Научная статья на тему 'Мониторинг качества физической подготовки абитуриентов Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов (военного института)'

Мониторинг качества физической подготовки абитуриентов Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов (военного института) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
310
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / физическое воспитание / физическая подготовка / физическая подготовленность / спортивная подготовленность / качество физической подготовки / мониторинг качества физической подготовки / вооруженные силы рф / военная авиация / штурман / авиационное училище штурманов

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма А. Ф.

Мониторинг качества физической подготовки в Вооруженных Силах предполагает сбор, анализ, хранение и использование информации о качестве процесса физической подготовки и качестве ее результатов на всех уровнях и этапах профессионального становления. В статье дан анализ многолетних мониторинговых исследований уровня физической и спортивной подготовленности абитуриентов одного из вузов Минобороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The monitoring of physical preparation quality in the Armed Forces assumes gathering, analysis, storage and usage of information concerning the quality of the process of physical education and its results at all levels and stages of professional growth. The article gives the analysis of long-term researches of physical and sports preparation level of applicants for one of the institutes of higher education of Ministry of Defense.Е

Текст научной работы на тему «Мониторинг качества физической подготовки абитуриентов Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов (военного института)»

А. Ф. Кучма

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ ЧЕЛЯБИНСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА ШТУРМАНОВ (ВОЕННОГО ИНСТИТУТА)

Работа представлена Научно-исследовательским центром физической подготовки и спорта

Вооруженных Сил Российской Федерации.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент В. Г. Цыкунов

Мониторинг качества физической подготовки в Вооруженных Силах предполагает сбор, анализ, хранение и использование информации о качестве процесса физической подготовки и качестве ее результатов на всех уровнях и этапах профессионального становления. В статье дан анализ многолетних мониторинговых исследований уровня физической и спортивной подготовленности абитуриентов одного из вузов Минобороны.

The monitoring of physical preparation quality in the Armed Forces assumes gathering, analysis, storage and usage of information concerning the quality of the process of physical education and its results at all levels and stages of professional growth. The article gives the analysis of long-term researches of physical and sports preparation level of applicants for one of the institutes of higher education of Ministry of Defense.

В последние десятилетия в Вооруженных силах, как и в обществе в целом, значительно ухудшились условия для занятий физическими упражнениями. Снизился и общий уровень физической подготовленности военнослужащих. Из данных многолетних мониторинговых исследований явствует, что молодежь, изъявившая желание обучаться в вузах Минобороны, имеет достаточно низкий уровень физической и спортивной подготовленности. Материальная база вузов ввиду прекращения бюджетного финансирования в течение многих лет не ремонтируется, прекратилось строительство новых спортивных сооружений, курсанты теряют интерес к занятиям спортом. В то же время требования руководящих документов к уровню физической подготовленности, качеству теоретических знаний и организаторско-методических умений не снижаются, а постоянно возрастают.

В сложившейся обстановке перед специалистами физической подготовки и спорта вузов Минобороны возникают новые сложные задачи, связанные с повышением качества физической подготовки. В значительной степени эти задачи могут быть решены

за счет внедрения системы мониторинга, совершенствования системы управления физической подготовкой и спортом на различных ее уровнях.

Важнейшей задачей в этой связи выступает мониторинг качества физической и спортивной подготовленности абитуриентов вузов. Мониторинг физической подготовки военнослужащих, поступающих на службу в Вооруженные силы, выполняется с 1975 г. К проверке привлекаются молодые люди, призванные для прохождения срочной службы в воинских частях, а также абитуриенты вузов Минобороны. С 1998 г. проверка абитуриентов осуществляется в соответствии с Директивой заместителя министра обороны России, а с 2001 г. - в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

Проверка исходного уровня физической и спортивной подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы, осуществляется в период сдачи ими вступительных экза-

менов в соответствии с утвержденной Инструкцией. Согласно Инструкции молодые люди выполняют в спортивной форме одежды следующие упражнения: бег на 100 м, бег на 3 км, подтягивание на перекладине. Кроме того, в специально подготовленные ведомости с их слов заносятся данные об уме-

нии плавать, спортивной квалификации и специализации, наличии опыта занятий спортом (самостоятельно или в спортивных секциях), а также о характере их деятельности до поступления в вуз.

Социально-демографические характеристики абитуриентов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Социально-демографические характеристики кандидатов в курсанты Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов (военного института), полученные в 2000-2006 гг. (%)

Годы обследования Род занятий до поступления в вуз

учились в школе учились в колледже (техникуме) учились в суворовском училище (кадетском корпусе) работали не менее 6 мес. проходили срочную службу в ВС РФ

2000 69,6 6,7 9,0 4,0 10,7

2001 65,2 15,6 7,1 2,4 9,7

2002 78,1 2,4 6,6 1,8 11,1

2003 79,3 2,5 5,1 3,6 9,5

2004 77,6 6,8 4,4 2,2 9,0

2005 78,0 5,0 5,5 1,9 9,6

2006 79,8 4,2 5,1 1,6 9,3

Данные табл. 1 показывают, что курсантами вузов Минобороны становятся в основном молодые люди, только что окончившие учебные заведения или прошедшие службу в Вооруженных силах, т. е. те, кто был охвачен регулярными занятиями физической подготовкой. Процент молодых людей, имевших перерывы в таких занятиях более 6 месяцев, составляет 1,6-4,0% и не оказывает значительного влияния на общие показатели физической и спортивной подготовленности абитуриентов.

Как видно из табл. 2, изменение средних результатов по годам обследований на-

ходится в очень узком диапазоне. Достаточно высокие результаты в беге на 100 м по сравнению с результатами в беге на 3 км и подтягивании на перекладине могут свидетельствовать об отсутствии целенаправленного развития качества быстроты у юношей, даже занимающихся спортом.

В табл. 3 представлены данные, характеризующие средние результаты выполнения физических упражнений кандидатами в курсанты набора 2006 г. в зависимости от их спортивного опыта.

Как и в прошлые годы, численность абитуриентов, имеющих спортивные разря-

Таблица2

Средние результаты выполнения физических упражнений абитуриентами училища в 2000-2006 гг.

(М + т)

Год проверки Физические упражнения

Бег на 100 м (с) Бег на 3 км (мин, с) Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

2000 13,43±0,05 12,40±0,04 11,80±0,12

2001 13,62±0,04 12,44±0,03 11,80±0,11

2002 14,05±0,05 12,42±0,04 11,58±0,14

2003 14,12±0,05 12,45±0,04 11,25±0,14

2004 14,04±0,05 12,43±0,05 11,54±0,13

2005 14,06±0,06 12,46±0,04 11,57±0,15

2006 14,10±0,05 12,44±0,05 11,61 ±0,15

36 1

Таблица 3

Средние результаты выполнения физических упражнений кандидатами в курсанты набора 2006 года в зависимости от их спортивного опыта (М ± т)

Показатели спортивного опыта n Физические упражнения

Бег на 100 м (с) Бег на 3 км (мин, с) Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

Все обследуемые 288 14,09±0,01 13,02±0,01 10,27±0,03

Не занимались спортом 184 14,12±0,01 13,06±0,01 10,22±0,03

Не имели спортивных сазсядов 230 14,11 ±0,01 13,05±0,01 10,22±0,03

Занимались спортом, но не имели спортивных разрядов 46 14,02±0,04 12,50±0,04 10,43±0,07

Имели спортивные разряды 58 13,97±0,03 12,49±0,03 10,55±0,08

Занимались в спортивных школах 19 14,01 ±0,02 12,54±0,02 10,60±0,06

Имели:

юношеский разряд 13 13,68±0,07 12,35±0,08 11,19±0,27

III разряд 16 14,11 ±0,04 12,51 ±0,04 10,45±0,15

II разряд 19 13,99±0,04 12,49±0,03 10,52±0,11

I разряд 6 13,93±0,04 12,49±0,04 10,68±0,13

КМС 4 13,86±0,09 12,50±0,07 10,60±0,22

ды в 2006 г., в общей выборке составила около 15% от всех обследованных. Также отмечается тенденция улучшения средних результатов выполнения физических упражнений с приобретением спортивного опыта или с ростом спортивной квалификации. Абитуриенты, указавшие, что они спортом не занимались, во всех упражнениях имели худшие средние результаты по сравнению с теми, кто имел хоть какой-то спортивный опыт. Те абитуриенты, кто указал на занятия спортом, хотя и не имел спортивных разрядов, имели статистически достоверно лучшие средние результаты.

Влияние спортивного опыта на показатели физической подготовленности проявилось не в монотонном улучшении средних результатов от одной градации таблицы к другой, а в наличии такой тенденции. В связи с этим следует отметить некоторые особенности данных, представленных в табл. 3.

В первую очередь следует обратить внимание на неоднократно отмечавшийся «феномен» относительно лучших средних результатов выполнения физических упражнений абитуриентами, указавшими на наличие юношеского разряда, по сравнению

со спортсменами-разрядниками даже уров -ня I разряда.

Второй особенностью является не всегда более высокие средние результаты у абитуриентов, имевших звание кандидата в мастера спорта России.

Следует отметить среди абитуриентов училища и большую постоянную численность спортсменов II разряда и наименьшую - спортсменов юношеского разряда.

Однако сопоставление результатов вступительных экзаменов с нормативными требованиями по физической подготовке для курсантов 1-го курса (табл. 4) показывает неутешительную картину. Число неудовлетворительных оценок при повторной проверке через 2-3 месяца в беге на 3 км возрастает до 72%, число отличных оценок в подтягивании резко сокращается - с 65 до 4%. Наименее резкие изменения происходят в оценках качества быстроты - в беге на 100 м.

Наблюдения взаимосвязей между результатами выполнения различных физических упражнений показывает, что наиболее точно состояние общей физической подготовленности абитуриентов отражает уро -вень результатов в беге на 100 м.

Таблица 4

Количество оценок за выполнение физических упражнений абитуриентами в 2006 году

(n = 288 чел.)

Результаты Физические Оценки (%)

упражнения неуд. удовл. хор. отл.

бег на 100 м 11,3 25,8 33,5 29,4

показанные при поступлении бег на 3 км 21,4 31,7 28,2 17,7

подтягивание на перекладине 5,2 9,5 20,1 65,2

показанные при проверке через 3 месяца после бег на 100 м 20,1 51,6 20,0 8,4

бег на 3 км 71,5 12,7 7,3 8,5

поступления подтягивание на перекладине 26,7 61,4 7,6 4,3

Резюме. В результате проводимых исследований установлено, что:

• уровень физической подготовленности абитуриентов в разные годы обследований остается низким и относительно стабильным;

• более высокий уровень физической подготовленности наблюдается у абитуриентов, принятых на обучение, чем у тех, кто не смог сдать вступительные экзамены в вуз;

• уровень физической подготовленнос-

ти абитуриентов, которые имели перерыв между обучением в вузе и обучением в школе или службой в Вооруженных силах, достоверно ниже;

• наиболее высокие результаты по всем упражнениям проверки показывают молодые люди, имеющие спортивную подготовку на уровне II спортивного разряда, в то же время процент спортсменов-разрядни-ков постоянно снижается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.