Научная статья на тему 'Проблемы и пути совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации'

Проблемы и пути совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1587
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственный финансовый контроль / проверки / финансовое законодательство / state financial control / inspections / financial legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айгум Шапиевич Гасаналиев, Арслан Серажутдинович Арсланбеков

В статье рассматриваются проблемы реализации государственного финансового контроля в Российской Федерации. Выявлены недостатки проведения государственного финансового контроля, предложены меры, направленные на совершенствование и развитие законодательства в этой сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Ways of Improving State Financial Control in the Russian Federation

The article deals with the problems of implementation of state financial control in the Russian Federation. The shortcomings of the state financial control were identified, measures aimed at improving and developing legislation in this area were proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации»

УДК 336.025 ББК 65.6

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10135

Проблемы и пути совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации

Problems and Ways of Improving State Financial Control in the Russian Federation

Айгум Шапиевич ГАСАНАЛИЕВ,

магистрант 2-го года обучения кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: fgasanalieva@mail.ru

Арслан Серажутдинович АРСЛАНБЕКОВ,

магистрант 2-го года обучения кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: arslanbekovarslan.01@mail.ru

Рецензент: А.З. Арсланбекова, доктор юридических наук, профессор кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы реализации государственного финансового контроля в Российской Федерации. Выявлены недостатки проведения государственного финансового контроля, предложены меры, направленные на совершенствование и развитие законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, проверки, финансовое законодательство

Abstract. The article deals with the problems of implementation of state financial control in the Russian Federation. The shortcomings of the state financial control were identified, measures aimed at improving and developing legislation in this area were proposed.

Key words: state financial control, inspections, financial legislation

Зффективное управление государством с целью обеспечения финансовой безопасности страны невозможно представить без осуществления качественного и грамотного финансового контроля, который является обусловливающим фактором защиты интересов и благополучия граждан в рамках построения сильного государства. Грамотная организация контрольных действий в финансовой сфере напрямую связана с исполнением бюджета РФ, а также надлежащим использованием государственного имущества [5].

Устои демократического общества требуют создания новой модели финансового контроля го-

сударства, механизм которого способствует развитию и организации более эффективной финансовой системы в целом. Для этого необходимо преодолеть огромное количество препятствий, решить немало проблем экономического и правового характера.

Темпы роста общественного развития, выполнение государственных задач, социальное благополучие граждан зависят от того, насколько правильно определены основные направления решения проблем, возникающих при реализации государством контрольной функции в финансовой сфере. В финансовом законодательстве отсутствует единый механизм организации финан-

сового контроля. Есть попытки ее систематизации в зависимости от органов, чьи полномочия напрямую связаны с реализацией этой функции без отражения единой схемы формирования контрольного механизма. Трудности такого характера связаны с отсутствием фундаментально закрепленных ориентиров, с помощью которых можно создать единый целостный механизм финансового контроля. Однозначно, создание эффективного механизма финансового контроля необходимо начинать с выявления и разрешения имеющихся в этой сфере проблем, которые являются сдерживающим фактором для развития государства в целом.

Рассмотрим некоторые проблемы государственного финансового контроля. По мнению специалистов, основополагающей проблемой является отсутствие единой концепции финансового контроля государственного уровня, что априори порождает проблемы создания единой системы контроля. Это, в свою очередь, не дает возможности достижения общепринятой цели с помощью поставленных перед государством задач.

Не менее серьезная, часто обсуждаемая проблема — отсутствие федерального закона о финансовом контроле, который содержал бы четкие границы и возможности его проведения в отношении всех юридических лиц, а не только бюджетных учреждений. Для реализации поставленных перед государством целей и решения задач финансового уровня этот момент является серьезным барьером, негативно влияющим на экономическую политику страны.

Существенной проблемой для проведения финансового контроля государственными органами власти можно назвать отсутствие соответствующих мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства. Бюджетный кодекс РФ устанавливает меры ответственности за нарушения законодательства в бюджетной сфере, который содержит более 20 составов нарушений законодательства в этой области. Кодекс об административных правонарушениях РФ также предусматривает три состава нарушений бюджетного законодательства. Так как БК РФ не содержит понятия «бюджетное правонарушение», то привлечение правонарушителей за нарушения в бюджетной сфере невозможно.

Достаточно часто органы власти, уполномоченные выполнять функции контроля, и подконтрольные субъекты сталкиваются с проблемой отсутствия действенной и гибкой системы планирования и прогнозирования проверок. Грамотное составление планов проведения проверок, ориентированное на определенные сроки и по-

рядок их проведения, способствовали бы своевременному выявлению фактов необосновного расходования средств бюджета.

Структура органов финансового контроля в государстве и несовершенная система разделения полномочий являются серьезным препятствием для эффективной реализации экономических реформ. Некоторые полномочия, законодательно закрепленные за определенными органами государственного финансового контроля, дублируют друг друга, размыты и действуют по аналогии. Как следствие, их деятельность трудно проконтролировать, она не всегда оправдана с материальной точки зрения.

Было бы правильным усилить правовой статус действующей Счетной палаты РФ, систематизировать стандарты (правила) осуществления ими контроля в бюджетной сфере с целью их внедрения в финансовую систему контроля в целом. Министерство финансов РФ имеет подобный опыт и навыки в части разработки стандартов для осуществления деятельности независимыми аудиторами. Нужно отметить, что сегодня назрела необходимость для разработки единого типового перечня операций по проведению финансового контроля, который содержит набор контрольных стандартизированных нормативов и процедур его проведения [4].

Одной из важнейших проблем остается подготовка кадров, на которые возложены полномочия по реализации финансового контроля. Повышение профессионального уровня и квалификации работников контрольных органов обусловлено развитием 1Т-технологий и постоянно меняющейся и совершенствующейся базой нормативно-правового регулирования.

Все перечисленные проблемы предполагают реализацию мер, направленных на повышение эффективности финансового контроля государства, связанных с разработкой и утверждением Концепции государственного финансового контроля, которой отводится роль фундамента при совершенствовании законодательной базы деятельности контрольных органов и основы для принятия федеральных законов «Об основах государственного финансового контроля в Российской Федерации» и «Об основах государственного и муниципального контроля в Российской Федерации». С принятием этих законов повысились бы эффективность и результативность осуществления контроля на государственном и муниципальном уровнях, предполагается снижение неоправданного вмешательства в деятельность юридических и физических лиц государственных органов и органов МСУ. Было бы правильным

завершить процесс разработки и внедрения единых стандартов осуществления контрольных мероприятий для всех органов государственного контроля. Оправданной и поддержанной нами является теория создания общей системы информационного обеспечения органов финансового контроля в государстве. Внесение изменений в части ужесточения мер ответственности в УК РФ, БК РФ, КоАП РФ не может не повлиять на снижение уровня выявленных правонарушений и преступлений в результате проведения проверок в финансовой сфере.

Важно отметить внедрение риск-ориентированного подхода в области государственного контроля. 13 июля 2015 г. был принят Федеральный закон № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Основная идея данного Федерального закона заключается во введении риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля, что позволит оптимизировать использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, и повысит результативность деятельности органов государственного контроля [1].

Важное нововведение, которое предусматривается названным Федеральным законом состоит в определении особенностей организации и проведения в 2016—2018 гг. плановых проверок по отношению к субъектам малого предпринимательства, что в совокупности с риск-ориентированным подходом должно снять излишние барьеры и стимулировать российский бизнес.

Риск-ориентированный подход предполагает классификацию подконтрольных объектов в зависимости от степени возможной угрозы безопасности для общественных отношений и применение для каждой категории контрольно-надзорных мероприятий с разной степенью интенсивности. Важным последствием внедрения данного подхода станет полное прекращение плановых проверок для объектов с низкой степенью риска. Основой новой модели риск-ориентированного контроля и надзора являются управление данными и повышение их качества, без чего не может правильно функционировать идентификация рисков и невозможно выстроить систему обратной связи. При внедрении риск-ориентированного подхода должны учитываться следующие принципы:

■ установление стратегических целей для управления по рискам взамен управления процессами;

■ без целеполагания невозможно управление рисками;

■ наличие достаточных качественных данных при принятии управленческих решений и управления рисками, что предполагает использование как собственных ресурсов ведомства, так и качественных внешних источников;

■ централизация данных как элемент централизованного управления рисками;

■ «зеркальность» системы оценки, которая предполагает доступность результатов как для контролируемого субъекта, так и для самого контрольнонадзорного органа;

■ релевантность показателей эффективности контрольно-надзорной деятельности, которая достигается только за счет сбалансированности количественных и качественных показателей.

Внедрение риск-ориентированного подхода и методов оценки рисков позволит существенно снизить общую административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности и одновременно повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности [7].

Внедрение риск-ориентированного подхода при проведении государственного контроля и надзора требует систематизации нормативных правовых актов. Система государственного контроля включает совокупность взаимосвязанных элементов, таких как субъект, объект и средство контроля, которые взаимодействуют между собой по таким правилам, которые установлены соответствующими документами. Планирование контрольных мероприятий на основе риск-ориентированного подхода должно строиться с учетом применения программно-целевого метода планирования, который заключается в формировании планов проведения контрольных мероприятий исходя из стратегических задач и приоритетных направлений деятельности государства, предусмотренных Президентом РФ, Правительством РФ, Минфином России, а также направлений, определяемых предложениями правоохранительных органов, депутатскими запросами, обращениями иных государственных органов, организаций и граждан [7].

Таким образом, разработка и внедрение концепции системы планирования контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере позволят сформировать единый подход к планированию и проведению контроля, обеспечат более эффективное и глубокое осуществление контрольных мероприятий, позволяющих сосредоточить внимание контролирующих органов на так

называемых проблемных подконтрольных субъектах. Это, в свою очередь, повлечет и оптимизацию бюджетных средств, выделяемых на контрольные мероприятия, экономию времени и трудоресурсов, затрачиваемых на проверки. Кроме того, внедрение риск-ориентированного подхода в исследуемой сфере позволит вовремя выявлять потенциально возможные зоны риска: оценивать уровень опасности совершения правонарушения (преступления), вероятные объемы ущерба и принять нужные меры.

Нельзя забывать и о превентивной функции применения риск-ориентированного подхода в финансово-бюджетной сфере, которая направлена на то, чтобы стимулировать субъекты, использующие бюджетные средства, к соблюдению законодательства в бюджетной сфере и поддержанию бюджетной дисциплины.

Итак, решение указанных проблем должно обеспечить эффективное и целевое использование бюджетных средств, уменьшить число злоупотреблений и правонарушений, которые связаны с использованием государственных средств и имущества. От своевременного решения указанных проблем, а также от улучшения нормативно-правовой базы контроля, успешного внедрения результатов научных исследований зависят успешный результат организации и построение единой и эффективной системы государственного контроля. Только путем решения всех названных проблем возможно получить успешный результат в построении системы государственного финансового контроля. Кроме того, необходимо решительно устранить первейшие источники криминализации в экономике, в том числе коррупцию, хищение бюджетных средств и другие источники криминализации. Создание на территории Российской Федерации единой системы государственного финансового контро-

ля, которая будет регулироваться соответствующей единой системой нормативных правовых актов, — важнейшая задача для устранения подобных проблем государства.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Головина М.М. К вопросу о правовом положении органов внутреннего публичного финансового контроля // Налоги. 2016. № 2. С. 24—26.

3. Донцова Л.В. Методы анализа и контроля рисков бюджетного процесса // От научных идей к стратегии бизнес-развития: Сб. науч. тр. и результатов совместных науч.-исслед. проектов. М., 2015. С. 188—193.

4. Зайко ИА. Основные проблемы и направления развития контроля в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок // Бюджет. Шестые Васильевские чтения. 2018.

5. Лапина МА Совершенствование законодательства, регламентирующего юрисдикцион-ную деятельность Счетной палаты Российской Федерации и контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2015. № 10.

6. Никольская Ю.П. Некоторые проблемы современного финансового контроля // Финансы. 2015. № 9. С. 56—61.

7. Риск-ориентированный подход при исполнении контрольно-надзорных полномочий // Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: аналитический доклад — 2014. 2-е изд. М., 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.