Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОФИЛЕЙ ГРАЖДАН'

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОФИЛЕЙ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INFORMATION INFRASTRUCTURE / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / ПРОФИЛИ ГРАЖДАН / PROFILES OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Байдин Дмитрий Иванович

В статье на основе исследования основных нормативно-правовых источников Российской Федерации по информационной безопасности рассмотрены аспекты проблем обеспечения защищенности граждан от информационного воздействия зарубежных источников, а также обоснования вложения инвестиций в разработку систем безопасности информатизации образования и глобального информационного контента, обеспечивающих исключение вовлечения граждан в зарубежные информационные пространства, искажающие их знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Ways of Ensuring Information Security of a Person''s Everyday Life Activity: Safety of Citizens'' Profiles

In the article, based on the research of the main regulatory and legal sources of the Russian Federation on information security, aspects of the problems of ensuring the protection of citizens against the information impact of foreign sources, as well as the rationale for investing in the development of security systems for the informatization of education and global information content, ensuring the denial of access of citizens into foreign information space, allegedly distorting their knowledge.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОФИЛЕЙ ГРАЖДАН»

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

/==_;

УДК 614.8.015

Д.И. Байдин

Проблемы и пути обеспечения информационной безопасности жизнедеятельности: безопасность профилей граждан

В статье на основе исследования основных нормативно-правовых источников Российской Федерации по информационной безопасности рассмотрены аспекты проблем обеспечения защищенности граждан от информационного воздействия зарубежных источников, а также обоснования вложения инвестиций в разработку систем безопасности информатизации образования и глобального информационного контента, обеспечивающих исключение вовлечения граждан в зарубежные информационные пространства, искажающие их знания.

Ключевые слова: информационная безопасность; информационная инфраструктура; информатизация образования; профили граждан.

Современные очаги преемственности информационной безопасности связаны с теми аспектами жизнедеятельности человека, которые в первую очередь востребованы для его жизнеобеспечения: интернет вещей, данные, которые находятся у пользователя, и другое. В этой связи возникают новые проблемы и задачи, которые необходимо решать, то есть возникает потребность в обеспечении информационной безопасности.

На сегодняшний день стратегическое значение представляет собой мобильная защищенность тех данных, которые находятся в ведении не только человека, общества, но и всего государства в целом. Это важный фактор обеспечения безопасности объектов инфраструктуры, влияющий на развитие экономики, социальной сферы, государственного управления, передовых цифровых технологий.

Рассматривая национальную доктрину информационной безопасности, необходимо отметить аспекты ее применения, а именно глобальный характер значения информационной безопасности, которая стала частью жизнедеятельности всех

© Байдин Д.И., 2018

сфер деятельности личности, общества и государства. Мобильность ее применения характеризуется обеспечением и защитой конституционных прав и свобод человека в вопросах получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, а также сохранением культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа.

Для оперативного обеспечения информационной безопасности требуется развивать устойчивое и бесперебойное функционирование информационной инфраструктуры.

Следует отметить, что информационной инфраструктурой можно характеризовать объекты информатизации, информационных систем, сайтов в сети Интернет, сетей связи, работающих в том числе и с применением цифровых технологий и расположенных на территории Российской Федерации.

Правовую основу обеспечения информационной безопасности, составляет Конституция Российской Федерации, признанные принципы и нормы международного права и иные документы, защищающие права реализации информационной безопасности1.

В связи с этим основная деятельность в области информационной безопасности ведется в целях обеспечения правового оборота достоверной информации и устойчивого развития информационной инфраструктуры, обязательно основываясь на обеспечении конституционных прав и свобод граждан.

При совершенствовании информационной инфраструктуры могут возникать неоднозначные (в связи с развитием новых цифровых технологий) угрозы, влияющие на развитие экономики, совершенствование функционирования общественных и государственных институтов, в частности на развитие института образования, внедрение и разработки персональных профилей2 в процессе обучения человека от среднего до высшего образования. На этом этапе возникают проблемы в обеспечении информационной безопасности виртуальных профилей каждого человека и в предотвращении угроз, связанных с изучением профилей обучающихся посторонними третьими лицами, в том числе и из других стран.

Такие угрозы возникают в том числе и из-за наращивания рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру РФ в военных целях. Другая часть угроз для российского населения возникает в поле образовательной среды, которая

1 Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // «Консультант плюс» — разработка правовых систем. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/4dbff9722e14f63 a309bce4c2ad3d12cc2e85f10/ (дата обращения: 17.02.2018).

2 Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 № 187-ФЗ (последняя редакция) // «Консультант плюс» — разработка правовых систем. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_220885/ (дата обращения: 17.02.2018).

Трибуна молодых ученых

93

предоставляется зарубежными странами и которая может иметь ряд информационных мер воздействия на население, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Это возможно, если в той или иной стране, на которую производится информационное воздействие, нет своей уникальной проработанной системы по совершенствованию мер защиты от такого информационного воздействия путем наращивания своего уникального контента, который может дать грамотные ответы на возникающие в процессе информационного потребления у граждан страны вопросы, по которым и производится чуждое информационное воздействие.

Угроза информационного воздействия на население страны, не имеющей своего положительного и полноценно влияющего информационного контента, может приводить к возрастанию масштабов компьютерной преступности, которая действует в сферах личных и семейных тайн, обработки персональных данных и напрямую связана с нарушениями прав и свобод человека. Поэтому необходимым решением перечисленных выше проблем, связанных с информационной незащищенностью прежде всего подрастающего поколения, является обеспечение защиты граждан страны от несанкционированного информационного воздействия.

В связи с этим возникает глобальная проблема, порожденная ростом цифровых технологий, обеспечивающих передачу и обработку данных, в том числе и в системе образования. Здесь эта проблема связана с так называемыми профилями развития, или индивидуальными траекториями развития [1], которые, как предполагается, будут видны всему интернет-сообществу. Можно ожидать рост информационной наполненности сведений о гражданах. Но при этом могут в сети отсутствовать системы информационной безопасности, готовые обеспечить неприкосновенность этих данных для третьих лиц.

Таким образом, сегодня вопросы обеспечения информационной безопасности жизнедеятельности граждан находятся в процессе развития и являются недостаточно решенными, прежде всего в связи с тем, что их правовой фундамент и сами технологии развиваются быстрее, чем системы обеспечения безопасности. В связи с этим возникает такая проблема, как безопасность критической информационной инфраструктуры, то есть проблема состояния защищенности критической информационной инфраструктуры [2], обеспечивающего ее устойчивое функционирование при проведении в ее отношении компьютерных атак. Объектами таких атак могут быть как раз профили граждан, которые необходимо включать в реестр значимых объектов для защиты критической информационной инфраструктуры. Для обеспечения безопасности профилей граждан необходима система защиты от воздействия программных и (или) программно-аппаратных средств на объекты критической информационной инфраструктуры, в частности на электронные системы образования.

Следует отметить, что нужно уметь представлять тенденции развития глобальной информационной инфраструктуры, уметь прогнозировать потенциальные угрозы и риски, а главное — уметь определять меры по реагированию на нарушения

безопасности. В частности, следует уделять этому особое внимание при подготовке специалистов в области цифрового образования, объединяя все научные разработки и адекватные им образовательные программы, связанные с использованием цифровых технологий в системе образования, с целью обеспечения создания качественного контента по подготовке будущих специалистов этой сферы3.

Описанные выше проблемы и идеи ставят достаточно актуальную задачу обучения практическим основам обеспечения безопасности информационной инфраструктуры, например, в системе образования. Такая задача становится весьма актуальной в реалиях современной действительности, когда необходимы специалисты, владеющие цифровыми технологиями и знающие этику безопасности информационной инфраструктуры [3]. Такие специалисты должны уметь не только использовать цифровые технологии в обучении, но и быть способными применять цифровые технологии так, чтобы защищенность данных отвечала самым высоким требованиям.

Формирование системы информационной безопасности можно свести к решению задач, направленных на:

- обеспечение защищенности данных гражданина, в частности виртуальных профилей каждого члена общества;

- обеспечение безопасности систем информатизации и цифровизации образования, в частности информационной доступности разработки и реализации индивидуальных траекторий развития обучающихся.

- разработку систем опережения появления новых технологий;

- создание отечественного глобального информационного контента, обеспечивающего исключение вовлечения граждан в зарубежные информационные пространства, искажающие их знания.

Литература

1. Заславский А.А., Гриншкун В.В. Построение индивидуальной траектории обучения информатике с использованием электронной базы учебных материалов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2010. № 3. С. 32-36.

2. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н А. Добролюбова. Вып. 33. Н. Новгород: НГЛУ, 2016. С. 149-164.

3. Гриншкун В.В. Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 86-89.

Literatura

1. Zaslavskij A.A., Grinshkun V.V. Postroenie individual'noj traektorii obucheniya informatike s ispol'zovaniem e'lektronnoj bazy' uchebny'x materialov // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby' narodov. Seriya «Informatizaciya obrazovaniya». 2010. № 3. S. 32-36.

3 МГПУ начнет готовить «учителей будущего» // РИА Новости. Москва, 18 декабря 2017 г. URL: https://ria.ru/society/ 20171218/1511145392.html (дата обращения: 17.02.2018).

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

95

2. Kruze B.A., Bezukladnikov K.E. Komparativny'j analiz obrazovatel'ny'x sistem Rossijskoj Federacii i Mezhdunarodnogo bakalavriata v obrazovatel'nom prostranstve Permskogo kraya // Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta im. N.A. Dobrolyubova. Vy'p. 33. N. Novgorod: NGLU, 2016. S. 149-164.

3. Grinshkun V.V. Podgotovka pedagogov k ispol'zovaniyu e'lektronny'x izdanij i resursov // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. 2007. № 8. S. 86-89.

D.I. Baidin

Problems and Ways of Ensuring Information Security of a Person's Everyday Life Activity: Safety of Citizens' Profiles

In the article, based on the research of the main regulatory and legal sources of the Russian Federation on information security, aspects of the problems of ensuring the protection of citizens against the information impact of foreign sources, as well as the rationale for investing in the development of security systems for the informatization of education and global information content, ensuring the denial of access of citizens into foreign information space, allegedly distorting their knowledge.

Keywords: information security; information infrastructure; informatization of education; profiles of citizens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.