Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-244-247
Проблемы и профилактика нарушения осанки у детей 7-8 лет
Капустин Александр Григорьевич, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Медведева Елизавета Сергеевна,
студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Аннотация: статья посвящена проблемам и профилактике нарушения осанки у детей 7-8 лет, а также их причинам. В данной работе были рассмотрены взгляды различных авторов на данную проблему. Так же проблема заключается в необходимости поиска средств и методов индивидуального подхода и разработки комплексной оздоровительной методики.
Ключевые слова: здоровье учащихся, нарушение осанки, профилактика.
Актуальность. Модернизация системы образования сталкивается с рядом проблем, включая нарушения здоровья учащихся. Научные исследования показывают, что количество детей школьного возраста с проблемами здоровья постоянно растет. Хотя виды заболеваний разнообразны, нарушение осанки является наиболее распространенной проблемой (Белоусова И. М., Кналов М. М., 2021). В России за последнее десятилетие наблюдается серьезное ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности детей. Это связано с негативным влиянием различных экологических и социально-экономических факторов, а также с сокращением профилактической работы в сфере здравоохранения и образования.
Большинство людей недооценивают важность правильной осанки, считая ее незначительной проблемой на фоне других серьезных заболеваний. Однако,
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
не задумываясь о своем сидении и положении спины, мы подвергаем опасности наш позвоночник. Ведь сохранение ровной осанки не только способствует красоте, но и является ключом к здоровью.
Осанка - это важный показатель здоровья детей, и даже незначительные функциональные нарушения могут привести к серьезным деформациям опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки и развитие необходимых двигательных навыков - задачи, которые особенно важны для педагогов. Многие исследователи согласны в том, что школа является ключевым местом для профилактики нарушений осанки (Михайлова Е. В., 2017).
Дети с нарушением осанки часто проводят мало времени на свежем воздухе, имеют недостаток физической активности и неправильное питание, что ведет к частым простудным заболеваниям. По данным многих авторов, ортопедическая патология встречается у 30% младших школьников, причем 40% из них имеют нарушения осанки. Несмотря на множество исследований, посвященных осанке, для младших школьников главной задачей является поиск наиболее эффективных методик профилактики нарушений осанки, соответствующих их возрасту (Мозокина А.С., 2019).
С самого детства осанка человека претерпевает значительные изменения, которые особенно заметны в периоды дошкольного и школьного развития. Сегодня более 80% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют проблемы с осанкой. Это число увеличилось в три раза по сравнению с шестидесятыми годами прошлого века. Проблема нарушения осанки у детей вызывает всеобщий интерес у специалистов различных областей, таких как педиатры, ортопеды, реабилитологи, инструкторы и педагоги, поскольку процент детей с такими нарушениями в мировом сообществе остается высоким.
Современные исследования роста и развития детского организма показывают его дисгармоничность в разные возрастные периоды. Фактически, около четырех из пяти детей имеют изменения в опорно-двигательном аппарате, а почти каждый третий ребенок имеет признаки «малых» соединительно-тканных дисплазий.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Многие исследователи объясняют недостаточную эффективность оздоровительных мероприятий при нарушениях осанки отсутствием объективных патогенетически обоснованных корригирующих технологий. Кроме того, методики физической реабилитации часто являются слишком «щадящими», а также недостаточно разнообразными в использовании современных технологий. Предлагаемые методические подходы часто противоречат друг другу.
Увеличение учебных нагрузок в начальных классах школы, в сочетании с низкими функциональными возможностями и высокой частотой нарушений здоровья и развития, приводит к тому, что по окончании начальной школы только около 10% учащихся полностью справляются с требованиями средней школы.
В связи с увеличением количества заболеваний у детей становится необходимым предоставление индивидуального подхода и выбора образовательных программ (Хвесько А. С., 2015).
Большое количество научных и научно-методических исследований по вопросам профилактики и лечения нарушений осанки до сих пор не обеспечивают эффективное решение проблемы, связанной с растущим числом детей, страдающих от таких нарушений. Это подтверждает актуальность данной проблемы и необходимость проведения дальнейших исследований, направленных на разработку и обоснование оздоровительной технологии, основанной на современных и традиционных методиках. Такой подход позволит более эффективно и быстро решать данную проблему (Никулина О. С., 2016).
Противоречие. На сегодняшний день существует много современных методик для консервативного лечения нарушений осанки и сколиозов, которые подробно освещают эту проблему. Однако количество детей, страдающих от этих проблем, не только не уменьшается, а даже растет. Рекомендуется, чтобы дети занимались коррекционной гимнастикой в лечебных учреждениях, а в случае прогрессирующих форм сколиоза - проходили лечение в специализированных школах-интернатах или подвергались хирургическому вмешательству. Однако большинство детей с нарушениями осанки, даже с начальными формами сколиоза, не
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
требуют специального лечения. Для них достаточно соблюдать ортопедический режим, заниматься дополнительными уроками физкультурой или спортом.
Научная проблема. Проблема заключается в необходимости поиска средств индивидуального подхода и разработки комплексной оздоровительной методики для детей 7-8 лет, имеющих нарушение осанки.
Выводы. Факторы, которые могут способствовать развитию нарушений осанки у детей, включают слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность, а также недостаток микроэлементов и витаминов в организме. Физические упражнения являются важной составляющей правильной осанки и тренировки, особенно для младших школьников. Однако они не являются единственным способом поддержания правильной осанки. Важно, чтобы учитель обратил внимание на позу, в которой сидят ученики, особенно тех, которые только начали учиться в 1 классе и проводят много времени за партой.
Библиографический список
1. Белоусова, И.М., Кналов М.М. Эффективность коррекционной программы при нарушении осанки у школьников 12-13 лет на уроках физической культуры: И. М. Белоусова // Научный вестник Крыма, №6(35) - 2021. - 7 с.
2. Михайлова Е.В. Формирование правильной осанки у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Михайлова. - 2017. -23 с.
3. Мозокина А.С. Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста в подготовительной медицинской группе: автореф. дис. канд. пед. наук / А. С Мозокина. - 2019. - 65 с.
4. Никулина О.С. Оздоровительная практика при нарушениях осанки: автореф. дис. канд. мед. наук / О. С. Никулина. - 2016. - 25 с.
5. Хвесько А.С. Морфофункциональные и саматотипологические особенности организма детей с нарушением осанки: автореф. дис. канд. пед. наук / А С. Хвесько. - 2015. - 23 с.