Научная статья на тему 'Проблемы и пути активизации физического совершенствования военнослужащих'

Проблемы и пути активизации физического совершенствования военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СПОРТ / СПЕЦИАЛИСТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / MOTIVATION / MILITARY PERSONNEL / PHYSICAL EXERCISES / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL IMPROVEMENT / SPORT / PHYSICAL CULTURE AND SPORT SPECIALIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васин Владимир Николаевич

Рассмотрены отношение военнослужащих постоянного и переменного состава высшего военного училища к совершенствованию физической подготовленности. Выявлены: связь физической подготовленности абитуриентов с выбором специфики будущей профессии, мотивы и необходимые условия ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The attitude of soldiers of permanent and variable composition of higher military school to the improvement of physical fitness is considered. Revealed: the connection of physical fitness of students with the choice of the specifics of the future profession, the motives and the necessary conditions for its improvement.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути активизации физического совершенствования военнослужащих»

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Васин Владимир Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», Ярославль

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены отношение военнослужащих постоянного и переменного состава высшего военного училища к совершенствованию физической подготовленности. Выявлены: связь физической подготовленности абитуриентов с выбором специфики будущей профессии, мотивы и необходимые условия ее совершенствования.

ABSTRACT

The attitude of soldiers of permanent and variable composition of higher military school to the improvement of physical fitness is considered. Revealed: the connection of physical fitness of students with the choice of the specifics of the future profession, the motives and the necessary conditions for its improvement.

Ключевые слова: мотивация, военнослужащие, физические упражнения, физическая подготовка, физическое совершенствование, спорт, специалист физической культуры и спорта.

Key words: motivation, military personnel, physical exercises, physical training, physical improvement, sport, physical culture and sport specialist.

Согласно опубликованным данным в настоящее время в Российской Федерации систематически занимаются физической культурой в той или иной форме от 4 до 12 % населения [3]. В связи с этим не удивляют данные Министерства здравоохранения и социального развития за 2009 год о том, что только 10% выпускников средних школ считаются вполне здоровыми [1]. При этом более 50% выпускников имеют ограничения к выбору профессии по медицинским показаниям, а до 40% городских призывников признаются «не годными» к военной службе [2].

Причина такой неутешительной статистики, на наш взгляд кроется в отсутствии действенной мотивации к занятиям физическими упражнениями, недостаточной пропаганде физической культуры и спорта и здорового образа жизни в детских дошкольных заведениях и, особенно, в школах. Подобной информации по различным социальным группам населения достаточно много, а исследований по рассматриваемой тематике, касающихся военнослужащих, недостаточно. Вместе с тем результаты таких исследований представляют интерес для планирования работы по физической подготовке в высших военных учебных заведениях.

Целью настоящей работы стало исследование отношения военнослужащих к занятиям физическими упражнениями и спортом до поступления на военную службу и во время службы, мотивов к физическому совершенствованию, в том числе самостоятельному, а также условий, необходимых для активизации занятий.

Было проведено анонимное анкетирование среди военнослужащих переменного состава - 27 курсантов 4-го курса (1 группа) и 69 курсантов 1-го курса (2 группа) и постоянного состава - 136 чел (3 группа) Ярославского высшего военного училища

противовоздушной обороны. Раздельно обработаны материалы всех трех групп. Статистическая обработка полученных данных позволила выявить следующие результаты.

Из числа курсантов 4-го курса до поступления в училище в 2014 году 24 чел. (88,9%) занимались преимущественно спортивными играми, единоборствами, легкой атлетикой и лыжными гонками, 19 человек имели спортивные разряды (КМС - 4 чел., I разряд - 9 чел. и II - III разряд - 3чел.).

Среди курсантов 1-го курса (2017 г.) году занимающихся в спортивных секциях было 60 чел. (87%), не занимающихся - 9 чел. (13%). Предпочтительные виды - те же, что и в предыдущей группе, а также плавание, потеснившее, легкую атлетику.

Полученные нами данные о количестве занимающихся физическими упражнениями курсантов 1-го курса, поступивших в училище в 2014 и в 2017 годах, практически одинаковы. Вместе с тем они значительно отличаются от статистических данных в целом по населению России. Различия объясняются, на наш взгляд, тем, что курсанты 1 -го курса заранее сделали выбор профессии, знали специфику военного вуза и готовились к поступлению. Свою роль сыграли изменения в армии и отношения к ней в обществе с приходом нового Министра обороны. Именно с 2012-2013 гг. началось возрождение высшего военного образования и интереса к нему молодежи.

В период обучения в Ярославском высшем военном училище самостоятельной физической тренировкой в обеих группах занимались практически все, однако, в спортивных секциях процент занимающихся у курсантов 4-го курса был выше, чем у курсантов 1-го курса (22,2 % против 8,7%). Причем 51,8% старшекурсников считают, что времени, выделяемого на тренировки в рамках служебного вре-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (52), 2018 мени достаточно, а остальным не хватает. У первокурсников ситуация иная: выделяемое время считают достаточным 85,5% курсантов, на нехватку времени ссылаются только 14,5 %. Объясняется это, на наш взгляд, недостаточной адаптированно-стью к условиям обучения в военном вузе и существенно возросшими нагрузками во всех сферах деятельности курсантов по сравнению со школой.

В успехах старшекурсников немаловажную роль сыграла активизация спортивной работы в вузе, особенно появление секций по легкой атлетике, спортивному ориентированию, гиревому спорту и возрождение спартакиады Воздушно-космических сил.

В стремлении курсантов к физическому совершенствованию и к занятиям спортом превалируют такие мотивы, как желание быть здоровым, иметь красивое телосложение и успех у девушек. Нельзя отрицать и материальной заинтересованности. Так, после вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации», практически все старшекурсники стали выполнять проверочные упражнения по физической подготовленности (в рамках зачетов и экзаменов по дисциплине «Физическая культура») на высший уровень. При этом, выполнение спортивного разряда или звания рассматривается, прежде всего, как фактор самоутверждения, мотив к дальнейшему совершенствованию.

Любопытными являются данные об отношении курсантов к утренней зарядке. Так, среди старшекурсников все осознают ее необходимость, но при этом только 51,8 % курсантов выполняют ее с желанием, 37,1 % - без желания, а 11,1% - лишь во исполнение приказа. 86,9% первокурсников выполняют зарядку сознательно, из них 78,2% с желанием, 4,3% - без желания и 4,3% - по приказу.

Любимым занятием на досуге 70% старшекурсников и 92,7 % первокурсников назвали спорт, но при этом только 8,7% курсантов 1-го курса, занимаются в секциях училища, у остальных интерес к спорту остается нереализованным. Причина - в отсутствии любимого вида спорта в училище и возможности заниматься по месту нахождения секции (вне училища).

Из 136 военнослужащих постоянного состава до поступления на военную службу физической подготовкой в той или иной форме занимались 64%, а 36 % - не занимались. На момент анкетирования физической тренировкой систематически занимались 94,9% военнослужащих, из них 77,9% - в служебное время, в том числе, 40,4% и во внеслужебное время, а 16,9% - только в свободное от службы время. Практически все военнослужащие занимаются самостоятельно, из них в спортивных секциях под руководством специалиста физической культуры только 5,8%, остальные - в небольших группах по интересам, видам спорта и индивидуально.

Утреннюю физическую зарядку делают только 39% военнослужащих. Остальные ссылаются на нежелание, отсутствие времени в связи с ранним началом рабочего дня и на другие причины.

К факторам, препятствующим полноценным систематическим занятиям физическими упражнениями, относят недостаточную в количественном и качественном отношении материальную базу, отсутствие специалистов по видам спорта и единомышленников (партнеров). Индивидуальные занятия и даже группами без специалиста малоэффективны, что, в свою очередь, негативно сказывается на желании продолжать занятия.

Полученные данные существенно отличаются от имеющихся в литературе. Так, выявлено, что среди военных педагогов белорусского института выявлено, что только 37% офицеров занимаются физической подготовкой в отведенное по регламенту время, причем 97% из них указывают на то, что привычка к занятиям сформировалась еще в период обучения в военном вузе и переросла во внутреннюю потребность. Проведенное исследование показало, что в нашем училище самостоятельной физической подготовкой в служебное и внеслужебное время систематически занимаются 94,9% офицеров. Из ответов на вопросы анкеты следует, что к стимулам совершенствования своей физической подготовленности 80,1% военнослужащих относят денежную надбавку, 28,7% - приказ вышестоящего начальства и 26,5% - угрозу потерять работу. При отмене денежной надбавки 47% продолжат заниматься в том же объеме - по-видимому, это военнослужащие с уже сформировавшейся внутренней позицией личности, 35,3% - сократят количество занятий, а 16,9% - прекратят занятия. Это проблемные военнослужащие, которые нуждаются в иной действенной мотивации.

Как известно, в формировании мотивации к любой деятельности, наряду с внутренней позицией личности, которая формируется путем внушения, познания, убеждения и подражания, первостепенное значение имеют потребности и объективные условия жизни. Для военнослужащего главной потребностью является здоровье и физическая подготовленность, факторы во многом, определяющие его работоспособность, боеготовность и, в конечном итоге, возможность продолжать службу.

Ряд авторов предлагают мотивировать проблемных военнослужащих новыми (хорошо забытыми старыми, но под другими интригующими названиями) видами физических упражнений -фитнес, кроссфит и т п. Эффективность такой мотивации весьма сомнительна. Смена «игрушек» может и привлечет к занятиям часть военнослужащих на какой-то период, но вряд ли поможет им достичь физической подготовленности необходимой для выполнения боевых задач согласно предназначению. В этой связи уместно вспомнить слова основателя современных Олимпийских игр Пьера де Кубертена: «Важно не само упражнение, а то, как вы его выполняете, с каким вниманием, с какой силой и, основное, для чего. Стимул практической пользы - здоровье!». На наш взгляд, значительно

важнее научить военнослужащего правильно выполнять упражнения, как с позиции биомеханики, так и методики. Очень важно помочь ему найти «свое» упражнение, в котором он сможет достичь наибольших успехов. А успехи, пусть даже небольшие, - это очень эффективная мотивация к дальнейшим занятиям.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Отношение всех рассмотренных групп военнослужащих к занятиям физическими упражнениями и спортом весьма позитивное и осознанное.

2. К эффективным мотивам совершенствования физической подготовки курсанты относят: активизацию спортивной работы в вузе, а военнослужащие постоянного состава - денежную надбавку.

3. В стремлении курсантов к занятиям физической подготовкой и спортом превалируют такие мотивы, как желание быть здоровым, иметь красивое телосложение и успех у девушек. Нельзя отрицать и материальной заинтересованности, но в первой тройке мотивов ее нет. Вместе с тем, выполнение спортивного разряда или звания рассматривается, прежде всего, как фактор самоутверждения, мотив к дальнейшему совершенствованию.

4. Фактором, препятствующим полноценным систематическим занятиям физическими упражнениями, является недостаточная в количественном и качественном отношении материальная база и отсутствие возможности продолжать совершенствоваться в избранном ранее виде спорта, а для военнослужащих постоянного состава - еще и отсутствие специалистов по видам спорта и единомышленников-партнеров.

5. Такой мотив к физической подготовке как: «осознание военнослужащими и обществом в целом важности военной службы; служба в армии должна быть честью для гражданина» еще не нашел должного признания в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Список литературы:

1. Гилазиева С.Р. Отношение взрослого населения к занятиям физической культурой (на примере г. Оренбурга). Вестник ОГУ № 2 (163), февраль 2014. - С.58-63.

2. Морозов М.А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний // учебное пособие - 2-е изд. доп. и испр. - СПб: СпецЛит, 2013. - 175 с. -ISBN 978-5-299-00535-6.

3. Щеголев В.А. Боевая и физическая подготовка иностранных армий // Информационная бюллетень - СПб: ВИФК, 2013. - 147 с.

ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА -КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Гаврилин Александр Васильевич Д.п.н., профессор, - зав.кафедрой воспитания ГАОУДПО ВИРО им. Л.И.Новиковой, г.Владимир Захаров Роман Геннадьевич

к.п.н., преподаватель, ГБПОУВО «ВОККИ»

АННОТАЦИЯ: Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 18-513-05003 Арм_а. В работе рассмотрены возможности использования русской народной культуры в целях воспитания гражданской компетентности. На примере традиционной организации жизни русской общины показаны пути становления гражданской позиции молодого поколения и доказана актуальность народных традиций в воспитательном процессе сегодня.

Ключевые слова: гражданская компетентность, воспитание, народная культура, традиции, национальные ценности.

ABSTRACT: The paper considers the possibility of using Russian folk culture for the purpose of education of civil competence. On the example of traditional organization of life of the Russian community shows the ways of formation of the civil position of the younger generation and proved the relevance of folk traditions in the educational process today.

Key words: civil competence, education, national culture, traditions, national values.

«Спор о формах правления есть спор о методах воспитания» (М.М. Сперанский) Во все времена и у всех народов, системы образования были направлены на воспитание граждан страны. Требования к гражданам менялись, но стратегическая цель - подготовить поколения, которые были готовы (и умели) защищать и развивать свою страну, оставалась всегда. Когда системы образования не справлялись с данной задачей - государства

деградировали, вплоть до исчезновения с исторической арены. Естественно, что подобные тенденции обостряются в ситуации духовного кризиса социума, когда не определены и соответственно не работают нравственные идеалы (духовные скрепы общества). Сегодня все СМИ всё чаще обращают внимание на недостаточную сформированность гражданской позиции российской молодежи и это является весьма тревожным симптомом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.