Как показывают расчеты, в результате реализации оптимального плана развития МПК Республики Мордовия производство мяса скота и птицы в живой массе увеличится в 2,2 раза, по мясу свиней и птицы объем увеличится в 3,0 раза. По мясу КРС рост будет незначительным и не позволит полностью удовлетворить потребность в этом виде мяса, недостаток составит 2 166,8 т в живом весе. Аналогичная ситуация сохранится и с мясом баранины — недостаток 2 033,0 т. Для обеспечения кормами поголовья скота и птицы потребуется 1 428,4 тыс. т кормовых единиц, в том числе 978,3 тыс. т концентрированных кормов, поэтому необходима интенсификация кормовой базы животноводства. Вывоз мяса за пределы республики увеличится в 8,7 раза за счет мяса свинины и птицы, ввоз также увеличится, однако он составит всего 2,0 % от объема вывоза.
В результате увеличения объемов производства мяса производственные мощности по переработке мяса будут загружены на 100 %. Для загрузки производственных мощностей по производству колбасных изделий требуется 34 670,0 т
Поступила 12.01.08.
мяса, в том числе 20 455,3 т свинины и 13 404,7 т говядины (табл. 3). Потребность в свинине будет удовлетворена на 100 %, а для полного удовлетворения в мясе КРС придется закупить 1 518,1 т за пределами республики, так как уровень реализации говядины достаточно низкий и по расчетам будет составлять не более 64,0 %.
Изменится структура производства мяса. Наибольший удельный вес (49,7 %) будет занимать свинина (в 2006 г. — 36,2 %) и мясо птицы —
31,6 % (в 2006 г. — 23,1 %). За счет увеличения объемов этих видов мяса снизится доля говядины и составит 18,2 % против 39,2 % в 2006 г. Это объясняется прежде всего высокой инвестиционной привлекательностью свиноводства и птицеводства, где высока отдача на вложенный капитал и незначительный по сравнению со скотоводством срок оборота вложенных средств. Для обеспечения объемов производства говядины, рассчитанных по оптимальному варианту, необходимо ускоренное развитие животноводства, прежде всего скотоводства, для чего потребуются инвестиции и государственная поддержка сельского хозяйства.
ТВ1АЁА1 и Е ТВЁ1 вЁОАоивАдАЁОЁв ЕвАйоив Гйеёо (оАв 1 Авйеёо) О I двЁйоА АвАЙТСАЁЁЕА 1 I ВАIАЁВ Ё. Г. Т Тоа'маа, N. А. Т Тоа'ма
ЁЭапоиуТпёеа (оаЭТаЭпёеа) оТдуёпоаа ёаё а поЭаТа, оаё ё а Вап'Гоаёёёа 1 ТЭаТ-аёу оа9аёоа9ёдо|эопу ёаё опоТё+ёаТ-аёТа! ё+апёау бТ91а оТдуёпоаТааТёу а паёи-пёТ1 оТдуёпоаа. Аёу ТЭааТёдаоёё уббаёоёаТТё ЭааТой ТаТаоТаёш ёа+апоааТ-Тйа ёдТаТаТёу ёо оТдуёпоааиТё аауоаёиТТпоё, +0Т ТааТдТТжТТ аад пёпоаш аТпо-ааЭпоааТТТаТ ЭааоёёЭТааТёу.
В современных условиях крестьянские (фермерские) хозяйства стали одной из форм многоукладного аграрного производства и требуют не столько количественного роста, сколько качественных изменений и эффективного функционирования. Уровень их экономического развития в Республике Мордовия, как и в целом по России, не отвечает современным требованиям: производственная деятельность низкоэффективна.
В процессе становления и развития фермерских хозяйств в России можно выделить несколько этапов.
1. 1990—1993 г. Бурный рост числа фермерских хозяйств. По мнению исследователей, фермерское движение переживало настоящую эйфорию. Озвучивался лозунг «Фермер накормит страну». Несмотря на провозглашенный плюрализм форм хозяйствования, приоритет был отдан крестьянским (фермерским) хозяйствам. На поддержку фермерских хозяйств выделялся один миллиард рублей (так называемый «силаевский миллиард»). Специальным постановлением правительства был установлен срок создания земельного фонда для обеспечения вновь организуемых фермерских хозяйств —
© Ё. Г. I Тоа'иаа, N. А. I Тоа'ма, 2009
до середины 1991 г.; выделены бюджетные средства для обеспечения экономической стартовой поддержки; предоставлены льготы в налогообложении; начато льготное кредитование хозяйств через Фонд развития и поддержки фермерских хозяйств «Российский фермер».
2. Конец 1993—1998 г. Период самой настоящей дискриминации крестьянских (фермерских) хозяйств, хотя в силу инерции люди все еще стремились стать фермерами. Исследователь фермерского движения В. В. Казарезов писал: «Руководители коллективных хозяйств и местные начальники, и так-то в большинстве своем недоброжелательно относившиеся к фермерам, видя охлаждение к этому укладу со стороны правительства, стали самым бессовестным образом мешать созданию новых КФХ. В результате состояться фермерами оказалось по плечу только людям, обладающим незаурядными личностными качествами» [1].
3. 1999—2005 гг. Так называемая стабилизация численности крестьянских (фермерских) хозяйств (с 261 до 264 тыс.). Наблюдалось увеличение земельных площадей, обрабатываемых фермерами, и объемов производимой агропродукции, рос удельный вес фермерской продукции в общем объеме производимого в стране продовольствия, происходило заметное расслоение КФХ по главному признаку — количеству обрабатываемой земли (от нескольких гектаров до нескольких тысяч гектаров).
4. Этап новых возможностей, начавшийся с
2006 г., т. е. с реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В качестве базовых выделен приоритет развития на селе малых форм хозяйствования со значительной государственной поддержкой. Страна и сельское хозяйство получили новый инструмент управления, позволяющий сконцентрировать ресурсы государства, бизнеса и общества на наиболее значимых для него направлениях, в том числе на дальнейшем развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
Задача по увеличению объемов реализации сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (к 2008 г. на 6 %), обозначенная в приоритетном национальном проекте, решалась и продолжает решаться за счет следующих мероприятий:
— увеличения и удешевления привлекаемых кредитных ресурсов. Основной механизм: субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках, в размере 95 % ставки рефинансирования Банка России;
— модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
— формирования инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования, что позволит повысить доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей благодаря развитию кредитования под залог земельных участков [3].
В Мордовии остро стоит проблема повышения эффективности функционирования и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств посредством оптимизации их размеров и структуры производства; рационального использования ресурсного потенциала. Актуальность данного вопроса связана с действием ряда факторов, усложняющих дальнейшее экономическое развитие. Это и высокая стоимость материальных ресурсов при их относительной ограниченности, и значительная степень неопределенности и неустойчивости экономики страны в целом, и нехватка подготовленных кадров и т. д.
Повышение экономической эффективности функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и их адаптация к постоянно изменяющимся условиям на рынке продовольствия становится объективной необходимостью. Примерно треть из них ведет прибыльное хозяйство, а большая часть имеет полутоварный и трудопотребительский характер. Несовершенство действующего законодательства, отсутствие системы государственного регулирования и поддержки крестьянских хозяйств, необходимых финансовых средств для расширенного воспроизводства, а также слабая материально-техническая база и малоземелье, значительные трудности с реализацией продукции не дают фермерам возможности налаживать эффективную деятельность.
Ретроспективный анализ показывает, что в Мордовии наибольшее количество вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств приходилось на середину 1990-х гг. Однако впоследствии на фоне системного кризиса в экономике, сохраняющегося диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и производственные ресурсы, дефицита финансовых средств, ослабления государственной поддержки оно постепенно сокращалось (таблица).
190
ААЯ0ГЁЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 3
Оааёёоа
АёТаТёёа поаТТаёаТёу еЭапоиуТпёёб (6аЭ1аЭпёёб) бТдуёпоа
(Та 1 уТааЭу)
I 1ёадаоаёи А і а
1992 1994 1999 2000 2001 2002 2005 2006 2007
КТёё+апоаТ ёЭапоиуТпёёо (баЭТаЭпёёо) оТдуёпоа, аа. 314 1 507 1 308 1 292 1 132 1 121 1 110 1 112 1 082
I ёТиааи УЭаатоааёаийо ё! даТаёиТйо о+апоёТа, оип. аа 10,6 40,4 87,3 88,6 83,2 86,1 97,3 94,9 92,0
ЫЭааТёё ЭадТаЭ даТаёиТТаТ о+апоёа,аа 34,0 27,0 67,0 69,0 73,0 76,8 87,7 85,3 85,0
Наблюдается дифференциация крестьянских фермерских хозяйств по среднему размеру: их увеличение происходит в основном за счет расширения крупных хозяйств, образовавшихся в начале реформ, получивших определенную государственную поддержку, стартовый капитал и сумевших наладить относительно эффективное хозяйство.
Материалы группировки КФХ по размеру предоставленных им земельных участков свидетельствуют о том, что фермерский сектор составляют в основном довольно мелкие хозяйства. Так, на начало 2005 г. 20 % общего числа КФХ имели до 3 га земли, 26 % — от 4 до 10 га, 31 % — от 11 до 50 га и т. д. Почти 78 % фермерской земли принадлежит 13 % КФХ. При этом 8 % имеют свыше 200 га земли (в среднем на одно хозяйство в этой группе приходится по
719,6 га земли), а доля этой группы хозяйств в общей площади земельных участков составляет
73,2 % . В последние годы количество крупных фермерских хозяйств возрастало. За 2000— 2005 гг. удельный вес хозяйств, владеющих земельными участками от 101 до 200 га, увеличился в 1,7 раза, свыше 200 га — в 1,2 раза. Средние размеры крестьянских хозяйств непрерывно увеличиваются — с 23 га всей земли, включая 19 га сельскохозяйственных угодий в 1995 г. до 86 и 76 соответственно к началу 2005 г. Одновременно расширяется дифференциация хозяйств по размеру земельной площади. В 2004 г. по 10 га земли и менее имели 46 % хозяйств, 30 % — от 11 до 50 га и только 13 % — свыше 100 га.
Темпы роста производства в фермерских хозяйствах за последние годы настолько выросли, что их можно охарактеризовать как устойчиво-динамические. В целом за последние 5 лет производство зерна в крестьянских хозяйствах увеличилось на 63,6 %, сахарной свеклы — в 2,2 раза, картофеля — в 3,1 раза. Доля фермеров в общем объеме производства зерна в прошедшем году составила 9,2 %, сахарной свеклы — 2,4 %, овощей — 1,3 %, картофеля — 0,9 %. В 2007 г. крестьянские (фермерские)
хозяйства произвели 83,3 тыс. т зерна, картофеля — 2 788,5 т, овощей — 1 305,3 т, сахарной свеклы — 9 080,0 т. По сравнению с предыдущим годом валовой сбор зерна уменьшился на 6,0 %, овощей — на 7,1 %. При этом значительно увеличилось производство картофеля (на 96,5 %) и сахарной свеклы (на
45.3 %).
Урожайность сельскохозяйственных культур, прежде всего в мелких и средних крестьянских (фермерских) хозяйствах, ниже, чем в коллективных предприятиях. В 2007 г. урожайность зерновых культур составила 18,2 ц/га, что на 18,0 % меньше, чем в сельскохозяйственных организациях; картофеля — 107,8 ц/га (на
13.6 % меньше); сахарной свеклы — 304,7 ц/га (на 19,5 % меньше), овощей — 268,4 ц/га (в 3,4 раза больше). По сравнению с 2003 г. урожайность зерна увеличилась на 22,1 %, сахарной свеклы — в 2,6 раза, но снизилась урожайность картофеля (на 12,6 %) и овощей (на 19,6 %). Необходимо отметить, что урожайность культур зависит и от погодных условий.
В этой категории хозяйств преимущественно развиваются отрасли растениеводства. Учитывая, что зерно является основным продуктом специализации крестьянских хозяйств, можно утверждать, что большинство из них имеют непредпринимательский характер. Доля продукции животноводства остается низкой — 1,4 %. В
2007 г. фермерскими хозяйствами произведено 0,8 тыс. т скота и птицы на убой, молока —
12.6 тыс. т, что превышает показатели 2006 г. на
33.3 и 14,5 % соответственно. За 2007 г. в крестьянских (фермерских) хозяйствах поголовье крупного рогатого скота увеличилось на
11,9 %, в том числе коров — на 23,9 %, овец — на 27,8 %. Поголовье свиней уменьшилось на 62 гол., составив на начало 2008 г. 6 462 гол. [4]. Животных содержат в основном для личного потребления. Лишь незначительная часть хозяйств имеют товарные фермы. Это связано как с отсутствием средств на строительство помещений, покупку скота, так и с высокими затратами
на производство этой продукции и низкими закупочными ценами.
В последние годы принято много законодательных актов, касающихся государственного регулирования в АПК. Реализуются национальные проекты, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., в которых предусмотрено развитие малых форм хозяйствования на селе. В основном государственная поддержка сводится к расширению доступа к кредитам. Но это совсем не означает, что проблемы мелких и средних крестьянских (фермерских) хозяйств решены. Из-за отсутствия залогового имущества для них остаются недоступными беспроцентные кредиты; нет средств для приобретения техники в лизинг. Следует добавить крайнюю ограниченность оборотных средств, диспаритет цен, трудности с доступом к снабженческо-сбытовой инфраструктуре. Часто она отсутствует в селе, что не позволяет диверсифицировать деятельность, расширять производство, повышать доходы и создавать дополнительные рабочие места. В связи с неразвитостью материально-технической базы большинство крестьянских (фермерских) хозяйств и впоследствии будут осуществлять преимущественно простое воспроизводство.
Роль крестьянских (фермерских) хозяйств могла бы быть более значимой с точки зрения не только увеличения продовольственного обеспечения населения, но и создания дополнительных рабочих мест на селе, развития несельскохозяйственных форм занятости. Переработка продукции; строительство производственных и жилых помещений, дорог; развитие сферы услуг, сельского туризма, ремесел, национальных промыслов — вот далеко не полный пе-
речень сфер деятельности, где могли бы проявиться все преимущества малого бизнеса, конечно, при условии надлежащего регулирования земельных отношений и сельскохозяйственного производства с учетом интересов малых форм хозяйствования. Укрупнение крестьянских (фермерских) хозяйств может и должно осуществляться за счет увеличения земельных угодий действующих хозяйств, стимулирования легализации сельскохозяйственной деятельности това-ропроизво-дящими личными подсобными хозяйствами населения.
Основными направлениями развития крестьянских (фермерских) хозяйств являются:
— административно-правовое регулирование эффективности функционирования деятельности;
— регулирование цен и доходов субъектов малого предпринимательства;
— повышение эффективности финансовокредитного обслуживания;
— совершенствование налогообложения малых предприятий;
— имущественная и производственно-техническая поддержка;
— информационное и консультационное обеспечение;
— развитие кооперации и интеграции;
— поддержка внешнеэкономической деятельности;
— научно-методическое обеспечение поддержки;
— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий;
— поддержка со стороны центров занятости населения;
— меры по защите личности и собственности в сфере крестьянских (фермерских) хозяйств.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Казарезов В. В. Крестьянский вопрос в России. (На стыке второго и третьего тысячелетий). Т. 3 / В. В. Казарезов. — М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2002. — 464 с.
2. Киркорова Л. Крестьянские (фермерские) хозяйства : трансформационные процессы, проблемы землепользования / Л. Киркорова // АПК : экономика, управление. — 2008. — № 4. — С. 37—39.
3. Михайлюк О. Н. Частно-фермерский хозяйственный уклад : проблемы и приоритеты развития / О. Н. Михайлюк // Экономика сельскохозяйств. и перерабатывающих предприятий. — 2008. — № 7. — С. 70—72.
4. Сельское хозяйство Республики Мордовия // Стат. сб. № 301 / Мордовиястат. — 2008, июль. —
С. 5.
5. Федеральный Закон Российской Федерации от 11 июня 2003 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» № 74-ФЗ // Экономика сел. хозяйства России. — 2003. — № 8. — С. 32—34.
6. Феронова А. В. Экономическая эффективность функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Ставропольском крае / А. В. Феронова // Экономика сельскохозяйств. и перерабатывающих предприятий. — 2008. — № 11. — С. 66—68.
Поступила 23.01.09.
192
ААП0ГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ 6Гёаа5пёоаоа | 2009 | 1 3