ПЕДАГОГИКА
УДК 37.014(470)
Н. В. Котряхов
ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье раскрываются проблемы развития педагогической науки, охарактеризованы причины возникающих сложностей и противоречий. Предложен вариант идеологии общества с рыночной экономикой, который позволил бы привести в соответствие с социальными реалиями некоторые аспекты методологии современной педагогической теории и практики. Рассмотрены дискуссионные вопросы, касающиеся понятийно-терминологического аппарата педагогики и реальных проблем обучения и воспитания в общеобразовательной школе и семье.
In article problems of development of a pedagogical science, the reasons of arising complexities and contradictions are characterized. The variant of ideology of a society with market economy which would allow to bring into accord with social realities some aspects of methodology of the modern pedagogical theory and practice is offered. The debatable questions concerning conceptually-terms framework of pedagogics and real problems of training and education in a comprehensive school and a family are considered.
Ключевые слова: педагогика, понятийно-терминологический аппарат, образование, воспитание, обучение, развитие, идеология, общеобразовательная школа, формирование, личность, гражданственность, семья.
Keywords: pedagogics, conceptually-terms framework, formation, education, training, development, ideology, a comprehensive school, formation, the person, civilization, a family.
Не будет преувеличением сказать, что современная российская педагогика переживает не лучшие времена, скорее всего, следует говорить о затяжном кризисе. Он проявляется в существенном падении статуса педагогики как самостоятельной науки, в фактическом сокращении времени на общепедагогическую подготовку студентов педагогических специальностей, в мелкотемье и, нередко, невысоком уровне многочисленных диссертационных исследований, а также в снижении роли и значения системы некоторых академических институтов в развитии педагогической теории и практики.
© Котряхов Н. В., 2010 136
Этот кризис обусловлен как объективными, так и субъективными факторами. К объективным следует отнести изменение социально-экономического строя в России, а также её роли и функций в мировом сообществе. Очевидным является и то обстоятельство, что в советский период педагогика как наука развивалась в русле коммунистической идеологии, называлась «советской педагогикой» и фактически выполняла заказ правящей партии. Соответственно, развитие педагогики финансировалось государством, в качестве гаранта выступал заказчик, то есть Коммунистическая партия и государство, которые и определяли ведущие целевые и ценностные установки. Касаясь субъективных факторов, следует признать, что и до настоящего времени часть педагогической элиты не желает изменять складывавшиеся десятилетиями позиции из принципиальных соображений.
В процессе становления педагогики как самостоятельной отрасли знания определились наиболее значимые направления развития педагогической теории и практики. Аксиоматично - это воспитание, обучение и развитие человека. Возможно, не имеет смысла ломать копья по поводу их очерёдности и иерархичности, а также соотношения с понятием «образование», поскольку они неразрывно взаимосвязаны. Тем не менее хотелось бы заметить, что практически все выдающиеся педагоги прошлого, например Я. А. Ко-менский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и многие другие, ставили в центр внимания педагогики не только обучение, но и формирование личностных качеств ребёнка, то есть - его воспитание. И лишь в контексте общей направленности становления человека, формирования его мировоззрения и комплекса личностных качеств рассматривали проблемы дидактические. Своего рода фундаментом, основанием для воспитания и обучения являлся при этом процесс естественного саморазвития.
Приоритет становления и направленности личности для современной российской педагогики становится всё более очевидным. Несмотря на заметные позитивные сдвиги в некоторых сферах жизни государства российского, не ослабевает, а кое-где и продолжается нарастание далеко не позитивных тенденций в молодежной среде: растет преступность, распространяются наркомания, алкоголизм и другие негативные явления. Не вызывает позитивных эмоций общий
уровень культуры и нравственности значительной части современных молодых россиян. Объяснить это только с точки зрения изменения социальной ситуации вряд ли возможно.
В последнее время и Президент и руководство государством оказывают всё большее внимание реформированию системы образования, воспитанию подрастающего поколения. Принимаются соответствующие программы, но в реальной практике попытки развёртывания воспитательной работы, прежде всего на уровне общеобразовательной школы, наталкиваются на весьма серьёзную проблему, а именно - отсутствие чёткой идеологии не только в сфере образования, но и в сфере внутренней политики в целом.
Если сделать очень краткий экскурс в историю государства российского, то нетрудно увидеть, что конкретные ориентиры в области образования, а соответственно, и в педагогике были определены, как в дореволюционной России, например, министром народного просвещения России, графом С. С. Уваровым в его знаменитой триаде «Православие - Самодержавие - Народность», так и в советской педагогике. В последней была основательно разработана иерархическая структура идеалов и ценностных ориен-таций для различных возрастных периодов. В общеобразовательной школе эффективно функционировала трехступенчатая воспитательная система, соответствовавшая этапам обучения и учитывавшая возрастные особенности учащихся: «Октябренок - Пионер - Комсомолец». После её фактического разрушения в 90-е гг. прошлого столетия общеобразовательная школа с огромным трудом выполняла единственную - дидактическую функцию. Возникший вакуум в сфере воспитания и до настоящего времени заполняется либо трижды раскритикованными средствами массовой информации, либо заинтересованными структурами и социумом.
Конечно, абсурдно призывать к возвращению в прошлое, но необходимо констатировать тот факт, что теория и практика воспитания в масштабах государства или общества не может не опираться на конкретную идеологию. Без выбора базовых ценностей весьма проблематично выстроить четкую иерархию целей воспитания, определиться с основами мировоззренческой позиции. И дело не только в том, что российские педагоги и учителя-практики привыкли следовать указаниям «сверху», но и в том, что у значительной части российских граждан нет адекватного понимания того, в каком государстве мы живём.
Чтобы строить гражданское общество, не утрачивая при этом традиционных для России приоритетов и ценностей, необходимо определиться, каким должен быть конкретный гражданин
нового общества. Какими приоритетными личностными качествами он должен обладать, на какие ценности ориентироваться? В Западной Европе и США, например, эти вопросы решены с весьма высокой степенью определённости, но в России ни государство, ни педагогическая наука не стремятся дать хотя бы более или менее конкретный ответ на этот вопрос.
В какой-то мере это оправдывается действующим законодательством, которое нуждается в доработке, поскольку и внутриполитическая и геополитическая ситуация, не говоря уже о социальных процессах, динамично меняется. В реальных условиях инновационные и развивающиеся учебные заведения на свой страх и риск вынуждены разрабатывать так называемые «модели личности» либо «портреты выпускников», которые далеко не всегда отвечают требованиям элементарной педагогической грамотности, не говоря уже об идеологии, патриотизме, нормах морали и нравственности, общечеловеческих ценностях.
Фактически забытыми в современной педагогической науке оказались, в частности, проблемы трудового и эстетического воспитания учащихся. Надежда на то, что профессиональная школа способна восполнить пробел в реальном трудовом обучении и воспитании, который появился в современной общеобразовательной школе, не оправдалась. Этот факт может как-то объяснить всё возрастающий дефицит квалифицированных рабочих, увеличение числа молодых людей не умеющих работать руками. Примерно та же ситуация с эстетическим воспитанием, которая ведёт к безвкусице и подражанию образцам, которые оставляют желать лучшего.
Оценивая ситуацию с решением проблем обучения, следует заметить, что на рубеже веков дидактические проблемы оказались вольно или невольно фактическим центром внимания российской педагогики. Тем не менее и здесь события развивались двойственно, противоречиво. С одной стороны, предпринимались попытки техно-логизации обучения. С другой - в русле заявленных в «Законе об образовании Российской Федерации» тенденций к усилению внимания к конкретному ребёнку, индивидуальности разрабатывались теории личностно-ориентированного обучения. Несмотря на усиление критики в адрес традиционной классно-урочной системы и разработку целого ряда относительно новых технологий обучения реальной альтернативной и конкурентоспособной системы предложено не было.
Но и здесь не обошлось без крайностей. Как известно, одной из ключевых дидактических проблем является проблема содержания образования. Заявленный в том же «Законе» курс на гуманитаризацию образования привёл, с одной сто-
роны, к частичному вытеснению естественнонаучной составляющей в содержании общего среднего образования, а с другой - к существенному перекосу в сфере профессионального образования и «перепроизводству» специалистов гуманитарного профиля. На данный момент налицо сокращение количества квалифицированных инженеров и техников, существенное понижение качества их подготовки вследствие стремительно стареющей материально-технической базы учебных заведений, а также падение престижа начального профессионально-технического образования. И здесь российская педагогика оказалась в положении пассивного наблюдателя, забыв о своей прогностической функции.
Что касается организационных форм и методов обучения, то здесь речь шла преимущественно о модернизации известных ранее форм и методов и приспособления их к современным требованиям. Исключение составляли лишь разновидности учебной деятельности, связанной с использованием персональных компьютеров и современных информационных технологий. В то же время было выполнено значительное количество диссертационных исследований, посвящённых педагогическим условиям, реальное воплощение в практику которых ограничивалось в масштабах России двумя-тремя провинциальными общеобразовательными школами.
Тем не менее как положительную тенденцию следует охарактеризовать разработку и распространение систем или технологий развивающего обучения. Здесь, в русле двух важнейших направлений педагогики предпринимались попытки решения неразрывной взаимосвязи проблемы обучения с развитием ребёнка. К сожалению, разработки касались преимущественно начальной ступени. Кроме того, интерес к этим системам в последние годы заметно понизился.
Комментируя ситуацию с проблемами развития, следует сказать, что это одна из недостаточно разработанных составляющих в отечественной педагогической науке. Если в период становления российской педагогики, то есть во второй половине XIX - начале XX столетия предпринимались попытки анализа педагогических аспектов развития и саморазвития детей в рамках относительно самостоятельной отрасли научного знания - педологии (дословно - науки о ребёнке и его развитии), то в советский период эта проблематика оказалась вне поля зрения педагогики вследствие известного постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936 г.). Тем не менее в последние десятилетия наблюдается тенденция активизации исследований процессов саморазвития и развития детей как с педагогических, так и с психологических позиций.
Следуя традиции, от констатирующей и критической части статьи следует перейти к части конструктивной. Реальная педагогическая практика всё настойчивее подталкивает нас к мысли о том, что приоритетное место в российской педагогике должны занимать проблемы воспитания и формирования мировоззрения подрастающего поколения. И здесь, как уже было сказано ранее, необходима соответствующая идеология. Хотелось бы напомнить, что столетиями люди жили в условиях так называемой рыночной экономики и частной собственности. Если процесс естественного развития России по капиталистическому пути был прерван скачкообразно, то, по-видимому, нам следовало бы пройти этот путь эволюционно. И лишь в результате возникновения естественной необходимости перейти в другую социально-экономическую формацию.
Возможно, одним из вариантов создания идеологической основы для современной педагогики могла бы послужить модель, основанная на принципе «от противного» в сочетании с опорой на установившиеся веками и признанные большинством народов мира простые и понятные каждому человеку идеалы. Принцип «от противного» предполагает при определении иерархии ценностных ориентаций приоритетное место отводить тем, которые наиболее дефицитны в российском обществе. Например, наиболее очевидной для большинства россиян является проблема неуважения к человеку, которая весьма ярко проявляется в повседневной жизни.
К тому же, разработка на уровне государства внятной идеологии общества с рыночной экономикой позволила бы выстроить иерархию духовно-нравственных, патриотических, гражданских, общепризнанных в человеческом сообществе ори-ентаций и не допустить утраты идеалов человечности, доброты, честности, порядочности, справедливости, законопослушания, уважения к частной собственности по крайней мере в контролируемых государством образовательных учреждениях различных уровней.
В целом нетрудно предположить, что основные принципы идеологии общества с рыночной экономикой могут быть сформулированы для педагогической теории и практики современной России в виде следующих положений:
1. Уважение к другим людям, признание их мировоззрения, вероисповедания, законодательно установленных прав и свобод.
2. Обязательными условиями любой человеческой деятельности во всех областях должны быть признаны честность и соответствие общечеловеческим нормам и существующему законодательству.
3. Выполнение всеобщего нравственного закона - «Не поступай по отношению к другим
так, как ты не желаешь, чтобы поступали по отношению к тебе». В принципе, этот закон достаточно полно характеризует человеческие отношения вообще и включает в себя первые два положения. Но поскольку неуважение к другим людям и нечестность в отношениях являются наиболее явными пороками современного российского общества, то необходимо представить их отдельно.
4. Признание факта природного, а как следствие и социального неравенства людей с точки зрения их задатков, способностей и возможностей.
5. Признание частной собственности как более эффективной с экономической точки зрения в современных условиях.
6. Безусловное соблюдение основных прав и свобод граждан со стороны государства.
7. Ориентация на традиционные для россиян нравственные и религиозные ценности, патриотизм, верность идеалам Отечества и гражданскому долгу.
Учитывая специфику человеческой деятельности в условиях рыночной экономики, следовало бы обратить особое внимание на проблему формирования у подрастающего поколения таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, инициативность, конкурентоспособность в сочетании с честностью, порядочностью, справедливостью.
Неопределённость идеологической позиции в сфере образования отражается и на разработке проблем дидактики. Прежде всего, речь идёт о содержании общего среднего образования. Нет сомнения в том, что в современном, весьма быстро меняющемся человеческом сообществе, стремительно накапливающем всё новые и новые знания, возникает острая необходимость соответствующего пересмотра содержания общего среднего образования при условии сохранения его хотя бы относительной системности и целостности. Отсюда - ряд сложностей как содержательного, так и технологического характера. В частности, это недостаточная проверенность временем некоторых знаний, как естественнонаучных, так и в особенности гуманитарных. Значительные затруднения представляет собой исключительно быстрый прирост новых знаний в наиболее динамично развивающихся отраслях, например в сфере информационных технологий. К тому же остаются традиционные проблемы переработки и адаптации новой информации к восприятию учащимися общеобразовательной и профессиональной школы. Таким образом, методологические и технологические сложности в процессе пересмотра содержания образования предполагают реформирование соответствующих структур в целях ускорения подготовки и издания
новых стандартов, учебников и учебных пособий.
Возможно, учебная литература в недалекой перспективе будет включать в себя базисную и вариативную части и сопровождаться копиями на электронных носителях. А вариативная часть -регулярно обновляться через Интернет, подобно обновлению антивирусных баз в наиболее распространенных в настоящее время системах антивирусной защиты. Тем не менее системный, целостный подход к отбору и структуре общего среднего образования должен оставаться доминирующим. Здесь не следует забывать также и о классических дидактических принципах доступности, посильности, опоры на чувственный опыт ребёнка.
Имеет смысл также высказать некоторые соображения по поводу проблемы соотношения обучения и саморазвития. Как известно, в педагогике имеются три основных варианта трактовки соотношения обучения и развития. Первая -обучение должно следовать за процессом естественного саморазвития ребенка, ни в коем случае не опережая его. Вторая - обучение и развитие должны совпадать и идти «нога в ногу». Третья - обучение должно идти впереди развития, стимулируя его. Следует предположить, что все три подхода имеют право на существование в зависимости от конкретной ситуации. Очевидно одно - недопустимы перегрузки детского интеллекта и детской психики. Фактический провал эксперимента по снижению возрастной нормы для начала школьного обучения до 6 лет подтвердил эту точку зрения.
Как уже было сказано ранее, одной из самых важных и наименее разработанных в российской педагогике остается проблема соотношения процесса саморазвития каждого конкретного ребёнка и процесса педагогического в его целостной интерпретации. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастанием внимания к становлению личности, индивидуальности. Изданы монографии, выполнен ряд диссертационных исследований по личностно-ориентированному обучению и воспитанию, по педагогической поддержке саморазвития, но реализация предлагаемых разработок в условиях современной общеобразовательной школы весьма затруднена. Возможно, что на этой проблематике целесообразно скоординировать часть перспективных исследовательских педагогических проектов.
Анализируя состояние современной общеобразовательной школы, приходится констатировать, что школа в некоторой степени оторвана от реальной жизни и практики. К тому же достаточно быстрые изменения в окружающей социально-экономической среде почти не отслеживаются школой. Большая часть выпускников как
основной школы, так и старшей её ступени фактически не имеет элементарных представлений о реальной жизни, например об административно-территориальном устройстве региона, о власти, ресурсах, транспорте и связи, даже о ближайших образовательных учреждениях системы профессионального образования, не говоря уже об умениях и навыках, необходимых в повседневной практике. Остается лишь надеяться, что в рамках национальных проектов произойдут существенные изменения. Не вызывает сомнений тот факт, что без участия педагогической науки решить эти проблемы будет весьма сложно, поскольку необходим пересмотр на только содержания образования, но и форм и методов работы школы на всех её ступенях.
Здесь хотелось бы сказать ещё об одной традиционной проблеме - взаимосвязи педагогической теории и практики. Весьма показательным примером может служить интенсивная теоретическая разработка множества дидактических технологий в 90-е гг. прошедшего столетия, которая почти не повлияла на школьную практику, отчасти за исключением названных ранее технологий развивающего обучения. В принципе, необходим пересмотр системы взаимоотношений между учреждениями и структурами, представляющими педагогическую науку, и учреждениями и структурами, решающими вопросы практики.
Особое место в гуманитарных науках, в том числе и в педагогике, всегда занимала и занимает проблема понятийно-терминологического аппарата. Можно годами дискутировать о том, какой термин важнее - «воспитание» или «образование», но сущность и смысл реального педагогического процесса от этого никак не изменится. Но и здесь имеются принципиально значимые аспекты. Во-первых, вряд ли возможно согласиться с предлагаемым некоторыми специалистами отказом от термина «формирование» по отношению, прежде всего, к личностным качествам и мировоззрению человека. Ведь педагогика как относительно самостоятельная наука изначально занималась преднамеренным, целенаправленным влиянием или воздействием одного человека на другого с тем, чтобы изменить его и сделать таким, каким желает видеть его тот, кто оказывает такое влияние или воздействие, начиная с семьи, родителей. Проблема как, каким образом достичь этого изменения и являлась во все времена одной из центральных в педагогике. Если нет такого влияния, целенаправленного воздействия или взаимодействия, то утрачивает смысл и педагогика как наука либо сфера практической деятельности по воспитанию человека, поскольку есть процесс саморазвития и окружающая среда, а в современных условиях ещё и
средства массовой информации, которые в значительной степени способны определять становление и ценностные ориентации человека. Пропаганда насилия, жестокости, нетрудового образа жизни со стороны СМИ рано или поздно неизбежно ударит по тем людям, которые это пропагандируют, но педагогика должна стремиться противостоять разложению молодёжи и общества и в этом заключается одна из её главных созидательных социальных функций.
Невозможно согласиться также с отказом от термина «формирование» в отношении мировоззренческой позиции либо личностных качеств человека хотя бы потому, что при аморфной позиции образовательных учреждений в этом отношении незамедлительно воспользуются ситуацией заинтересованные религиозные или социальные организации, группировки, секты либо «подворотня», имеющая чаще всего не позитивную направленность. К тому же слабо верится, что сторонники отказа от термина «формирование» не занимаются воспитанием собственных детей, не пытаются выработать у них соответствующий комплекс личностных качеств и мировоззрение, а лишь беспристрастно наблюдают за «саморазвитием». Очевидно, что современное воспитание не предполагает насилия над личностью либо жестких требований к мировоззрению и вероисповеданию человека, но отказ от целенаправленного влияния на подрастающего человека может привести к весьма негативным последствиям.
Целесообразно сказать и о таком важнейшем термине, как «гражданственность». Термин «гражданин», прежде всего, свидетельствует о принадлежности конкретного человека к конкретному государству, гражданином которого он является. Соответственно термин «гражданственность» следует рассматривать с точки зрения взаимоотношений человека и государства. Распространение идей так называемого «гражданского» воспитания в западном его понимании сводится к подготовке человека к безусловному выполнению норм, правил, законов, принятых в государстве. Конечно, это необходимая составляющая воспитания вообще. Но при этом иногда происходит почти полное игнорирование такого понятия, как «патриотизм», и намеренное либо неумышленное отождествление гражданского и патриотического воспитания. Необходимо четкое разведение этих понятий, поскольку патриотические чувства и поведение человека определяются степенью его привязанности к так называемой «малой Родине», этносу и лишь потом к государству как «Родине большой». К тому же создание гражданского общества, интеграция России в мировое сообщество позволяют изменить приоритеты и разрабатывать проблемы не
П. Я. Кантор. Некоторые аспекты изучения квантовой физики
военно-патриотического, а гражданско-патрио-тического воспитания.
Поскольку в настоящее время усиливается интерес к проблемам духовно-нравственного воспитания, имеет смысл сказать несколько слов о понятиях «духовность», «нравственность» и «мораль», которые следовало бы более четко развести. Термин «духовность», который находился под фактическим запретом в советский период, в настоящее время используется в двух смыслах - религиозном и светском. В религиозном понимании термин «духовность», прежде всего, неразрывно связана с деятельностью божественного начала человека, то есть Души. В светском понимании духовность обычно связывается с возвышенным эмоциональным состоянием, которое достаточно ярко проявляется, например, в процессе творческой либо исполнительской деятельности. Что касается нравственности и нравственных качеств человека, то они в первую очередь характеризуют межличностные отношения, термин «мораль» обычно предполагает наличие каких-либо общественных норм и правил поведения, то есть относится к взаимоотношениям человека и общества.
Несколько слов о воспитании в семье. Целый ряд факторов свидетельствует о снижении её воспитательного влияния. Это обусловлено кризисом самой семьи, который проявляется в росте числа разводов, увеличении количества неполных семей, прогрессирующей беспризорности. И в самой семье падает доля межличностного общения, снижается внимание к детям. Причинами этого являются повышение уровня занятости родителей, с одной стороны, и распространение телевидения, персональных компьютеров, домашних кинотеатров и прочих технических устройств, требующих значительных затрат времени, - с другой. В то же время исследовательская и научно-педагогическая деятельность в этом направлении представляется совершенно недостаточной.
Таким образом, не претендуя на исчерпывающее изложение основных проблем, хотелось бы сказать, что достаточно очевидной является необходимость более четкой и конструктивной позиции государства и педагогической науки в решении проблем образования, воспитания молодежи на основе современной идеологии и более конкретного выбора приоритетных направлений педагогических исследований.
УДК 530.145
П. Я. Кантор
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ
В статье рассматриваются некоторые вопросы углубленного изучения физики в специализированной школе. Особое внимание уделяется модельным аналогиям и операторной идеологии квантовой механики.
The article deals with some problems of teaching physics in a specialized high school. Particular attention is devoted to model analogies and operator ideology in quantum mechanics.
Ключевые слова: методика обучения физике, квантовая механика, модельные аналогии, операторы.
Keywords: theory of teaching physics, quantum mechanics, model analogies, operators.
В нашей работе [1] были сформулированы некоторые соображения относительно преподавания физики в специализированных классах физико-математического профиля. В настоящей статье развиваются и подвергаются более детальной проработке некоторые из этих соображений.
Очевидно, что цели и задачи изучения физики в школе общего профиля и физико-математической принципиально различны. Если в первом случае вполне приемлем описательно-феноменологический уровень изучения без глубокого проникновения в суть физической теории, то во втором случае наряду с освоением техники применения конкретных законов представляется важным осознание идеологии физической науки. В особенности это касается неклассической физики, к которой обычно относят теорию относительности и все разделы квантовой физики. Важность такого осознания диктуется тем обстоятельством, что для учащихся физико-математической школы обучение физике является частью профессиональной подготовки. История науки показывает, что большинство принципиально новых идей в физике возникает у теоретиков в сравнительно молодом возрасте - условно говоря, до 30 лет. К этому моменту отечественный физик успевает защитить кандидатскую диссертацию и в лучшем случае при удачном стечении обстоятельств определиться с темой докторской. Характерно, что В. Гейзен-берг и П. Иордан разработали первый (матричный) вариант квантовой механики, когда им едва исполнилось 24 года - в настоящее время возраст начинающего аспиранта. Объем информации, необходимый для того, чтобы выйти на
© Кантор П. Я., 2010