Psychology of Work and Organizational Psychology, Omsk State Technical University, Omsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1054780

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 19.01.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.02.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 27.02.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.