Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ / ЦИФРОВЫЕ АКТИВЫ / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУХГАЛТЕРА / ACCOUNTING / DIGITALIZATION OF THE ECONOMY / FUNCTIONS OF THE ACCOUNTING DEPARTMENT / DIGITAL ASSETS / REGULATION / PROFESSIONAL COMPETENCE OF ACCOUNTANTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Ольга Анатольевна

Реализация программы Правительства «Цифровая экономика Российской Федерации» должна способствовать созданию такой экономической среды, в которой посредством цифровых технологий обеспечивается эффективное взаимодействие бизнеса, научного сообщества, государства и граждан. Такое взаимодействие субъектов в экономической сфере в условиях цифровизации требует как разработки особой системы нормативного регулирования, так и формирования новых соответствующих кадровых компетенций. Цель. Раскрыть трансформацию функций бухгалтерского учета в экономической системе на этапе ее цифровизации. Определить наиболее актуальные направления повышения качества учетной деятельности и разработать компетентностную модель подготовки специалистов в области бухгалтерского учета в современной России. Задачи. Выявить особенности функционирования бухгалтерской службы организаций в условиях цифровизации. Обозначить проблемы современной методологии и практики бухгалтерского учета в России на современном этапе. Сформулировать современные профессиональные компетенции, обладание которыми необходимо, на взгляд автора, специалистами-бухгалтерами для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Методология. Методологической основой работы послужили общенаучные методы познания: наблюдение, обобщение, сравнение, дедукция и индукция, методы аналитической оценки содержания нормативно-правовых документов в области бухгалтерского учета и отчетности. Результаты. Помимо автоматизации учетных процессов бухгалтерская служба компаний в условиях цифровой экономики претерпела еще целый ряд изменений, которые трансформировали функциональное назначение как бухгалтерской службы организаций, так и самой профессии бухгалтера. Данные трансформации, прежде всего, требуют изменения компетентностной модели подготовки специалистов-бухгалтеров, включения в ее состав, например, таких новых компетенций, как «системное мышление», «межотраслевая коммуникация», «эмоциональный интеллект». Выводы. Для эффективного выполнения своих функций бухгалтерский учет на современном этапе обладает недостаточно совершенной методической базой, что требует серьезной доработки на уровне федерального нормативного регулирования. В качестве одного из путей решения этой проблемы может использоваться применение международного опыта и практики бухгалтерского учета и отражения в отчетности некоторых видов активов и информации, возникших и приобретших актуальность в условиях цифровизации отдельных бизнес-процессов и экономики страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Accounting in the Digital Economy and Ways to Improve It

Implementation of the ‘Digital economy of the Russian Federation’ national program should contribute to creating an economic environment where digital technology will be used to ensure efficient interaction between the business, scientific community, government, and population. Such interaction between economic agents in the context of digitalization requires a special regulatory system and new, relevant staff competencies. Aim. The presented study aims to examine the transformation of accounting functions in the economic system at the stage of its digitalization, identify the most relevant directions for improving the quality of accounting, and develop a competency-based model for the training of accountants in modern Russia. Tasks. The author determines the specific aspects of operation of accounting departments in the context of digitalization, identifies problems in the current accounting methodology and practice in Russia at the present stage, and formulates modern professional competencies that are necessary for accounting specialists to enhance their competitiveness in the labor market. Methods. This study uses general scientific methods of cognition: observation, generalization, comparison, deduction and induction, analytical assessment of legal documents in the field of accounting and bookkeeping. Results. In addition to the automation of accounting processes, accounting departments in the digital economy have undergone a number of changes that transformed the functionality of not just the accounting departments of organizations, but the profession of accountant in general. Most notably, such transformations require changes in the competency-based model for the training of accounting specialists, which should include new competencies, such as systems thinking, cross-sectoral communication, and emotional intelligence. Conclusions. At the present stage, accounting does not have a sufficiently comprehensive methodology to perform its functions efficiently, which is a problem that needs to be addressed at the level of federal regulation. One potential way of resolving this issue involves using international experience and practices related to accounting and reflecting certain types of assets and information in the accounts, namely, those that have emerged and become relevant in the context of the digitalization of specific business processes and the national economy as a whole.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

с 0. ш

е

0

о; <

1

cí ш 0.

I

О m О

0

1 <

i

s ©

Проблемы и пути совершенствования бухгалтерского учета в цифровой экономике

Problems of Accounting in the Digital Economy and ways to improve IT

Удк 004:657

Давыдова Ольга Анатольевна

доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Ol'ga A. Davydova

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Реализация программы Правительства «Цифровая экономика Российской Федерации» должна способствовать созданию такой экономической среды, в которой посредством цифровых технологий обеспечивается эффективное взаимодействие бизнеса, научного сообщества, государства и граждан. Такое взаимодействие субъектов в экономической сфере в условиях цифровизации требует как разработки особой системы нормативного регулирования, так и формирования новых соответствующих кадровых компетенций. Цель. Раскрыть трансформацию функций бухгалтерского учета в экономической системе на этапе ее цифровизации. Определить наиболее актуальные направления повышения качества учетной деятельности и разработать компетентностную модель подготовки специалистов в области бухгалтерского учета в современной России. Задачи. Выявить особенности функционирования бухгалтерской службы организаций в условиях цифровизации. Обозначить проблемы современной методологии и практики бухгалтерского учета в России на современном этапе. Сформулировать современные профессиональные компетенции, обладание которыми необходимо, на взгляд автора, специалистами-бухгалтерами для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Методология. Методологической основой работы послужили общенаучные методы познания: наблюдение, обобщение, сравнение, дедукция и индукция, методы аналитической оценки содержания нормативно-правовых документов в области бухгалтерского учета и отчетности.

Результаты. Помимо автоматизации учетных процессов бухгалтерская служба компаний в условиях цифровой экономики претерпела еще целый ряд изменений, которые трансформировали функциональное назначение как бухгалтерской службы организаций, так и самой профессии бухгалтера. Данные трансформации, прежде всего, требуют изменения

компетентностнои модели подготовки специалистов-бухгалтеров, включения в ее состав, например, таких новых компетенции, как «системное мышление», «межотраслевая коммуникация», «эмоциональный интеллект». Выводы. Для эффективного выполнения своих функций бухгалтерский учет на современном этапе обладает недостаточно совершеннои методической базой, что требует серьезной доработки на уровне федерального нормативного регулирования. В качестве одного из путей решения этой проблемы может использоваться применение международного опыта и практики бухгалтерского учета и отражения в отчетности некоторых видов активов и информации, возникших и приобретших актуальность в условиях цифровизации отдельных бизнес-процессов и экономики страны в целом.

Ключевые слова: бухгалтерский учет; циф-ровизация экономики; функции бухгалтерской службы; цифровые активы; нормативное регулирование; профессиональные компетенции бухгалтера.

Для цитирования: Давыдова О. А. Проблемы и пути совершенствования бухгалтерского учета в цифровой экономике // Экономика и управление. 2019. № 4 (162). С. 70-76.

Implementation of the 'Digital economy of the Russian Federation' national program should contribute to creating an economic environment where digital technology will be used to ensure efficient interaction between the business, scientific community, government, and population. Such interaction between economic agents in the context of digitalization requires a special regulatory system and new, relevant staff competencies. Aim. The presented study aims to examine the transformation of accounting functions in the economic system at the stage of its digitaliza-tion, identify the most relevant directions for improving the quality of accounting, and de-

velop a competency-based model for the training of accountants in modern Russia. Tasks. The author determines the specific aspects of operation of accounting departments in the context of digitalization, identifies problems in the current accounting methodology and practice in Russia at the present stage, and formulates modern professional competencies that are necessary for accounting specialists to enhance their competitiveness in the labor market.

Methods. This study uses general scientific methods of cognition: observation, generalization, comparison, deduction and induction, analytical assessment of legal documents in the field of accounting and bookkeeping. Results. In addition to the automation of accounting processes, accounting departments in the digital economy have undergone a number of changes that transformed the functionality of not just the accounting departments of organizations, but the profession of accountant in general. Most notably, such transformations require changes in the competency-based model for the training of accounting specialists, which should include new competencies, such as systems thinking, cross-sectoral communication, and emotional intelligence. Conclusions. At the present stage, accounting does not have a sufficiently comprehensive methodology to perform its functions efficiently, which is a problem that needs to be addressed at the level of federal regulation. One potential way of resolving this issue involves using international experience and practices related to accounting and reflecting certain types of assets and information in the accounts, namely, those that have emerged and become relevant in the context of the digitalization of specific business processes and the national economy as a whole.

Keywords: accounting; digitalization of the economy; functions of the accounting department; digital assets; regulation; professional competence of accountants.

Citation: Davydova O. A. Problemy i puti sovershenstvovaniya bukhgalterskogo ucheta v tsifrovoy ekonomike [Problems of Accounting in the Digital Economy and Ways to Improve IT]. Ekonomika i Upravleniye, 2019, no. 4 (162), pp. 70-76.

Бухгалтерский учет во многом был областью человеческой деятельности, наиболее готовой к цифровизации. Учет изначально оперировал «языком цифр» и применял особую технологию их записи, эволюционировал в использовании носителей информации и технологии ее обработки. Неудивительно и то, что именно профессии, связанные с бухгалтерским учетом, стали первыми в списке предположительно исчезающих на рынке труда уже в ближайшем будущем.

Так, Агентством стратегических инициатив (АСИ) вместе со школой управления «Сколко-во» еще в 2013 г. был выпущен Атлас новых

профессий, в котором профессия бухгалтера 5

была указана первой в списке «вымирающих» ©

[1]. В 2016 г. на Московском финансовом фо- ^

руме заместитель министра финансов РФ ^

Т. Нестеренко также заявила, что профессия ^

бухгалтера будет уходить с рынка в связи с по- £

явлением новых технологий. Тем не менее ^

о

в реальности сегодня специалисты в области ^ учета, аудита и финансового анализа все еще ^ относятся к самым востребованным в России ^ категориям работников. |

О возможном скором исчезновении профессии бухгалтера начали говорить еще в начале 1990-х гг., когда на рынке появились первые программы, автоматизирующие его труд. Если первоначально эти программные продукты автоматизировали лишь работу по хранению и обобщению введенной вручную информации о хозяйственных операциях, то сегодня ситуация изменилась. Используются программы распознавания документов и операций и их автоматического ввода, а электронная подпись позволяет организовать системы электронного документооборота между контрагентами в абсолютно безбумажной форме. Несмотря на то что данные технологии довольно дороги для небольших, развивающихся компаний или компаний на периферии страны (дотационные и удаленные от крупнейших экономических центров регионы), в целом по стране потребность в бухгалтерах-счетоводах, делающих вручную разноски операций по счетам, с повсеместным внедрением таких программ, несомненно, вскоре исчезнет.

Однако на востребованность бухгалтеров, владеющих продвинутыми компьютерными навыками и способных построить и поддерживать такие системы информационного оборота, как автоматизация учета, так и повсеместное введение электронного документооборота, на наш взгляд, негативного влияния не оказывает. Профессионализм таких бухгалтеров, правда, должен быть значительно выше и разнообразнее (включать, например, и технические знания), ведь внедрение автоматизации учета и электронного документооборота (не только внутреннего, но и внешнего) требует от бухгалтерии способности быстро и органично встраиваться в, казалось бы, чуждые учету системы.

Благодаря автоматизации учетных процедур значительно выросла их оперативность. Посредством данных бухгалтерского учета, сформированных с очень высокой скоростью, управленцы получают набор ключевых показателей бизнеса, на основе которых можно своевременно принимать бизнес-решения. Это, в свою очередь, способствует росту значения и «авторитета» работы бухгалтерской службы в общей системе управления компанией. Кро-

5 ме того, автоматизация способствовала тому, е что сегодня бухгалтерия перестала быть обо-^ собленным от остального коллектива подраз-^ делением. Теперь, чтобы обеспечить развитие ^ компании в целом, сотрудники практически £ каждого отдела вынуждены вникать в ее ра-^ боту. В сферу вопросов автоматического бух-^ галтерского учета включается все большее ^ число подразделений и процессов компании, ^ которые ранее не учитывались, а следователь-| но, не контролировались бухгалтерией. Внесение информации в учетную систему компании происходит практически на каждом рабочем месте. А значит, от практически каждого офисного сотрудника компании требуется хотя бы базовый уровень знаний в области бухгалтерского учета.

Отличительной чертой современной бухгалтерии также является распространение в этой сфере аутсорсинга. Сторонние организации, обслуживающие компанию, выполняют отдельные элементы бухгалтерского учета или весь учет. Эта тенденция является, на наш взгляд, естественным результатом цифровиза-ции учетных процедур и также способствует сокращению спроса на ранке труда «классических» бухгалтеров, занимающихся организацией учета отдельных видов операций и объектов в рамках отдельной взятой компании. Переход на МСФО, усложнение российской нормативной базы ведения финансового учета, а также налогового законодательства привели к тому, что сложность учета на каждом участке работы столь высока, что выполнить ее может, как правило, только специально подготовленный сотрудник. Не всегда компания готова тратить значительные средства на подготовку и содержание таких сотрудников в своем штате. Однако это не означает, что специалисты высокой квалификации останутся без возможности применения своих знаний. Данные специалисты смогут самореализоваться как раз в таких аутсорсинговых организациях.

Положительное влияние цифровизации бухгалтерского учета на трансформацию его роли в системе финансово-экономического управления компаниями несомненно. Тем не менее для более эффективного функционирования в условиях цифровой экономики, на наш взгляд, требуется решить еще немало проблем. Эти проблемы необходимо решать, прежде всего, путем совершенствования системы его нормативного регулирования и кадрового обеспечения. Выделим некоторые из них.

1. Необходимость совершенствования методики бухгалтерского учета в целом и в рамках учетной политики отдельных компаний, в частности.

Предпосылкой прорыва в методологии учета являются такие технологии, как блокчейн.

Данные технологии принципиально влияют на порядок регистрации и хранения учетной информации. Предприятия могут записывать и хранить транзакционные записи в единый регистр, который представляется как распределенная и взаимосвязанная система бухгалтерской информации. Фальсификация или уничтожение информации станет практически невозможным благодаря системе распределения и криптографической защите. В дальнейшем такая система может развиваться как база финансовых и нефинансовых отчетов и системы проверки их достоверности, а также как среда глобального информационного экономического взаимодействия.

Уже сегодня среди экспертов в области бухгалтерского учета высказываются предложения по включению в систему счетов счета перспективного учета, дифференциальные, контрольные счета, счета для нефинансовой информации. Говорится о возможности применения систем, альтернативных двойной записи. Возможны изменения и других элементов метода бухгалтерского учета под влиянием прогресса технологий обработки данных, а также по причине существенных изменений объектов учета.

Есть мнение о необходимости принципиальных изменений общей методики бухгалтерского учета, в частности ее гармоничного по отношению к существующим и вновь возникающим задачам расширения при сохранении единого методологического ядра. Примером может служить уже популярная методика организация управленческого учета в компаниях, включающая наряду с традиционными приемами учета альтернативные (многовариантность способов оценки активов и калькулирования себестоимости, возможность неприменения двойной записи и системы счетов, периодичность, принципы формирования и содержание отчетности).

Примером введения новшеств в методику бухгалтерского учета в целях обеспечения адекватности его информационного продукта существующим и новым задачам можно считать введение в действие с 1 января 2019 г. ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Данный стандарт разработан в соответствии с правилами МСФО (IFRS) 16, введенными в международной методике учета в замещение МСФО (IAS) 17. Согласно вновь введенным стандартам арендатор отражает в активах полученное право на аренду и одновременно с этим обязательства перед арендодателем. Вид аренды значения не имеет, хотя для краткосрочной аренды и для аренды объектов с низкой стоимостью это правило можно не применять. Арендодатель учитывает операцию аренды в зависимости от того, как квалифи-

цирует ее вид (п. 61 МСФО (1ЕК8) 16). По финансовой аренде он признает дебиторскую задолженность в сумме, равной чистым инвестициям в аренду. Особые подходы в учете финансовой аренды установлены для дилеров и производителей. По операционной аренде доходы признаются линейным методом на протяжении срока договора или иным методом, обеспечивающим адекватное отражение уменьшения экономических выгод от использования актива.

Обязательным к применению ФСБУ 25/2018 для всех российских организаций будет только с 1 января 2022 г. Тем не менее данный пример демонстрирует процесс постоянного обновления методологической базы бухгалтерского учета с целью приведения ее в соответствие современным требованиям бизнеса. Так, в условиях цифровой экономики, помимо прочего, имеет место значительное расширение сферы применения арендованных активов. Новая бизнес-модель предприятия в цифровой экономике позволяет заменить продажу физического объекта на продажу его рабочего ресурса.

В условиях функционирования цифровой экономики возникли такие объекты учета, которых прежде не могло быть. Это связано и с «виртуализацией» бизнес-среды. Наряду с функционированием предприятий традиционного уклада, имеющих бизнес и активы в «оффлайновом» мире, все большее число компаний реализуют продукцию исключительно через виртуальные каналы и осуществляют контакт со своим потребителем только через виртуальную витрину, появились и «виртуальные предприятия», которые не привязаны ни к какому физическому активу — сменить офис или серверную компанию, хранящую их данные, они могут, не приостанавливая деятельность [2]. Ясно, что учетная политика «виртуальных предприятий» должна иметь значительные отличия от методики учета в традиционных компаниях. Круг объектов учета таких предприятий расширяется за счет появления новых гибридных и модифицируемых форм активов, обязательств и капитала. Криптовалюты, которые пока не являются, но, возможно, в будущем станут полноценным платежным средством, умные активы и контракты, инструменты смешанного инвестирования, новые формы финансовых сделок, электронные потоки средств и др. — их отражение в бухгалтерском учете требует разработки и нормативного введения новых критериев идентификации и методов оценки такого рода объектов учета, принципов отражения их в отчетной экономической информации.

До настоящего времени не полностью решены вопросы идентификации и порядка учета

цифрового актива. Некоторые авторы считают, 2

ш

что цифровые активы можно рассматривать © как определенный вид нематериальных акти- ^ вов, в состав которых, согласно МСФО 38 «Нематериальные активы», в отличие от отече- ^ ственного ПБУ 14/2007 «Нематериальные 2 активы», включаются так называемые «мар- ¿ кетинговые активы» — «знание рынка, списки § клиентов, франшизы, отношения с клиентами ^ или поставщиками, лояльность клиентов, до- ^ ля рынка, права на сбыт и т. д.», которые и © предлагается рассматривать как часть и разновидность цифровых активов [3, с. 10-12]. Как известно, в отечественной практике бухгалтерского учета такие активы вообще не являются учетными объектами, да и в отношении более «традиционных» объектов интеллектуальной собственности методика учета плохо проработана и разъяснена в нормативных документах.

Что касается криптовалюты, то в некоторых странах ее уже считают законным средством платежа. Однако финансовое ведомство России относится к виртуальной валюте скептически и считает, что ее статус неопределенный (письма от 14.06.2018 г. № 03-03-06/1/40729, от 02.10.2018 г. № 03-03-11-11/63996). Это несмотря на то, что с 1 октября сделки на сайтах приравняют к договорам на бумаге, и «цифровые права» как совокупность электронных данных, которые удостоверяют права на вещи, имущество, работы или услуги уже прописали в ГК (ст. 141.1 ГК в ред. ФЗ от 18.03.2019 г. № 34-ФЗ). Тем не менее в России на практике криптовалюту уже признают имуществом, за счет которого можно погасить долги (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 г. № 09 АП-16416/18). В будущем эта статья ГК, на наш взгляд, позволит ввести в действие понятия цифровых финансовых активов и краудфан-динга. Сейчас законопроекты об этом рассматривает Государственная дума. Методика же учета таких объектов еще не разработана.

В условиях цифровой экономики растет значение и нефинансовых показателей стоимости активов и результатов деятельности организаций. Они характеризуют социальную, экологическую ответственность бизнеса, качество и стратегии корпоративного управления, наличие и объемы таких нефинансовых активов, как интеллектуальный капитал компании (включающий в себя человеческий, социальный и организационный капиталы).

2. Повышение компетентности учетных кадров.

Любая профессия, связанная с финансово-хозяйственной деятельностью компании, требует сегодня не только владения знанием экономических вопросов, но и понимания пер-

2 спектив технического прогресса, тенденций

ш

ö развития современных IT-технологий, методик оценки и управления рисками и возможностя-□= ми. Тем не менее, на наш взгляд, наличие ^ профильного высшего образования необходи-£ мо, по крайней мере, у лиц, занимающих ру-^ ководящие должности в бухгалтерских служ-g бах организаций. Отсутствие у таких сотруд-^ ников необходимых экономических знаний i может способствовать формированию неправд вильного профессионального мнения, а это, в свою очередь, может привести к тяжелым последствиям для компании.

По мнению руководителя Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета Р. П. Булыги, фактор информатизации будет только «обуславливать трансформацию профессии в сторону ее интеллектуализации, выработки профессионального суждения на основании анализа большого массива данных, подготавливаемых и обрабатываемых с помощью IT-инструментов и программ» [4].

Профессиональное суждение бухгалтера в современных условиях является одним из главных способов обеспечения объективной, достоверной и добросовестной бухгалтерской информации. Необходимость применения профессионального суждения бухгалтером возникает в условиях неопределенности нормативного регулирования или (и) среды функционирования экономического субъекта. Профессиональное суждение необходимо также при оценке конкретных фактов и событий с точки зрения: соотношения их правовой формы и экономического содержания; существенности этой информации при раскрытии в финансовой отчетности; во многих других случаях.

В мировой практике профессиональное суждение (professional judgment), как учетная категория, уже давно получило широкое признание. В Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) нет подробного алгоритма действий бухгалтера для каждого случая оценки или признания объекта учета. В таких ситуациях специалисты должны использовать собственное профессиональное суждение при принятии самостоятельного (но обоснованного) решения о способе учета. На наш взгляд, верно сформулировать и эффективно использовать профессиональное суждение бухгалтера возможно лишь при наличии профессионального бухгалтерского (финансово-экономического) образования.

В свою очередь, необходимость применения профессионального суждения превращает бухгалтера из рядового исполнителя в своем роде «партнера по бизнесу». Ведь теперь от него требуются не столько анализ прошлой информации и констатация имеющихся на данный

момент фактов, а оценка рисков данного бизнеса, широкий экономический кругозор, гибкость в мышлении, стремление к постоянному совершенствованию своих компетенций. Поэтому наиболее прагматичные работодатели ищут в сегодняшних соискателях на должности учетных сотрудников не узкие профессиональные навыки, а набор необходимых межфункциональных компетенций. Например, Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) выделяет такие компетенции будущего, как предметные профессиональные навыки, интеллект, креативность, ориентация в диджитал-пространстве, эмоциональный интеллект, стратегическое видение, опыт [5].

На наш взгляд, приемлемая система компетенций, требуемых от специалистов в области бухгалтерского учета сегодня, выглядит следующим образом:

Компетенция 1 — профессиональные навыки. На данный момент введен в действие новый стандарт профессионального бухгалтера [6]. По сравнению с предыдущим вариантом данный профессиональный стандарт предусматривает четыре (а не две, как раньше) высоких уровня классификации. Наивысшие уровни (7 и 8) вполне соответствуют знаниям магистра, аспиранта или профессора по бухгалтерскому учету. Компетенция 2 — системное мышление, требующее от бухгалтера перехода от фрагментарного восприятия только собственного рабочего участка учета к мышлению, охватывающему систему целиком, видение того, как отдельные конкретные изменения влияют на совокупность хозяйственных и финансовых процессов. Компетенция 3 — межотраслевая коммуникация. Учет, традиционно и, на наш взгляд, оправданно считался наиболее обособленным разделом экономической науки и практики. Профессиональные ассоциации бухгалтеров в развитых странах имеют целую историю. Такая консолидированность профессионального сообщества упрощает концентрацию и передачу профессиональных знаний внутри него.

Однако в условиях «цифровой экономики» обособленность профессии имеет обратную сторону медали. Такая «особость» консервирует сложившийся статус-кво, препятствует развитию профессии, как бы «герметизирует» предметную область профессии в академической среде. На наш взгляд, это необходимо изменить.

Сегодня к учетным дисциплинам относят все, в названиях которых слово «учет» существует в качестве обозначения большого комплекса практик и методов (бухгалтерский, финансовый, управленческий, налоговый) или

его отдельных направлений (экологический, в торговле, в гостиничном деле, внешнеэкономической деятельности, в бюджетных организациях и др.), а также аудит, контроль и ревизия, финансовая отчетность, учетная политика организаций, аудит налогообложения, оценка эффективности и результативности всех видов деятельности (в том числе нефинансовой). Эти расширяет дисциплинарную матрицу подготовки студентов специальности «бухгалтерский учет».

Однако в зарубежной академической практике к предметному полю учета кроме перечисленных относят также все аспекты кван-тификации (в том числе ранжирование и рей-тингование), анализа рисков, принятия социальных и бизнес-решений на основе числовой информации, технологий прозрачности и подотчетности в обществе [7]. И действительно, для решения большинства вопросов управления компании требуются специалисты, разбирающиеся одновременно в нескольких областях знаний. Такие сотрудники, во-первых, могут создавать неожиданные и креативные решения, а во-вторых, заимствуя лучшее из разных областей, обеспечивают развитие своей собственной профессии. Так, бухгалтер со знанием технологий обработки информации, математического анализа и маркетинга на рынке труда имеет довольно высокие шансы трудоустройства на высокооплачиваемую должность.

Компетенция 4 — управление проектами и процессами, предполагает умение бухгалтера отвечать не только за свою работу, а за единый комплекс задач (не обязательно только в области его профессиональной специализации). Компетенция 5 — работа с ИТ-системами является обязательным навыком для профессии бухгалтера сегодня. Профессия бухгалтера в ее перспективном аспекте представляет собой принятие решений о том, какие программные продукты будут способствовать выполнению целей организации наилучшим образом и как должны работать компьютерные программы (как их сконфигурировать), чтобы этих целей достичь. Практикующим и только обучающимся бухгалтерам следует это понимать и принимать личные карьерные решения с учетом этих реалий — замещения технических функций программными продуктами, необходимости принятия решений и учета целей даже в тех областях деятельности, которые раньше были чисто техническими (процессными), многовариантности как целей, так и решений. Компетенция 6 — эмоциональный интеллект. Современный бухгалтер должен уметь не только обеспечить необходимые расчеты и

выплаты, при этом правильно пообщавшись 5 со своим клиентом (внутренним или внеш- © ним), но и, в случае необходимости, коррект- ^ но и эффективно разъяснить коллегам по ^ компании основы работы системы бухгал- ^ терского учета (оформление документов, £ внесение информации в автоматизирован- ^ ную систему учета, формирование отчетов ^ и т. п.). ^

Компетенция 7 — умение работать с людьми ^ и работать в команде требуется для выпол- | нения многих задач. Если говорить о бухгалтерской службе, то это подразделение традиционно считается одним из самых «дружных» подразделений компаний. Именно здесь взаимовыручка и взаимозаменяемость (в случае форс-мажорных обстоятельств) специалистов требуются особенно. Компетенция 8 — умение работать в условиях неопределенности, одна из важнейших компетенций, присущих профессии бухгалтера сегодня. Как уже было сказано выше, именно условия неопределенности требуют формирования и использования профессионального суждения бухгалтера. Компетенция 9 — мультикультурность и открытость. Это подразумевает умение слушать и правильно воспринимать альтернативные идеи. Эта компетенция стала особенно актуальна в связи с переходом на международные стандарты учета и отчетности. Опыт и традиции методики ведения бухгалтерского учета разных стран стали интересны и необходимы для освоения в российской практике учета. Нужно быть готовыми и уметь использовать их бухгалтерами для решения своих профессиональных задач.

Подводя итоги оценке перспектив бухгалтерского учета как элемента системы получения, обработки и передачи цифровой информации, а также профессии бухгалтера на рынке труда в условиях цифровой экономики, можно сделать вывод, что бухгалтерский учет в современной экономике вынужден сосуществовать с большим количеством динамично расширяющихся технологичных и мульти-функциональных цифровых информационных систем. Тем не менее при решении указанных в статье проблем функционирования бухгалтерского учета путем совершенствования системы его нормативно-методического регулирования и кадрового обеспечения он будет не только оставаться главной информационной и аналитической базой бизнеса, но и формировать среду глобального информационного экономического взаимодействия на макроуровне. Наибольшим преимуществом как на российском, так и международном рынках труда будут пользоваться те специалисты, которые

g помимо высоких профессиональных навыков, е требования к уровню которых сформулирова-^ ны в профессиональном стандарте «Бухгал-i тер», обладают набором дополнительных ком-^ петенций, необходимых для успешной работы g в условиях высокотехнологичной экономики.

g Литература

0

1 1. Атлас новых профессий. [Электронный ресурс]. URL: □= http://atlas100.ru (дата обращения: 13.01.2019).

е 2. Бойко И. П., Евневич М. А., Колышкин А. В. Экономика предприятия в цифровую эпоху // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 7. С. 1127-1136.

3. Ермакова Н. А. О некоторых проблемах бухгалтерского учета в цифровой экономике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: сб. науч. тр. II заочной междунар. конф. профессорско-преподавательского состава. Казань: Печать-сервис XXI век, 2018. 33 с.

4. Булыга Р. П. Трансформация профессий бухгалтера и аудитора под влиянием «фактора информатизации» // Учет. Анализ. Аудит. 2017. № 1. С. 6-23.

5. Акимова О. Компетенции будущего // ACCA. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/da-ta/2017/12/14/1160008809/Презентация%20для% 20ВШЭ_07.12.17_финал^£ (дата обращения: 18.01.2019).

6. Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.02.2019 г. № 103н. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru /72205520/6d90a90226fbca26d60a41e994600895/# block_2 (дата обращения: 18.01.2019).

7. Волкова О. Н. О будущем (бухгалтерского) учета — профессии и академической дисциплины // Аудиторские ведомости. 2017. № 5-6. С. 31-42.

References

1. Atlas of new professions. Available at: http://at-las100.ru. Accessed 13.01.2019. (in Russ.).

2. Boyko I. P., Evnevich M. A., Kolyshkin A. V. Eko-nomika predpriyatiya v tsifrovuyu epokhu [Enterprise economy in the digital age]. Rossiyskoye predpri-nimatel'stvo, 2017, vol. 18, no. 7, pp. 1127-1136. DOI: 10.18334/rp.18.7.37769.

3. Ermakova N. A. O nekotorykh problemakh bukh-galterskogo ucheta v tsifrovoy ekonomike [Some accounting problems in the digital economy]. In: Ak-tual'nyye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. Sb. nauch. tr. II zaochnoy mezhdunar. konf. professorsko-prepodavatel'skogo sostava [Actual problems of the humanities and natural sciences. Proc. 2nd Correspond. int. conf. of faculty members]. Kazan: Pechat'-servis XXI vek, 2018, p. 33.

4. Bulyga R. P. Transformatsiya professiy bukhgaltera i auditora pod vliyaniyem "faktora informatizatsii" [Transformation of the professions of accountant and auditor under the influence of the "informatization factor"]. Uchet. Analiz. Audit, 2017, no. 1, pp. 6-23.

5. Akimova O. Competences of the future. Association of Chartered Certified Accountants. Available at: https://www.hse.ru/data/2017/12/14/1160008809/ npe3eHTan;HH%20fl.nH%20B:ffl^_07.12.17_$HHa.n.pdf. Accessed 18.01.2019. (in Russ.).

6. On approval of the professional standard "Accountant". Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of February 21, 2019 No. 103n. Available at: https://base.garant.ru/72205520/ 6d90a90226fbca26d60a41e994600895/#block_2. Accessed 18.01.2019. (in Russ.).

7. Volkova O. N. O budushchem (bukhgalterskogo) ucheta — professii i akademicheskoy distsipliny [Some notes on the future of accounting as a profession and an academic discipline]. Auditorskiye vedomosti, 2017, no. 5-6, pp. 31-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.