Научная статья на тему 'Проблемы и противоречия функционирования муниципальной службы России'

Проблемы и противоречия функционирования муниципальной службы России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
943
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ПРОБЛЕМЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипов Петр Иванович, Толмачев Владислав Павлович, Дахкильгов Ислам Багаудинович

В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам и противоречиям функционирования муниципальной службы. В статье рассмотрены проблемы, которые препятствуют улучшению и функционированию муниципальной службы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND CONTRADICTIONS FUNCTIONING MUNICIPAL SERVICES RUSSIA

Nowadays, more and more attention is paid to the problems and contradictions of the functioning of the municipal service. In thе article discussed and examined by the problems that hinder the improvement and operation of municipal service in Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы и противоречия функционирования муниципальной службы России»

УДК 352

П.И. Осипов В.П. Толмачев И.Б. Дахкильгов

Аннотация. В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам и противоречиям функционирования муниципальной службы. В статье рассмотрены проблемы, которые препятствуют улучшению и функционированию муниципальной службы России. Ключевые слова: муниципальная служба, проблемы, противоречия.

ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

Peter Osipov Vladislav Tolmachev

Islam Dakhkilgov

Первая группа противоречий порождается деятельностью муниципальной службы одновременно и в интересах органов государственной власти, и в интересах населения своего муниципального образования. Государственная власть не всегда действует исходя из особенностей местных сообществ, а муниципальные служащие обязаны их учитывать и согласовывать. Профессиональная деятельность муниципальных служащих связана с реализацией нужд населения, в то же время присутствует определенное давление со стороны государственной власти.

Вторая группа противоречий связана с тем, что в силу молодости муниципальной службы для большинства граждан она неотделима от государственной службы. Процесс становления муниципальной службы как профессии в нашем обществе еще не закончен. Знания, навыки, умения, профессиональные нормы и ценности только развиваются в муниципальной службе, в связи с этим результаты ее деятельности не всегда отвечают интересам и потребностям современного общества.

Третья группа противоречий порождается многообразием проблем граждан на уровне муниципального образования, требующих неформального и творческого подхода к их решению, и высоким уровнем стандартизации деятельности муниципальных служащих, границы и содержание которой четко определены законом.

Четвертая группа противоречий определяется положением о финансово-экономической независимости муниципальной службы. За муниципальными служащими закреплен значительный перечень обязанностей, но многие муниципалитеты не имеют собственных финансовых средств на их исполнение [1].

Все эти противоречия порождаются неразвитостью муниципальной службы, ее неспособностью действовать в интересах местного сообщества, обеспечивать нужды населения и самих муниципальных служащих. Из самых распространенных подходов к профессии является ее понимание как вида трудовой деятельности, являющегося источником существования и требующего определенной квалификации. В муниципальной службе сегодня сложились все основные атрибутивные признаки профессии, а именно:

— она осуществляется на постоянной основе, что обеспечивается обязательным заключением трудового договора с каждым муниципальным служащим;

— имеются установленные гарантии пребывания в должности;

— муниципальные служащие регулярно получают заработную плату, средства на которую направляются из бюджета муниципального образования;

© Осипов П.И., Толмачев В.П., Дахкильгов И.Б., 2014

— для занятия должностей в муниципальной службе требуется наличие специальных знаний, умений, навыков на основе профессионального образования.

Отличительные признаки профессии муниципального служащего вытекают из функций и содержания деятельности муниципальных органов власти. К основным признакам можно отнести следующие:

— цель деятельности муниципальных служащих - служение интересам местного населения. Само население делится на группы, что требует от муниципальных служащих согласовывать интересы и потребности различных социальных групп;

— объективную оценку профессиональной деятельности муниципальных служащих может дать только население;

— муниципальные служащие обязаны осуществлять максимально открытую профессиональную деятельность в форме постоянного взаимодействия с населением;

— муниципальные служащие по сравнению с государственными служащими действуют в условиях меньшей формализации профессиональной деятельности;

— муниципальные служащие имеют определенный уровень профессиональной культуры;

— решение многообразных проблем населения муниципального образования обусловливает необходимость освоения и использования муниципальными служащими прежде всего управленческой деятельности [5]. Необходимо отметить, что муниципальная служба относится к типам профессий «человек-человек», по Е.А. Климову [3]. Данный тип профессий характеризуется стремлением к общению с людьми, умением понимать других людей, хорошо разбираться во взаимоотношениях с людьми, речевой культурой, навыками взаимодействия с людьми, наблюдательностью, высоким уровнем самоконтроля. Перечисленные навыки способствуют муниципальным служащим в осуществлении в первую очередь управленческой деятельности.

На основании указанных признаков можно констатировать, что муниципальные служащие образуют в современной России отдельную профессиональную общность, которая существует в органах местного самоуправления. В соответствии с федеральным и областным законодательством о муниципальной службе, не все работники местного самоуправления являются муниципальными служащими.

При изучении муниципальной службы как вида профессиональной деятельности в современной России мы также можем обнаружить ряд противоречий:

— во-первых, сегодня требования к уровню профессионализма муниципальных служащих, отраженные в должностных инструкциях, расходятся с реальным состоянием этой профессиональной группы. Несоответствие знаний, навыков и умений желаемым порождает низкое качество услуг, предоставляемых служащими гражданам;

— во-вторых, в рамках конкретных организаций наблюдается наличие профессиональных групп - как формальных (отделов, комитетов), так и неформальных (кружков, сообществ), объединенных общими целями и интересами. В результате возможен конфликт интересов среди работников муниципальной службы;

— в-третьих, в силу лоббирования своих интересов местными политическими и экономическими группами осуществление профессиональной деятельности служащими муниципальных органов власти может идти вразрез с интересами населения муниципального образования.

В связи с социальной значимостью труда муниципальных служащих, важностью выполняемых ими функций возрастают требования к эффективности, качеству, востребованности их труда. От работника требуются не только исключительно глубокие знания в области управления, права, экономики, психологии, социологии и других наук и дисциплин, но и наличие высокоразвитых профессиональных норм и ценностей. В современной России контроль над профессиональной деятельностью

муниципальных служащих осуществляется прежде всего в отношении их профессионализма и компетентности [4].

В муниципальной службе постепенно формировалась и развивалась база профессиональных знаний, совершенствовались навыки работы. Требование к определенному уровню и профилю образования сегодня является необходимым для муниципальных служащих. Необходимо учитывать, что первоначально кадровый состав муниципальной службы формировался из представителей различных профессий.

Отметим, что именно профессиональная культура - мера освоения работником своей профессии. Профессиональная культура через свои элементы - нормы, ценности, обычаи - регулирует профессиональную деятельность служащих, обеспечивая определенное отношение людей к своим профессиональным обязанностям. Только при высоком уровне развития профессиональной культуры муниципальные служащие могут полностью идентифицировать себя со своей профессией, заинтересованно осуществлять свою профессиональную деятельность, обеспечивая высокую производительность и качество труда.

Тот факт, что профессиональная культура российских муниципальных служащих недостаточно развита, подтверждают данные опросов. Так, недовольны состоянием профессиональной культуры муниципальных служащих 75 % населения [2]. При этом большинство респондентов из числа неудовлетворенных уровнем профессиональной культуры служащих отмечали, что лично встречались с формальным отношением служащих к своим обязанностям - 35 %, протекционизмом - 15 %, грубым или невнимательным обращением - 9 %, отсутствием необходимых знаний - 5 %. Но не все граждане имеют только негативный опыт взаимодействия с муниципальными служащими. Среди положительных аспектов профессиональной деятельности муниципальных служащих часть граждан отметили желание служащих помочь и разобраться в ситуации - 19 %, приветливость и доброжелательность -14 %, высокий профессионализм - 9 % и высокую скорость работы - 8 % [6]. В большинстве случаев население при взаимодействии с муниципальными служащими остается неудовлетворенным результатами их профессиональной деятельности. Вместе с тем в ходе исследования был установлен и тот факт, что мнение значительной части населения о служащих сформировалось не под воздействием личных контактов, а посредством СМИ, через общение со знакомыми и на основе стереотипных образов, представленных в фильмах.

Муниципальная служба является общественно значимой профессией, назначение муниципальных служащих - действовать в интересах населения муниципального образования. На основе социологического исследования можно выделить основные типы мотивации, характерные для муниципальных служащих.

Первый тип мотивации, выявленный у муниципальных служащих, - инструментальная мотивация, которая характерна для 50 % респондентов. При инструментарной мотивации работникам важно знать, что за свой труд они получат вознаграждение, как правило определенную сумму денег, карьерное продвижение или признание со стороны руководства. Для таких служащих демотивирую-щими факторами могут быть медленное карьерное продвижение и непродуманная система оплаты труда.

Второй тип мотивации - недостижительный. Такая мотивация характерна почти для 30 % респондентов. При недостижительной мотивации работник не нацелен на содержательные мотивы труда: ответственность, трудовые достижения, общественную полезность, большой заработок - а работает просто потому, что на данном месте более низкий уровень ответственности, небольшой, но гарантированный заработок, или работает просто по привычке.

И третий тип мотивации, характерный для муниципальных служащих, - это профессиональная мотивация. К профессионально мотивированным служащим можно отнести чуть более 20 % рес-

пондентов. Этот тип мотивации является наиболее желательным в деятельности муниципальных служащих, так как при профессиональной мотивации работник стремится к профессиональному самосовершенствованию.

Итак, в настоящее время доля тех, чье призвание - муниципальная служба, несравнимо мала по сравнению с общим числом служащих. Большая часть служащих не ощущают свою профессию призванием, а рассматривают ее прежде всего как источник стабильного и гарантированного дохода (что сегодня характерно, к сожалению, для нашего общества в целом). В результате такого подхода служащих к обязанностям и возникает формальное отношение к делу.

Сегодня муниципальная служба как профессия формально утвердилась, но выполнение профессиональных обязанностей служащими находится на недостаточном уровне. Формальное соблюдение закона и протекционизм, к сожалению, становятся типичными для служащих, и это происходит из-за того, что требования к ним со стороны закона расходятся с ценностями, нормами и другими элементами их профессиональной культуры. В идеальной модели предполагается, что муниципальные служащие должны любить свою профессию, должны быть заинтересованными в ее оптимизации и своем профессиональном развитии, эти ценности должны быть закреплены в муниципальной службе.

Именно поэтому в муниципальной службе сегодня требуется прежде всего развитие неформальных норм и ценностей, а также совершенствование законодательной базы данной профессиональной общности. Только в таком случае можно обеспечить ответственное отношение служащих к своей профессии, профессионализм и стремление к развитию.

Библиографический список

1. Бородин И. А. О праве граждан на обращения в защиту своих прав и свобод // Военно-юридический журнал. - 2009. - № 8. - С. 23.

2. Бутова Т.В. Власть и бизнес в современном обществе / Т.В. Бутова. -. М., 2004.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 509 с.

4. Незнамова Е.А. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением муниципального образования // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2008. - № 4. - С. 18.

5. Пухова М.М., Скобелкина С.И., Шатлыгина А.В. Теоретические аспекты управления и развития городских агломерация // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2013. - № 9. - С. 8-12.

6. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник / А.И. Радченко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 169 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.