ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цой Ю.И., аспирант ГОУ ВПО РОСЗИТЛП
В статье показаны инструменты технического регулирования, основные направления формирования системы технического регулирования и проблемы ее реализации.
Ключевые слова: техническое регулирование, технические требования, государственный контроль
PROBLEMS AND WAYS OF PERFECTION OF TECHNICAL REGULATION TO THE RUSSIAN FEDERATION
Tsoy Y., The post-graduate student, GOU VPO ROSZITLP In article tools of technical regulation, the basic directions of formation of system of technical regulation and a problem of its realisation are shown. Keywords: technical regulation, technical requirement, the state control
Техническое регулирование является правовой основой регулирования отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, или к связанным с ними процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также при проведении оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.
К инструментам технического регулирования относятся:
1. Обязательные Технические Требования к продукции и процессам. В соответствии с Соглашением о технических барьерах в торговле (ТБТ ВТО) обязательные требования содержатся в технических регламентах. Федеральный закон «О техническом регулировании» соответствует положениям ТБТ ВТО и определяет технический регламент как «документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования»;
2. Добровольные требования устанавливаются стандартами (международными, региональными, национальными, стандартами организаций). В отличие от технических регламентов соблюдение стандартов не является обязательным. Стандарт как документ для добровольного использования определен в ТБТ ВТО и законе «О техническом регулировании». Однако на переходный период (до принятия необходимых технических регламентов) национальные стандарты, равно как иные нормативные документы, принятые федеральными органами исполнительной власти, в России являются обязательными для исполнения в части, касающейся требований по безопасности;
3. Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Оценка соответствия включает в себя такие инструменты как подтверждение соответствия (которое, в свою очередь, может осуществляться в формах сертификации и декларирования соответствия), регистрация, аккредитация, приемка и ввод в эксплуатацию, государственный контроль (надзор).
Техническое регулирование, как барьер входа на рынок, оказывает на него серьезное воздействие. Ограничения обеспечиваются как содержанием технических требований, так и инструментами оценки соответствия, прежде всего, связанными с допуском на рынок. Теоретически, единственной целью создания Технических требований ставится обеспечение безопасности, но на практике, в качестве оградительной меры, технические барьеры могут быть весьма эффективными. Кроме того, меры технического регулирования могут препятствовать или, наоборот, способствовать получению компаниями конкурентных преимуществ. Так Техническое регулирование влияет и на конкуренцию. Ужесточение технических требований может быть стимулом к совершенствованию продукции и используемых технологий или может закрыть рынок для
ряда производителей, которые не в состоянии обеспечить соответствие этим требованиям в рамках имеющихся у них производственных и организационных возможностей, и обеспечить выход на этот рынок производителей с более совершенными продуктами и технологиями.
Техническое регулирование наряду со своим основным предназначением создает и затруднения во внешнеэкономической деятельности предприятий, потому, что требования к качеству продукции в странах отличаются. 18 ноября 2010 года было подписано соглашение о совместном техническом регулировании на территории Таможенного Союза. Страны приступили к созданию единой системы технического регулирования. 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, который ознаменовал создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Интеграционное объединение стран Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана унифицировало таможенное законодательство в условиях отсутствия таможенного контроля (не применения таможенных пошлин и ограничений экономического характера) на российско-белорусской - казахстанской границе в отношении товаров, происходящих из стран союза. Полномочия по принятию технических регламентов возлагаются на Комиссию Таможенного Союза, которая координирует действия трех стран. Основным ее направлением является гармонизация законодательства в сфере технического регулирования. Установление на всем пространстве интеграционного объединения единых обязательных требований к продукции, имеющих прямое действие, и о запрете на установление соответствующих требований в одностороннем порядке. Формирование единых методов оценки соответствия продукции требованиям, правила аккредитации и проведение контроля.
Основные направления формирования системы технического регулирования:
1. Установление единых правил, условий и процедур допуска на рынок Единого экономического пространства работ и услуг, происходящих из стран, не входящих в соответствующее межгосударственное объединение;
2. Создание механизмов единообразного применения требований национальных и межгосударственных технических регламентов и стандартов независимо от видов или особенностей сделок;
3. Создание единых механизмов применения правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки (подтверждения) соответствия;
4. Создание единой системы и правил аккредитации путем поэтапного сближения положений существующих и создаваемых систем в государствах - участниках интеграционных объединений на постсоветском пространстве;
5. Установление процедур обращения, получения и использования информации о техническом регулировании во входящих в межгосударственные объединения государствах на основе недискриминационного доступа к ней.
Технический регламент Таможенного союза устанавливает нормы, по которым, при вступлении его в действие, национальные технические регламенты, действующий в той же сфере, прекращают функционировать.
При Комиссии Таможенного союза создан Координационный комитет по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Комитет является координационным органом, обеспечивающим принятие согласованных решений уполномоченных органов исполнительной власти государств - членов Таможенного союза в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
Основными задачами Комитета являются:
1. Обеспечение согласованных действий соответствующих органов государств - членов Таможенного союза, а также рассмотрение вопросов, возникающих при реализации политики в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
2. Рассмотрение вопросов, связанных с оценкой состояния и путей совершенствования технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза;
3. Рассмотрение вопросов нарушения обязательных требований, установленных в нормативных правовых актах Таможенного союза, повлекших или связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
4. Организация подготовки аналитических материалов и предложений в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза;
5. Подготовка соответствующих рекомендаций и проектов решений по вопросам введения, применения, изменения или прекращения действия мер технического регулирования, а также применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза, по которым Комиссия в пределах своих полномочий принимает имеющие обязательный характер решения;
6. Рассмотрение неурегулированных разногласий между уполномоченными органами сторон по проектам технических регламентов и иных актов в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер в рамках Таможенного союза.
В состав Комитета входят три представителя от каждого государства - члена Таможенного союза, к компетенции которых относятся вопросы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Председательство в Комитете осуществляется представителями государств - членов Таможенного союза поочередно на основе принципа ротации на срок не более одного года.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, ежегодно утверждаемым Комиссией Таможенного союза.
Как правило, заседания Комитета проводятся не реже одного раза в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания.
Решения Комитета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комитета и оформляются протоколом заседания, который подписывают все члены Комитета, присутствующие на заседании.
При наличии особого мнения члена Комитета оно прилагается в письменном виде к протоколу. К протоколу также могут прилагаться проекты решений Комиссии Таможенного союза, справочные материалы и соответствующие обоснования.
Указом от 24.01.2011 №86 «О единой национальной системе аккредитации» создана Федеральная служба по аккредитации, на которую возлагаются функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Новому органу передаются многие полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), Роспотребнадзора, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора), МЧС, Минрегиона (в части негосударственной строительной экспертизы), Федерального агентства связи (Россвязи), а также органов власти по аккредитации экспертов для проверок организаций. Федеральная служба по аккредитации должна действовать на бесприбыльной основе, и осуществлять полномочия по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), граждан и организаций, экспертов и экспертных организаций.
Президент РФ поручил Правительству обеспечить проведение
необходимых организационных мероприятий для реализации Указа, исходя из необходимости поэтапной передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере аккредитации в срок до 1 января 2012 г.
При разработке технического регулирования Таможенного союза было решено воспользоваться опытом Европейского союза.
Страны Евросоюза гармонизировали свои национальные стандарты на основе общеевропейских директив, установили основные требования к безопасности, которым должны отвечать товары, подлежащие свободному обращению на территории Евросоюза. В европейских странах стандарты являются добровольными, а не обязательными. Но если компания отказывается от использования общепризнанного добровольного стандарта, она обязана самостоятельно доказать соответствие уровня безопасности своей продукции требованиям соответствующей директивы.
Аналогичным образом Законодательными актами России на отдельные виды продукции или оборудования, в качестве регламентирующего документа оформляются декларации о соответствии требованиям технического регламента. К каждому техническому регламенту прилагается список продукции, на которую должна оформляться декларация. Декларации можно разделить на два основных типа:
1. Декларация о соответствии ГОСТ Р
2. Декларация соответствия техническому регламенту. Основным отличием является только нормативный документ, с учетом требований которого проверяется продукция при проведении испытаний. В системе ГОСТ Р, этот документ оформляется с учетом требований определенного ГОСТа. При регистрации декларации соответствия техническому регламенту, проверяется безопасность объекта требованиям, указанным в том или ином техническом регламенте.
Технические спецификации, которым должны соответствовать товары, стали определяться европейскими нормами, выработанными Европейским комитетом по стандартизации или отраслевыми организациями, занимавшимися стандартизацией.
Такой подход вводит четкое разделение ответственности законодательных органов Европейской комиссии (аналог Комиссия Таможенного Союза) и европейских органов стандартизации. Главными органами стандартизации являются Европейский комитет по стандартизации, Европейский комитет по электротехнической стандартизации и Европейский институт по стандартизации телекоммуникаций.
Данный подход имеет ряд преимуществ:
1. Нынешние директивы описывают требования к широким категориям продуктов; расширенные требования могут охватить основные факторы, которые действуют на один аспект нескольких видов продуктов, без необходимости рассмотрения конкретного продукта в деталях.
2. Сотрудничество между органами государственной власти и операторами рынка.
3. Система технического регулирования в большей степени основана на полной гармонизации (замене несоответствующего национального законодательства).
Гармонизированные стандарты - это европейские стандарты, принятые органами стандартизации, в соответствии с мандатом Европейской комиссии после консультаций со странами - членами Евросоюза. Они основаны на консенсусе между заинтересованными сторонами. Гармонизированные стандарты публикуются в официальном журнале Европейского союза, а затем переходят в национальные стандарты. Соответствие гармонизированным стандартам создает презумпцию соответствия основным требованиям безопасности, установленным в директивах.
Производители свободны в выборе других технических решений, соответствующих основным требованиям. В таких случаях задача по демонстрации соответствия ложится на производителя. Указанное обстоятельство дает возможность развития инноваций.
Быстро принимаются решения о разработке новых стандартов. После выявления потребности и подготовки заявки нужно направить вопрос соответствующему комитету или рабочей группе. Европейские стандарты разрабатываются обычно в одном из трех европейских органов по стандартизации. В целом любая сторона, которая имеет интерес или на которую стандарт может иметь воздействие, вправе сделать вклад в его разработку. Одним из основных операционных принципов европейских органов по стандартизации
является представительство экспертами, задействованными в разработке стандартов, различных интересов. Это гарантирует баланс и представление интересов всех. К тому же такой подход обеспечивает принятие и широкое использование стандартов после их завершения и публикации.
В настоящее время Советом ЕврАзЭС разрабатываются технические регламенты, которые лягут в основу технического регулирования. Проект Соглашения разработан в соответствии с принципами, изложенными в Соглашении по техническим барьерам в торговле ВТО 1994 г., рекомендациями Европейской экономической комиссии ООН. Проект Соглашения определяет направления гармонизации технических регламентов в рамках ЕврАзЭС. В качестве основного инструмента гармонизации технических регламентов предусмотрена разработка и принятие технических регламентов ЕврАзЭС в соответствии с определенной процедурой. Выбор данного инструмента обусловлен тем, что в государствах - членах ЕврАзЭС технические регламенты в большинстве своем находятся в стадии разработки и значительно легче обеспечить единство обязательных требований к продукции через разработку и введение технических регламентов ЕврАзЭС. Решение о разработке технического регламента ЕврАзЭС, перечень исполнителей и порядок финансирования работ над проектами технических регламентов ЕврАзЭС определен Межгосударственным Советом ЕврАзЭС.
Процедура предполагает, в частности, публичность обсужде-
ния проектов технических регламентов ЕврАзЭС, возможность участия в обсуждении всех заинтересованных сторон. Технические регламенты Евразийского экономического сообщества вводятся в странах - участниках ЕврАзЭС в соответствии с национальным законодательством. Действие Соглашения распространяется на порядок принятия технических регламентов в отношении продукции и процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации. В то же время Соглашение не затрагивает техническое регулирование оказания услуг, применения санитарных и фитосанитарных мер, что соответствует принципам ВТО, в рамках которого эти вопросы регулируются отдельными соглашениями.
Литература:
Официальный сайт Евразийское Экономическое Сообщество http://www.evrazes.com.
Официальный сайт Комиссии Таможенного Союза http:// www.tsouz.ru/AboutETS/Pages/default.aspx
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010).
Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана // http:// www.tamognia.ru/
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - УЧАСТНИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА
Чернышев Д.А., аспирант МГИИТ
В статье рассмотрены методические аспекты формирования конкурентной стратегии туристского предприятия, как участника стратегического альянса, а также основные принципы стратегических альянсов туристских предприятий.
Ключевые слова: конкурентная стратегия, стратегический альянс, туристское предприятие, конкурентная борьба.
METHODICAL ASPECTS OF FORMATION OF COMPETITIVE STRATEGY OF THE TOURIST ENTERPRISE - THE PARTICIPANT OF A STRATEGIC ALLIANCE
Chernyshev D., The post-graduate student, MGIIT
In article methodical aspects offormation of competitive strategy of the tourist enterprise, as participant of a strategic alliance, and also main principles of strategic alliances of the tourist enterprises are considered.
Keywords: competitive strategy, a strategic alliance, the tourist enterprise, competitive struggle.
Под конкурентной стратегией туристского предприятия будем понимать его стремление занять конкурентную рыночную позицию в туристской отрасли. На выбор туристским предприятием конкурентной стратегии оказывают влияние взаимодействие трех факторов: его конкурентная позиция (является ли оно лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем или занимает определенную нишу); стоящие перед ним стратегические задачи (стремится ли туристское предприятие к доминированию на рынке или к занятию удобной прибыльной позиции); рыночная ситуация.
Возникновение интенсивной глобальной конкуренции снизило эффективность традиционных конкурентных стратегий, став основной движущей силой создания международных стратегических альянсов. Становится очевидным, что при формировании альянсов туристские предприятия сталкиваются с важнейшей проблемой стратегического выбора: определением степени сотрудничества и конкуренции. В данном случае имеет смысл говорить о необходимости разработки некоей гибридной стратегии, представляющей собой сочетание конкурентной стратегии сотрудничества, а в отдельных случаях и стратегии опоры на собственные силы туристского предприятия в целях оптимизации его позиции в отрасли.
Туристскому предприятию требуется найти такое сочетание различных видов стратегий, которое соответствовало бы многообразию внешней и внутренней среды туристкой отрасли, в которой оно ведет деятельность. Основная проблема, стоящая перед туристскими предприятиями -участниками стратегических альянсов состоит именно в разработке такой гибридной стратегии, которая
при этом бы укрепляла, а не подрывала устойчивое преимущество самого предприятия. Многие коммерческие организации осознанно или неосознанно в той или иной степени проводят гибридную стратегию. Однако неосознанное ее использование может не только ухудшить результаты деятельности, но и привести к краху. Для реализации целостной и эффективной деловой стратегии предприятие должно добиться баланса между сотрудничеством и конкуренцией по всей цепочке взаимоотношений с участниками альянса, заказчиками, потребителями и др., а также интегрировать сотрудничество и конкуренцию таким путем, который исключил бы возможность конфликта между партнерами.
Процедура разработки гибридной стратегии состоит из четырех шагов1:
1) разработка конкурентной стратегии без учета возможности сотрудничества;
2) разработка стратегии сотрудничества без учета конкурентного позиционирования;
3) соединение результатов шагов 1 и 2 и оценка степени их соответствия;
4) если шаг 3 показывает отсутствие гармоничной взаимосвязи стратегий сотрудничества и конкуренции - изучение возможности такого их комбинирования, которое оптимизирует общее устойчивое преимущество туристского предприятия.
При осуществлении третьего шага потенциал для создания устойчивого конкурентного преимущества и устойчивого преимущества от сотрудничества должен быть оценен по каждой позиции