ПРОБЛЕМЫ И ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЗООАНТРОПОНОЗОВ В РОССИИ
Н.К. Железнов-Чукотский
Тихоокеанский институт географии РАН, Владивосток, [email protected]
В настоящее время во многих субъектах Российской Федерации имеет место очень острая и жгучая проблема ежегодно регистрируемых опасных эпизоотий диких животных, в которые вовлекаются и гибнут тысячи домашних животных и часто умирают люди. Функционирующие очаги зооантропонозов устойчиво поддерживаются в природе дикими животными (Камалов, 2009), вызывая многие виды тяжёлых и опасных заболеваний, таких как сибирская язва, бруцеллёз, трихинеллёз, африканская чума. Наиболее часто встречаемые устойчивые очаги заболевания сибирской язвой отмечены для Омской области, Ставропольского и Краснодарского краёв (ВЖ, 2011). Бруцеллёз, как наиболее опасный вид зооантропонозов, регистрируется в Якутии, Ямало-Ненецком округе, на Чукотке, где этот вид заболеваний, а также некробактери-оз, трихинеллёз, альвеококкоз и эхинококкоз отмечаются во многих её районах ежегодно (Железнов, 1990; Савин, Железнов, 1990; Же-лезнов-Чукотский, 2008; 7Ие1е2псм, 1991; Zheleznov-Chukotsky, 1999). Такое опасное заболевание, как бешенство, обычно характерно для центральных районов Российской Федерации (Белгородская, Воронежская области), где в отдельные годы отмечается высокая плотность населения лисиц, а также в северных районах. Удельный вес случаев этого заболевания приходится на диких видов животных -52,1% (ВЖ, 2011). Между тем в прошлое, и особенно в настоящее время дикие животные, как источники наиболее опасных заболеваний, совершенно обделены вниманием ветеринарных специалистов в области инфекционной патологии (Гильмутдинов и др., 2010).
В цепочке путей передачи наиболее опасных заболеваний от диких животных домашним и человеку какие-либо контакты соответствующих служб ветеринарии и медицины в регионах Российской Федерации ослаблены или полностью отсутствуют, что совершенно недопустимо при возникновении и, особенно, при расширении скоротечных процессов в эпизоотиях. В настоящее время на территории России никакие ведомственные
или другие учреждения не осуществляют единого и системного мониторинга всего комплекса зооантропонозов.
В некоторых регионах Центральной части России в последнее время пытаются осуществлять, например, мониторинг чумы через мечение кабанов обычными ушными метками, что совершенно нецелесообразно по следующим причинам: очень высокие денежные затраты и, главное, -низкий коэффициент возврата ушных меток (2-8%). Для получения репрезентативного материала требуется срок не менее 6-8 лет.
Предлагаемая программа мониторинга зооантропонозов решает многие вопросы и, главное, полностью ныне существующую острую проблему особо опасных заболеваний животных и человека в целом на всей территории Российской Федерации.
Данная программа определяет стратегию и тактику подходов к решению проблемы мониторинга наиболее опасных болезней диких животных и человека на территории Российской Федерации. Она может быть взята за основу функционирования и деятельности специально созданной профильной группы учёных и специалистов по формированию и практическому осуществлению мониторинга по указанной выше теме. Исполнение данной программы с полным налаживанием постоянного мониторинга наиболее опасных заболеваний диких животных и человека с охватом территории всех субъектов Российской Федерации предполагает срок не более чем в 2 года.
Программа выполняется в четыре этапа. Первоначальный этап работы по мониторингу наиболее опасных инфекционных заболеваний диких и домашних млекопитающих и человека предполагает:
Этап I. Подготовительный
1.1. Формирование и создание специализированной группы учёных и специалистов из 5-6 человек и определение вектора её деятельности с конкретными и чёткими функциями каждого исполнителя по мониторингу очень опасных инфекционных заболеваний диких и домашних млекопитающих и человека.
1.2. Сбор и создание банка данных на основании доступных фондовых, а также полученных из научной отечественной и зарубежной литературы по всем видам эпизоотических заболеваний диких млекопитающих животных и человека на территории Российской Федерации и в сопредельных странах с их следующим анализом применительно к территории и условиям Российской Федерации.
1.3. Дифференцирование наиболее часто встречающихся и опасных болезней диких животных и человека на группы: инфекционные и инвазионные болезни с учётом зональности территории Российской Федерации наличия устойчивых природных очагов заболеваний. Как правило, инфекционные зооантропонозы носят очаговый характер и именно поэтому подлежат обязательному картированию на всей территории Российской Федерации.
Этап II. Формирование первой части программы мониторинга наиболее опасных зоонозов и антропонозов
2. Создание и формирование общего кадастра эпизоотических болезней диких животных - зоонозов и антропонозов и дифференцирование их по степени тяжести заболеваний для животных и человека по регионам Российской Федерации.
2.1. Уточнение региональных списков животных - носителей наиболее опасных заболеваний, составление кадастра с учетом корреляции численности павших животных и заболеваемости человека.
2.2. Ранжирование всей территории России по степени вероятности возникновения наиболее опасных видов заболеваний, где ежегодно или периодически возникают или возникали суммарно опасные болезни диких животных и человека. На основе полученного материала выполняются их графические варианты.
2.3. Классификация наиболее опасных видов зоонозов, антропонозов и ежегодное картирование их по территориям регионов Российской Федерации на топооснове в масштабе М 1:500 000 с возможным наложением границ их ареалов.
2.4. Анализ графических вариантов и картографического материала наиболее опасных зоонозов и антропонозов для получения соответствующих выводов об их приоритетности в принятии оперативных мер.
Этап III. Формирование второй части программы мониторинга наиболее опасных зоонозов и антропонозов
3. Дальнейшее формирование программы мониторинга осуществляется на основе анализа полученного материала и выводов по пунктам 2.1.-2.3. II-го Этапа.
3.1. Изначально проводится сравнительный анализ (пункт 2.2.-
2.3.) регистрируемых наиболее опасных зоонозов и антропонозов на территории регионов РФ и внутри них. В этом случае могут быть использованы и ведомственные материалы Росприроднадзора и ветеринарного управления Мин-сельхоза РФ.
3.2. Для каждого региона РФ составляется вариационный ряд по наиболее опасным видам зоонозов и антропонозов за последние 5-10 лет (число зоонозов и антропоно-зов по каждому типу заболеваний).
3.3. В начальный период мониторинга по наибольшему числу вариационного ряда выбираются несколько модельных регионов (территорий). К примеру, таковыми могут быть Ставропольский край, Астраханская и Ростовская области, Карелия, некоторые автономные округа Российского Севера, где развито домашнее оленеводство, и отдельные кавказские республики.
3.4. По модельным регионам формируется корреспондентская сеть с устойчивой работой передачи по Skype 4.1.0.141 и Интернету в режиме Оп Lain по системе заранее разработанных и направленных специальной группой (пункт
1.1. I-го Этапа) в регионы табличных формуляров для их заполнения корреспондентами по особо опасным видам зоонозов и антро-понозов.
3.5. Для каждого региона разрабатывается строгий график связи спецгруппы с корреспондентами регионов с учётом часовых поясов. Первыми по графику работы по передаче данных с заполненными формулярами должны быть корреспонденты из восточных регионов - Чукотки, Магаданской области, Сахалина, Камчатки, Приморского и Хабаровского краёв. С уменьшением к западу часовых поясов в работу должны включаться западные регионы до разницы времени
в 3 часа по Гринвичу.
3.6. Отработка программы системы связи по мониторингу наиболее опасных видов заболеваний животных и человека по регионам РФ должна осуществляться как «сигнал-ответ-запрос-сигнал», после чего её запуск в практику осуществляется через соответствующие Федеральные органы власти в Москве и регионах РФ на основании Постановления Правительства РФ.
3.7. Создание системы «быстрого реагирования» на возникающие вспышки опасных заболеваний в природных очагах; система должна включать распространение информации в тех субъектах Федерации и сопредельных с ними территориях, где возникло опасное заболевание, мобилизацию заинтересованных служб, специалистов и учёных для оперативного изучения площади заражения, скорости распространения возбудителя и выработки мер по локализации очагов заболеваний, их искоренению на конкретных территориях и осуществлению предупредительных мер на сопредельных участках региона. Особенно это важно для трансграничных территорий с другими государствами - странами ЮгоВосточной Азии и на юге территории Российской Федерации.
Этап IV. Заключительный
4. Создание ГИС по модельным регионам и накопление материала для анализа всей картины наиболее опасных зоонозов и антропонозов на всей территории РФ и адекватных выводов.
4.1. На основе анализа и выводов по пункту 4 Заключительного !У-го Этапа принимается решение о возможном расширении корреспондентской сети и включении в программу мониторинга наиболее опасных зоонозов и антропонозов и новых регионов с полным охватом их территории для всех субъектов РФ с возможным подключением к этой программе всей системы особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и экологии, в Летописях которых регистрируются отдельные встречи и виды наиболее опасных заболеваний. В этом случае по отношению к модельным регионам для разработчиков и исполнителей программы мониторинга соответственно и пропорционально увеличивается объём работ.
4.2. В конечном итоге предполагается в начале IV квартала выпуск ежегодного отчёта в виде цветного Атласа на дисках типа СО или DVD с описанием и пояснениями ситуаций по наиболее опасным видам зоонозов и антропонозов на территориях всех регионов РФ. По наиболее опасным эпидемическим ситуациям на основе оперативной информации могут быть даны практические рекомендации по профилактике и предотвращению зоонозов и антропонозов на данный момент, текущий год и возможный на будущий год прогноз расширения их ареала или конкретной локализации отдельных устойчивых очагов тех или иных видов заболеваний.
4.3. Срок ввода программы мониторинга по наиболее опасным видам зоонозов и антропонозов и выход её в практику на всей территории субъектов РФ не должен превышать 2-х лет при условии обеспечения разработчиков и исполнителей достаточным целевым финансированием командировок в модельные регионы, обеспечением специальной группы соответствующим оборудованием и устойчивой связью в социальных сетях Интернета. При благополучном ходе разработки программы по мониторингу наиболее опасных видов зоонозов и антропонозов и, слаженной работы специальной группы в рамках своих обязанностей срок ввода программы в практику может быть сокращён.
Данная программа имеет важное государственное значение для оздоровления эпизоотической обстановки в России, в снижении опасных видов зооантропонозов, прямой заболеваемости животных и человека, а главное, оценки общей эпизоотической ситуации и её профилактики для населения страны. Программа мониторинга обсуждалась в Якутии, Хабаровском и Приморском краях, получила 8 положительных отзывов, в том числе 2 от институтов Российской Академии наук.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ветеринарная жизнь. 2011. май (№ 10). С. 10-15.
Гильмутдинов Р Я., Иванов А. В., Панин А. Н. Инфекционные болезни экзотических и диких животных. М. : Колос, 2010. 666 с.
Железнов Н. К. Дикие копытные Северо-Востока СССР Владивосток, ДВО РАН СССР, 1990. 479 с.
Железнов Н. К. Дикие копытные Северо-Востока России и их пространственная структура : доклад на соискание учёной степени доктора биологических наук. М., 1994. 61 с.
Железнов-Чукотский Н. К. Вехи жизни. М., 2008. 578 с.
Камалов РА. Болезни охотничье-промысловых животных. М. : Ко-
лос, 2009. 279 с.
Савин В. Н., Железнов Н. К. Заболеваемость эхинококкозом и альвеокко-зом в Чукотском автономном округе // Труды Республиканского семинара. Красноярск, 1990. С. 14-16.
Zheleznov N.K. Helmintofauna of wolf (Canis lupus L.) in Northern Asia // Transactions of the XXtn Congress of the Intern. Union of Game Biologist. Hungary. Godollo, 1991. P 784-791.
Zheleznov-Chukotsky N.K. North Asia Wild Ungulates and their population spatial structure. Preprint. Anadyr-Moscow, 1999. 62 pp.