Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ПРОБЛЕМЫ / LOCAL GOVERNMENT / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / PROSPECTS / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пономарева С.Г.

В представленной статье рассматриваются и раскрываются перспективы и проблемы развития территориального общественного самоуправления в России. Данный вопрос рассмотрен на основе нормативных правовых актов, и научных статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT

The presented article discusses and reveals the prospects and problems of the development of territorial public self-government in Russia. This issue is considered on the basis of regulatory legal acts, and scientific articles.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

УДК 352/354-1

Пономарева С.Г. студент магистратуры научный руководитель: Саморуков А.А., к.п.н.

доцент

кафедра государственного и муниципального управления Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: В представленной статье рассматриваются и раскрываются перспективы и проблемы развития территориального общественного самоуправления в России. Данный вопрос рассмотрен на основе нормативных правовых актов, и научных статей.

Ключевые слова: местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, перспективы, проблемы.

Ponomareva S. G. graduate student scientific adviser: Samorukov A.A., Ph.D.

associate professor department of state and municipal administration

Orenburg State University

Russia, Orenburg

PROBLEMS AND WAYS OF DEVELOPMENT OF TERRITORIAL

PUBLIC SELF-GOVERNMENT

Annotation: The presented article discusses and reveals the prospects and problems of the development of territorial public self-government in Russia. This issue is considered on the basis of regulatory legal acts, and scientific articles.

Key words: local government, territorial public self-government, prospects, problems.

В настоящее время Российская Федерация и её регионы находятся на сложном этапе социально-экономического развития. Президент Российской Федерации в Послании к Федеральному Собранию 20 февраля 2019 г. [1] очертил вызовы, стоящие перед государством и обществом, и выделил основные проблемы: кризисные явления в демографической сфере, рост бедности, экологические угрозы, барьеры в развитии экономики и др.

Сложившаяся ситуация требует сближения публичной власти и институтов гражданского общества, привлечения граждан к решению существующих проблем, начиная с самого нижнего уровня —

муниципального. Актуальность данной статьи обуславливается тем, что местное самоуправление является неотъемлемой частью гражданского общества. Оно наиболее близко к населению и позволяет решать вопросы местного значения с учетом конкретных условий муниципального образования и мнения населения, проживающего в нем. Важнейшей формой организации местного самоуправления выступает территориальное общественное самоуправления (ТОС).

Территориальное общественное самоуправление - одна из важнейших частей модернизации современной политической системы, а так же показатель становления гражданского общества в России. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» дает точное определение данному понятию. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». В соответствии с действующим на сегодня законодательством ТОС обособлено от органов местного самоуправления и не включено в их систему. Органы ТОС не обладают властными полномочиями по отношению к населению муниципального образования, но они позволяют инициативным и заинтересованным гражданам принимать участие в решении вопросов местного значения. То есть общественное самоуправление выступает «пограничным звеном» между властным и общественным, а именно привлечение власти к проблемам населения, с одной стороны, и привлечение населения к решению посильных проблем, с другой стороны.

В настоящее время территориальное общественное самоуправление (ТОС) развито в 64 регионах Российской Федерации, общее количество ТОС составляет более 28000.

В своей статье Г. М. Мелюхин утверждает, проблема заключается в том, что количество действующих ТОС значительно выше того, что называется официальными лицами, потому что не ведется учет регистрации деятельности ТОС на федеральном уровне. На уровне регионов также нет единых подходов по учету ТОС [6]. К данному выводу он приходит на основе официальных ответов на запросы Лиги ТОС о том, какое количество территориальных общественных самоуправлений наблюдается в различных регионах. Так, количество ТОС, которые были зарегистрированы в региональном управлении министерства юстиции и те данные, которые были предоставлены исполнительными органами власти, практически всегда не совпадали между собой.

При написании данной статьи было замечено, что достаточное большое количество научных работ посвящено именно проблемам организации и заинтересованности населения в функционировании данной формы непосредственного осуществления населением местного

самоуправления. Причем такие работы написаны применительно к различным регионам страны, что подтверждает наличие некоторых проблем практически во всех субъектах Российской Федерации.

В науке муниципального права проблемы создания и функционирования ТОС делят на две основные группы: внутренние и внешние. Внутренние проблемы зависят от взаимоотношений внутри конкретного локального общества - местного сообщества жителей конкретного муниципального образования.

К наиболее значимым из них принято относить, например:

- низкую гражданскую активность населения;

- отсутствие навыков гражданского и социального сотрудничества и конкретных целей работы;

- проблемы нехватки времени;

- недостаток финансирования;

- проблема разграничения полномочий органов местного самоуправления и ТОС.

Так же одной из существенных проблем выступает недостаточная полнота определения правового статуса ТОС в действующем законодательстве, и, как следствие, возникают множественные дискуссии. В своей статье Н. В. Винник предлагает несколько вариантов интерпретации того, что же представляет собой территориальное общественное самоуправление:

- форма непосредственной демократии в рамках системы местного самоуправления;

- своеобразный орган местного самоуправления;

- институт гражданского общества;

- особая общественно-публичная власть [4].

Наиболее же значимые внешние проблемы охватывают следующие вопросы:

- отсутствие информированности о своих правах и обязанностях участников процесса самоуправления;

- зависимости от местной администрации и других органов местного самоуправления;

- недостаточное законодательное урегулирование деятельности ТОС [2, с.107]. Конечно, это не весь круг проблем, которые касаются сегодня ТОС, однако, по нашему мнению, наиболее насущными и требующими безотлагательного решения из них стали - недостаток финансирования, зависимость от органов местного самоуправления, слабая информированность населения, в том числе о деятельности ТОС, а также отсутствие или недостаточный уровень активности и инициативности населения. Все эти проблемы, так или иначе, связаны с отсутствием должного правового регулирования. Центральной среди них является недостаточное законодательное установление единого понимания правового статуса ТОС. То есть ответа на вопрос: ТОС - это сугубо общественные или

властные структуры, законодатель до сих пор не дает. В связи, с чем возникают сложности с реализацией права ТОС зарегистрироваться в качестве юридического лица. В результате многие ТОС не являются юридическими лицами и не могут практически осуществлять полноценную хозяйственную деятельность в соответствующих сферах ведения [4, с.109]. Поэтому законодательное определение конкретного правового статуса ТОС прямым указанием в законе и обязанности регистрировать его как юридическое лицо помогло бы вести ему полноценную хозяйственную деятельность в рамках своей компетенции.

Нуждается во внимании законодателя порядок финансирования ТОС, его взаимодействие с органами местного самоуправления. Здесь можно было бы закрепить разграничение полномочий органов местного самоуправления и ТОС, а также конкретные пути их взаимодействия. Что в свою очередь помогло бы решить недостаток финансирования, так как оказание финансовой поддержки не является прямой обязанностью органов местного самоуправления. А как показывает практика ТОС, средств получаемых за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц и собственной экономической деятельности недостаточно для успешного и плодотворного их функционирования. Хотя подобного рода прямая обязанность органов местного самоуправления и поставила бы ТОС в зависимость от муниципальной власти, но на практике в тех регионах, где ТОС оказывается финансовая поддержка по собственной инициативе органами местного самоуправления, механизм ТОС проявляет себя намного эффективнее [4,

с. 110].

Разграничение полномочий ТОС и органов местного самоуправления, помимо этого, сразу бы решило еще одну проблему. ТОС должны оказывать содействие реализации функций муниципальных властей, а не дублировать их. Но иногда происходит наоборот, в силу именного того что нет конкретного перечня полномочий. Например, в некоторых регионах первое время наблюдалась ситуация, когда органы ТОС начали выполнять несвойственные общественным организациям функции - уборка территорий и вывоз мусора, освещение улиц, водоснабжение, ремонт остановок и мостиков [4, с.108].

Слабая информированность населения и низкая гражданская активность общеизвестны и касаются нашей страны повсеместно.

Слабая осведомленность граждан соответствующей территории муниципального образования может преодолеваться посредством организации информационного обмена, обмена кадрами между органами местного самоуправления и органами ТОС; проведения тематических семинаров, конференций, личного приема граждан по вопросам местного самоуправления и способами его осуществления; взаимодействия ТОС со средствами массовой информации, а именно привлечение последних к освещению, как опыта, так и результатов деятельности ТОС [5, с.192]. Таким образом, необходимо законодательно закрепить правовой статус

территориального общественного самоуправления, дополнив закон следующими положениями: определить полномочия ТОС, а также провести разграничение последних с полномочиями органов местного самоуправления, также определить порядок финансирования из местного бюджета и пути информирования граждан о деятельности ТОС, тогда органы ТОС смогут не только эффективно реализовать свои функции, но и способствовать успешному осуществлению функций органов местного самоуправления.

За более чем 30-летнюю историю существования ТОС научных исследований в области менеджмента качества деятельности ТОС и разработки стандартизации ТОС не проводилось. В настоящее время не существует стандарта деятельности ТОС, опирающегося на лучшие практики работы ТОС и методы современного менеджмента качества деятельности. Не разработаны критерии оценки качества и эффективности менеджмента ТОС. Между ТОС не отработаны механизмы обмена лучшими практиками. Необходимо разработать и внедрить стандарт деятельности, который может задать определённый уровень не только вновь созданным ТОС, но и поможет повысить качество и эффективность деятельности действующих ТОС. Данная проблематика касается ТОС в масштабах всей Российской Федерации, необходимо провести большую информационную работу по выявлению единых стандартов и необходимости следовать этим стандартам для достижения повышения качества и эффективности деятельности ТОС. В рамках достижения повышения качества и эффективности деятельности ТОС необходимо:

- выявить формы эффективной деятельности ТОС и качества управления ТОС;

- создать условия для повышения уровня управленческой грамотности представителей ТОС;

- разработать стандарт и систему менеджмента качества деятельности

ТОС;

- внедрить стандарты и систему менеджмента качества деятельности

ТОС;

- сформировать единое пространство для обмена опытом и внедрения стандарта и системы менеджмента качества в сфере ТОС;

- распространить рекомендации по внедрению стандартизации и системы менеджмента качества среди ТОС, и таким образом, приумножить их экономический и социальный эффект.

Актуальность, своевременность и инновационность выше перечисленных действий заключается в том, что благодаря проведению научных исследований по разработке стандарта ТОС, во всех регионах страны создаётся возможность для объективного определения роли и статуса ТОС в современном российском обществе. Будут созданы условия для повышения эффективности деятельности ТОС и повышения гражданской активности населения через вовлечённость граждан в деятельность ТОС,

что, в конечном счёте, окажет положительное влияние на уровень и качество жизни населения.

Использованные источники:

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 // Российская газета, № 38, 21.02.2019.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 03.08.2018) (с изм.и доп., вступ. в силу с 19.08.2018) // Справочно -правовая система Консультант Плюс

3. Винник Н. В. Проблемы развития территориального общественного самоуправления на Востоке России // Государственная власть и местное самоуправление, № 7, 2016. С. 20-23.

4. Мелюхин Г. М. Мониторинг деятельности территориальных общественных самоуправлений в России // Ассоциация территориальных общественных самоуправлений. Лига ТОС.

5. Павлов Н.В. Перспективы и проблемы развития территориального общественного самоуправления в России // Эпомен, №24, 2019. С. 210-217.

6. Чернова Э. Р. Проблемы и перспективы развития территориального общественного самоуправления в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2018. № 12. С. 191-193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.