Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / МОНОПОЛИЗАЦИЯ / ОТЗЫВ ЛИЦЕНЗИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / CREDIT SYSTEM / CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION / BANKING SERVICES / MONOPOLIZATION / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фёдоров Дмитрий Александрович, Щеглов Дмитрий Константинович, Тимофеев Вадим Иванович

Статья посвящена наметившейся тенденции к монополизации кредитной системы Российской Федерации и во многом носит дискуссионный характер. Авторами анализируются различные позитивные и негативные аспекты государственной монополизации рынка банковских услуг. Даются трактовки и пояснения официальной статистики ЦБ РФ по рассматриваемому вопросу. Приводится краткий обзор состояния рынка кредитования в России. Обосновывается вывод о том, что результаты политики и инициатив ЦБ РФ (в том числе связанных с внедрением различных цифровых платформ) во многом не соответствуют декларируемым целям. Приводятся примеры некоторых, зачастую искусственно созданных, сложностей, с которыми сталкиваются частные банки в РФ. Выдвигается и обосновывается ряд опасений, связанных с развитием рынка кредитования в стране. Одновременно приводятся примеры положительного влияния государственного регулирования на кредитную систему. В заключении предлагается к обсуждению тезис о том, что сложившиеся противоречия не позволяют в настоящее время делать какие-либо прогностические оценки среднесрочной и долгосрочной стратегий и возможных траекторий развития рынка кредитования в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND CONTRADICTIONS OF MONOPOLIZATION OF THE CREDIT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the emerging trend towards monopolization of the credit system of the Russian Federation, and this topic is being largely debatable. The authors analyze the various positive and negative aspects of the state monopolization of the banking services market. Interpretations and explanations of the official statistics of the Central Bank of the Russian Federation on the issue under consideration are given. A brief overview of the state of the lending market in Russia is given. The conclusion is substantiated that the results of the policies and initiatives of the Central Bank of the Russian Federation (including those related to the implementation of various digital platforms) largely do not correspond to the declared goals. Examples of some difficulties, often created artificially, encountered by the private banks in the Russian Federation are given. A number of concerns related to the development of the lending market in the country are put forward and substantiated. At the same time, examples of the positive impact of government regulation on the credit system are given. In conclusion, it is proposed for discussion the thesis that the current contradictions do not allow to make any prognostic assessments of mediumterm and long-term strategies and possible trajectories of the lending market in the country.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

университет итмо

Экономика

УДК 336.71

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.А. Фёдоров1, Д.К. Щеглов1, В.И. Тимофеев2

1 Акционерное общество «Конструкторское бюро специального машиностроения» Адрес для переписки: telumendil@yandex.ru, _dk@bk.ru

2Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Адрес для переписки: timofeev-vi@yandex.ru

Информация о статье:

Поступила в редакцию 20.06.2020, принята к печати 10.09.2020 Язык статьи - русский

Ссылка для цитирования: Фёдоров Д.А., Щеглов Д.К., Тимофеев В.И.. Проблемы и противоречия монополизации кредитной системы Российской Федерации // Экономика. Право. Инновации. 2020. № 3. С. 22-29.

Аннотация: Статья посвящена наметившейся тенденции к монополизации кредитной системы Российской Федерации и во многом носит дискуссионный характер. Авторами анализируются различные позитивные и негативные аспекты государственной монополизации рынка банковских услуг. Даются трактовки и пояснения официальной статистики ЦБ РФ по рассматриваемому вопросу. Приводится краткий обзор состояния рынка кредитования в России. Обосновывается вывод о том, что результаты политики и инициатив ЦБ РФ (в том числе связанных с внедрением различных цифровых платформ) во многом не соответствуют декларируемым целям. Приводятся примеры некоторых, зачастую искусственно созданных, сложностей, с которыми сталкиваются частные банки в РФ. Выдвигается и обосновывается ряд опасений, связанных с развитием рынка кредитования в стране. Одновременно приводятся примеры положительного влияния государственного регулирования на кредитную систему. В заключении предлагается к обсуждению тезис о том, что сложившиеся противоречия не позволяют в настоящее время делать какие-либо прогностические оценки среднесрочной и долгосрочной стратегий и возможных траекторий развития рынка кредитования в стране.

Ключевые слова: кредитная система, Центральный банк Российской Федерации, банковские услуги, монополизация, отзыв лицензии, конкуренция

PROBLEMS AND CONTRADICTIONS OF MONOPOLIZATION OF THE CREDIT SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

D. Fedorov1, D. Shcheglov1, V. Timofeev2

JSC «Konstruktorskoe byuro specialnogo mashinostroeniya» Corresponding authors: telumendil@yandex.ru, _dk@bk.ru 2Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation Corresponding authors: timofeev-vi@yandex.ru

Article info:

Received 20.06.2020, accepted 10.09.2020 Article in Russian

For citation: D. Fedorov, D. Shcheglov, V. Timofeev. Problems and contradictions of monopolization of the credit system of the Russian Federation. Ekonomika. Pravo. Innovacii. 2020. No. 3. pp. 22-29.

Abstract: This article is devoted to the emerging trend towards monopolization of the credit system of the Russian Federation, and this topic is being largely debatable. The authors analyze the various positive and negative aspects of the state monopolization of the banking services market. Interpretations and explanations of the official statistics of the Central Bank of the Russian Federation on the issue under consideration are given. A brief overview of the state of the lending market in Russia is given. The conclusion is substantiated that the results of the policies and initiatives of the Central Bank of the Russian Federation (including those related to the implementation of various digital platforms) largely do not correspond to the declared goals. Examples of some difficulties, often created artificially, encountered by

the private banks in the Russian Federation are given. A number of concerns related to the development of the lending market in the country are put forward and substantiated. At the same time, examples of the positive impact of government regulation on the credit system are given. In conclusion, it is proposed for discussion the thesis that the current contradictions do not allow to make any prognostic assessments of medium-term and long-term strategies and possible trajectories of the lending market in the country.

Keywords: credit system, Central Bank of the Russian Federation, banking services, monopolization, competition

Введение. Развитие интеграционных процессов повышает зависимость экономики России и особенно состояния национальной денежно-кредитной системы от конъюнктуры мирового рынка и экспортно-сырьевой направленности. В этих условиях трудно переоценить значимость формирования и реализации единой государственной денежно-кредитной политики в преодолении нарастающей внешней зависимости экономики России и угроз национальным интересам в денежно-кредитной сфере.

Сложно представить современную рыночную экономику без развитой кредитной системы, обеспечивающей удовлетворение растущих потребностей экономики, бизнеса и населения в банковских услугах. Обилие рекламных предложений создает впечатление бурного развития рынка кредитования в России, но при более детальном рассмотрении вопроса всё оказывается не так однозначно.

В сложившейся двухуровневой банковской системе государства Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) выполняет руководящую и регулирующую функцию, обеспечивая эмиссию денег, а непосредственно кредитованием населения и юридических лиц занимается множество различных государственных и частных независимых банков. Наличие, казалось бы, конкурентной среды позволяет потребителям выбирать наиболее выгодные для себя условия. Однако в настоящее время банки не спешат снижать ставки по кредитам, опасаясь высоких рисков неисполнения заемщиками своих обязательств, а также в связи с наметившейся тенденцией монополизации кредитной системы.

Актуальным проблемным вопросам формирования и реализации кредитно-финансовой политики ЦБ РФ посвящены многочисленные публикации в специализированных изданиях, в особенности периоди-

ческих, в которых проводится глубокий и предметный анализ деятельности ЦБ РФ по отдельным направлениям [1-3], существующим проблемам [4-8], взаимодействию ЦБ РФ с центральными и региональными банками [9], тенденциям развития системы кредитования промышленности, бизнеса и населения страны [10].

Целью исследования авторов является выявление и анализ различных аспектов государственной монополизации рынка банковских услуг, в первую очередь кредитной системы РФ.

Основная часть. Цели и инструменты денежно-кредитной политики с начала 1990-х гг. до настоящего времени формируются в пределах компетенции ЦБ РФ. Они носят преимущественно монетарный характер -обеспечение «устойчивого снижения инфляции и поддержания ее на низком уровне» с использованием, в основном, инструментария денежной политики, часто в ущерб повышению кредитного потенциала. Используются преимущественно рыночные инструменты: процентные ставки по операциям ЦБ РФ, нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ (резервные требования), валютные интервенции, рефинансирование кредитных организаций, операции на открытом рынке.

С 1995 г. ЦБ РФ прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С 2001 г. федеральный бюджет России составляется с профицитом, обеспечивая рост государственных финансовых резервов, ограничивая одновременно финансовые ресурсы развития экономики (спрос) и обеспечивая рост денежных ресурсов (обязательств) ЦБ РФ [11].

Начиная с 2008 года, ЦБ РФ ежегодно отзывает в среднем 50-100 лицензий у него-

сударственных банков. В частности, осенью 2017 года крупнейший в России частный Банк «Открытие» (4-ое место по размеру активов), а также Бинбанк (11-ое место) перешли под контроль ЦБ РФ, а с 01.01.2019 года объединились под брендом «Открытие». Отзыв лицензий у негосударственных банков, как правило, сопровождается достаточно

агрессивным информационным воздействием через СМИ, что приводит к падению доверия у значительной части населения к негосударственным банкам, которые массово теряют клиентов. Динамика изменения количества лицензированных банковских организаций в России за 2008-2019 годы приведена на Рисунке 1.

Рисунок 1. Количество лицензированных банковских организаций в России за период 2008-2019 гг. на основе [12]

Следует отметить, что ещё летом 2018 года ЦБ РФ официально заявил, что в каждом из видов финансовых услуг, в том числе и кредитных, доминирующее положение занимают Сбербанк и его ближайший конкурент ВТБ, и озвучил ряд мер, призванных изменить сложившуюся ситуацию [18]. В частности, предполагалось запретить банкам указывать в рекламе информацию об участии государства в их капитале. Однако, в настоящее время на сайте Сбербанка приведена информация о том, что 52,32% от общего количества голосующих акций банка принадлежит РФ [16]. На сайте ВТБ указано, что государству принадлежит 60,9% его акций [17]. Таким образом, можно констатировать, что запланированные ЦБ РФ меры до настоящего времени реализованы не в полном объеме.

Подобные тенденции являются лишь следствием происходящих в стране экономических процессов. Аналитики международного рейтингового агентства Moody's оценивают долю госсектора в российской экономике в 40-50% [13]. Если изначально ЦБ РФ как регулятор вовсе не решал вопро-

сы кредитования (с этим разбирался рынок), то сегодня он контролирует уже до 40% кредитных портфелей российских банков.

Тем не менее, международный валютный фонд (МВФ) полагает, что правительству РФ необходимо усилить регулирование банковского сектора, а государственным органам следует и далее укреплять банковский надзор и регулирование [8]. В самом деле, за время монополизации динамика в банковском секторе была, безусловно, положительной. Об этом убедительно свидетельствует изменение уровня доходности российских банков и объема выданных ими кредитов за 2008-2019 годы, представленное на Рисунке 2.

Анализ Рисунка 2 позволяет заключить, что в стране идет экономический рост, наблюдается восстановление рентабельности банков, кредиты доступны, а потребительский рынок и вовсе бьет все рекорды.

Таким образом, можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны: ЦБ РФ просто навел порядок в разваливающейся системе, а жесткость принимаемых мер оправдывается их эффективно-

стью. Чистый отток ресурсов за последние годы испытали почти 47% банков [20], но своевременные действия ЦБ РФ помогли

Доходы

(В процентах)

справиться с «пузырем» потребительских кредитов, надутым безответственными частными банками.

Рисунок 2. Изменение уровня доходности российских банков и объема выданных ими кредитов за период 2008-2019 гг.

на основе [12]

Однако важно учитывать, что МВФ также подчеркивает необходимость для правительства РФ разработать стратегию возвращения «оздоровленных» банков в частные руки, а также стремится к усилению конкуренции между банками. И вот этого как раз не наблюдается.

Действительно, официально ЦБ РФ запускает ряд инициатив, направленных на усиление конкуренции в банковской системе (единая биометрическая система (ЕБС) и системы быстрых платежей (СБП) в 2019 году, Маркетплейс в 2020 году) [20]. Официальная позиция такова, что данные инициативы должны ослабить позиции крупных банков, увеличив возможности мелких и средних. Реальная картина, к сожалению, отличается от декларируемой. Так, например, банки должны были потратить значительные средства на интеграцию с СБП, но не смогли окупить затраты на вложения, поскольку ЦБ РФ обязал их установить нулевые тарифы на переводы. Предполагалось, что подключение к СБП обеспечит банкам приток новых средств, который окупит первоначальные вложения. В итоге подавляющее большинство банков столкнулось с оттоками средств через СБП. Такие банки

были вынуждены вводить комиссии в размере 1%, что лишь усугубило их незавидное положение.

Зарегулированность банковского сектора со стороны ЦБ РФ представляется чрезмерной. В таких условиях нишевым и региональным банкам очень сложно конкурировать на одной площадке с ведущими игроками. А если учесть, что ЦБ РФ, по сути, представляет интересы госбанков - о конкуренции говорить не приходится. В итоге из-за заведомо неравных условий частные банки делают ставку на усиление специализированных услуг. Они пытаются создавать удобные сервисы для работы с малым бизнесом. Но у госбанков настолько большая часть рынка пластиковых карт, что они могут поддерживать такой низкий уровень тарифов, который оказывается убыточным для других банков. Ведь малые банки платят комиссии за переводы госбанкам, а последние - сами себе. И подобных примеров неравных условий на рынке банковских услуг множество. Кроме того, подавляющее большинство потребителей банковских услуг отдают предпочтение цене услуги, которая почти всегда побеждает качество.

В 2020 году ЦБ РФ запускает площадку

дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов и услуг Маркетплейс [20], которая позволит клиентам дистанционно открывать счета и брать кредиты в любом банке. С одной стороны, это снизит конкурентные преимущества банков с большой сетью отделений (прежде всего, Сбербанка). А с другой стороны, это позволит небольшим банкам привлечь больший поток клиентов за счет повышения ставок по вкладам и снижения требований к выдаче кредитов на сверхвыгодных условиях. Фактически, сегодня у небольших банков уже нет выбора -они вынуждены рисковать, чтобы привлечь средства. Но, как известно, большинство рискующих банков - это всегда будущие клиенты Агентства по страхованию вкладов (АСВ), что с большой долей вероятности означает отзыв лицензии.

Рациональным решением представляется следующие: вначале следует дать возможность технологии развиться, а уже потом ее регулировать с учетом выявившихся реальных проблем. Однако ЦБ РФ предпочитает действовать иначе, причем официальные заявления нередко расходится с реальными делами. Руководство ЦБ РФ неоднократно заявляло, что сверхмощные экосистемы, в которые превращаются доминирующие банки - это будущее финансовой системы. Одновременно с этим отмечалось, что цифро-

вые финансовые монополии на рынке нежелательны [14].

Разумеется, многие респонденты считают, что консолидация рычагов управления банковской системой в руках государства -это хороший и стабильный вариант. Тактически так и есть: государственное регулирование минимизирует риски потребителей. Тем более что в плане повышения качества обслуживания госбанки сделали большой шаг вперед. Однако стратегически, глядя в перспективу, отсутствие конкуренции сильно отразится на клиентах, у которых просто не останется никакого выбора.

Разумеется, есть аргументы и в пользу того, что деятельность банков должна жёстко контролироваться государством, не допускающим проведения незаконных операций и пресекающим возникновения периодических кризисов. Кроме того, если кредитование физических лиц активно развивается, то с корпоративным кредитованием всё гораздо сложнее. Получить заём юридическому лицу весьма непросто: необходимо предоставить банку множество справок и документов, что само по себе не гарантирует выдачу кредита. Госбанки обещают упростить систему корпоративного кредитования, и, казалось бы, действительно достигают этой цели (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Изменение годового прироста корпоративного кредитного портфеля

за период 2014-2019 гг. на основе [15, 23]

Важно отметить, что приведенный на Рисунке 3 график может быть неверно истолкован. Дело в том, что изначально именно требования ЦБ РФ значительно снижали мотивацию частных банков при обслуживании корпоративных клиентов. Задача регулятора по определению - создавать условия для развития инноваций, оказывать помощь частным инициативам, а не выступать их тормозом. Очевидно, что существующий конфликт интересов внутри регулятора не может быть решен простыми мерами. В этой связи совершенно непонятно, как ЦБ РФ будет достигать, например, целей по снижению инфляции, не ограничивая кредитование. А ведь сокращение сегмента кредитования негативно отразится на доступности инвестиционных средств, а также снизит темпы роста экономики.

Российская Федерация в лице Министерства финансов 10.04.2020 г. приобрела у ЦБ РФ контрольный пакет акций Сбербанка - 50% от уставного капитала, или 52,32% от общего количества голосующих акций банка [17]. Однако замена контролирующего акционера вряд ли приведет к смене стратегии самого Сбербанка - зачем реорганизовывать то, что успешно работает? Да и всех противоречий в действиях ЦБ РФ этот шаг, естественно, не снимет. Факт продажи, скорее всего, свидетельствует о том, что государство, не опасаясь конкуренции на «вычищенном» ЦБ РФ «финансовом поле», взяло на себя контроль над крупнейшим банком страны.

В сложившейся экономической ситуации госбанки либо начнут получать сверхприбыль за счет нефинансового сектора экономики, либо превратятся в «квазигосучреждения», безынициативно оказывающие услуги посредственного качества, обеспечивая необходимый уровень рентабельности за счет государственной поддержки. В этом случае очередной банковский кризис будет вызван не «пузырями» розничных и валютных кредитов, а бездумным кредитованием банками своих акционеров и банальном выводе застрахованных АСВ активов. Едва ли ЦБ РФ станет отзывать лицензию даже у неэффективных государственных

банков, а государственные фонды наверняка будут направлены на санацию госбанков в ущерб частных банков.

Однако события последнего времени, связанные с пандемией коронавируса и резким снижением цен на нефть, позволили ЦБ РФ реализовать широкий комплекс мер, направленных на поддержание способности финансового сектора предоставлять необходимые ресурсы экономике [22]. Эти меры включают, в частности, шаги по защите кредитных интересов граждан, малого и среднего бизнеса, финансовых организаций и акционерных обществ. Учитывая жесткий контроль ЦБ РФ кредитной системы страны, следует полагать, что данные меры во многом будут выполнены. Несомненно, что тут наблюдается позитивная функция монополизации банковской системы.

В любом случае на наших глазах рождается финансовая сверхмонополия на государственной платформе: ЦБ РФ, по сути, создает инфраструктуру, способную заменить собой все банки страны. Такая тенденция настораживает инвесторов, и даже ведущие участники рынка расходятся с государством в стратегическом видении перспектив развития. Кроме того, формируемая сверхмонополия, подкрепленная законодательно, едва ли способна обеспечить развитие и конкуренцию подходов.

Выводы. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к монополизации кредитной системы РФ, что, в свою очередь, вряд ли позволит создать эффективную конкурентную среду на рынке банковских услуг. С другой стороны, усиление за прошедшее двадцатилетие государственного регулирования обеспечило стабильность банковского сектора.

Таким образом, представленный в статье краткий обзор текущего состояния рынка потребительского кредитования в РФ свидетельствует о том, что наличие как положительных, так и отрицательных факторов, связанных с монополизацией банковского сектора экономики, не позволяет сделать каких-либо достоверных выводов о среднесрочной и долгосрочной стратегиях, тенденциях и возможных прогнозах его развития.

Список литературы:

1. Банк России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/dkp

2. Статистический бюллетень Банка России. 1998-2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/statistics/bbs/statisti cheskiy-byulleten-banka-rossii/

3. Сайбель Н.Ю. Современное состояние банковского сектора России в условиях санкций // Молодой ученый. 2017. № 1 (135). С. 257-260.

4. Голик Д.В. Отзыв лицензий у банков как путь к монополизации банковского сектора // Молодой ученый. 2016. № 30 (134). С.179-181.

5. Bankir.ru. Информационное агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// bankir.ru/rating

6. Хандруев А.А., Васильев А.Г. Банковская система Российской Федерации в посткризисный период: проблемы и решения // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2010. № 3. С.11-30.

7. Перехожев В.А. Монополизация - структурообразующий фактор банковской системы РФ // Финансы и кредит. 2000. № 8 (68) . С.54-58.

8. Давыдова Л.В, Гордина В.В. Проблемы банковского сектора России на фоне мирового финансового кризиса // Финансы и кредит. 2010. № 31 (415). С. 2-7.

9. Взаимодействие ЦБ РФ с другими субъектами банковского права [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infopedia.su/16xa358.html

10. Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Эволюция российской банковской системы // Финансы и кредит. 2013. № 21 (549). С.19-28.

11. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

12. Доклад МВФ по стране № 19/260, июль 2019 года // Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.imf.org/ ru/Search#q= 19%2F260&sort=relevancy

13. Монополизация и «дирижизм»: за что Moody's раскритиковал экономику России // РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/02/2019/5c7276d6 9a7947a62be84e98

14. Набиуллина заявила о риске «мощных» экосистем на фоне продажи Сбербанка // РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/13/02/2020/5e4532f9 9a7947425951b1ab

15. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 г

References:

1. Bank of Russia. Official site. Available at: http://www.cbr.ru/dkp (in Rus)

2. Statistical Bulletin of the Bank of Russia. Available at: https://cbr.ru/statistics/bbs/statisti cheskiy-byulleten-banka-rossii/ (in Rus)

3. N. Saybel. The current state of the banking sector in Russia under sanctions. Molodoy uchyoniy. 2017. No.1 (135). pp. 257-260 (in Rus)

4. D. Golik. Revocation of licenses from banks as a way to monopolize the banking sector. Molodoy uchyoniy. 2016. No. 30 (134). pp.179-181. (in Rus)

5. Bankir.ru. Information Agency. Available at: http:// bankir.ru/rating (in Rus)

6. A. Khandruev, A.Vasiliev. The banking system of the Russian Federation in the post-crisis period: problems and solutions. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analis, Praktika. 2010. No. 3. pp. 11-30 (in Rus)

7. V. Perekhozhev. Monopolization is a structure-forming factor in the banking system of the Russian Federation. Financy i credit. 2000. No. 8 (68). pp. 54-58 (in Rus)

8. L. Davydova,V. Gordina. Problems of the Russian banking sector amid the global financial crisis. Financy i credit. 2010. No. 31 (415). pp. 2-7 (in Rus)

9. Interaction of the Central Bank of the Russian Federation with other subjects of banking law. Available at: https://infopedia.su/16xa358.html (in Rus)

10. O. Ovchinnikova, N. Ovchinnikova. Evolution of the Russian banking system. Financy i credit. 2013. No. 21 (549). pp. 19-28 (in Rus)

11. V. Senchagov. Economic security of Russia: General course: Textbook. Ed. V. Senchagov. 2nd ed. M.: Delo. 2005. 896 p. (in Rus)

12. IMF report on the country No. 19/260, July 2019. Official website. Available at: https://www.imf.org/ru/Search#q=19%2F260&sort =relevancy (in Rus)

13. Monopolization and "dirigism": why Moody's criticized the Russian economy. RBK. Available at: https://www.rbc.ru/economics/ 25/02/2019/5c7276d 69a7947a62be84e98 (in Rus)

14. Nabiullina has announced the risk of "powerful" eco-systems against the background of the sale of Sberbank. Available at: https://www.rbc.ru/finances/ 13/02/2020/5e4532f9 9a7947425951b1ab (in Rus)

15. Main directions of the unified state monetary policy for 2020 and the period 2021 and 2022. Offi-

и период 2021 и 2022 годов // Официальный сайт Банка России. Ноябрь 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/Content/ Document/File/87358/on_2020(2021 -2022) .pdf

16. Официальный сайт ПАО «Сбербанк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www .sberbank.com/ru/investor-relations/sha re-profile

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Официальный сайт ВТБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vtb.ru/ akcionery-i-investory/raskrytie-informacii/struktura-akcionernogo-kapitala/

18. Эльвира Набиуллина против гегемонии госбанков // Реальное время [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/ 101907-cb-zayavil-o-monopolii-na-bankovskom-ry nke

19. В МВФ заявили о необходимости продолжения расчистки банковского сектора России // Парламентская газета [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.pnp.ru/economics/v-mvf-zayavili-o-neobkhodimosti-prodolzheniya-raschistki-bankovskogo-sektora-rossii.html

20. Как Банк России правила игры меняет // Независимая газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.yandex.ru/turbo?text=http%3 A%2F%2Fwww.ng.ru%2Fideas%2F2020-02-06%2 F5_7786_banks.html

21. Эксперты зафиксировали отток средств населения у половины банков в России. Переток денег к лидерам рынка увеличивает риски отзыва лицензий у небольших игроков. // РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/ finances/29/08/2019/5d64fc1a9a 794737fb7da42f

22. Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса. 20 марта 2020 года // Официальный сайт ЦБР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru/ press/PR/?file=20032020_133645if2020-03-20T13_ 36_08.htm

23. Ситуация в российской экономике и кредитно-денежная политика // Официальный сайт Банка России. Июнь 2020 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cbr.ru/collection/col lection/file/27985/2020_june.pdf

cial website of the Bank of the Russian Federation. November, 2019. Available at: https://cbr.ru/ Con-tent/Document/File/87358/on_20 20(2021 -2022).pdf (in Rus)

16. Official website of PAO «Sberbank». Available at: https: //www .sberbank .com/ru/investor-relations/ share-profile (in Rus)

17. Official website of VTB. Available at: https://www.vtb.ru/ akcionery-i-investory/raskrytie-informacii/struktura-akcionernogo-kapitala/ (in Rus)

18. Elvira Nabiullina against the hegemony of state banks. Realnoye vremya. Available at: https://realnoevremya.ru/articles/ 101907-cb-zayavil-o-monopolii-na-bankovskom-rynke (in Rus)

19. The IMF said about the need to continue the clearing of the banking sector in Russia. Parlamentskaya gaseta. Available at: https://www.pnp. ru/economics/v-mvf-zayavili-o-neobkhodimosti-pro dolzheniya-raschistki-bankovskogo-sektora-rossii. html (in Rus)

20. How the Bank of Russia changes the rules of the game. Nesavisimaya gaseta. Available at: https://www.yandex.ru/turbo?text=http%3 A%2F%2 Fwww.ng.ru%2Fideas%2F2020-02-06%2 F5_7786_ banks.html (in Rus)

21. Experts have recorded the outflow of funds from half of the banks in Russia. The flow of money to market leaders increases the risk of revocation of licenses from small players. RBK. Available at: https://www.rbc.ru/ finances/29/08/2019/5d64fc1a9a 794737fb7da42f (in Rus)

22. The Bank of Russia has approved measures to support citizens, the economy and the financial sector in the context of the coronavirus pandemic. March 20, 2020. Official website of CBR. Available at: https://www.cbr.ru/press/PR/?file=20032020_133 645 if2020-03-20T13_ 36_08.htm (in Rus)

23. The situation in the Russian economy and monetary policy. Official website of the Bank of Russia. Available at: https://www.cbr.ru/collection/ collec-tion/file/27985/2020_june.pdf (in Rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.