Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основные средства / учетная политика / оценка / лимит стоимости / малоценные активы / внутренний контроль / нормативное регулирование / fixed assets / accounting policy / valuation / value limit / low-value assets / internal control / regulatory regulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раджабова Маннаба Гусенмагомедовна, Магомедова Патимат Гаджиевна

В статье рассмотрены вопросы совершенствования методики учета и контроля основных средств. Подчеркивается, что в современных экономических условиях остается множество нерешенных проблем и противоречий применения новых федеральных стандартов нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств. Автор подчеркивает важность своевременного и обоснованного раскрытия всех изменений в методическом аспекте учетной политики по учету основных средств в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Немаловажную роль автор отводит внутреннему контролю, являющимся наиболее действенным инструментом реагирования на риски в обеспечении достоверности бухгалтерского учета и в целом эффективности использования основных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE ACCOUNTING AND CONTROL OF FIXED ASSETS IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the issues of improving the methodology of accounting and control of fixed assets. It is emphasized that in modern economic conditions, there are many unresolved problems and contradictions in the application of new federal standards for the regulatory regulation of accounting of fixed assets. The author emphasizes the importance of timely and reasonable disclosure of all changes in the methodological aspect of the accounting policy for the accounting of fixed assets in accordance with applicable regulations. The author assigns an important role to internal control, which is the most effective tool for responding to risks in ensuring the reliability of accounting and, in general, the efficiency of using fixed assets.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Научная статья УДК 336.1

DOI: 10.26118/2782-4586.2024.33.38.020

Раджабова Маннаба Гусенмагомедовна

Дагестанский государственный университет Магомедова Патимат Гаджиевна

Дагестанский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы совершенствования методики учета и контроля основных средств. Подчеркивается, что в современных эко -номических условиях остается множество нерешенных проблем и противоречий применения новых федеральных стандартов нормативного регулирования бухгалтерского учета основных средств. Автор подчеркивает важность своевременного и обоснованного раскрытия всех изменений в методическом аспекте учетной политики по учету основных средств в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Немаловажную роль автор отводит внутреннему контролю, являющимся наиболее действенным инструментом реагирования на риски в обеспечении достоверности бухгалтерского учета и в целом эффективности использования основных средств.

Ключевые слова: основные средства, учетная политика, оценка, лимит стоимости, малоценные активы, внутренний контроль, нормативное регулирование.

Radjabova Mannaba Gusenmagomedovna

Dagestan State University Magomedova Patimat Gadzhievna

Dagestan State University

PROBLEMS AND WAYS TO IMPROVE ACCOUNTING AND CONTROL OF FIXED ASSETS IN MODERN CONDITIONS

Annotation. The article discusses the issues of improving the methodology of accounting and control of fixed assets. It is emphasized that in modern economic conditions, there are many unresolved problems and contradictions in the application of new federal standards for the regulatory regulation of accounting of fixed assets. The author emphasizes the importance of timely and reasonable disclosure of all changes in the methodological aspect of the accounting policy for the accounting of fixed assets in accordance with applicable regulations. The author assigns an important role to internal control, which is the most effective tool for responding to risks in ensuring the reliability of accounting and, in general, the efficiency of using fixed assets.

Keywords: fixed assets, accounting policy, valuation, value limit, low-value assets, internal control, regulatory regulation.

Эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций любой сферы деятельности, любой отрасли во многом зависит от материально-технической базы, важным элементом которой являются основные средства. Оснащенность производственно-хозяйственной деятельности основными средствами и достижение максимальной эффективности их использования напрямую оказывает влияние на конечные финансовые результаты деятельности. Являясь наиболее дорогостоящей частью производственных ресурсов, основные средства в течение нескольких производственных циклов, нескольких лет эксплуатируются как для производственных, так и управленческих нужд, что определяет особенности их учета [5].

Достижение рационального и эффективного использования основных средств в современных условиях ограничения возможностей большинства предприятий обновлять основные средства и осуществлять дополнительные капитальные вложения во многом зависит от организации их полного и своевременного бухгалтерского учета и осуществления постоянного контроля наличия и движения, сохранности и эффективности использования основных средств. Тем самым, анализ информации бухгалтерского учета и осуществление на его основе контроля, позволит организациям своевременно выявлять отклонения, которые в дальнейшем могут серьезно повлиять на деятельность организации, выявлять резервы и определить возможные пути повышения эффективности использования основных средств. [4].

Это позволит повысить качество и производительность труда, увеличить объемы производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), конкурентоспособность деятельности, и как следствие повысить результативность финансово-хозяйственной деятельности, без дополнительных капитальных вложений или при минимальной их величине.

Однако информация, формируемая в системе бухгалтерского учета и отчетности в отношении основных средств, сегодня не всегда является достоверной и полной. Проблемы в системе бухгалтерского учета основных средств связаны не только с внутрен -ние факторами организации, но и с внешними

изменениями, связанными с переходом на новые стандарты: ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

Новые стандарты вносят изменения в способы учета основных средств и требуют от организаций пересмотра своих бухгалтерских процедур, в результате чего многие из них сталкиваются с проблемами адаптации к новым требованиям и пересмотра сложив -шихся систем учета, что зачастую приводит к ошибкам и недочетам в отчетности

Как признается многими специалистами и практиками одними из самых сложных проблем в организации учета основных средств после введения в действие новых ФСБУ являются: проблемы установления лимита стоимости основных средств и связанного с ним критерия существенности информации об имуществе, проблемы организации порядка группового учета малоценных «основных средств», проблемы оценки, определения уровня обесценения, дальнейшей переоценки, расчета и пересмотра ликвидационной стоимости, определения справедливой стоимости и некоторые др.

Поскольку установление лимита - самостоятельное решение, организации для сближения бухгалтерского и налогового учета могут установить лимит 100000 руб., как в налоговом учете.

В зависимости от лимита стоимости активы, в отношении которых соблюдаются все критерии признания активов в составе основных средств, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией (предположим меньше 100000 руб.), должны быть отражены в учете как малоценные активы. Стоимость таких активов при их приобре -тении или другом поступлении организации имеют право списать единовременно на текущие расходы [2].

Однако, как отмечают многие специалисты возникают следующие проблемы с учетом такого имущества.

Во-первых, при использовании в организации одного или нескольких объектов, стоимостью до 100000 руб. (отвечающий всем условиям признания основных средств, но ниже лимита в 100000 руб.), списание их стоимости на текущие расходы может считаться несущественной информацией для организа-

ции в целом. Однако, если используются сотни или тысячи таких объектов, информация об их совокупной стоимости может считаться существенной для пользователей финансовой отчетности. Соответственно списать их стоимость на текущие расходы нельзя.

Во-вторых, закрепление в учетной политике неоправданно высокого лимита стоимости основных средств может привести к существенному снижению количества основных средств. Списание на текущие расходы стоимости значительного числа активов может отрицательно воздействовать на такие показатели, как чистые активы и финансовые результаты. Снижение уровня чистых активов или снижение величины прибыли или увеличение убытков организации сделает ее менее привлекательной для кредиторов и инвесторов.

В-третьих, единовременное списание на текущие расходы стоимости малоценных активов не означает, что контроль за ними должен быть прекращен. Согласно пункту 5 ФСБУ 6/2020, обязательным является ведение их учета за балансом, контроль их наличия и движения. Значительное количество малоценных активов может вызвать проблемы в организации учета за балансом и потребовать разработки альтернативных методов учета, а также внедрения специальных контрольных процедур, гарантирующих сохранность этих активов. [10].

Кроме того, использование малоценных активов предполагает необходимость их дальнейшего периодического обслуживания (ремонта, заправки, замены деталей и т.п.). В этом случае важным является обеспечение:

- контроля за их состоянием и движением;

- организации учета по материально-ответственным лицам;

- проведения нескольких подсчетов: подсчет и контроль наличия на складе (складах),

подсчет передачи в использование и в подотчет, подсчет и контроль их выбытия.

Это в свою очередь, может потребовать разработку и совершенствование автоматизированного забалансового учета.

Таким образом, расчет и утверждение в учетной политике лимита стоимости основных средств требует от бухгалтера анализа всех факторов, влияющих на показатели бухгалтерской финансовой отчетности и эффективность деятельности организации.

В помощь бухгалтерам по организации ве -дения учета малоценных основных средств специалистами и Фондом «Национальный некоммерческий регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» были разработаны Рекомендации от 19 марта 2021 г. «Групповая единица учета основных средств». Ведение группового учета малоценных активов может быть эффективным методом учета и контроля за этими активами. Объединение однородных малоценных активов в групповую единицу учета основных средств поможет облегчить учет и отчетность, особенно если их совокупная стоимость значительна для организации в целом. При этом важно убедиться, что такой метод соответствует требованиям нормативных документов, а также обеспечит правильную и точную идентификацию, учет и контроль за каждым элементом групповой единицы учета. Кроме того, нужно учитывать, что установленные Рекомендациями условия для объединения активов в групповую единицу учета должны быть четко определены и документированы.

Обязательным и существенным вопросом постановки основных средств на учет и последующей их эксплуатации является вопрос их оценки, виды которых приведены в ФСБУ 6/2020 (см. рис.1).

Рис. 1. Виды оценки основных средств

Если рассматривать формирование первоначальной стоимости основных средств можно выделить проблему формирования и учета оценочных обязательств в отношении основных средств. В силу существования определенных фактов, свидетельствующих о необходимости создания оценочного обязательства (если по законодательным нормам или условиям и требованиям хозяйственных договоров, принятых решений судебных органов возникают обязательства по демонтажу, утилизации, восстановлению окружающей среды), предприятия должны обязательно включать в первоначальную стоимость основных средств оценочное обязательство. В случае отсутствия таких фактов, определение и включение в стоимость основных средств оценочных обязательств не обязательно.

В случае обязательного формирования оценочных обязательств предприятия могут столкнуться с усложнением учета, в частности с:

- необходимостью документального обоснования сумм предполагаемых затрат на демонтаж, ликвидацию, утилизацию и прочие расходы, которые могут возникнуть при принятии решения о списании основного средства;

- необходимостью проверки правильности и корректировки образования и использования сумм оценочных обязательств на основании результатов инвентаризации;

- увеличением расхождений в бухгалтерском и налоговом учете, так как в налоговом учете оценочные обязательства не включаются в стоимость основных средств, также при расчете налога на имущество они не включаются в налогооблагаемую базу;

- необходимостью ведения расчетов амортизации и балансовой стоимости основных средств в трех вариантах: для исчисления финансового результата в регистрах бухгалтерского учета; для исчисления налога на имущество; для исчисления налога на прибыль.

Также при формировании балансовой стоимости сложности вызывает необходимость расчета ликвидационной стоимости и ее документального подтверждения. Ликвидационная стоимость определяется по основным средствам до их постановки на бухгалтерский учет. Это рассчитанная предваритель-

но (оценочная) сумма, которую организация предполагает получить в будущем при выбытии основных средств (в основном в виде различных материальных ценностей, остающихся посте демонтажа) за вычетом всех предполагаемых затрат на их выбытие.

И здесь у предприятий могут возникнуть проблемы с усложнением учета. В основном на практике организации приравнивают ликвидационную стоимость нулю, что возможно при соблюдении одного или всех следующих условий: невозможность получения после демонтажа ничего полезного или ценного, несущественность стоимости остатков демонтажа, невозможность расчета ликвидационной стоимости. [11]

Бухгалтеру при этом необходимо по каждому объекту основных средств прописать обоснования приравнивания ликвидационной стоимости нулю в специальном документе, например, в сформированном самостоятельно акте определения ликвидационной стоимости [12].

Этот процесс будет трудоемким, если в организации количество основных средств значительное. Причем, поскольку ликвидационную стоимость необходимо пересматривать каждый год, как одного из элементов начисления амортизации, возникает необходимость оформления таких актов ежегодно.

Однако даже в случае составления таких актов по определению ликвидационной стоимости основных средств, возникают случаи недопонимания и противоречия при взаимодействии с налоговыми органами. Неурегулированность этого вопроса в федеральных стандартах и отсутствие конкретных методик расчета могут привести к разногласиям в оценке ликвидационной стоимости, особенно при установлении нулевой ликвидационной стоимости. [9].

Для устранения таких проблем рекомендуется активно взаимодействовать с профессионалами и консультантами в области бухгалтерского учета и налогообложения, чтобы выработать понятные и обоснованные методики расчета ликвидационной стоимости, а также документировать все конкретные решения и аргументы. Это позволит обосновать принятые решения и минимизировать возможные споры и претензии со стороны налоговых органов.

Таким образом, в целях совершенствова-

ния бухгалтерского учета основных средств важной является работа по разработке методического инструментария по организации учета основных средств и формирования соответствующего раздела учетной политики относительно организации и ведения бухгалтерского учета и контроля основных средств.

На наш взгляд, в учетной политике пред-

приятий необходимо своевременно и обоснованно раскрыть все изменения в методическом аспекте по подразделу «Учет основных средств» в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. При этом следует обратить внимание на следующие моменты, представленные на рис. 2.

Рис. 2 Элементы учетной политики в отношении организации учета основных средств

Кроме того, согласно ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательным элементом деятельности и организации бухгалтерского учета в каждом экономическом субъекте является система внутреннего контроля всех хозяйственных операций, в том числе опера-

ций, связанных с поступлением и дальнейшим движением основных средств. [1]

Система контроля организации и ведения бухгалтерского учета основных средств должна обеспечивать выполнение следующих требований, представленных на рис 3.

Соответсивие действующим нормативно-правовым документам операций поступления и принятия к учету основных средств, учета их использования. В дальнейшем соотвествне учета объектов основных средств принятой учетной политике__

Л Достоверность оценки поступающих основных средств, правильность у производимой переоценки

Правильность отнесения основных средств к отдельным группам и 1 их соотвествне ОКОФ. правильность отнесения к у амортизационным группам_

Своевременность и полнота документального оформления движения основных средств

Правильность и своевременность рассчитываемых сумм амортизационных отчислений и в целях бухгалтерского учета, и в целях налогообложения

Правильность отражения в учете затрант на ремонт. { Л модернизацию и реконструкцию основных средст

0С'охранновть и рациональность/эффективность использования основных средств организации. Регулярность проведения инвентаризации и

правильность оформления ее результатов ---

Рис. 3. Требования в системе контроля объектов основных средств

Основа любого контроля - документооборот, правильное и своевременное оформление документации. Поэтому важным направлением развития бухгалтерского учета является совершенствование содержания и состава документации по учету основных средств [7].

Внутренний контроль движения основных средств и отражения совершаемых операций с основными средствами в бухгалтерском учете невозможен без наличия утвержденного графика документооборота, который зачатую называют «схемой» движения первичной документации от момента ее создания до момента уничтожения или передачи в архив на хранение.

Формирование отдельного графика документооборота для учета основных средств позволит установить четкую систему контроля и укрепить дисциплину в отношении учета и движения основных средств. Данный график должен включать информацию о лицах, ответственных за оформление, проверку и регистрацию первичных документов, а также указывать сроки составления и сдачи документов в бухгалтерию. Формирование такого графика позволит облегчить и структуриро-

вать процесс учета основных средств, повысить эффективность работы сотрудников и обеспечить точность и актуальность учетных данных. Он также станет основой для контроля исполнения установленных сроков и возможности принятия мер дисциплинарного характера в случае нарушения графика.

Проведение внутреннего контроля включает в себя множество аспектов, включая проверку организации документооборота, анализ положений учетной политики, соответствие учредительным документам, проверку ведомостей синтетического и аналитического учета, а также анализ расчетов амортизации основных средств и их включения в состав расходов для бухгалтерского и налогового учета и мн. др.

Среди частых нарушений и ошибок в организации и ведении учета основных средств в ходе контрольных процедур можно перечислить следующие:

- не в полной мере соблюдаются все требования новых нормативно-правовых актов;

- в учетной политике отсутствуют вопросы организации учета малоценных активов;

- в учетной политике отсутствует обоснование ликвидационной стоимости;

- в учетной политике неверно определены сроки полезного использования (СПИ) основных средств в целях бухгалтерского и налогового учета, отсутствие переоценки СПИ;

- отсутствуют или не заполнены или заполнены с ошибочными данными первичные документы, учетные регистры, техническая документация, содержащая характеристику состояния основных средств;

- продолжается эксплуатация полностью самортизированных основных средств и отражение их в бухгалтерском учете, также продолжается начисление амортизации по основным средствам с истекшим СПИ;

- отсутствую записи по арендованному имуществу на забалансовых счетах;

- неправомерное списание объектов основных средств и др.

Основные цели контроля и ревизии основных средств - это предотвращение потерь и хищений объектов основных средств, обеспечение их сохранности и правильного использования, а также выявление и устранение технических неисправностей в самом начале, что в дальнейшим повысит эффективность их использования.

Особое место в этой работе занимает организация предварительного и текущего контроля. Предварительный контроль осуществляется преимущественно руководителями, специалистами и внутренними контролерами. В ходе его проведения выясняется, за кем закреплены те или иные объекты основных средств, порядок размещения основных средств по отдельным подразделениям, отделам и материально-ответственным лицам.

Текущий контроль осуществляется на постоянной основе и направлен на проверку фактического нахождения и состояния объектов основных средств. Он проводится специалистами службы внутреннего контроля или специально назначенными лицами. В рамках текущего контроля осуществляется проверка наличия переданных в эксплуатацию объектов основных средств, их фактиче -ского использования, сохранности и технического состояния. [6]

Среди направлений совершенствования бухгалтерского учета и контроля движения основных средств необходимо отметить и вопрос развития нормативного регулирования, который несмотря на принятие в последние годы ряда федеральных стан-

дартов, призванных улучшить качество и повысить достоверность формируемой в учете информации, все еще остается актуальным. В применении новых стандартов специалистами и практиками выявлены проблемы применения федеральных стандартов бухгалтерского учета, обусловленные несоответствием стандартов, как федеральному законодательству, так и наличием внутренних и внешних противоречий стандартов.

Например, как указывают Зонова А.В., Холкин А.В. одним из серьезных противоречий между ФСБУ 5/2019 «Запасы» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» и ФСБУ 6/2020 «Основные средства» является различие в подходах к оценке запасов, полученных при ремонте или реконструкции основных средств. Согласно п. 16 ФСБУ 5/2019 такие запасы оцениваются основываясь на расчете и выборе одной из наименьших величин: либо стоимости аналогичных запасов, либо суммы балансовой стоимости объекта и затрат на демонтаж. В то время, как согласно п. 15 ФС БУ 6/2020 для оценки таких запасов должна быть определена «расчетная стоимость», за основу которой принимается либо справедливая стоимость, либо чистая стоимость продажи, либо стоимость аналогичных ценностей, но не выше суммы затрат, из которых вычитается эта стоимость. Как видно из этих положений, ФСБУ 5/2019 предписывает выбор для оценки запасов одного из двух видов с четким указанием критериев выбора. В то же время, согласно ФСБУ 26/2020 при оценке запасов организации могут выбирать один из трех видов стоимости, при этом нет четких указаний критериев выбора одного из них для конкретных ситуаций [3]. Для разрешения подобных противоречий требуется наличие дополнительных уточнений в нормативно-правовых документах.

Другой пример необходимости совершенствования и приведения положений нормативных документов в соответствие друг с другом - противоречия между ФСБУ 25/2018 и ФСБУ 6/2020 в части инвестиционной недвижимости (объектов основных средств, предназначенных для предоставления во временное возмездное пользование). ФСБУ 6/2020 устанавливает порядок учета фактов хозяйственной жизни, связанных и совершаемых с инвестиционной недвижимостью (пп. 11, 21, 26, 28 и 45).

В то же время, порядок учета инвестиционной недвижимости, преданной во временное возмездное пользование, должен регулироваться положениями ФСБУ 25/2018, который устанавливает другие подходы к учету данных объектов. Согласно ФСБУ 6/2020 для объектов инвестиционной недвижимости, переданных во временное пользование, продолжают соблюдаться все признаки основного средства в то время, как ФСБУ 25/2018 требует переквалификации объектов в инвестицию в аренду [3].

Эти и другие противоречия внутри и между ФСБУ, между ФСБУ и другими нормативными документами могут иметь негативные последствия для достоверности формируемой в бухгалтерской отчетности информации.

В завершении хотелось бы отметить, что эффективное управление основными средствами требует разработки и внедрения эффективных методов внутреннего контроля, в основе которых лежит риск-ориентированный подход. Риск-ориентированный подход к контролю основных средств позволяет идентифицировать потенциальные риски и нацелить контрольные процедуры на их минимизацию. Особое внимание следует

уделить разработке и улучшению автоматизированных систем контроля, которые могут обеспечить более эффективное и надежное наблюдение за состоянием и использованием основных средств. Постоянное внимание к совершенствованию контрольных процедур поможет обеспечить надлежащий учет основных средств, их сохранность и эффективное использование

Также немаловажным фактором в обеспе -чении эффективности внутреннего контроля и развития риск-ориентированных подходов к нему является развитие и мотивация сотрудников организации на всех уровнях управления в направлении поддержания контрольных процедур на высоком уровне. Только когда сотрудники хорошо знакомы с особенностями деятельности организации, с культурой и процедурами внутреннего контроля (правилами и процедурами документирования хозяйственных операций, порядком санкционирования и авторизации хозяйственных операций, порядком и правилами инвентаризации и др.) можно говорить об эффективности и действенности контроля, в том числе и в отношении контроля основных средств.

Список источников

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред. 01.01.2023г). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 15.10.2023)

2. Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н «Об утверждении Федеральных стандар -тов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2020 N 60399). - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365338/76123180f1200d66eb1102dd61173d0f8 d64d569/ (дата обращения 15.10.2023)

3. Ботников А.С., Никулина С.Н.; Гривас Н.В. Основные средства и их амортизация в учетной системе организации...//Актуальные вопросы современной экономики.- 2021.- №7.-С.351-358

4. Зонова А.В., Холкин А.В. Проблемы применения федеральных стандартов бухгалтерского учета // Вестник Академии знаний. 2023. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-primeneniya-federalnyh-standartov-buhgalterskogo-ucheta (дата обращения 18.10.2023)

5. Никандрова Р.С., Белова Л.М. Основные средства: структура и эффективность использования // Учетно-аналитическое обеспечение инновационной экономики: сб. материалов Всерос.заоч. науч.-практ. конф., посвящ. памяти Е.А. Еленевской (14 июня 2018 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК,2019. С. 75-79.

6. Никандрова Р.С., Данилова Н.Л., Леванова Е.Ю. Некоторые аспекты бухгалтерского уче -та основных средств // Вестник Российского университета кооперации. 2023. - URL:https:// cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-buhgalterskogo-ucheta-osnovnyh-sredstv (дата обращения 17.10.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Овечкина Ю. Булычева А Внутренний контроль основных средств// International independent scientific journal. 2020. № 20-2. С. 20-3.

8. Чернопятенко Н.В., Поповская А.С. Основные аспекты внутреннего аудита основных средств//Мойет Science. - 2019.- № 6-3. - С. 37-40.

9. Чернявская, С.А. Внутренний контроль и внутренний аудит основных средств// Деловой вестник предпринимателя.2021. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/vnutrenniy-kontrol-i-vnutrenniy-audit-osnovnyh-sredstv (дата обращения 18.10.2023)

10. Влияние новых стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» на налогообложение: риски и возможности - URL: https://zakon.rU/blog/2021/9/1/vliyanie_novyh_standartov_buhgalterskogo_ucheta_ fsbu_62020_osnovnye_sredstva_i_fsbu_262020_kapitalny (дата обращения 20.10.2023)

11. Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства». - URL: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/kalmykova/1454863/ (дата обращения 21.10.2023)

12. Элементы амортизации: не все так просто с расчетом ликвидационной стоимости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eg-online.ru/article/451098 (дата обращения 24.10.2023)

13. ФСБУ 6/2020 применение с учетом наработанного опыта - URL: https://pravovest-audit. ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/fsbu-6-2020-osnovnye-sredstva-praktika-perekhoda/ (дата обращения 21.10.2023)

Сведения об авторах

РАДЖАБОВА МАННАБА ГУСЕНМАГОМЕДОВНА, к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет», ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Россия

Магомедова Патимат Гаджиевна, магистр кафедры «Бухгалтерский учет», ГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Россия

Information about the authors

RADJABOVA MANNABA GUSENMAGOMEDOVNA, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor «Accounting», Dagestan State University, Makhachkala, Russia Magomedova Patimat Gadzhievna, master of the department «Accounting»,Dagestan State University, Makhachkala, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.