Научная статья на тему 'Проблемы и песпективы рынка потребительского кредитования в современной России'

Проблемы и песпективы рынка потребительского кредитования в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ / КРЕДИТНЫЙ РЫНОК / КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ / ОВЕРДРАФТ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вишнякова Марина Игоревна, Лизина Ольга Михайловна

В статье приведены результаты проведенного исследования рынка потребительского кредитования в России, рассмотрены основные проблемы и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и песпективы рынка потребительского кредитования в современной России»

УДК 336.7:332.05

Вишнякова Марина Игоревна,

студентка 1-го курса экономического факультета направления «Менеджмент»

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Лизина Ольга Михайловна, к.э.н., доцент кафедры экономической теории ФГГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева

ПРОБЛЕМЫ И ПЕСПЕКТИВЫ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация: В статье приведены результаты проведенного исследования рынка потребительского кредитования в России, рассмотрены основные проблемы и перспективы его развития.

Ключевые слова: потребительский кредит, кредитный рынок,

кредитоспособность, овердрафт, задолженность, рентабельность.

На сегодняшний день одним из самых динамично развивающихся рынков в России является рынок потребительского кредитования.

Эволюция потребительского кредитования в России происходила в зависимости от экономических условий и проводимой политики государства в этой области. В современном обществе потребительское кредитование является такой же неотъемлемой реальностью, как и в целом обмен результатами общественного труда.

Потребительское кредитование для России - явление далеко не новое, как многие сейчас думают. Кредитование населения на потребительские нужды имеет достаточно богатую историю, и этого нельзя не учитывать при построении современной системы правового регулирования данного вида кредитования.

На сегодняшний день в отечественной литературе до сих пор остается открытым вопрос: с какого момента можно считать начало становления и развития потребительского кредитования в России. По мнению одних авторов, кредитование населения на потребительские нужды началось с момента появления в России первых кредитных организаций (банков) в первой половине XVIII века. По мнению других, история потребительского кредитования начинается с 60-х годов XIX века с созданием ссудо-сберегательных товариществ. По мнению третьих, "кредитование потребительских нужд населения зародилось в первые годы Советской власти". Четвертые и вовсе полагают, что история потребительского кредитования в России началась с начала 2000-х годов, обосновывая свою точку зрения якобы отсутствием до этого нормативных документов, регулирующих данный институт кредитования.

В течение последних 15 лет развитие банковского сектора России было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны приводили к крушению крупнейших кредитных институтов (например, кризис 1998 год). Особенностью деятельности российских банков являлось то, что сфера этой деятельности была традиционно в обслуживании крупных корпоративных клиентов, прежде всего в нефтяной и металлургической сфере, а также осуществление операций на финансовых рынках. В 90-е годы важную роль играло и участие в обслуживании бюджетных платежей. В этой связи важнейшие функции кредитных институтов страны, связанные с обслуживанием физических лиц и малых и средних предприятий были развиты лишь на начальном уровне.

В современной рыночной экономике России существенно изменилась структура денежных доходов и расходов населения. В частности увеличился временной интервал накопления денежной суммы. В связи с этим возросла роль потребительского кредита, призванного устранить временной разрыв между потребностью в получении товаров или услуг и возможностью их оплаты.

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций. Уже сейчас рынок кредитования населения развивается ускоренными темпами. То есть потребительское кредитование становится одним из наиболее динамичных направлений развития банковского сектора, что связано в первую очередь с потребностью банков в новых прибыльных кредитных продуктах. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования, таких как автомашины, бытовая техника и т. п.

Кредит стимулирует развитие производственных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширенного производства на основе на основе достижений научно-технического прогресса. Кредит способен оказывать активное влияние на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег.

Возникнув как случайное явление, кредит расширял сферу своего функционирования, становился объективной необходимостью, выражающей постоянные связи между участниками кредитных отношений.

На сегодняшний день существует большое разнообразие форм, классификаций и видов потребительского кредитования. Так, потребительские кредиты делятся на две основные группы: кредит на цели и кредит на неотложные нужды.

Кредит на цели выдается на приобретение конкретного вида товара. В этом случае денежные средства не выдаются на руки заемщику, потому что все расчеты производятся между продавцом и банком по безналичной форме расчета.

Относительно кредита на нужды, то его основная особенность заключается в том, что он выдается на руки заемщика в качестве денежных средств на неотложные нужды. Максимальная сумма по таким кредитам, как правило, достаточно высока.

В зависимости от срока кредитования, заем может быть долгосрочным (срок кредита более пяти лет), среднесрочным (кредит сроком от одного года и

до пяти лет), краткосрочным (кредит сроком менее одного года). Ставки по потребительским кредитам выставляются каждым финансово-кредитным учреждением самостоятельно.

Особенности потребительского кредита заключаются в том, что он может быть обеспеченным и необеспеченным (бланковым). Обеспечение кредита осуществляется через залог (движимого и недвижимого имущества), поручительство или гарантии. Безусловно, обеспечение кредита не гарантирует его обязательное погашение, однако риск его непогашения в любом случае значительно снижается. Банковские программы имеют различные виды и формы потребительского кредита.

К основным формам потребительского кредита относятся: Покупка в рассрочку (применятся при продаже товаров длительного применения: бытовой техники, автомобиля, мебели); Кредитные и расходные карточки; Автоматически возобновляемые ссуды (аналог кредитных карточек); Персональные ссуды; Овердрафт (форма кредита, при предоставлении которого списываются средства со счета клиента); Скоринг (быстрая выдача кредитного займа).

Виды потребительского кредитования имеют несколько основных вариантов:

- Единовременный потребительский кредит. Один из популярных видов потребительского кредита. Имеет универсальный характер, может быть выдан банком любому дееспособному заемщику, но в установленных банком размерах. Величина займа рассчитывается на основе общей оценки, исходя из платежеспособности заемщика.

- Возобновляемый потребительский кредит. Так же данный вид кредита называют отсрочкой по предоставлению кредитуемых денежных средств. Суть данного кредита заключается в получении денежных средств не сразу, а в течение какого-то определенного периода, оговоренного кредитным договором, в течение которого заемщик может рассчитывать на полное предоставление кредитной суммы.

- Потребительское кредитование на недвижимость. Отличие данного вида кредита от ипотечного кредитования заключается в том, что при потребительском кредите на недвижимость приобретаемое жилье не становится залоговым имуществом для банка.

- Потребительский кредит на приобретение товаров. Данный кредит заемщик получает при приобретении товара непосредственно в торговом учреждении, реализующем те или иные потребительские услуги или товары. При этом у торговой организации в обязательном порядке предварительно должен быть заключен договором с банком-кредитором.

- Потребительское кредитование на платные услуги. Данный кредит предоставляется заемщикам, которые желают воспользоваться платными услугами третьих лиц, например туристические, образовательные, медицинские услуги.

- Потребительское доверительное кредитование. Данный вид кредита относится к займам для добросовестных плательщиков ссуды. Выдается он в том случае, когда у заемщика уже имеется положительная кредитная история, и он обратился за выдачей последующего кредита в тот же самый банк-кредитор. У некоторых кредитных учреждений имеются специальные кредитные продукты для добросовестных заемщиков, для которых, при соблюдении небольших формальностей, выдается доверительный кредит.

- Потребительское кредитование для молодых семей. Данный кредит выдается зарегистрированным заемщикам, возраст которых не превышает тридцати лет. Данный вид кредита может быть как универсальным, так и целевым.

- Потребительское кредитование для пенсионеров. Данный вид кредита имеет многоцелевой характер, который предоставляется только той категории граждан, которая достигла пенсионного возраста, но при этом продолжает работать.

- Потребительское кредитование под обеспечение материальных ценностей (ломбардный кредит). Основная особенность данного кредита

состоит в том, что при выдаче денежных средств банком не учитывается платежеспособность заемщика, поскольку в залоговое обеспечение банка передаются материальные ценности, принадлежащие заемщику.

Самым популярным видом являются кредиты на неотложные нужды (иначе их еще называют кредит наличными). Их предлагают практически все банки. Кредит этого вида предоставляется, как правило, физическим лицам и является многоцелевым, что освобождает заемщика от необходимости документально подтверждать, каким именно образом были израсходованы предоставленные банком средства. Объектами кредитования в данном случае являются личные нужды физического лица.

Получить такой кредит может практически любой дееспособный гражданин РФ в возрасте от 21 до 70 лет с постоянной регистрацией в любом регионе присутствия банка. В большинстве банков кредит на неотложные нужды предоставляется гражданам на срок до пяти лет в любой валюте. Деньги выдаются наличными или кладутся на пластиковую карту.

Кредит этого вида в основном характеризуется невысокими суммами, предоставляемыми в качестве кредита заемщику, а также повышенными процентными ставками. К примеру, «Райффайзенбанк» предлагает кредит от 91 тыс. до 750 тыс. руб. по ставке от 20,5 %, а Сбербанк предлагает кредит на срок 2-5 лет под процентную ставку 18,5-24,5% в зависимости от срока погашения.

Лимит кредита зависит от величины ежемесячного дохода. По неписаным правилам банки выдают кредиты на неотложные нужды исходя из такого расчета: ежемесячный взнос в счет погашения кредита не может превышать 40% дохода заемщика.

По способу погашения кредиты на личные нужды делятся на кредиты разового погашения и кредиты с рассрочкой платежа. Первый вид подразумевает, что заемщик должен выплатить банку всю сумму плюс проценты через определенное, оговоренное кредитной организацией время. Более популярен второй вид, предусматривающий ежемесячное или ежеквартальное погашение задолженности вместе с процентами. В этом случае

составляется график платежей, согласно которому заемщик обязан каждый месяц выплачивать некоторую сумму в течение всего срока кредитования.

Для сохранения текущей прибыли банки начинают постепенно смягчать требования к заемщикам. Ставки по потребительским кредитам остаются примерно на том же уровне, что и годом ранее (график 1). Согласно опросу «Эксперта РА», только четверть банков повысили процентные ставки по потребительским кредитам в первом полугодии 2012 года, тогда как больше половины заявили, что ставки не менялись либо снизились. В 2013 году 19% опрошенных кредитных организаций планируют повысить ставки, у трети банков таких планов нет.

Рисунок 1 - Средневзвешенные ставки по кредитам, предоставленным физическим лицам [1]

Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным физическим лицам, от 31 до 90 дней (в рублях)

Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным физическим лицам, от 91 до 180 дней (в рублях)

Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным физическим лицам в рублей, от 181 дня до 1 года (в рублях)

Для сохранения текущей рентабельности банки начинают постепенно смягчать условия кредитования и требования к потенциальным заемщикам. Необходимость роста бизнеса и поддержания доходности потребует выход в новые, более рискованные (и, как следствие, еще более прибыльные) сегменты, которые сегодня являются «вотчиной» микрофинансовых организаций.

Несмотря на наличие конкурентов, здесь для банков сосредоточен значимый потенциал.

Однако рост рынка за счет смягчения требований в системах риск-менеджмента банков - рискованная модель развития розницы. Неудивительно, что чрезмерные темпы роста беззалогового потребительского кредитования в отдельных банках вызывают опасения со стороны регулятора.

Активное развитие рынка потребительского кредитование происходит благодаря эффекту отложенного спроса.

Положительную динамику демонстрируют показатели объема потребительского кредитования за 1 квартал 2013 года: по сравнению с данными за аналогичный период 2012 года выросли объемы потребительского кредитования на 32,3%.

В течение последних двух с половиной лет наблюдается умеренный рост доли потребительского кредитования в кредитном портфеле банков. Так, по итогам 1-го квартала 2010 года доля потребительского кредитования составила 15,9%, по итогам 2010 года — 17,7%, по итогам 2011 года — 19,1%, на 1 июня

2012 года — 24,1%.

Почти третья часть всех потребительских кредитов, выданных в России с января по май 2012 года, пришлась на Центральный федеральный округ, Приволжский ФО и Сибирский ФО.

Динамика сегмента товарных потребительских кредитов 2012 год успешна для автомобильного рынка России, во втором квартале наблюдается устойчивый рост российского автомобильного рынка.

Несмотря на высокие процентные ставки, беззалоговые кредиты остаются одним из популярных видов потребительского кредитования: в последние годы наблюдается положительная тенденция объемов данного вида кредитования российскими банками.

Исследование AnalyticResearchGroup показало, что 25 исследуемых банков предлагают 100 различных программ экспресс-кредитования. В большинстве представленных программ не требуются залоги и поручительства.

Средние процентные ставки по беззалоговым кредитам на сегодняшний день находятся в диапазоне 55,7-60%. [2]

На начало 2013 года сохранилась положительная динамика развития рынка банковских пластиковых карт. Популярность карт росла с каждым годом, чему способствовали динамичное развитие инфраструктуры по приему к оплате банковских карт и новации в сфере платежных технологий, связанные с расширением спектра банковских услуг с их использованием. На 01 января

2013 года количество активных банковских карт составило 238 млн. ед.

Анализ тарифов и условий обслуживания пластиковых карт 20-ти крупнейших банков России по объему эмиссии в 2011 году показал, что 31,9% программ процентные ставки по кредитам, предоставляемым в рамках кредитных карт, находятся в диапазоне 17,6—20,0%.

По условиям трети программ минимальный размер кредита по кредитным картам не превышает 10 000 руб. В большей части программ максимальный размер кредитного лимита по кредитным картам находится в диапазоне 400001—500000 руб.

Кредит стал настолько популярен среди населения, что уже сегодня основной поток заявок на кредиты поступает от клиентов, имеющих несколько действующих кредитов. Постоянная заимка денег вызывает зависимость у населения.

Закредитованность заемщиков способна привести к тому, что в периоды экономического спада занятые у банков деньги могут оказаться невозвратным.

Таким образом, среди основных тенденций развития современного рынка потребительского кредитования в России можно выделить: увеличение объема продаж торговыми организациями; увеличение объемов потребительского кредитования по сравнению с кредитованием юридических лиц; качественное изменение структуры рынка розничного кредитования населения (увеличение доли ипотечного кредитования в общем объеме выданных потребительских кредитов за счет целенаправленной государственной политики, улучшения инфраструктуры рынка; рост объемов

кредитов на образование); рост числа участников рынка потребительского кредитования, ведущий к повышению уровня конкуренции в данной сфере; получение банками стабильно высокой прибыли; увеличение покупательской платежеспособности; увеличение клиентской базы, как для банков, так и для торговых организаций; повышенные риски невозврата денежных средств, для банков; значительные переплаты за товары/услуги, которые покупает клиент в кредит.

Хотелось бы отметить, что, по мнению специалистов, в 2013 году темпы прироста рынка потребительского кредитования могут замедлиться до 45-55%. Лидеры рынка вряд ли сознательно пойдут на принятие рисков закредитованности заемщиков, а активность особо «смелых» игроков будет намеренно ограничивать регулятор. [3]

Преобладающими направлениями деятельности на данном рынке в ближайшем будущем станут нецелевое кредитование при помощи пластиковых карт, автокредитование и ипотека. Желательно также изменение структуры потребительских кредитов в сторону увеличения доли долгосрочных ссуд.

На сегодняшний день ключевыми проблемами развития и эффективного функционирования российского рынка потребительских кредитов является рост числа невозвратов по кредитам, фактическое отсутствие механизмов, с помощью которых банки каким-либо образом могли повлиять на этот процесс (недостаток кредитной информации о заемщиках, неполное предоставление информации в кредитных договорах и т.д.).

Так же очень проблематичен высокий уровень процентных ставок по кредитам. Это объясняется неразвитостью механизмов их снижения.

Следующей проблемой считается получение многими гражданами зарплаты «в конвертах». Сокрытие полной суммы доходов уменьшает шансы на получение кредита.

На Западе и в Америке банки еще несколько лет назад настраивали своих заемщиков на долгосрочные отношения, предлагая им кредитные карты и займы на более крупные займы. В России этот опыт начинает только

практиковаться. И до сих пор потребители не доверяют кредитам по овердрафту. А ведь долгосрочные отношения с банком могут гарантировать снижение процентных ставок на последующие кредиты. реальные доходы населения, как правило, расходящиеся с документально подтвержденными, что приводит к неправильной оценке его платежеспособности.

Возможно в этом сокрыта проблема того, что структура пассивов банков ориентированная в основном на краткосрочные ссуды, в то время как для развития ипотечного и образовательного кредитования необходимы долгосрочные займы.

События, произошедшие в декабре 2006 года (появление базы кредитных историй на «черном» рынке), показали, что степень защиты кредитной информации недостаточна, в результате чего доступ к ней стал практически свободным.

Кредитные бюро в России как высоконадежное хранилище кредитной информации теряют свою актуальность. Это обусловливает необходимость не столько повышения защищенности информации, хранимой в бюро кредитных историй (БКИ), сколько изменение структуры ее сбора и накопления.

Еще одним настораживающим моментом является тот факт, что практически уже вся платежеспособная часть населения оформила потребительские кредиты. Однако эти факторы должны волновать кредитные учреждения. Для потенциальных заемщиком данная ситуация интересна тем, что некоторые банки будут вынуждены (для увеличения своих объемов по потребительским кредитам) снижать требования при оформлении и выдаче кредитов. Реальная угроза для банков заключается в этом случае в том, что данная тенденция может привести к повышенному росту безнадежных и проблемных кредитов.

В России пока нет действенной и эффективной системы по взысканию долгов, поэтому рост объема невозвращенных кредитов может стать для многих банков большой проблемой и принести ряду кредитных учреждений финансовые проблемы, замедляя при этом рост всего кредитного сегмента.

Поэтому, можно сказать, что перспективы потребительского кредитования очень неоднозначны.

Для потенциальных заемщиков, с одной стороны, складывающаяся ситуация является наиболее приемлемой и удобной формой получения потребительского кредитования для приобретения необходимых товаров (услуг). Для банковского же сектора, с другой стороны, рост числа невозвращенных кредитов является сдерживающим фактором, замедляющий рост сегмента и влияющий на возможность общего очередного кризиса банковской системы.

Для развития программ по перспективным видам потребительского кредитования банкам необходимо: снижение процентных ставок (как фактор повышения спроса); повышение доли сбережений в стране, необходимых для изменения структуры пассивов банков; страхование финансовых рисков под возможные потери; создание кредитных бюро на всей территории России: наиболее важной задачей реформирования рынка потребительского кредитования является совершенствование российской системы кредитных бюро.

В ближайшее время ожидается среди кредитных учреждений острая конкуренция за добросовестного заемщика. Это будет касаться предложений для заемщиков по индивидуальным финансовым условиям, упрощению и быстроте оформления кредитных займов для определенной категории потребителей, в том числе активное развитие удаленных каналов банка (колл-центры, банкоматы, интернет-банкинг).

На кредитном рынке будут появляться банковские продукты, которые сориентированы на отдельные сегменты, интересные клиентам банка-кредитора, а также пакетные программы, сочетающие в своих предложениях одно решение кредитного продукта по сниженной цене с разнообразными дополнительными банковскими услугами и сервисами.

Иначе говоря, некоторые банки начинают потихоньку практиковать банковское предложение, которое заключается в улучшении условий

потребительского кредитования единичных заемщиков за счет установления персональных процентных ставок и других условий кредитования в зависимости от того, к какой категории платежеспособности относится заемщик. Исходя из этого, максимально выгодные условия будут предлагаться заемщикам с хорошей кредитной историей и высоким уровнем финансовой состоятельности.

Поэтому, подводя итог, следует отметить, что перспективы потребительского кредитования в России таковы, что в текущем году банки будут сотрудничать далеко не с каждым клиентом, захотевшим взять нецелевой потребительский кредит или другой вид кредитного займа. А только с теми из них, кто будет способен гарантировать свою хорошую репутацию и финансовую дисциплину.

Список использованных источников

1. Розничный риск-менеджмент: скрытая угроза - Обзор РА

«Эксперт» [Электронный ресурс.] - Режим доступа:

http://www.raexpert.ru/researches/banks/potrebcred 2012/part2/ (дата обращения:

10.05.2013).

2. Рынок потребительского кредитования РФ [Электронный ресурс.] -

Режим доступа: http://www.analyticgroup.ru/news/?id=88 (дата обращения:

10.05.2013).

3. Потребительское кредитование в России: опасная гонка - Обзор РА

«Эксперт» [Электронный ресурс.] - Режим доступа:

http://raexpert.ru/editions/bulletin/10 10 12/potrebkred 2012.pdf (дата обращения:

10.05.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.